Научная статья на тему 'Изображение индейского воина в романе У. Г. Симмса «Йемасси»'

Изображение индейского воина в романе У. Г. Симмса «Йемасси» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
515
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индеец / воин / вождь / Племя / бледнолицый / честный и мудрый / коренной житель

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозкина Е. А., Клецкова Д. Ю.

Глубоко национальный характер индейской темы определил особый интерес к ней в американской литературе. Авторами статьи был отражен исторический взгляд У. Г. Симмса на индейскую проблему, проанализированы образы индейцев в романе «Йемассии», рассмотрен центральный образ индейца-воина вождя Санути. Авторы приходят к выводу, что коренные жители Америки могли бы внести свой неоценимый, глубоко самобытный вклад в историю американской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображение индейского воина в романе У. Г. Симмса «Йемасси»»

УДК: 82.09

ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНДЕЙСКОГО ВОИНА В РОМАНЕ У. Г. СИММСА «ЙЕМАССИ»

© Е. А. Морозкина, Д. Ю. Клецкова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Глубоко национальный характер индейской темы определил особый интерес к ней в американской литературе. Авторами статьи был отражен исторический взгляд У. Г. Симмса на индейскую проблему, проанализированы образы индейцев в романе «Йемассии», рассмотрен центральный образ индейца-воина — вождя Санути. Авторы приходят к выводу, что коренные жители Америки могли бы внести свой неоценимый, глубоко самобытный вклад в историю американской нации.

Ключевые слова: индеец, воин, вождь, племя, бледнолицый, честный и мудрый, коренной житель.

Глубоко национальный характер индейской темы определил особый интерес к ней в американской литературе. Первопроходцем в разработке индейской проблематики в романном творчестве вполне заслуженно считают Фенимора Купера. Именно в его романах индейская тема получила широкое развитие и привлекла к себе всеобщее внимание, хотя, создавая образы индейцев, Купер, несомненно, опирался на богатую литературную традицию. Так, еще в XVII веке была написана «Правдивая история капитана Джона Смита», повествующая о том, как автор был захвачен в плен индейцами и спасен дочерью вождя племени чикаго-мини Покахонтас. На этот сюжет были впоследствии написаны поэмы, драмы, прозаические произведения. Образы индейцев появлялись в сочинениях просветителей - Джефферсона, Франклина, Кре-векера, у Брокдена Брауна в романе «Эдгар Хантли» (1739), в поэзии Филиппа Френо.

В литературе американского Юга одним из первых к индейской теме обратился Уильям Гилмор Симмс. Индейская проблематика интересовала его на протяжении всего творческого пути. Она возникает в его лекциях, речах, публицистических выступлениях. Образы индейцев эпизодически появляются в «пограничных» романах, в рассказах сборника «Вигвам и хижина» (1845), в романе «Ка-сик из Киаво» (1859). Однако наиболее полное развитие индейская тема получила в романе «Йемасси» (1835), а также в статье «Литература и искусство американских аборигенов», опубликованной в 1845 году в журнале «Southern and Western Magazine».

Роман «Йемасси», действие которого отнесено ко времени колонизации Америки, привлекает внимание исследователей прежде всего как художественное произведение, трактующее индейскую проблему в контексте современных писателю представлений о политической власти и демократии, национальной политике, религии и вопросов идеологического характера, уходящих корнями в пуританское прошлое Новой Англии. Кроме того, роман интересен тем, что образы индейцев-воинов становятся в нем центральными. Они рельефно и исто-

рически точно выписаны, но вместе с тем романтически типизированы и глубоко символичны. Следует добавить также, что образы индейских воинов изображены писателем сочувственно. Подобная форма презентации американских аборигенов была в то время не только крайне необычна, но и свидетельствовала об определенной отваге автора, осмелившегося выступить в защиту коренного населения Америки. В эпоху Симмса в США вокруг индейской проблемы шла ожесточенная борьба, и большая часть населения видела в индейцах свирепых дикарей, истребляющих представителей белой цивилизации. Симмс оказался одним из тех немногих, кто задумался о причинах войны между индейцами и белыми и увидел трагическую для аборигенов перспективу стремительного наступления цивилизации.

«Когда я писал эту книгу,- сообщает автор в предисловии к роману,- читатели, в основном, плохо понимали характер краснокожих, и мнения, которые существовали на этот счет, были, как я сам убедился, в абсолютном большинстве неверными. Я часто заходил в вигвамы индейцев, видел, как они живут, и пришел к выводу, что надо уважать их, их обычаи, их мораль... Индеец в моих романах таков, каким знали его наши предки и каким еще могут увидеть его наши современники» [1, р. 4].

Согласно общепринятой точке зрения, разрабатывая индейскую тему, Симмс следовал за Купером. Однако несомненно и то, что в трактовке индейской темы и в изображении воинов-индейцев Симмс, безусловно, полемизировал с Купером, а в чем-то даже превзошел своего именитого предшественника, заставил «старую» тему звучать по-новому. Это касается прежде всего композиции произведения, в котором индейским проблемам и образам отводится центральная роль, а повествование строится так, что внимание автора оказывается сосредоточенным на специфически «индейских» проблемах: индейцы в борьбе за землю, индейские традиции и религиозные обряды, межплеменные конфликты индейцев-воинов, взаимоотношения индейцев в племени и в семье. В освещении этих проблем приоритет, безусловно, принадлежал У. Г. Симмсу.

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №2

377

«Йемасси» повествует о событиях войны 1715 года между индейцами и колонистами. Ко времени индейского восстания англичане заняли обширные земли, прежде принадлежавшие местным племенам. Симмс создает в романе монументальный образ индейского воина Санути, вождя племени «Йемасси», мудрого политика, ведущего диалог с испанцами и англичанами. Санути пытается сохранить земли предков, уберечь свой народ от уничтожения. Он превосходит своих противников в смелости, честности, ему беспрекословно подчиняются все члены племени, его уважают и боятся «белые братья». Санути до последнего пытается остановить кровопролитие и решить спорные вопросы миром, используя своего рода дипломатические уловки. Образ Санути, которого соплеменники называют «любимый вождь» (well-beloved), вызывает сочувствие читателей. Он не верит льстивым речам англичан, не принимает их подарков, он смело выступает против перешедших на сторону бледнолицых завистливых вождей, подкупленных англичанами. Санути презирает бесчестную политику подкупа и шантажа, опираясь на поддержку своего народа, он добивается расторжения несправедливого для индейцев земельного договора. Подобного героя-воина нет в романах Купера. И хотя Купер также признавал, что белые незаконно отняли земли у индейцев, ни в одном из своих романов он не изобразил индейцев воюющими за то, что им принадлежало по праву. Лишь в 1845 году в романе «Чертов палец» Купер ввел тему борьбы индейцев за свои исконные земли. Симмс на целое десятилетие раньше Купера не только сочувственно изобразил индейцев борцами за свою независимость, но и возложил ответственность за индейское восстание 1715 года на англичан. Один из персонажей романа «Йемасси» - пастор Метьюз - обращаясь к губернатору Крейвену, говорит: «Мы сами своими гонениями провоцируем их (индейцев) на восстания. Почему мы так стремимся грабительски отобрать у них землю?» [1, p. 136].

Образ Санути символизирует жизнеспособность, силу, прозорливость индейского народа. Справедливый вождь, смелый воин, решительный и непреклонный по отношению к врагам, он, не щадя своей жизни, отстаивает свободу и независимость своего племени. Писатель рисует его тонким политиком, блестящим оратором, хорошо знающим психологию индейцев, умеющим воздействовать на их разум и чувства. Однако уже в начале романа Санути поет песню смерти, которая символически предвещает скорую гибель племени. И хотя в первых главах романа вождь спасается от гибели, мотив обреченности, отсутствия будущего у его народа звучит в романе все громче, а героическая смерть индейского воина на поле боя оказывается его логическим финалом.

Сочувственное отношение Симмса к индейским воинам в этом романе, на наш взгляд, очевид-

но. Трудно согласиться с выводом, к которому приходит американский критик А. Коуви [2, р. 28], необоснованно утверждающий, что в романе «Йе-масси» индейцы выведены как персонажи отрицательные, враги белой расы и носители «дикости», которая неминуемо должна быть вытеснена цивилизацией. Напротив, на страницах романа индейцы представлены как гордые свободолюбивые воины, как народ со своей культурой, своими обычаями и представлениями о чести. В искусстве красноречия, как утверждает писатель, индейцы могли бы потягаться с древними греками. Симмс обращает внимание на целый пантеон у индейцев языческих богов, похожих на греческих, не успевших, однако, по словам писателя, завоевать бессмертие в стихах поэтов и драматургов. Стремясь убедить в этом читателя, он делает прекрасным примером ораторского искусства речь Санути на совете, когда он выступает против продажи земли англичанам. Музыкальность и образность языка, витиеватость фраз, обращение к языческим божествам - все это не препятствует четкому выражению мысли, опирающейся на строгие аргументы, логической стройности высказываний, их красочности и общедоступности.

Известно, что Симмс изучал язык и религию южных индейских племен, интересовался их обычаями, формой их социальной организации. Следствием этого явились эффектные сцены индейских ритуальных песен, танцев, обрядов жертвоприношений. Символичен в романе образ шамана племени Энори-Матти, который воплощает суеверие индейцев, обожествляющих стихии земли и воды, поклоняющихся духам битвы и охоты, войны и мира, объявляющих священными животных и птиц. Обожествленные образы приобретали в воображении индейцев форму тотемов, идолов, символов, условных знаков. Шаман племени обращается к богам в песнях, молитвах, заклинаниях, имеющих символический смысл. Только он разгадывает символические знаки, которые, как убеждены его соплеменники, боги посылают им перед военным походом. Потому шаманы задабривают богов жертвоприношениями и хвалебными песнями. Энори-Матти ощущает, как духи проникают в его тело, его бешеная пляска заканчивается тем, что он падает на землю, извиваясь и корчась, передает волю богов людям.

Религиозным суеверием, соблюдением древних, часто варварских ритуалов и обычаев писатель объясняет известную жестокость воинов-индейцев, нисколько их не идеализируя. Среди индейцев, как и среди белых встречаются как трусы и предатели, так и честные и преданные воины, как жестокие и лживые, так и добросердечные и искренние люди.

Осознавая, что будущее индейцев трагично, писатель символически передает его не в величественной истории воина-вождя Санути, а в позорной и жалкой истории его сына Окконестога. Судьба молодого индейского воина выстроена по контра-

сту с судьбой его отца: признание и всеобщая любовь окружающих к Санути - и отшельническое существование Окконестога, преданность Санути своему народу - и предательство Окконестога и, наконец, героическая гибель воина-вождя племени на поле боя - и смерть его сына. Образ индейского воина, развращенного цивилизацией, характерен для американской литературы: красивый, мужественный индейский воин деградирует, не в силах отказаться от «огненной воды» бледнолицых. Трагедия Окконестога - не просто судьба одного индейского воина, это символ, обобщение исторически неизбежного процесса гибели аборигенов под натиском «белой» цивилизации.

Обвиняя цивилизацию в жестокости по отношению к аборигенам, Симмс, между тем, в романе «Йемасси» остается на довольно распространенной в Америке точке зрения, согласно которой оттеснение индейцев на Запад и фактическое исчезновение этого народа - явление неизбежное. Нации, находящиеся на разных уровнях развития, утверждает писатель, не могут существовать независимо друг от друга. Рано или поздно нация более цивилизованная подчинит себе остальные. Так, один из героев романа говорит, что превосходство белых в искусстве, образованности, вскоре заставит индейцев «осознать собственную неполноценность, если же к этому прибавить недостаток у них естественных ресурсов и средств к существованию, то мы увидим, что через некоторое время они окажутся не только низшей, но и зависимой расой» [1, р. 291]. Задумываясь над тем, как облегчить участь индейцев, автор приходит к выводу, что надо изолировать индейцев, дать им возможность жить и развиваться самостоятельно и таким образом уберечь их от пороков цивилизации. Симмсу, следовательно, была не чужда идея резерваций, хотя в его представлении они мыслились иначе, чем ужасная историческая действительность более позднего времени.

Такое решение индейской проблемы, по-видимому, все же не вполне устраивало писателя, так как в 1845 году в статье «Литература и искусство американских аборигенов» он высказал новую версию относительно возможной судьбы индейских воинов. Писатель произвел анализ развития индейской нации в сравнении с древними европейскими племенами - галлами, готами, тевтонами - и показал, что индейцы не уступали им «ни в смело-

сти, ни в мудрости, ... ни в ремеслах» [3, p. 132]. Логично, шаг за шагом он доказывает, что индейцы, «воинственные и отважные по духу» [3, p. 132], могли бы создать свою историю, столь же великую, как история европейцев. Симмс полагает, что история индейских воинов уже нашла выражение в красноречивых речах ораторов, ритуальных песнях и сказаниях, напоминающих фольклорные произведения, которые легли в основу «Беовульфа», «Песни о нибелунгах» и великих поэм Гомера. В 1809-1821 годах туземцы уже имели свой алфавит, изобретенный индейцем Секвойя (Sequoyah), взявшим впоследствии имя Джордж Гесс. В глазах Симмса живость и красочность языка, богатое воображение, интерес к собственной истории являлись достаточными предпосылками для развития у индейцев литературного творчества. Писатель высказывает в статье мысль, что американские аборигены находились на начальной ступени цивилизации и под благотворным влиянием европейцев могли бы развиваться дальше. Колонисты же вступили с ними в кровопролитную войну, которая привела к фактическому истреблению местного населения.

Таким образом, отношение Симмса к индейской проблеме со временем меняется. Индейцы могли бы догнать американцев в развитии, утверждает он, надо было только помочь им в этом. Колонисты могли бы спасти индейцев «от самих себя», от жестоких кровопролитных войн, и сберегли бы эту «могущественную, полную жизни, талантливую нацию», а благородная кровь индейцев че-роки и натчез «прекрасно смешалась бы с бледной кровью квакеров и пуритан». Эта примесь усилила и облагородила бы американскую нацию [3, p. 139]. Писатель пришел к смелому выводу о том, что его соотечественники несут ответственность за трагическую судьбу, постигшую коренных жителей Америки, которые могли бы внести свой неоценимый, глубоко самобытный вклад в историю американской нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Simms W. G. The Yemassee. New York, 1937. 464 p.

2. Cowie A. Introduction to: Simms W. G. The Yemassee. New York, 1937. P. 28.

3. Simms W. G. Literature and art among the American aborigines // Views and reviews in American literature, history and fiction. First series. Cambridge (Mass.): Belknap press, 1962. P. 132-139.

Поступила в редакцию 28.01.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.