Научная статья на тему 'Измерение ключевых компетенций в национальных стандартах школьного образования'

Измерение ключевых компетенций в национальных стандартах школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТ / ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКИ / MEASUREMENT / COMPETENCES / STANDARD / TRADITIONAL AND CONTEMPORARY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найдёнова Наталья Николаевна

В статье представлен аналитический материал о современных стандартах образования в разных странах в контексте измерений ключевых компетенций. Выявлены подходы европейских стран к развитию ключевых компетенций; установлена роль измерений при реализации стандарта; приведена классификация стран-участниц международных сравнительных исследований по реализации измерений в своих системах образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measurement of Key competencies in the National standards of school education

The analytical material on contemporary standards of education in the different countries in the context of measurements of key competencies is presented in the article. The approaches of European countries to the development of key competencies are identified, the role of measurements in realization of standard is ascertained and the classification of countries-participants of international comparative studies on the implementation of measurements in their education systems is presented.

Текст научной работы на тему «Измерение ключевых компетенций в национальных стандартах школьного образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ

Н.Н. Найденова

Ключевые слова:

Измерения, компетенции, стандарт, традиционная и современная оценки.

Н.Н. Найденова

ИЗМЕРЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ шКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен аналитический материал о современных стандартах образования в разных странах в контексте измерений ключевых компетенций. Выявлены подходы европейских стран к развитию ключевых компетенций; установлена роль измерений при реализации стандарта; приведена классификация стран-участниц международных сравнительных исследований по реализации измерений в своих системах образования.

Измерение ключевых компетенций в студенческой оценке составляет неотъемлемую часть учебного процесса и процесса обучения и является основой инструментария с целью улучшения качества образования. Далее в статье будем употреблять вместо неудобного термина «обучающиеся» слова «учащийся» или «студент», которые в мировом образовательном пространстве не различаются; под «студентом» понимаются люди любого возраста, обучающиеся в образовательных учреждениях.

В большинстве стран студенческая оценка (оценивание знаний, умений и компетенций) имеет разные формы и строится с использованием различных методов и инструментов измерения. Модели измерения могут быть внутренними или внешними,

формативными или суммативными, а результаты измерений могут использоваться с различными целями [1].

То, что преподается в школах, часто определяется тем, что измеряется. Особенно, если оценки результатов работы студентов используются в целях селективного отбора. Природа и содержание модели измерения может диктовать содержание обучения и может ограничить использование более инновационных способов преподавания [2]. Оценка - решающий аспект изменения национальных стандартов, в которые включены ключевые компетенции как в содержание, так и в инструментарий их измерения, обязательно прилагаемый к стандарту [3].

Поэтому актуально рассмотреть степень развития ключевых компетенций в конкретных странах и, прежде всего, какие ключевые компетенцииизмеряютсявнациональныхконтрольно-измерительных материалах в обязательном школьном образовании и как это измерение выполняется. Среднее школьное образование выбрано в качестве объекта исследования потому, что в большинстве стран именно на этой ступени и применяется национальное тестирование.

Национальное тестирование студентов, например, в ЕС, широко распространено. В качестве инструментария используются стандартизированные тесты или определенные экзаменационные испытания, которые предлагаются странам централизованно [4]. В настоящее время в пяти регионах (немецкоговорящая Бельгия, Чешская республика, Греция и Уэльс из Великобритании) не проводится национальное тестирование (типа ЕГЭ) на основной ступени обучения (низшая средняя школа). Уэльс и Чехия планируют ввести такие тесты в 2013 г. и 2014 г. соответственно. Кроме того, органы управления образованием в Италии, Литве, Румынии и Англии планируют включить новые национальные тесты на протяжении всех лет обучения.

Результаты национальных тестов используются, во-первых, чтобы выдать сертификаты о прохождении и успешном завершении определенной стадии обучения, и, во-вторых, чтобы контролировать реализацию национальных стандартов в образовательных учреждениях и оценить школы или в целом систему образования. Национальные тесты реже используются с формирующей целью для идентификации определенных потребностей в обучении студентов. Национальное тестирование может быть обязательным для всех студентов или быть выборочным, то есть либо этот

экзамен выбирается добровольно, либо тестированию подлежит какая-то стратифицированная группа, например, только студенты конкретного региона или специального вида обучения.

Под "основной ступенью" обучения, или "основной школой" далее везде принимается младшая средняя школа, в РФ - это V-IX классы, в разных странах диапазон классов отличается, но суть остается. То есть тестирование на основной ступени обучения соответствует российской государственной итоговой аттестации в IX классе (ГИА). Тестирование в выпускных классах средней школы подразумевает тестирование в старшей средней школе, в РФ - это единый государственный экзамен (ЕГЭ) в XI классе.

После постепенного изменения национальных стандартов -знаниевого содержания на содержание в рамках компетентностного подхода - некоторые национальные измерения переместили акцент на компетенции.ЭтатенденциялучшевсегоотраженавВенгриииИспании. В венгерском национальном оценивании базовых компетенций ^АВС) оценивается не уровень усвоения учебного материала, а степень способности студентов использовать свои знания и умения, например, в чтении и математике, в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, Испания определила восемь ключевых компетенций, и некоторые из них уже оцениваются национальными тестами. Наконец, во Франции, с 2013 г. вводится диплом по завершении обязательной ступени обучения ф^), в который включена ратификация всех компетенций общего базисного плана младшей ступени средней школы. В Польше национальное тестирование компетенций существует по польскому языку и математике в выпускных классах начальной и основной ступеней обучения, только на основной ступени еще добавляется оценивание компетенций по иностранному языку, естествознанию, социальным предметам и граждановедению. В Германии, например, оцениваются компетенции лишь в конце основной ступени обучения и только по немецкому и иностранным языкам, математике [5].

Подходы европейских стран к развитию ключевых компетенций

Страны, входящие в ЕС, имеют разные подходы к развитию ключевых компетенций. Большинство стран и регионов ЕС находятся в процессе развития национальных стратегий образования с целью совершенствования национальных стандартов обучения путем включения

полного спектра ключевых компетенций или совокупности определенных знаний и умений. Заметим, что, говоря в дальнейшем о стандарте, следует понимать не просто включение тех или иных знаний, умений и компетенций в текст стандарта, а и обязательное сопровождение стандарта измерительным инструментарием. Стандарт без инструментария не является стандартом. При этом почти во всех странах ЕС в стандарты включены позиции по развитию ключевых компетенций как рекомендованные центральными органами по образованию, так и разработанные на их основе и адаптированные к национальной системе образования. Среди рекомендованных ЕС стратегий развития ключевых компетенций особое внимание уделяется включению интегрального измерения в национальные стратегии развития образования, по крайней мере, трех ключевых компетенций - по чтению, математике и естествознанию. Кроме того, в стандарты включается информационная компьютерная грамотность и экономические знания по предпринимательству.

Тем не менее, около одной трети стран имеют недостаточно развитый стандарт для обучения государственному и родному языкам, математике и естествознанию, что требует специальных усилий от общих органов управления образованием в ЕС. В современный стандарт обязательно включают и компетенции по иностранным языкам, при этом около половины стран ЕС не имеют в национальных стандартах этого раздела.

Страны, в которых отсутствует национальная стратегия измерения ключевых компетенций, за основу взяли центрально-координированные инициативы по формированию определенных ключевых знаний. Но все равно, чаще крупномасштабные инициативы на национальном уровне наблюдаются для развития компетенций по государственному и родному языкам и естествознанию в конкретной стране. А на центральном уровне в школьной практике всех стран ЕС и всего мирового образовательного пространства эти компетенции, наоборот, являются менее частотными.

Хотя национальная стратегия развития ключевых компетенций не является предпосылкой дальнейшего совершенствования стандарта, в определенном контексте при наличии потребности модернизации национальных стандартов в соответствии с международными требованиями быстрая модернизация системы образования возможна с учетом всестороннего стратегического подхода по развитию ключевых компетенций. Стратегия как план действий, содержащий конкретные

цели для усовершенствования и политику реформ вместе с указанием периодов завершения каждой стадии, могут помочь мобилизовать усилия в стране по развитию ключевых компетенций, в результате которых будут реализованы необходимые существенные изменения. При реформировании вносятся изменения во все позиции национального стандарта (программы обучения, учебный план, переподготовку учителей, поддержку слабых учеников, парапедагогическое образование и др.).

Ключевые компетенции, которые не имеют предметной принадлежности (компьютерные технологии, экономика и граждановеде-ние), уже широко интегрированы в национальные стандарты на начальной и основной ступенях обучения. При этом около одной трети стран ЕС не включают знания по экономике даже в стандарт средней школы.

Роль измерений при реализации стандарта

Стандарт без доступных и прозрачных измерителей не является стандартом, так как невозможно судить о реализации стандарта с достаточной объективностью и достоверностью. Для оценивания уровня обученности студентов требуется множество инструментов оценки в целях точной идентификации уровня их образования, при этом учитываются различные факторы, которые вносят в оценку бльшую достоверность.

Идентификация студентов, имеющих затруднения в учебе, часто основана на комбинации текущей оценки, сделанной учителями, и оценки стандартизированными тестами, используемыми для диагностических и формирующих целей. В Ирландии, например, в инструментарий оценки включают также протоколы наблюдений учителя, анализ выполнения учащимися работ дома и в классе, интерактивные задания (экранные тестовые задания на текущие темы), результаты испытаний стандартизированными и диагностическими тестами.

В Норвегии обязательному измерению подлежат умения учащихся II класса по арифметике и математической грамотности. Хотя на добровольной основе такое измерение можно проводить и в I, и III классах. Кроме того, следует отметить, что норвежские учителя поощряются за применение в учебной практике оценивания знаний диагностических тестов, основанных на вэб-тестах (тесты через Интернет или специальные вэбинары).

В целом измерения в стандартах, направленные на оценку знаний, умений и компетенций, в XXI веке сменили вектор своего развития (см. таблицу ниже). Можно сказать, что компетентностный подход сменил фокус оценивания. Грамотным человеком является человек, умеющий письменно выразить свое мнение в разных предметных областях.

Таким образом, новый фокус в оценивании реализуется только вместе с новым стандартом образования. Новое оценивание включает:

• формирование критического отношения к старым знаниям и самостоятельное создание учеником нового знания в отличие от традиционной системы обучения, направленной лишь на приобретение знаний, которые транслируются учителем;

• целостное изучение проблемы вне предметных рамок с целью создания решения, контекстно связанного с разными предметами и просто жизненным опытом или обучением вне школы;

• мета-уровень изучения студентом проблемы, в том числе самостоятельное приобретение новых знаний, размышление о путях решения, выражение собственной позиции и обзор точек зрения других

авторов по исследуемой проблеме, предметные способы решения и др;

• оценивание умения учиться как ключевой компетенции непрерывного образования; но пока нет ответа в международных исследованиях на вопрос, как измерять это умение.

Таблица

Сравнение оценивания результатов студентов до и после 2000 г.

Цель измерений традиционная оценка XXI век

грамотность чтение, письмо и счет написание эссе с применением иллюстраций, музыки, видео и т.п. (чтение, математика, естествознание, родной и иностранный языки, социальные науки, информатика, экономика, художественное образование, физическая культура)

знания письменные тесты, эссе, экзамены, рефераты, проекты и т.п. решение проблемы на междисциплинарном уровне в неучебной ситуации

умения заранее известный перечень умений реализация умений в действиях, необходимых в каждой новой ситуации, что является базисом непрерывного образования

социализация Экспертно оценивается учителем развитие гражданской ответственности внутри и вне школы при изменяющихся социально-культурных условиях

Реализация международных измерений в разных странах

Разные страны по-разному используют педагогические измерения качества образования в школах, имеются в виду именно независимые измерения типа ПИЗА (PISA - международная программа студенческой оценки), а не школьное оценивание. В качестве показателей сравнения выберем следующие:

Частое или редкое применение измерений качества образования для определения эффективности деятельности школы и в качестве информационных целей.

Частое или редкое применение измерений качества образования для принятия управленческих решений.

Понятно, что страны по этим показателям можно разделить на четыре группы: 1) часто-часто, 2) редко-редко, 3) часто-редко, 4) редко-часто. Тогда по методологии ПИЗА применение измерений определялось в процентах к общему числу школ в стране.

Критерий применения измерений по первому показателю - определение эффективности школы - включал: а) обеспечение родителей сравнительной информацией; б) сравнение школы с другими школами района, региона, страны; в) мониторинг результатов; г) открытый (публичный) доступ к результатам тестирования; д) отслеживание результатов школы со стороны органов управления.

Тогда индикатор «часто» для этого показателя в процентном отношении ко всем школам стран соответственно равен: а) 64%, б) 73%, в) 89%, г) 47%, д) 79%. А индикатор «редко» - 33, 38, 57, 20 и 46% соответственно.

Критерий по второму показателю для принятия управленческих решений состоит из: а) модернизации программ и стандартов; б) перераспределения школьных ресурсов; в) мониторинга практической деятельности учителей.

Тогда индикатор «часто» для второго показателя в процентном от-

ношении ко всем школам стран соответственно равен: а) 88%, б) 40%, в) 65%. А индикатор «редко» - 60, 21, 50% соответственно.

Первая группа стран («часто-часто») - это большинство стран: Австралия, Канада, Чили, Чехия, Эстония, Исландия, Израиль, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Словакия, Швеция, Великобритания, США, Албания, Азербайджан, Бразилия, Болгария, Колумбия, Хорватия, ОАЭ, Гонконг-Китай, Индонезия, Иордания, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Панама, Перу, Катар, Румыния, РФ, Шанхай-Китай, Сингапур, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Сербия.

Вторая группа («редко-редко») - Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария, Лихтенштейн.

Третья группа («часто-редко») - Венгрия, Норвегия, Турция, Черногория, Тунис, Словения.

Четвертая группа («редко-часто») - Дания, Италия, Япония, Испания, Аргентина, Макао-Китай, Тайвань, Уругвай.

Итак, в большинстве стран измерения применяются в школах часто как для оценки эффективности образования, так и для проведения определенной политики в области образования. В этой группе стран государства постсоветского образовательного пространства, Канада и Корея как страны со стабильно высоким качеством образования, Великобритания и США, другие страны. Заметим, что в группу стран с редким использованием измерений по двум показателям также относятся страны с высоким качеством образования, например, Финляндия. Среди стран, которые в основном используют измерения в управленческих целях, также есть страны с высоким качеством образования: Япония, Тайвань, Макао как провинция Китая. Незначительную группу стран составляют страны, которые в основном используют измерения в школьной практике и редко в целях управления.

В качестве примера приведем некоторые особенности современной системы образования в Японии: а) стандарты и обязательный учебный план (учебники компактны, не более 100 стр., в мягкой обложке, дешевы и доступны, минимум информации); б) процесс обучения: число учащихся в классе - 35-40 чел.; развитие самостоятельности в решении незнакомой учебной ситуации (решение проводится всеми учащимися в классе, затем лучшие и смелые выходят к доске и пишут свои решения, класс выбирает оптимальное решение, и только тогда вступает учитель как модератор); дискуссии на уроке (шум в классе -

признак успешности процесса обучения); инновационные формы процесса обучения; в) коммуникации между школой и семьей [6].

Заключение

Таким образом, педагогические измерения составляют значительную часть национальных стандартов. Примерный инструментарий измерения ключевых компетенций включается в национальный стандарт разных стран.

Поэтому можно сделать следующие выводы:

1. Модели измерения бывают внутренними и внешними, формативными или суммативными.

2. Использование национальных тестов связано с выдачей сертификатов об успешном завершении стадии обучения и с контролем реализации национальных стандартов в школе.

3. Национальное тестирование бывает обязательным или добровольным.

4. Оценивание результатов обучения происходит в рамках компе-тентностного подхода.

5. Развитие ключевых компетенций в Европейских странах ведется централизованно через рекомендательные документы комиссии по образованию в ЕС или регионально (например, скандинавские страны) или национальными органами управления.

6. Минимальный состав централизованно рекомендованных основных ключевых компетенций включает компетенции по чтению, математике и естествознанию

7. Также рекомендуется добавить в перечень измеряемых компетенций информационную грамотность, экономику и граждановедение.

8. Эти три добавочные компетенции являются межпредметными.

9. На национальном уровне чаще измеряются компетенции по естествознанию и языкам: родному, государственному и иностранным.

10. Начиная с 2000 г. фокус измерения сместился от традиционных измерений к измерению креативных умений с учетом социально-педагогических факторов.

11. По результатам ПИЗА применение измерений в школах России осуществляется регулярно как в целях контроля обучения, так и для оценки эффективности школы (Россия находится в основ-

ной группе стран по этому показателю).

12. Эффективность школы оценивается наличием в практике школы обеспечения родителей сравнительной информацией, сравнением результатов школы с другими школами города, мониторинга качества образования, открытого доступа к результатам тестирования и отслеживания качества образования со стороны органов управления.

13. Контроль обучения в школах с целью принятия управленческих решений оценивается наличием в системе управления качеством образования функций модернизации учебных программ и стандартов, перераспределения школьных ресурсов и мониторинга практической деятельности учителей.

Литература:

1. PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy (2013), ISSN 97892-64-19052-8, OECD Publishing: Paris.

2. Mathematics resources for Secondary and FE Teachers in Training -Personal Learning and thinking skills (2013), NCETM Publishing, www. ncetm.org.uk.

3. Assessment of Key Competences in initial education and training: Policy Guidance (2012), Commission Staff Working Document. Accompanying the document Communication from the Commission Rethinking Education: Investing in skills for better socio-economic outcomes. European Commission, 2012b.

4. Developing Key Competences at School in Europe: Challenges and Opportunities for Policy (2012) European Commission; EACEA; Eurydice, Luxembourg: Publications Office of the European Union

5. National Testing of Pupils in Europe: Objectives, Organisation and Use of Results (2009), Brussels: Eurydice.

6. Lessons from PISA for Japan: Strong Performers and Successful Reformers in Education (2012), ISSN 978-92-64-11851-5, OECD Publishing: Paris.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.