Научная статья на тему 'Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия и интегрирования'

Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия и интегрирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1730
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное регулирование / несоциальное регулирование / интегрированная юрисдикция / правовое регулирование / авторское право / искусство и право. / social regulation / non-social regulation / integrated jurisdiction / legal regulation / copyright / art and law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышкин Александр Викторович

В статье исследуются формы взаимодействия изобразительного искусства и права, анализируется интегрирование их регулирующего влияния на поведение людей. Обосновывается, что изобразительное искусство может как усиливать регулирующий эффект права, так и ослаблять его. Кроме того, изобразительное искусство оказывает самостоятельное регулирующее воздействие на поведение людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine arts and law: forms of interaction and integration

The article discusses the forms of interaction between fine arts and law, analyzes the integration of their regulatory impact on human behavior. It is proved that the fine arts can both strengthen the regulatory effect of law and weaken it. In addition, the visual arts have an independent regulatory impact on human behavior.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия и интегрирования»

УДК 340.149

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10406

Малышкин Александр Викторович Alexander V. Malyshkin

кандидат юридических наук, доцент, председатель Владимирский областной суд (600022, Владимир, ул. Разина, 22б)

candidate of sciences (law), associate professor, chairman

Vladimir regional court (22b Razina st., Vladimir, Russian Federation, 600022)

E-mail: law33region@yandex.ru

Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия

и интегрирования

Fine arts and law: forms of interaction and integration

В статье исследуются формы взаимодействия изобразительного искусства и права, анализируется интегрирование их регулирующего влияния на поведение людей. Обосновывается, что изобразительное искусство может как усиливать регулирующий эффект права, так и ослаблять его. Кроме того, изобразительное искусство оказывает самостоятельное регулирующее воздействие на поведение людей.

Ключевые слова: социальное регулирование, несоциальное регулирование, интегрированная юрисдикция, правовое регулирование, авторское право, искусство и право.

The article discusses the forms of interaction between fine arts and law, analyzes the integration of their regulatory impact on human behavior. It is proved that the fine arts can both strengthen the regulatory effect of law and weaken it. In addition, the visual arts have an independent regulatory impact on human behavior.

Keywords: social regulation, non-social regulation, integrated jurisdiction, legal regulation, copyright, art and law.

Связь права и искусства отметили еще древнеримские юристы. Цельс Младший (II в. до н. э.) провозгласил: «jus ars boni et aequi» - «право - искусство добра и справедливости». Право и искусство, являясь результатами интеллектуального труда людей в конкретных исторических условиях, отражают уровень общественного развития, воздействуют на общество, направляя его движение в том или ином направлении. Право оперирует категориями, содержание которых в полной мере раскрывается только человеку, понимающему искусство, чувствующему свойственные искусству гармонию, пропорции, выразительность, образность, совершенство. К таким правовым категориям относятся, например, «соразмерность», «разумный баланс интересов сторон», «про-

порциональность», «справедливость», «добросовестность», «существенность» и др.

С помощью искусства в целом и изобразительного искусства в частности каждый человек вовлекается в огромное информационное поле, в котором хранятся, накапливаются и передаются художественно-эстетические и духовные категории культуры, в том числе правовой культуры.

В настоящей статье рассмотрим формы взаимодействия изобразительного искусства и права и проанализируем интегрирование их мотивирующего и регулирующего влияния на поведение людей.

Человек 85-90% информации получает через зрение [1, с. 100], в связи с чем художественно-изобразительная деятельность с древнейших времен сопутствует развитию человека, явля-

© Малышкин А.В., 2018

ясь формой отражения и познания действительности, а также постижения и выражения внутреннего мира человека. Начиная с наскальных рисунков первобытных людей, совершенствуясь в каноничных образцах Древнего Египта и академических творениях Древней Греции и Рима, получив гуманистический импульс в период Возрождения, впитав в себя особенности классицизма, романтизма, реализма, модерна, сюрреализма, супрематизма, кубизма, импрессионизма, неоклассицизма, соцреализма и компьютерной графики, изобразительное искусство доказало, что оно является важной частью жизни человека и его сущностной потребностью, взаимодействующей со многими социальными явлениями, в том числе с правом.

Первой формой взаимодействия изобразительного искусства и права является защита и охрана правом произведений изобразительного искусства и интеллектуальных прав на них.

К произведениям изобразительного искусства законодатель в части 1 статьи 1258 ГК РФ относит произведения живописи, графики, дизайна, скульптуры, комиксы, графические рассказы. Указанный перечень является открытым, к произведениям изобразительного искусства могут быть отнесены и иные объекты, например, инсталляции и татуировки.

Произведения изобразительного искусства согласно российскому гражданскому законодательству являются объектами авторского права (ст. 1259 ГК РФ). Способы защиты личных неимущественных, а также исключительных прав на произведения изобразительного искусства закреплены соответственно в статьях 1251 и 1252 ГК РФ.

Так, общество с ограниченной ответственностью «Маша и Медведь» обратилось в суд с иском к С. о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав, указав в обоснование, что в магазине ответчика был реализован товар - заколки для волос с изображением мультипликационных персонажей «Маша и Медведь», исключительные имущественные права на которые принадлежат истцу. Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 7 февраля 2017 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 16 мая 2017 года, в пользу истца с ответчика взыскана компенсация за нарушение исключительных прав в размере 10 тыс. рублей [2].

Автором может быть создано произведение изобразительного искусства, противоречащее

нормам права, морали, религиозным правилам, иным социальным регуляторам. Например, 21 апреля 2015 года в Перми на стене одного дома было обнаружено изображение распятого на кресте Юрия Гагарина. Автор изображения А. Жунев объяснил, что таким рисунком он выразил совпадение двух праздников - православной Пасхи и Дня космонавтики - в один день. На следующий день рисунок был закрашен [3].

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за хищение предметов, имеющих особую историческую, художественную или культурную ценность, в том числе произведений изобразительного искусства (ст. 164 УК РФ), за невозвращение на территорию Российской Федерации произведений изобразительного искусства, относящихся к культурным ценностям (ст. 190 УК РФ), за их контрабанду (ст. 226.1 УК РФ), за изготовление порнографических изображений несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ), за уничтожение или повреждение произведений изобразительного искусства, относящихся к объектам культурного наследия (ст. 243 УК РФ), и др.

Для решения ряда диагностических и идентификационных задач (определение времени создания произведения, его подлинности, автора и т. д.) при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями, мошенничеством (подделкой) произведений изобразительного искусства, их контрабандой, уничтожением и повреждением произведений искусства, по делам о нарушении авторских прав проводятся экспертизы произведений изобразительного искусства. По объекту исследования экспертизы произведений изобразительного искусства подразделяются на экспертизы: плоскостных изображений (экспертиза живописи, графики, фотографии), произведений скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладных изделий [4, с. 9].

Другой формой взаимодействия права и изобразительного искусства является правовое регулирование использования произведений изобразительного искусства посредством запрещения, обязывания, дозволения, рекомендации или поощрения их использования.

Так, в Российской Федерации запрещено демонстрирование в качестве изображений нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государ-

ственном гербе Российской Федерации» обязывает использовать Государственный герб Российской Федерации с соблюдением требований этого закона [5].

Что касается юридических дозволений (разрешений) использования произведений изобразительного искусства, то, например, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1291 ГК РФ лицо, приобретшее произведение изобразительного искусства, на котором оно изображено, вправе без согласия художника и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также публично показывать, воспроизводить и распространять это произведение без цели извлечения прибыли.

Рекомендательное и поощрительное воздействия права на изобразительное искусство выражается, например, в материальном и ином стимулировании создания произведений изобразительного искусства. Так, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» учреждена ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, присуждаемая в том числе за лучшие произведения изобразительного искусства, посвященные Великой Отечественной войне (ст. 4) [6].

Следующей формой взаимодействия изобразительного искусства и права является отражение в произведениях изобразительного искусства правовой действительности, включающей как материальные аспекты (органы власти, деятельность юристов, правоохранительные органы и т. п.), так и идеальные стороны (правовые идеи, правосознание, правовая культура и т п.).

Юридическая действительность широко представлена в произведениях художников и скульпторов, в частности, в работах И. Босха, П. Брейгеля, В. Ван Гога, Ф. Гойи, А. Дюрера, Ж. Давида, Н.Н. Ге, В.Е. Маковского, И.Е. Репина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова и др. Что касается архитектуры, то здания судов проектируются с учетом необходимости придания обстановке торжественности, величия и строгости.

В картине «Утро стрелецкой казни» В.И. Суриков отразил ряд теоретических и практических правовых проблем. Художник, симпатизируя стрельцам, являющимся частью народа, поместил их на передний план картины, зритель

становится соучастником происходящего и невольно задается вопросом: «Справедливо ли поступает государство со стрельцами?». Исследователи считают, что на картине показаны два пути развития страны: с левой стороны - старая феодальная система, справа - новый европейский «прогрессивный» путь [7, с. 124]. Но в глубине левой части картины - строй солдат и виселицы. Неужели это та неизбежная расплата за революционную ломку вековых устоев и модернизацию? Художник дает зрителю возможность самому ответить на вопросы о нравственном выборе человека, о роли личности в истории, о морали, государстве и праве, о том, насколько справедливо государство.

Если внимательно присмотреться к картине Д.Г. Левицкого «Екатерина II - Законодательница в храме богини Правосудия», то за парадным и величественным образом Екатерины II как просвещенной императрицы-законодательницы скрывается образ помещицы, сосредоточившей в своих руках всю полноту власти: законы изображены у ног Екатерины II, стоящей над ними; в Фемиде воплощается образ замученной крестьянки, уставшей от произвола и насилия в стране; орел показан как страж самодержавия и крепостничества.

Отражение юридической действительности в изобразительном искусстве обогащает представления о праве, его содержании,деятельности юристов.

Право и изобразительное искусство имеют еще одну форму взаимодействия: регулирование поведения людей.

Общий способ влияния изобразительного искусства на действие права состоит в том, что произведения изобразительного искусства в целом формируют у человека чувство гармонии, тягу к прекрасному, общую культуру, чуткость и способность понять внутренний мир других людей, что формирует у человека потребность соблюдать социальные нормы, в том числе нормы права, ценить их как результаты общественного развития, тем самым изобразительное искусство способствует повышению эффективности правового регулирования.

Произведения изобразительного искусства могут усиливать либо ослаблять действие правовых регуляторов. Кроме того, произведения изобразительного искусства способны непосредственно действовать на эмоции, чувства, взгляды, настроение и поведение людей.

К произведениям изобразительного искусства, оказывающим непосредственно мотиви-

рующее воздействие на человека, относятся плакаты. В отечественном культурном наследии особое место занимают советские плакаты, наглядно, лаконично, обращаясь непосредственно к адресату, эмоционально, ярко и доступно разъясняющие многие вопросы общественной жизни, воздействующие на сознание людей в целях побуждения к определенной деятельности. Как отмечал, исследуя русский революционный плакат, В.П. Полонский, социалистическая революция победила не штыками, а печатным станком [8, с. 409].

В 20-е, 30-е годы ХХ века важную роль в развитии советского плаката сыграли А.А. Дейне-ка, Г.Г. Клуцис, Л.М. Лисицкий, Ю.И. Пименов, А.М. Родченко и др.

Плакатное искусство, имея возможность охватить самые широкие аудитории и «достучаться» до сердца каждого, являлось средством агитации и пропаганды, а также прививало общечеловеческие ценности свободы, патриотизма, социальной справедливости, честности, порядочности и др. Для учебных заведений выпускались плакаты о важности прилежного обучения и успеваемости в учебе, о правильном поведении и дисциплине, образцовых октябрятах и пионерах, являющихся примером для всех детей. Создавалось большое количество плакатов, посвященных технике безопасности на производстве, о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также техники безопасности в быту (при пользовании электроприборами, газовым оборудованием, водопроводами), о необходимости вести здоровый образ жизни и соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Безусловно, большое значение в плакате имеет вербальный текст, по отношению к которому изобразительный компонент может быть как дополняющим, так и самостоятельно мотивирующим. Так, на плакате «Долой пьяниц!» текст: «Долой пьяниц! Заявим громко. От пьяниц только хулиганство и поломка!» дополняется изображением рабочего, который в нетрезвом состоянии ломает станок и деталь, разливая на них бутылку водки. В данном случае и текст, и изображения могут использоваться самостоятельно. Другой известный плакат антиалкогольной направленности «Нет!», на котором мужчина уверенно отказывается от предлагаемой рюмки водки, является примером восприятия текста только с изображением, без которого текст утрачивает смысл.

Текст на плакате (лозунги) может быть повествовательным («Мы требуем мира»), вопро-

сительным («Ты записался добровольцем?», «Где деньги? А семье?», «Ты выполнил свой план?»), восклицательным («Мое счастье зависит от ваших успехов!»), побудительным, то есть содержащим просьбу, приказ, прямой призыв («Родина-мать зовет!», «Не лги никогда!», «Убрать урожай до единого зерна!»). Последний тип плакатов обладает наибольшим убеждающим эффектом, заставляет встряхнуться, собрать все силы и работать (действовать) с полной самоотдачей ради общего блага.

В наши дни плакаты в первоначальной, бумажной форме распространены хотя и в меньшей степени, но продолжают использоваться для мотивации поведения людей. Например, размещаемые на баннерах на автомобильных трассах плакаты «Тебя ждут дома!», «Папа, не спеши!» и другие, сопровождающиеся изображением детей, оказывают непосредственное воздействие на водителя, побуждают соблюдать Правила дорожного движения.

В начале XXI века большое распространение получила такая форма распространения информации, как интернет-мемы, которые могут быть выражены как в высказывании, так и в изображении или видеоряде. Термином «мем» (meme), впервые употребленным профессором Оксфорда Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген», называется «единица культурной информации», способная «размножаться».

Основой интернет-мемов могут быть «фотожабы» - разновидности монтажа изображения с помощью растрового или векторного графического редактора. Создаваемое посредством монтажа изображение носит, как правило, карикатурный характер. Название «фотожаба» происходит от названия редактора Adobe Photoshop, наиболее часто использующегося для создания таких изображений. Фотожабы могут создаваться стихийно или целенаправленно. Целенаправленные фотожабы могут иметь идеологический подтекст и являться средством формирования общественного мнения и воздействия на сознание и поведение людей.

Разновидностями современного плаката (постера) и формой интернет-мемов являются демотиваторы. Первоначально демотиваторы пародировали мотивирующие плакаты, содержали сюжеты и подписи, формирующие атмосферу обреченности, ненужности, бессмысленности, абсурдности происходящего. Целью таких изображений было формирование грусти, уныния, печали. Например, один из демо-

тиваторов содержит изображение потертого ластика с надписью: «Доверие как стиратель-ная резинка. С каждой ошибкой становится все меньше и меньше». Часто для усиления эпатирующего эффекта в демотиваторы включают нецензурную лексику.

По мере своего развития демотиваторы стали включать также сюжеты общесоциальной направленности, фактически превратив их в вид социальной рекламы, пропагандирующей традиционные ценности и правильное поведение. Например, один из демотиваторов содержит изображение автомобиля, стоящего на тротуаре со слоганом на заднем стекле: «Спасибо деду за Победу!», к стеклу прилеплена бумажка с надписью: «Дай деду пройти по тротуару». Такой демотиватор побуждает зрителя с уважением относиться к пешеходам, соблюдать правила парковки автомобилей. Кроме того, большое распространение получили юмористические, философские, самопрезентационные демотиваторы [9, с. 28].

В настоящее время исследователи понимают под демотиватором изображение, сопровождающееся вербальным комментарием (текстом, слоганом), который интерпретирует изображение особым образом [10, с. 39].

Структурно демотиватор включает изображение в черной рамке, по нижнему полю которого выполнен текст белым или желтым шрифтом. В Интернете есть специальные ресурсы, содержащие базы демотиваторов, например, сайт rusdemotivator.ru.

Проведенные социальные исследования показывают, что демотиваторы очень популярны среди молодежи, в первую очередь внимание адресата привлекает изображение, а вербальный компонент неотделим от изображения, играя важную роль для восприятия смысла де-мотиватора в целом [11, с. 76]. Демотиваторы непосредственно воздействуют на поведение людей, их потенциал может быть использован при правовом регулировании общественных отношений в рамках интегрирования права и изобразительного искусства.

Таким образом, основными формами взаимодействия изобразительного искусства и права являются: защита и охрана правом произведений изобразительного искусства и интеллектуальных прав на них; правовое регулирование создания и использования произведений изобразительного искусства посредством запрещения, обязывания, дозволения, рекомендации или поощрения; от-

ражение в произведениях изобразительного искусства правовой действительности; усиление либо ослабление действия правовых регуляторов; непосредственное воздействие на поведение людей.

Произведения изобразительного искусства в целом формируют у человека чувство гармонии, тягу к прекрасному, общую культуру, чуткость и способность понять внутренний мир других людей, что формирует у человека потребность соблюдать социальные нормы, в том числе нормы права, ценить их как результаты общественного развития, тем самым изобразительное искусство способствует повышению эффективности правового регулирования.

Примечания

1. Степанов В.П, Борисова А.И. Зрительное восприятие и изобразительное искусство // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 100-108.

2. Определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 16 мая 2017 г по делу № 33-1790/2017 // Архив Владимирского областного суда.

3. Полиция заинтересовалась «распятым космонавтом» на стене пермской многоэтажки. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=2500828 (дата обращения: 13.09.2018).

4. Пискунова Е.В. Криминалистическое обеспечение расследования преступлений в сфере искусства: судебно-искусствоведческая экспертиза: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 217 с.

5. Собрание законодательства РФ. 2000. № 52. Ч. 1, ст. 5021.

6. Собрание законодательства РФ. 1995. № 21, ст. 1928.

7. Вишневский В.П Право в изобразительном искусстве // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции / сост. Т.А. Кочемасова, Н.Н. Мухина. Ярославль: Филигрань, 2015. Вып. 1. С. 122-129.

8. Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 408-411.

9. Лутовинова О.В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 3. С. 28-36.

10. Касьянова Ю.А. Типы демотиваторов в современном социальном дискурсе // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2013. № 2 (14). С. 39-45.

11. Воронина О.А., Чэнь С. Демотиватор как новый тип креолизованных текстов (специфика компонентов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (40). С. 76-79.

Notes

1. Stepanov V.G., Borisova A.I. Visual perception and fine arts. Pedagogy and psychology of education, 2015, no. 4, pp. 100-108. (In Russ.)

2. Resolution of the judicial collegium of civil cases of the Vladimir regional court of 16.05.2017, case no. 33-1790/2017. Archive of the Vladimir regional court. (In Russ.)

3. The police is interested in the "crucified astronaut" on the wall of the Perm high-rise building. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2500828 (accessed 13.09.2018). (In Russ.)

4. Piskunova E.V. Forensic support of investigation of crimes in the field of art: forensic art expertise: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2013. 217 p. (In Russ.)

5. Collection of legislative acts of the RF, 2000, no. 52, part 1, art. 5021. (In Russ.)

6. Collection of legislative acts of the RF, 1995, no. 21, art. 1928. (In Russ.)

7. Vishnevsky V.G. Law in fine. Art and law: trends and forms of integration / comp. T.A. Kochemasova, N.N. Mukhina. Yaroslavl: Filigran. Pabl., 2015, vol. 1, pp. 122-129. (In Russ.)

8. Danilova Yu.Yu., Nurieva D.R. Soviet posters as a means of visual-verbal political agitation. World of science, culture, education, 2015, no. 2 (51), pp. 408-411. (In Russ.)

9. Lutovinova O.V. Demotivator as a type of network creativity. Bulletin of Volgograd state university. Series 2: Linguistics, 2016, vol. 15, no. 3, pp. 28-36. (In Russ.)

10. Kasyanova Yu.A. Types of demotivators in modern social discourse. Theory of language and intercultural communication, 2013, no. 2 (14), pp. 39-45. (In Russ.)

11. Voronina O.A., Chen S. Demotivator as a new type of creolized texts (specificity of components). Philological Sciences. Theory and practice, 2014, no. 10-3 (40), pp. 76-79. (In Russ.)

3 i CD CD О

a

3

£ CD

I 3 3

3 CD

£ о >3 CD

<o

О §

3 CD

CD

a о

•8-o

CD CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a с

3

CD CD

0

1

О 3 CD

0

1

-a §

3 n CD

£

О §

0Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.