Научная статья на тему 'Проблемы глобализации и культуры в современ Ом обществе'

Проблемы глобализации и культуры в современ Ом обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
330
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Касимцева Л. В.

Касимцева Л.В. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ. Статья посвящена проблеме глобализации в мировой экономике и, как следствие процессам глобализации в мировой культуре. Позитивные и негативные стороны этого процесса, неравномерность развития стран, взаимовлияние культур являются предметом исследования в этой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kasimtseva L.V. PROBLEMS OF GLOBALIZATION AND CULTURE. The article is devoted to the problem of globalization in the world economy and in the world culture as a consequence. Positive and negative sides of the process, difference in the development of the countries, the interrelation between cultures are studied.

Текст научной работы на тему «Проблемы глобализации и культуры в современ Ом обществе»

проблемы глобализации и КУЛЬТУРЫ в современном обществе

Л.В. КАСИМЦЕВА, ст. преподаватель каф. МиОКМГУЛ

Культура непрерывно развивается, меняя облик, отражая изменения современного мира, потребности сегодняшнего дня. Нынешняя культура использует огромные достижения науки и техники.

Современная культура стремительно преображает общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор жизнеустроения, неиссякаемый источник всякого рода нововведений.

По мнению философов и культурологов, в XX в. произошел разрыв социального и культурного циклов, что является следствием ускорения темпа жизни. В прошедшем столетии можно наблюдать чередование нескольких культурных эпох. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Рвутся родственные

связи, человек чувствует себя одиноким в этом мире, одиноким и незащищенным перед завтрашним днем.

Причину «футушока» (шока от будущего) О. Тоффлер видит только в машине: ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, поэтому человек с трудом ориентируется в окружающей жизни, теряет способность разумно управлять событиями, что влечет за собой безотчетный страх.

Другой проблемой XX в. является проблема сложных взаимоотношений между сферой культуры и сферой экономики. Само бытие человека оказывается раздвоенным: с одной стороны, постоянное стремление к реализации своей духовности, приобщению к высшим проявлениям культуры, к идеальным

86

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006

способам существования явилось необходимым условием сохранения духовности человека, с другой - естественная необходимость удовлетворять утилитарные потребности, обустраивать свою биологическую ипостась составляет предметно-эмпирическое измерение бытия, вне которого невозможна достойная организация человеческой жизни.

В XX в. с развитием капиталистических отношений цивилизация приобретает экономический характер, превращается в источник импорта философско-идеологических принципов духовно-культурного сектора.

Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами, начиная от Ницше, Шопенгауэра и Шпенглера и заканчивая Хайдеггером и Фроммом.

Русский философ Н.А. Бердяеев первым в России заговорил о проблеме культуры и цивилизации, духовного и материально-экономического бытия человека.

Сегодня стало совершенно очевидно, что общество относительно экономического благополучия, призванное сделать предметно-эмпирическое бытие человека более комфортным, не только не справляется с глобальным духовным кризисом, но и служит источником все новых и новых катаклизмов.

При этом особое значение приобретает еще один аспект названной проблемы, а именно проникновение экономического фактора во все уровни человеческого бытия, начиная от обыденного мышления и заканчивая официальной идеологией. Соотношение культуры и цивилизации на сегодняшний момент уже нельзя рассматривать в традиционных формах, поскольку сама цивилизация (как утилитарно-прагматическая структура) претендует на создание своей собственной «культуры» со своей собственной иерархией ценностей. Нельзя не обратить внимание и на то, что процесс вытеснения духовности, сама культурная эсхатология теснейшим образом сопряжены с новым статусом экономических отношений. Меняется общественная психология человека, интенциональность (направленность) сознания приобретает сугубо де-

нежный характер. Иными словами, сегодня мы становимся свидетелями рождения новой, монетаристской ментальности.

Констатируя, что «современное массовое производство было бы немыслимо без количественного и абстрактного выражения», Эрих Фромм видит основной порок капиталистического уклада в том, что в обществе, «где экономическая деятельность стала главным занятием человека, процесс сведения всего к количеству и абстракциям перерос сферу экономического производства и распространился на отношения человека к вещам, людям и к самому себе» [7].

По мнению Фромма, нынешний век характеризуется становлением нового типа рынка - рынка личностей. Не только мир в сознании человека стал товаром, но в товар превратился сам человек, сама личность. Она теряет индивидуальные качества, ее кредо становится формула: «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Рыночно ориентированная личность становится объектом меновой стоимости. «Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие каких-либо определенных качеств, которые не могли бы подвергаться изменениям, поскольку любая постоянная, устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка», - пишет Фромм [7]. Рыночная ориентация означает перерождение человека в товар, следовательно, означает смерть личности.

Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общества являются субъектами культуры, ее создателями и носителями. Нация как культурная реальность проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, религия и т. д.

Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности. Культура сохранения национальных особенностей

становится богаче, если она взаимодействует со многими культурами мира.

Глобализация как всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, национальных и этнических единств представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации. Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных исторических взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в сближении и взаимосотрудничестве народов и государств. Мир объединяется для решения межгосударственных или локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуют процессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленных народов и национальностей, к примеру, грубая трансплантация норм и ценностей, которые по сей день остаются проблемными и для высокоразвитых стран. Сохранение самобытности и ее укрепление главным образом зависят от активности внутренних сил и от национальной внутренней энергии.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальной негативной тенденцией глобализации.

В таком случае слаборазвитые страны, имеющие традиционную культуру, выступают в роли только поставщиков сырья, что затормозит рост национальной экономики. Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире, - экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые системы всех стран мира становятся идентичными, взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зави-

симы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются в остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации приводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы и культурные ценности.

Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами:

- интернационализацией, что выражается во взаимозависимости стран и народов;

- либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов;

- вестернизацией, то есть экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира;

- детерриторизацией - созданием единого экономического и территориального пространства.

Глобализацию можно назвать процессом тотальной интеграции. Но она существенно отличается от всех форм интеграции, существовавших ранее. В истории человечества существовало две формы интеграции: принудительная (одно из государств с помощью силы пытается присоединить другие страны) и добровольная, когда страны объединяются на паритетных началах для достижения какой-либо цели.

В обоих случаях территории, на которых осуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов, которые характерны для современного процесса глобализации. Суть современной глобализации принципиально отлична: она основывается на идее выгоды и материального благополучия. Преобразование национально-государственных корпораций в транснациональные в первую очередь требует единообразного политического и правового пространства.

Современные аналитики рассматривают глобализацию как логический результат нового европейского либерального проекта, в основе которого лежит сциентистская парадигма европейской культуры Нового времени. Бурное развитие науки и техники, интернациональный характер научных и технических достижений привели к появлению новых технологий, новых отраслей знаний.

Но глобализация, имеющая столько преимуществ, обладает и рядом серьезных недостатков. Это влияние технологической гомогенизации на традиции, культуры и жизненный уклад народов.

Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, географический ареал. Среди этих форм культурная идентичность является одной из главных, в значительной мере определяющей человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом.

В первую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения. Современная экономическая деятельность требует осуществления своевременного информационного обмена на одном языке, и таким языком является английский. Конкретный индивид, общество, этнос самоидентифицируются с языком как с основой национальной культуры, поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения является знаковым явлением.

С позиций ценностности язык является не только средством коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа; в нем зафиксирована биография нации, он является моделью мира. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти. Поэтому язык является важнейшим феноменом культуры. Нет культуры без языка, языком пронизаны все феномены культуры. Также считают, что процессы глобализации обуславливают разрыв памяти. Культура - суть форма исторической памяти, она - коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, а то, что объективно оказалось ценным для нее.

Сопоставляя роль и значение памяти в реальной жизни с культурной памятью народов, мы понимаем, что потеря памяти для индивидуума ведет к потере собственной биографии, собственного «Я» и индивидуальной целостности, такой же процесс происходит

при потере коллективной памяти народа. Социальный опыт людей передается последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру генетической памятью.

Нация сознает свое единство, она имеет историческую память в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.

Для национального сознания собственный жизненный уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также как превосходство по отношению к другим культурам. Для национального сознания твердость культуры и уклада жизни осмысляется как преодоление конечности. Каждый представитель нации видит преодоление собственной эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие поколения сохраняют уклад жизни, присущий этой культуре., как это делают современники и как это делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации, ее отличий от других называется национальным чувством. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию. Общение с другой культурой лишь усиливает сознание значения собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияют на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Человек настолько определен культурой, что изменения в такой значительной сфере, какой является религиозное сознание, воспринимается весьма болезненно(что наблюдается в странах ислама).

Традиционные, немодернизирован-ные общества сильнее сопротивляются процессам глобализации, для них культура - историческая память, что воспринимается как модель оформления жизни. Отказ от культуры означает разрыв памяти и, как следствие, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального сознания означает отрицание личной смерти и обоснование бессмертия. Культура предъявляет индивиду приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического развития субъекта. При условии, когда от человека требуются действия, противоположные нормам его культуры, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность, хотя среда и требует культурной адаптации (к примеру, проживание в христианской стране человека, исповедующего ислам). Создается ситуация, когда человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем. Все это оказывает влияние на целостность сознания, приводит к внутреннему дискомфорту личности, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности.

Существует еще один аспект проблемы глобализации. Вовлечение природных, прежде всего минеральных, ресурсов в производство достигло небывалых масштабов. Это привело к тому, что многие из них находятся на грани исчерпания. Катастрофически усилилось загрязнение окружающей среды. Учитывая неуклонно возрастающие темпы роста населения Земли и его растущие потребности в сырье, многие ученые предсказывают надвигающуюся глобальную катастрофу. «Осмысление культурного ядра техногенной цивилизации и сравнение его с системой ценностей традиционного типа цивилизаций дает возможность увидеть не только несомненные достижения первой, но и порожденные западно-европейской шкалой культурных ценностей глобальные кризисы» [1].

Глобализационные процессы встречают различные формы сопротивления. Одни имеют политическое, другие - экономичес-

кое, третьи - общекультурное содержание. Политический аспект сопротивления в первую очередь проявляется на фоне разложения национальных государств и уменьшения роли международных институтов. Трансформация сущности международной политики вызвана появлением таких глобальных проблем, какими являются проблемы прав человека, экологии и оружия массового уничтожения. По этим причинам функции и значение традиционно сформированных национальных государств уменьшаются и они уже не способны проводить независимую политику. Им угрожает такая опасность, как сверхгосударственная интеграция. Изменение экономического рынка с появлением транснациональных корпораций, имеющих большие финансовые возможности, ведет к проблеме, когда эти корпорации диктуют условия игры (например, повышение цен на нефть). Глобальные рынки ставят государства на колени. Антиглобалисты считают, что получение сверхприбылей крупными компаниями ведет к обнищанию населения, к сильному расслоению мирового сообщества. Роль и значение государства во время глобализации уменьшается и в том аспекте, что осуществляется уменьшение военной безопасности, так как производство сверхнового дорогостоящего оружия невозможно не только для слаборазвитых стран, но и для стран, которые являются эталоном экономического благополучия (такие, как Швейцария, Нидерланды). Именно поэтому в мире наблюдается противодействие процессам глобализации, в первую очередь стран мусульманской культуры. Глобализационные процессы воспринимаются ими как триумф их противников-христиан. Каждая политическая, экономическая, культурная, а тем более военная акция, направленная в их сторону, воспринимается как крестовый поход. Историческая память этой культуры на протяжении веков формировалась в основном в противостоянии с христианским миром, которое и определило появление в священной для мусульман книге - Коране джихада - священной религиозной войны. Каждый мусульманин, отдавший жизнь за веру, получит место в раю. Мусульманская культура не подвергла модернизации религию, она до сего времени является глав-

ной ее составляющей, поэтому оценка событий определяется религиозным сознанием.

Россия как славянская страна, принадлежащая к православной культуре, также выступает против процессов глобализации, усматривая в этом ущемление собственных интересов и интересов славянских государств.

Противостоят глобализации представители восточных культур, особенно китайской; они пытаются возвести «великую китайскую стену» для защиты от проникновения чуждых китайской культуре элементов, считая, что каждое изменение отдаляет их от культурного идеала «золотого века». Китайцы стараются не поддаваться влиянию чужого языка, чужих традиций. Китайцы, к примеру, избегают разговоров о правах человека, благодаря чему, как им представляется, сохраняют свою самобытность. Индийская культура и сегодня следует принципам буддийского мировоззрения и как бы находится в стороне от мировых процессов. Япония на основании своего уникального опыта, который выражается в своеобразном синтезе традиций и европейских ценностей, считает, что глобализация не может подточить основы ее культуры, и старается использовать глобализационные процессы для укрепления своей культуры и традиций.

Но есть и положительные тенденции в перспективе развития культуры и цивилизации. Они состоят в том, что проблема мировой глобальной цивилизации представляет собой не альтернативу: стандартно-единообразное развитие человечества или лишенное общности многообразие локальных цивилизаций и культур, а понимается как постижение смысла истории в ее единстве и многообразии. Эта концепция отражает стремление человечества к общепланетарному взаимодействию, к взаимозависимости и культурному единству. Она исходит из того, что в каждой цивилизации какая-то часть культурных ценностей имеет общечеловеческий характер и представляет собой общее достояние человечества, имеющего единую судьбу. К таким ценностям относятся моральные зако-

ны, религиозный гуманизм, права человека и т. д. На основе понятия общечеловеческих ценностей возникает идея о метакультуре как общем культурном знаменателе и перспективе развития глобальной мировой цивилизации при сохранении специфики локальных культур и цивилизаций. Метакультуру в этом случае рассматривают как накопление общечеловеческих ценностей, способствующих выживанию и развитию человечества как единого целого. Чаще всего подчеркивают, что формирование метакультуры можно рассматривать только как тенденцию, как перспективу, как фактор преодоления общечеловеческого кризиса и перехода к новому типу цивилизации, к принципиально новой человеческой истории.

Особенностью этого перехода является столкновение интеграционных процессов с возрастающей дезинтеграцией, стремление к добровольному устранению межгосударственных противоречий, поиск общих точек соприкосновения в культурах.

Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении не унифицированное, обезличенное сообщество людей, сформировавшееся на базе западной экономической системы, а многообразная общность, сохраняющая самобытность и уникальность составляющих ее народов. Ее фундаментальной характеристикой может стать глобальное культурное пространство как следствие межкультурного и межцивилиза-ционного диалога.

Библиографический список

1. Бердяев, Н.А. О культуре. Философия творчества, культуры и искусства / Н.А. Бердяев. - М., 1994.

2. Бобахо, В.А. Сущность и смысл культуры / В.А. Бо-бахо. - М., 2002.

3. Хорни, К. Психоанализ и культура / К. Хорни. - М., 1995.

4. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992.

5. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. - М., 2003.

6. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 2004.

7. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктив-ности / Э. Фромм. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.