Научная статья на тему 'Измерение налогоемкости государственной программы в сфере энергоэффективности и развития энергетики'

Измерение налогоемкости государственной программы в сфере энергоэффективности и развития энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОЕМКОСТЬ / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / OIL INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / TAX CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова Инна Николаевна, Кораблев Денис Владимирович

В статье проводится оценка налоговых поступлений и налоговых льгот в энергетическом секторе, сделаны выводы о динамике изменения налогоемкости в различных отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURING TAX RATES OF STATE PROGRAMME IN ENERGY EFFICIENCY AND THE DEVELOPMENT OF POWER INDUSTRY

Article assesses the tax revenue and tax incentives in the energy sector, the conclusions about the dynamics of change nalogoemkosti in various industries.

Текст научной работы на тему «Измерение налогоемкости государственной программы в сфере энергоэффективности и развития энергетики»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

УДК 336.87

Измерение налогоемкости государственной программы в сфере энергоэффективности и развития энергетики

В статье проводится оценка налоговых поступлений и налоговых льгот в энергетическом секторе, сделаны выводы о динамике изменения налогоемкости в различных отраслях.

Ключевые слова: налогоемкость, энергетика, нефтяная отрасль, государственная программа, энергоэффективность.

И.Н. Рыкова

Д.В. Кораблев

Налогоемкость государственной программы в рамках данной статьи измеряется через совокупность показателей и вклада в валовой внутренний продукт [6]. На реализацию государственной программы в сфере энергосбережения и энергоэффективности были предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 году на развитие энергетики в объеме 17152,54 млн рублей. Как отмечал министр энергетики Российской Федерации, в 2010 году была принята государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», а до этого, в 2009 году, был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что заложило правовую основу для стимулирования повышения энергоэффективности. В России появились такие понятия, как энерго аудит и энергосервисы, которые давно использовались во всем мире. Также повысилось количество приборов учета, в том числе в бюджетной сфере. В настоящее время принято около 70 нормативно-правовых актов, осуществлены действия, связанные с налоговыми преференциями по энергоэффективности, по ускоренной модернизации энергоэффективного оборудования. Кроме того, ежегодно субъектам Российской Федерации в качестве экономического стимулирования из бюджета выделяются субсидии в размере от 5 до 6 млрд рублей, что дает мультипликативный эффект за счет привлечения средств субъектов Российской Федерации и средств бизнеса на реализацию энергоэффективных проектов [5].

© Рыкова И.Н., Короблев Д.В., 2014

72

Измерение налогоемкости государственной программы

Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» в оценке ситуации в отраслях топливно-энергетического комплекса (п. 2.1) содержит следующие выводы. «В настоящее время существует ряд проблем в отраслях ТЭК России. Проблемы развития нефтяной отрасли связаны с истощением запасов легкоизвлекаемой нефти на действующих месторождениях и сложностью географических и климатических условий в новых перспективных районах добычи (Восточная Сибирь, шельф северных морей); недостаточными инвестиционными возможностями нефтяных компаний в таких условиях, обусловленными высокой налоговой нагрузкой на отрасль; устаревшими технологиями нефтепереработки и существенной нехваткой инвестиций в увеличение глубины и качества переработки нефти.

Исходя из структуры подпрограмм, в данном анализе выбраны следующие секторы экономики: электроэнергетика; нефтяная отрасль; газовая отрасль; угольная промышленность.

Важнейшим событием для энергетики стало принятие решения о создании ОАО «Российские сети» (коммент. 1). Общество образовывается путем переименования ОАО «Холдинг МРСК» в ОАО «Российские сети» и внесением в его уставный капитал акций ОАО «ФСК ЕЭС», находящихся в федеральной собственности (79,55% акций). При этом сохраняется участие Российской Федерации в уставном капитале ОАО «ФСК ЕЭС» в размере не менее одной акции. В 2012 году утверждена Комплексная программа развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа на период до 2025 года. Программа определяет развитие отрасли на указанный период на основе программ развития регионов с учетом современного состояния топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа.

Доля сектора в ВВП в разрезе анализируемых секторов экономики приведена в таблице 1.

Реформирование налоговой политики было направлено на последовательное улучшение налогового администрирования, реформирование отдельных налогов и режимов налогообложения (страховые взносы, динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в том числе реформирование налогообложения нефтегазовой отрасли, трансфертное ценообразование, специальные режимы) и принятие точечных мер, направленных на стимулирование инновационного развития и диверсификацию экономики [2].

Для расчета налоговой нагрузки используются налоговые доходы и таможенные пошлины консолидированного бюджета, а также собственные доходы государственных внебюджетных фондов, включая страховые взносы. В 2011 году уровень налоговой нагрузки в России находится на уровне 8,81%, в том числе по налогу на прибыль на уровне 2,8% [1]. Порядок расчета и анализа уровня налоговой нагрузки налогоплательщика предусмотрен по всем видам налогов [4].

73

Таблица 1.

Вклад топливно-энергетического сектора в ВВП

Государственная программа Сектор экономики 2012 г. 01.07.2013

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет(КБ), тыс. руб. Доля налоговых поступлений в КБ в ВВП, % Объем налоговых поступлений в Федеральный бюджет, тыс. руб. Доля налоговых поступлений в Федеральный бюд-жет в ВВП, % Объем налоговых поступлений в КБ, тыс. руб. Доля налоговых по-сту-пле-ний в КБ в ВВП, % Объем налоговых поступлений в Федеральный бюджет, тыс. руб. Доля налоговых поступлений в Федеральный бюд-жет в ВВП, %

Всего по России 10 952 640 696 17,50 9 872 330 182 15,77 5 498 529 841 34,13 4 902 392 982 30,43

Энергоэффек-тивность и развитие энергетики Добыча полезных ископаемых, в т.ч.: 3 138 065 807 5,01 3 039 169 605 4,85 1 605 766 660 9,97 1 537 152 240 9,54

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 3 012 772 333 4,81 2 925 815 364 4,67 1562 951712 9,7 1 500 824 868 9,3

добыча каменного угля, бурого угля 46 025 830 0,07 40 102 947 0,06 13 637 384 0,1 10 848 756 0,1

добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 2 965 913 832 4,74 2 885 061 004 4,61 1548 978 333 9,61 1 489 728 246 9,25

добыча природного газа и газового конденсата, сжижение и регазификация природного газа для транспортирования 337 963 338 0,54 331803 201 0,53 232 893 639 1,45 230 239 695 1,43

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 125 293 400 0,20 113 353 921 0,18 42 814 538 0,27 36 327 032 0,23

Обрабатывающие производства - всего 1971231469 3,15 1 834 142 647 2,93 1020 774 560 6,34 946 367 686 5,87

производство нефтепродуктов 371815 595 0,59 361359 807 0,58 190 413 603 1,18 184 573 409 1,15

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего 276 638 990 0,44 234 437 045 0,37 199 744 885 1,24 175 967 601 1,09

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 1-НОМ)

Измерение налогоемкости государственной программы

Измерение налогоемкости государственной программы

В 2006—2012 годах отмечен рост налоговых поступлений в федеральный бюджет на 81,44%. При этом доля налога на прибыль организаций в федеральных налогах и сборах составила на 1 июля 2013 года — 20,71 %, в то время как в 2006 году составляла 30,68 % (таблица 2).

Таблица 2.

Доля налога на прибыль организаций в структуре федеральных налогов

по секторам экономики, %

Секторы экономики 2006 2007 2011 2012 01.07.2013

Добыча полезных ископаемых, в т.ч.: 15,98 25,42 15,36 11,73 9,70

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 14,77 24,52 13,09 10,02 8,16

добыча каменного угля, бурого угля 25,74 27,80 42,50 47,72 34,44

добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 14,57 24,50 12,29 9,48 7,96

добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа 14,73 25,70 11,71 9,69 5,59

добыча природного газа и газового конденсата, сжижение и регазификация природного газа для транспортирования 9,59 9,35 8,15 - 0,45 9,96

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 45,57 50,33 58,14 55,97 73,53

добыча металлических руд 52,95 59,47 67,13 66,59 107,04

добыча железных руд 52,28 56,96 62,73 49,35 51,30

добыча руд цветных металлов (кроме урановой и ториевой) 58,23 68,60 74,87 95,90 1 028,94

Обрабатывающие производства — всего 39,10 35,56 23,62 19,31 16,81

производство нефтепродуктов 45,33 18,62 17,44 7,50 4,66

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 23,43 23,38 30,39 22,52 23,32

производство, передача и распределение электрической энергии 25,69 27,01 39,82 31,07 28,29

производство и распределение газообразного топлива 17,78 20,32 22,39 18,57 29,53

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 21,67 13,03 10,84 5,23 8,04

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 1-НОМ)

75

Измерение налогоемкости государственной программы

Данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее— ФНС) по структуре налоговых поступлений в Федеральный бюджет приведены в таблице 3.

Общепринятой является следующая формула расчета уровня налоговой нагрузки организации—налогоплательщика, как отношение суммы начисленных (и уплаченных) налогов за календарный год к выручке (нетто) от производства и реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика. Налог на прибыль организаций и структура поступлений по секторам экономики представлены в таблице 4.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 334 Налового кодекса Российской Федерации). Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в разрезе исследуемых секторов экономики приведена в таблице 5. Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральных налогах и сборах составила на 1 июля 2013 года — 25,60 %, в то время как в 2006 году составляла 21,36 %.

Наблюдается тенденция роста НДПИ в совокупной доле федеральных налогов и сборов по сектору добычи полезных ископаемых, при этом необходимо провести анализ данных по сектору добычи руд цветных металлов из-за значительного превышения показателей и корректности отраженных данных в налоговой отчетности.

Проведенный анализ налоговой аналитики в части налоговых льгот по налогу на прибыль не позволяет провести оценку налоговых льгот в разрезе секторов экономики. Общие показатели по России представлены в таблице 6.

В рамках государственной программы в разделе «Прогноз развития отраслей топливно-энергетического комплекса и межстрановые сравнения» указано, что целью Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года является определение условий, обеспечивающих максимизацию экономического эффекта функционирования отрасли в долгосрочной перспективе без снижения сегодняшнего уровня ежегодных налоговых поступлений, а также до 2020 года предполагает стабилизацию ежегодной добычи нефти в период до 2020 года на уровне 505 млн тонн при текущем уровне эксплуатационного бурения и инвестиций, что обеспечит максимальные налоговые поступления и максимальную стоимость отрасли для страны при приемлемой сложности администрирования режима.

Анализ данных ФНС России показывает количественные показатели добычи (таблица 7).

76

Таблица 3.

Структура налоговых поступлений в федералвный бюджет

Сектор экономики 2006 2007 2011 2012 01.07.2013

Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %

Всего по России 5 441 025 612 100,00 6 967 626 144 100,00 8 782 866 588 100,00 9 872 330 182 100,00 4 902 392 982 100,00

Добыча полезных ископаемых, в тч 1 659 559 205 30,50 2 221 609 409 31,88 2 625 644 319 29,90 3 039 169 605 30,78 1 537 152 240 31,36

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 1 593 483 469 29,29 2 143 851 286 30,77 2 493 441 255 28,39 2 925 815 634 29,64 1 500 824 868 30,61

добыча каменного угля, бурого угля 22 680 509 0,42 28 269 544 0,41 65 754 039 0,75 40 102 947 0,41 10 848 756 0,22

добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 1 568 093 704 28,82 2 113 397 360 30,33 2 425 763 076 27,62 2 885 061 004 29,22 1 489 728 246 30,39

добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа 1 376 830 342 25,30 1 858 009 712 26,67 1 818 800 018 20,71 2 108 824 729 21,36 1 065 194 846 21,73

добыча природного газа и газового конденсата, сжижение и регазификация природного газа для транспортирования 159 836 073 2,94 157 483 966 2,26 214 814 029 2,45 331 803 201 3,36 230 239 695 4,70

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 65 419 360 1,20 77 535 194 1,11 132 142 377 1,50 113 353 921 1,15 36 327 032 0,74

добыча металлических руд 40 962 824 0,75 46 084 724 0,66 95 305 124 1,09 70 962 806 0,72 17 234 499 0,35

добыча железных руд 25 768 487 0,47 35 164 163 0,50 60 738 406 0,69 44 680 619 0,45 16 251 482 0,33

добыча руд цветных металлов (кроме урановой и ториевой) 13 888 358 0,26 10 715 866 0,15 34 565 110 0,39 26 281 241 0,27 982 699 0,02

Измерение налогоемкости государственной программы

Обрабатывающие производства - всего 852 123 816 15,66 1 164 745 039 16,72 1 573 782 729 17,92 1 834 142 647 18,58 946 367 686 19,30

производство нефтепродуктов 75 570 242 1,39 170 104 467 2,44 323 830 781 3,69 361 359 807 3,66 184 573 409 3,76

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего 177 543 918 3,26 219 312 906 3,15 272 688 040 3,10 234 437 045 2,37 175 967 601 3,59

производство, передача и распределение электрической энергии 116 076 969 2,13 149 166 823 2,14 171 791 036 1,96 137 402 386 1,39 109 880 809 2,24

производство и распределение газообразного топлива 11 319 092 0,21 15 326 945 0,22 27 421 467 0,31 24 440 368 0,25 19 090 519 0,39

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 24 731 327 0,45 30 297 762 0,43 43 353 493 0,49 42 851 276 0,43 31 027 056 0,63

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 1-НОМ)

Таблица 4.

Структура поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет - всего

Сектор экономики 2006 2007 2011 2012 01.07.2013

Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %

Всего по России 1 669 500 267 100,00 2 169 868 075 100,00 2 268 467 631 100,00 2 352 085 316 100,00 1 015 384 722 100,00

Добыча полезных ископаемых, в тч 265 248 911 15,89 564 793 750 26,03 403 180 418 17,77 356 621 758 15,16 149 115 782 14,69

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 235 377 088 14,10 525 768 454 24,23 326 343 105 14,39 293 173 217 12,46 122 405 202 12,06

добыча каменного угля, бурого угля 5 837 689 0,35 7 857 837 0,36 27 947 771 1,23 19 138 980 0,81 3 736 351 0,37

Измерение налогоемкости государственной программы

добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 228 433 698 13,68 517 745 635 23,86 298 046 342 13,14 273 436 215 11,63 118 572 197 11,68

добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа 202 766 679 12,15 477 485 050 22,01 212 949 710 9,39 204 391 369 8,69 59 580 809 5,87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

добыча природного газа и газового конденсата, сжижение и регазификация природного газа для транспортирования 15 328 288 0,92 14 720 207 0,68 17 504 564 0,77 -1 483 077 - 0,06 22 929 854 2,26

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 29 808 542 1,79 39 023 889 1,80 76 832 152 3,39 63 448 535 2,70 26 710 569 2,63

добыча металлических РУД 21 690 522 1,30 27 404 293 1,26 63 978 907 2,82 47 252 606 2,01 18 448 189 1,82

добыча железных руд 13 471 735 0,81 20 031 067 0,92 38 101 379 1,68 22 048 281 0,94 8 336 782 0,82

добыча руд цветных металлов (кроме урановой и ториевой) 8 087 435 0,48 7 350 771 0,34 25 877 474 1,14 25 204 325 1,07 10 111 405 1,00

Обрабатывающие производства - всего 333 205 810 19,96 414 187 369 19,09 371 695 757 16,39 354 195 629 15,06 159 051 999 15,66

производство нефтепродуктов 34 256 895 2,05 31 669 012 1,46 56 486 730 2,49 27 105 951 1,15 8 596 646 0,85

Производство и распределение электро энергии, газа и воды -всего 41 597 912 2,49 51 277 440 2,36 82 875 125 3,65 52 806 726 2,25 41 038 327 4,04

производство, передача и распределение электрической энергии 29 819 203 1,79 40 284 066 1,86 68 401 106 3,02 42 696 012 1,82 31 089 695 3,06

производство и распределение газообразного топлива 2 012 332 0,12 3 114 296 0,14 6 140 800 0,27 4 539 746 0,19 5 637 495 0,56

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 5 359 817 0,32 3 949 110 0,18 4 698 248 0,21 2 242 551 0,10 2 494 316 0,25

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 1-НОМ)

Измерение налогоемкости государственной программы

Измерение налогоемкости государственной программы

Таблица 5.

Доля налога на добычу полезных ископаемых в структуре федеральных налогов по секторам экономики, % 80

Сектор экономики 2006 2007 2011 2012 01.07.2013

Добыча полезных ископаемых, в т.ч.: 66,60 51,34 74,63 77,78 78,63

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 68,43 52,45 77,24 79,46 79,43

добыча каменного угля, бурого угля 22,25 21,27 14,71 20,39 37,11

добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 69,20 52,90 78,99 80,29 79,75

добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа 71,64 54,31 84,53 85,54 87,01

добыча природного газа и газового конденсата, сжижение и регазификация природного газа для транспортирования 56,62 56,90 64,74 76,96 67,85

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 22,27 20,95 25,52 34,58 45,47

добыча металлических руд 18,88 19,26 25,53 40,19 65,10

добыча железных руд 5,35 6,97 4,45 7,33 10,51

добыча руд цветных металлов (кроме урановой и ториевой) 41,96 59,60 62,58 96,05 967,90

Обрабатывающие производства — всего 2,54 0,35 0,35 0,51 0,54

производство нефтепродуктов 22,56 0,07 0,19 0,85 0,64

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 0,06 0,04 0,05 0,06 0,04

производство, передача и распределение электрической энергии 0,07 0,05 0,06 0,06 0,03

производство и распределение газообразного топлива 0,05 0,06 0,04 0,08 0,08

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 0,01 0,02 0,01 0,04 0,04

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 1-НОМ)

80

Измерение налогоемкости государственной программы

Таблица 6.

Показатели налоговой базы и структуры начислений по налогу на прибыль организаций России, тысяч рублей 81

Показатели 2006 2012 01.04.2013

Сумма исчисленного налога на прибыль - всего 1 558 910 345 2 100 524 389 423 331 742

Сумма льгот, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» 93 170 63 140 4 196

Всего сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций 58 714 379 201 203 792 43 998 655

Доля льгот и преференций в налоге на прибыль организаций, % 3,77 9,58 10,39

Из суммы расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации: 21 704 916 483 54 685 446 145 11 345 629 728

расходы на НИОКР - всего 12 577 205 44 266 260 2 248 021

в том числе на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации н/д 6 408 370 494 026

суммы расходов на НИОКР, не давшие положительного результата 835 774 3 234 927 176 741

Целевое финансирование в виде:

грантов н/д 15 297 734 -

инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации н/д 14 240 465 -

инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения н/д 1 875 902 -

средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике», на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов н/д 4 708 792 -

средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» н/д 8 611 220 -

Расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков: н/д -

отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации) н/д 105 530 -

Источник: ФНС России (форма 5-П)

81

Измерение налогоемкости государственной программы

Таблица 7.

Показатели добытых полезных ископаемых в России

Показатели 2006 2007 2010 2011 2012

Нефть, тыс. тонн 453 980 457 944 473 829 478 631 485 433

Природный горючий газ, млн куб. м 615 831 611 912 581 251 597 628 577 284

Газовый конденсат, тыс. тонн 18 050 16 912 16 783 18 048 19 018

Каменный уголь, тыс. тонн 246 540 257 692 259 974 62 016 —

Уголь коксующийся, тыс. тонн — — — 55 246 76 143

Уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, тыс. тонн — — — 146 729 189 406

Бурый уголь, тыс. тонн — — 79 850 22 400 80 391

Антрацит, тыс. тонн — — 7 026 1 964 14 402

Химически чистое золото, содержащееся в концентратах и других полупродуктах, кг 153 423 155 170 193 061 205 819 218 982

Химически чистое серебро, содержащееся в концентратах и других полупродуктах, кг 872 699 753 516 1 013 554 1 1 47 201 1 288 672

Химически чистая платина, содержащаяся в концентратах и других полупродуктах, кг 6 447 6 909 4 826 5 578 5 618

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 5-НДПИ)

Таким образом, ежегодный темп роста добычи нефти находится на уровне 1,01-1,42 %, что и составит примерно указанный объем добычи на уровне 505 млн тонн.

В соответствии с Долгосрочной программой развития угольной промышленности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 года № 14-р, реализация основных целей и направлений развития угольной отрасли должна обеспечить: последовательную модернизацию и обновление производственных мощностей по добыче угля: 25% мощностей — к 2015 году; 50% — к 2020 году; увеличение производительности труда в отрасли (добычи на одного занятого) в 1,3 раза к 2015 году, в 2,4 раза к 2020 году; повышение конкурентоспособности угольных компаний (в т.ч. рост рентабельности активов с 8 до 25%); повышение (не менее чем в 2-3 раза, по основному кругу показателей) уровня промышленной и экологической безопасности в отрасли; увеличение примерно в 1,5 раза объема поступлений в бюджет (недропользование, налоги — в ценах 2010 года).

При этом суммарное исчисление налоговых льгот, предоставленных в

2006—2012 годах отражено в таблице 8. 82

82

Таблица 8.

Структура налоговых поступлений и налоговых лвгот по НДПИ по России, тысяч рублей

Показатели 2006 2007 2010 2011 2012

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в т.ч. 1 149 505 600 1 243 441 325 1 429 593 999 2 084 823 466 2 471 691 627

нефтв 1 027 132 965 1 118 047 214 1 292 838 024 1 889 673 577 2 143 331 773

природный горючий газ 90 269 556 89 445 899 85 098 247 141 057 182 269 494 221

газовый конденсат 7 734 147 7 607 672 7 918 168 9 502 477 10 335 901

каменный уголь 4 788 526 5 765 066 9 096 708 2 657 330 -

бур BI й угол в - - 1 170 025 371 261 -

антрацит - - 269 599 82 405 -

товарные руды черных металлов, всего 1 272 407 1 730 230 1 855 799 2 581 312 2 936 346

товарные руды цветных металлов, всего 654 434 927 309 985 614 1 175 992 1 141 941

многокомпонентные комплексные руды, полезные компоненты МКР (исключая драгоценные металлы) 2 039 917 2 645 507 3 516 888 4 240 947 4 751 078

природные алмазы 5 549 549 5 391 931 5 824 930 6 203 640 7 099 704

другие драгоценные камни (кроме природнв1х алмазов) 45 440 119 0 715

концентраты и другие полупродукты, содержащие золото 4 419 734 4 704 909 13 165 433 17 510 779 21 227 010

концентратв! и другие полупродукты, содержащие серебро 332 697 289 216 991 307 1 994 454 2 164 379

концентраты и другие полупродукты, содержащие платину 375 122 418 500 412 573 499 509 474 598

концентраты и другие полупродукты, содержащие другие драгоценные металлы (кроме золота, серебра и платины) 12 850 46 489 45 636 21 467 29 729

общераспространенною полезнвю ископаемою 2 045 153 3 044 810 3 574 769 4 059 126 4 981 880

минеральные воды н/Д н/Д н/Д 55 813 65 951

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговв1х лвгот (без угля) н/Д н/Д н/Д 262 305 244 323 105 784

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля н/Д н/Д н/Д 604 198 789 447

Сумма не поступивших в бюджет налогов в связи с предоставлением налоговых льгот — всего 12 542 525 23 384 565 176 091 799 262 909 442 323 895 231

Доля налоговых лвгот, % О CD CD со |2,32 и И3

ОО

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 5-НДПИ)

Измерение налогоемкости государственной программы

Измерение налогоемкости государственной программы

Отмечены резкие темпы роста доли налоговых льгот в отношении добычи полезных ископаемых, при этом показатели добычи имеют более низкие темпы роста. Детализация предоставленных налоговых льгот показывает, что основная их доля приходится на применение налоговой ставки 0% (таблица 9).

Таблица 9.

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот (без угля), тысяч рублей 84

Показатели 2011 2012

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот (без угля) — всего, в том числе: 262 305 244 323 105 784

по налоговой ставке 0 % (рублей), в том числе: 147 009 530 164 993 172

- в части нормативных потерь полезных ископаемых 5 341 299 5 552 426

- при разработке некондиционных запасов 63 454 54 378

- при разработке ранее списанных запасов 361 738 545 733

- в части полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием технологии их извлечения 75 590 135 370

- в части полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, отходов производства, в пределах нормативов содержания 110 009 130 627

- по нефти, добытой на месторождениях в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края 91 609 348 89 472 065

- в части сверхвязкой нефти 19 244 179 22 546 040

- по нефти, добытой на месторождениях севернее Северного полярного круга, на континентальном шельфе — —

- по нефти, добытой на месторождениях в Азовском и Каспийском морях 1 536 927 4 006 523

- по нефти, добытой на месторождениях в Ненецком автономном округе, на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе 13 331 620 21 053 709

- по нефти, добытой на месторождениях в Черном море — —

- по нефти, добытой на месторождениях в Охотском море — 89 376

- по нефти, добытой на месторождениях севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением участков недр, расположенных полностью или частично на территории острова Ямал в границах Ямало-Ненецкого автономного округа — 2 773 622

84

Измерение налогоемкости государственной программы

с применением коэффициента 0,7, за исключением угля 2 331 994 2 073 868

с применением коэффициента Кв, меньшего 1 и (или) с применением коэффициента Кз, меньшего 1 112 963 720 15 6 0 3 8 744

- в части газа горючего природного (за исключением попутного газа), закаченного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр 14 068 186 517

- в части газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа — —

- в части газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе — —

- в части кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа — —

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 5-НДПИ)

Учитывая, что данная форма заполняется с 2011 года, данные за 2006— 2010 годы не представлены.

Добыча угля в России ведется в следующих бассейнах: Печорский угольный бассейн; Иркутский угольный бассейн; Канско-Ачинский бассейн; Кузнецкий угольный бассейн; Минусинский угольный бассейн; Подмосковный угольный бассейн. К наиболее крупным, обеспечивающим около 78% совокупной добычи угля в стране, можно отнести 16 управляющих компаний, в том числе пять угольно-металлургических: «Евраз групп», «Северсталь-ресурс» (холдинг «Северсталь»), «Мечел-майнинг» (группа «Мечел»), Уральская горно-металлургическая компания, Промышленно-металлургический холдинг.

В отношении угля структура налоговых льгот представлена в таблице 10.

Как отмечается в Государственной программе, одним из основных факторов, повлиявших на увеличение производства нефтяного сырья стало повышение инвестиционной привлекательности нефтедобычи вследствие снижения налоговой нагрузки на добывающие компании за счет введения дифференцированного НДПИ и иных налоговых льгот для 22 восточносибирских месторождений». Учитывая, что Восточно-Сибирский регион (коммент. 2) включает республики: Бурятию, Туву и Хакассию, Красноярский край Иркутскую и Читинскую области проведена оценка этих налоговых поступлений (таблица 11). 85

85

Измерение налогоемкости государственной программы

Таблица 10.

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля по России, тысяч рублей

Показатели 2011 2012

Сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в отношении угля — всего, в том числе: 604 198 789 447

по налоговой ставке 0 рублей, в том числе: 603 680 788 500

- в части нормативных потерь полезных ископаемых 574 850 772 214

- при разработке некондиционных запасов 74 —

- при разработке ранее списанных запасов 18 117 12 663

- в части полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием технологии их извлечения — —

- в части полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, отходов производства, в пределах нормативов содержания 1 827 1 690

с применением коэффициента 0,7 в отношении угля 518 947

Источник: составлено по данным ФНС России (форма 5-НДПИ)

В государственной программе приводятся меры государственного регулирования, а также указывается, что введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики, будет осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:

• рационализация налоговой нагрузки на предприятия энергетического сектора в рамках формирования нормативной правовой базы, направленной на эффективное экономическое регулирование в энергетическом секторе страны;

• стимулирование предпринимательской деятельности в сфере энерго сбережения путем создания условий, предполагающих механизмы возврата частных инвестиций в энергосбережение;

• рационализация налоговой нагрузки на предприятия энергетического сектора в рамках формирования нормативной правовой базы, направленной на эффективное экономическое регулирование в энергетическом секторе страны; 86

86

Измерение налогоемкости государственной программы

• улучшение предпринимательского климата путем создания ясных и стабильных правил экономической деятельности компаний, гарантирующих соблюдение прав инвесторов за счет введения предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и нормативной правовой базы, защищающей права инвесторов и развитие конкуренции;

• совершенствование амортизационной политики путем предоставления налогового режима ускоренной амортизации основных фондов для стимулирования инвестиций в их замену и обновление;

• введение специальных нормативов энергоэффективности и системы штрафов за их нарушение, а также системы налоговых льгот за достижение показателей, превышающих нормативы, для стимулирования замены устаревшего оборудования.

При этом планируется ряд мероприятий:

• переход на новую систему налогообложения нефтяной отрасли, основывающуюся на налогообложении финансового результата деятельности, при этом планируются дополнительные доходы федерального бюджета в размере 30 млрд рублей в плановые годы. Как указано в программе, данная мера позволит обеспечивать устойчивую добычу нефти, в обьемах потребности российской экономики. Она основана на: налогообложении результата деятельности организаций нефтяной отрасли, обеспечивающем адаптивность к изменениям макроэкономических параметров в широких диапазонах и рентабельность разработки перспективных лицензионных участков с учетом их размеров и сложности освоения; стимулирование рационального пользования недрами, в том числе для увеличения коэффициентов извлечения нефти, наиболее полного извлечения совместно залегающих и попутных компонентов, в первую очередь, попутного (нефтяного) газа; «прозрачности» и простоте администрирования; экономической и бюджетной эффективности для государства;

• переход на новую систему реализации крупных инвестиционных проектов по переработке природных ресурсов в нефтегазохимическую продукцию. Реализация мер государственной поддержки, предусмотренных Планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года. позволит ускорить реализацию крупных проектов в сфере нефтегазохимии;

• корректировка стратегического плана развития нефтяной отрасли на основе показателей Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года с целью выполнения поставленных основных задач. Данная мера приведет к формированию сбалансированного производственного потенциала нефтяной отрасли (включая инфраструктуру добычи, транспорта и нефтепереработки); удовлетворению экономически обоснованного внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты; эффективной реализации экспортного потенциала нефтяной отрасли; достижению максимальной бюджетной эффективности отрасли и стабильный долгосрочный рост ВВП; 87

87

оо

оо

Таблица 11.

Показатели налоговых поступлений Восточно-Сибирского региона

Регионы 2011 2012 01.07.2013

Федеральные налоги и сборы -всего, тыс. руб. Налог на добычу полезных ископаемых, тыс. руб. Доля НДПИ, % Федеральные налоги и сборы -всего, тыс. руб. Налог на добычу полезных ископаемых, тыс. руб. Доля НДПИ, % Федеральные налоги и сборы -всего, тыс. руб. Налог на добычу полезных ископаемых, тыс. руб. Доля НДПИ, %

Республика Бурятия 18 637 497 701 034 3,76 17 295 103 763 844 4,42 8 189 142 286 650 3,50

Республика Тыва 2 627 450 148 092 5,64 2 636 019 170 376 6,46 1 504 126 41 804 2,78

Республика Хакассия 9 431 945 729 226 7,73 9 930 075 74 6 074 7,51 3 287 577 354 851 10,79

Красноярский край 185 182 411 32 681 667 17,65 247 804 532 96 186 982 38,82 131 653 472 51 769 288 39,32

Иркутская область 111 050 886 2 099 512 1,89 128 693 856 2 462 778 1,91 56 772 439 897 518 1,58

Забайкальский край 22 261 505 1 240 853 5,57 22 604 387 1 797 462 7,95 10 248 232 619 575 6,05

Сектор «Добыча полезных ископаемых»

Республика Бурятия 2 153 437 645 798 29,99 1 914 895 689 216 35,99 - 601 207 256 629 - 42,69

Республика Тыва 94 149 139 111 147,76 - 115 400 165 689 -143,58 20 140 40 690 202,04

Республика Хакассия 3 112 043 725 884 23,33 3 586 568 742 528 20,70 590 112 353 524 59,91

Красноярский край 39 873 021 29 734 789 74,57 113 506 866 92 679 207 81,65 67 034 178 49 290 329 73,53

Иркутская область 16 321 544 2 048 500 12,55 30 352 806 2 377 825 7,83 11 178 418 859 865 7,69

Забайкальский край 3 646 076 1 208 754 33,15 951 837 1 374 5 0 5 144,41 - 63 623 392 773 - 617,34

Измерение налогоемкости государственной программы

Измерение налогоемкости государственной программы

О

О

CD

X

С[

О

5

S "

1_

Q.

Ф

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

о

Q.

н

*

ф

ц

о

ф

X

X

ф

ц

ф

с[ -

ф

а

с

о

аз

а

о

Ой

н

о

Ct

о

Ой

со

X

о

а

с

а

о

н

*

ф

О

CD

X

О Q.

CD > CL Ш

CD

СО

СО

X

X

X

CD CD CL X

h-

h-

О

О

о

о"

со

со

X

CD

CD CD

Ш

О CD

о

к

л

о

•е

к

к

о

о

о

Рч

О

к

е

• изменение процесса администрирования реализации механизма освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, в части возложения полномочий на специализированные организации. Данная мера позволит повысить показатели освоения месторождений, приведет к максимизации доходности проектов для государства; дополнительные доходы в федеральный бюджет планировались в 2013 году-15 763 млн рублей, в 2014 году — 16 659 млн рублей;

• переход на новую систему налогообложения газовой отрасли, предусматривающую установление прогрессивной шкалы расчета ставки НДПИ на газ по аналогии с расчетом ставок НДПИ на нефть, и с «привязкой» к конъюнктуре мирового рынка углеводородов. Данная мера позволит осуществить устойчивые объемы добычи газа, обеспечивающие потребности российской экономики, также обеспечит увеличение бюджетных поступлений и сохранит экономические стимулы для развития газовых проектов, в том числе независимыми производителями в случае коррекции мировой цены на газ. Указанный переход позволит повысить гибкость системы налогообложения газовой отрасли, в том числе в зависимости от условий разработки месторождений;

• переход на новую систему налогообложения газовой отрасли посредством введения шкалы и формы расчета ставки НДПИ на газ с момента выхода на равнодоходность цен на внутреннем и внешнем рынках газа. Планировались дополнительные доходы в федеральный бюджет в 2013 году — 168 300 млн рублей, а в 2014 году — 185 900 млн рублей. Данный переход позволяет повысить гибкость системы налогообложения газовой отрасли, в том числе в зависимости от условий разработки месторождений, также позволяет сохранить экономические стимулы для

89

Измерение налогоемкости государственной программы

развития газовых проектов, в том числе независимыми производителями в случае коррекции мировой цены на газ. Приводит к доведению затрат на производство и доставку газа на традиционные и потенциальные рынки до уровня конкурентной цены в первую очередь за счет улучшения показателей транспортировки и логистики поставок.

• налоговое стимулирование инвестиционных вложений в реализацию проектов по созданию технологических комплексов и программ модернизации производства на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях. При этом планируется установление налоговых льгот на региональном уровне с объемом в 2013 году — 40 млн рублей, в 2014 году — 2 170 млн рублей, что способствует созданию условий для развития перерабатывающих производств;

• предоставление государственных гарантий по кредитам либо займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов за счет увеличения обязательств Российской Федерации на 69 100 млн рублей, направленных на создание условий для привлечения инвестиций в инновационное развитие отрасли.

Недостатком всех подпрограмм Государственной программы является отсутствие налоговой эффективности в рамках каждого мероприятия, что затрудняет прозрачность и открытость данных мер государственного регулирования.

Комментарии

1. Данные Министерства энергетики Российской Федерации

2. Регионы входят в Сибирский федеральный округ.

Литература

1. Блохин А. А., Стерник С.Г., Тулинова Н.В, Яременко И. А. Методология внутреннего мониторинга реализации государственных программ. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 2. С. 5-20.

2. Новак А. XVII Петербургский международный экономический форум в рамках «круглого стола» «Повышение энергоэффективности — международный опыт или свой путь?». Электронный ресурс: правительство.рф.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

4. Письмо ФНС России № АС-4-2/12722 от 17 июля 2013 года «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития Российской Федерации)

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 90

90

Измерение налогоемкости государственной программы

года № 512-р «Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»

7. Рыкова И.Н., Лесных Ю.В. Обеспечение безопасности финансовой системы России в условиях трансформации энергетического рынка. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 2. С. 45-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Blohin A.A., Sternik S.G., Tulinova N.V., Yaremenko I.A. Methodology of the internal monitoring the implementation of government programs. // Scientific and research financial Institute. Financial magazine. 2013. № 2. pp. 5-20 (in Russian).

2. Novak A. XVII-th St. Petersburg international economic forum round table “energy efficiency — international experience or our way?”. Electronic resource available at: http://government.ru/ (in Russian).

3. Main directions of tax policy of the Russian Federation for 2014 and for the planning period 2015 and 2016 (in Russian).

4. Letter of the Federal tax service of Russia № as-4-2/12722 from 17 July 2013, “About work of the commissions of the tax authorities on legalization of the tax base” (in Russian).

5. The forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2011 and the planning period of 2012 and 2013 (developed by the Ministry of economic development) (in Russian).

6. The decree of the RF Government from 03 April 2013, no. 512-R “About the approval of the state program “energy Efficiency and energy development” (in Russian).

7. Rykova I.N., Lesnyh J.V. security of the financial system of Russia in conditions of transformation of the energy market. // Scientific and research financial Institute. Financial magazine. 2013. № 2. pp. 45-54 (in Russian). 91

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.