Научная статья на тему 'Психология творческого мышления'

Психология творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1578
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лепехина И.В., Титов Е.В.

Рассмотрены особенности психологии мышления. Приведены характеристики творческого и критического мышления. Выявлена зависимость творческого мышления от внутренней и внешней мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология творческого мышления»

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» [1].

Существует большое разнообразие фракталов. Потенциально наиболее полезным видом фракталов являются фракталы на основе системы итеративных функций (Iterated Function System - IFS). Метод IFS применительно к построению фрактальных изображений, изобретённый большим их знатоком Майклом Барнсли (Michael Barnsley) и его коллегами из Технологического института шт. Джорджия (Georgia Institute of Technology), базируется на самоподобии элементов изображения и заключается в моделировании рисунка несколькими меньшими фрагментами его самого. Специальные уравнения позволяют переносить, поворачивать и изменять масштаб участков изображения; таким образом, эти участки служат компоновочными блоками остальной части картины [2].

Фрактальное сжатие изображений - это алгоритм сжатия изображений c потерями, основанный на применении систем итерируемых функций (IFS, как правило являющимися аффинными преобразованиями) к изображениям. Данный алгоритм известен тем, что в некоторых случаях позволяет получить очень высокие коэффициенты сжатия (лучшие примеры - до 1000 раз при приемлемом визуальном качестве) для реальных фотографий природных объектов, что недоступно для других алгоритмов сжатия изображений в принципе.

IFS-фракталы имеют одно вполне реальное и полезное применение: с их помощью можно сжимать большие растровые изображения до долей их нормальных размеров. Этот утверждение следует из теоремы Банаха о сжимающих преобразованиях (также известной как Collage Theorem) и является результатом работы исследователя Технологического института шт. Джорджия Майкла Барнсли в области IFS.

Вооружившись этим выводом, он ушёл из института, запатентовал своё открытие и основал компанию Iterated Systems Incorporated. О своём достижении он рассказал миру в журнале Byte за январь 1988 г. Однако там отсутствовали какие-либо сведения о решении обратной задачи: как по заданному изображению найти аффинные преобразования. К тому моменту у этой задачи не было даже намёка на решение. В статье Барнсли было показано несколько реалистичных фрактальных изображений, но все они были созданы вручную [2].

На данный момент известно достаточно большое количество алгоритмов оптимизации перебора, возникающего при фрактальном сжатии, поскольку большинство статей, исследовавших алгоритм были посвящены этой проблеме.

При выборе алгоритмов важно понимать их положительные и отрицательные стороны. Если выбран алгоритм с потерей данных, то стоит понять его природу и условия, при которых изображения будут портиться. Использование новых оптимальных алгоритмов позволит сохранить качество изображений, десятки и сотни мегабайт дискового пространства, уменьшит трафик в сети. Основная сложность фрактального сжатия заключается в том, что данная операция получается достаточно длительной, поэтому существующие сегодня алгоритмы нуждаются в оптимизации.

Библиографические ссылки

1. Федер Е. Фракталы / пер. с англ. М. : Мир, 1991.

2. Петров А. Фрактальное сжатие графики. 2003. URL: http://stanislaw.ru/rus/research/fractal.asp.

© Курчатов А. Н., Вейсов Е. А., 2011

УДК 159.92

И. В. Лепехина Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Рассмотрены особенности психологии мышления. Приведены характеристики творческого и критического мышления. Выявлена зависимость творческого мышления от внутренней и внешней мотивации.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня. Тем не менее, не каждого человека можно назвать личностью творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т. е. совершившего творческий акт, который был высоко оце-

нен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее [1].

Можно отметить, что есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот чело-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

век, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться «белой вороной», склонность к конформизму, моральные запреты, однообразие решаемых задач [2].

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощре-

ние вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). При этом следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Влияние внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т. е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя [3].

В заключении следует отметить, что основными для креативной личности выступают такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.

Библиографические ссылки

1. Тихомиров О. К. Психология мышления. М. : 1984.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : 1999. Гл. 13, 35.

3. Столяров А. М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М. : ВНИИПИ, 1988.

© Лепехина И. В., Титов Е. В., 2011

УДК 659.1.01

Д. В. Лукашова Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МИФЫ В РЕКЛАМЕ

Рассмотрено использование мифов в рекламе. Приведены примеры мифов в рекламе и их влияние на потребителя.

Что такое человеческие мифы? Это различные установки и убеждения, прочно засевшие в сознании людей. Другими словами, это то, что мы сами себе придумываем, а потом в это свято верим. Некоторые из мифов могут меняться со временем, подвергаясь влиянию моды, либо по каким-то другим причинам. Другие же остаются такими, как есть, и, скорее всего, ничего уже с этим не поделаешь - такова человеческая психология [1].

Ломать существующие установки можно, но сложно. Для этого нужно тонко и очень грамотно воздействовать на потребителя в течение довольно долгого времени. Это уже стихия Public Relations, и то, PR чаще используется для коррекции общественного мнения, а не радикального его перелома. Что касается непосредственно рекламы, то в большинстве случаев не стоит «плевать против ветра». Проще и эффективнее использовать человеческие мифы в своих целях [2].

«Галина Бланка, буль-буль, буль-буль» - вот она -простая и эффективная формула семейного счастья и

благополучия, круто замешанного на курином бульоне. Еще бы, ведь стоит только забросить этот расчудесный маленький желтый кубик в кастрюльку с супом, и обед перестает быть поводом для скандала, а муж, уплетающий за обе щеки «супчик дня» смотрит на свою супругу с бесконечной любовью и благодарностью. Это яркий пример использования в рекламе очень распространенного мифа: «умение хорошо готовить - залог семейного счастья». Кстати реклама большинства пищевых продуктов его эксплуатирует.

«^ИашШ - теперь меня сопровождают только восхищенные взгляды!» Смысл рекламы очень прост: не важно как выглядишь ты, в чем одет, главное: помыл голову ЗИашШ и ты прекрасен. Целевая аудитория -молодые женщины, в основном - незамужние. Какой миф, прочно засевший в головах дамочек, мы можем использовать применительно к нашему продукту? Скорее всего: «Красота - залог удачной личной жизни» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.