Научная статья на тему 'Изображения и иллюстрации'

Изображения и иллюстрации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курчатов А. Н., Вейсов Е. А.

Рассмотрена роль фракталов в машинной графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображения и иллюстрации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Импрессионизм был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок - инстинктом. Именно писатели-импрессионисты сформулировали лозунг всего направления: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство». Литературные произведения эпохи импрессионизма отличаются большим объемом, так как особоевнимание писатели уделяли описаниям. Например, Э.Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий (описание сыров в Чреве Парижа, выставка белых тканей в Дамском счастье). Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется, так же как в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин. Импрессионистические тенденции можно увидеть у таких писателей как братья Гонкур, П. Верлен, Ж. Лафорг, Ги де Мопассан, М. Пруст, А. Белый и многие другие.

Применение термина «импрессионизм» к музыке во многом условно - музыкальный импрессионизм не сопоставляется в прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета - 90-е гг. XIX в. и первое десятилетие XX в.). Идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение в основном во французской музыке. К. Дебюсси и М. Равель наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке, в их фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Главное в

музыкальном импрессионизме - передача настроений. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Импрессионизм в скульптуре подразумевает живую свободную моделировку текучих мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры, как, например, в некоторых работах Э. Дега и О. Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П. П. Трубецкого (Россия). Одним из открытий скульпторов-импрессионистов, а именно О. Родена, является то, что и фрагмент может быть выразителен сам по себе. Часть целого, скрыто несущая в себе его образ, может сама воздействовать на художественное чувство. У Родена много скульптур, изображающих только торсы или руки. Например, «Собор»: композиция из двух кистей рук, соприкасающихся кончиками пальцев, как символ священной защиты [2, с. 236].

Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX-XX столетия, она одарила нас великими мастерами во всех видах искусства. Следует отметить, что импрессионизм стал этапом, когда произошел коренной перелом, который изменил мировоззрение людей и дал толчок к дальнейшим изменениям, появлению новых направлений в искусстве XX в.

Библиографические ссылки

1. Мосин И. Г. Мировое искусство. Импрессионизм /И. Г. Мосин. М. : Кристалл, 2006.

2. Лишар Л. Энциклопедия импрессионизма: живопись и графика, скульптура, архитектура, литература, музыка. М. : Дрофа, 2003.

© Краснякова Н. Н., Виноградова А. И., 2011

УДК 766

А. Н. Курчатов Научный руководитель - Е. А. Вейсов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИЗОБРАЖЕНИЯ И ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рассмотрена роль фракталов в машинной графике.

В последнее время изображения и иллюстрации стали использоваться повсеместно. Проблема, связанная с их большим размером, появилась при работе и на рабочих станциях, и на персональных компьютерах. Решению этой проблемы уделяется достаточно серьезное внимание. Разработано большое количество различных алгоритмов архивации графики: использовались как видоизмененные универсальные, так и абсолютно новые алгоритмы, ориентированные только на изображения. Более того, были разработаны алгоритмы, ориентированные только на конкретный класс изображений.

Роль фракталов в машинной графике сегодня достаточно велика. Они приходят на помощь, например, когда требуется, с помощью нескольких коэффициентов, задать линии и поверхности очень сложной формы. С точки зрения машинной графики, фрактальная геометрия незаменима при генерации искусственных облаков, гор, поверхности моря. Фактически найден способ легкого представления сложных неевклидовых объектов, образы которых весьма похожи на природные.

Определение фрактала, данное Мандельбротом, звучит так: «Фракталом называется структура,

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» [1].

Существует большое разнообразие фракталов. Потенциально наиболее полезным видом фракталов являются фракталы на основе системы итеративных функций (Iterated Function System - IFS). Метод IFS применительно к построению фрактальных изображений, изобретённый большим их знатоком Майклом Барнсли (Michael Barnsley) и его коллегами из Технологического института шт. Джорджия (Georgia Institute of Technology), базируется на самоподобии элементов изображения и заключается в моделировании рисунка несколькими меньшими фрагментами его самого. Специальные уравнения позволяют переносить, поворачивать и изменять масштаб участков изображения; таким образом, эти участки служат компоновочными блоками остальной части картины [2].

Фрактальное сжатие изображений - это алгоритм сжатия изображений c потерями, основанный на применении систем итерируемых функций (IFS, как правило являющимися аффинными преобразованиями) к изображениям. Данный алгоритм известен тем, что в некоторых случаях позволяет получить очень высокие коэффициенты сжатия (лучшие примеры - до 1000 раз при приемлемом визуальном качестве) для реальных фотографий природных объектов, что недоступно для других алгоритмов сжатия изображений в принципе.

IFS-фракталы имеют одно вполне реальное и полезное применение: с их помощью можно сжимать большие растровые изображения до долей их нормальных размеров. Этот утверждение следует из теоремы Банаха о сжимающих преобразованиях (также известной как Collage Theorem) и является результатом работы исследователя Технологического института шт. Джорджия Майкла Барнсли в области IFS.

Вооружившись этим выводом, он ушёл из института, запатентовал своё открытие и основал компанию Iterated Systems Incorporated. О своём достижении он рассказал миру в журнале Byte за январь 1988 г. Однако там отсутствовали какие-либо сведения о решении обратной задачи: как по заданному изображению найти аффинные преобразования. К тому моменту у этой задачи не было даже намёка на решение. В статье Барнсли было показано несколько реалистичных фрактальных изображений, но все они были созданы вручную [2].

На данный момент известно достаточно большое количество алгоритмов оптимизации перебора, возникающего при фрактальном сжатии, поскольку большинство статей, исследовавших алгоритм были посвящены этой проблеме.

При выборе алгоритмов важно понимать их положительные и отрицательные стороны. Если выбран алгоритм с потерей данных, то стоит понять его природу и условия, при которых изображения будут портиться. Использование новых оптимальных алгоритмов позволит сохранить качество изображений, десятки и сотни мегабайт дискового пространства, уменьшит трафик в сети. Основная сложность фрактального сжатия заключается в том, что данная операция получается достаточно длительной, поэтому существующие сегодня алгоритмы нуждаются в оптимизации.

Библиографические ссылки

1. Федер Е. Фракталы / пер. с англ. М. : Мир, 1991.

2. Петров А. Фрактальное сжатие графики. 2003. URL: http://stanislaw.ru/rus/research/fractal.asp.

© Курчатов А. Н., Вейсов Е. А., 2011

УДК 159.92

И. В. Лепехина Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Рассмотрены особенности психологии мышления. Приведены характеристики творческого и критического мышления. Выявлена зависимость творческого мышления от внутренней и внешней мотивации.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня. Тем не менее, не каждого человека можно назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т. е. совершившего творческий акт, который был высоко оце-

нен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее [1].

Можно отметить, что есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот чело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.