Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ'

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательство / избирательное право / дистанционное электронное голосование / избирательный процесс / ЦИК / цифровизация избирательного процесса.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Юлия Николаевна

В предлагаемой статье анализируются основные изменения в избирательном праве, внесенные ФЗ от 14 марта 2022 No 60. Однако в работе акцент делается на закреплении на законодательном уровне такого формата выборов как дистанционное электронное голосование. Также отмечена роль, которую играет данное явление в избирательном процессе Российской Федерации. В заключении автор определяет перспективы развития цифровизации избирательного процесса, ее «сильные» и «слабые» стороны, предлагает пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-123-125 ЛЕБЕДЕВА Юлия Николаевна,

NIION: 2018-0076-7/23-509 канд. юрид. наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2023-7-509 ФГБОУ ВО«Тихоокеанский

государственный университет», РФ, Хабаровский край, г. Хабаровск, e-mail: lbdeva@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Аннотация. В предлагаемой статье анализируются основные изменения в избирательном праве, внесенные ФЗ от 14 марта 2022 № 60. Однако в работе акцент делается на закреплении на законодательном уровне такого формата выборов как дистанционное электронное голосование. Также отмечена роль, которую играет данное явление в избирательном процессе Российской Федерации. В заключении автор определяет перспективы развития цифровизации избирательного процесса, ее «сильные» и «слабые» стороны, предлагает пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: законодательство, избирательное право, дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, ЦИК, цифровизация избирательного процесса.

LEBEDEVA Yuliya,

Candidate of Law, Associate Professor, FSBEI HE "Pacific State University," Russian Federation, Khabarovsk Territory,

Khabarovsk

CHANGES IN THE ELECTORAL LAW

Annotation. The proposed article analyzes the main changes in the electoral law introduced by Federal Law No. 60 of March 14, 2022. However, the work focuses on securing at the legislative level such an election format as remote electronic voting. The role played by this phenomenon in the electoral process of the Russian Federation is also noted. In conclusion, the author defines the prospects for the development of digitalization of the electoral process, its "strengths" and "weaknesses", and suggests ways to solve the identified problems.

Key words: legislation, electoral law, remote electronic voting, electoral process, CEC, digitalization of the electoral process.

В 2022 году был принят ряд законодательных источников, внесших изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ [1]. Однако среди принятых НПА наибольший интерес представляет ФЗ от 14 марта 2022 № 60-ФЗ, привнесший значительные новеллы в части организации избирательного процесса.

В частности, во-первых, законодательно был закреплен такой формат выборов как дистанционное электронное голосование (далее - ДЭГ).

Во-вторых, закреплено понятие «избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

В-третьих, фактическая ликвидация института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса [3, с. 11-12].

В данной статье делается акцент на законодательных изменениях, касаемых, прежде всего, цифровизации избирательного процесса. В частности, введено дистанционное электронное голосование, и подсчет голосов избирателей (ГАС «Выборы»).

В России дистанционным электронным голосованием называется тип голосования в субъектах Российской Федерации, при проведении которого применяют специальное программное обеспечение, без использования бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе [4, с. 125].

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Избирательный процесс Российской Федерации формат ДЭГ впервые опробовал в сентябре 2019 года на выборах депутатов в Московскую городскую Думу. Данный опыт носил экспериментальный характер, возможно, поэтому не обошлось без ряда проблем. Так, например, наблюдались некоторые сбои и неполадки в работе аппаратуры, предназначенной для шифрования бюллетеней [5, с. 153].

Однако, использование ДЭГ в избирательном процессе экспертами было воспринято неоднозначно, большинство из которых признало эксперимент цифрового формата голосования неудавшимся. Однако, мнение экспертного сообщества сочли недостаточно авторитетным, доказательством чего явилось принятие ФЗ № 152-ФЗ [2].

В итоге, разработанная в Москве цифровая платформа для электронного голосования, использовалась в 2020 году, во время голосования по конституционным поправкам. Тогда систему применили в двух субъектах - Москве и в Нижегородской области. Также московская платформа ДЭГ была применена на довыборах муниципальных депутатов, проводимых в сентябре 2020 года в Курской и Ярославской областях [4, с. 127].

Результаты использования ДЭГ, видимо, удовлетворили ЦИК. Уже в декабре 2020 года Элла Памфилова, председатель ЦИК, заявила, что в 2021 году такое голосование может быть организовано в пяти-семи регионах, а в масштабах всей страны может быть внедрено только к 2024 году [6].

Впервые ДЭГ массово применялось на выборах в Госдуму в 2021 году, тогда электронное голосование было доступно в семи регионах. КПРФ не признали результаты электронного голосования, указывая на случаи проигрышей кандидатов на последнем проценте.

Следующим этапом в применении ДЭГ стало издание Постановления ЦИК РФ № 86/716-8 [7]. Так, на выборах в 2022 году ДЭГ применялось уже в восьми регионах, три из которых ранее уже использовали систему. На муниципальных выборах в Москве явка на ДЭГ была рекордной, онлайн проголосовали более 1,6 млн. человек [8]. В сентябре 2023 года, по словам главы ЦИК Э. Памфиловой, ДЭГ охватит более 20 млн. избирателей, а с учетом Москвы, которая использует собственную электронную систему, - 21,5 млн. человек [8].

Однако, необходимо отметить, что применение цифровых технологий в избирательном процессе обладает как рядом достоинств, так и недостатков.

Так, важным положительным эффектом внедрения системы ДЭГ в избирательный процесс является:

- повышение информированности граждан о выборах и их участниках;

- избиратели имеют возможность проголосовать независимо от места пребывания [9, с. 6] и с учетом состояния здоровья;

- значительное сокращение финансовых расходов, необходимых для проведения традиционного голосования;

- возможно более оперативно подвести итоги выборов;

- достигается конкуренция на выборах [10, с.

132];

- помогает бороться с абсентеизмом и препятствует фальсификации выборов.

К основным недостаткам применения технологий электронного голосования относятся:

- несовершенство информационно-коммуникационных технологий.

Так, отвечая на вопрос Президента РФ В. Путина, будет ли ДЭГ использоваться в новых регионах, председатель ЦИК РФ Э. Памфилова сообщила, что это пока технически сложно реализовать [11];

- угрозы возможного снижения легитимности выборов и проблемы, связанные с защитой информации.

Таким образом, отметим, что необходимо на законодательном уровне закрепить систему внедрения и функционирования ДЭГ. Для решения выше обозначенных проблем видится необходимым, во-первых, на базе российских вузов вести подготовку высококвалифицированных кадров в цифровой сфере; во-вторых, распространение электронного голосования в сельской местности; в-третьих, разработка и принятие ФЗ «Об электронном голосовании» и другое.

Список литературы:

[1] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 07.06.2023) // Российская газета. 2002. № 106.

[2] О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве: Федеральный закон от 23.05.2020 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 21. Ст. 3231.

[3] Коваленко А.С. О необходимости совершенствования правового регулирования отдельных видов избирательных отношений // Российско-азиатский правовой журнал. 2023. №1. С. 11-17.

[4] Балесная Я.В., Зайцева А.Н. Электронное голосование: мест в избирательном процессе и перспективы развития в России // Свобода,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

выбор, ответственность: сборник статей и материалов Межрегиональной научно-практической конференции по вопросам избирательного права и избирательного процесса среди студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования (г. Брянск, 14 апреля 2022 года) / под общ. ред. Н.В. Артамоновой. - Брянск: Издательство Брянского филиала РАНХиГС, 2022. С. 125130.

[5] Федоров В.И. Эволюция электронного голосования в России: проблемы классификации и периодизации / В.И. Федоров, Д.А. Ежов // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. №1. С. 146-162.

[6] Онлайн-голосование на выборах в масштабах всей России может быть внедрено к 2024 году // https://tass.ru/obschestvo/10332381 (дата обращения: 04.07.2023).

[7] Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/716-8 (ред. от 07.06.2023) «О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» // Вестник ЦИК России. № 5. 2022.

[8] В России изменились правила голосования. Как пройдут выборы в сентябре. РБК: https:// www.rbc.ru/politics/22/06/2023/6481670a9a79472f7 9a798be (дата обращения: 04.07.2023).

[9] Наумова Н.В. Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации / Н.В. Наумова, А.М. Арутюнян, М.К. Балыгин, П.Д. Помиркованый // Новый юридический вестник. 2021. № 9 (33). С. 4-7.

[10] Угольков И.А., Панов А.И. Особенности электронного голосования: политико-правовой аспект // Свобода, выбор, ответственность: сборник статей и материалов Межрегиональной научно-практической конференции по вопросам избирательного права и избирательного процесса среди студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования (г. Брянск, 14 апреля 2022 года) / под общ. ред. Н.В. Артамоновой. - Брянск: Издательство Брянского филиала РАНХиГС, 2022. С. 131-138.

[11] Памфилова назвала число возможных участников ДЭГ // https://lenta.ru/news/2023/07/03/ deg21/ (дата обращения: 04.07.2023).

Spisok literatury:

[1] Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossi-jskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 29.05.2023, s izm. ot 07.06.2023) // Rossijskaya gazeta. 2002. № 106.

[2] O provedenii eksperimenta po organizacii i osushchestvleniyu distancionnogo elektronnogo

golosovaniya v gorode federal'nogo znacheniya Moskve: Federal'nyj zakon ot 23.05.2020 № 152-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 21. St. 3231.

[3] Kovalenko A.S. O neobhodimosti soversh-enstvovaniya pravovogo regulirovaniya otdel'nyh vidov izbiratel'nyh otnoshenij // Rossijsko-aziatskij pravovoj zhurnal. 2023. №1. S. 11-17.

[4] Balesnaya YA.V., Zajceva A.N. Elektronnoe golosovanie: mest v izbiratel'nom processe i pers-pektivy razvitiya v Rossii // Svoboda, vybor, otvetst-vennost': sbornik statej i materialov Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii po voprosam izbi-ratel'nogo prava i izbiratel'nogo processa sredi stu-dentov i aspirantov obrazovatel'nyh organizacij vyss-hego obrazovaniya (g. Bryansk, 14 aprelya 2022 goda) / pod obshch. red. N.V. Artamonovoj. - Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo filiala RANHiGS, 2022. S. 125-130.

[5] Fedorov V.I. Evolyuciya elektronnogo golosovaniya v Rossii: problemy klassifikacii i periodizacii / V.I. Fedorov, D.A. Ezhov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2021. №1. S. 146-162.

[6] Onlajn-golosovanie na vyborah v massh-tabah vsej Rossii mozhet byt' vnedreno k 2024 godu // https://tass.ru/obschestvo/10332381 (data obrash-cheniya: 04.07.2023).

[7] Postanovlenie CIK Rossii ot 08.06.2022 № 86/716-8 (red. ot 07.06.2023) «O Poryadke distancionnogo elektronnogo golosovaniya s ispol'zovaniem federal'nyh gosudarstvennyh informacionnyh sistem» // Vestnik CIK Rossii. № 5. 2022.

[8] V Rossii izmenilis' pravila golosovaniya. Kak projdut vybory v sentyabre. RBK: https://www.rbc.ru/ politics/22/06/2023/6481670a9a79472f79a798be (data obrashcheniya: 04.07.2023).

[9] Naumova N.V. Distancionnoe elektronnoe golosovanie v Rossijskoj Federacii / N.V. Naumova, A.M. Arutyunyan, M.K. Balygin, P.D. Pomirkovanyj // Novyj yuridicheskij vestnik. 2021. № 9 (33). S. 4-7.

[10] Ugol'kov I.A., Panov A.I. Osobennosti elektronnogo golosovaniya: politiko-pravovoj aspekt // Svoboda, vybor, otvetstvennost': sbornik statej i mate-rialov Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii po voprosam izbiratel'nogo prava i izbiratel'nogo proces-sa sredi studentov i aspirantov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya (g. Bryansk, 14 aprelya 2022 goda) / pod obshch. red. N.V. Artamonovoj. - Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo filiala RANHiGS, 2022. S. 131-138.

[11] Pamfilova nazvala chislo vozmozhnyh uchastnikov DEG // https://lenta.ru/news/2023/07/03/ deg21/ (data obrashcheniya: 04.07.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.