Научная статья на тему 'ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ / ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гелеш Ирина Александровна

Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль практически в любом демократическом государстве. Настоящие реалии ярко отражают информатизацию современного общества, касающуюся почти всех сфер нашей жизни, в том числе и электорального процесса. Однако вопрос о том, станут ли электронные выборы полноценной альтернативой бумажным, остаётся открытым. Автор статьи касается перспектив развития и проблем электронных выборов в Российской Федерации, рассматривает возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTORAL ELECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Elections play a very significant, if not key, role in almost any democratic state. Realities vividly reflect the informatization of modern society, which concerns almost all spheres of our life, including the electoral process. However, the question of whether electronic elections will become a full-fledged alternative to paper elections remains open. The author of the article deals with the prospects for the development and problems of electronic elections in the Russian Federation, considers possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_37 УДК: 342.843.5

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ELECTORAL ELECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

ГЕЛЕШ Ирина Александровна,

студентка юридической школы Дальневосточного федерального университета. E-mail: iragelesh99@mail.ru;

GELESH Irina Aleksandrovna,

student of the law school of the Far Eastern Federal University. E-mail: iragelesh99@mail.ru

Краткая аннотация: выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль практически в любом демократическом государстве. Настоящие реалии ярко отражают информатизацию современного общества, касающуюся почти всех сфер нашей жизни, в том числе и электорального процесса. Однако вопрос о том, станут ли электронные выборы полноценной альтернативой бумажным, остаётся открытым. Автор статьи касается перспектив развития и проблем электронных выборов в Российской Федерации, рассматривает возможные пути их решения.

Abstract: elections play a very significant, if not key, role in almost any democratic state. Realities vividly reflect the informatization of modern society, which concerns almost all spheres of our life, including the electoral process. However, the question of whether electronic elections will become a full-fledged alternative to paper elections remains open. The author of the article deals with the prospects for the development and problems of electronic elections in the Russian Federation, considers possible ways to solve them.

Ключевые слова: выборы, дистанционное голосование, электронное голосование, Интернет-голосование, тайное голосование.

Keywords: elections, remote voting, e-voting, Internet voting, secret voting.

Дата направления статьи в редакцию: 31.01.2021

Дата публикации: 30.04.2021

Развитие институтов выборов свидетельствует о тенденции перехода мировых стран на электронное голосование. В настоящее время системы электронного голосования становятся востребованными во многих странах мира, в ряде стран - они уже внедрены в избирательную практику.

Возможность использования дистанционного голосования в России закреплена в Федеральном законе от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].

В документе говорится, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Новые поправки предусматривают возможность голосования по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.

К основным достоинствам дистанционного голосования относятся: возможность голосовать не только на избирательном участке своего избирательного округа, но и в ином месте; обеспечение участия в выборах и референдумах граждан, временно находящихся за рубежом; возможность участвовать в избирательном процессе избирателей с ограниченными физическими возможностями; повышение явки избирателей; приведение процесса голосования в соответствие с новыми общественными реалиями; уменьшение расходов на проведение выборов; увеличение скорости передачи результатов голосования [2].

Как мы видим, в основе электронного голосования лежат благие цели. Снижение затрат, к примеру, могло бы также придать новый стимул продвижению средств прямой демократии, а высокий уровень применения технологий как способа связи способствовал бы развитию нового пути политической коммуникации.

Вместе с тем, отмечается ряд проблем, связанных с введением электронного голосования. Так, по мнению экспертов ведущего общероссийского объединения граждан России по независимому наблюдению за выборами «Голос», к основным проблемам Интернет-голосования относится отсутствие возможности убедиться и доказать, что: избиратель проголосовал лично; в процессе голосования на избирателя не оказывалось давление; технические неполадки; соблюдается тайна голосования; система защищена от хакерских атак [3].

В своей работе мы сосредоточились на проблеме обеспечения реализации конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в Российской Федерации и наметили путь ее решения.

Существующие технологии в настоящее время практически не обеспечивают анонимности, и поэтому соблюдение принципа тайного голосования с использованием имеющихся информационных технологий крайне затруднительно.

По нашему мнению, голосование через сеть Интернет - это удобно, так как именно при помощи Всемирной паутины избиратель может проголосовать прямо из дома. Однако в этом случае мы не можем удостовериться в подлинности личности избирателя.

Наиболее ярким примером страны, применяющей дистанционное электронное голосование посредством сети Интернет, является Эстония. Согласно законодательству Эстонии, электронное голосование проводится в сети Интернет на сайте Национального

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 4(196)

избирательного комитета в период с шестого по четвертый день до дня выборов. При этом избиратель должен подтвердить свою личность при помощи специального кода идентификационной карты на сайте, проголосовать и подтвердить свое волеизъявление электронной подписью и еще одним специальным кодом идентификационной карты [4].

В Российской Федерации в силу огромной численности населения по сравнению с Эстонией создание и внедрение подобной системы займет длительное время и потребует значительных капиталовложений, однако важный шаг уже сделан принятием в 2011 г. Федерального закона «Об электронной подписи» [5].

Также необходимо разработать специальное программное обеспечение, исключающего возможность идентификации личности без ее согласия или результатов голосования на любом его этапе.

Во-вторых, упорядочить с точки зрения права все стадии дистанционного голосования. Это может быть произведено внесением изменений в существующие нормативно-правовые акты. При этом начать следует с корректировки определения «электронное голосование», данного в п. 62 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и дополнить его фразой «и средств дистанционного голосования». Порядок дистанционного голосования можно определить Постановлением ЦИК России, однако целесообразней в дальнейшем создать отдельный федеральный закон «О дистанционном голосовании в Российской Федерации». Помимо этого, опираясь на реалии нашей жизни и повсеместного распространения электронных технологий, видится необходимым разработка единого федерального закона «Об электронном голосовании в Российской Федерации» [6].

1 июня 2017 года в Федеральный закон № 67-ФЗ был введен такой механизм, как «мобильный избиратель». Это значит, что любой гражданин может проголосовать по месту нахождения в пределах своего избирательного округа, для чего он лично или онлайн подает заявление. Нас заинтересовала возможность подавать такие заявления через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - «Госуслуги»). Обратившись к статистике, мы обнаружили, что при проведении выборов Президента РФ 18 марта 2018 года через единый портал «Госуслуг» было подано 1,64 млн таких заявлений. Таким образом, большое количество людей воспользовалось порталом «Госуслуг» для подачи заявлений, что свидетельствует о востребованности и удобстве данного портала для избирателей [7]. Также на портале «Госуслуг» был запущен личный кабинет избирателя. Он доступен в разделе «Мои выборы», в котором пользователи могут получить информацию не только о своем участке для голосования, избирательной комиссии по адресу места жительства, кандидатах и партиях, участвующих в выборах, но и об избирательных кампаниях, в которых они могут поучаствовать в день голосования. Там же после завершения выборов отображается информация о результатах голосования.

Подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что портал «Госуслуг» может стать хорошей площадкой для реализации электронных выборов в Российской Федерации. Остается решить проблемы должной идентификации личности и прозрачности голосования.

В целях идентификации личности мы предлагаем распространить единую биометрическую систему. Кроме того необходимо будет ввести специальный пароль для активации своего права проголосовать дистанционно. То есть избиратель будет проходить тройную идентификацию личности, сначала при входе в свой личный кабинет на портале «Госуслуги», затем при помощи биометрии и вводе пароля для голосования.

Рассмотрим сложности в обеспечении принципа тайного голосования в рамках дистанционного электронного голосования. Прежде всего, они обусловлены необходимостью регистрировать и хранить как данные, связанные с идентификацией личности избирателя, так и сведения о поданных голосах избирателей, необходимые впоследствии для подведения итогов голосования. При этом мировой практике уже известен уже способ решения данного вопроса. Он заключается в том, что два вида вышеупомянутых данных хранятся на обособленных друг от друга носителях, не позволяющих идентифицировать и соотнести данные о личности избирателя и сделанном им выборе. Это позволяет в случае возникновения спора о результатах выборов пересчитать голоса. В качестве примера страны, в которой данный способ получил распространение можно привести Канаду [8].

При электронном голосовании с использованием пароля избиратель должен обратиться в избирательную комиссию для получения специального пароля для активации своего права дистанционно голосовать. Важно, чтобы этот пароль был передан избирателю в запечатанном конверте. По нашему мнению, данный конверт не должен быть адресован конкретному избирателю. Таким образом, конверт с паролем может достаться любому избирателю, и по паролю нельзя будет установить личность избирателя.

Полагаем, что существующий риск нарушения принципа тайного избирательного права может быть устранен с помощью предложенных нами мер.

Что касается конкретно российского опыта, то дистанционное электронное голосование в России на выборах в законодательные органы власти впервые было проведено 8 сентября 2019 года на выборах депутатов в Московскую городскую Думу VII созыва в качестве эксперимента.

16 октября 2019 года по инициативе депутата Мосгордумы от КПРФ Елены Янчук состоялся круглый стол «Обсуждение проблем электронного голосования по итогам эксперимента на выборах в Московскую городскую Думу седьмого созыва». Большинством

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

участников круглого стола была принята резолюция [9].

Критики эксперимента говорят о том, что он не удался, обосновывая свою позицию, например, тем, что решение о внедрении ДЭГ было политическим, система создавалась в минимальные сроки. Они особо подчеркивают, что создатели не успели подготовить ни достаточной нормативно-правовой базы, ни качественно работающей технической составляющей. Критике подвергается и сам блокчейн, и оборудование, которое не выдержало нагрузки в день голосования.

Мы, в свою очередь, полагаем, что некоторые тезисы, отраженные в резолюции, голословны. Обвинение ДЭГ в том, что это новый способ фальсификации выборов не оправдан. Дистанционное электронное голосование стало открыто обсуждаться еще в начале двухтысячных годов, впервые эксперимент по голосованию через Интернет был проведен в 2000 г. в США, в штате Орегона, также ряд стран уже давно экспериментируют с внедрением ДЭГа в свою систему, а Эстония - пример успешной реализации данной технологии. Для нас остается принципиально важной лишь проблема технического характера, а значит, она решаема со временем.

Мы считаем, что для наиболее успешного разрешения вопроса электронных выборов необходимо привлекать экспертов и общественных деятелей, чтобы действовать последовательно и сообща. Следует использовать систему как можно чаще, например, для проведения голосования по вопросам градостроительства [10], только частыми тестированиями можно избежать технических недостатков. Стоит проводить дополнительные тестирования голосования для технической рабочей группы с множеством учетных аккаун-тов (на тест-контуре, на актуальной версии). Также широко информировать избирателей о рисках голосования с чужих устройств, голосование стоит проводить исключительно со своих личных устройств, и, конечно же, избиратели должны знать о незаконности принуждения к голосованию. Необходимо тщательно проработать все вопросы, которые касаются использования этой технологии. В частности, это касается общественного доверия, поддержки политических сил, гарантии надежной идентификации избирателя, анонимности участия в выборах и тайны голосования. Помимо всего прочего, потребуется защитить систему от любого внешнего вмешательства и возможности досрочного получения результатов голосования.

Крайне важно сформировать открытый, понятный, прозрачный и убедительный процесс общественно-политического контроля и наблюдения, одновременно обеспечив полную безопасность системы и конфиденциальность заложенных в нее данных. Как обещают представители департамента информационных технологий, в будущем будут создаваться блокчейны третьего поколения, способные обмениваться данными между собой. У этого тренда есть большой потенциал, который добавит технологии еще больше доверия со стороны специалистов. Проведение электронного «бесконтактного» голосования особенно актуально в условиях пандемии COVID-19, поскольку оно будет способствовать реализации избирательного права россиян без необходимости физического контакта между участниками избирательного процесса.

Мы выступаем сторонниками внедрения систем электронного голосования, считаем, что использование новейших технологий способствует повышению электоральной активности, вызывая у избирателей, прежде всего у молодежи, дополнительный интерес. Библиография:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23.05.2020 N 154-ФЗ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353206/// (дата обращения: 05.01.2021).

2. Рекомендации R (2004) 11 Комитета Министров стран-участниц по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (принят Комитетом Министров 30 сентября 2004 года на 898-ом заседании) - URL: http://old.cikrf.ru/international/docs/rec_rus.html (дата обращения: 05.01.2021).

3. Олег Реут. Итоги 2019 года: Интернет - голосование. - URL: https://www.golosinfo.org/about (дата обращения: 05.01.2021).

4. Кравец, Д. А. Обеспечение конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в российской федерации // Известия Саратовского университета. - 2014. - Т. 14, вып. 4. - С. 675-684.

5. Об электронной подписи: федеральный закон от 06.04.2011 N 63-Ф3- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.01.2021).

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.01.2021).

7. Юсубов, Э. С., Сизов, П. Н. «Мобильный избиратель» как новая гарантия активного избирательного права // Избирательное право. - 2018. - № 2. - С. 2-7.

8. Павлушкин, А. В., Постников, А. Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. -2009. - № 11. - С. 5-13.

9. Резолюция по итогам публичного обсуждения на тему: «Электронное голосование на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Гибридный админресурс на службе исполнительной власти».

10. «В ОПМ обсудят использование электронного голосования для выбора станции метро в Троицке» - URL: https://dep.duma.mos.ru/news/19933 (дата обращения: 05.01.2021).

References (transliterated):

1. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 23.05.2020 N 154-FZ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353206/// (data obrashcheniya: 05.01.2021).

2. Rekomendacii R (2004) 11 Komiteta Ministrov stran-uchastnic po pravovym, organizacionnym i tekhnicheskim standartam elektronnogo golosovaniya (prinyat Komitetom Ministrov 30 sentyabrya 2004 goda na 898-om zasedanii) - URL: http://old.cikrf.ru/international/docs/rec_rus.html (data obrashcheniya: 05.01.2021).

3. Oleg Reut. Itogi 2019 goda: Internet - golosovanie. - URL: https://www.golosinfo.org/about (data obrashcheniya: 05.01.2021).

4. Kravec, D. A. Obespechenie konstitucionnogo principa tajnogo golosovaniya pri provedenii elektronnogo golosovaniya v rossijskoj federacii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2014. - T. 14, vyp. 4. - S. 675-684.

5. Ob elektronnoj podpisi: federal'nyj zakon ot 06.04.2011 N 63-FZ- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 05.01.2021).

6. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 12.06.2002 N 67-FZ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 05.01.2021).

7. YUsubov, E. S., Sizov, P. N. «Mobil'nyj izbiratel'» kak novaya garantiya aktivnogo izbiratel'nogo prava // Izbiratel'noe pravo. - 2018. - № 2. - S. 2-7.

8. Pavlushkin, A. V., Postnikov, A. E. Pravovoj mekhanizm distancionnogo elektronnogo golosovaniya (analiz vozmozhnoj modeli) // ZHurnal rossijskogo prava. - 2009. -№ 11. - S. 5-13.

9. Rezolyuciya po itogam publichnogo obsuzhdeniya na temu: «Elektronnoe golosovanie na vyborah v Mosgordumu v 2019 godu. Gibridnyj adminresurs na sluzhbe ispolnitel'noj vlasti».

10. «V OPM obsudyat ispol'zovanie elektronnogo golosovaniya dlya vybora stancii metro v Troicke» - URL: https://dep.duma.mos.ru/news/19933 (data obrashcheniya: 05.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.