ним и исследователь видят в молитве, во внимании к обычным, повседневным, казалось бы, скучным вещам и понимании их ценности.
Исследования о Дэвиде Фостере Уоллесе объединяет стремление пересмотреть сформировавшиеся прежде мифы об этом американском писателе, поместить его в более широкий культурный контекст. Все вместе они способствуют созданию своеобразного «культа» этого писателя, создавшего яркое художественное свидетельство того, что представляла собой Америка к миллениуму.
Список литературы
1. Миллер А. С. Евангелие по Дэвиду Фостеру Уоллесу.
Miller A.S. The Gospel according to David Foster Wallace. - L.; N.Y.: Bloomsbury, 2016. - 136 p.
2. Поттс Р. «Бесконечная шутка» через двадцать лет.
Potts R. Infinite Jest at 20 // The Times literary supplement. - L., 2016. - 23.02. -Mode of access: https://www.the-tls.co.uk/infinite-jest-at-20/
3. Северс Дж. Книги доходов и расходов Дэвида Фостера Уоллеса. Представления о ценностях.
Severs J. David Foster Wallace's balancing books. Fictions of value. - N.Y.: Columbia univ. press, 2017. - 328 p.
4. Томпсон Л. Глобальный Уоллес. Дэвид Фостер Уоллес и мировая литература. Thompson L. Global Wallace. David Foster Wallace and world literature. - L.: Bloomsbury, 2017. - 286 p.
5. Хейс-Брейди К. Неописуемые неудачи Дэвида Фостера Уоллеса. Язык, идентичность и сопротивление.
Hayes-Brady C. The unspeakable failures of David Foster Wallace. Language, identity, and resistance. - L.: Bloomsbury, 2016. - 234 p.
2018.04.044. В.М. КУЛЬКИНА. ИЗОБРАЖЕННЫЙ ГОРОД: ГОРОДСКАЯ СРЕДА В РОМАНАХ ПОЛА ОСТЕРА. (Статья).
Ключевые слова: Пол Остер; образ города; идентичность; воображаемое и реальное.
Образ Нью-Йорка в прозе Пола Остера давно стал постоянной составляющей его произведений. Город появляется в его эссе, романах, фильмах и как фон, и как один из героев повествования. В интервью 1997 г. Остер говорит, что Нью-Йорк - это особое место, отличающееся от остальной Америки, это небольшой город-
государство, который принадлежит всему миру1. Образ города заключает в себе две темы творчества писателя. Первая предоставляет возможность выделить Нью-Йорк как культурно обособленное место концентрации многих течений современной литературы, отражающей сложность и масштабность городской среды в эпоху глобализации. Вторая изображает коллективную жизнь, сосуществование разных групп людей в одном, объединяющем их, пространстве. Вопрос о жизни в обществе в целом и о проживании в городе в частности волновал Остера на протяжении всего его творчества, заставляя изучать темы анонимности и отчужденности столичной жизни.
Привлекательность города как места искусственного сосредоточения людей является темой размышлений Остера с 1980-х годов. Проблематикой творчества Пола Остера становится определение места человека в мире, внимание к жизни за пределами внутреннего реальности, к восприятию города как к сумме частностей, к особенностям сосуществования людей в городе. Первостепенной задачей персонажей писателя оказывается создание собственной системы координат относительно своего места в этом мире. Определяя свое местоположение через разного рода ориентиры и символы на местности, ее положение по отношению к остальным частям материального и социального мира, герой может приступить к идентификации себя самого, поиску наиболее продуктивной части своей личности. Вопрос идентичности является основным в «Нью-йоркской трилогии», о чем Пол Остер говорил в одном из интервью2.
Социальное взаимодействие с миром персонажей Остера происходит за счет дружеских, любовных и семейных связей. В каждом романе писатель анализирует условия городской жизни, являющиеся значительным фактором формирования личности героя. Огромную роль в этом отношении играет субъективное, внутреннее, и материальное, внешнее понимание пространства. Адаптация индивида к жизни, его уравновешенность и социальные связи возможны лишь при правильном восприятии материального мира. Изменчивый и сложный городской ландшафт во многом под-
1 McCaffery L., Gregory S. An interview with Paul Auster // Auster P. The art of hunger. - N.Y., 1998. - P. 287-326.
2 Auster P. The art of hunger. - N.Y., 1998. - P. 279.
рывает равновесие между человеком и окружающей средой. Стабильность во взаимоотношении с миром у персонажей всегда носит временный характер и зависит от гибкости и умения адаптироваться к постоянно меняющимся городским реалиям. По мнению американского исследователя Питера Брукера, «истории Остера отражают переплетение проблем языка, литературы и идентичности, за счет поиска золотой середины между двумя крайностями - стабильностью и случайностью»1. Брукер прослеживает следующие этапы творческого пути Пола Остера, представляющие изменение в понимании самоопределения личности в мегаполисе на примере восприятия стабильности и случайности: 1) фрагментация и разрушение личности; 2) знакомство с местностью и хрупкая стабильность личности в вечно меняющимся городе; 3) стабильность в самоопределении личности за счет гибкости восприятия городской среды и новое видение социального взаимодействия между людьми.
Остер многократно использовал язык как способ познания городской среды, история для писателя становится мерилом существования, способным облегчить тяготы жизни. Писатель тщательно воссоздает Нью-Йорк как место обитания своих персонажей. Он показывает, что воспринимаемый исключительно как материальная и социальная реальность, город быстро подавляет и дезориентирует личность. Однако если материальное ложится на поэтическое видение мира, город способствует символическому восприятию окружающей действительности.
Для такого «поэтического» восприятия города необходимо повествование, наполненное отсылками к мифам и воображению. Лишь герои, способные представить мир через историю, могут найти очарование в городской среде. Остер утверждал, что «истории являются пищей для души, и через них мы пытаемся осмыслить мир»2, что «мир наполнен историями, но только в определенный миг мы можем увидеть и понять их, и нужно быть готовыми к этому»3. Повествование, рассказ, сама история - это способ взаимодействия индивида с миром, его путь для воссоздания связей с
1 Brooker P. New York fictions: Modernity, postmodernism, the new modern //
Longman studies in twentieth century literature. - Abingdon, 1995. - Р. 145.
2
Auster P. Hand to mouth. A chronicle of early failure. - N.Y., 1997. - P. 336.
3 Ibid. - P. 329.
социальной средой. В результате творчество Пола Остера создает новую социальную поэтическую географию, которая накладывается на городскую среду как мифическое измерение. Американский исследователь Кевин Робинс, изучая представление города в постмодернистском романе, указывает на необходимость «переосмысления понятия урбанизм... воссоздания пространственной идентичности местности, городского сообщества и общественного пространства»1. Представление общества и специфика повествования в художественном произведении - это способ изображения мегаполиса в прозе Остера.
В свою очередь Д. Маццолени обращает внимание на новый вариант взаимодействия индивидуума с городской средой2 за счет города как места самопознания3. В своих текстах Остер демонстрирует переход от нигилистического восприятия мира к оптимистическому; переосмысляя опыт городской жизни, человек способен адаптироваться к новому себе и новому социальному кругу.
Город как взаимосвязь поэтической и материальной составляющей городского пространства представлен в работах американского исследователя Джеймса Дональда4. Ученый полагает, что границы между реальностью и воображением в представлении города размыты, а их сравнение может привести к появлению целой системы символических конструкций, способных повлиять на реальность.
В своих романах Пол Остер знакомит читателя с «внутренней местностью» (inner terrain) своих персонажей, т.е. с взаимодействием их представлений о городе и реальностью городской среды. Чем больше соответствий между пространством и собственным «я» персонажа, тем более гармонична их личность. Творчество Остера сосредоточено на движении персонажа в пространстве, поэтому утверждение пространства как новой организационной формы при
1 Robins K. Prisoners of the city - whatever could a postmodern city be? // Space and place: Theories of identity and location. - L., 1993. - P. 304.
Mazzoleni D. The city and the imaginary // Space and place: Theories of identity and location. - L., 1993. - P. 286.
3 Ibid. - P. 293.
4 Donald J. Imagining the modern city. - L., 1999. - Р. 27.
получении опыта становится новой базой для исследования текстов писателя1.
Исследователь творчества Пола Остера Марк Браун предлагает изучить связь между прозой писателя и таким новым направлением в науке как география культуры, которая отображает современные практики анализа пространства и их влияние на культуру. В своей книге «Пол Остер» ученый излагает, как представляет себя литература за рамками эмпирической социальной науки, где происходит ее столкновение с пространством, в частности с характерными чертами жизни в мегаполисе2.
Расширение пространства в прозе Пола Остера начинается описанием пустынных улиц Нью-Йорка («Нью-йоркская трилогия»), продолжается в социально активных зонах (бары, рестораны, галереи) («Храм Луны», «Левиафан»), развивается за пределами мегаполиса («Музыка случая») и заканчивается утопическими вариациями пейзажа («В стране уходящей натуры»). Писатель анализирует как самопознание, чувство потери, воображение и даже язык, используемый для описания местности, влияют на ее восприятие пространства читателем. Остер сознательно помещает своих персонажей в условия социальной изоляции или, наоборот, активного взаимодействия с окружающим миром.
Пространство находится в прямой зависимости от восприятия места героем. Используя баланс воображаемого и реального, автор изображает местоположение реального «я» своего героя в реальном мире и в обществе. Основополагающим местом обитания персонажей Пола Остера становится комната, пространство которой является сосредоточением литературного альтер-эго писателя. Уделяя особое внимание влиянию субъективной трактовки пространства на индивидуальное восприятие реальности, Остер восполняет пробелы в воспоминаниях и чувствах утраты, радости или горя. Опыт существования в городской среде (в первую очередь, в Нью-Йорке и Париже), поэтического видения мира и личные переживания писателя порождают попытку описать сущность жизни в мегаполисе. Наиболее актуальным для Остера становится образ
1 Blair S. Cultural geography and the place of the literary // American literary history. - N.Y.; Oxford, 1998. - Vol. 10, N 3. - P. 544-567.
2
Brown M. Paul Auster. - Manchester, 2007.
одинокого творца в изолированной комнате, который резонирует с образом поэта-гражданина. Последний, в свою очередь, стремится отобразить, какая роль отведена ему в обществе. Именно такое столкновение изолированности с активной общественной позицией и разворачивается в комнате одинокого художника.
Тем не менее для Остера город это - не объект изучения, а место, в котором можно творить. Остер описывает город по своим воспоминаниям, не выходя за пределы комнаты. Писатель опирается на литературную традицию, описывая современные реалии городской среды. Город отображается в ощущениях и восприятии героев посредством языковых абстракций. В определенных ситуациях сложная языковая система демонстрирует неспособность героев выражать свои мысли и чувства, что приводит к нервному расстройству персонажа, потерявшему возможность реализоваться через слово (образ красной исписанной каракулями тетради в «Нью-йоркской трилогии»). Американский исследователь Марк Браун употребляет термин «афазия» как неспособность пострадавшего описывать окружающий его мир посредством языка. Другими словами, теряется соотношение слова и вещи в сознании человека. По мнению литературоведа, в романах Пола Остера персонажи в период изоляции от общества страдают от эпизодов афазии, что приводит к отрешению от материального и социального миров. В таких условиях персонажи борются с трудностями жизни в мегаполисе. Языковая связь становится важной частью стабилизации городской жизни героев Пола Остера. Для них Нью-Йорк является сложноорганизованной системой, затрудняющей создание связей между словом и его материальным воплощением.
2018.04.045. ЕВ. СОКОЛОВА. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭПИЗОД ПЛУТОВСКОГО РОМАНА М. КЁЛЬМАЙЕРА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЙОЭЛЯ ШПАЦИРЕРА»: БИТВА СТЕРЕОТИПОВ. (Статья).
Ключевые слова: современная немецкая литература; современная австрийская литература; плутовской роман; образ России в западноевропейской литературе; М. Кёльмайер.
Со страхами и порождающими их стереотипными представлениями из области коллективного бессознательного работает жанр плутовского романа, актуальность которого заметно выросла в не-