Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОРГАНЫ ВЛАСТИ КРЫМСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КРЫМСКОЙ АССР'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОРГАНЫ ВЛАСТИ КРЫМСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КРЫМСКОЙ АССР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИКИ / СКУЛЬПТОРЫ / АРХИТЕКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ / КРЫМСКАЯ АССР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилюк Марина Николаевна

Тема государственной политики в области изобразительного искусства Крымской АССР на данном этапе является малоизученной, многие аспекты взаимоотношений органов власти и представителей изобразительного искусства не исследованы. Конечно же, рассмотрение региональной политики Крымской АССР в этой области возможно лишь в контексте решений и постановлений правительства в общесоветском масштабе. Однако, как и в любом другом регионе, диалог власти и искусства имел в Крымской АССР ряд своих особенностей. Их изучение позволит существенно дополнить не только историю полуострова в межвоенный период, но и осветить достаточно важные вопросы региональной политики в области изобразительного искусства в СССР. Помимо этого, в процессе исследования уточняются факты в биографиях многих художников и скульпторов, работавших в Крыму в 1920-30-х гг., а также открываются ранее неизвестные имена. В статье рассмотрен период второй половины 1930-х гг. Отправной точкой служит создание 17 января 1936 г. Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР - отдельного органа власти, в ведение которого входило управление искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINE ARTS AND AUTHORITIES OF THE CRIMEAN ASSR IN THE SECOND HALF OF THE 1930S. DEPARTMENT OF ARTS UNDER THE COUNCIL OF PEOPLE’S COMMISSARS OF THE CRIMEAN ASSR

The topic of state policy in the field of fine arts of the Crimean ASSR is poorly studied at this stage, many aspects of the relationship between authorities and representatives of fine arts have not been studied. Of course, consideration of the regional policy of the Crimean ASSR in this area is possible only in the context of government decisions and resolutions on an all-Soviet scale. However, as in any other region, the dialogue between government and art had a number of peculiarities in the Crimean ASSR. Their study will significantly complement not only the history of the peninsula in the interwar period, but also highlight quite important issues of regional policy in the field of fine arts in the USSR. In addition, the research clarifies the facts in the biographies of many artists and sculptors who worked in the Crimea in the 1920s and 30s, and also reveals previously unknown names. The article considers the period of the second half of the 1930 s. The starting point is the creation on January 17, 1936 of the All-Union Committee for the Arts under the Council of People's Commissars of the USSR - a separate authority.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОРГАНЫ ВЛАСТИ КРЫМСКОЙ АССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КРЫМСКОЙ АССР»

ДЕБЮТ DEBUT

Интеллигенция и мир. 2022. № 3. С. 130—154. Intelligentsia and the World. 2022. No. 3. P. 130—154.

Научная статья УДК 7(091)(47)"193" DOI: 10.46725/IW.2022.3.7

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОРГАНЫ ВЛАСТИ КРЫМСКОЙ АССР

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг. УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КРЫМСКОЙ АССР

Марина Николаевна Гаврилюк

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Россия, maryna.havriliuk@gmail.com, https://orcid.org/ 0000-0001-7378-7180

Аннотация. Тема государственной политики в области изобразительного искусства Крымской АССР на данном этапе является малоизученной, многие аспекты взаимоотношений органов власти и представителей изобразительного искусства не исследованы. Конечно же, рассмотрение региональной политики Крымской АССР в этой области возможно лишь в контексте решений и постановлений правительства в общесоветском масштабе. Однако, как и в любом другом регионе, диалог власти и искусства имел в Крымской АССР ряд своих особенностей.

© Гаврилюк М. Н., 2022

Их изучение позволит существенно дополнить не только историю полуострова в межвоенный период, но и осветить достаточно важные вопросы региональной политики в области изобразительного искусства в СССР. Помимо этого, в процессе исследования уточняются факты в биографиях многих художников и скульпторов, работавших в Крыму в 1920—30-х гг., а также открываются ранее неизвестные имена.

В статье рассмотрен период второй половины 1930-х гг. Отправной точкой служит создание 17 января 1936 г. Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР — отдельного органа власти, в ведение которого входило управление искусством.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художники, скульпторы, архитекторы, Управление по делам искусств, Крымская АССР

Для цитирования: Гаврилюк М. Н. Изобразительное искусство и органы власти Крымской АССР во второй половине 1930-х гг. Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров Крымской АССР // Интеллигенция и мир. 2022. № 3. С. 130—154.

Original article

FINE ARTS AND AUTHORITIES OF THE CRIMEAN ASSR IN THE SECOND HALF OF THE 1930s. DEPARTMENT OF ARTS UNDER THE COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS OF THE CRIMEAN ASSR

Marina N. Gavrilyuk

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Russia, maryna.havriliuk@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7378-7180

Abstract. The topic of state policy in the field of fine arts of the Crimean ASSR is poorly studied at this stage, many aspects of the relationship between authorities and representatives of fine arts have not been studied. Of course, consideration of the regional policy of the Crimean ASSR in this area is possible only in the context of government decisions and resolutions on an all-Soviet scale. However, as in any other region, the dialogue between government and art had a number of peculiarities in the Crimean ASSR. Their study will significantly complement not only the history of the peninsula

in the interwar period, but also highlight quite important issues of regional policy in the field of fine arts in the USSR. In addition, the research clarifies the facts in the biographies of many artists and sculptors who worked in the Crimea in the 1920s and 30s, and also reveals previously unknown names.

The article considers the period of the second half of the 1930 s. The starting point is the creation on January 17, 1936 of the All-Union Committee for the Arts under the Council of People's Commissars of the USSR — a separate authority.

Keywords: fine arts, painters, sculptors, architects, Department of Arts, Crimean ASSR

For citation: Gavrilyuk, M. N. (2022), 'Fine arts and authorities of the Crimean ASSR in the second half of the 1930s. Department of arts under the Council of people's commissars of the Crimean ASSR', Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the World], no. 3: 130—154 (in Russ.).

Введение

Актуальность. Взаимоотношения органов государственной власти и представителей изобразительного искусства Крымской АССР в период предвоенного двадцатилетия прошли достаточно долгий период становления. Лишь во второй половине 1930-х гг. в структуре Совета Народных Комиссаров (СНК) Крымской АССР было создано Управление по делам искусств, в компетенцию которого входило и руководство делами изобразительного искусства. Именно Управлению предстояло наладить эту, одну из наиболее «отстающих», областей культуры.

На сегодняшний день крымскими исследователями в достаточно полной мере изучены вопросы, касающиеся наиболее известных художников, работавших в Крыму в 1920—30-х гг. — Н. С. Самокиша, К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина. Однако изобразительное искусство межвоенного периода, как и любая другая область культуры, не может рассматриваться вне политики. Открытыми остаются вопросы работы сектора изобразительного искусства Наркомпроса Крымской АССР, Союза Рабис, товарищества «Крымхудожник», а также Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР.

Постановка вопроса. Статья написана с целью всестороннего рассмотрения деятельности Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР в области изобразительного искусства. Основная среди поставленных задач — в хронологическом порядке отразить наиболее важные события в работе Управления со времени его основания в 1936 г. вплоть до 1940 г., когда создание Союза советских художников Крыма близилось к завершению. Помимо этого, важной задачей является изучение сложных взаимоотношений между Управлением, в ведении которого находилось изобразительное искусство, и представителями художественной интеллигенции Крымской АССР.

Источниковедческий обзор. Государственная политика в области изобразительного искусства в Крымской АССР, как и деятельность Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР, являются темами практически неизученными. В связи с этим, основными источниками для написания статьи служат архивные материалы и публикации в периодических изданиях межвоенного периода. Наиболее полный массив информации по теме содержится в Государственном архиве Республики Крым (ГАРК) в фондах Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР и Союза советских художников Крыма. Сведения из ГАРК дополнены материалами, хранящимися в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Не менее важным источником в исследовании деятельности Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР послужили периодические издания второй половины 1930-х гг. — газеты «Красный Крым» и «Крымский комсомолец».

Методология и методы исследования

При исследовании деятельности Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР, а также взаимоотношения органов власти и представителей изобразительного искусства, в качестве основного применялся хронологический метод, так как образование и деятельность Управления наиболее логично можно отразить в хронологической последовательности и в процессе развития. Использовался и проблемный подход, дающий

возможность исследовать наиболее сложные вопросы, с которыми в процессе работы приходилось сталкиваться Управлению. Помимо работы с архивными источниками, в процессе исследования был просмотрен достаточно большой объем газетного материала предвоенных лет, для систематизации которого применялся метод контент-анализа.

Основная часть

Создание Всесоюзного комитета по делам искусств

при СНК СССР

Во всесоюзном масштабе о состоянии культуры и искусства в середине 1930-х гг. можно судить по докладу В. И. Межлаука о народно-хозяйственном плане четвертого года второй пятилетки на II сессии ЦИК СССР. В числе прочего указывалось, что итоги 1935 г. отражают быстрый рост культурных потребностей населения в области искусства. А «план 1936 года предусматривает дальнейшее развитие сети зрелищных предприятий и художественного обслуживания трудящихся, особенно в индустриальных и национальных центрах и в колхозной деревне, более высокое качество этого обслуживания, повышение и улучшение материально-технической базы искусства, в особенности в области кинематографии и музыкального дела, и рост капиталовложений в искусст-во»1. В этом же докладе были изложены и планы, касающиеся проектирования и строительства новых театральных зданий, одно из которых в 1936 году было намечено и в Симферополе.

17 января 1936 г. постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, в связи с ростом культурного уровня трудящихся и необходимостью лучшего удовлетворения запросов населения в области искусств и в целях объединения всего руководства развитием искусств в Союзе Советских Социалистических Республик, образован Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК

1 План 4-го года 2-й пятилетки: доклад товарища В. И. Межлаука о народно-хозяйственном плане 1936 года на 2-й сессии ЦИК Союза ССР // Красный Крым. 1936. 16 янв.

СССР2. На вновь созданный орган государственной власти возлагались обязанности руководства всеми делами искусств, в подчинение ему передавались театры, киноорганизации, музыкальные, художественные, скульптурные и другие учреждения. А также учебные заведения, готовившие кадры работников театра, кино, музыки и изобразительных искусств. Согласно постановлению, при совнаркомах союзных и автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах образовывались управления по делам искусств, подчинявшиеся Всесоюзному комитету по делам искусств.

Председателем Комитета был назначен П. М. Керженцев3, а его заместителями стали Я. И. Боярский и Б. З. Шумяцкий4.

Управления и инспекции при Наркомпросе, в ведение которых ранее входило руководство искусством, были ликвидированы. Наркомпросу на передачу всех дел Всесоюзному комитету по делам искусств при СНК СССР давался срок до 15 февраля 1936 г. В приказе Народного комиссара просвещения РСФСР А. С. Бубнова № 53 от 2 февраля 1936 г. приводится внушительный перечень учреждений «со всеми находящимися при них подсобными предприятиями и хозяйствами», полномочия по руководству которыми передавались Всесоюзному комитету по делам искусств5. Наибольший процент из перечисленных учреждений составляли театральные, на втором и третьем месте — музыкальные и музейные, на последнем — находившиеся в подчинении Главной инспекции по изобразительному искусству.

В Положении о Всесоюзном комитете по делам искусств при СНК СССР6 приводится следующая его структура:

— Главное управление кинематографии;

— Главное управление театров;

— Главное управление музыкальных учреждений;

— Главное управление изобразительных искусств;

— Главное управление промышленных предприятий;

2 Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 962. Оп. 3. Д. 17. Л. 90—91 (далее: РГАЛИ).

3 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 17. Л. 89.

4 Там же. Л. 88.

5 Там же. Д. 20. Л. 36—41.

6 Там же. Л. 15—22.

— Главное управление учебных заведений;

— Управление капитального строительства;

— Отдел архитектуры;

— Планово-экономический отдел;

— Финансовый отдел;

— Спецотдел;

— Административно-хозяйственный отдел;

— Архив.

На Главное управление изобразительных искусств возлагалась организация художественных выставок, руководство художественными музеями и картинными галереями, охрана памятников искусства, содействие в развитии художественных ремесел и самодеятельности в изобразительном искусстве.

Создание Управления по делам искусств

при СНККрымской АССР

Тем временем в Симферополе разворачивается широкая дискуссия об архитектуре и перепланировке города. Связано это было с тем, что к постройке был запланирован не только упомянутый в докладе В. И. Межлаука театр (имеется в виду — крымскотатарский). В конце января 1936 г. в Симферопольском городском совете состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о месте для строительства Татарского государственного театра. Дабы будущий театр гармонично вписывался в общий проект перепланировки центра Симферополя, было решено провести все-крымский конкурс на лучший проект. К участникам конкурса выдвигались определенные требования: «При составлении проекта должен быть учтен выбор места для постройки: Дома правительства, здания панорамы Перекопа, татарского театра, здания кинотеатра и гостиницы. Каждый участник конкурса должен представить три эскиза в двух вариантах. Первый вариант — татарский театр в конце Советской улицы (за Домом культуры), а Дом правительства и здание панорамы — на центральной площади, где сейчас базар. По второму варианту — татарский театр и Дом правительства на центральной площади, а панорама в конце Советской»7.

7 Конкурс на лучший проект перепланировки центра Симферополя // Красный Крым. 1936. 26 янв.

В этом отношении интересен ряд статей, напечатанных в газете «Красный Крым» и освещавших ход Всекрымской конференции архитекторов. Она длилась три дня — с 7 по 9 марта. Ранее, 24 февраля, в «Красном Крыму» был помещен проект нового центрального морского, железнодорожного и автомобильного вокзала в Феодосии, разрабатываемый 1 -й планировочной мастерской Крым-госпроекта8. В рамках конференции состоялось открытие Первой Всекрымской выставки работ архитекторов Крыма, на которой как раз и были представлены конкурсные проекты перепланировки Симферополя. Довольно развернутый ее обзор был написан Арсеньевым9. Арсеньев сообщает, что значительное место на выставке было уделено конкурсным вариантам проекта фасада Татарского театра работы В. И. Ковальского, Б. И. Белозерского и Л. Г. Зотова. Важно обратить внимание на критические замечания в адрес этих архитекторов (в контексте надвигающихся репрессий 1937—1938 гг.). Арсеньев пишет: «Особо надо остановиться на архитектурных недостатках представленных проектов. Здание Татарского театра должно выражать торжество ленинско-сталинской национальной политики, огромные победы в строительстве национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Вместо разрешения этих задач, участники конкурса пошли по пути реставраторства старых архитектурных форм. Многие проекты представляют собой мешанину из восточной "экзотики". У иных проектировщиков советский татарский театр выглядит как средневековый костел. У других — как мечеть и т. д.»10 Дом правительства в Симферополе виделся автору статьи, как «сборище надерганных конструктивных форм». А кинотеатр им. Субхи (совместный проект В. И. Ковальского и С. З. Шевченко) напомнил «своим фасадом не здание советского кинотеатра, а интендантский склад».

Но вернемся к государственному строительству и созданию Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР.

8 Эскиз нового центрального морского, железнодорожного и автомобильного вокзала в реконструируемой Феодосии // Красный Крым. 1936. 24 февр.

9 Арсеньев. Симферополь завтра. На выставке проектов перепланировки и нового строительства в Симферополе // Красный Крым. 1936. 3 апр.

10 Там же.

Процесс создания Управления длился два месяца. Из доклада председателя СНК Крымской АССР А. А. Самединова на III сессии ЦИК Крымской АССР явствует, что на новое Управление возлагались большие надежды: «Расширяется и улучшается дело искусства. В 1936 г. в Симферополе будем строить татарский театр и новый кинотеатр. В Керчи Дворец культуры; будем расширять киносеть и озвучать ее в районах. Таким образом, по линии искусства наши ассигнования на 1936 г. значительно выше предыдущего года. Остается только НКПросу и будущему комитету искусства использовать эти средства, поднять качество работы так, чтобы вкладываемые государством средства в культурное строительство дали бы нам наибольший эффект»11.

В итоге, Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР было создано 13 марта 1936 г.12

Одной из основных задач как Всесоюзного комитета, так и Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР было содействие в развитии самодеятельного изобразительного искусства. Необходимо отметить, что ко времени создания Управления работа в этой области уже велась. В 1934 г. в фойе симферопольского кинотеатра «Юнг-Штурм» была организована Первая Всекрымская выставка самодеятельного искусства, открывшая имена таких художников, как М. А. Абселямов, И. Белицкий, И. Н. Головатый, В. Д. Колпаков, А. Н. Ярмухамедов, скульптор С. С. Карташов. 35 лучших работ Всекрымской выставки были отправлены в Москву на Первую Всероссийскую выставку художественной самодеятельности к VII Съезду Советов. Причем, некоторые из них были отмечены премиями. Например, вторую премию получил комсомолец из Сейтлера К. Н. Наголов, будущий изо-инспектор Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР. В ноябре 1935 г. открыта Вторая Всекрымская выставка самодеятельного искусства, посвященная 15-летию советизации Крыма.

11 Итоги выполнения народно-хозяйственного плана 1935 г. и план 1936 г.: доклад председателя Совета Народных Комиссаров КрымАССР тов. А. А. Самединова на III сессии ЦИК КрымАССР // Красный Крым. 1936. 29 февр.

12 Государственный архив Республики Крым. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1589. Л. 55 об. (далее: ГАРК).

По сути, Управление по делам искусств лишь продолжило эту деятельность, тем более что крымский Дом народного творчества входил в его структуру. В декабре 1936 г. открылась Третья Всекрымская выставка самодеятельного изобразительного искусства. Первой премией были отмечены работы Т. И. Афузова «Вид Алупки» и «Щорс в бою». И по традиции, лучшие работы отправлялись на всероссийские и всесоюзные выставки.

21 мая 1936 г. выходит постановление СНК СССР № 912 «О подготовке к Международной выставке в Париже в 1937 году»13. Общие установки Программы советского участия в Международной выставке в Париже 1937 г. «Искусство и техника в современной жизни» гласили: «Парижская выставка 1937 года совпадает с 20-летней годовщиной СССР. Отсюда — советский павильон должен продемонстрировать итоги соревнования двух систем: что сделала за 20 лет под руководством Коммунистической партии, под руководством Ленина—Сталина советская власть для улучшения материального положения и поднятия культурного уровня народов Союза СССР. Другой основной разрез диктуется программой выставки — «Искусство и техника в современной жизни». С этой точки зрения должно быть показано, что только в СССР все виды искусства и достижения техники служат украшению жизни широких масс трудящихся»14. Исходя из основных положений, четвертый зал выставки полностью отводился под живопись, скульптуру, графику и художественные ремесла. В разделе советского павильона, посвященного строительству городов и архитектуре, предлагался к демонстрации генеральный план и макет планировки Южного берега Крыма. Уже в сентябре 1936 года от Крымской АССР для советского павильона были отправлены лучшие образцы тканых изделий и вышивки, подготовленные под руководством К. Я. Рыбальской и при участии П. Я. Чепуриной15.

В течение 1936 г. Всесоюзным комитетом по делам искусств при СНК СССР разрабатывался план третьей пятилетки по искусству, согласно которому вплоть до 1942 г. должна была строиться деятельность Управления по делам искусств при СНК

13 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 17. Л. 55—63.

14 Там же. Л. 57.

15 Глаголев А. Н. На выставку в Париж. Работы крымских кустарей // Красный Крым. 1936. 23 сент.

Крымской АССР и должны быть определены основные направления в развитии крымского изобразительного искусства16.

На период третьей пятилетки были прописаны основные установки в развитии советского искусства. Для дальнейшего роста народного творчества предлагалось введение обязательного обучения искусству в общегосударственном масштабе. С помощью ряда мероприятий должны быть ликвидированы различия между городом и деревней — обучение искусству и творчество должны быть доступны каждому. Этим планировалось обеспечить подъем «национального по форме и социалистического по содержанию» искусства союзных и автономных республик и областей СССР.

Управление по делам искусств

при СНККрымской АССР в 1937 г.

1937 г. для Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР стал годом кадровых перемен.

Приказом № 19 по Управлению по делам искусств при СНК Крымской АССР от 16 февраля 1937 г.17 была утверждена структура Управления, включавшая следующие отделы:

1. Инспекторский отдел:

а) инспектор театров и театральных учебных заведений,

б) инспектор музыкальных учреждений,

в) инспектор по музеям, изо-искусству и архитектуре.

2. Планово-финансовый отдел.

3. Сектор учета распределения руководящих кадров.

4. Отдел по контролю за репертуаром и зрелищем.

5. Дом народного творчества.

6. Госэстрада и гастрольное бюро.

В это время пост начальника Управления занимает Карачик. Однако судя по «Докладной записке о состоянии искусства и работе Управления по делам искусств Крымской АССР»18 ситуация вскоре кардинально меняется: «В марте 1937 года решением Крымского Обкома ВКП(б) был освобожден от работы, как несправившийся, начальник Управления по делам искусств Крымской АССР

16 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 18. Л. 2—7.

17 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 12. Л. 12.

18 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 235. Л. 21—26.

т. Карачик. Снятия Карачика с работы требовали многие работники искусств Крымской АССР, соответствующее решение было вынесено даже активом работников искусств по итогам февраль-ско-мартовского пленума ЦК ВКП (б)». Карачик обвинялся в бездеятельности и администрировании в искусстве, чем совершенно подорвал авторитет Управления. В Докладной записке утверждалось, что новое руководство всеми силами старается перестроить методы работы, ранее характеризовавшиеся отсутствием и игнорированием политического руководства творчеством. Вероятно, Карачик был снят чуть позже, постановлением СНК КрымАССР от 8 апреля 1937 г. А 11—13 апреля состоялось собрание работников искусств, на котором было одобрено постановление Совнаркома Крыма о снятии Карачика19.

19 апреля временное исполнение обязанностей начальника Управления взял на себя А. Баккал (директор Крымского государственного татарского драматического театра)20.

Невзирая на кадровые перестановки и сложную ситуацию внутри Управления, художественная жизнь Крыма все же шла своим чередом. 23 февраля протоколом № 41 Всесоюзного комитета по делам искусств была утверждена проектно-сметная документация, составленная Крымгоспроекттрестом, на строительство Татарского театра в Симферополе21. А 15 и 16 марта в Крымском доме народного творчества состоялось совещание руководителей студий изобразительного искусства Феодосии, Керчи, Бахчисарая, Севастополя, Сейтлера и Симферополя, на котором была принята

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработанная Всесоюзным Домом народного творчества единая

22

программа по рисунку и живописи для студий и кружков .

1 июня 1937 г. в Управлении по делам искусств произошли сразу два назначения. Временно исполняющий обязанности А. Баккал был снят, а на должность начальника Управления назначен Х. З. Файзи23. Заместителем начальника Управления стал

19 Собрание работников искусств // Красный Крым. 1937. 16 апр.

20 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 12. Л. 28.

21 Там же. Оп. 2. Д. 3. Л. 1—2.

22 Совещание руководителей изостудий Крыма // Красный Крым. 1937. 20 марта.

23 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 12. Л. 39.

С. Н. Чукин — бывший начальник Управления по делам искусств Кировской области24.

Именно о Х. З. Файзи и С. Н. Чукине говорится в уже упомянутой Докладной записке, как о новом руководстве, которому с большим трудом приходится перестраивать методы работы Управления по делам искусств. Между прочим, упоминается, что в Крыму работает 135 художников, в их числе Н. С. Самокиш, К. Ф. Богаевский, А. Ф. и Л. Н. Гауши. «Управление по делам искусств не знает, над чем работают эти художники. На дому у художников, кроме как у Самокиша, не бывают. Совершенно не уделяется внимание творческой работе художников-татар»25. Основная задача крымского Управления виделась в усилении политического руководства творчеством. Важнейшим вопросом дальнейшей работы являлось развитие искусства крымских татар и тот факт, что «до сих пор в Крыму со всей политической остротой не поставлен вопрос о ликвидации последствий вредительст-

26

ва врагов народа в искусстве» .

Несмотря на все минусы и критические замечания в адрес Управления по делам искусств Крымской АССР, в 1937 г. реализуется идея, о необходимости которой говорилось не одно десятилетие. А именно — о создании в Крыму учебного заведения художественного профиля.

В советское время первой попыткой стало открытие в начале 1921 г. Феодосийских государственных художественных мастерских, организованных по типу высшей школы. Более удачным опытом явилось создание в 1923 г. Симферопольского техникума изобразительных искусств (ликвидирован в 1926 г.). На протяжении следующих десяти лет в Крыму работали лишь немногочисленные студии. Пока постановлением Совета Народных Комиссаров Крымской АССР от 28 июня 1937 г. художественная студия им. Н. С. Самокиша не была реорганизована в Государственное среднее художественное училище имени заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша. Исходя из приказов Управления по делам искусств, изначально должность заведующего

24 Там же. Л. 33.

25 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 235. Л. 22.

26 Там же. Л. 26.

учебной частью училища занимал Куртсеитов, а директора — К. Н. Наголов (с 8 февраля 1937 г. инспектор по изо и архитектуре Управления)27. Но уже в конце августа, сначала в качестве временно исполняющих обязанности, директором назначен Д. Ю. Богуславский (с 28 августа), а зав. учебной частью Е. М. Маркова (с 25 августа)28.

16 сентября 1937 г. на страницах «Красного Крыма» появляется заметка изо-инспектора К. Н. Наголова, в которой в общих чертах описана проделанная Управлением по делам искусств при СНК Крымской АССР работа29. Наголов указывает, что в течение 1937 г. в Крыму созданы четыре студии для самодеятельных художников — в Керчи, Севастополе, Ялте и Сейтлере. Особое внимание уделяется открытию художественного училища, точнее его задержке. По утверждению Наголова, связано это было с тем, что Симферопольский горсовет не смог обеспечить новое учебное заведение помещением. Переданное СНК Крымской АССР здание для училища и картинной галереи (ул. К. Либкнехта) так и не освободили от частных жильцов. Помимо этого, в заметке говорится еще об одном важнейшем событии в истории изобразительного искусства Крымской АССР: «В настоящее время проводится подготовительная работа к организации Союза советских художников в Крыму». Однако событие это на момент 1937 г. находится лишь в далекой перспективе.

Реализуя главнейшие направления своей деятельности в области политического руководства и контроля, приказом № 94 от 23 августа 1937 года Управление по делам искусств создает постоянно действующую экспертную комиссию для наблюдения за показом высококачественной и изъятия низкокачественной изо-продукции на территории Крымской АССР. В состав комиссии были включены: зам. начальника Управления С. Н. Чукин, изо-инспектор Управления К. Н. Наголов, управляющий товариществом «Крымхудожник» Умеров, художник Н. Н. Болдырев, скульптор Е. М. Маркова (на тот

27 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 12. Л. 58.

28 Там же. Л. 59.

29 Наголов К. Н. Изо-искусство в Крыму // Красный Крым. 1937. 16 сент.

момент еще не зав. учебной частью училища), художник А. В. Варфоломеев, архитектор Б. И. Белозерский30.

Завершение 1937 г. прошло для Управления по делам искусств под знаком очередной смены руководства. Х. З. Файзи был снят с работы приказом СНК Крымской АССР от 3 декабря. Временное исполнение обязанностей начальника Управления взял на себя Сергей Никитич Чукин31.

1938 г. Кадровые перестановки в Управлении.

Репрессии против архитекторов

К концу 1937 г. Управлением по делам искусств инициировано всестороннее обследование деятельности товарищества «Крымхудожник» (Симферопольского, Севастопольского и Ялтинского отделений). Итогом проверки стало «Постановление областного собрания уполномоченных товарищества "Крымху-дожник" о деятельности товарищества» от 15—17 января 1938 г.32 В нем речь шла о том, что товарищество не оправдало своей основной задачи, т. е. развития творческой деятельности крымских художников. Помимо этого полностью игнорировалась политика «выращивания кадров из местных коренных жителей Крымской республики». Часть Постановления касается работы Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР, где, наряду с критикой, отмечаются и положительные стороны.

Итогом областного собрания стал ряд пунктов, на которые товариществу «Крымхудожник» следовало обратить особое внимание. Причем, часть из них в документе помечена как выполненная. Товариществу предстояло довести до конца тщательную проверку кадров. Отмечалось, что в составе Правления и отделениях «Крымхудожника» «нашли себе приют ныне разоблаченные враги народа, буржуазные националисты» Шрайер и Е. В. Конопелько (Симферополь), С. К. Адлер (Ялта), Ю. И. и А. И. Шпажинские (Севастополь), а также «морально-разложившиеся» — Сосюра (Ялта). Как выполненный, помечен пункт о разграничении функций между Правлением

30 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 12. Л. 56.

31 Там же. Л. 92.

32 Там же. Ф. Р-4165. Оп. 1. Д. 1. Л. 1—4.

и Симферопольской организацией, для управления симферопольскими предприятиями выделен отдельный уполномоченный. Как невыполненные выделены: разрешение вопроса об организации производственных мастерских в Керчи и постоянно действующего магазина-выставки республиканского значения в Ялте, а также вопрос об организации Союза советских художников Крыма.

Тем не менее художественная жизнь Крымской АССР продолжалась. Более лояльные к советской власти и неравнодушные к судьбе крымского изобразительного искусства художники — В. О. Людовый, М. Б. Мазрухо, А. О. Анопьян, М. Н. Сикулер и А. Н. Глаголев — написали обширное коллективное письмо под названием «На правах бедных родственников. О профессиональном изобразительном искусстве Крыма», которое было напечатано в «Красном Крыму»33. Помимо уже привычного за прошедшие два года обвинения Управления по делам искусств в равнодушии, разгрому подверглись Рабис и товарищество «Крымхудожник». Последним вменяли отсутствие всякой помощи художникам, враждебное отношение к молодым национальным художникам, вменялось то, что штат товарищества сильно «раздут» и «съедает» всю прибыль организации, а в аппарате «Крымхудожника» работают люди, никакого отношения к искусству не имеющие. В заключении В. О. Людовый, М. Б. Мазрухо, А. О. Анопьян, М. Н. Сикулер и А. Н. Глаголев призвали Управление по делам искусств, наконец, задуматься над положением профессионального изобразительного искусства в Крыму.

5 мая 1938 г. в Управлении происходит новое назначение — заместителем начальника Управления по делам искусств становится И. И. Субботин34.

В структуре самого Управления также происходят изменения. Приказом № 77 от 20 мая 1938 г. организуется Совет при начальнике Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР35. Цель и задача Совета виделись в помощи Управлению

33 Людовый В., Мазрухо М., Анопьян А., Сикулер М., Глаголев А. На правах бедных родственников. О профессиональном изобразительном искусстве Крыма // Красный Крым. 1938. 9 апр.

34 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 17. Л. 48.

35 Там же. Л. 49.

в повседневной организационной, методологической и художественной работе36.

Вскоре на основании телеграфного распоряжения Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР приказом Управления создается еще одна комиссия, на сей раз, времен-ная37. Напомним, что еще в 1936 г. в Симферополе планировалась постройка нового здания для Татарского театра. И вот, спустя два года, создается комиссия для определения количества и качества выполненных Крымгосстройтрестом работ. Однако главная цель — установление конкретных мероприятий по консервации строительства театра на 1938 г. Как известно, Татарский театр в Симферополе так и не был построен.

Для архитектуры и архитекторов Симферополя 1938 г. стал переломным.

16 июля 1938 г. арестован Б. И. Белозерский по обвинению в шпионаже. 11 апреля 1940 г. он приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Б. И. Белозерский — наиболее известный симферопольский архитектор 1920—1930-х гг. После освобождения в 1943 г. он работает в тресте «Тагилстрой», а в 1944 г. получает назначение в Симферополь. Но, узнав, что должен будет работать с теми людьми, по доносу которых был репрессирован, Б. И. Белозерский просит назначение в Днепропетровск.

Четырьмя днями ранее Б. И. Белозерского по аналогичному обвинению в шпионаже арестован В. И. Ковальский. Следствие продолжается практически два года. В итоге 11 апреля 1940 г. В. И. Ковальский обвинен в шпионаже, во вредительской планировке застройки и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей38. Из мест заключения В. И. Ковальский так и не вернулся.

13 июля 1938 г., вслед за Ковальским, арестован по обвинению в шпионаже и вредительстве при проектировании инженер-архитектор «Крымгоспроекттреста» П. К. Кржижановский. 11 апреля 1940 года он приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей39. Как сложилась дальнейшая судьба архитектора — неизвестно.

36 Там же. Л. 53.

37 Там же. Л. 65.

38 Там же. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 07428.

39 Там же.

Последним, 18 июля 1938 года, арестован еще один симферопольский архитектор — Л. Г. Зотов. За вредительское планирование города он приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. После отбытия срока Л. Г. Зотов довольно успешно работает сначала в Магадане, затем во Владимире. К 1950 г. он становится одним из ведущих архитекторов города Владимира. 11 ноября 1951 г. Особым совещанием при Министре государственной безопасности СССР судимость с Л. Г. Зотова была снята.

В июле 1938 г. состоялась Первая сессия Верховного Совета Крымской АССР 1 -го созыва. На заседании 22 июля с речью выступил депутат И. Я. Максимов. Рассматривая общее состояние развития хозяйства и культуры Крымской АССР, он отмечал: «Всем известно, товарищи, какое огромное внимание уделяют правительство и партия вопросам развития искусств в нашей стране. Всем известно, какой любовью окружают работников искусства трудящиеся нашей страны. Я думаю, что всем известно, какую огромную роль играет искусство в деле коммунистического воспитания трудящихся». Максимов констатировал, что Управление со своими задачами не справляется и до сих пор не может объединить вокруг себя лучшие творческие силы. А исполняющий обязанности начальника Управления по делам искусств С. Н. Чукин не способен справиться с этой работой40.

На следующий день, 23 июля, последовал ответ М. И. Ибраимова в речи об образовании Правительства Крымской АССР — Совета Народных Комиссаров Крымской АССР: «Из-за неповоротливости, косности и бездеятельности Управления по делам искусств и его руководителя тов. Чукина этот важнейший участок культурной работы оказался у нас в Крыму наиболее отсталым. Представляя по вашему поручению свои предложения о составе правительства, я учел замечания и критику, которые имели место на сессии Верховного Совета в части работы начальника Управления по делам искусств тов. Чукина»41.

40 Первая сессия Верховного Совета Крымской АССР 1 -го созыва. Заседание 22 июля 1938 г. Речь депутата Максимова И. Я. // Крымский комсомолец. 1938. 26 июля.

41 Первая сессия Верховного Совета Крымской АССР 1 -го созыва. Заседание 23 июля 1938 г. Речь тов. М. И. Ибраимова об образовании

Незамедлительно, на основании постановления Первой сессии Верховного Совета Крымской АССР, Управлением издан приказ, согласно которому к исполнению обязанностей начальника Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР с 25 июля 1938 года приступил Г. Г. Чучкалов42.

Итоги своей работы за первое полугодие 1938 г. подвели и в «Крымхудожнике» на областном собрании товарищества, состоявшемся 29—31 июля. В постановлении по итогам собрания работа Правления «Крымхудожника» была признана неудовлетворительной. Обращалось внимание, что основной задачей товарищества является борьба за широкое развитие изобразительного искусства в Крыму и направление его на путь активного

43

содействия социалистическому строительству .

Уже 8 октября «в целях оказания производственно-творческой помощи художникам Крыма в их повседневной работе как творческой, так и производственной, для консультации и просмотра выпускаемой художественной продукции» приказом Управления по делам искусств при отделениях товарищества «Крымхудожник» в Симферополе, Ялте и Севастополе были созданы Художественные советы44.

Деятельность Управления по делам искусств

при СНККрымской АССР в 1939 и 1940 гг.

1939 г. для Управления по делам искусств при СНК Крымской АССР прошел в относительно спокойном темпе. Частые кадровые перестановки, характерные для предыдущих лет, в документах Управления не отражены. Исключение составляет лишь назначение нового инспектора по делам изо и временное отсутствие по состоянию здоровья начальника Управления Г. Г. Чучкалова.

Согласно приказу Управления от 8 апреля 1938 г. К. Н. Наголов освобождался от должности изо-инспектора45.

Правительства Крымской АССР — Совета Народных Комиссаров Крымской АССР // Крымский комсомолец. 1938. 28 июля.

42 ГАРК. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 17. Л. 88.

43 Там же. Ф. Р-4165. Оп. 1. Д. 1. Л. 8—10.

44 Там же. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 17. Л. 110.

45 Там же. Л. 31.

Замена ему была найдена лишь к концу 1939 г. Приказом от 29 октября инспектором по охране памятников и изо Управления по делам искусств был зачислен С. И. Аннапольский46. А через месяц, 29 ноября 1939 г. начальник Управления Г. Г. Чучкалов выбывает на лечение, в связи с чем его обязанности временно были возложены на заместителя — И. И. Субботина47.

16 мая 1939 г. был утвержден художественный совет товарищества «Крымхудожник» в составе: Н. С. Самокиш, А. Ф. Гауш, Фомина, А. А. Соколов, Л. Л. Гершзон, А. С. Ернев, М. С. Рыбников, З. З. Цивин, Ю. И. Шпажинский, А. П. Ефимов. Председателем художественного совета утвержден Л. Л. Гершзон48.

Видимо, учтя отрицательные отзывы о своей работе, товарищество «Крымхудожник» в 1939 г. решает провести выставку своих работ. В качестве выставочной площадки был выбран Алупкинский дворец-музей и назначено жюри — И. И. Субботин (председатель), З. З. Цивин, А. А. Соколов, М. С. Рыбников, А. С. Ернев, М. Н. Сикулер, Л. Л. Гершзон. Открытие предполагалось не позднее 10 июня49. Но приказом Управления по делам искусств ее открытие было разрешено лишь 1 июля50.

27 октября 1939 г. постановлением бюро Крымского обкома ВКП(б) были определены наиболее важные и первостепенные цели в области изобразительного искусства Крымской АССР. «В целях стимулирования дальнейшего развития изобразительного искусства в Крыму» Управлению по делам искусств при СНК Крымской АССР предлагалось организовать выставку крымских художников, посвященную 60-летию со дня рождения И. В. Сталина, и масштабную выставку к 20-летию освобождения Крыма. Помимо этого в ближайшем будущем должна была быть создана Картинная галерея произведений академика Н. С. Самокиша и организована закупка картин лучших советских художников для пополнения советских отделов крымских музеев. Так как художественное училище все еще испытывало трудности с помещением, Совету Народных Комиссаров давался десятидневный срок для решения этого вопроса,

46 Там же. Д. 23. Л. 170а.

47 Там же. Л. 181.

48 Там же. Л. 86.

49 Там же. Д. 23. Л. 80.

50 Там же. Л. 110.

причем в плане на 1940 г. должно было быть предусмотрено строительство нового здания для училища. Работа же по созданию Союза советских художников Крыма должна быть окончена Управлением по делам искусств и областным комитетом Рабис в ноябре-декабре 1940 г.51

Подготовка художественной выставки к 60-летию со дня рождения И. В. Сталина начинается незамедлительно. 19 ноября 1939 г. назначается комиссия по ее организации, куда вошли Л. Л. Гершзон, А. И. Полканов, А. А. Соколов, В. И. Спичак, Ю. И. Шпажинский и Шустер (председатель Правления товарищества «Крымхудожник»). Вся ответственность по подготовке этой выставки ложится на плечи изо-инспектора Управления по делам искусств С. И. Аннапольского52.

Выставка готовилась, без преувеличения, стахановскими темпами, так как уже 20 декабря 1939 г. в залах Симферопольской картинной галереи состоялось ее открытие. И. И. Субботин в своей докладной записке на имя Председателя Совнаркома Крымской АССР М. И. Ибраимова отчитывался об открытии выставки и сообщал, что это первая тематическая выставка художников Крыма.

Важнейшим и в течение ряда лет нереализованным для Управления по делам искусств был вопрос создания Союза советских художников Крыма. В уже приведенном здесь постановлении бюро Крымского обкома ВКП (б) от 27 октября 1939 г. создание Союза выделялось в первостепенные цели.

Итак, 13 февраля 1940 г. приказом Управления по делам утвержден состав оргкомитета Союза советских художников Крыма: Я. П. Бирзгал (председатель), Н. С. Самокиш, В. И. Спичак, М. С. Рыбников, Н. С. Барсамов, А. У. Устаев53.

17 февраля 1940 г. состоялось первое заседание оргкомитета Союза. Слушался доклад Я. П. Бирзгала о целях и задачах оргкомитета, о плане работы и о распределении обязанностей между членами оргкомитета. Помимо этого, рассматривался проект анкеты и проект типового устава, присланный из Всесоюзного Комитета по делам искусств. На Я. П. Бирзгала, помимо председательских обязанностей, были возложены функции ответственного

51 Там же. Ф. Р-4165. Оп. 1. Д. 2. Л. 1—4.

52 Там же. Ф. Р-3076. Оп. 1. Д. 23. Л. 176.

53 Там же. Ф. Р-4165. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

секретаря. В. И. Спичак должен был выявить и обследовать творческую деятельность скульпторов Крыма и собрать их биографические данные. А. У. Устаеву поручалось обследование творчества и сбор анкетных данных крымскотатарских художников. Н. С. Барсамов назначался ответственным за сбор материалов о профессиональных художниках Феодосии, Старого Крыма, Судака и Керчи. М. С. Рыбникову было поручено выявление и обследование творчества художников Симферополя54.

Президиум оргкомитета Союза Советских художников СССР своим постановлением от 8 мая 1940 г. утвердил состав оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР55. Уже на следующий день после утверждения начался прием в ССХ Крымской АССР.

На заседании оргкомитета Союза советских художников Крымской АССР 9 мая 1940 г. были приняты в члены ССХ — Н. А. Барышев, К. Ф. Богаевский, А. В. Варфоломеев, А. Ф. Гауш, А. Н. Глаголев, И. Н. Головатый, С. Я. Жилинский, А. О. Калафатов, П. В. Рыков, М. Н. Сикулер, А. А. Соколов; кандидатом в члены —

A. С. Ернев; воздержалась от приема В. Д. Колпакова56. 17 июня 1940 г. приняты в члены — М. П. Крошицкий, Д. А. Медведовский,

B. К. Яновский57. 20 ноября 1940 г. приняты в члены — А. П. Ефимов, М. А. Меркульева; кандидатами в члены (член оргкомитета ССХ СССР П. П. Соколов-Скаля высказался, после просмотра работ, за их принятие) — А. О. Анопьян, П. Г. Артамонов, Т. И. Афузов, Х. Н. Богоудинов, М. Т. Евдокименко, М. А. Живилло, Ф. З. Ильясов, М. Д. Колесов, П. М. Мясников,

C. К. Яровой58. Последним на заседании оргкомитета ССХ Крымской АССР 14 декабря 1940 г. в члены союза был принят А. И. Полканов59.

Все постановления оргкомитета ССХ Крымской АССР о принятии в состав членов и кандидатов были утверждены оргкомитетом ССХ СССР, за исключением одного пункта —

54 Там же. Д. 5. Л. 1—2.

55 Там же. Д. 3. Л. 8.

56 Там же. Д. 5. Л. 9—14.

57 Там же. Л. 15—18.

58 Там же. Л. 20—24.

59 Там же. Л. 25—26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Н. Глаголев был утвержден не членом, а кандидатом в члены. Таким образом, довоенный Союз советских художников Крымской АССР насчитывал в своем составе 34 художника, 22 члена и 12 кандидатов в члены ССХ.

Руководствуясь постановлением бюро Крымского обкома ВКП(б) от 27 октября 1939 г., положившим начало конкретным действиям по созданию ССХ Крымской АССР, начинается подготовка к наиболее значительному выставочному проекту в истории довоенного Союза художников Крыма — «Художественной выставки, посвященной 20-летию освобождения Крыма от белогвардейцев».

На протяжении 1940 г. в среде крымских художников шла активная подготовка к выставке, Оргкомитет старался привлечь наибольшее число участников, были организованы конференция крымских художников и совещание симферопольских скульпторов. Периодически проводился просмотр эскизов работ к предстоящей выставке.

К 24 ноября 1940 г. в помещении Крымского драматического театра им. М. Горького «Художественная выставка, посвященная ХХ-летию освобождения Крыма от белогвардейцев», открылась. На ней были представлены 139 работ 32 крымских художников [Художественная выставка, посвященная ХХ-летию освобождения Крыма...: 1941].

Вплоть до начала Великой Отечественной войны Управление по делам искусств при СНК Крымской АССР продолжало свою работу.

Заключение

Невзирая на критику, за время своей работы Управлению по делам искусств при СНК Крымской АССР все же удалось достичь неплохих результатов.

Образованному довольно оперативно (спустя два месяца после Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР) Управлению в течение 1936 г. не удалось добиться впечатляющих результатов. Хотя определенные шаги для выполнения одной из основных своих задач — содействие самодеятельному искусству, были сделаны и Третья Всекрымская выставка самодеятельного изобразительного искусства к концу года открылась.

Кроме того, началась подготовка к Международной выставке в Париже в 1937 г.

В следующем 1937 г. воплотилась в жизнь идея создания в Крыму учебного заведения художественного профиля — в Симферополе открылось Художественное училище им. Н. С. Самокиша. Необходимо отметить, что для изобразительного искусства Крымской АССР проблема художественного образования стояла остро. На протяжении предыдущих лет попытки его организации предпринимались регулярно, однако ни одна из них успехом не увенчалась. И лишь в 1937 г. долгожданное открытие художественного училища в Крыму состоялось. Конечно же, в дальнейшем обнаружился ряд проблем, в том числе и с помещением. Тем не менее, спустя десятилетия, Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша успешно работает до сих пор.

Отмеченный кадровыми перестановками в Управлении 1938 г. для художников и архитекторов Крымской АССР прошел под знаком арестов и обвинительных приговоров. Возможно, репрессивные меры против «врагов народа» в среде художественной интеллигенции Крымской АССР, нельзя назвать массовыми. Однако случаев этих среди художников отмечено было немало. А архитектура Крыма лишилась наиболее талантливых своих представителей.

В последующие два года Управлением по делам искусств достигнута одна из важнейших целей — организован Союз советских художников Крыма. Пусть до начала Великой Отечественной войны оставалось совсем немного, однако за это время Союзу удалось стать настоящим центром художественной жизни довоенного Крыма, в котором концентрировались имена наиболее значительных художников и скульпторов Крымской АССР.

Список источников

Художественная выставка, посвященная ХХ-летию освобождения Крыма от белогвардейцев. 1920—1940. Живопись. Графика. Скульптура: каталог / вступ. ст. А. И. Полканов; Оргкомитет Союза сов. художников Крым. АССР; Т-во «Крымхудожник». Симферополь: Крымгосиздат, 1941. 34 с.

References

Khudozhestvennaia vystavka, posviashchennaia XX-letiiu osvobozhdeniia Kryma ot belogvardeitsev. 1920—1940. Zhivopis'. Grafika. Skul'ptura: katalog (1941) [Art exhibition dedicated to the twentieth anniversary of the liberation of the Crimea from the Whites. 1920— 1940. Painting. Graphic arts. Sculpture: catalog], vstupitel'naia stat'ia A. I. Polkanov; Orgkomitet Soiuza sovetskikh khudozhnikov Krymskoi ASSR, Tovarishchestvo "Krymkhudozhnik", Krymgosizdat, Simferopol', Russia.

Статья поступила в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 25.02.2022.

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 25.02.2022.

Информация об авторе /Information about the author

М. Н. Гаврилюк — аспирант кафедры истории, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; сотрудник научной библиотеки «Таврика» имени А. Х. Стевена, Центральный музей Тавриды, Симферополь, Россия.

M. N. Gavrilyuk— postgraduate student of the Department of History, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov; employee of the scientific library "Tavrika" named after A. H. Steven, Central Museum of Tavrida, Simferopol, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.