Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В НАДПОЧЕЧНИКАХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ШУМА'

ИЗМЕНЕНИЯ В НАДПОЧЕЧНИКАХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ШУМА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Д.П. Осинцева, Н.Н. Пушкина, Т.И. Бонашевская, В.Ф. Каверина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В НАДПОЧЕЧНИКАХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ШУМА»

Что касается планировки инфекционных корпусов, то здесь очень часто отсутствует передаточный шкаф в боксе, санитарный узел не везде отделен от палаты бокса; отсутствуют манипуляционные и бельевые, нет двусторонней застройки коридоров без световых разрывов и, следовательно, почти полностью отсутствует их естественная освещенность, что крайне нежелательно, если учесть повсеместное размещение в коридорах постов дежурных медицинских сестер. Недопустимо также устройство в одном здании инфекционного и туберкулезного отделений.

Как показало обследование, медицинский персонал единодушен в своем отрицательном отношении к совместному расположению стационара с поликлиникой и пищеблоком. Однако нельзя рекомендовать и строительство отдельных, полностью изолированных поликлиник и пищеблоков, так как это неизбежно повлечет за собой удорожание стоимости строительства из-за дублирования лечебно-диагностических помещений и удлинение пути движения пищи из кухни к больному. Оптимальным вариантом, по-видимому, следует считать размещение поликлиники и пищеблока в отдельных зданиях, соединенных с главным корпусом теплыми переходами. Связующим звеном между поликлиникой и стационаром в этом случае может быть лечебно-диагностическое отделение, включающее клинико-диагностическую лабораторию, кабинеты функциональной диагностики, физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты. Это отделение будет одновременно служить и целям изоляции поликлиники от палатной секции.

Недостатки в планировке особенно остро ощущались и ощущаются в районных больницах, являющихся лечебными и организационно-методическими центрами оказания медицинской помощи населению всего района. Вместе с тем хочется подчеркнуть изъяны в планировке больниц на 35, 50 и 75 коек, связанные с трудностью, а подчас и невозможностью предусмотреть рациональное устройство и полный набор помещений для всех служб этих небольших учреждений. Кроме того, как показывает практика, в малокоечных больницах оказывается в основном квалифицированная (чаще всего терапевтического профиля), а не специализированная медицинская помощь, для которой в них, как правило, нет условий в смысле планировки, набора помещений, оборудования и обеспеченности кадрами.

Настало время перейти к строительству крупных районных (а иногда и участковых) больниц на 150—250 и более коек с полным набором необходимых помещений и рациональной планировкой, к почти полному отказу от. сооружения больниц малой мощности. В проекты новых лечебных учреждений следует закладывать вариабельные решения тех частей здания, которые в дальнейшем могут подвергаться изменению в соответствии с обстановкой, для того чтобы эти больницы отвечали новейшим достижениям медицинской науки и техники. Но даже при идеальных планировочных решениях дефекты в составлении схем районной планировки (расчет числа коек на 1000 неселения с учетом его перспективного роста и данных заболеваемости ) и длительные сроки строительства могут привести к перестройке планирования и уплотнению больниц.

Существующие надостатки типового строительства современных сельских больниц зависят, во-первых, от неполного учета предъявляемых к ним гигиенических требований вследствие, видимо, недостаточного контакта архитекторов и гигиенистов, а во-вторых, от дефектов в составлении схем районной планировки и в процессе самого строительства. Эти недостатки надо решительно устранять.

Поступила Е 5/1V 1968 г.

УДК 612.451.014.45

ИЗМЕНЕНИЯ В НАДПОЧЕЧНИКАХ ПОД ВЛИЯНИЕМ ШУМА

\В. П. Осинцева, Н. Н. Пушкина, Т. И. Бонашевская, В. Ф. Каверина

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР,

Москва

Вопрос об изменениях в эндокринной системе, вызываемых шумовым раздражителем, освещается в литературе главным образом с позиций ее функциональных нарушений. Так, В1^агс1 с соавторами наблюдали у морских свинок, собак и кроликов при воздействии шума гиперфункцию надпочечников. Авторы судили об этом по количеству выделяемого кортико-тропного гормона. По данным Непкт и Knigge, изучавших влияние звука (130 дб, 220 гц) на систему гипоталамус — гипофиз — надпочечник, в венозной крови белых крыс наблюдается мгновенное выделение кортикостерона и затем наступает продолжительный период депрессии. Магигк!е\у1сг, исследуя действие шума на общую реактивность организма, отметил, что этот фактор изменяет деятельность желез внутренней секреции, в частности нарушает функцию надпочечников.

Мы изучали у 72 крыс изменения в надпочечниках под влиянием шума в диапазоне частот от 50 до 5000 гц с уровнем звукового давления 80 дб. Спектральным анализом

установлено преобладание звуков высокой частоты. Эксперимент состоял из 7 серий. Опыты проводили в течение 18, 36, 54, 72, 108 и 126 дней. Через 10 мин. после окончания опыта животных забивали декапитацией; 8 крыс были забиты через месяц после прекращения воздействия шума для изучения репаративных возможностей организма. Дополнительно проведен эксперимент на 18 белых крысах, которых подвергали воздействию шума в течение 11 дней по 4 часа в сутки при звуковом давлении 103 дб.

При вскрытии животных взвешивали их надпочечники, часть которых фиксировали в 10% растворе формалина с последующим окрашиванием налипиды и в 10% растворе азотнокислого серебра. Для обзорного изучения надпочечники окрашивали гематоксилин-эозином. При этом измеряли ширину коры надпочечников методом микрометрии с применением окуляр-микрометра и объект-микрометра.

В литературе содержатся указания на изменение содержания аскорбиновой кислоты в органах животных под влиянием шума (Л. А. Кащевская; А. Я. Цейтина с соавторами). Поэтому мы определяли в надпочечниках биохимическим методом содержание аскорбиновой кислоты, которая также служит показателем функционального состояния этого органа (Л. Э. Горн; Е. И. Спыну; Б. И. Яновская). У части животных аскорбиновая кислота выявлялась на гистологических срезах по методу Жиру и Леблона.

Вес надпочечников и содержание в них аскорбиновой кислоты у животных в соответствии с сериями опытов представлены в таблице. Из таблицы видно достоверное уменьшение веса надпочечников крыс всех опытных групп по сравнению с контрольными животными. Снижение веса надпочечников сопровождается достоверным уменьшением содержания в них аскорбиновой кислоты. Лишь в VI серии опытов наряду с уменьшением веса надпочечников обнаружено некоторое снижение уровня аскорбиновой кислоты.

Вес надпочечников и содержание в них аскорбиновой кислоты

Серия экспе- а Вес надпочечников (в мг на 100 г Содержание аскорбиновой

римента о £ веса тела) кислоты (в мг%)

на белых о ш

крысах S X 3- g М±т tP М±т tP

Контроль-

ная 10 5,71 ±0,30 546,0± 11,6

I 5 3,32±0,58 3,6 444,7± 11,5 6,2

<0,01 <0,001

11 8 3,87+0,70 2,4 417,2± 23,4 4,9

<0,05 <0,001

III 8 4,13± 0,64 2,2 450,0+25,3 3,4

<0,05 <0,01

IV 9 3,58±0,40 4,2 513,5+9,5 2,16

<0,001 <0,05

V 8 3,73± 0,44 3,7 480,3± 16,7 3,2

<0,01 <0,01

VI 9 3,0±0,35 5,9 521,4+3,4 2,03

<0,001 >0,05

VII 7 3,29±0,55 3,8 463,7± 26,1 2,9

<0,01 <0,05

Снижение содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках, обусловленное, по-видимому, подавлением биосинтеза и усиленным окислением витамина С, свидетельствует об угнетении функции этого органа под влиянием шума.

Морфологические изменения в надпочечниках подопытных животных появились уже в начальные сроки наблюдения (через 18 и 36 дней воздействия шума) и постепенно нарастали. Лишь у некоторых крыс надпочечники оказались более резистентными и структурные сдвиги у них констатировались только в конце эксперимента.

Для всех серий опытов закономерны сосудистые реакции, которые проявлялись расширением капиллярной сети сетчатой зоны коры и синусоидов мозгового вещества надпочечников (рис. 1). При увеличении интенсивности звукового воздействия циркуляторные сдвиги нарастали. Шум 102 дб вызывал наибольшее расширение капиллярной сети, местами с мелкими экстравазатами в мозговом веществе.

Кора надпочечников при длительном влиянии шума суживалась по сравнению с корой надпочечников животных контрольной группы; сужение установлено с помощью винтового окуляр-микрометра. В контроле ширина коры в среднем равнялась 79 мк. Под влиянием шума отмечено уменьшение этих показателей. По мере удлинения воздействия шума ширина коры надпочечников уменьшалась (так, после 36 дней она равнялась 64,4 мк, после 126 дней — 56 мк). Подобное сужение коры надпочечников, главным образом клубоч-ковой и пучковой зон, шло параллельно уменьшению их веса и снижению содержания в них аскорбиновой кислоты.

Рис. 1. Расширение сосудов под влиянием шума.

а — расширение сосудов сетчатой зоны надпочечника.

Окрашивание гематоксилин-эозином. Ув. 300Х; б — расширение сосудов мозгового вещества надпочечника. Ув. 22Х .

При изучении микроскопических изменений установлено, что клеточные структуры в клубочковой зоне не изменены. Среди них только небольшие группы клеток были пикноморфны-

Промежуточная зона между клубочковой и пучковой зонами, обычно состоящая из мелких сжатых клеток, после длительного воздействия шума почти не обнаруживалась. Полагают, что клетки являются камбием для пучковой зо. ны; следовательно, редуцирование их характеризует отрицательное действие шума на надпочечник.

Структурные изменения в пучковой зоне выявлялись отчетливо. Наблюдалось уменьшение размеров клеток и их ядер — как наружной спонгиоцитарной, так и внутренней, собственно пучковой части этой зоны. Часто встречались клетки с кариопикнозом и нарушением тинкториальных свойств цитоплазмы (рис. 2). Эти клетки с более плотной цитоплазмой и сморщенным ядром располагались небольшими группами. Нередко мы находили ядра с неровными контурами, диффузным окрашиванием.

Следует сказать, что одиночные темные клетки были и в контроле; они представляют собой формы старения светлых клеток, но в опыте этот процесс охватывал значительно большее число структур.

При воздействии шума 102 дб преобладали гемодинамические нарушения, особенно выраженные в мозговом веществе. Следует указать, что у животных при этом наблюдалось некоторое увеличение веса надпочечников. Морфологическая картина позволяет оценивать такое явление, как результат усиленного полнокровия органа. Ширина коры надпочечников* у крыс составляла 56 мк. Гистохимическое изучение аскорбиновой кислоты по методу Жиру и Леблона показало уменьшение количества ее гранул в коре надпочечников, они обнаруживались преимущественно в клубочковой зоне (рис. 3).

Липиды в клетках надпочечников выявляли при помощи реакции с Суданом III. Во всех случаях суданофильные клетки преобладали в пучковой и клубочковой зонах, в клетках сетчатой зоны реакция на липиды была слабой.

Рис. 2. Изменения клеток пучковой зоны коры надпочечника при воздействии шума интенсивностью 80 дб (108 дней).

Окрашивание гематоксилин-эозином.

Ув. 600Х .

Рис. 3. Снижение количества гранул аскорбиновой кислоты в надпочечниках.

а — опыт; б — контроль; реакция Жиру и Леблона. Ув. 300Х.

Резюмируя данные гистологических, гистохимических и биохимических исследований, можно судить о неблагоприятном влиянии изученных параметров интенсивностей шума на состояние надпочечников. Снижение веса надпочечников, сужение их коры, структурные изменения в них, уменьшение содержания аскорбиновой кислоты по данным биохимических и гистохимических исследований характеризуют гипофункциональное состояние коры надпочечников. Однако у животных через месяц после прекращения воздействия шума морфологическая картина приближалась к той, которая наблюдалась в контрольной группе. Это позволяет сделать вывод о наличии адаптационных возможностей организма при воздействии шума изученных интенсивностей.

ЛИТЕРАТУРА

Г о р н Л. Э. Гиг. труда, 1963, №11, с. 44. — К а щ е в с к а я Л. А. Бюлл. экспер. биол., 1954, № 3, с. 37. — С п ы н у Е. И. Гиг. и сан., 1959, № 11, с. 26. — ЦейтинаА. Я., Лапина С. А., Аркадьевский А. А. Вопр. питания, 1963, № 1, с. 78. — Я н о в с к а я В. И. Успехи совр. биол., 1963, т. 56, в. 1 (4), с. 3. — BugardP., SouvrasH., V а 1 a d е Р., Coste Е. et al. С. R. Soc. Biol. (Paris), 1953, v. 147, p. 2007. - Henkin R., Knigge K., Am. J. Physiol., 1963, v. 204, p. 710. — Mazurkiewicz I., Ochrona Pracy, 1964, т. 19, с. 1.

Поступила 15/X 1968 г.

УДК 612.52-02:613.5:628.8

ТЕПЛОПОТЕРИ ИЗЛУЧЕНИЕМ С РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ МИКРОКЛИМАТА

Канд. мед. наук Э. М. Шпилевский Кафедра общей гигиены Минского медицинского института

Крупнопанельные здания в холодное время года имеют низкую радиационную температуру в местах стыка панелей. Это приводит к увеличению теплопотерь организма находящихся в таких домах лиц путем излучения. При изучении теплового состояния человека в микроклиматических условиях крупнопанельных зданий главное внимание должно быть уделено определению теплопотерь именно таким путем. Был проанализирован уровень теплопотерь организма излучением в комфортном и дискомфортном микроклимате. Соответствующее исследование у 6-испытуемых (студентов медицинского института в возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.