Научная статья на тему 'ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / COMPETITIVENESS / INNOVATION POTENTIAL / MANAGEMENT / INNOVATION METRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минченкова О. Ю., Аббас Н. Ю., Минченкова А. М.

Инновационный потенциал организации определяет то, как новые идеи, процессы и продукты генерируются, разрабатываются и внедряются. В условиях постоянных изменений для организаций, нацеленных на разработку и реализацию новых идей, необходимо систематически оценивать разрыв между существующим и необходимым потенциалом для инноваций и творчества. В статье для повышения инновационного потенциала организаций предложен ряд показателей, определена их роль в активизации инновационных бизнес- процессов. Кроме этого, уточнено понятие инновационного потенциала и проведен анализ существующих методов оценки инновационного потенциала. Предложена модель инновационного потенциала, включающая следующие модули: исследования и разработки; новые продукты; технологическая гибкость, высокие технологии; организация и управление человеческими ресурсами; информационные технологии; финансирование инноваций; трансферт инноваций; партнерство и сотрудничество; инновационная интеллектуальная система; инновационные методы. Определены барьеры и перспективы развития инновационного потенциала в России и ее регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION INNOVATION POTENTIAL METRICS

The Innovation Potential Indicator looks at behaviors that aff ect how new ideas, processes and products are generated, developed and implemented. For organizations fueled by new ideas and constant change, this assessment bridges the gap between what you know about someone in the present and their future potential for innovation and creativity. In article for increase of innovative potential of the organizations a number of indicators is off ered, their role in activization of innovative business processes is defi ned. In addition, the concept of innovative potential is clarifi ed and the analysis of existing methods for assessing innovative potential is carried out. The model of innovative potential including the following modules is off ered: researches and developments; new products; technological fl exibility, high technologies; the organization and management of human resources; information technologies; fi nancing of innovations; transfer of innovations; partnership and cooperation; innovative intelligent system; innovative methods. Barriers and prospects of development of innovative potential in Russia and its regions are defi ned.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

измерение инновационного потенциала организации

organization innovation potential metrics

ОДОБРЕНО 23.03.19 ОПУБЛИКОВАНО 26.8.19 УДК 005.96 DOI 10.12737/article_5d7b8948ed0ff0.84614700

МИНЧЕНКОВА О.Ю.

Д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры управления бизнес-процессами ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва

MINCHENKOVA O.YU.

Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Business Processes Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

e-mail: olumin@mail.ru

АББАС Н.Ю.

Канд. экон. наук, доцент кафедры теории и систем отраслевого управления, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва

ABBAS N.YU.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Systems of Branch Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

e-mail: nadezhda_abbas@mail.ru МИНЧЕНКОВА А.М.

Канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента АНО ВО «Московский гуманитарный университет», г. Москва

MINCHENKOVA A.M.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Management Department, Moscow University for the Humanities, Moscow

e-mail: li_sa@yandex.ru

Аннотация

Инновационный потенциал организации определяет то, как новые идеи, процессы и продукты генерируются, разрабатываются и внедряются. В условиях постоянных изменений для организаций, нацеленных на разработку и реализацию новых идей, необходимо систематически оценивать разрыв между существующим и необходимым потенциалом для инноваций и творчества. В статье для повышения инновационного потенциала организаций предложен ряд показателей, определена их роль в активизации инновационных бизнес-процессов. Кроме этого, уточнено понятие инновационного потенциала и проведен анализ существующих методов оценки инновационного потенциала. Предложена модель инновационного потенциала, включающая следующие модули: исследования и разработки; новые продукты; технологическая гибкость, высокие технологии; организация и управление человеческими ресурсами; информационные технологии; финансирование инноваций; трансферт инноваций; партнерство и сотрудничество; инновационная интеллектуальная система; инновационные методы. Определены барьеры и перспективы развития инновационного потенциала в России и ее регионах.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационный потенциал, управление, показатели инновационной активности. Abstract

The Innovation Potential Indicator looks at behaviors that affect how new ideas, processes and products are generated, developed and implemented. For organizations fueled by new ideas and constant change, this assessment bridges the gap between what you know about someone in the present and their future potential for innovation and creativity. In article for increase of innovative potential of the organizations a number of indicators is offered, their role in activization of innovative business processes is defined. In addition, the concept of innovative potential is clarified and the analysis of existing methods for assessing innovative potential is carried out. The model of innovative potential including the following modules is offered: researches and developments; new products; technological flexibility, high technologies; the organization and management of human resources; information technologies; financing of innovations; transfer of innovations; partnership and cooperation; innovative intelligent system; innovative methods. Barriers and prospects of development of innovative potential in Russia and its regions are defined.

Keywords: competitiveness, innovation potential, management, innovation metrics.

ПОЛУЧЕНО 20.03.19

введение

Систематическое управление инновациями является ключевым фактором конкурентоспособности для малых и средних компаний. Успешная реализация инновационной стратегии определяется существованием условий, активизирующих инновационную деятельность. Основную роль среди этих условий играет наличие инновационного потенциала. Инновационный потенциал обеспечивает организации способность к эффективной деятельности в изменяющихся условиях и возможности к адаптации к ним. В организации способность к инновационной деятельности обеспечивает способность к росту производительности труда. Исходя из фундаментального подхода к предпринимательству логично что, чтобы получить лучшую конкурентную позицию в отрасли или улучшить положение на рынке, необходимо иметь высокий инновационный уровень и эффективную инновационную бизнес-систему.

роль измерений в инновационном управлении

Для оценки и, следовательно, для принятия мер по повышению инновационного потенциала организаций необходимы соответствующие показатели. Такие показатели используются в разных областях для оценки уровня систем и процессов и определяются набором количественных и качественных критериев. Метод оценки инновационного потенциала, реализованный посредством измерений или описаний процедуры измерения индикатора, ее частоты и критериев, позволяет оценить достигнутый или планируемый уровень (предельное значение, наилучшее значение и т.д.).

Метод оценки инновационного потенциала организаций с использованием показателей на практике эффективен по следующим причинам:

- имеет возможность сравнения оценочных критериев с другими показателями инновационной активности;

- обладает гибкостью для различных условий (изменения в экономической ситуации, изменения требований новых клиентов);

- наличие моделей, критериев оценки инноваций и статистики для организаций аналогичного профиля;

- мотивирующий эффект инновационных показателей при оценке компании и т.д.

Роль показателей в инновационных бизнес-процессах определяется возможностью:

- создать стратегическое направление для инновационной деятельности и определить приоритеты в изменений параметром;

- определить критические точки инновационных процессов;

- регулировать распределение ресурсов для инновационных проектов;

- оценить эффективность расходов на инновации и сравнить результаты с профильными организациями;

- повысить ответственность управления бизнесом в рамках стратегии инноваций;

- устанавливать цели для частных параметров инноваций и локализовать стимулы для достижения целей;

- мотивировать сотрудников на инновационную деятельность посредством стимулирования тех видов бизнеса, которые способствуют достижения заданных показателей;

- определить уровень инновационного потенциала и выявить проблемы диагностирования и возможности развития.

Показатели как инструмент управления инновациями включают:

1. Планирование: участие ключевых заинтересованных сторон в разработке показателей, которые поддерживают идентификацию источников создания ценности и реализацию бизнес-стратегии.

2. Мониторинг: структурированная оценка деятельности инновационных бизнес-параметров и сравнение с целями. Позволяет определить модификации стратегий и необходимые проекты.

3. Внедрение и обучение: непрерывная обратная связь позволяет оценить прогресс и новые возможности для инноваций.

В качестве основы для модели анализа и оценки инновационного потенциала бизнеса под инновационным потенциалом мы будем понимать общий потенциал компании (включая ее отделов и подразделений) к успешной, эффективной реализации инновационной стратегии. Инновационный потенциал организации проявляется в следующих областях управления бизнесом:

- технический и технологический уровень, включая исследования и разработки;

- уровень продаж и маркетинга;

- уровень логистики;

- уровень управления персоналом;

- уровень общего управления.

анализ методов оценки инновационного потенциала

При создании, внедрении и эффективном управлении инновациями необходимо определять и обобщать соответствующие показатели. Это стратегический подход, который начинается с определения бизнес-стратегии для роста и повышения конкурентоспособности и трансформации ее в соответствующие инновационные проекты и деловые процессы. Существует множество инструментов для измерения уровня инновационного потенциала как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.

Макроэкономический взгляд на инновационный потенциал на национальном уровне — это способность разрабатывать и продвигать принципиально новые технологии и продукты. Оценка и измерение касаются конкурентных преимуществ регионов или состояния отдельных отраслей. Этот потенциал пропорционален имеющимся интеллектуальным активам страны или региона, включая все общественные блага и интеллектуальную собственность. Количество заявок на патент отражает инновационную активность, намерения совершенствоваться и развиваться. Инновационный потенциал страны также зависит от материальных и финансовых ресурсов, предоставленных для этих целей, и обычно соответствует размеру ВВП.

С другой стороны, существует микроэкономическое измерение инновационного потенциала на уровне организации. Его можно измерить с помощью внутренних индикаторов инновационного потенциала, связанных с инновационной деятельностью или влияющих на инновационные показатели структурных подразделений организации. На микроэкономическом уровне инновационный потенциал может быть измерен исследованиями и разработками, эффективностью производственного процесса, удовлетворенностью клиентов, скоростью разработки инноваций и передачи технологий, а также мотивацией сотрудников к инновационной деятельности.

Этот уровень включает, например, доходы от продажи новых продуктов, стоимость исследований и разработок, продолжительность жизненного цикла нового продукта,

количество патентов или внедрение новых производственных и информационных технологий.

Обе перспективы важны для оценки инновационной деятельности в соответствующей концепции. Можно привести некоторые примеры, позволяющие проводить оценку в рамках концепции стратегического менеджмента.

Одним из наиболее распространенных методов оценки сложной бизнес-эффективности является метод «Сбалансированная оценка показателей» авторов Каплана и Нортона. Сбалансированная система показателей предполагает, что мы рассматриваем организацию с четырех точек зрения, соответственно для разработки показателей, сбора данных и их анализа необходимо рассмотреть эти перспективы: перспектива обучения и роста, перспектива бизнес-процессов, перспектива клиента, финансовая перспектива [1]. В качестве концепции эталонных показателей рассматривается производительность процесса НИОКР с соответствующими параметрами [2]:

- процент новых продуктов;

- процент новых продуктов, защищенных патентами;

- время внедрение нового продукта на рынок по сравнению с конкурентами;

- затраты на НИОКР;

- операционная норма прибыли новых продуктов в течение определенного периода времени.

Большая группа методологий, относящихся к определению уровня инновационной деятельности — это анализ инновационных проектов. В качестве примера можно привести «глобальное сравнительное исследование консалтинговых фирм — Deloitte & Touche», где на основе экспертного опроса исследуются показатели инноваций, интегрированные в каждую цепочку ценностей от процессов поставщика до процессов потребителей:

- оценка общей стратегия, продуктовые инновации, новые услуги, время выхода на рынок, адаптивность к требованиям клиентов, новизна технологий, программные системы;

- оценка управления, инновационность информационной системы, наличие прогнозов изменения продукта, технологий производства, инновационные коммуникации, наличие системы исследований и разработок, проектирования и адаптации, наличие систем бережливого производства, кайзен, скорость технологических изменений, и др.;

- показатели производительности, рост выручки, рост доли рынка, доходность капитала и др.

Преимущество методологий такого типа подтверждается обширной базой фактических данных, ограничение — общность применения без учета отраслевой специфики.

Удобной представляется методология оценки инновационного потенциала малых и средних организаций на основе модулей, для повышения инновационной организаций.

Методология отображает несколько проблемных областей, связанных с инновационным потенциалом компании. К ним относятся:

1) стратегия и планирование;

2) маркетинг;

3) технологический процесс;

4) качество, окружающая среда;

5) логистика;

6) организация и человеческие ресурсы.

Цель опросника — оценить инновационный потенциал компании, на основании чего разработать программу внедрения системы управления инновационной деятельности с учетом повышения удовлетворенности клиентов и других заинтересованных сторон.

модель инновационного потенциала

Инновационный потенциал предприятия является внутренней характеристикой, и для его развития необходим объективный индикатор, способный выявлять критические области и использовать конкурентное преимущество.

Оценка инновационного потенциала предприятия в настоящее время рассматривается двумя способами. Первый фокусируется на интегрированном уровне эффективности, другой специализируется на оценке компоненты корпоративной ответственности.

Целевая задача оценки инновационного потенциала:

1) подготовить изменения в бизнес-стратегии с точки зрения инноваций;

2) поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности с учетом его сильных сторон;

3) определение критических точек и процедур их устранения;

4) определение потенциальных рисков и основные сценарии ликвидации;

5) интеграция инновационной деятельности, мотивация сотрудников, получение партнерских инновационных проектов.

Основываясь на вышеуказанных подходах к оценке эффективности инновационной деятельности, можно сделать вывод, что инновационный потенциал касается всех бизнес-процессов организации. Наиболее важными при этом являются:

- процессы разработки продукции и услуг;

- процессы производства (реализации);

- процессы взаимодействия с поставщиками;

- маркетинговые процессы;

- процессы организации системы, управления персоналом;

- финансовые процессы;

- информационные процессы;

- процессы сетевого сотрудничества.

Нами предложена модель оценки инновационного потенциала, которая состоит из десяти модулей, которые отображают отдельные сферы деятельности, непосредственно связанные с проблемой инновационной активности.

Модель инновационного потенциала представлена на рис. 1. Каждая область связана с рядом показателей, на которых фиксируется уровень инновационного потенциала. В конечном итоге необходимо определить позицию компании с точки зрения ее конкурентоспособности и поиска возможностей для ее улучшения.

Выбор структуры аудита 10 модулей соответствует общепринятым подходам к анализу результатов организационных подразделений. Модули акцентированы:

- на управление бизнесом, организацию и управление человеческими ресурсами;

- усиление рыночной позиции, с учетом потенциальных рисков и изменений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение значимости исследований и разработок;

- обеспечение адаптации продуктов и технологий к новым требованиям;

- финансирование инноваций и распределение ресурсов;

- обеспечение партнерств и союзов как фактора глобализации;

- применение инновационных методов, таких как бизнеса с ориентацией на знания.

Фактическая оценка инновационного потенциала осуществляется внутренним аудитом инноваций. Аудит основан на оценке заранее отобранных критериев и показателей, характеризующих структуру модели инновационного потенциала.

Информационные технологии

Партнерство и сотрудничество

Финансирование инноваций

Технологическая гибкость, Высокие технологии

Передача инноваций

Конкурентоспособный интеллект

Новые продукты

Организация,управление персоналом

Инновационные методы, техники

Исследования и развитие

Рис. 1. Модель инновационного потенциала

модули и индикаторы

Охарактеризуем каждый модуль с акцентом на вопросы инноваций и приведем набор областей оценки (индикаторов).

Модуль 1: Исследования и разработки.

Основная задача НИОКР — успешное внедрение инноваций на рынок. На различных этапах инновационного процесса в организации сотрудники подразделений НИОКР должны участвовать в создании нового продукта при синер-гетической взаимозависимости с другими организационными подразделениями (маркетинг, производство, финансы и др.). Объем технической и технологической информации, созданной научными сотрудниками организации, имеет особое значение при принятии решения о следующей процедуре разработки инноваций, особенно на ранних стадиях НИОКР.

Область оценки: наличие собственной базы НИОКР, компетентность сотрудников подразделений НИОКР, затрат на НИОКР, время циклов разработки продуктов, скорость реализации результатов НИОКР на практике.

Модуль 2: Новые продукты.

Продукты являются ключевым результатом производственной деятельности организации и ядром ее конкурентоспособности. На конкурентоспособность продукции влияет несколько взаимосвязанных факторов. Доминирующее положение продукта в бизнесе обусловлено тем, что оно является средством удовлетворения потребности клиентов и достижения дохода от бизнеса.

Область оценки: количество внедренных новых и инновационных продуктов, эффективность инновационных продуктов, уровень их качества и надежности, технологический уровень применения новых инновационных продуктов, методы сокращения времени цикла разработки нового продукта, инновации процессов производства, маркетинговые аспекты инновационных продуктов.

Модуль 3: Технологическая гибкость, высокие технологии.

Сама природа инноваций и технологического развития показывает, что новые идеи часто приходят из неожиданных областей, которые, как правило, являются пересечением двух дисциплин или технологий. Некоторые очень успешные инновационные методы являются результатом применения существующих современных технологий в новых условиях, а не результатом последних исследований.

Общее значение технологического уровня для конкурентоспособности бизнеса определяется на основе следующих факторов:

- технологическая система связывает значительную часть бизнес-ресурсов;

- технология является доминирующим фактором, определяющим эффективность и производительность;

- технологические изменения в мире, основаны на передаче знаний, и использовании системного подхода.

Область оценки: текущий уровень технологии производства, производство оборудования и устройств на основе применения новых отраслевых технологий, инвестиции в развитие технологий, фактор гибкости.

Модуль 4: Организация и управление человеческими ресурсами.

Постоянные изменения уменьшают потребность в точном определении требований отдельных рабочих мест и соответствующих им рабочих задач. Типичная особенность — преодоление узкой специализации. Формируются комплексные рабочие роли путем расширения и обогащения содержания работы, усиливается сила отдельных лиц и групп. Для рабочих это означает лучшее использование их потенциала, приобретение новых знаний и опыта, изучение проблем в разных контекстах.

Область оценки: уровень организации и управления бизнесом, управление инновационными проектами, повышение эффективности процессов и уровня прибыли, поддержка со стороны руководства, внедрение инновационной политики и стратегий, качество труда и социальная среда, область управления персоналом, мотивация и удовлетворенность сотрудников, обучение и переподготовки.

Модуль 5: Информационные технологии.

Информационные технологии значительно меняют способность организаций адекватно реагировать на коммерческие возможности и возникающие конкурентные угрозы. Использование информационных систем, управляемых посредством информационных технологий для укрепления стратегических возможностей, характеризует рост производительности, ускорение внедрения инноваций и совершенствование процессов с использованием стратегических информационных ресурсов.

Область оценки: уровень использования информационных технологий, разработка компьютерных систем, расширение использования информационных технологий, использование Интернета, интернет-связь.

Модуль 6: Финансирование инноваций.

Инновационный бизнес сталкивается с проблемой увеличения потребности в финансировании, и поэтому составление бизнес-плана с реальными фондами является необходимым условием успеха. Обеспечение финансовой составляющей для инновационного бизнеса — это найти деньги для производства, маркетинга и продаж, исследований и разработок.

Область оценки: распределение ресурсов для инноваций, финансирование инновационных проектов, наличие ресурсов для инвестиций в необходимом объеме.

Модуль 7: Трансферт инноваций.

Среди движущих сил развития трансферта инноваций — сокращение затрат на НИОКР, сокращение времени на подготовку инноваций и снижение риска глобализации.

Область оценки: уровень сотрудничества с научно-исследовательскими организациями, университетами, уровень использования услугами трансфертных организаций, использование приложений трансферта в бизнес, анализ потенциальных преимуществ трансферта.

Модуль 8: Партнерство и сотрудничество.

Существование высокого уровня партнерства является важным источником конкурентного преимущества.

Область оценки: интеграция ресурсов для новых возможностей, стоимость сокращения инновационных циклов, сокращение циклов трансферта инноваций.

Модуль 9: Инновационная интеллектуальная система.

В качестве важного инновационного инструмента применяются сложные информационные системы типа Intelligent Intelligence, который преобразует дезагрегированные данные о конкурентах и других организаций в стратегически полезные знания для управления бизнесом. При анализе отрасли обычно предпочитают структурирование интеллекта по следующим группам:

- клиенты, поставщики, прямые конкуренты,

- фирмы с замещающими товарами,

- компании с потенциальным вхождением в сектор, глобальные условия ведения бизнеса (макроэкономические, политические, законодательные, социальные и технические).

Область оценки: уровень использования аналитических систем на предприятии, повышение внимания к системе сбора информации о конкурентах.

Модуль 10: Инновационные методы.

Инновационные методы управления основаны на технологическом подходе, главным принципом которого является постоянное совершенствование бизнес-процессов. Основная цель этих методов — систематическое идентифицирование бизнес-процессов и их атрибутов, что создает условия для повышения их эффективности, на основе координации, измерения и постоянного улучшения. Результатом является «хороший продукт», интегрирующий требования клиентов и бизнес стратегии.

Область оценки: применение инновационных методов и инструментов, уровень использования выбранных инновационных методов, использование методов управления проектами, методы проектирования, методологические инструменты для подготовки инновационных технологий и их усовершенствование.

выводы

Для использования инновационного потенциала можно использовать более или менее сложные системы управления инновационным процессом, который очень близки к системам управления знаниями. Но важно, чтобы сложность системы соответствовала уровню инновационного потенциала и культуре основного персонала. Барьеры развития инновационного потенциала в России и в ее регионах можно суммировать по следующим группам:

- дефицит инфраструктуры;

- отсутствие доступа к капиталу;

- слабая структура вспомогательных учреждений;

- региональная изоляция;

- отсутствие спроса на результаты НИОКР в предпринимательском секторе и недостаточное финансирование исследовательской деятельности в бизнес-секторе;

- сектор исследований и образования не обеспечивает достаточных стимулов для бизнес-сектор;

- фрагментация инновационной политики и низкая мотивация для внедрения бизнес-инноваций.

Согласно нескольким исследованиям оценки инновационного потенциала малых и средним предприятиям [2—4] были обнаружены следующие недостатки:

- инновационный процесс, как правило, не являются ключевым на предприятии;

- инновационный процесс основан на передаче технологий больше, чем на собственные исследования и развитие;

- недостаток интереса и нежелание владельцев и топ-менеджеров подвергаться риску;

- отсутствие систематической методологии использования инновационного потенциала. Инновации часто путают с методами разработки новых продуктов без учета потребностей клиентов;

- отсутствие инновационной деловой культуры;

- отсутствие комплексных маркетинговых информационных систем, моделирующих будущие рынки, мониторинг потребностей клиентов, определение стратегий ценообразования, анализ новых возможностей для развития и расширения;

- отсутствие всесторонней оценки преимуществ инноваций. Оценка основана, как правило, только на основе экономических показателей. Этот метод зависит от определения доходов, полученных в результате инноваций, что оценить очень сложно, особенно в начале процесса.

Использование инновационного потенциала позволяет получить преимущества:

- повысить конкурентоспособность компании;

- ускорение инновационных процессов по разработке предлагаемых продуктов и услуг;

- положительные изменения в культуре компании;

- минимизация потерь, связанных с неиспользованием существующего инновационного потенциала сотрудников компании;

- включение в инновационный процесс клиентов и деловых партнеров компании;

- улучшение отношений с деловыми партнерами;

- повысить положительный имидж компании.

Перспективы развития инновационного потенциала могут быть резюмированы в следующих выводах:

- активное внедрение инновационных процессов должно стать ключевым процессом, обеспечивающим конкурентное преимущество;

- эффективное использование и развитие инновационного потенциала оказывает положительное влияние на улучшение конкурентоспособности и эффективности бизнеса;

- инновационные процессы реализуются главным образом на средних и крупных предприятиях, имеющих достаточные ресурсы.

литература

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 304 с.

2. Kaplan S., Winby S. Innovation Metrics — Measuring Innovation to Drive Strategie Business Growth. InnovationPoint LLC. URL: http://www.innovation-point.com/Innovation%20 Metrics.pdf

3. European Commission: Innovation Management and Knowledge — Driven Economy. Brüssels — Luxembourg 2004. URL:

http://www.innovation.lv/ino2/publications/studies_innova-tion management_ilnal_report.pdf

4. Eurostat: SMEs and entrepreneurship in the EU. 2006. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-NP-06-024/EN/KS-NP-06-024EN.PDF

5. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Минэкономразвития России Москва, [Электронный ресурс]. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc2010 1231_016

6. Волкова Н.Н., Романюк Э.И. Уровень развития инновационной системы и специализация регионов России // Вопросы статистики. — 2011. — № 9. — С. 38—52.

7. Ефимова М.Р., Аббас Н.Ю. Инвестиционный потенциал населения России: основные аспекты статистического изучения// Вопросы статистики. — 2011. — № 1. — С. 21—31.

8. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

9. Новокшенова Л.В., Леонова Н.Г. Оценка уровня инновационного развития региона: зарубежный опыт и российская практика // Вопросы статистики. — 2012. — № 10. — С. 47-53.

10. Поликарпова М.Г. Экономико-статистический анализ инновационно-технологической и интеграционной активности в регионах России // Вопросы статистики. — 2012. — № 7. — С. 45-59.

11. Russian Innovation Survey 2015-2016.

references

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

Kaplan Robert S., Norton Dejvid P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviyu [Balanced Scorecard. From strategy to action]. Moscow: «Olimp—Biznes» Publ. 2006. 304 p.

Kaplan, S., Winby, S. Innovation Metrics — Measuring Innovation to Drive Strategic Business Growth. InnovationPoint LLC. Available at: http://www.innovation-point.com/Innovation%20 Metrics.pdf

3. European Commission: Innovation Management and Knowledge — Driven Economy. Brussels — Luxembourg 2004. Available at: http://www.innovation.lv/ino2/publications/studies_ innovation_management_final_report.pdf

4. Eurostat: SMEs and entrepreneurship in the EU. 2006. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFF-PUB/KS-NP-06-024/EN/KS-NP-06-024EN.PDF

5. Proekt Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Draft Strategy for the Innovative Development of the Russian Federation for the Period up to 2020]. Minekonomrazvitiya Rossii Moskva [Ministry of Economic Development of Russia, Moscow]. Available at: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc2010 1231_016

Volkova N.N., Romanyuk E.I. Uroven' razvitiya innovacionnoj sistemy i specializaciya regionov Rossii [The level of development of the innovation system and the specialization of the regions of Russia]. Voprosy statistiki [Questions of statistics]. 2011, I. 9, pp. 38-52.

Efimova M.R., Abbas N.Yu. Investicionnyj potencial naseleniya Rossii: osnovnye aspekty statisticheskogo izucheniya [The investment potential of the population of Russia: the main aspects of statistical study]. Voprosy statistiki [Questions of statistics]. 2011, I. 1, pp. 21-31.

8. Innovacionnoe razvitie — osnova modernizacii ekonomiki Rossii: Nacional'nyj doklad [Innovative development — the basis of the modernization of the Russian economy: National report]. Moscow: IMEMO RAN, GU-VShE Publ., 2008.

9. Novokshenova L.V., Leonova N.G. Ocenka urovnya innova-cionnogo razvitiya regiona: zarubezhnyj opyt i rossijskaya praktika [Assessment of the level of innovative development of the region: foreign experience and Russian practice]. Voprosy statistiki [Questions of statistics]. 2012, I. 10, pp. 47-53.

10. Polikarpova M.G. Ekonomiko-statisticheskij analiz innova-cionno-tekhnologicheskoj i integracionnoj aktivnosti v re-gionah Rossii [Economic-statistical analysis of innovative-technological and integration activity in the regions of Russia]. Voprosy statistiki [Questions of statistics]. 2012, I. 7, pp. 45-59.

11. Russian Innovation Survey 2015-2016.

6.

7.

Лебедева И.П.

японский рынок труда в xxi веке

Москва: Институт востоковедения РАН, 2019. — 314 с.

Быстрое старение населения и снижение рождаемости, а также невозможность компенсировать сокращение рабочей силы за счёт мигрантов вынуждает Японию искать резервы на внутреннем рынке. Этому мешают сложившиеся стереотипы в сфере трудоустройства, например, система пожизненного найма, представления о различных ролях мужчины и женщины, о модели семьи и пр. В книге представлен обзор изменений, происходящих на японском рынке труда с начала XXI в.

Из содержания.: Сдвиги в структуре занятости; Диверсификация форм занятости; Японская молодежь на рынке труда; Японский рынок труда в гендерном измерении; Проблемы занятости пожилых работников; Политика государства в области социальной защиты и выравнивания доходов и др.

Японский рынок груда в XXI веке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.