Научная статья на тему 'Изменения в нравственно-этических ценностях в условиях глобализации (на примере азербайджанского этноса)'

Изменения в нравственно-этических ценностях в условиях глобализации (на примере азербайджанского этноса) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
25
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мусаева Ш. М.

Globalization process is ambiguously perceived in the world as its conse­quences are inconsistent and are reflected in historically developed moral standards and behavior stereotypes, including in Azerbaijan. The relation to the world, to, to family values, to the country, political elite, to other coun­tries and the people varies. It is necessary to trace carefully the basic direc­tions of deformation of moral values of the people and to correct them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в нравственно-этических ценностях в условиях глобализации (на примере азербайджанского этноса)»

ИЗМЕНЕНИЯ В НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОСА)

© Мусаева Ш.М.*

Институт философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, Республика Азербайджан, г. Баку

Globalization process is ambiguously perceived in the world as its consequences are inconsistent and are reflected in historically developed moral standards and behavior stereotypes, including in Azerbaijan. The relation to the world, to, to family values, to the country, political elite, to other countries and the people varies. It is necessary to trace carefully the basic directions of deformation of moral values of the people and to correct them.

Введение. Современный период развития истории однозначно трактуют как период глобализации. Ее интеграционные возможности на основе справедливо налаженных международных отношений можно задействовать лишь через совместные широкомасштабные и решительные усилия человеческого сообщества во имя общего будущего на гуманистических началах.

Несмотря на многолетние усилия многих представителей гуманитарных и общественных наук, нет однозначной оценки как характера этого процесса, так его грядущих последствий. Именно поэтому оценки данного планетарного явления имеют порой кардинально противоположные проявления в виде глобализма и антиглобализма. Первые характеризуют глобализацию как процесс интеграции многих политических, экономических, социально-культурных процессов, вторые же считают, что глобализация -это угроза национально-духовным приоритетам, национальным особенностям самовыражения. Согласно мнению ряда исследователей, глобализация - это интенсификация экономических, политических, социальных и культурных связей, протекающая сверх границ [1, с. 1]. Известно, что впервые этот термин ввел в 1983 году Р. Робертсон [2].

Отметим, что в странах постсоветского пространства также проявляется большой интерес к проблеме глобализации и ее последствий, в том числе и в Азербайджане. Исследователи отмечают, что имеется несколько причин, благодаря которым глобализация распространяется по территории бывших стран Советского Союза с большой скоростью: «во-первых, западный мир, выйдя из 70-80 годов через тяжелые испытания, подтвердил свою лидерскую позицию в мире. Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии дали возможность объединить воедино все уголки

* Диссертант отдела Этики и эстетики.

мира. И, наконец, в-третьих, разоблачение коммунизма дало толчок для распространения во всем мире либеральных ценностей» [3, с. 15]. Противники же глобализации, как уже отмечалось выше, отмечают, что ценности западного мира, прежде всего политические и экономические, превалируют над всем миром.

Проблема: Понятно, что глобализация подвергает серьезному испытанию национально-нравственные и в целом духовные ценности, препятствуя формированию национальной идеологии или же действуя на нее разрушительно, спастись от подобного воздействия можно, как считают многие антиглобалисты, только путем формирования своеобразной «защиты» в виде определенных элементов национального сознания [4, с. 269].

Страны постсоветского пространства, получив независимость, стали вступать в многочисленные и разнообразные связи со странами как ближайшего зарубежья, так более отдаленными. Здесь внутренние интересы стран и интересы различных международных организаций, как частных, так и общественных, стали сталкиваться. Речь идет о национальных и транснациональных интересах. Решить в пользу одной стороны бывает трудно. Причина в том, что мир стал взаимозависим и постоянно интегрирует. Имеется несколько возможных направлений по преодолению последствий воздействия на нравственно-духовные ценности: заранее предвидеть и не допустить возможные негативные последствия, компенсировать возможные негативные последствия информатизации и технизации с помощью таких средств, как религия, мораль, искусство и проч. Кроме того, можно использовать возможность подготовки новых, современных и интенсивных методов по воспитанию нравственных качеств и усилить и повышению их массовости, т.е. возможности массового применения [4, с. 274].

Отметим, что размывание национальных ценностей подвергает этой опасности также и общечеловеческие ценности, поскольку обе стороны тесно взаимосвязаны друг с другом. К примеру, в условиях глобализации в отношениях человека с природой выходят такие противоречия, решения которых требуют серьезных усилий в рамках всего человечества. Мораль, или нравственность выходит здесь за пределы просто человеческих отношений, вступая в рамки глобальных отношений между человеком и всем миром, окружающим его. Антиглобалисты называют духовную платформу глобализации, во главе которой стоит США, «проделками дьявола». Традиционной нравственно-духовной этике каждого этноса противопоставляются новые виды этических взаимоотношений или новую - это этика бизнеса, экологическая этика, которые объединяются в новой философии этики.

Современные направления этики, такие, как глобальная этика, дискурсивная этика, либеральная этика, биоэтика и т.д., выдвигают, причем в различных вариантах, идеи единения многовариантного мира с точки зрения этических критериев; отмечается, что абсолютная этика соединяет в себе мир

250

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

в обществе и мир в самом человеке; самая главная этическая категория - это категорический императив. Абсолютная этика отвергает прочие нравственные мотивы, связанные с пользой и умом, толкуемых иным образом. Абсолютная этика выступает в качестве сверхмотива. Мы согласны, что в современных условиях развития нашей цивилизации все человечество должно объединиться под эгидой высших общечеловеческих моральных ценностей, независимо от религиозной, кастовой и пр. принадлежности [5, с. 117-136].

Дискурсивная этика предлагает внести изменения в моральные нормы и правила, используемые в глобальной экономике, призывая заинтересованные страны к активной перестройке в этой области.

В Азербайджане, также подвергающемся воздействию глобальных социально-экономических и политических ценностей, идет неоднозначный процесс восприятия или отторжения их, как теоретически, так и в практической форме. Воспринимая глобализацию как новую идеологию, идущую с запада, исследователи отмечают, что она разрушает, подвергает эрозии веками складывавшуюся традиционную нравственную культуру. Таким образом, воздействие глобальной мозаичной культуры (А. Моль) на региональную, этническую, религиозно-нравственную формы культуры проходит, как отмечают исследователи, в виде отторжения новых воздействий, их однозначно положительного восприятия или же возможно менее болезненного, гармоничного соединения и восприятия на базе национальных базовых ценностей.

Здесь региональные процессы столкновения интересов супердержав идут наравне с процессами глобализации, которым подвергнут весь мир. В частности, состояние войны с соседней Арменией, проблемы с разделением Каспия на сектора для каждой пограничной с этим морем страны, необходимость постоянного баланса интересов с соседними Турцией, Ираном, Россией и Грузией, внутриполитические процессы, отражающие состояние формирования гражданского общества и т.д. - все это, вместе взятое, способствует усвоению глобальных культурных ценностей под особым ракурсом. Стремительная вестернизация вызывает противоречивые процессы в духовно-нравственной жизни страны: наблюдается в какой-то мере возврат к исламским ценностям, доходящий порой до фанатизма, упорное неприятие некоторых положительных сторон западной духовности, или же, наоборот, однозначное, слепое подражание им. В культурную политику страны входит осознание необходимости правильного регулирования нравственно-духовных процессов, протекающих в немалой степени под влиянием глобализации. В стране реализуется немало проектов, как помогающих усвоению положительных ценностей данного процесса, так и в какой-то мере препятствующих этому во имя сохранения самобытности культуры и неповторимости морально-духовного облика этнической общности. Это проекты, связанные с развитием системы образования, различных направлений прикладной и теоретической науки, музыкальной

культуры, системы образования, быта, сферы обслуживания, развития прикладных отраслей культуры, туризма и т.д.

Выводы. Процесс глобализации неоднозначно воспринимается в мире, поскольку его последствия противоречивы и отражаются на исторически сложившихся моральных нормах и стереотипах поведения, в том числе в Азербайджане. Меняется отношение к миру, к себе, к семейным ценностям, к стране, политической элите, к другим странам и народам. Необходимо тщательно отслеживать основные направления деформации и трансформации нравственных ценностей народа для того, чтобы приостановить массовизацию в восприятии западных ценностей, подходить здесь к любым нововведениям дифференцированно с тем, чтобы не потерять свою уникальность и возможность именно на этой основе занять достойное место в семье народов мира.

Список литературы:

1. Hantington S. The Crash of civilization. - 1993.

2. Robertson R. Globalization. - London, 1992.

3. Мехтиев P. Гражданское общество и правовое государство: проблемы взаимосвязи. - Б., 2004.

4. Халилов С.С. Восток и запад: по пути к общечеловеческому идеалу. - Б., 2004 (на азерб. языке).

5. Мамедзаде И.Р. Введение в этику. - Б., 2004.

КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

© Чжао Фэнцай*

Пекинский университет иностранных языков, Китайская Народная Республика, г. Пекин

Китайская куньтура является одним из важных стимунов в поддержании конструктивного межцивилизационного диалога и в развитии всей человеческой цивилизации. В статье рассматриваются типичные характеристики китайской куньтуры: адаптивность, ассимиляция, миролюбие и склонность к гармонии.

Китайская культура, глубоко традиционна, на всем протяжении своей пятитысячелетней истории внесла существенный вклад в арсенал мировых цивилизаций, а потому может служить репрезантативной моделью генезиса цивилизаций восточного типа и представлять себя в диалоге цивилизаций Востока и Запада. Китайская культура также является одной из

* Преподаватель кафедры Культурологии, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.