А.М. Галкина
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРИТ-АРТА (Статья)
Аннотация. В статье рассматриваются объекты стрит-арта как произведения изобразительного искусства. Изучены проблемы осуществления авторских прав на произведения стрит-арта, проводится различие между легальными и нелегальными произведениями стрит-арта, рассмотрены доводы об отсутствии необходимости правового регулирования сферы стрит-арта.
Ключевые слова: стрит-арт; право интеллектуальной собственности; авторское право; произведение искусства; право собственности.
А.М. Galkina. Legal issues of street art. (Article)
Abstract. The article considers the works of street art as pieces of art. The problems of the use of copyright on works of street art are studied and the difference between legal and illegal street art is discussed. Also the article describes the theory about absence of necessity of legal regulation of the sphere of street art.
Keywords: street art; intellectual property right; copyright; piece of art; property right.
Понятие стрит-арта. Стрит-арт - направление в современном изобразительном искусстве, имеющее ярко выраженный урбанистический характер и подразумевающее нанесение художником изображения на частную или публичную собственность1.
1 См.: Стрит-арт. - 2015. - Режим доступа: http://contemporary-artists.ru/ street_art.html
Особенностью этого направления является использование городских территорий для различного рода арт-проектов. Для стрит-арта характерна актуальность, злободневность: большая часть таких произведений направлена на выявление проблем современного общества. Популярность стрит-арта растет, и во многих городах мира, в частности Бристоле, Вифлееме, Тайчжуне, проводятся экскурсии по местам наиболее известных граффити1.
Стрит-арт как произведение изобразительного искусства. Согласно ГК РФ, произведение, чтобы быть охраноспособным, должно существовать в объективной форме и быть создано в результате самостоятельного творческого труда. Произведения стрит-арта отвечают названным признакам. Кроме того, им присущи такие черты изобразительного искусства, как материальная форма, уникальность, художественность, изобразительность2. Следовательно, произведения стрит-арта охраноспособны с точки зрения ст. 1225 ГК РФ, в п. 1 которой в перечне объектов интеллектуальных прав упоминаются произведения изобразительного искусства.
Правовая природа нелегальных произведений стрит-арта. Одной из главных проблем сферы стрит-арта является защита произведений, созданных нелегально (на объекте собственности без согласия собственника)3.
Существует две точки зрения по поводу действия авторских прав на произведения нелегального стрит-арта. Сторонники первой из них, например В. А. Удалкин, говорят о том, что поскольку в данном случае автор нарушает общие принципы гражданского права, злоупотребляет своим правом, произведению должно быть отказано в защите4. Создание нелегального стрит-арта может квалифицироваться как административное правонарушение (ст. 7.17, 20.1 КоАП РФ) и даже преступление (ст. 167, 213, 214 УК РФ)
1 См.: Smith C.Y.N. Street art: Ап analysis under U.S. intellectual property law and intellectual property's Negative space theory // DePaul journal of art, technology a. IP law. - Chicago, 2015. - Vol. 24, N 2. - P. 263.
2 См.: Павлова Е.А. Авторское право на произведения изобразительного искусства: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984. - С. 20.
3 См.: Graffiti and intellectual property law? - 2016. - July. - Mode of access: http://linkilaw.com/blog/where-does-graffiti-fall-under-intellectual-property-law
4 См.: Удалкин В.А. Граффити: Порча имущества или объект авторского права? - Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=1209
и наказываться штрафом, обязательными или исправительными работами.
Существует и другая точка зрения. Так, Селия Лерман считает, что если стрит-арт соответствует минимальным требованиям охраноспособности, он должен быть защищен авторским правом даже в том случае, когда изображение выполнено нелегально; поскольку авторское право касается только нематериальной части произведения, правонарушения художника в отношении материального объекта нанесения граффити не должны исключать его защиту авторским правом1. По мнению C. Лерман, административные и уголовно-правовые санкции являются достаточным наказанием для тех, кто нелегально рисует граффити; лишение их авторских прав было бы ненужным дополнением2.
Однако следует помнить, что права художников на стрит-арт ограничены. Действительно, авторское право распространяется только на нематериальный аспект произведения, в то время как права на его физическое воплощение остаются у собственника3. Получается, что художники не имеют права на материальную составляющую своих произведений, а владелец здания не может заявить иск о нарушении авторского права, так как он не приобретает авторские права на произведение.
С другой стороны, авторы нелегального стрит-арта могут осуществлять право на защиту целостности и неприкосновенности произведения в отношении третьих лиц, так как им художники не причиняют вреда своими действиями.
Таким образом, в доктрине существует мнение, что произведение стрит-арта соответствует минимальным требованиям охраноспособности и может быть защищено авторским правом.
Согласие собственника как ключевой элемент для признания стрит-арта легальным. Ключевое значение для признания стрит-арта легальным имеет согласие собственника имущества, на котором размещено произведение. При наличии согласия собственника создание произведения стрит-арта не порождает санкций в отношении художника.
1 См.: Smith C.Y.N. Op. cit. - P. 296.
2 Ibid. - P. 316.
3 См.: Lerman C. Protecting artistic vandalism: graffiti and copyright law // New York university journal of intellectual property a. entertainment law. - N.Y., 2013. - Vol. 2, N 2. - P. 312.
Тем не менее согласие собственника на создание произведения не всегда гарантирует соблюдение прав художников. В контексте данной проблемы можно рассмотреть дело о центре стрит-арта 5 РвШг в Нью-Йорке. Произведения стрит-арта были нанесены на здание с согласия собственника. Позднее собственник решил разрушить принадлежащую ему постройку и возвести на ее месте два новых многоэтажных здания, что влекло за собой уничтожение всех произведений стрит-арта. Художники обратились в суд, тем не менее их иск не был удовлетворен. Через несколько дней после данного решения владелец здания закрасил все произведения стрит-арта на еще не разрушенном здании. Он аргументировал свои действия тем, что, по его мнению, уничтожение произведений должно было привести к окончанию спора. Судья Блок, выносивший решение по делу, неоднократно критиковался в правовой литературе, в том числе в статье Сусанны Фишер1.
По мнению С. Фишер, произведения стрит-арта, пользующиеся «признанным авторитетом», имеющие социальную и культурную ценность, должны охраняться. Проблема состоит в том, что зачастую судьи сами решают, достойно ли то или иное произведение защиты, вместо того чтобы привлечь к делу искусствоведа. Поэтому существует опасность, что «нетрадиционным» формам искусства не будет обеспечена охрана, хотя они и представляют социальную и культурную ценность.
Таким образом, даже наличие согласия собственника не всегда гарантирует, что права автора произведения стрит-арта будут в полной мере защищены.
Личные неимущественные права авторов на произведения стрит-арта. Российское законодательство выделяет следующие личные неимущественные права авторов:
1) право авторства (п. 1 ст. 1265 ГК РФ);
2) право на имя (п. 1 с. 1265 ГК РФ);
3) право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ);
4) право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ);
5) право на неприкосновенность произведения (п. 1 ст. 1266 ГК РФ).
1 См.: Fischer S.F. Who's the vandal? The recent controversy over the destruction of 5 Pointz and how much protection does moral rights law give to authorized aerosol art? // John Marshall review of intellectual property law. - Chicago, 2015. - Vol. 14, N 3. - P. 326-356.
Право авторства. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Согласно этой же статье, автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
Основными проблемами в данной сфере являются присвоение и приписывание авторства на произведения. В качестве примера можно привести случай, когда произведение стрит-арта без согласия автора было использовано в индустрии моды: спор между брендом Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) и художниками Ре-воком (Revoke), Рэйсом (Reyes) и Стилом (Steel). Роберто Кавалли для одного из платьев использовал созданную группой художников картину без их согласия, дополнительно поставив под рисунком свою подпись, чем нарушил право авторства художников1. То, что произведение находится в месте, доступном для всеобщего обозрения, не означает, что его можно без согласия автора использовать в коммерческих целях, а тем более - присваивать авторство.
Право на имя. Суть данного права заключается в возможности автора произведения самостоятельно выбирать, под каким обозначением будут существовать его произведения. Автор может использовать и разрешать использование своих произведений под собственным именем, псевдонимом или коллективным псевдонимом. Данное право играет ключевую роль в творчестве уличных художников. Подавляющее большинство райтеров стремится скрыть свое настоящее имя, поэтому выбирает для себя определенный псевдоним. В сфере уличного искусства такой псевдоним называется «тег». Многие райтеры, чье настоящее имя до сих пор неизвестно, стали популярными не только среди уличных художников, но и в международном сообществе. В качестве примера можно привести такую культовую фигуру, как художник стрит-арта, творящий под псевдонимом Бенкси. Бенкси является одним из наиболее известных райтеров, его работы находят признание по всему миру, а в 2016 г. под псевдонимом Бенкси вышла книга «Wall and Piece» («Стена и мир»).
Право на обнародование и отзыв произведений. Согласно ст. 1268 ГК РФ, правом на обнародование произведения считается право осуществить действие или дать согласие на осуществление
1 См.: Уличные художники обвинили Роберто Кавалли в воровстве. -2014. - Режим доступа: https://www.buro247.kz/fashion/news/ulichnye-khudozhniki-obvinili-roberto-kavalli-v-vorovstve.html
действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Произведения стрит-арта можно считать обнародованным в момент создания, непосредственно в момент завершения их авторами.
Право на обнародование произведения обратимо. Это осуществляется посредством права на отзыв произведения, которое в ст. 12б9 ГК РФ определено как право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Интерес представляет собой то, в какой мере право на отзыв может быть реализовано по отношению к произведениям стрит-арта.
Согласно ст. 12б9 ГК, право на отзыв может быть осуществлено только самим автором произведения до фактического обнародования произведения. Как было сказано выше, обнародование произведений стрит-арта происходит непосредственно в момент их создания. Следовательно, применительно к произведениям стрит-арта нельзя говорить о возможности осуществления автором права на отзыв. Это, конечно, не означает, что художник не может удалить или закрасить свое произведение по согласованию с собственником объекта, на который оно нанесено.
Одной из ключевых особенностей стрит-арта является его недолговечность. Стрит-арт может быть удален под воздействием естественных природных явлений, посредством действий коммунальных служб или других художников.
Право на неприкосновенность произведений. Смысл права на неприкосновенность произведения, согласно ст. 12бб ГК РФ, заключается в том, что внесение изменений, сокращений и дополнений в произведение, снабжение произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями не допускается без согласия автора.
Применительно к произведениям стрит-арта смысл данного права заключается в том, что у автора существуют правомочия для защиты произведения от различных воздействий: нанесений рисунков, пометок другими художниками, иными лицами, какое-либо иное искажение произведения.
Так, известен случай, когда певица Кэти Перри появилась на публике в платье из коллекции Москино (Moschino), в дизайне которого было без согласия автора использовано граффити художника Джозефа Тирни (Joseph Tierney), творящего под псевдонимом Райм (Rime). Более того, создатель платья - дизайнер Джереми
Скотт - нанес собственные наброски поверх рисунка, чем нарушил еще и право автора на неприкосновенность произведения1.
Исключительные права. Следует рассмотреть исключительные права на произведения стрит-арта, суть которых заключается в использовании автором своего произведения любым не запрещенным законом способом и получении прибыли от реализации своего произведения.
Основной проблемой охраны обнародованных произведений является использование их третьими лицами в коммерческих целях. Согласно ст. 1276 ГК РФ, произведения стрит-арта не могут быть использованы третьими лицами с целью извлечениями прибыли.
Примером незаконного использования произведения стрит-арта в коммерческих целях является спор между художницей Майей Хайюк, с одной стороны, и певицей Сарой Бареллис и брендом Coach - с другой. Бареллис использовала граффити Хайюк как основное изображение в своих рекламных и промоматериалах без согласования с автором. Хайюк подала в суд и взыскала с обоих ответчиков по 150 тыс. долл.2 Интерес представляет вопрос о том, как этот спор был бы разрешен по российскому праву. Очевидно, что произведение Хайюк является произведением изобразительного искусства и было неправомерно использовано без согласия автора. Так, согласно ст. 1229 ГК РФ: «Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Статья 1276 ГК РФ допускает свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. Следовательно, в подобном случае иск автора был бы удовлетворен.
1 См.: Intellectual property law, trademarks, copyright, and fashion. 2017 / Gray E., Watts R., Chapman S., Cooke J. - Mode of access: http://threadnz.com/ fashion/intellectual-property-law-trademarks-copyright-and-fashion-2/
2 См.: Elie Muralist Maya Hayuk sues Sara Bareilles and Coach for copyright infringement. - 2014. - Mode of access: http://www.boweryboogie.com/2014/08/ muralist-maya-hayuk-sues-sara-bareilles-coach-copyright-infringement/
В качестве другого примера можно рассмотреть конфликт певицы Кайзы и уличного художника, творящего под псевдонимом Джейми Хеф. Хеф обвинял Кайзу в неправомерном использовании его граффити. Речь шла о клипе певицы на песню Hideaway, где на заднем плане в кадре появляется работа Хефа. В данном случае произведение Хефа не являлось основным объектом воспроизведения, оно лишь случайно попало в кадр. Несмотря на то что видео было снято с коммерческой целью, вряд ли можно говорить о том, что именно произведение Хефа послужило причиной успеха видео. Кроме того, если проводить параллели с российским правом, важно обратить внимание на п. 2 ст. 1276 ГК, согласно которому допускается свободное использование изображений произведений архитектуры. В данном случае основной целью изображения и основным объектом изображения являлось здание, но не произведение Хефа. В этом состоит отличие данного казуса от казуса «Баррелис и Коач против Хайюк», так как в «казусе Хайюк» основным объектом изображения являлось именно произведение стрит-арта.
Право доступа. Право доступа не относится ни к исключительным, ни к личным неимущественным правам, так как его содержание состоит во вторжении в право собственности на вещь, в которой воплощено произведение изобразительного искусства; посредством права доступа автору как бы передается часть правомочия собственника по пользованию произведением-вещью в конкретных определенных законом пределах. Право доступа есть право автора изобразительного произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности воспроизводить свое произведение. По мнению В.А. Удалкина, автор в процессе реализации права доступа осуществляет право на воспроизведение произведения1.
Применительно к произведениям стрит-арта право на доступ может быть легко реализовано автором, так как работа изначально находится в местах, открытых для всеобщего доступа. Спор может возникнуть в том случае, если собственник здания каким-либо образом закроет доступ к изображению. В таком случае автор вправе требовать, чтобы собственник допустил его к своему произведению. С другой стороны, если стрит-арт был создан нелегально, собственник объекта сможет противопоставить требованию автора
1 См.: Удалкин В.А. Интеллектуальные права на произведения изобразительного искусства: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 171.
заявление о том, что его предъявление является злоупотреблением правом.
Необходимость правовой защиты произведений стрит-арта. Несмотря на то что стрит-арт, как было показано выше, соответствует признакам охраноспособности, в доктрине существует мнение о том, что сфера стрит-арта является своеобразным исключением и не нуждается в правовом регулировании.
Некоторые ученые считают, что уличное искусство относится к художественному направлению, регулирование которого правом интеллектуальной собственности не только не способствует творчеству художников, но и препятствует ему. Применительно к данной сфере можно говорить об обычае как источнике норм, так как нормы поведения, касающиеся отношений между рейтерами, разрабатывались на протяжении всего периода существования граффити самими райтерами и не были закреплены в законодательстве.
Аналогичную точку зрения высказывает Элизабет Розенблатт в статье «Теория негативного пространства в сфере интеллектуального права»1. По мнению Э. Розенблатт, индустрия стрит-арта идеально вписывается в пространство со слабым регулированием нормами права интеллектуальной собственности. Автор считает, что творческую индустрию можно отнести к сфере слабого правового регулирования в следующих случаях: 1) когда целью творчества является вознаграждение, которое не зависит от исключительных прав; 2) когда существует высокая заинтересованность общественности или создателя в свободном доступе к произведению без ущерба для творчества; 3) когда исключительное право может нанести ущерб дальнейшему творчеству; 4) когда художники предпочитают инвестировать ресурсы в дальнейшее творчество, а не в охрану или обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Постепенное разрушение и непостоянность данных произведений искусства мотивируют их создателей к тому, чтобы генерировать новые идеи и поддерживать такую черту стрит-арта, как «соответствие событиям действительности»2. Отсутствие правового регулирования не будет препятствовать созданию уличного искусства, стрит-арт продолжит процветать и без поддержки какими-либо экономическими стимулами.
1 Цит. по: Smith C.Y.N. Op. cit. - P. 283.
2 Ibid. - P. 287.
Тем не менее большая часть деятелей юриспруденции и культуры придерживается мнения о том, что правовое регулирование сферы стрит-арта необходимо, несмотря на то что это достаточно «вольное» направление в искусстве. Так, например, Селия Лерман считает, что правовая защита стрит-арта не только не приведет к увеличению количества нелегальных произведений, но и мотивирует художников к тому, чтобы находить больше легальных мест для изображения граффити.
Заключение. Сфера стрит-арта в данный момент стала очень популярной. Уличное искусство выходит на новый уровень, райтерами создаются уже не просто надписи и примитивные изображения на стенах, но настоящие картины.
Следовательно, дальнейшее развитие правового регулирования института «нетрадиционного искусства» неизбежно. Необходимо в процессе правоприменения совершенствовать способы защиты прав авторов на произведения современного искусства и стрит-арта в частности.
Несмотря на отсутствие специального законодательства о стрит-арте, на него распространяются нормы авторского права на произведения изобразительного искусства. Тем не менее правоприменителю необходимо помнить и об особенностях такого искусства, как стрит-арт.
В тех случаях, когда для регулирования отношений по поводу произведений стрит-арта норм законодательства об авторском праве и обычаев окажется недостаточно, пробелы могут быть восполнены с учетом общих принципов гражданского права, в частности: принципа незлоупотребления правом, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления гражданских прав, справедливости и других.