Научная статья на тему 'Изображение становится текстом: об экспансии пиктографии и визуальных образов в пространстве текстовых сообщений'

Изображение становится текстом: об экспансии пиктографии и визуальных образов в пространстве текстовых сообщений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
471
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ТЕКСТ / МЕДИАТЕКСТ / КОММЕНТАРИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СИНТАКСИС ПОЛИКОДОВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

В статье обосновывается тезис о месте «картинки» в современной коммуникации. Материал доклада аккаунты профессиональных СМИ в социальных сетях, где пользователи оставляют свои комментарии. Таким образом, объектом изучения становится не профессиональный журналистский текст, а реакция читателей-пользователей на него. Задача проведенного анализа подтверждение / опровержение гипотезы о превалировании изобразительного контента в современной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображение становится текстом: об экспансии пиктографии и визуальных образов в пространстве текстовых сообщений»

РАФТИНГ-2017: ДОКЛАДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Загидуллина М. В.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ТЕКСТОМ: ОБ ЭКСПАНСИИ ПИКТОГРАФИИ И ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТОВЫХ СООБЩЕНИЙ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда,

проект 16-18-02032

В статье обосновывается тезис о месте «картинки» в современной коммуникации. Материал доклада - аккаунты профессиональных СМИ в социальных сетях, где пользователи оставляют свои комментарии. Таким образом, объектом изучения становится не профессиональный журналистский текст, а реакция читателей-пользователей на него. Задача проведенного анализа - подтверждение / опровержение гипотезы о превалировании изобразительного контента в современной коммуникации.

Ключевые слова: визуализация, текст, медиатекст, комментарии, социальные сети, синтаксис поликодовых высказываний.

Отправная точка доклада - тезис, сформулированный Э. Тарановой (в то время заместитель руководителя редакции стран СНГ и Балтии Дирекции региональной инфраструктуры и проектов РИА Новости) в ходе дискуссии о ситуации с масс-медиа Кыргызстана: «Важно, что на первый план окончательно и бесповоротно выйдет картинка, а вслед за ней - короткий, максимально сжатый до нескольких предложений текст. Общество идет к этому, и мы никуда от этого не денемся» (25 марта 2013 года, http://knews.kg/2013/03/ е11а-1агапоуа-к1а88юЬе8кауа-]игпаН8Цка-итпае1-ьитге1-пау8е§ёа/). Мысль о том, что картинка «легче» воспринимается и усваивается, относится к числу стереотипов. Между тем и зарубежные, и отечественные исследователи поликодовых текстов неоднократно показывали, что поликодовость вообще работает на разных системах восприятия, и дублирование этих систем (двойная обработка единого сигнала, несущего и вербальную, и визуальную составляющую) не относится к вариантам упрощения коммуникации. Интерес представляют наблюдения А. Г. Сонина, которому удалось показать, что, например, в комиксе текстовая составляющая становится визуализированным, изобразительным сигналом (а не собственно текстом), то есть имеет большое значение, как именно написан текст. Сходные мысли о «видимом тексте» обнаруживаем у Бредехофта, анализирующем «Мауса» Арта Шпигельмана. Исследователи подчеркивают, что текст, выполненный особым образом, «работает» не на смыслах, которые он несет самим своим содержанием, а своей оформленностью, своей эстетической связанностью с изображением.

Однако - помимо интереса эстетического и семиотического - эти наблюдения позволяют предположить, что восприятие стремится к разгибридизации сигнала, к его упорядочиванию в рамках одного кода. Именно это предположение и ставит под вопрос тезис о безусловном превалировании изобразительных элементов коммуникации над вербальными.

Возвращаясь к медиакоммуникациям, отметим, что задача выяснить реальное место поликодовых высказываний в общем информационном потоке представляется и сложной, и простой одновременно. Сложность связана с некоторой неясностью самого тер-

мина «поликодовое высказывание» (нередко исследователи говорят о включении в общее единство и аватара коммуниканта, и его ника, и графем, организующих обмен эмоциями, при этом все эти элементы разнородны и составляют поликодовое высказывание [Селютин Форум, 123]), а простота - с очевидностью дизайна исследования (выбрать достаточно репрезентативный фрагмент коммуникации и, пользуясь внятностью единицы этого потока - например, комментария пользователя - провести подсчет картинок и графических элементов на число вербальных высказываний). Но упомянутые выше соображения исследователей показывают, что мы не можем рассматривать любую картинку с текстом примером поликодового высказывания. В самом деле, книжка с иллюстрациями, особым шрифтовым оформлением не рассматривалась как поликодовое высказывание. И в этом отношении замечание Бредехофта о том, что вся эта часть книжного блока может быть названа паратекстом и рассматриваться как особая «упаковка» смыслов книги в материальную оболочку, может быть распространено и на поликодовые высказывания в Интернете (аватар, ник, графемы - все это «упаковка» смысла, который, в свою очередь, может быть выражен как в эстетике изображений, так и вербально или комплексно, как коммуникационный гибрид).

Исходя из этих соображений предлагается следующая концепция исследования:

1) выбрать единицу коммуникационного потока (например, комментарии пользователей одного дня одного аккаунта)

2) собрать статистику этого фрагмента (сколько всего комментариев, какие из них можно отнести к поликодовым, а какие к монокодовым высказываниям, какой тип моно-кодовости преобладает (изобразительный, аудиальный или вербальный)

3) определить особенности поликодовых высказываний.

Для настоящей статьи было взято 20 постов в аккаунте «Известий» ВКонтакте.

Единица анализа - 1 пользовательский комментарий. Каждый автор комментария имеет аватар и ник (иногда вместо аватара значок камеры - это означает, что у автора нет аватара).

Всего к 20 постам «Известий» было сделано 189 комментариев, из них монокодовых текстовых - 162, монокодовых «изобразительных» 5, монокодовых «видео» - 4; поликодовых «картинка+текст» 12, поликодовых «видео+текст» - 4, поликодовых «текст+эмотикон» -12.

Основные особенности поликодовых высказываний: картинка как реплика-оскорбление в адрес конкретного участника; видео как подтверждение мысли автора; видео как аргумент в дискуссии, видео как остроумное высказывание; картинка и видео как шутки. Отмечаем, что количество смайликов производит впечатление «угасающей технологии», ожидающей смены (многие участники просто пользуются эмописьменно-стью - например многократными скобками, выражающими эмоцию удовольствия или печали).

В качестве примера анализа поликодовых высказывания возьмем фрагмент дискуссии в комментариях.

Как показывает рис. 1, объектом наблюдения при анализе поликодового характера коммуникации могут быть следующие объекты:

1) особенности аватара (в частности, в предлагаемом фрагменте мы обнаруживаем традиционный аватар-портрет, аватар-«картинку», аватар-пейзаж, а также набирающие популярность аватары-лого и отсутствие аватара; отметим недостаточность исследований аватара как формы репрезентации пользователя на российском материале - см., например, статью Антоновой, Деминой, не содержащую обзора литературы по теме; некоторые соображения содержатся в статьях, связанных с изучением идентичности в онлайн-коммуникации, обратим внимание на интересные подходы, демонстрируемые в международной исследовательской практике - см. статью Боп§);

Александр Суворов ответил Александру

Александр, какой контроль . МРОТ менее ПМ . что противоречит закону уже который год

Нравится1Показать список оценивших

вчера в 22:16

Ответить

11 4

Рустам Хасаноф

Это лоби строительных компаний ну и все дружно с ними в хоровод какие нах права раз кому то даже конституция непомеха

НравитсяПоказать список оценивших

вчера в 23:10

Ответить

уЬ

Валерий Игнатов

Ликвидировал должность главного по правам человека и сразу заговорил о каких то правах

НравитсяПоказать список оценивших

вчера в 23:27

Ответить

Леша Раша

Даёшь приоритетные национальные проекты^

1. Проект «Здоровье»

2. Проект «Доступное и комфортное жилье»

3. Проект «Курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России»

I 1МЕД8ЕДЕ8 О НАЦПРОЕКТАХ

НравитсяПоказать список оценивших

три часа назад

Ответить

Валентин Быков

17 лет - сплошные нацпроекты !!! дармоеды и ворюги !!!

НравитсяПоказать список оценивших

два часа назад

Ответить

Рис. 1. Фрагмент дискуссии в аккаунте «Известий» в ВК.

2) в приведенном примере отсутствуют эмотиконы; эмописьменность представлена в виде групп восклицательных знаков и отсутствия знаков препинания, а также использования стикера с «силовой кнопкой»;

3) изображения используются как дополнение к тексту высказывания (в то же время мы видели 7 случаев использования изображения как части высказывания).

В целом приведенный пример показывает, что лента комментариев может изучаться в динамике как самодостаточны элемент онлайн-коммуникации. В частности, объектом изучения может быть динамика визуальной саморепрезентации (аватары), стилистика высказываний, в том числе и синтаксис поликодовых высказываний (высказываний, содержащих изображение или видео). Очевидно, что наблюдения за комментариями пользователей могут способствовать развитию адекватных научных представлений о совершенствовании способов и приемов онлайн-коммуникации, вырабатываемых пользователями.

Заключая доклад, остается отметить, что гипотеза о превалировании изображения над текстом не оправдывается. Пользователи довольно редко обращаются к изображениям как части рассуждений, кроме того, в исследуемом материале мы не наблюдали зависимость числа лайков под комментарием от наличия или отсутствия изображения в составе этого высказывания (из 189 комментариев поддержаны хотя бы одним «лайком» были 29 комментариев, из них изображение содержали только два).

Стоит вернуться к словам Э. Тарановой и отметить, что прогноз о быстрой экспансии изображения как основного носителя информации не оправдывается ни на уровне «содержательной картинки», ни на уровне пиктографического всплеска. Во всех этих способах коммуникации можно усматривать аналог «коммуникационного слэнга» (быстро-преходящего в силу «приедания»): так, наши наблюдения за редукцией места эмотиконов подтверждают этот вывод.

Список литературы

1. Селютин, А. А. Форум как жанр виртуального общения [Текст] / А. А. Селютин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. -№9,- С. 121-124.

2. Bredehoft, T. A. The visible text: textual production and reproduction from Beowulf to Maus [Text] / T. A. Bredehoft. - Oxford: Oxford UP, 2014. - 182 p.

3. Fong, K. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars [Text] / K. Fong, Raymond A. Mar // Personality and Social Psychology Bulletin. - Vol. 41. - Issue 2.-P. 237-249, doilO.l 177/0146167214562761.

4. Антонова, Ю. A. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети [Текст] / Ю. А. Антонова, С. А. Демина // Лингвокультурология. - 2010. -№4,- С. 15-20.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА

Ботряков В. Г. Картинкой много смыслов отправить нельзя. С точки зрения упаковки смыслов она может быть исключительно дополнением к тексту - в большинстве случаев.

Сыса И. А. Мне кажется, здесь работают не столько правила коммуникации, сколько психология пользователей: например, какой-нибудь злобный человек всегда найдет в Интернете соответствующее изображение, чтобы ярче выразить свою агрессию.

Букин В. Д. А вот с точки зрения оформления высказывания - важно, что уходит capslock как способ выразить соответствующие эмоции.

Ботряков В. Г. На мой взгляд, современным исследователям очень важно обратиться к комментариям. Я бы даже сказал, что в комментариях «самый жир».

Артишевский Э. В. Интересно узнать, сохраняется ли в современной коммуникации тенденция ставить несколько скобок подряд - как вариант смайлика, эмотикона?

ЗагидуллинаМ. В. Надо отметить, что эта тенденция сохранилась и упростилась - сейчас фактически рождаются новые пунктуационные знаки - двойная скобка (открывающая - как знак грустного эмотикона, закрывающая - как знак веселого эмотикона). Люди избегают постановки прежнего знака (двоеточие, дефис, скобка либо двоеточие и скобка), поскольку он превращается в «рожицу», вымещенную из повседневной коммуникации на периферию как «устаревший знак». Но потребность поставить смайлик осталась, и поэтому утвердилась двойная скобка.

Артишевский Э. В. В 1987 году мне попалась диссертация по медицине, связанная со способами графического письма.

Загидуллина М. В. По афазиям, видимо? Если отвлечься от сугубо медицинской позиции, то, на мой взгляд, следует говорить о когнитивном подходе: коммуниканты стремятся к выражению своей мысли либо усложненным, непрямым путем, либо тяготеют к простым решениям. То есть шкала «простое - сложное».

Зыховская Н. Л. То есть всегда эти две тенденции?

Артишевский Э. В. Это вопрос творческого начала. Человек творец или нет. По идее, каждый человек должен творить. И тогда сложное - это естественное в коммуникации.

Шакиров С.МНо обратите внимание, что додекафоническое в музыке намного легче!

Зыховская Н. Л. Иконический знак как таковой вымещается на периферию, например, голосовыми сообщениями. Не выместит ли графику именно аудиальное начало коммуникации?

ЗагидуллинаМ. В. В настоящее время мы не наблюдаем яркого вторжения аудиального в коммуникацию. Вроде бы у пользователей есть все инструменты - нет проблем выложить аудиозапись. Но этого не происходит, ведь в настоящее время интернет-коммуникация все равно немая (общение во время рабочего дня).

Артишевский Э. В. А мне кажется, не только аудиальное, но даже кинестетическое идет на смену. Например, вибрация. А скоро Интернет еще и запахами наполнится!

Сыса И. А. Возвращаюсь к психологии. Написать для многих людей легче, чем сказать. Во почему графические тексты будут держаться долго, а место аудиального в информационных потоках относительно невелико.

Букин В. Д. Я бы обратил внимание на онлайн-рисование. Появляются специальные инструменты - и возникают новые тенденции в оформлении текста. Просто потому, что инструменты доступны каждому, просты в использовании.

Сыса И. А Мне кажется также важным такой момент, как удаление комментариев, мо-дерация, все эти «проплаченные» тролли и т. п.

ЗагидуллинаМ. В. Я согласна, что сам субъект коммуникации, его прагматика чрезвычайно важны для объяснения происходящих явлений. Благодарю всех за полезные мнения и вопросы!

Ботряков В. Г.

ПОЛИТИЗАЦИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО РУНЕТА: СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

Доклад посвящен анализу политического контента развлекательного сегмента Рунета. Автор рассматривает возможности модерации информационных потоков и спосо-бовуправления системами 2.0.

Ключевые слова: иОС, развлекательные сайты, политизация.

Обсуждать политику пользователи в интернете будут всегда. В любой публикации касающейся устройства общественной и политической жизни будет затронуто то, как неправильно это устроено у нас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.