единицу времени с единицы площади водной поверхности, тем самым обеспечивая и высокий уровень эффективности клептопаразитизма поморников. Нападения на моевок при возвращении их в колонию малоэффективны ввиду большой затраты энергии и используются поморниками лишь для получения дополнительного количества корма. Специализация на преследовании кайр даёт поморникам преимущество в виде наличия постоянного источника корма, сокращения времени, затрачиваемого на поиск скопления «жертв». Однако специализироваться на ограблении кайр, видимо, способны лишь отдельные особи короткохвостого поморника.
Литер атур а
Белопольский Л.О. 1957. Экология морских колониальных птиц Баренцева моря. М.; Л.: 1-460.
Витсур С. 1970. Атлантические рыбы на нашем столе. Таллин. Дольник В.Р. 1975. Миграционное состояние птиц. М.: 1-398.
Модестов В.М. 1967. Экология колониально гнездящихся птиц (по наблюдениям на Восточном Мурмане и в дельте Волги) // Тр. Кандалакшского заповедника 5: 49-154. Шкляревич Ф.Н. 1977. Об изменениях численности моевок и кайр на базарах о. Харлова
(Семь островов, Восточный Мурман) // 7-я Всесоюз. орнитол. конф. Киев, 1. Arnason E., Grant P.R. 1978. The significance of kleptoparasitism during the breeding season in a colony of Arctic skuas Stercorarius parasiticus in Iceland // Ibis 120, 1: 38-54. Furness R. 1977. Effect of Great Skuas on Arctic Skuas in Shetland // Brit. Birds 70, 3: 96107.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1564: 600-602
Кулики бассейна Средней Оби (Томская область) и фенология их пролёта
С.С.Москвитин
Второе издание. Первая публикация в 1973*
Материал собирался с 1961 года в Томской области, главным образом в её центральной части и в районе города Томска. Максимальная разница в сроках пролёта и пребывания куликов в наиболее удалённых друг от друга участках на этой территории составляет не более 1012 дней. Поэтому мы не привязываем фактический материал к конкретным географическим пунктам этой территории.
* Москвитин С.С. 1973. Кулики бассейна Средней Оби и фенология их пролёта IIФауна и экология куликов. М., 2: 59-61.
На пролёте отмечены (в порядке встречаемости) белохвостый песочник Calidris temminckii, кулик-воробей Calidris minuta, чернозобик Calidris alpina, бурокрылая ржанка Pluvialis fulva, круглоносый плавунчик Phalaropus lobatus, галстучник Charadrius hiaticula, тулес Plu-vialis squatarola, щёголь Tringa erythropus, хрустан Eudromias morinel-lus, малый веретенник Limosa lapponica, краснозобик Calidris ferrugi-nea, камнешарка Arenaria interpres, золотистая ржанка Pluvialis apri-caria и песчанка Calidris alba. Обычными летующими птицами являются белохвостый песочник и кулик-воробей. Реже встречали чернозобика и круглоносого плавунчика. После пролёта на территории области задерживается галстучник и камнешарка. Рано вновь появляются щёголь и бурокрылая ржанка, но в полном смысле к летующим птицам их причислить нельзя.
Широко гнездятся по территории и имеют значительную численность перевозчик Actitis hypoleucos, черныш Tringa ochropus, фифи Tringa glareola, дупель Gallinago media, бекас Gallinago gallinago, большой улит Tringa nebularia, лесной дупель Gallinago megala, мородун-ка Xenus cinereus, вальдшнеп Scolopax rusticola, малый зуёк Charadrius dubius и большой кроншнеп Numenius arquata. Кулик-сорока Hae-matopus ostralegus встречается на гнездовье лишь в обширных пойменных участках. Мозаично гнездится большой веретенник Limosa limosa н турухтан Philomachus pugnax. О гнездовании тонкоклювого кроншнепа Numenius tenuirostris ничего нового (Козлова 1962) мы не можем сказать, кроме того, что в музее есть шкурка этой птицы, добытой 4 мая 1929 у Томска. Гнездование длиннопалого песочника Calid-ris subminuta, среднего кроншнепа Numenius phaeopus, гаршнепа Lym-nocryptes minimus, а также поручейника Tringa stagnatilis и азиатского бекаса Gallinago stenura пока не доказано, хотя вполне вероятно.
Весной первым из куликов появляется чибис Vanellus vanellus (в-8-12 апреля) и хотя полные кладки у этого вида приходилось встречать уже 12-14 мая (4) и вылупление птенцов из гнезда 28 мая, но пролёт их к северу продолжается приблизительно до 25 мая. В самом конце апреля и первой декаде мая появляются черныш (23-29 апреля), перевозчик (30 апреля - 1-7 мая), бекас (26-29 апреля - 1 мая), вальдшнеп (26 апреля — 1 мая), большой кроншнеп (2-5 мая), малый зуёк (2-8-12 мая), круглоносый плавунчик (2 мая) и большой улит (5-10-12 мая). После перерыва в 2-3 дня появляется вторая большая группа видов -фифи и кулик-воробей (10-12 мая), дупель и галстучник (13 мая), мо-родунка (13-16 мая), длиннопалый песочник (13-19 мая), кулик-сорока (14-16 мая). В это же время появляется большой веретенник и, предположительно, гаршнеп (11 мая). Во вторую половину второй декады мая сразу стаями появляются бурокрылая ржанка (14-18 мая) и турухтан (17-19 мая). С третьей декады мая идёт прилёт среднего кроншнепа
(19-27 мая), краснозобика (21 мая - 5 июня), поручейника (21 мая), белохвостого песочника (25-28 мая), золотистой ржанки (26 мая — 4 июня). И, наконец, только в июне впервые встречали чернозобика (2 июня), камнешарку (9-10-13 июня) и песчанку (10 июня).
Отлёт куликов с мест гнездовий начинается в июле. Основная масса куликов покидает территорию в августе и к 10-11 сентября во многих местах области уже куликов буквально не встретишь. В предотлётный и отлётный период они концентрируются на наиболее кормных местах — отмелях, где часто кормятся в смешанных стаях. По срокам массового осеннего пролёта всех куликов можно разделить условно на три группы. К первой относятся те виды, которые начинают отлетать с июля и покидают территорию области до 1-5 сентября. Это фифи, отлёт которого проходит с 7 июля по 29 августа, перевозчик (до 30 августа), большой кроншнеп (31 августа), мородунка(2 сентября), круглоносый плавунчик (3 сентября), только отдельные особи не укладываются в эти сроки. Видимо, к этой груше относится большой веретенник, которого после 20 августа нам не удавалось встречать, а также краснозобик и малый веретенник.
Ко второй группе можно отнести виды, которые наиболее интенсивно летят в августе и к 10-13 сентября заканчивают пролёт. Так, например, большой улит интенсивно летит в августе и продолжает пролёт до 9-10 сентября, а единичные особи встречались нами и до 24 сентября. Сроки пролёта турухтана удивительно совпадают с пролётом большого улита. В сентябре покидают территорию дупель (к 3-6 сентября), черныш (5-7 сентября), бекас (6-7 сентября), кулик-сорока (6-8 сентября), малый зуёк (8-11 сентября), галстучник и белохвостый песочник (9 сентября), кулик-воробей (14 сентября). К третьей группе мы отнесли те виды куликов, которые начинают пролёт в основном с 20-25 августа и заканчивают к первым числам октября. Это относится к хру-стану (24-28 сентября), бурокрылой ржанке (27 сентября), гаршнепу (27 сентября — 1 октября) и вальдшнепу (30 сентября).
И, пожалуй, лишь чибис и щёголь стоят несколько особняком от этого условного подразделения. Первый покидает места гнездовий в основном до 20 августа, но за счёт северных популяций встречается нередко до 20-22 сентября. Второй же летит с первых чисел августа и до первых чисел октября.
Литератур а
Козлова Е.В. 1962. Ржанкообразные. Подотряд Кулики. М.; Л.: 1-434 (Фауна СССР.
Птицы. Т. 2. Вып. 1. Ч. 3).