Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ'

ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИПОКСИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / HYPOXIA / ADAPTATION / TEENAGERS / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шерхова Л.К., Шерхов З.Х., Хандохов Т.Х., Боготова З.И., Машуков Х.В.

В работе исследована динамика результативности спортивной деятельности под действием различных режимов интервальной гипоксической тренировки (ИГТ). Применение ИГТпозволяет существенно повысить эффективность используемых традиционных средств и методов физической подготовки подростков. Такая форма сочетания традиционного урока физической культуры и предложенных режимов интервальной гипоксической тренировки может быть рекомендована для развития физических качеств подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шерхова Л.К., Шерхов З.Х., Хандохов Т.Х., Боготова З.И., Машуков Х.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES TO PERFORMANCE SPORTS ACTIVITIES ADOLESCENTS UNDER THE ACTION OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING

The dynamics of performance of sports activities under the influence of different modes of interval hypoxic training (IGT). The use of IGTcan significantly improve the effectiveness of traditional means and methods of physical training of adolescents. This form of a combination of traditional physical education lessons and the proposed modes of interval hypoxic training can be recommended for the development of physical qualities of adolescents.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ»

Медицинские науки

89

УДК 612.275.1

изменения результативности спортивной деятельности подростков под действием интервальной гипоксической

тренировки

Шерхова Л. К., кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, генетики и молекулярной биологии,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: fiziol@kbsu.ru

Шерхов З. Х., кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Хандохов Т. Х., кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, генетики и молекулярной биологии,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Боготова З. И., кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических исследований и живых систем,

ФБГОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Нальчик E-mail: zalina_bogotova@mail.ru

Машуков Х. В., научный сотрудник, начальник отдела грантов УНИИД,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик Шерхова А. З., магистр,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Кипкеева Л. А., старший лаборант кафедры нормальной и патологической физиологии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

В работе исследована динамика результативности спортивной деятельности под действием различных режимов интервальной гипоксической тренировки (ИГТ). Применение ИГТпозволяет существенно повысить эффективность используемых традиционных средств и методов физической подготовки подростков. Такая форма сочетания традиционного урока физической культуры и предложенных режимов интервальной гипоксической тренировки может быть рекомендована для развития физических качеств подростков.

Ключевые слова: гипоксия, адаптация, подростки, физические качества.

CHANGES TO PERFORMANCE SPORTS ACTVITIES ADOLESCENTS UNDER THE ACTION OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING

Sherkhova L. K., candidate of Biological Sciences, аssociate Professor of the Department of Physiology, Genetics and Molecular Biology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University. H. M. Berbekov", city of Nalchik E-mail: fiziol@kbsu.ru

л. к. ШЕРХОВДЭ. X. ШЕРХОВ, Т. Х. ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА, Х В. мдшЖОВ, А. З. ШЕРХОВА, Л. А. КИПКЕЕВА

Sherkhov Z. Kh., сandidate of Biological Sciences, аssociate Professor of the Department of Normal and Pathological Physiology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H.. M. Berbekov", city of Nalchik

Khandokhov T. Kh., сandidate of Biological Sciences, аssociate Professor of the Department of Physiology, Genetics and Molecular Biology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Bogatova Z. I., candidate of Biological Sciences, associate Professor of biology, geo-ecology and molecular-genetic research, and living systems,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Mashukov Kh. V., research Fellow, Head of the Grants Department,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Sherkhova A. Z., master,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Kipkeeva L. A., senior laboratory assistant of the Department of normal and pathological physiology, FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

The dynamics of performance of sports activities under the influence of different modes of interval hypoxic training (IGT). The use of IGTcan significantly improve the effectiveness of traditional means and methods of physical training of adolescents. This form of a combination of traditional physical education lessons and the proposed modes of interval hypoxic training can be recommended for the development of physical qualities of adolescents.

Key words: hypoxia, adaptation, teenagers, physical qualities.

Актуальность.

В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к проблемам физического воспитания школьников, сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения [5, 6]. Эффективность занятий в школе во многом зависит от успешных поисков новых нетрадиционных средств, расширяющих адаптационные возможности организма [1, 3].

Тренировки в среднегорье, барокамере и дыхание в замкнутом пространстве не одно десятилетие используются как средства повышения устойчивости организма человека к работе в условиях гипоксии [8].

Развитие адаптации к условиям гипоксиче-ской гипоксии и повышение неспецифической резистентности организма [4, 7] существенно ускоряются, если общая доза гипоксического воздействия разделяется на несколько отдельных периодов, совершаемых повторно через определенные промежутки нормобарической респи-

рации. Такая форма гипоксической подготовки обозначается как импульсная, прерывистая или интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ). В исследованиях ряда авторов [1, 2, 3, 4, 7, 9], было установлено, что многократные гипоксические воздействия продолжительностью от 5 до 30 мин на протяжении 10-12 дней резко повышают адаптационный потенциал человека, а также способствуют улучшению физических возможностей спортсмена.

Вместе с тем эффективность применения интервальной гипоксической тренировки для развития физических качеств юношей 13-14 лет остается малоисследованной.

Успешное использование в клинической медицине современных гипоксикаторов обусловило возможности изучения влияния ИГТ на организм человека. Особый интерес вызывает применение метода интервальной гипоксической тренировки, который используется в практике многих видов спорта, связанных с выносливостью.

Цель исследования - изучить влияние различных режимов гипоксической тренировки на результативность спортивной деятельности подростков на основе контрольных испытаний.

изменения результативности стгартиВнойдЕятЕПЬности подростков под действием интервальной гипоксической тренировки

Задачи исследования:

1. Подобрать оптимальные режимы нормоба-рической интервальной гипоксической тренировки в качестве дополнительного тренировочного средства для подростков.

2. Выявить динамику функционального состояния подростков, участвующих в эксперименте на основе показателей ЧСС, АД, дыхательных проб и уровня гемоглобина в крови.

3. Проследить динамику развития физических качеств подростков контрольной и экспериментальных групп.

Объектом исследований являлся тренировочный процесс юных спортсменов.

Предмет исследования физические качества школьников при использовании нормобариче-ской интервальной гипоксической тренировки.

Для выполнения исследования использовались следующие методы и методики исследования:

- анализ и обобщение научно-методической литературы;

- контрольные испытания и тесты;

- метод интервальной ритмической гипоксии;

- методы математической статистики.

Методы математической статистики реализованы при формировании контрольных и экспериментальных групп и обработке результатов эксперимента.

Метод интервальной ритмической гипоксии.

Данный метод, предназначенный для повышения неспецифической резистентности организма с помощью прерывистой нормобарической гипоксической стимуляции, может быть использован как альтернатива в тех случаях, когда осуществляется тренировка к кислородной недостаточности в средне- и высокогорных условиях, а также барокамерная тренировка.

Метод ИГТ получил признание в нашей стране и за рубежом, а особое развитие и распространение - в последнее десятилетие, когда появились мембранные гипоксикаторы, вырабатывающие гипоксическую газовую смесь (ГГС) непосредственно из окружающего воздуха.

К числу таких аппаратов относятся установки для гипокситерапии БИО-НОВА-204 (НТО «БиоНова», г. Москва), рассчитанные на одновременное обслуживание одного, двух, четырех или восьми человек, с плавной регулировкой концентрации кислорода в ГГС от 9 до 16 %, в стационарном или переносном исполнении.

Их отличительной особенностью является высокая точность задания и поддержания расхода и концентрации кислорода в ГГС в процессе эксплуатации, что обусловлено надежностью конструкции и встроенной системой контроля параметров ГГС.

Рис. 1. Гипоксикатор БИО-НОВА-204

Установки имеют встроенные программы дыхания и таймер времени сеанса гипокситерапии, позволяющие подбирать режим дыхания индивидуально для каждого.

Время дыхания ГГС и атмосферным воздухом наглядно отображается на индивидуальном пульте пациента таким образом, что человек не ждет момента изменения режима дыхания и тем самым исключается стресс-фактор ожидания.

Возможность постепенной адаптации благодаря выбору программы дыхания позволяет добиться максимального эффекта при гипоксической тренировке спортсменов, а также при лечении и профилактике многих заболеваний.

По остроте гипоксического воздействия диапазоны допустимого снижения концентрации О2 во вдыхаемом воздухе во время гипоксических сеансов, используемых в качестве тренировки, могут быть разделены на три степени:

л. к. ШЕРХОВА, З. Х ШЕРХОВ, Т. Х ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА X. В. МАШУКОВ, А. З. ШЕРХОВА, Л. А. КИПКЕЕВА

- умеренная (подострая) гипоксия, достигаемая при снижении содержания О2 во вдыхаемом воздухе в пределах от 20 до 15 об. %;

- острая гипоксия, развивающаяся при падении содержания О2 во вдыхаемом воздухе до 15-10 об. %;

- сверхострая гипоксия, возникающая при снижении О2 во вдыхаемом воздухе ниже 10 об. %.

Для целей реабилитации и профилактики заболеваний могут быть предложены следующие хорошо изученные режимы ИГТ:

1. Базовый тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции - 3-5 мин., пауза нормобарической респирации - 5 мин. Количество повторных экспозиций в одном сеансе - 10-12 раз. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе - 14-15 об %. В течение одного тренировочного дня возможно наличие одного или двух сеансов ИГТ в данном режиме. Применяется на протяжении 3-4 недель, 4-5 раз в неделю при регулярном медицинском контроле.

2. Втягивающий тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции - 1 мин., пауза нормобарической респирации - 1 мин. Количество повторных экспозиций в одной серии - от 3 до 6 раз. Количество серий в одном сеансе ИГТ - 3-4. Пауза нормобарической респирации между сериями - 5 мин. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе - 12 об %. Этот режим применяется на начальном этапе тренировки, при возобновлении занятий после вынужденного перерыва, а также при всяком резком изменении условий и образа жизни занимающихся.

3. Активизирующий тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции - 30 с. Количество повторных экспозиций в одном сеансе ИГТ - 12-16. Паузы между сериями - 1,5-2 мин. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе - 10 об %.

Обязательные условия применения режима: отсутствие каких-либо серьезных заболеваний, хорошая переносимость гипоксических условий.

4. Профилактический режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции - 45 с, паузы нормобарической респирации - 45 с. Количество повторных экспозиций - 10-12 раз. Количество серий в одном сеансе - 3-4. Паузы нормобарической респирации между сериями - 1,5-2 мин. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе - 12-14 об %.

В наших исследованиях мы использовали втягивающий режим.

Контрольные испытания проводились с целью оценки развития физических качеств детей. Для оценки быстроты и скорости движений использовался тест «Бег на 30 метров с высокого старта».

Для оценки координационных способностей мы использовали челночный бег 3х10 м.

Для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса у мальчиков применялся тест «Подтягивания на перекладине».

Для измерения динамической силы мышц нижних конечностей применялся тест «Прыжок в длину с места».

Для измерения уровня гибкости учащихся предназначен тест «Наклон вперед из положения стоя».

Для диагностики общей выносливости мы применили 6-минутный бег. 6-минутный бег выполняется на стадионе (по кругу).

Метод регистрация сатурации кислорода (Бр02).

В использованном нами приборе серии ЫОМЫ 8500 реализован метод определения сатурации и частоты пульса, основанный на измерении разницы поглощения красного и инфракрасного излучения тканями. Этот метод является стандартным для неинвазивного измерения сатурации.

Конструкция приборов разработана таким образом, что в процессе эксплуатации не требуется периодической калибровки измерительного тракта. Обслуживание прибора сводится к периодической замене датчиков по мере естественного механического износа.

Модель ЫОМЫ 8500 подключается к компьютеру для переноса результатов мониторирования Бр02 и частоты пульса.

Рис. 2. Пульсоксиметр Nonin 8500

изменения результативности спортивнойдеятельности подростков под действием интервальной гипоксической тренировки

Исследование с использованием нормоба-рической интервальной гипоксической тренировки проводилось на базе одного из санаториев г. Нальчика в присутствии врача. Контроль функционального состояния осуществлялся на основе показаний ЧСС и артериального давления. ИГТ проходила на протяжении 3 недель, 4 раза в неделю при регулярном медицинском контроле.

По завершении периода гипоксической тренировки мы осуществили повторное тестирование участников эксперимента и определили конечный уровень развития физических качеств.

Для успешного проведения исследования нам необходимо было отобрать подростков с примерно одинаковым уровнем развития физических качеств. Для этого среди параллелей 7-х и 8-х классов были проведены контрольные испытания. После отбора мы статистически обработали результаты и представили их в таблице 1.

Как мы видим, подобранные группы по основным показателям развития физических качеств достоверно отличаются. Данный возрастной период считается сенситивным для качеств быстроты, ловкости, гибкости. Силовые качества лучше развивать с 14 лет [9].

Кроме одинакового физического развития учащиеся должны были обладать хорошим здо-

ровьем. Контроль функционального состояния осуществлялся по показателям ЧСС и АД. Результаты данного мониторинга можно видеть на рисунке 3.

Результаты, представленные на рисунке, говорят нам о том, что в исследовании принимали участие подростки, имеющие средние показатели ЧСС и АД, которые укладываются в средние возрастные нормы. Для 13-летних подростков среднее значение ЧСС составляет 65, для 14-летних - 62 удара в минуту. Незначительное повышение систолического артериального давления в 14 лет мы связываем с более активным вступлением в пубертат детей данной группы. В этот период резко увеличивается секреция половых гормонов, которые вызывают многообразные изменения в организме. В частности, с повышением уровня адренокортикотропного гормона в крови отмечается сужение капилляров, возможно, вызывающее увеличение периферического сопротивления, и, как следствие, подъем АД.

Результаты тестирования учащихся, применявших втягивающий тренировочный режим ИГТ.

Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции при данном режиме -1 минута, пауза нормобарической респирации -1 минута. Количество повторных экспозиций в

Таблица 1

Результаты контрольных упражнений учеников 7-8-х классов

Контрольные упражнения 7 класс 8 класс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п 26 28

Бег 30 м, с 5,31±0,12 5,11±0,02

Челн. бег 3 х10, с 8,51±0,03 8,02±0,13

6-мин. бег, м 1254,4±7,56 1352±5,27

Подтягивание на перекладине 5,8±0,21 6,2±0,84

Наклон туловища вперед, см 6,4±0,23 8,1±0,49

Прыжок в длину с места, см 172,7±0,93 178,6±1,02

Достоверность различий Р < 0,05.

л. к. ШЕРХОВА, З. Х. ШЕРХОВ, Т. Х ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА, ХВ.МАШУКОВ, А. З. ШЕРХОВА, Л. А. КИПКЕЕВА

одной серии - от 3 до 6 раз. Количество серий в одном сеансе ИГТ - 3-4. Пауза нормобариче-ской респирации между сериями - 5 мин. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе - 12 об %, применявшие этот режим показали следующие результаты, представленные нами в таблице 2.

Как видно из результатов, представленных в табл. 2, ученики и седьмых, и восьмых классов показали после тренировок во втягивающем тренировочном режиме ИГТ достоверно более лучшие результаты. Практически без изменений

остались результаты контрольных упражнений, направленных на измерение таких качеств как координация (челночный бег 3 х10) и гибкость (наклон туловища вперед). Прирост же остальных показателей (в %) наглядно представлен на рисунке 4. Как мы видим, наибольшие цифры прироста в обоих возрастных группах отмечены для качества силы ( 15,5 % и 17,4 % соответственно), на втором месте по результативности оказалось качество выносливость в 7-х классах (12,4 %) и скоростно-силовые качества в 8-х классах (9,4 %).

140 120 100 80 60 40 20 0

/ ■ -7

ГЕ

13 лет

14 лет

□ ЧСС ■ САД □ ДАД

Рис. 3. Показатели ЧСС и АД подростков 13-14 лет в покое

Таблица 2

результаты контрольных испытаний групп использовавших втягивающий тренировочный режим иГт

Контр. упражн. Возраст До ИГТ После ИГТ (ВТР) Контроль Достоверность различий (до и после)

Бег 30 м, с 13 лет 5,31±0,12 5,01±0,02 5,28±0,15 Р Н 0,05

14 лет 5,11±0,02 4,9±0,11 5,16±0,05 Р Н 0,05

Челн. бег 3 х10,с 13 лет 8,51±0,03 8,36±0,08 8,32±0,02 Р Н 0,05

14 лет 8,02±0,13 7,92±0,11 8,08±0,14 Р Н 0,05

6-мин. бег, м 13 лет 1254,4±7,56 1410,2±8,12 1314,4±6,47 Р Н 0,05

14 лет 1352,1±5,27 1450,2±6,32 1401,1±4,42 Р Н 0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во 13 лет 5,8±0,21 6,7±0,19 6,1±0,11 Р Н 0,05

14 лет 6,2±0,84 7,3±0,65 6,3±0,41 Р Н 0,05

Наклон туловища вперед, см 13 лет 6,4±0,23 6,6±0,84 5,9±0,21 Р Н 0,05

14 лет 8,1±0,49 8,7±0,91 8,5±0,23 Р Н 0,05

Прыжок в длину с места, см 13 лет 172,7±0,93 190,8±1,04 177,4±0,22 Р Н 0,05

14 лет 178,6±1,02 195,4±1,08 181,5±1,12 Р Н 0,05

ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЙОРТИВНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ "ТРЕНИРОВКИ

6 5 4 3 2 1 0

/—а

р

/

скорость выносл.

сила

скор.-силов.

□ 13 лет ■ 14 лет

Рис. 4. Прирост показателей некоторых физических качеств подростков 13-14 лет, применявших втягивающий тренировочный режим ИГТ

20

15

10

5 0

/—д

__I

I

1

скорость выносл.

сила

скоростно-силовые

□ 13 лет ■ 14 лет

Рис. 5. Прирост показателей некоторых физических качеств подростков 13-14 лет контрольной группы

Результаты тестирования контрольной группы учащихся показали незначительный естественный прирост показателей отдельных физических качеств, находящийся в рамках среднестатистических погрешностей и являющиеся недостоверными при 5% уровне значимости. Результаты представлены на рис.4. Мы видим, что в беге на 30 м (быстрота) естественный прирост показателей составил 0,6 % в 7-х классах и 0,9 % в 8 классах. В 6-минутном беге (общая выносливость) показатели улучшились в 7-х классах на 4,8 %, у 8-классников на 3,6 %. В тесте «Подтяги-

вание на перекладине» (силовые качества) прирост показателей составил 5,2 % (7 класс), 1,6 % (8 класс). Скоростно-силовые качества (прыжки в длину) дали естественный прирост в контрольной группе семиклассников на 2,7 %, восьмиклассников - 1,6 %.

Результаты контрольных испытаний, проведенных в первой экспериментальной и контрольных группах, показывают, что у подростков 13-14 лет, прошедших втягивающий тренировочный режим ИГТ, отмечается достоверно более высокий прирост показателей развития физических качеств.

Л. К. ШЕРХОВА,З. X. ШЕРХОВ, Т. Х ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА, Х В. МАШУКОВ, А. З. ШЕРХОВА, Л. А. КИПКЕЕВА

Таблица 3

Функциональные показатели подростков 13-14 лет, использовавших втягивающий тренировочный режим ИГТ

Показатель Возраст До ИГТ После ИГТ (ВТР) Достоверность

ЧСС 13 лет 65,2±0,05 62,4±0,04 Р Н 0,05

уд/мин 14 лет 62,7±0,08 60,1±0,02 Р Н 0,05

САД 13 лет 116,5±1,13 110,8±2,17 Р Н 0,05

мм рт. ст. 14 лет 125,7±1,87 118,4±2,15 Р Н 0,05

ДАД 13 лет 66,4±0,12 64,8±0,23 Р Н 0,05

мм рт. ст. 14 лет 74,3±0,18 71,9±0,13 Р Н 0,05

Гемоглобин 13 лет 118,8±0,8 125,4±1,3 Р Н 0,05

г/л 14 лет 120,1±0,5 124,7±0,8 Р Н 0,05

Штанге/13 Штанге/14 Генчи/13 Генчи /14

□ до ■после

Рис. 6. Динамика результатов дыхательных проб в группах испытуемых (ВТР ИГТ)

Помимо развития физических качеств нас интересовало и функциональное состояние испытуемых, которое мы контролировали по показателям ЧСС, артериального давления, уровня гемоглобина и результатов дыхательных проб Штанге и Генчи. Результаты можно видеть на рисунке 6 и в таблице 3.

Полученные данные говорят нам об эконо-мизации функций сердечнососудистой системы подростков после пройденного курса втягивающего режима ИГТ. Об этом свидетельствует достоверное снижение ЧСС в обеих возрастных группах. В норме, без дополнительных тренировочных воздействий на ССС урежение ЧСС и преобладание парасимпатической регуляции

наблюдается в конце пубертатного периода, у нас же, благодаря ИГТ, данный процесс начался в его начале, что положительно может сказаться на функционировании организма в целом.

Характерным признаком оптимального развития ССС является наряду со снижением ЧСС, некоторое снижение показателей систолического и диастолического артериального давления. Как видно из таблицы, уменьшение значений САД и ДАД после курса ИГТ в обеих группах носит достоверный характер при 0,05 % уровне значимости.

У подростков 13-14 лет часто наблюдается гипрреактивность ЧСС и АД. Восстанавливаются данные показатели медленно. У многих физически нетренированных подростков, имеющих высокие

ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙДЕЯТЕЛЫ-ЮСТИ ПОДРОСТКОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕРВАЛЬНОЙ гИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

показатели физического развития, адаптивные реакции на нагрузку носят неблагоприятный характер в связи с гипоэволюцией сердца и высоким периферическим сопротивлением. Процесс совершенствования регуляции ССС значительно активизируется после использования втягивающего режима интервальной гипоксической тренировки.

Показатели гемоглобина выросли на 5,6 % (с 118,8 ± 0,8 до 125,4 ± 1,3 г/л) в 7-х классах и на 3,8 % (с120,1 ± 0,5 до 124,7 ± 0,8 г/л) в 8-х.

Для оценки дыхательной тренированности по итогам проведения ИГТ мы использовали показатели инспираторной и экспираторной задержки дыхания. На рисунке 5 можно видеть динамику данных показателей.

В группе подростков 13 лет (7-е классы) время инспираторной задержки дыхания составило, в среднем, 39,7 ± 1,12 сек. до и 48,5 ± 1,09 сек. после ИГТ. Время экспираторной задержки дыхания 22,1 ± 1,42 и 35,1 ± 1,42 сек. соответственно.

В группе подростков 14 лет (8-е классы) время инспираторной задержки дыхания (проба Штанге) составило, в среднем, 40,1 ± 2,02 сек. до и 47,4 ± 1,59 сек. после ИГТ. Время экспираторной задержки дыхания (проба Генчи) 26,2 ± 1,46 и 36,8 ± 1,54 сек. соответственно.

Заметное улучшение функционального состояния подростков мы склонны объяснить тем, что

во время коротких периодов вдыхания гипоксической смеси повреждающее действие гипоксии еще не успевает реализовываться, в то время как функция компенсаторных механизмов, направленных на снижение повреждающего эффекта низкого давления кислорода, активизируется.

Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Втягивающий тренировочный режим нор-мобарической интервальной гипоксической тренировки является оптимальным для подростков 13-14 лет.

2. Функциональное состояние подростков, участвующих в эксперименте, оцененное по таким показателям как ЧСС, АД, дыхательные пробы и уровень гемоглобина в крови улучшается под действием всех использованных в эксперименте режимов ИГТ.

3. Динамика результативности спортивной деятельности подростков контрольной и двух экспериментальных групп показала, что наибольшим изменениям под влиянием различных режимов ИГТ в 13-14 лет подвержены такие качества как сила и выносливость.

Работа выполнена в рамках выполнения работ по государственному заданию КБГУ на 2018 года №1.9337.2017/7.8, № 2.9318.2017/7.8 и № 6.9762.2017/7.8

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова И. И. Адаптация к прерывистой гипоксии как фактор повышения стабильности клеточных мембран/ И. И. Антонова, И. Н. Маньковская, М. М. Серденко // Журнал гипоксической медицины. 1994. № 2. С. 44.

2. Борукаева И. Х. Использование интервальной гипоксической тренировки в зависимости от циркадных ритмов в санаторно-курортных условиях / И. Х. Борукаев // Успехи современного естествознания. 2007. № 6. С. 42-44.

3. БровкоА. П. Прерывистая гипоксия как метод ускорения адаптации к условиям высокогорья / А. П. Бровко, Л. П. Фефилатьев, Н. И. Волков // Международная конференция «Высокогорные исследования: изменения и перспективы в XXI в.». 14-18 октября 1996 г. Бишкек: МУК., 1996. С. 400.

4. ГорбаченковА. А. Интервальная гипоксическая (нормобарическая) тренировка в профилактической и клинической медицине. / А.А. Горбаченков // Журнал гипоксической медицины. 1994. № 2. С. 50.

5. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. / В.М. Заци-орский. М.: Сов. спорт, 2009. - 267 с.

6. Коваль В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В. И. Коваль. М.: Академия, 2010 - 360 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ковылин М. М. Интервальная гипоксическая тренировка для повышения выносливости велосипедистов высшей квалификации / М. М. Ковылин, Н. И. Волков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 2. С. 49.

8. Литвиненко С. Н., Войнов В. Б., Вербицкий Е. В., ШерховЗ.Х. Особенности кислородообеспечения мышечной деятельности лиц среднего возраста в условиях высокогорного восхождения //Теория и практика физической культуры. 2017. № 7. С. 38-40.

9. МолчановаН. В. Основы ныряния с задержкой дыхания: Учебно-методическое пособие по фридайвингу / Н. В. Молчанова. М.: Саттва, Профиль, 2011. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.