Научная статья на тему 'Изменения в промышленной политике и промышленности России под воздействием санкций'

Изменения в промышленной политике и промышленности России под воздействием санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антироссийские санкции / импортозависимость / политика импортозамещения / нефтедобывающая отрасль / машиностроение / результаты импортозамещения / проблемы импортозамещения в России
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Положихина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в промышленной политике и промышленности России под воздействием санкций»

Положихина М.А. к.геогр.н., с.н.с. ИНИОН РАН

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ САНКЦИЙ

Ключевые слова: антироссийские санкции; импортозависимость; политика импортозамещения; нефтедобывающая отрасль; машиностроение; результаты импортозамещения; проблемы импортозамещения в России.

С осени 2014 г. западные страны после нескольких месяцев разрозненных инициатив приступили к реализации скоординированного пакета антироссийских секторальных санкций, в первую очередь касающихся нефтедобывающей и оборонной отраслей России [Все санкции Запада..., 2015].

В России санкции со стороны западных стран вначале рассматривались как неблагоприятное, но краткосрочное явление. Однако их неоднократное продление (а также отсутствие прогресса в разрешении ситуации на Украине и сохранение расхождений позиций между Россией и западными партнерами) превратили санкции в долгосрочную проблему отечественной экономики. Более того, санкционный режим стал формировать новые условия деятельности («правила игры») для российских предприятий.

Следует также признать, что секторальные санкции затронули национальные экономические интересы страны и наглядно продемонстрировали слабость отечественной промышленности - ее зависимость от поставок зарубежных технологий и оборудования. Справедливости ради надо отметить, что такая ситуация сложилась не сегодня. Наследие «сырьевой державы» Россия приняла от Советского Союза. Но если на момент распада СССР существовали значительные производственные и технические мощности, то к настоящему времени российский научно-технический потенциал существенно сократился, а многие наукоемкие технологии утеряны. В 1990-х годах научные исследования практически не велись, отрасли промышленности деградировали. В результате сейчас Россия закупает оборудование, медикаменты, продукты питания, одежду и много другое. Как свидетельствует таможенная статистика, почти 70% товаров импортируется из дальнего зарубежья [Импортозамещение - путь преодоления., 2014].

Хотя перечень российских импортозависимых позиций обширен - от редкоземельных металлов до селедки, -но особенно тяжелое положение, как выяснилось, складывается с продукцией машиностроения. По оценкам (по состоянию на 2014 г.), доля импорта в производстве сельхозтехники составляет от 50 до 90% (в зависимости от вида деталей), в тяжелом машиностроении - до 50%, в авиастроении - 80% [Импортозамещение в России: предпосылки., 2016]. Ведущие предприятия химической промышленности страны не могут найти внутренних производителей, способных поставить оборудование, необходимое для обновления устаревших мощностей. А в компонентах российских спутников приборы и модули отечественного производства составляют всего около 30% - но из-за них случается 95% поломок и отказов. От одной трети до половины крупных отечественных предприятий испытывает проблемы с оборудованием, при этом внутреннее производство не обладает достаточными возможностями для обеспечения их передовой техникой и технологиями [Загашвили В.С., 2016, с. 53]. Уязвима и основа российской экономики - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), поскольку здесь не развиты сервисные структуры (геологоразведка и т.д.), а нефтегазовые предприятия зависят от импортных технологий и оборудования [Импортозамещение - путь преодолеть., 2014].

Необходимость противостоять возникшим из-за санкций угрозам и возместить наносимый ими ущерб экономики России потребовала активизации действий государственных органов власти и принятия ответных стратегических решений. Одним из таких действий стало изменение промышленной политики и курс на импортозамещение. Данное направление предполагает приоритетное развитие (а в случае России - часто возрождение) производств, ориентированных на внутренний рынок. В настоящее время в промышленности под этим подразумевается: 1) локализация в стране производства ранее импортируемой продукции; 2) создание новой продукции, аналогичной или превосходящей зарубежную по своим параметрам, адаптированной к отечественным климатическим и географическим условиям (так называемое импортоопережение) [Импортозамещение - путь преодолеть., 2014]. В определенной степени это означает отход от представлявшейся прежде предпочтительной экспортной ориентации промышленности1.

Необходимо отметить, что в общем импортозамещение не является новым явлением для России. Всю историю отечественного «догоняющего» развития можно представить как ход промышленного/индустриального импортозамещения. Специфика современной ситуации состоит в том, что в данном случае меры по импортозамещению высту-

1 Хотя непреодолимой границы между импортозамещающими и экспортоориентированными производствами не наблюдается. Как свидетельствует мировой опыт, успешно осуществленное импортозамещение вполне может стать основой для последующего развития экспорта.

пают как ответные действия со стороны России в конфронтации с западными странами. Поэтому они носят вынужденный и срочный характер, определяются требованиями национальной безопасности.

Для реализации политики импортозамещения в августе 2015 г. было принято решение о создании специальной правительственной комиссии и утверждено соответствующее положение (Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 и распоряжение Правительства РФ от 04.08.2015 № 1492-р). Распоряжением Правительства от 30.09.2015 № 1936-р утвержден План содействия импортозамещению в промышленности. К 2016 г. Минпромторгом России было утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 2200 технологических направлений промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий, принимающих участие в реализации этих программ [Импортозамещение в России: предпосылки..., 2016]. И вполне ожидаемо, что основное внимание в правительственных документах уделяется вопросам обеспечения оборудованием, прежде всего топливно-энергетического и оборонного комплексов.

Выполнение планов импортозамещения в отечественной промышленности только начато, и об их результатах говорить рано. Итоги 2015 г. позволяют дать лишь некоторые оценки последствиям западных санкций и проведения импортозамещающей политики.

Так, введенные санкции не сказались на уровне добычи нефти и газового конденсата в России - в 2015 г. она составила 534,1 млн т (при прогнозе в 525 млн. т). Страна по этому показателю сохранила 1 место в мире1. Благодаря задействованным механизмам льготирования выросла добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе (на 17,3 % по сравнению с 2014 г., или до 19 млн. т) и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами (на 1,2 %, до 33 млн. т). Капитальные вложения в нефтедобычу также показали рост (9,6 %) и составили 1,08 трлн. руб., возросли и масштабы эксплуатационного бурения на 11,7 %, до 22 152 тыс. м (при снижении объемов разведочного бурения почти на 18%, или на 176 тыс. м, до 818 тыс. м) [Новак А.В., 2016].

Реализация политики импортозамещения позволила активизировать деятельность ряду крупных отечественных предприятий, прежде всего в машиностроении и нефтехимии. Начал действовать ряд новых заводов. Есть успехи в авиа- и судостроении (особенно важные в производстве двигателей), производстве программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования [Импортозамещение в России: предпосылки., 2016; Левин Б.Г., 2016; Литов-кин А., 2016].

Можно сказать, что в 2015 г. был создан некоторый задел импортозамещения в промышленности. Хотя принятые программы пока не привели к значимым результатам, говорить о подлинном технологическом прорыве не приходится. По мнению аналитиков, наша страна остается в роли догоняющего, а по сути, отстает все больше и больше. Она пытается отвечать на вызовы в лучшем случае сегодняшнего, а то и вчерашнего дня, в то время как мировые лидеры думают даже не о завтра, а о послезавтра [Андрианов В., 2016].

Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть следующие стратегические последствия санкционного режима для промышленной политики и промышленности России.

Во-первых, санкции способствовали отказу от ускоренного освоения арктического шельфа России (хотя решающую роль в этом вопросе сыграло падение цен на углеводородное сырье). В Энергостратегии до 2035 г. и Генс-хеме развития нефтяной отрасли РФ до 2035 г. прежние планы по добыче нефти и газа на шельфе будут пересматриваться в сторону снижения. Ожидать начала добычи нефти и газа на новых шельфовых месторождениях ранее 2025 г. нет оснований. Сейчас из-за низких цен на нефть и газ освоение шельфовых месторождений замедлилось во всем мире. Большинство из них при ценах на нефть ниже 90 долл. за баррель просто нерентабельны [Стакан наполовину: пуст или., 2015; Россия отказалась от планов., 2016]. Для России эта конъюнктурная задержка выгодна из-за ее технической неготовности к реализации подобных проектов. Да и с точки зрения экологии они (как и добыча сланцевой нефти) весьма небезопасны [Россия отказалась от планов., 2016; Костюченко С.Л., 2016].

Перспективы высоко затратных и экологически опасных проектов освоения арктического шельфа и сланцевой нефти представляются еще менее реалистичными в свете происходящего в настоящее время в отечественной геологии пересмотра представлений о природе углеводородного сырья. В соответствии с новой парадигмой, нефть и газ относятся к возобновляемым полезным ископаемым нашей планеты. Биосферная концепция связывает их существование с современным круговоротом углерода и воды, обобщая имеющиеся теории органического и минерального образования углеводородов [Баренбаум А. А., 2014, с. 14]. Осознание возобновляемости нефти и газа ведет к значительным организационным, экономическим и техническим преобразованиям в нефтегазовой отрасли и экономике в целом. В качестве таких уже можно предположить изменение в оценке запасов углеводородного сырья, снижение внимания к разведке новых месторождений в труднодоступных районах и к освоению трудноизвлекаемых запасов, рост интереса к старым нефтегазоносным районам. Таким образом, отказ от ускоренного освоения шельфовой и сланцевой нефти позволяет России а) предотвратить очередной этап экстенсивного развития отрасли; б) сэкономить значительные средства; в) вписаться в новый «поворот» научно-технического прогресса.

Во-вторых, санкции способствовали развитию российского машиностроения и производства программных продуктов. Хотя нельзя отрицать ущерб, который нанесли санкции отдельным компаниям.

Некоторые западные эксперты считают, что санкции снизили способность России реализовывать собственные геоэкономические и геостратегические интересы (по крайней мере, в краткосрочном измерении), но их воздействие неоднородно по разным направлениям. В частности, финансовый сектор оказался более уязвимым, чем промышленность [Aalto P., Forsberg Т., 2015].

1 В 2014 г. в России было добыто 526,7 млн. т. нефти и газового конденсата.

315

Саму идею развития производства импортозамещающей продукции в России можно рассматривать и как вариант политики самообеспечения, и как новую, «усеченную» редакцию курса на модернизацию экономики, одним из направлений которой выступает диверсификация производства. Фактически, речь идет об очередной попытке «слезть с нефтяной иглы» или, в более широком контексте, «сойти» с траектории ресурсо-ориентированного развития. Однако в современных реалиях осуществить диверсификацию производства, тем более в сжатые сроки, крайне сложно. Хотя, как показала практика, осуществить диверсификацию производства в России в благоприятных условиях вообще невозможно - для этого в таких условиях нет никаких стимулов. В свете этого, санкционный режим благоприятствует возрождению, диверсификации и модернизации отечественной промышленности.

При этом значительная инерционность деятельности бюрократии ЕС и отсутствие повода для снятия санкций (из-за невыполнения минских соглашений по Украине) способствуют сохранению санкционного режима, что, в свою очередь, поддерживает политику импортозамещения в России в краткосрочной перспективе. Но даже при ее продолжении для достижения действительно значимого позитивного результата для экономики требуется преодолеть ряд существующих организационных или институциональных проблем внутри страны.

Реализация импортозамещающих проектов требует стабильного и долговременного финансирования, а также совместной работы органов власти и бизнеса, сочетания рыночных и административных инструментов регулирования.

Эксперты справедливо отмечают, что выполнение программы импортозамещения во многом тормозится из-за недостатка инвестиционных ресурсов, т.к. экономический спад не способствует активизации капиталовложений [За-гашвили В.С, 2016, с. 52]. В этих условиях государство может стимулировать спрос на отечественное оборудование. Механизм правительственной комиссии по импортозамещению уже создает некоторые условия для консолидации спроса на продукцию нефтегазового машиностроения на внутреннем рынке. Так, начавшийся диалог между отечественными изготовителями и потребителями нефтегазового оборудования и технологий позволил сформировать список взаимный требований и претензий. В частности, практически все предприятия и компании отмечают приемлемость цены, но низкое качество выпускаемой продукции.

Для содействия внедрению и развитию новых технологий в ТЭК (в более узком смысле - в нефтегазовом машиностроении) специалисты предлагают создать хозяйствующий субъект, который взял бы на себя их разработку, доработку и внедрение (т.н. «Корпорацию развития нефтегазового машиностроения и нефтегазовых технологий») [Комков Н.И. и др., 2015]. Представляется, что это очередная попытка преодолеть старый порок отечественной экономики - отсутствие эффективной системы превращения научных разработок в серийное производство. В советский период эту проблему пытались решить за счет развития отраслевой науки (наряду с фундаментальной) и функционирования научно-производственных объединений. В настоящее время вопрос связи науки и производства стоит еще более остро. Ряд звеньев инновационного цикла недостаточно развит (в частности, венчурное финансирование), важность развития других недооценивается (пример - положение в патентоведении). Необходимость согласованного функционирования всего инновационного комплекса в должной степени не осознается. А реализуемые реформы в научной сфере уже ставят под угрозу саму возможность проведения фундаментальных исследований.

Как свидетельствует мировой опыт, системная, продуманная и долгосрочная государственная политика импор-тозамещения не только обеспечивает национальную безопасность, но и позволяет создать новые точки роста в экономике. Однако без создания действенной системы внедрения инноваций никакие программы (импортозамещения, диверсификации производства, модернизации и т.д.) не приведут к реальному технологическому прорыву.

Список литературы

1. Андрианов В. Импортозамещение: весь пар в гудок? // Нефтегазовая Вертикаль. Национальный отраслевой журнал. - М., 2016. -№ 10. - http://www.ngv.ru/magazines/article/importozameshchenie-ves-par-v-gudok/

2. Баренбаум А.А. Научная революция в проблеме происхождения нефти и газа. Новая нефтегазовая парадигма // Георесурсы. Научно-технический журнал. - М., 2014. - № 4(59). - С. 9-16. - https://geors.ru/media/pdf/02_Barenbaum_.pdf

3. Все санкции Запада против России // ТАСС. Международная панорама. - 03.04.2015. - http://special.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587

4. Загашвили В. С. Диверсификация российской экономики в условиях санкций // Международная экономика и международные отношения. - М.: ИМЭМО, 2016. - Т. 60, № 6. - С. 52-60. - http://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/06_2016/52-60_Zaga shvili_.pdf

5. Импортозамещение в России: предпосылки, проблемы и перспективы / ЕИКЦ. Полезная информация. - М. - 28.04.2016. -http://www.euroinfocenter.ru/set-eikc/poleznaya-informaciya/importozameshchenie-v-rossii-predposylki-problemy-i-perspektiv

6. Импортозамещение - путь преодоления зависимость от Запада // Экономика и ТЭК России. Новости. - 02.12.2014. -http://www.tek-russia.com/news/article/111

7. Комков Н.И., Кротова М.В., Сутягин В.В., Володина Н.Н. Разработка стратегических альтернатив импортозамещения оборудования ТЭК (на примере оборудования для нефтегазового комплекса) // Технодоктрина 2014. Итоговый сборник докладов 1-го Всероссийского форума технологического лидерства России 02-04 ноября 2014 г., Москва; Челябинск: МОО «Русто», 2015. -С. 616-622.

8. Костюченко С.Л. Импортозамещение: какие проблемы стоят за ним в геологоразведочном сервисе // Neftegaz.RU. Аналитика. Госрегулирование. - 11.04.2016. - http://neftegaz.ru/analisis/view/8402-IMP0RT0ZAMESchENIE-kakie-problemy-stoyat-za-nim-v-geologorazvedochnom-servise

9. Левин Б.Г. Компания «ГридПоинт Дайнамикс» провела анализ ситуации в нефтегазовой ИТ-отрасли в секторе «Поиск, разведка и разработка месторождений» // Neftegaz.ru. Аналитика. Проекты. - 26.04.2016. - http://neftegaz.ru/analisis/view/8409-Kompaniya-GridPoint-Daynamiks-provela-analiz-situatsii-v-neftegazovoy-IT-otrasli-v-sektore-Poisk-razvedka-i-razrabotka-mestorozhdeniy

10. Литовкин А. Россия преодолела зависимость от Украины по вертолетным двигателям // Известия. Армия. - 23.06.2016. -http://izvestia.ru/news/619188

11. Новак А.В. ТЭК России. Итоги-2015. Впереди - время эффективных действий по развитию отрасли // Бурение и нефть. - М., 2016. - № 5. - http://burneft.ru/archive/issues/2016-05/3

12. Россия отказалась от планов интенсивной добычи нефти и газа на шельфе // Бурение и нефть. Пресс-салат. - 20.06.2016. -http://burneft.ru/main/news/13643

13. Стакан наполовину: пуст или полон? // Экономика и ТЭК России. Новости. - 20.12.2015. - http://www.tek-russia.com/news/ article/2065/

14. Aalto P., Forsberg T. The structuration of Russian's geo-economy under economic sanctions // Asia Europe Journal. - Berlin: Springer Verlag, 2015. - Vol. 13. - 18 p. - http://link.springer.com/article/10.1007/s10308-015-0446-6/fulltext.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.