Научная статья на тему 'Изменения в сфере налогового администрирования'

Изменения в сфере налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ РЕШЕНИЙ / TAX AUDITS / OBJECTIONS TO A TAX AUDIT / TAX DISPUTES / THE PROCEDURE FOR APPEALING DECISIONS OF TAX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ровинский Марк

Автор статьи анализирует изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации федеральными законами от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ и от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ, которые существенно повлияли на проведение многих процедур налогового администрирования. Сопоставляя новые и старые правила, сравнивания новые правила и сформировавшуюся судебную практику по вопросам налогового администрирования, оценивает практическое значение новаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECENT LEGISLATIVE CHANGES IN THE SPHERE OF TAX ADMINISTRATION

The author of the present article examines legislative changes which have been made in the first part of the Russian Tax Code and had a significant impact on most tax administration procedures. Comparing new and old rules as well as confronting new rules and existing court practice, the author measures the practical meaning of these changes.

Текст научной работы на тему «Изменения в сфере налогового администрирования»

№ 10 (145) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Изменения в сфере налогового администрирования

Марк Ровинский

заместитель руководителя налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»* (г. Москва)

Марк Ровинский, mark_rovinsky@epam.ru

В июле 2013 года Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты два федеральных закона, которые вносят важные корректировки в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и существенно меняют процедуру налогового администрирования.

Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 153-ФЗ), устанавливающий новый порядок и сроки обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, вступил в силу 3 августа 2013 года.

Остальные изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), вступили в силу 24 августа 2013 за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 октября 2013 или 1 января 2014 года.

Изменение порядка исчисления налогов

Законом № 248-ФЗ вводится принципиально новое правило, в соответствии с которым теперь сумма налога исчисляется в полных рублях. Округление производится по общим правилам: все суммы менее 50 копеек округляются в меньшую сторону, 50 копеек и больше соответственно округляются в большую сторону.

Следует отметить, что раньше такое правило отсутствовало. В связи с этим на практике информация о размере налоговой задолженности по данным налогового органа и данным налогоплательщика могла различаться на копейки из-за разных правил округления, применяемых системами учета. Указанное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Изменение сроков выставления требований

В соответствии с изменениями, вносимыми Законом № 248-ФЗ, требование на сумму менее 500 рублей может быть отправлено налогоплательщику в течение года со дня выявления недоимки. Ранее закон не дифференцировал сроки отправления требования в зависимости от суммы налога, устанавливая общий (кроме случаев направления требований по результатам проверок) срок в три месяца.

Срок для направления требования налогоплательщику по результатам проверки продлен до 20 дней (ранее согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ этот срок составлял 10 дней). * 42

* Информацию о компании см. на с. 10.

42 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Момент начала течения срока не изменился и определяется днем вступления в силу решения о проверке.

Новое в способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налога

В качестве нового способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предлагается использовать банковскую гарантию. Ранее такой способ обеспечения мог быть использован только в частном случае - заявительный порядок возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). По сути, все требования к банковской гарантии, установленные статьей 176.1, с небольшими корректировками были перенесены в первую часть НК РФ. Гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным Министерством финансов Российской Федерации требованиям, для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, быть безотзывной и непередаваемой. Указанные изменения внесены Законом № 248-ФЗ, в котором содержатся и иные требования к гарантии: сроки действия, суммы покрытия, условия предъявления требований по гарантии. Новое правило вступает в силу с 1 октября 2013 года.

Внесена окончательная ясность в вопрос о моменте возникновения права налоговых органов арестовывать имущество налогоплательщиков. В соответствии с новыми правилами, введенными Законом № 248-ФЗ, такое право возникает только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ). При этом на банки возлагается обязанность информировать налоговые органы о невозможности исполнения поручений на списание денежных средств в связи с их отсутствием или недостаточностью. Кроме того, налоговым органам предоставляется право по ходатайству налогоплательщика заменять арест имущества залогом. Закон не содержит указание на какие-либо объективные критерии, при выполнении которых ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Ограничение по открытию новых счетов

Законом № 248-ФЗ вводится запрет для любых банков на открытие налогоплательщику новых счетов или использование новых корпоративных электронных средств платежа в случае, если операции по счетам налогоплательщика и переводы его электронных денежных средств в банке приостановлены по решению налогового органа. Ранее это правило действовало только в отношении банка, в котором отрыты счета налогоплательщика. Пока нет окончательной ясности в том, как это правило будет реализовано на практике.

Новые сроки подготовки возражений на акты проверок

По новым правилам, введенным Законом № 248-ФЗ, налогоплательщикам предоставляется один месяц для реализации права на подготовку возражений на акт проверки (ранее согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ этот срок составлял 15 рабочих дней), что позволит более тщательно готовить позицию защиты и доказательства, представляемые для обоснования этой позиции.

Эти правила распространяются как на случаи подготовки возражений на акты проверок, так и на случаи подготовки возражений на акты, составляемые по факту обнаружения правонарушений в рамках иных мероприятий налогового контроля (ранее согласно пункту 5 статьи 101.4 НК РФ срок был равен 10 дням).

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (145) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Ознакомление с материалами проверки

Положениями Закона № 248-ФЗ налоговому органу вменяется обязанность предоставить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101). Это должно быть сделано не позднее двух дней до даты рассмотрения материалов проверки. Ранее закон предусматривал лишь право налогоплательщика знакомиться с материалами проверки, но не предусматривал корреспондирующую этому праву обязанность налоговых органов.

Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

В соответствии с новыми правилами, которые введены Законом № 153-ФЗ в статью 138 НК РФ, обязательный порядок досудебного обжалования распространяется на любые ненормативные акты инспекций (решения, требования и иные), действия (бездействия) должностных лиц. Исключением являются акты Федеральной налоговой службы (далее -ФНС России) и решения, принимаемые по результаты рассмотрения жалоб.

Ранее обязательный порядок досудебного обжалования распространялся только на решения о привлечении (отказе в привлечении) ответственности (пункт 5 статьи 101.2 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 153-ФЗ).

Изменение сроков вступления решений в законную силу

По новым правилам, установленным Законом № 153-ФЗ, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику. Ранее этот срок равнялся 10 рабочим дням (пункт 9 статьи 101 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 153-ФЗ). Решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, принимаемые ФНС России, вступают в силу немедленно - со дня вручения налогоплательщику.

На практике это означает, что налогоплательщикам предоставлено больше времени на подготовку так называемой апелляционной жалобы - жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, которое еще не вступило в законную силу. Этот инструмент активно используется налогоплательщиками, так как подача апелляционной жалобы приостанавливает действие оспариваемого решения до принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. В этот период инспекция, проводившая проверку, не имеет права требовать от налогоплательщика исполнения решения, то есть уплаты недоимки, штрафов, пеней и т. д.

Уточнен порядок вступления в силу обжалованных в апелляционном порядке решений и решений вышестоящих налоговых органов, принимаемых по результатам рассмотрения апелляционной жалобы

Правило о вступлении обжалованного в апелляционном порядке решения инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по сути, осталось без изменения. Как и ранее, обжалуемое решение вступает в силу с момента принятие вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе. Законом № 153-ФЗ внесено следующее техническое уточнение: обжалуемое решение вступает в силу в неотмененной и необжалованной части.

^44^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Кроме того, введено новое правило о том, что в случае отмены обжалуемого решения и принятия нового решения по апелляционной жалобе новое решение (решение вышестоящего налогового органа) вступает в силу со дня его принятия. Ранее закон не регулировал вопрос о порядке вступления в силу решений вышестоящих налоговых органов. Датой принятия вышестоящим налоговым органом решения определялся только момент вступления в силу обжалуемого акта решения инспекции. Указанное техническое изменение может свидетельствовать об изменении процессуального статуса решения вышестоящего налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы. Ранее превалирующее мнение в судебной практике сводилось к тому, что непосредственно решение вышестоящего налогового органа (новое решение, принятое по результатам обжалования) не затрагивает права налогоплательщика и, следовательно, не может быть в дальнейшем объектом обжалования в судебном порядке. Изменение процессуального статуса решения вышестоящего органа может повлиять на сложившуюся практику и привести к необходимости судебного обжалования именно решения вышестоящего органа, которым обжалуемое решение нижестоящей инспекции, было пересмотрено (решение нижестоящей инспекции при этом не будет предметом обжалования).

Новый закон также устанавливает, что если апелляционная жалоба остается без рассмотрения, решение налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по жалобе, но не ранее истечения месячного срока на обжалование.

Сроки рассмотрения жалоб и последствия их нарушения

Законом № 153-ФЗ уточняется, что жалоба (в том числе апелляционная) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть рассмотрена в течение одного месяца с момента ее получения. Указанный срок может быть продлен не более, чем на месяц, в том числе в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов.

Во всех остальных случаях (жалобы на иные акты, действия и бездействия) срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 рабочих дней (может быть продлен еще на 15 дней, в том числе по указанным основаниям).

Кроме того, устанавливается правило, в соответствии с которым нарушение сроков рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом предоставляет налогоплательщику право дальнейшего обжалования в судебном порядке. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении или со дня истечения срока принятия решения по жалобе. Ранее подобные правила в законе отсутствовали.

С нашей точки зрения, не стоит переоценивать практическую ценность нового правила. До принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом обжалуемое решение инспекции не вступает в законную силу и в связи с этим не нарушает права налогоплательщика. С точки зрения процессуальных правил (в частности Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в такой ситуации отсутствует предмет для спора, и арбитражный суд может отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения или акта инспекции, не вступившего в законную силу.

Уточняются правила рассмотрения жалоб

Законом № 153-ФЗ изменяются полномочия вышестоящего налогового органа при рассмотрении жалоб. Частично изменение полномочий связано с расширением предмета

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (145) 2013

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

обжалования (акты, действия и бездействия). Однако изменились и полномочия при рассмотрении жалоб на решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности.

В соответствии с новыми правилами при рассмотрении жалобы на такие решения вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение полностью или в части или же отменить решение полностью и принять по делу новое решение. Отметим, что ранее вышестоящий налоговый орган имел право отменять решения инспекции в части и принимать по этой части новое решение.

Указанные изменения являются доказательством того, что законодатель пересмотрел свой подход к процессуальному статусу решения, принимаемого вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалобы.

Представление дополнительных документов вместе с жалобой

Закон № 153-ФЗ вводит ограничения на представление вместе с жалобой дополнительных документов, которые не были представлены ни в ходе проведения проверки, ни на этапе рассмотрения ее материалов нижестоящим налоговым органом. Такие документы принимаются к рассмотрению вышестоящим налоговым органом только в том случае, если налогоплательщик представит объяснение причин, по которым эти документы не были представлены ранее.

По сути, новое правило является логическим продолжением доктрины надлежащего содействия, которое налогоплательщик должен оказывать налоговым органам в ходе проверки. Намеренное сокрытие документов в ходе проверки лишает налогоплательщика возможности использовать их в дальнейшем для обоснования своей позиции.

Прочие важные изменения

Новым законами № 153-ФЗ и № 248-ФЗ также внесены следующие изменения:

1) установлены основания для приостановления действия поручения налогового органа на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и основания для отзыва неисполненных поручений;

2) установлены новые основания для признания налоговой задолженности безнадежной;

3) позитивно установлено, что правила статьи 78 НК РФ применяются к случаям возмещения налога на добавленную стоимость;

4) устанавливается срок на подачу жалобы в ФНС России - 3 месяца с момента принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика;

5) установлены формальные требования к содержанию жалобы;

6) установлен закрытый перечень оснований для оставления жалобы налогоплательщика (в том числе апелляционной) без рассмотрения:

• отсутствие подписи или доказательств наличия полномочий на подписание;

• истечение сроков на подачу жалобы;

• отзыв жалобы;

• наличие уже поданной жалобы по тем же основаниям;

7) положения о начислении процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость (ст. 176 НК РФ) теперь применяются только в том случае, если заявление о возврате и зачете подано налогоплательщиком до дня вынесения решения по проверке. В противном случае применяются общие правила и порядок возврата, установленные статьей 78 НК РФ.

^46^ Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ.

Продолжение. Начало на с. 28

здания (помещения) объекта недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Вместе с тем вводится норма о том, что заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов.

Законом 250-ФЗ введена норма о том, что если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке этого органа и заверенной печатью и подписью руководителя этого органа, то нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется.

С 1 октября 2013 года учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Увеличен срок временного характера сведений в отношении образованных объектов недвижимости: с 1 октября 2013 года он составит 5 лет.

Важной новацией Закона о кадастре является то, что за счет сокращения перечня оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета расширен список оснований для приостановления процедуры государственного кадастрового учета. В частности, исключены из оснований для отказа и включены в основания для приостановления следующие нормы:

• заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

• одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

• орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Также законодатель добавил новое основание для приостановления процесса государственного кадастрового учета:

Продолжение на с. 63

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.