Научная статья на тему 'Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника'

Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНТЕРВЬЮ / ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Панкратова Ирина Анатольевна

Статья посвящена описанию методов измерения профессиональных представлений, как важного элемента оценки психолого-педагогической компетентности. Описаны современные методы оценки психолого-педагоги-ческой компетентности в отечественной науке. В статье впервые предлагается использовать измерение сформированности профессиональных представлений как показателя сформированности компетентности выпускника. Профессиональные представления рассматриваются, как интегральное понятие, играющее ведущую роль в выборе будущей профессии и включающее в себя не только представления о профессии и личности будущего профессионала, но и знания о необходимых навыках и умениях, необходимых в осуществлении педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Панкратова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника»

УДК 316.6

Рогова Евгения Евгеньевна

доктор философских наук, доцент кафедры

организационной и прикладной психологии.

Южный федеральный университет

evrogova@yandex.ru

Панкратова Ирина Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры

организационной и прикладной психологии.

Южный федеральный университет

ckags_student@mail .ru

Evgenia E. Rogova

doctor of the philosophical sciences, docent of

department of organizational

and applied psychology Southern federal university

evrogova@yandex.ru

Irina A. Pankratova

candidate of the psychology sciences, docent of department of organizational and applied psychology Southern federal university ckags_student@mail .ru

Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника

Suggested to use measuring of formation of professional ideas as an indicator

of graduate's competence

Аннотация. Статья посвящена описанию методов измерения профессиональных представлений, как важного элемента оценки психолого-педагогической компетентности. Описаны современные методы оценки психолого-педагогической компетентности в отечественной науке. В статье впервые предлагается использовать измерение сформированности профессиональных представлений как показателя сформированности компетентности выпускника. Профессиональные представления рассматриваются, как интегральное понятие, играющее ведущую роль в выборе будущей профессии и включающее в себя не только представления о профессии и личности будущего профессионала, но и знания о необходимых навыках и умениях, необходимых в осуществлении педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональные представления, компетенции, компетентность, опрос, анкетирование, интервью, проектные методы оценки.

Annotation. The article is devoted to the description of methods ofprofessional ideas measuring as an important element of psychological and pedagogical competence evaluation. The modern methods of psychological and pedagogical competence evaluation in home science are described. In the article it is for the first time suggested to use measuring of formation of professional ideas as an indicator of graduate's competence. Professional ideas are considered as integral notion which plays the leading role in choosing of future profession and includes not only ideas about profession and personality of the future professional but also knowledge about skills and abilities necessary in realization of pedagogical activity.

Key words: professional ideas, competences, competency, polling, survey, interview, project methods of evaluation.

Начиная с 2002 г., согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, был провозглашен компетентностный подход как основное направление развития и модернизации системы Российского образования. Одной из задач, указанных в Концепции развития образования РФ до 2020 г., являющейся частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года., является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. Указывается, что в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, что также является основой компететностного подхода в образовании.

Несмотря на то, что в концепции указывается на практическую направленность обучения, однако основным ресурсом и инструментом формирования освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации должны стать фундаментальные научные исследования, что зачастую влечет недостаток практических знаний.

В результате обучения у выпускника должен сформироваться ряд компетенций, которые позволят ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, стать компетентным специалистам, владеющим не только специфическими знаниями, но умеющим их применять. В настоящее время сформировалась необходимость оценки уровня владения и освоения той или иной компетенции и в целом компетентности выпускника.

Безусловно, долгосрочной оценкой полученных знаний и умений в ВУЗе является эффективная профессиональная деятельность, успешное выполнение трудовых задач. Для оценки самой организации образования и эффективности ВУЗа, а так же сформированности необходимых компетенций в процессе обучения студентов-выпускников требуется разработка объективных методов оценки компетенций и компетентности в целом.

Существует множество методов обучения, в свою очередь каждый метод нуждается в оценке, с целью выбора наиболее эффективного. В современной психолого-педагогической литературе предлагаются различные подходы к

решению проблемы оценивания динамики роста компетентности специалиста. В настоящее время наиболее распространенными формами оценки являются: мини-сочинения, курсовые работы, выпускные квалификационные работы, индивидуальное и групповое собеседования со студентами и преподавателями, конференции, деловые игры, тестирование, коллоквиумы, интервью, анкетирование. На наш взгляд, данные формы не позволяют в полной мере оценить компетентность специалиста. Отечественные ученые предлагают дополнительные методы оценки компетентности выпускников.

Т.Г. Чешуина, помимо индивидуальных и групповых бесед-интервью со студентами и преподавателями, установочных конференций по педагогической практике, предлагает использовать тест-контроль знаний студентов, определяющий готовность их к прохождению производственной практики. В диссертационной работе Т.Г. Чешуиной выделяется ряд компетенций педагогических специальностей, которые должны быть сформированы в течение производственной практики. Каждая компетенция расшифровывается, и утверждается, что все эти компетенции составляют профессиональную компетентность. На наш взгляд, данный подход позволяет оценить знания по тому или иному предмету, однако как специалист владеет профессиональными знаниями, оценить не позволяет [1].

Т.В. Альникова в своей диссертационной работе выделяет только одну составную компетентности проектно-исследовательскую компетенцию. Для оценки уровня сформированности проектно-исследовательской компетенции (УСК) применяется специальная формула: УСК = СПЗ+ХМ+СУ, где СПЗ -способ получения знаний, ХМ - характер мотивации, СУ - сформированность умений, входящих в состав компетенции. Составляющим СПЗ, ХМ, СУ приписываются три уровня (А, Б, В). Степень сформированности компетенции оценивается по трем уровням, причем каждому уровню приписывается некоторое количество баллов [2].

Следует отметить, что в последнее время существует тенденция оценивать компетенции не только качественно, но и количественно, т.е. получать конкретную оценку компетенции, причем в каждой научной работе авторами применяются разные методы оценивания компетенций (или какой-либо одной компетенции), и сумма позволяет оценить компетентность.

С.Г. Катаевым, Ю.О. Лободой, Е.А. Хомяковой был разработан, как они утверждают, универсальный метод оценки компетенций, которые развиваются при обучении. Применяя разработанный ими метод на разных этапах обучения, можно выяснить уровень сформированности компетенций на данный момент времени, а также проследить его динамику [3].

В их методе предполагается, что каждая из исследуемых компетенций может быть представлена в виде взвешенного набора некоторого количества признаков-индикаторов. Оценивая значения каждого из индикаторов, можно получить численное значение компетенции. Для вычисления всех отобранных для анализа компетенций необходимо сформировать некоторую базисную систему из признаков-индикаторов. Это удобно, поскольку один и тот же

индикатор может входить в разные компетенции. Система индикаторов должна достаточно полно отражать каждую компетенцию, учитывать возрастные особенности и специфику предмета. Это неизбежно приводит к росту количества индикаторов, что затрудняет работу с методом. Поэтому формирование компактной системы индикаторов представляет собой важный этап, который следует проводить с привлечением экспертов [4].

Для оценки компетентности специалиста мы предлагаем измерение сформированности профессиональных представлений. Представления возникают в результате практической деятельности, а не сами по себе. При этом представления чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. С представлениями связаны не только процессы ощущения и восприятия, мышления, но и память, которая хранит информацию и при помощи которой они формируются[5].

Профессиональные представления играют ведущую роль в осуществлении трудовой деятельности и включают в себя не только представления о профессии и личности будущего профессионала, но и представления о профессиональном будущем, раскрывающимся в жизненных планах, временных перспективах и карьерных ориентациях. Также они отражают владение выпускником знаниями и навыками для выполнения и решения конкретных профессиональных задач [6].

Оценка профессиональных представлений подразумевает несколько этапов:

1. Формирование профиля профессии.

2. Оценка соответствия профиля представлениям о профессии выпускника. Выпускнику предлагаются метод незаконченных предложения, просят описать свой карьерный и профессиональный рост.

3. Решение проектных заданий, соответствующих профессиональной деятельности будущего специалиста.

Измерение профессиональных представлений рекомендуется проводить на последних курсах обучения, т.к. только к концу обучения формируется целостный взгляд на профессию и выпускник должен овладеть компетенциями, требуемыми для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Однако проблема оценивания компетентности остается неразрешенной, поскольку существует множество частных способов оценки, но нет общего метода, который мог быть универсально применен к оцениванию сформированности различных компетенций и общего компетентностного пространства. Не учитываются весовые значения индикаторов компетенций, нет поправки на возрастные особенности студентов, также не учитывается то, что формирование компетенций может происходить и во внеурочной деятельности (участие в мероприятиях, посещение различных курсов и т. д.).

Литература:

1. Чешуина Т.Г. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2006. - 212 с.

2. Альникова Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. -174 с.

3. Лобода Ю.О., Хомякова Е.А., Катаев С.Г. Об одном методе оценки степени компетенций //Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе» (6-7 ноября 2008 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - С. 115-119.

4. Катаев С.Г., Лобода Ю.О. Использование кластерного анализа при оценивании эффективности метода обучения в процессе формирования компетенций // Мат-лы XI Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.), Т. 1. Ч. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - С. 125-130.

5. Донцов А.И. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 43-49.

6. Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов н/Д, 2012.- С.5-19.

Literature:

1. Cheshuina T.G. Manufacturing practice as a factor in the formation of professional competence of a teacher training University students: diss. ... cand. ped. sciences. Tomsk, 2006. - 212p.

2. Alnikova T.V. Formation of project and research competence of pupils on elective courses in physics: dis. ... cand. ped. sSciences. Tomsk, 2007.-174p.

3. Loboda U.O., Homakova E.A., Kataev S.G. A method of estimating the degree of competence // Materials of International scientific-practical conf. "The teaching of natural sciences, mathematics and computer science at university and the school" (6-7 November 2008). Tomsk: TGPU, 2008. - P.115-119.

4. Kataev S.G., Loboda U.O. Using cluster analysis when evaluating the effectiveness of the method in the process of learning competencies // Materials of XI All-Russia. conf. stud., aspirin. and young scientists "Science and Education" (16-20 April 2007), T. 1. Part 1. Tomsk: TGPU, 2008. - P. 125-130.

5. Donsov A.I. Professional representation of psychology students // Questions of psychology. - 2010. - № 2. - P. 43-49.

6. Rogov E.I. The role of professional performances in formation of a specialist in the university // The role of representations in the professional development of the individual. Rostov n/D, 2012.- P.5-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.