Научная статья на тему 'Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия'

Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
72
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кумари Э. В.

Второе издание. Первая публикация в 1973 г. Кумари Э.В. 1973. Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия //Фауна и экология куликов. М., 2: 50-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 216: 313-314

Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия

Э.В.Кумари

Второе издание. Первая публикация в 1973*

В Эстонии пока установлено гнездование 22 видов куликов. По местообитаниям они распределены следующим образом:

Луга, низинные болота и поймы рек — чибис Vanellus vanellus, турухтан Philomachus pugnax, большой веретенник Limosa limosa, большой кроншнеп Numenius arquata, бекас Gallinago gallinago, дупель G. media.

Верховые болота — золотистая ржанка Pluvialis apricaria, большой улит Tringa nebularia, фифи Т. glareola, средний кроншнеп Numenius phaeopus, гаршнеп Lymnocryptes minimus.

Леса и кустарники — черныш Tringa ochropus, вальдшнеп Scolopax rusticóla.

Берега внутренних водоёмов — малый зуёк Charadrius dubius, перевозчик Actitis hypoleucos.

Морское побережье и островки — кулик-сорока Haematopus ostralegus, галстучник Charadrius hiaticula, камнешарка Arenaria interpres, чернозобик Calidris alpina, травник Tringa totanus, шилоклювка Recurvirostra avosetta, круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus.

Приведённое стациальное распределение — "классическое", выражающее связи отдельных видов куликов с ландшафтом в таком виде, как оно определяется в работах большинства прибалтийских орнитологов и как оно действительно имело место до самых последних десятилетий.

Поскольку в орнитологических комплексах в природе нет постоянства и исследования фауны птиц Прибалтики в течение последних 100-150 лет были направлены не только на познание распространения, но и на изучение изменений в орнитологических комплексах отдельных типов ландшафта, мы сейчас довольно хорошо знаем сдвиги в нашей фауне птиц. Эти сдвиги выражаются, в одних случаях, в заселении новых местообитаний, в других — в изменении численности.

Весьма примечательным явлением является выселение на верховые болота некоторых видов, которые до сих пор считались типичными обитателями более продуктивных местообитаний (луга, низинные болота). Как известно, прибалтийские открытые верховые болота имеют весьма своеобразные птичьи сообщества, носящие по видовому составу более северный характер. Некоторые виды птиц верховых болот Прибалтики одновременно являются и обитателями европейских тундр. Эстонские орнитологи, работавшие на верховых болотах в 1930-х и 1950-х годах, смогли весьма точно

* Кумари Э.В. 1973. Изменения в распространении и численности куликов в Эстонии за последние десятилетия //Фауна и экология куликов. М., 2: 50-52.

определить не только стадиальное распределение, но и видовой и количественный состав болотных куликов.

При сравнении этих данных с данными середины 1960-х и начала 1970-х выявляются значительные отличия. Примерно в течение 25 последних лет на верховых болотах всё шире расселяется чибис и в настоящее время стал одним из характерных видов этих местообитаний. Здесь он бок о бок гнездится с золотистой ржанкой — следовательно, в настоящее время здесь происходит тесное соприкосновение одного наиболее северного и одного наиболее южного (в условиях Палеарктики) видов куликов.

В последние десятилетия на верховых болотах расселяются также чернозобик (в небольшом количестве), турухтан и возрастает в численности средний кроншнеп. Особенно характерно и, по-видимому, только в последнее десятилетие, расселение на верховых болотах большого веретенника и травника. В то же время чибис уже в течение 50 лет, а большой веретенник только в последнем десятилетии, расширяют свои гнездовья на культурных лугах и полях. Большие колебания в распространении наблюдаются у малого зуйка, связанного с берегами внутренних водоёмов, скудных растительностью.

Сравнивая численность гнездящихся куликов, можно считать в последних десятилетиях более или менее стабильной численность следующих видов: кулика-сороки, галстучника, малого зуйка, золотистой ржанки, кам-нешарки, чернозобика, черныша, фифи, перевозчика, большого кроншнепа, вальдшнепа, бекаса. Местами эти виды сокращаются в численности, главным образом, в результате изменения ландшафта. Всегда весьма редким на гнездовье и только в северо-восточной части Эстонии был большой улит.

У чибиса, большого веретенника, среднего кроншнепа (только на верховых болотах), травника и турухтана численность увеличивается и происходит расселение. У дупеля, гаршнепа и круглоносого плавунчика численность уменьшается и места гнездования сокращаются.

Особое положение занимает шилоклювка, которая только в 1960-х годах начала гнездиться в двух местах на западном архипелаге и численность которой постепенно увеличивается.

Подобную динамику в фауне птиц некоторые орнитологи пытаются объяснить изменениями в ландшафте и климате. Если ландшафт во многих случаях, действительно, играет роль в распространении птиц, то влияние климата вряд ли может быть решающим фактором у гнездящихся куликов, которые в Эстонию прилетают в большинстве случаев в апреле-мае и отлетают уже в августе-сентябре. Таким образом, каузальный анализ описанных выше изменений пока ещё ожидает своего проведения, а сами явления — дальнейшей тщательной регистрации.

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.