Надежность шкал опросника определялась по стандартизированному коэффициенту альфа Л. Кронбаха (одномоментная надежность). Коэффициенты надежности выявленных шкал вопросника составили, соответственно: МАП - 0,895, ВАП - 0,776, КАП - 0,820, ПАРС - 0,683.
ВЫВОДЫ
1. Психометрическая проверка авторского опросника профессиональной активности социальных работников показала, что он в целом соответствует теоретической модели, лежащей в его основе. Проведенной психометрической проверки достаточно для того, чтобы использовать опросник в практических целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волочков, А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход/ А. А. Волочков; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2007. С.253-264.
2. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности/ Ю.В. Постылякова//Психологический журнал.- 2005.-Т.26 - №6. - С. 35-43.
3. Lasarus,R.S. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt/ R.S. Lazarus, R. Launier// Stress: Theorien, Untersushunden, Massanahmen. - Bern: Huber, 1981. S.213-259.
ИЗМЕНИТЬ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Геннадий Сергеевич Орлов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой
Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта) г. Санкт-Петербург
Аннотация
Успехи российского футбола носят локальный характер, сборная России по футболу находится на 22-24 месте в мире, а в ее составе мало футболистов высокого класса.
Для того чтобы повысить класс и уровень отечественного футбола, необходимы не только организационные усилия, но и новый подход к работе тренеров в сфере детско-юношеского футбола. В первую очередь, надо пересмотреть критерии их работы и изменить систему соревнований.
Ключевые слова: футбол, критерии оценок
TO CHANGE CRITERIA OF ESTIMATIONS
Gennady Sergeevich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, head of
the chair
Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, the professor St.-Petersburg state university ofphysical culture of a name ofP.F.Lesgafta
St.-Petersburg
Abstract
The successes of Russian football has a local character. The Russian football team is on the 2224th place in the world and there are very few good football players.
It is necessary to improve the work of child-youth trainers and organization in order to increase the level of our football. First and foremost we must reconsider criterions of their work and change the competition system.
Keywords: Russian football, reconsider criterions
Российский футбол медленно, но верно выходит из кризиса. Реализуются на практике конкретные программы Российского футбольного союза. Только за послед-
ние два года в различных регионах введены в строй 120 полей с современным искусственным покрытием, строятся новые стадионы мирового уровня.
Заметен рост мастерства команд Премьер-лиги. Появились клубы с большими финансовыми возможностями и самыми высокими притязаниями, ужесточились требования к соблюдению Регламента соревнований, работе судей, сокращению лимита на легионеров. Легионеры наших клубов - это ведущие игроки сильных футбольных сборных: Бразилии, Аргентины, Италии, Чехии, Сербии, Турции, Словакии, Хорватии, Финляндии, Украины, Белоруссии. Многие из них входят в свои национальные сборные и привлекательны для солидных европейских клубов. Видич, Кавенаги, Олич, Иванович, Шкртел уже отправились туда, а за «россиян» Красича, Карвалью, Вагнера, Дуду идет упорная борьба.
Подъем отечественного футбола сразу сказался на результатах наших команд на международной арене. Сборная России, возглавляемая одним из самых авторитетных в мире специалистов Гусом Хиддинком, завоевала путевку на финальный турнир чемпионата Европы 2008 года, опередив сильные команды Англии и Израиля. Год назад чемпионами Европы стали 18-летние юноши под руководством Игоря Колыванова, возглавляет турнирную таблицу своей группы в отборочных играх чемпионата континента молодежная сборная.
Локальные успехи российского футбола - лишь первые шаги на пути в мировую элиту. Занимая 24-е место в мировой классификации, мы еще заметно отстаем от лидеров как по инфраструктуре, так и по организации дела. Большинство профессиональных клубов 1 и 2-й лиг сейчас еще не готово к решению глобальных спортивных задач, и жесткие требования, предъявляемые при лицензировании клубов, помогают лишь отсечь слабых, лишить профессионального статуса или укрепить свою инфраструктуру.
Улучшить огромное футбольное хозяйство одним махом очень трудно, еще сложнее разрушить сложившиеся подходы и поменять старые стереотипы мышления. Сложившаяся система подготовки футбольных резервов архаична и давно нуждается в совершенствовании. Если мы не изменим ее, то отечественный футбол будет продолжать топтаться на месте.
Сохранившиеся после распада СССР 1350 футбольных школ уже пережили самые трудные годы. В части из них пришло понимание того, что подготовка своих игроков - важнейшая задача. ЦСКА, Динамо, Локомотив, Торпедо включили свои школы в клубную структуру и создали хорошие условия для качественного тренировочного и соревновательного процессов. Большинство школ еще остаются в подчинении различных ведомств, которые не обладают финансовыми возможностями, а главное -не понимают суть спортивных задач, стоящих перед ними. Появившиеся частные футбольные школы в Самаре, Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге уже заявили о себе не только результатами в соревнованиях, но и качеством подготовки своих выпускников. Этот сектор «футбольной экономики» в ближайшие годы будет только расширяться и всегда находиться в правовом поле РФС. В регламенты РФПЛ И ПФЛ включены пункты об обязательном участии команд школ всех профессиональных клубов во всероссийских соревнованиях.
Ускорить позитивный процесс развития отечественного футбола можно только, решив одну давнюю проблему. Для ее решения нужна, в первую очередь, воля и политическая смелость РФС. Суть вопроса такова - необходимо перестроить работу и сознание специалистов сферы детско-юношеского футбола с результата, достигнутого в соревнованиях, на подготовку игроков, а для этого необходимы другие критерии оценок работы детских наставников. Для реализации этого подхода надо изменить систему соревнований, разработать новые программы обучения в ДЮСШ и СДЮШОР с системой рубежного контроля физической и технической подготовки, модельные характеристики для кандидатов в сборные юношеские команды страны и меры морального и материального поощрения за подготовку игроков.
Десятки лет работу детского тренера оценивали по итогам соревнований. Чем выше их уровень, тем ценнее победа. А конечный продукт - выпуск из футбольной школы - не оценивался. Спортивная задача школы сводится лишь к занятым местам и оздоровительным функциям. Для обычных спортивных школ такой итог может быть удовлетворительных, для специализированных - нет.
Ориентация только на результат сформировала в последние десятилетия корпоративную психологию и кодекс поведения детских тренеров, который можно выразить двумя-тремя фразами: «Победа - любой ценой», «Победителей не судят», «Важно не качество игры, а результат на табло». Этому способствовала и существующая система соревнований. Ни в одной стране мира юные футболисты так рано не участвуют в официальных играх. В Санкт-Петербурге 11-летние ребята разыгрывают Приз В. А. Кускова, а 12-летние - бьются за командные и клубные очки, играя тяжелыми мячами на полях больших размеров. То же и в других регионах. Официальные игры зачастую приносят ощутимый вред. Полноценный процесс обучения подменяется натаскиванием, ранним определением игрового амплуа, частой сменой состава (отчислением «слабых», вся вина которых заключается в более позднем физическом развитии или в неумении качественно выполнять технические приемы, которым еще толком не обучали). Юные футболисты боятся выполнить сложный финт, рисковую обводку, сопряженные с потерей мяча. Непомерная моральная ответственность давит на их еще неокрепшую психику, довлеет над тренерами. В игре царят принципы: «Порядок бьет класс», «Не делай на поле ничего лишнего», «Игровая дисциплина - превыше всего». Все это в итоге оборачивается большой бедой для нашего футбола - отсутствием ярких индивидуальностей.
Если сравнить советскую и российскую школы футбола, то это сравнение окажется не в пользу сегодняшнего дня. Можно констатировать - качественное футбольное образование у нас практически отсутствует. Если из московской ФШМ конца 50-х годов вышли десятки классных игроков, то из многочисленных современных школ -единицы. Отсюда и ограниченный выбор кандидатов в национальную сборную, отсутствие наших футболистов в сильных зарубежных клубах.
А ведь результат соревнований - не основной критерий оценки, лишь показатель подготовленности команды на одном из этапов обучения. Соревновательная психология, поразившая наш детско-юношеский футбол, загнала его в угол. Чтобы выбраться из него, часто применяются различные неспортивные методы, схожие с теми, что встречаются в профессиональном спорте.
«Взрослые дяди» сделали недоступными и основные моральные стимулы для специалистов в сфере детско-юношеского футбола, оставив им узкий выбор целей и задач. Сейчас получить почетное звание «Заслуженный тренер России» практически невозможно даже самому плодовитому наставнику. Его воспитанники зарабатывают большие деньги, становятся любимцами общества, а он остается «у разбитого корыта». Нынешнее положение о присвоении почетного звания универсально для всех видов спорта и не учитывает специфику каждого из них. Получить звание можно, подготовив чемпиона мира, Европы или Олимпийских игр. Если в индивидуальных видах это возможно, то в футболе такого успеха можно ждать не одно десятилетие.
Странно, но задача подготовки игроков слабо отражена в Положении о СДЮ-ШОР, в программе обучения, в директивных письмах высоких спортивных инстанций, в регламентах многочисленных соревнований. Получается, что многочисленные спортивные школы занимаются только здоровьем и отвлечением детей от дурных наклонностей. Объективные критерии качества подготовки отсутствуют даже на этапах обучения. Прописанные в программе переводные испытания фактически не проводятся, а предлагаемые тесты ничем не обоснованы. Их принимали в Министерстве просвещения очень давно, без консультаций со специалистами в сфере футбола. Этому ведомству и сейчас подчинено большинство спортивных школ, его по-прежнему подготовка классных спортсменов не интересует. Настало время изменить такой подход. Для это-
го футбольные школы необходимо передать спортивным организациям, которые должны контролировать процесс получения футбольного образования. Мерилом работы школы и тренеров должно стать качество подготовки выпускников, участие их в сборных юношеских командах страны и профессиональных клубах. Только за эти показатели надо поощрять морально и материально, повышать статус школ.
Ориентируясь в футболе на сильные европейские страны, мы не заметили, что они опережает нас в приоритетных подходах. В академии «Ливерпуля» висит лозунг: «Играть в официальных соревнованиях разрешается только с 14 лет». В других английских школах - еще позже. Тренируйся, совершенствуй свои физические и технические качества, а вместо соревнований существуют товарищеские матчи и неофициальные турниры. В Голландии свой подход: до 14 лет упор делается на физическую подготовку. Техника и тактика - позже. В академии футбола норвежского города Нарвик юные футболисты уже на следующий день после окончания товарищеской игры могут с помощью специальной компьютерной программы сами оценить свои техникотактические действия по многим критериям и на основании их получить рекомендации для самостоятельной работы. И никаких словесных разносов и субъективных оценок на разборе игры.
Российский футбольный союз также должен понимать, что в отечественном детско-юношеском футболе многое надо менять, и конкретные шаги должны последовать в ближайшее время.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валерий Дмитриевич Паначев, доцент, кандидат социологических наук Пермский государственный технический университет г. Пермь
Аннотация
Научные исследования последних лет пристально рассматривают формирование индивидуальности студента под влиянием современных технологий в сфере физкультуры и спорта в процессе профессионального образования. Благодаря физической деятельности ценность спорта увеличивается не только вообще, но также и как фактор национализации и образования индивидуальности.
Ключевые слова: деятельность, спортивные состязания, студенческая молодежь, ценность спорта
THE FORMATION OF THE PERSONALITY IN THE PROCESS OF INNOVATIONAL SPORTS ACTIVITY
Valery Dmitrievich Panachev, the senior lecturer, the candidate of sociological sciences
Perm state technical university Perm
Abstract
Scientific researches of the latest years intently consider the formation of the student’s personality under the influence of the contemporary technologies of the physical culture and sport during the professional education.
Owing to the physical activity the value of the sport increases not only in general, but also as a factor of socialization and education of the personality, because exactly during the process of physical activity and in cause of that variable relationships between people appear.
The keywords: innovational sports activity, student youth, value of the sport.
Научные исследования последних лет особенно пристально рассматривают формирование личности студента под воздействием современных технологий физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки в вузе. В отношении спортивной деятельности возрастает ценность спорта как фактора социализации и