Научная статья на тему 'Американский фронтир как «Диалог культур» в произведениях У. Г. Симмса'

Американский фронтир как «Диалог культур» в произведениях У. Г. Симмса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1000
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЯ США / РОМАНТИЗМ / ФРОНТИР / "ДИАЛОГ КУЛЬТУР" / "DIALOGUE OF CULTURES" / AMERICAN LITERATURE AND HISTORY / ROMANTICISM / FRONTIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эрштейн Марина Оттовна

В статье анализируется концепция фронтира как «диалога культур» выдающегося американского писателя XIX века Уильяма Гилмора Симмса. Представитель южной романтической литературы США, У. Г. Симмс последовательно воплотил в своем художественном творчестве собственный оригинальный взгляд на историю США и роль границы в процессе формирования единой американской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The American Frontier as A Dialogue of Cultures in W. G. Simms's works

The article is devoted to exploration a concept of frontier as a "dialogue of cultures" in W. G. Simms's works. Being the outstanding American romanticist, Simms had embodied own original view about American history and the frontier's significance for the process of the birth of a single new nation in his fiction

Текст научной работы на тему «Американский фронтир как «Диалог культур» в произведениях У. Г. Симмса»

УДК 821.111 ББК 83.3 (7США)

Эрштейн Марина Оттовна

кандидат филологических наук кафедра зарубежной литературы Башкирский государственный университет

г. Уфа

Ershteyn Marina Ottovna

Candidate of Philology Chair of the Foreign Literature Bashkir State University Ufa

Американский фронтир как «диалог культур» в произведениях

У. Г. Симмса

The American Frontier as “A Dialogue of Cultures” in W. G. Simms’s Works

В статье анализируется концепция фронтира как «диалога культур» выдающегося американского писателя XIX века Уильяма Гилмора Симмса. Представитель южной романтической литературы США, У. Г. Симмс последовательно воплотил в своем художественном творчестве собственный оригинальный взгляд на историю США и роль границы в процессе формирования единой американской нации.

The article is devoted to the exploration of the frontier concept as a “dialogue of cultures” in W. G. Simms’s works. Being the outstanding American romanticist, Simms had embodied his own original view about American history and the frontier’s significance for the process

http://lingvopro.abbyyonline.com/ru/Search/GlossaryItemExtraInfo?text=%dQ%bf%d 1%80%d0%be%d1%86%d0%b5%d1%81%d1%81&translation=process&srcLang=r u&destLang=en of the birth of a single new nation in his fiction.

Ключевые слова: американская литература, история США, романтизм, фронтир, «диалог культур».

Key words: American literature, history of the USA, romanticism, frontier, “dialogue of cultures”.

В процессе становления самобытной американской культуры значительную роль, по единодушному признанию исследователей, сыграл феномен «фронтира» - постоянно передвигавшейся границы на внутренней территории североамериканского континента. Выявлению ключевых компонентов, составляющих понятие «фронтира», и созданию различных концепций «подвижной границы» посвящены многочисленные работы историков, социологов, культурологов и литературоведов XIX - XXI веков. Современные ученые расширили первоначальный историко-географический подход к изучению «границы» как поступательного освоения новых земель в

пределах страны до комплексного анализа влияния фронтира на многие сферы общественной жизни США: политическую, экономическую, религиозную, культурологическую, литературную.

Уже многие американские писатели-романтики понимали уникальное значение фронтира для процесса становления национальной культуры и не раз совершали путешествия «во времени», устремляясь на «границу» в поисках оригинального материала для своих произведений. Достаточно назвать имена таких известных авторов, как В. Ирвинг, Т. Флинт, У. К. Брайент, Дж. К. Полдинг, О. Б. Лонгстрит, У. Г. Симмс, активно использовавших свои впечатления о границе в художественном творчестве и заложивших начало американской литературной «эпопеи» о фронтире.

Однако уже на первом этапе «освоения» пограничной тематики, который пришелся, в основном, на период романтизма в американской литературе, в русле общей «предметной» направленности начали формироваться принципиально разные творческие подходы авторов к изображаемому явлению, во многом обусловленные фактором региональности в литературе США. Писатели из наиболее удаленных от пограничной полосы областей были склонны идеализировать, в той или иной степени, мир пограничья, представлявшийся им краем экзотики, и создавать художественные «зарисовки» фронтира, имеющие весьма отдаленное сходство с оригиналом. (В качестве ставшего «классическим» в современном литературоведении примера подобного подхода можно назвать знаменитую пенталогию о Кожаном Чулке Дж. Ф. Купера).

Южные романтики в отличие от своих собратьев по перу из северных и восточных регионов находились в «эпицентре» второй волны движения в глубь континента. Поэтому художественное отражение и осмысление проблемы фронтира в творчестве южных писателей имело свои характерные особенности.

Одной из таких отличительных черт можно назвать особое звучание темы культурной ассимиляции рас, населявших североамериканский континент, в произведениях южан. В своих художественных и литературно-критических работах У. Г. Симмс, Р. М. Берд О. Б. Лонгстрит стремились раскрыть

различные аспекты проблемы «диалога культур». Позиции авторов по отношению к «внедрению» индейской и негритянской культур в европейскую культурную традицию были различны: от рефлекторного «отторжения» и пропаганды открытой конфронтации до провозглашения идей культурной толерантности и взаимодействия.

Уильям Гилмор Симмс (1806 - 1870), чье имя благодаря его многогранной литературной деятельности, по свидетельству М. Э. Уимсет, «стало интеллектуальным и культурным символом предвоенной южной цивилизации» [5, p.i], обладал особым взглядом на проблему фронтира в истории США. Писатель-романтик предвосхитил многие современные теории о ведущей роли «границы» в процессе становления американской нации.

Граница представлялась У. Г. Симмсу как постоянно изменяющееся межкультурное пространство, на котором осуществляется уникальный «диалог культур», начавшийся с момента первого, исторически зафиксированного, появления европейца на североамериканском континенте и достигший своего апогея в современной автору действительности. Другими словами, фронтир как определяющий элемент американского общественного опыта в концепции Симмса становился, по точному выражению Н. Грэнфэм, «центром культурной конфронтации, где различные типы культур противостоят друг другу, в результате чего определяется и в конечном счете утверждается американская культурная самобытность» [1, p. 106].

Основные положения своей концепции фронтира Уильям Гилмор Симмс изложил в статье «Эпохи и события американской истории как темы для художественного изображения», вошедшей в сборник литературнокритических статей Симмса «Views and Reviews in American Literature, History and Fiction», Первая серия (1846), являвшегося важной вехой в творческой биографии писателя-южанина.

Во «Views and Reviews» собраны шесть статей, ранее уже публиковавшихся на страницах периодической печати: «Американизм в литературе», «Эпохи и события американской истории как темы для художественного изображения», «Литература и искусство американских

аборигенов», «Даниэль Бун - первый охотник Кентукки», «Кортес и завоевание Мексики» и «Сочинения Дж. Ф. Купера» (Две из них к настоящему моменту переведены на русский язык: «Американизм в литературе», перевод на русский язык выполнен Е. А. Морозкиной // Писатели США о литературе. - М.:

«Прогресс», 1982. - Т. 1. - С. 60; Произведения Джеймса Фенимора Купера, перевод М. З. Вольшонка // Купер Ф. Два адмирала. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1999. - С. 480).

Статья «Эпохи и события американской истории как темы для художественного изображения», представляет собой, по сути, развернутый творческий план, авторскую «программу», основной целью которой было создание широкомасштабной художественной иллюстрации процесса становления американской национальной самобытности. Подобный план сложился в результате многолетних размышлений Симмса о проблемах отечественной истории и литературы и являлся своеобразной «квинтэссенцией» творческих и научных усилий автора.

Ключевая идея, объединяющая основные положения статьи, заключалась в том, что «главная ценность истории», - по мнению Симмса, - «состоит в ее определенной способности и назначении служить целям искусства!» [4, р. 34]. Формированию подобного убеждения Симмса способствовали многие причины - научная деятельность Симмса как профессионального историка, его приверженность принципам романтической историографии, представления о просветительско-воспитательной роли истории, особый подход к проблеме соотношения факта и вымысла в художественном повествовании, собственный творческий опыт в области исторической прозы - словом, совокупность многих факторов, доминирующим среди которых, на наш взгляд, было уникальное сочетание в творческой практике Симмса деятельности историка и писателя.

Программная статья Симмса состоит из шести эссе: 1) «Вступление. Истинное использование истории, объекты искусства. Их гибкость и универсальность»; 2) «Бенедикт Арнольд как тема для художественной

истории»; 3) «Четыре периода американской истории»; 4) «Ранние испанские

путешественники - Хенандо де Сото как тема для «ромэнс»; 5) «Поселения Колигни»; 6) «Покахонтас: тема для исторического живописца».

В третьем эссе, «Четыре периода американской истории», заключена наиболее важная, теоретическая, часть концепции Симмса, которую он разрабатывал в сороковые годы XIX века.

У. Г. Симмс выделял четыре основных этапа в истории США. «Отсчет» американской истории, по мнению писателя, нужно начинать с «первого путешествия Кабота». Джон Кабот - итальянский мореплаватель, состоявший на британской службе. В июне 1497 года достиг берегов Северной Америки, а в 1498 году проплыл вдоль Атлантического побережья на юг, примерно до залива Чесапик. Начальный период, согласно хронологии Симмса, заканчивался «основанием первых постоянных поселений англичан в Виргинии». У. Г. Симмс характеризует этот период как изобилующий «романтическими деталями и интересными приключениями». [4, р. 77]. Автор обращает особое внимание литераторов, «стремящихся использовать

материалы американской истории в своем творчестве» на необходимость «ревностного изучения» обычаев, мифологии и суеверий народов, заселявших в тот период североамериканский континент. Писатель убежден, что создать «истинную картину» души и характера народов можно лишь составив точное представление об «их боге и дьяволе» [4, р. 80].

Симмс изобразил различные исторические события, относящиеся к первому периоду, в таких художественных произведениях, как роман «Васконселос», 1853 (действие романа разворачивается на территории

испанской Флориды и долины Миссисипи в 1538 - 1542 годах), рассказы из сборника «Лилия и тотем», 1850 (события, о которых идет речь в новеллах указанного сборника, относятся к периоду 1562 - 1570 годов и связаны с деятельностью французских гугенотов во Флориде и на Юго-западе Северной Америки), а также в отдельных рассказах, вошедших в разные сборники -«Хуан Понсе де Леон» и «Лукас де Айллон».

Второй этап, по периодизации Симмса, продолжался чуть менее двух столетий и заканчивался «революционным конфликтом» 1775 - 83 гг. У.

Г. Симмс, характеризуя своеобразие второго выделенного им периода, делает два крайне важных замечания, корректирующие традиционное восприятие Америки как заповедного края, изобилующего сказочными богатствами и сулящего романтические приключения. Именно в течение второго периода, как утверждает Симмс, произошло «социальное открытие» Америки, которое «положило конец умозрительным представлениям легковерных европейцев», готовых видеть в Новом Свете лишь экзотическую землю. «Америка не была больше Эльдорадо!», - восклицает Симмс. Отныне она предстала перед миром в истинном свете - как страна, в которой «тяжелый труд и серьезные испытания» являлись «жизненной необходимостью» [4, р. 81]. Другое меткое наблюдение Симмса касалось особенностей американской «пограничной» «романтики», так привлекавшей искателей приключений со всего света. Если для избалованного европейца приключение было «средством от скуки», то для американского фронтирсмена XVII - XVIII столетий, как отмечает Симмс, «приключение не было больше развлечением - оно стало обязанностью» [4, р. 82]. Второму периоду Симмс посвятил ряд художественных произведений, среди которых такие, как роман «Кассик из Киаво», 1859 (события романа происходят на территории колониальной Южной Каролины в 1684 году) и один из наиболее известных романов Симмса - «Йемасси», 1835, повествующий о восстании

индейского племени «йемасси» в 1715 г. В новеллистике писателя события второго периода отражены в таких рассказах, как «Джокасси» и «Кресло Тустенуга», изображающих расцвет индейской нации, еще не подвергнувшейся «массированной культурной атаке» европейской цивилизации.

Третий этап американской истории составили, по мнению Симмса, события Американской революции, 1764 - 1782. Писатель сосредотачивал основное внимание на исследовании подробностей партизанского движения на Юге в годы Войны за Независимость. Различные исторические события третьего периода легли в основу прославленного симмсовского цикла «революционных романов». Так, в романе «Партизан», 1837 повествуется о событиях лета 1780 года и битве при Камдене; в «Катерине Уолтон», 1851 изображены подробности британской оккупации Чарльстона в 1780 - 1781

годах; роман «Вудкрафт», 1852 затрагивает проблемы послевоенных лет, начавшиеся после эвакуации англичан из Южной Каролины в 1782 году. Теме революции посвящена новелла Симмса «Военный поход в 76-м», эпоха революции является историческим фоном таких рассказов, как «Грейлинг», «Гигантский гроб, или Вражда Хольта и Хьюстона», «Сержант Барнакл».

Рубеж четвертого этапа американской истории, согласно периодизации У. Г. Симмса, «приходился» на середину XIX века, то есть, оканчивался современной автору исторической действительностью. Симмс характеризует данный период как время «перехода из колониального в республиканское состояние» [4, р. 84]. Этот этап, по мнению автора, особенно богат разнообразными историческими событиями, достойными художественного изображения - многочисленные индейские войны, заселение территорий Кентукки и Огайо, покупка Луизианы, англо-американская война 1812 года, присоединение Техаса. Последний период занимал писателя более других, и ему посвящены «пограничные» произведения Симмса - цикл романов о границе: «Гай Риверс», 1834 (действие романа разворачивается на территории Джорджии); «Ричард Хардис», 1838 (Алабама); «Гончие границы», 1840 (Миссисипи); «Исповедь», 1841 (Южная Каролина, Алабама, Техас);

«Бошамп», 1856 (Кентукки); «Хелен Хасли», 1845 (Луизиана). События многих рассказов, вошедших в прославленный симмсовский сборник «Вигвам и хижина», 1845, разворачиваются во временных рамках четвертого периода.

Итак, в статье «Эпохи и события американской истории как темы для художественного изображения» У. Г. Симмс составил творческий план для своей литературной деятельности, главной темой которой, как полагал Дж. Риджли, являлось «взаимодействие между цивилизацией и фронтиром» [3, р.67]. Причем, важной особенностью художественной практики Симмса было то обстоятельство, что конкретные исторические реалии обозначенных Симмсом четырех этапов американской истории получили наиболее полное художественное «освещение» в романах, а художественное исследование разнообразных аспектов проблемы «диалога культур» Симмс предпринял, преимущественно, в своем новеллистическом творчестве.

Проблема культурной ассимиляции народов, населявших Северную Америку, получает в рассказах Симмса многоплановое изображение. Писатель художественно осмысляет вопросы взаимоотношений трех рас - индейской, негритянской и европейской, - отдельно рассматривая каждую бинарную культурную параллель: европейцы/афроамериканцы (в рассказах «Рыбак», «Змея в хижине», «Ленивая ворона», «Оакатибе», «Калойя»),

европейцы/индейцы (в новеллах «Два лагеря», «Логучи», «Оакатибе») и афроамериканцы/индейцы («Оакатибе», «Калойя»). Подчеркнем, что Симмс, возможно, первым из американских романтиков XIX века ввел в сферу художественного изображения тему непростых взаимоотношений афроамериканцев и индейцев, являвшуюся составной частью проблемы интеграции культур, происходившей на территории США.

Еще одним аспектом проблемы культурной ассимиляции, рассмотренным в новеллах Симмса, выступала тема постепенного вырождения в результате столкновения с европейскими колонизаторами индейских племен. Симмс изображает в своих рассказах индейцев на разных стадиях «состояния» - как гордых, независимых туземцев («Лукас де Айллон», «Джокасси», «Кресло Тустенуга») и как аборигенов, деградировавших под натиском европейцев («Оакатибе», «Калойя»).

Полагаем, что именно оригинальный подход У. Г. Симмса к проблеме фронтира в американской истории, стремление последовательно изучить разные фазы становления американской культурной самобытности привели писателя к обозначению XV - XVI веков как начального этапа движения фронтира. При этом, изображая «первые шаги» европейцев на земле аборигенов, к примеру, в рассказах «Джуан Понсе де Леон» и «Лукас де Айллон», Симмс акцентирует внимание на «имперском» стиле поведения белых при столкновении с индейцами, показывая, тем самым, что ростки культурной «конфронтации», появились уже на начальном этапе взаимодействия народов будущих Соединенных Штатов.

Особая ценность периодизации событий американской истории, предложенной У. Г. Симмсом, заключается еще и в том, что он одним из

первых указал на существенное значение доколониального периода американской истории для национальной литературы и настаивал на необходимости изучения и художественного осмысления роли небританских европейских наций на начальном этапе существования фронтира. Как справедливо отмечает Джон К. Гилдс, один из ведущих современных зарубежных исследователей жизни и творчества писателя, Симмс являлся «едва ли не единственным американским романистом XIX века», сумевшим распознать «своеобразную привлекательность» доколониального периода нашей истории, предоставившего «великолепный материал в распоряжение литературы» [2, p. 333].

Библиографический список

1. Grantham, N. Simms's Frontier: A Collision of Cultures [Text]/ N. Grantham // William Gilmore Simms and the American Frontier. - Athens & London: The Univ. of Georgia Press, 1997.

- P. 105-117.

2. Guilds, J. C. Simms: A Literary life [Text]/ J. C. Guilds. - Fayetteville: The Univ. of Arkansas Press, 1992. - 426 p.

3. Ridgely, J. V. William Gilmore Simms [Text]/ J. V. Ridgely. - New York: Twayne Publishers, 1962. - 144 p.

4. Simms, W. G. Views and Reviews in American Literature, History and Fiction [Text]/

W. G. Simms. - Cambridge (Mass.), 1962. -292 p.

5. Wimsatt, M. A. The Major Fiction of William Gilmore Simms:cultural traditions and literary form [Text]/ M. A. Wimsatt. - Baton Rouge and London: Louisiana State University Press, 1989. - 298 p.

Bibliography

1. Grantham, N. Simms's Frontier: A Collision of Cultures [Text] / N. Grantham // William Gilmore Simms and the American Frontier. - Athens & London: The Univ. of Georgia Press, 1997. - P. 105-117.

2. Guilds, J. C. Simms: A Literary Life [Text] / J. C. Guilds. - Fayetteville: The Univ. of Arkansas Press, 1992. - 426 p.

3. Ridgely, J. V. William Gilmore Simms [Text] / J. V. Ridgely. - New York: Twayne Publishers, 1962. - 144 p.

4. Simms, W. G. Views and Reviews in American Literature, History and Fiction [Text] / W. G. Simms. - Cambridge (Mass.), 1962. - 292 p.

5. Wimsatt, M. A. The Major Fiction of William Gilmore Simms: Cultural Traditions and Literary Form [Text] / M. A. Wimsatt. - Baton Rouge and London: Louisiana State University Press, 1989. - 298 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.