Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КРЫМСКОЙ АССР И СУДЬБЫ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИСЬМАХ Я.П. БИРЗГАЛА К А.И. ПОЛКАНОВУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАРК)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КРЫМСКОЙ АССР И СУДЬБЫ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИСЬМАХ Я.П. БИРЗГАЛА К А.И. ПОЛКАНОВУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАРК) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я.П. БИРЗГАЛ / А.И. ПОЛКАНОВ / Н.С. САМОКИШ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КРЫМСКАЯ АССР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилюк Марина Николаевна

В статье проанализированы письма Я.П. Бирзгала к А.И. Полканову, являющиеся важным архивным источником в исследовании государственной политики в области изобразительного искусства в Крымской АССР. Материалы и сведения, содержащиеся в них, дают возможность изучить процессы в истории изобразительного искусства межвоенного Крыма с точки зрения непосредственных участников рассматриваемых событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF FINE ARTS IN THE CRIMEAN ASSR AND THE FATE OF THE CRIMEAN ARTISTS IN THE LETTERS OF Y.P. BIRZGAL TO A.I. POLKANOV (ACCORDING TO GARK MATERIALS)

The article analyzes the letters of Y.P. Birzgal to A.I. Polkanov, which are an important archival source in the study of state policy in the field of fine arts in the Crimean ASSR. The materials and information contained in them make it possible to study the processes in the history of the visual arts of the interwar Crimea from the point of view of the direct participants in the events

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КРЫМСКОЙ АССР И СУДЬБЫ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИСЬМАХ Я.П. БИРЗГАЛА К А.И. ПОЛКАНОВУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАРК)»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021

УДК 7.071

Гаврилюк Марина Николаевна, аспирант кафедры истории ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь, Россия.

e-mail : maryna.havriliuk@gmail .com

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КРЫМСКОЙ АССР И СУДЬБЫ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИСЬМАХ Я.П. БИРЗГАЛА К А.И. ПОЛКАНОВУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАРК)

Аннотация. В статье проанализированы письма Я.П. Бирзгала к А.И. Полканову, являющиеся важным архивным источником в исследовании государственной политики в области изобразительного искусства в Крымской АССР. Материалы и сведения, содержащиеся в них, дают возможность изучить процессы в истории изобразительного искусства межвоенного Крыма с точки зрения непосредственных участников рассматриваемых событий.

Ключевые слова: Я.П. Бирзгал, А.И. Полканов, Н.С. Самокиш, изобразительное искусство, художники, государственная политика, Крымская АССР.

Gavrilyuk Marina Nikolaevna, Post-graduate student of the Department of History of the State Educational Institution of the Republic of Kazakhstan "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", Simferopol, Russia.

e-mail : maryna.havriliuk@gmail .com

STATE POLICY IN THE FIELD OF FINE ARTS IN THE CRIMEAN ASSR AND THE FATE OF THE CRIMEAN ARTISTS IN THE LETTERS OF

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 Y.P. BIRZGAL TO A.I. POLKANOV (ACCORDING TO GARK

MATERIALS)

Summary. The article analyzes the letters of Y.P. Birzgal to A.I. Polkanov, which are an important archival source in the study of state policy in the field of fine arts in the Crimean ASSR. The materials and information contained in them make it possible to study the processes in the history of the visual arts of the interwar Crimea from the point of view of the direct participants in the events.

Key words: Y.P. Birzgal, A.I. Polkanov, N.S. Samokish, fine arts, artists, state policy, Crimean ASSR.

Имена Яна Петровича Бирзгала и Александра Ивановича Полканова в истории и культуре межвоенного Крыма, во многом, стоят в ряду ключевых. Они участвовали в работе Крымского ОХРИСа, изъятии художественных ценностей из дворцов и имений Крыма, организовывали музейную работу на полуострове, в разное время занимали руководящие посты в музейных учреждениях Крыма. Вместе с тем, Я.П. Бирзгал и А.И. Полканов были важнейшими участниками художественной жизни Крыма, старались всемерно развивать изобразительное искусство и содействовать работе крымских художников. Ян Петрович Бирзгал - председатель довоенного Союза советских художников Крымской АССР, автор первой книги о биографии и творческом пути Николая Семеновича Самокиша, изданной к 80-летию со дня рождения художника (Симферополь, 1940) [1]. Александр Иванович Полканов -крупнейший крымский искусствовед, автор многочисленных публикаций об изобразительном искусстве Крыма. Именно поэтому материалы, содержащие их воспоминания, являются ценнейшим источником по истории развития изобразительного искусства Крыма и внедрению государственной политики во все сферы художественной жизни Крымской АССР.

В Государственном архиве Республики Крым хранятся письма Яна Петровича Бирзгала к Александру Ивановичу Полканову, хронологические

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 рамки которых охватывают период с 1957 по 1965 годы [2]. В это время А.И. Полканов живет в Симферополе, а Я.П. Бирзгал в Риге. По всей видимости, причиной столь долгой переписки стала подготовка А.И. Полкановым иллюстрированной монографии к 100-летию со дня рождения Н.С. Самокиша (Симферополь, 1960) [6].

На начальном этапе переписка была направлена на уточнение биографии Н.С. Самокиша и сбор сведений о его творческом наследии. С 1957 по 1960 годы (то есть до выхода книги) предметом обсуждений был исключительно Н.С. Самокиш. Периодически упоминаются и другие художники, так или иначе с ним связанные. Эти материалы занимают первые 45 листов из общего количества в 163 листа. Здесь содержатся подробные данные о крымском периоде жизни Н.С. Самокиша, протяженностью в 26 лет.

К началу 1920-х годов относятся сведения об участии политических деятелей Крымской АССР в судьбе художника. Я.П. Бирзгал пишет: «В Евпаторию приехали по делам службы Юрий Петрович Гавен и Дмитрий Ильич Ульянов. Они остановились у меня. Я им рассказал, что у меня в "чекистах" числится профессор-академик. Те заинтересовались. Пришлось пояснить в чем бело и указать, что на наших армейских харчах академик что-то медленно поправляется - нужен более усиленный паек. Тут мы решили Н.С. перевести на санаторное питание. И так как Дмитрий Ильич считался уполномоченным Совнаркома по делам крымских курортов, то он это дело без лишних формальностей и устроил. Так Н.С. стал уже получать санаторный паек в Евпаторийском курорте». А в последних строках письмах указывается, что заказы на «наиболее крупного размера полотна советского периода ("Красная кавалерия преследует белых у Перекопа" и "Голод в Крыму")» удалось заполучить при содействии председателя КрымЦИК Юрия Петровича Гавена, «который тоже очень покровительствовал искусству Н.С.» [3].

В этой части корреспонденции содержатся хоть и краткие, но все же важные сведения о посещении Я.П. Бирзгалом первых собраний Ассоциации художников революционной России (АХРР) в Москве: «В Центральном

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 Правлении АХРРа попросили меня помочь в деле организации ахрровского движения в Крыму и особенно в Севастополе среди моряков». Основываясь на материалах этой части писем, можно сделать вывод о том, что в начале 1920-х годов в Севастополе была образована ахрровская группа среди флотских художников, а при Доме флота уже в то время существовала художественная студия краснофлотцев. Помимо этого, здесь также упоминаются Севастопольская ассоциация художников (САХ) и ахрровская группа в Симферополе [3].

Вопросу объединения симферопольских художников в общество по примеру АХРР уделено большое внимание и в последующих письмах. Повествуя о событиях 1923 года, Я.П. Бирзгал пишет: «В то время в помещении театральной студии по соседству с Крымтеатром была устроена небольшая выставка работ художника Болдырева (эскизы костюмов, макеты театральных постановок и проч.). Симферопольские художники собрались на обсуждение этой выставки. Помимо высказываний о выставке, там происходил также широкий разговор об основных принципах и методах в области изобразительного искусства. Почти все участники собрания высказались за здоровые реалистические принципы в искусстве, осуждали формалистическое трюкачество и также бездушный натурализм. На этом же собрании было одобрено мое предложение о создании, по принципу Севастополя, более тесной организации среди местных художников». Далее следуют сведения о процессе организации Симферопольского объединения АХРР и его участниках, об организуемой ими выставке из работ «старых мастеров реалистов и художников сегодняшнего дня». Но главное - приводятся фамилии и, в некоторых случаях, краткие сведения об участниках объединения и экспонентах выставки [4].

В первой половине 1923 года, судя по материалам переписки, в среде крымских художников шла активная подготовка к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. «Большим мобилизующим фактором в художественной жизни Крыма была

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 подготовительная работа к Всероссийской с.х. выставке. В этой работе участвовали и хозяйственные, и культурные учреждения и организации области. Особенно значительная роль в подготовительных мероприятия принадлежала работникам изобразительного искусства». Я.П. Бирзгал сообщает состав рабочей группы и какие работы были поручены каждому участнику, заостряет внимание на том, что некоторые крымские художники были командированы на Сивашские соляные промыслы, Перекопский и Сакский бромовые заводы для зарисовок [4].

В письме, написанном в июле 1962 года, уделено внимание сотрудничеству Симферопольской ахрровской группы с Симферопольским техникумом изобразительных искусств (1923-1926). Кратко повествуется о визите художника, члена Центрального правления АХРР Ильи Ивановича Машкова [4]. Подчас, письма содержат уникальную информацию о предвоенном и послевоенном положении крымского изобразительного искусства. Упоминаются здесь и погибшие в годы войны художники, в частности, Тохтар Измайлович Афузов, «были замучены также жизнерадостный Мося Сикулер и молчаливый в обществе Лазарь Гершзон». Приводится дата смерти Людмилы Константиновны Ковальской [5].

Письма Я.П. Бирзгала к А.И. Полканову можно отнести к наиболее важной группе архивных источников, отразивших сложившуюся в межвоенном Крыму картину художественной жизни. Содержащиеся в них сведения, подчас субъективные, дают возможность взглянуть на проявления государственной политики в области изобразительного искусства в Крымской АССР с точки зрения непосредственного участника тех событий.

Список литературы:

1. Бирзгал Я.П. Н.С. Самокиш. Жизнь и творчество. Симферополь: Крымиздат, 1940. 48 с.

2. ГАРК. Р-3814. Оп. 1. Д. 417. 163 л.

3. Там же. Л 4-25.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021

4. Там же. Л. 84-95.

5. Там же. Л. 96-122.

6. Полканов А.И. Николай Семенович Самокиш. Жизнь и творчество (к 100-летию со дня рождения). Симферополь: Крымиздат, 1960. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.