Научная статья на тему 'ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА'

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2196
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ / ОЛЕСЯ / ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ / СУЛАМИФЬ / ПИСАТЕЛЬ / ЧУВСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медарова Л. И.

В статье раскрываются чувства героев Куприна, мотивы их самопожертвования. Любовь в его произведениях всегда трагична. Дается краткое описание знаменитых произведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 82

Медарова Л.И.

ИнгГу, филологический факультет, кафедра русской и зарубежной литературы,

магистрант 1 курса.

(Россия. Республика Ингушетия. г. Магас)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА

Аннотация: в статье раскрываются чувства героев Куприна, мотивы их самопожертвования. Любовь в его произведениях всегда трагична. Дается краткое описание знаменитых произведений.

Ключевые слова: любовь, самопожертвование, Олеся, Гранатовый браслет, Суламифь, писатель, чувства.

Любовь всегда воспевалась писателями. Для них любовь была чистым, непорочным, светлым чувством, которое ничто не могло испортить. Писатель Куприн очень тонко понимает и представляет читателю психологию своих героев. Чувствуется, как он переживает вместе с ними все происходящее.

В произведениях писателя показаны разные эпохи времени, социальные слои, к которым принадлежат его герои. Однако их объединяют теплые чувства друг к другу, любовь.

Эта любовь отличается от той любви, которая распространена в наши дни. Если в наше время любовь почти всегда сопряжена с корыстью, выгодой, а в тяжелых жизненных ситуациях люди отказываются друг от друга, то любовь во времена Куприна всегда чиста, благородна, самоотверженна, предполагает какие-либо жертвы.

Лучшие произведения Куприна больше других раскрывают тему любви. Прослеживается непорочность героев, их доброта, самопожертвование, оттенок трагичности из-за разных социальных статусов героев. Героиня «Олеси» не попала под влияние внешнего мира, для нее непонятно предательство. Она любит сильно и страстно. Произведение посвящено тяжелой любви Олеси и Ивана Тимофеевича.

Олеся создает впечатление девушки не от мира сего. Романтичная, мечтательная, наивная, по-детски любознательная, непрактичная.

Она случайно встречается с Иваном Тимофеевичем в лесной глуши. Он покорен непохожестью Олеси на других девушек. Очень красивая и изящная. Она для него - частичка дикой природы Полесья.

Интеллигент и колдунья полюбили друг друга, хотя любовь их изначально была обречена на погибель. Однако Олесе не мешало ничего.

Такого нельзя сказать о ее возлюбленном.

Имея дар предвидения, Олеся знала, что у этих отношений нет будущего, что их разделяет слишком большая пропасть, и если бороться за отношения, то только вдвоем.

Вот тут-то и раскрывается ее способность к самопожертвованию ради любви. Ради довольства Ивана Тимофеевича Олеся начинает посещать церковь, рискуя своей же жизнью. Из этого выходит плачевный итог - Олесю избивают жители деревни.

Претерпевая унижения, издевательства, Олеся принимает решение навсегда покинуть деревню. Делает она это не из-за боязни получить новые унижения от жителей деревни, а потому что понимает, что ее любовь не принесет счастья возлюбленному.

Для Ивана Тимофеевича предрассудки взяли верх над любовью. Даже предсказания Олеси говорят об этом: «Вы принесете много горя тем, кто вас

полюбит, сами вы никого не сможете полюбить. Ваше сердце - холодное и ленивое, эгоистичное».

Куприн показывает главного героя и интеллигентом, и холостым, и веселым, человеком, которому «службой пренебрегать никак нельзя». Для него на первом месте служба, мнение людей. Он никогда не может быть способен к самопожертвованию.

Иван Тимофеевич понимает, что влюблен в Олесю, хочет связать с ней жизнь. Но он сам себе ставит барьеры, не смея представить свою Олесю в модном платье, разговаривающей с женами его сослуживцев.

Его останавливает понимание того, что Олеся не сможет измениться, стать той, кто более соответствует ему. Однако он и сам против этого, ведь становление другой- значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В другом произведении Куприна «Гранатовый браслет» так же главная тема - это любовь. Здесь читатели видят самопожертвование мужчины ради любви к женщине, которая не может быть с ним. Но он идет на риск.

Мелкий чиновник Желтков влюблен в княгиню Веру Николаевну. Она -замужняя женщина, имеет большое влияние среди общества, занимает высокое положение. Желтков влюблен в княгиню безответно, пишет ей письма, которые впоследствии становятся предметом для насмешек со стороны мужа княгини и ее брата.

Позже она понимает, что встретилась с самой чистой и искренней любовью. Куприн как бы поддерживает героиню словами дедушки: «... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Желтков дарит возлюбленной дорогую для него вещь - браслет своей «покойной матери». И этот поступок для него оборачивается трагически - он заканчивает жизнь самоубийством. Чувства, которые возникают у Желткова после

знакомства с Верой Николаевной, он принимает как благо. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

Два произведения, которые раскрывали тему любви, как чего-то светлого и прекрасного, прямо противоположные друг другу. В «Олесе», как это было сказано ранее, жертвенная любовь была со стороны женщины. В «Гранатовом браслете» жертвовал собой мужчина.

Поэтизируя жизнь, которая не может быть ограничена разнообразными рамками, писатель хотел показать читателю достоинства обычного человека, утратившего свою духовность под воздействием цивилизации. Каждая повесть имеет наряду с трагичным смыслом любви, смысл моральной и духовной нравственности.

Куприн показывает обычную жизнь людей, которые испытывают чувство любви, идут на жертвы ради нее. Эта любовь помогает им в мечтах подняться над обыденностью.

Куприн всегда возвышает «маленького» человека. На этой основе пишется "Гранатовый браслет". Здесь говорится о безответной, безнадежной любви. Но самоубийство чиновника помогло Вере заново влюбиться в жизнь, она счастлива, несмотря на всю трагичность обстоятельств.

Даже в то время любовь приняла характер житейского удобства, пошлости, обесценилась. И встречая на своем пути человека, который умеет любить по-другому, Вера Николаевна сама борется с возникшим чувством.

В любовных повестях все герои в какой-то степени страдают. Они недооценивают себя, считают недостойными любить женщину.

Куприн использует в своих произведениях приемы психологического анализа, позволяющие более полно передать личность героев. Он открывает души

своих героев, а их любовь - это нравственное и психологическое чувство. Все повести Куприна дают возможность задуматься о вопросах любви.

В другой повести Куприна «Суламифь» также поднимаются вопросы любви, затрагивается тема самопожертвования ради кого-то. Интерес к этой повести возникает отчасти из-за того, что в ее основу вложен библейский сюжет. Царь Соломон, который уже был женат на Астис, был влюблен в простую девушку Суламифь. Кроме того, читатели встречаются с ревностью жены Соломона. Герои рискуют своей жизнью, так как считают, что любовь - сильнее смерти. Им была предоставлено всего лишь неделя, чтобы насладиться друг другом. Они уже изначально были обречены на погибель.

Во всех произведениях Куприна прослеживается разное социальное положение героев, которое и является главной причиной гибели любви.

Крестьянка Суламифь никогда бы не смогла стать полноправной обитательницей дворца Соломона, будь она трижды или четырежды у него на первом месте.

Но Суламифь настолько была влюблена в своего избранника, что она перестала бояться смерти. Погибая, она говорит, что она - одна из счастливейших женщин, так как была влюблена и любима в человека, которого считала идеальным. Суламифь благодарит Соломона за любовь, за время, которое он посвятил ей.

И несмотря на то, что жена Соломона царица Астис погубила его возлюбленную своей ревностью, она не смогла убить любовь в сердце Соломона.

Здесь писатель показывает, насколько жалко и трагично чувство ревности. Месть убила в Астис женственность, сакральность, которая изначально была ей присуща.

Герои Куприна выстрадали свою любовь, боролись за нее. Но они забыли, что все то, что когда-то было выстрадано, принесено в жертву, не возвращается сторицей, а убивает человека изнутри.

Произведения Куприна напрочь входят в сознание читателя, дают надежду на то, что когда-нибудь и сам читатель сможет испытать светлое чувство любви.

Тем не менее, в каждой повести скрыт смысл - не нужно бороться за любовь, если она обречена.

Литература:

1. А. И. Куприн. Повести и рассказы. — М.: Издательский дом «Никея», 2015. — С. 9. — 448 с. — (Классика русской духовной прозы). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-91761-373-4.

Александр Карасёв. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.