Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОВНОЙ МОЗГ / ГИПОКСИЯ / АДАПТАЦИЯ / BRAIN / HYPOXIA / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шерхова Л.К., Шерхов З.Х., Хандохов Т.Х., Боготова З.И., Тхазаплижев А.В.

Исследовано влияния интервальной гипоксической тренировки на функциональное состояние центральной нервной системы детей 7-9 лет. Обнаружено, что изменения альфа- и дельта-ритмов, происходящие при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе, могут быть более чувствительными индикаторами к гипоксии, чем другие ритмы. Выявлены изменения, отражающие адаптационные процессы головного мозга испытуемых в условиях интервальной гипоксической тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шерхова Л.К., Шерхов З.Х., Хандохов Т.Х., Боготова З.И., Тхазаплижев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING ON THE FUNCTIONAL STATUS CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF CHILDREN

The influence of interval hypoxic training on the functional state of the Central nervous system in children 7-9 years old was studied. It was found that changes in alpha- and Delta-rhythms, occurring with a lack of oxygen in the inhaled air, may be more sensitive indicators to hypoxia than other rhythms. The changes reflecting the adaptation processes of the brain of the subjects in the conditions of interval hypoxic training were revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ»

98

Медицинские науки

УДК 612.821

влияние интервальной гипоксической

тренировки на функциональное

состояние центральной нервной

системы детей

Шерхова Л. К., кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, генетики и молекулярной биологии,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: fiziol@kbsu.ru

Шерхов З. Х., кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Хандохов Т. Х., кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, генетики и молекулярной биологии,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Боготова З. И., кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических исследований и живых систем,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Тхазаплижев А. В., научный сотрудник управления научных исследований и инновационной деятельности,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик Шерхова А. З., магистр,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Кипкеева Л. А., старший лаборант кафедры нормальной и патологической физиологии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик

Исследовано влияния интервальной гипоксической тренировки на функциональное состояние центральной нервной системы детей 7-9 лет. Обнаружено, что изменения альфа- и дельта-ритмов, происходящие при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе, могут быть более чувствительными индикаторами к гипоксии, чем другие ритмы. Выявлены изменения, отражающие адаптационные процессы головного мозга испытуемых в условиях интервальной гипоксической тренировки.

Ключевые слова: головной мозг, гипоксия, адаптация.

THE INFLUENCE OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING ON THE FUNCTIONAL STATUS CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF CHILDREN

Sherkhova L. K., сandidate of BiologicalSciences, аssociate Professor of the Department of Physiology, Genetics and Molecular Biology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University. H. M. Berbekov", city of Nalchik E-mail: fiziol@kbsu.ru

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИНЕСКОй ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

Sherkhov Z. Kh., candidate of Biological Sciences, associate Professor of the Department of Normal and Pathological Physiology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Khandokhov T. Kh., candidate of Biological Sciences, associate Professor of the Department of Physiology, Genetics and Molecular Biology,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Bogatova Z. I., candidate of Biological Sciences, associate professor of biology, geo-ecology and molecular-genetic research, and living systems

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Tkhazaplishev A. V., research fellow, Department of research and innovation,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Sherkhova A. Z., master,

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

Kipkeeva L. A., senior laboratory assistant of the Department of normal and pathological physiology, FSBEI HE "Kabardino-Balkaria State University named after. H. M. Berbekov", city of Nalchik

The influence of interval hypoxic training on the functional state of the Central nervous system in children 7-9 years old was studied. It was found that changes in alpha- and Delta-rhythms, occurring with a lack of oxygen in the inhaled air, may be more sensitive indicators to hypoxia than other rhythms. The changes reflecting the adaptation processes of the brain of the subjects in the conditions of interval hypoxic training were revealed.

Key words: brain, hypoxia, adaptation.

Актуальность.

Многолетними исследованиями доказано, что биоэлектрическая активность головного мозга, наряду с показателями психических функций, отражает функциональное состояние коры его больших полушарий, степень развития и организацию мозговых систем.

Электроэнцефалограмма является важнейшим объективным показателем работы мозга, имеющим фундаментальное значение [3]. Многими авторами показана высокая прогностическая ценность ЭЭГ-характеристик, полученных в результате структурного анализа ЭЭГ [1, 6, 7, 10, 13].

Не менее важное значение имеют исследования сверхмедленных физиологических процессов, которые расширили представления о функциональном состоянии гипоталамуса [2, 5, 8, 12]. Гипоталамус, как известно, представляет одно из важнейших звеньев нейрогуморальной регуляции внешнего дыхания, кровообращения, кроветворения, тканевых механизмов, ответственных за утилизацию кислорода в митохондриях, т.е. физиологических систем, обслуживающих функциональную систему дыхания [9].

Функциональная деятельность мозга находит отражение в динамике биоэлектрической активности, конкретные проявления этой закономерной связи изучены недостаточно, хотя сопоставление показателей ЭЭГ и регионального мозгового кровотока, особенно в возрастном аспекте, имеет немаловажное значение [4; 6, 12].

С появлением компьютерных электроэнцефалографов усилилось стремление перейти к оценке биопотенциалов мозга и распределения их по поверхности мозга. Среди таких способов анализа ЭЭГ появились частотный анализ, спектральный, корреляционно-спектральный, кросскорреля-ционный, фрактальный анализы, картирование, изучение ковариации, когерентности, мер хаотичности и энтропии происходящих нейрофизиологических процессов.

В литературе представлено немного работ, посвященных анализу показателей спектральной мощности биопотенциалов мозга в возрастном аспекте. В исследованиях здоровых детей в основном оценивалась возрастная динамика альфа-диапазона частот [4, 11]. Однако использование

Л. К. ШЕРХОВА,З. X. ШЕРХОВ, Т. Х. ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА,

а. в.тхазаплижев, а. з. шерхова, л. а. кипкеева

имеющихся в литературе данных в практическом работе затруднено, так как изучались различные, часто несравнимые параметры, которые имели различные единицы измерения, (относительные или условные единицы); а данные были представлены в основном графически.

Цель исследования - регистрация и изучение динамики активности нейрофизиологических структур, реализующих процессы мышления и обучения в условиях интервальной гипоксиче-ской тренировки.

Задачи исследования:

1. Изучить динамику ритмов ЭЭГ в условиях интервальной гипоксической тренировки при сопряженном развитии физических и умственных способностей в искусственно создаваемых условиях.

2. Исследовать активацию функционального состояния субъекта в ситуации, требующей произвольного внимания при интервальной гипоксической тренировке.

3. Выявить воздействие интервальной гипоксической тренировки на изменения распределения ритмов ЭЭГ во время сопряженного выполнения физической и умственной работы.

Объектом исследований являлся процесс интервальной гипоксической тренировки при сопряженном развитии физических и умственных способностей в искусственно создаваемых условиях и его воздействие на электрофизиологические показатели головного мозга.

Предмет исследования - динамика электрофизиологических показателей головного мозга при интервальной гипоксической тренировке в условиях искусственно управляемой среды.

Для выполнения исследования использовались следующие методы и методики исследования:

- анализ литературных источников;

- комплексная оценка регистрируемых ритмов ЭЭГ с помощью компьютерного комплекса.

Комплекс включает в себя:

- энцефалограф «Компакт-нейро 6»;

- электроды электроэнцефалографические ЭлСПЭГ-2 и устройство их фиксации;

- регистратор сатурации кислорода (Бр02);

- регистрация наполнения крови кислородом;

- компьютеризованный комплекс «Координация»

- пакет прикладных программ.

Для обработки полученных результатов исследований применялись статистические методы встроенные в пакет прикладных программ.

При наложении электродов используется предложенная Международным обществом электроэнцефалографистов схема расположения электродов «10-20 %» или просто 10-20 (Jasper H.,1958).

Рис. 1. Схема расположения электродов с буквенным и цифровым обозначением

В наших исследованиях мы использовали монополярный метод отведения, при котором активные электроды располагались в 19 точках поверхности головы по вышеописанной схеме, а референтный(пассивный) - на мочках ушей (рис. 1). Анализ ЭЭГ осуществлялся автоматически, в компьютерном режиме.

Реоэнцефалографическая система «Дозор-101» предназначена для регистрации сигналов РЭГ на экране компьютера, записи и хранения в архиве для дальнейших клинических и электрофизиологических исследований. Приставка рассчитана на использование совместно с блоком усилителей биопотенциалов «Телепат-103». РЭГ регистрировали во фронтомастоидальном (РМ) и окципитомастоидальном (ОМ) отведениях слева и справа, в положении сидя. Важным преимуществом комплексной системы для исследования ЭЭГ и РЭГ является то, что преобразователь не требует специальной экранированной камеры.

Медленные потенциалы регистрировались при помощи специализированного компьютерного комплекса для исследования постоянных

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИНЕСКОй ТРЕНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

потенциалов и энергозатрат головного мозга «Нейроэнергон». Установка состоит из усилителя постоянного тока с входным сопротивлением 10 Мом и полосой пропускания от 0 до 0,2 Гц и компьютера. Уровни постоянных потенциалов (УПП) измеряли при монополярном отведении с помощью хлорсеребряных электродов.

Организация исследования.

В детском санатории «Радуга» в течение 3 месяцев проводились экспериментальные занятия с детьми 7-9 лет. Детям предлагались задания различной сложности:

1. Разделить фрукты и овощи.

2. Прямой и обратный счет.

3. Разделить гласные и согласные звуки.

4. Соотнести геометрические фигуры.

5. Поставить ударения в словах.

Задания выполнялись на комплексе «Координация».

В курсе ИГТ гипоксия создавалась с помощью аппарата «Trade Medical». Курс нормобариче-ской интервальной гипоксической тренировки включал 15 сеансов, в каждом из них - 4 серии пятиминутных гипоксических воздействий (вдыхание воздуха с 14% кислорода) с пятиминутными интервалами дыхания комнатным воздухом с нормальным содержанием кислорода (20,9 %).

Регистрация электрической активности коры головного мозга проводилась у одних и тех же детей в условиях нормоксии и при вдыхании воз-

духа с 14 % кислорода. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Было выяснено, что у детей данной возрастной группы гипоксия оказывает неодинаковое воздействие на изменения биоэлектрической активности в различных долях коры мозга. На рисунке 2 представлены графики изменений индексов ритмов при гипоксии и нормоксии.

Прежде всего достоверно увеличивается электрическая активность дельта-ритма и снижается активность быстрочастотных колебаний (табл. 1). Так, индекс дельта-ритма в лобных долях в результате гипоксии увеличился на 18-34 %, в височных на 46-55 %, в центральной на 58 %, теменных на 4151 % и в затылочных на 40-53 %. Следует отметить, что при этом индексы альфа-ритма в результате воздействия гипоксии не только не увеличились, а достоверно снизились с 18,41 ± 2,57 % до 11,54± 1,31 % в левой лобной доле и с 25,26± 1,96 % до 15,51 ± 2,19 % в правой лобной доле.

Наблюдается увеличение амплитуды дельта- и тета- колебаний по сравнению с фоном. Особенно увеличилась амплитуда дельта-волн в затылочных и теменных долях мозга. Амплитуда дельта-колебаний в пределах исследуемых зон коры мозга увеличилась при гипоксии на 38-56 % выше фоновых значений амплитуд. Значения пиковой частоты дельта-ритма в условиях гипоксии уменьшаются от 1,5-1,75 Гц до 1,0-1,25 Гц.

Таблица 1

Индекс ритмов ЭЭГ у детей 7-9 лет при гипоксии (М±т), п=24

Отведения ЭЭГ Индекс ритмов (%)

альфа бэта тэта дельта

F3 11,54± 1,31* 3,38± 0,27* 27,24± 2,71 55,37± 4,40

F4 15,51± 2,09* 3,99± 0,77 26,35± 2,21 53,64± 3,67*

T3 17,80± 2,01* 2,85± 0,35* 23,62± 1,79 54,37± 3,62*

T4 22,95± 2,91* 3,57± 0,38 24,61± 2,26 48,86± 4,15*

Cz 18,51± 2,09* 2,79± 0,31 27,43± 2,91 49,27± 4,34*

P3 28,36± 3,06 2,84± 0,22* 25,41± 1,84* 42,55± 3,92*

P4 31,57± 4,15 4,53± 0,54 21,73± 0,92* 42,18± 4,89*

O1 26,61± 2,86 3,70± 0,40* 21,13± 1,41 47,96± 4,26*

O2 24,12± 2,92* 4,54± 0,69 20,80± 1,59 48,75± 4,61*

(*) - p<0,05 по отношению к нормоксии

л. к. шерхова, з. х шерхов, т. х хандохов, з. и. БоготоВА, а в. тхазаплижев, а. з. шерхова, л. а кипкеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альфа

Бета

F3 F4 Т3 Т4 Cz

отведения ЭЭГ

Тета

Р3

ч

я 2 я

Р4

F3 F4

Т3 Т4 Cz отведения ЭЭГ

Дельта

Р3 Р4 О1 О2

F3 F4 Т3 Т4 Cz Р3 Р4 О1 О2 отведения ЭЭГ

F3 F4 Т3 Т4 Cz Р3 Р4 О1 О2

♦ норма ■ гипоксия

Рис.2. Сравнительная характеристикаиндексовритмов ЭЭГ у детей 7-9 лет в норме и при гипоксии

6

4

Я 3

В некоторых случаях у детей, на ЭЭГ которых доминировалдельта-ритм в обычномрежиме дыхания, реакция на гипоксию была неадекватной. В лмр меу емхдоминирувт деллта-ритм как по индексу, так и по амплитуде (рис. 3, 5). После ги-покрииэтр ааааметра1 яме ньшаются в^^са оеве-дениях. Например, у них индекс дельта- колебаний в отведениях О2 и Р3 в норме составляет 80,99 % в 08,2Р%лоотваиственно,а послагипоыааи это значения индексов снижаются до 49,97 % 63,95 % соответртвынны . Ларину сэтям иэдеки альфаиол н в отведении О2 увеличился с 11,48 % до 25,01 %, а в В3индексаоьфа-риэма повыаился с 4,10% до 9,84 % в результате гипоксии. Аналогичные изменения наблюдале-ыч в уруглт ртведениод.

Как видно на гистограммах, амплитуда дельта-ыолн во ветх покызанныи ытведенияи в еифме вы-сс^к^яри^|иа^1че ни ю о альфа-кол еВирчямд. Ытлле гипоксии амплитуда в дельта-диапазоне падает на толовев2,аампл итыда амифа-кодеЫтлл й умель-шается незначительно (рис. 4, 6).

Анализ распределения ритмов ЭЭГ в различных доляхкоры мозга при гипоксиипоказал, что у детей данной возрастной группы при вдыхании гипо кс^ескст сме си проосиод ит ме д-

ленноволновой электрической активности коры ооловооно мозса, а именно, дельта-ритма. При вдыхании воздуха с 14 % кислорода в лобных долях кори итога и^'^иегспруютс^я бокие высокие значения суммарной активности индексов оольто- иеете- pитурпоуяловнинию я тосеко-частотными ритмами ЭЭГ (альфа и бета). В левой л обно й еооо иноснс дeлвтчкpутмacocтaвляот в среднем 55,37±4,40 %, а индекс тета- ритма ра вен 27,24±2,71%, тогда как индексы альфа- и бета- ритмов в этом отведении равны 11,54±1,31 и зДП± одклс соотвеист Такое жс аасиоед о-ление индексов дельта-ритма и в правой лобной дочи Чаясн е ниеичдекелв р и тмов С^с^ь^о вой аони в-ности в лобных долях с гипоксическим воздей-втооим улаз ываос та то^то доли ности значительно возросла, а альфа-ритмика снизлласк и резупогтя гионсии. Индексы бота- и тета- ритмов изменились незначительно.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИНсСКОЙ ТРЕНИРОвКИ НА ФуНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

1Б:21:44

ж

STIMULI

Рис. 3. Электроэнцефалограмма ребенка Н., 9 лет, при нормоксии

19

! 28

21

22

! 23

24

Fpi

по

STIMULI_

Рис.4. Измененияэлектроэнцефалограммыребенка Н.,9лет, врезультатедыхания воздухом с 14 % О2

л. к. ШЕРХОВА,З. x. ШЕРХОВ, Т. Х. ХАНДОХОВ, З. И. БОГОТОВА, А. В.ТхАЗАПЛИЖЕВ, А. З. ШЕРХОВА, Л. А. КИПКЕЕВА

Шл.^..

2 4 6 3 10 12 14 16 18 2в 22 Г (Гц) (мкВ)

4.00

3,50 3,88 2.58 2.00

1,58

4.00

3.50

1

-уиудь.-

2 4 6 8 18 12 14 16 18 28 22 /Г (Гц) (мкВ)

F4

3,58 3.00 2.58 2.00 1,50 1.30 0.50

4,00

3.50 3.00 2.50 2.00 1.58 1

0.50

1 } 1м/

2 4 6 3 18 12 14 16 18 28 22 Г (Гц)

<нк&)

/1 ■ Р4

2 4 6 8 18 12 14 16 18 20 22 Г (Гц) СмкВ)

01

4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 ¥ (Гц)

4.00

3,58 3.00 2.50 2.00 1.58 1.80 8.50

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 Г (Гц) 2 4 6 8 18 12 14 16 18 20 22 Г (Гц)

3.80 2.50

■ ■пМ^Г-.-лпл -

4 Ь 9 18 12 14 16 18 28 22 ¥ (Гц)

02

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 Г (Гц)

1-4Гц(Дельта) 4-8Гц(Тета) 8-12Гц(Альфа) 12-24Гц(Бета)

Р

Т

Б

Т

С

Рис. 5. Спектральный анализ амплитуд ЭЭГ в различных отведениях у ребенка Н., 9 лет, при вдыхании воздуха с 20,9% О2

4.00 3.58 3.00 2.50 2,00 1.50 1.00 0.50

и СмкВ)

4.00 3.50 3.00 2.50 2.00 1,58 1.00 0.50

г ад

4.00

3.50 3.00 2.50 2.00 1.501.00 0.50

и (нкВ)

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 ¥ <Гц)

]1| 1 {Нд^^^р.^^

2 4 б 8 10 12 14 16 18 20 22 Р (Гц)

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 Г (Гц)

4.00 3.58 3.00 2.50 2.00 1.58

0.50

4.00 3,58 3.08 2.50 2.08 1.58 1.08 8.50

ЧА I

Т4

4.00

3.5« 3,00 2.50 2.00 1.58 1.00 8.50

4.003,583.00 2.50 2.081,58 1.00 0.50

2 4 6 8 18 12 14 16 18 28 22 ¥ (Гц) I (мкВ)

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 ¥ (Гц)

2 4 6 8 10 12 14 16 18 28 22 ¥ (Гц)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЛ-М']/

4.00

3.58 3.80 2.50 2.00 1.50 1.08 0.50

4.00

3,58 3.00 2.50 2.00 1,58 1.06 0.50-1

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 Г (Гц)

¡Р-уП^ЧДгТ,.,

1-4 Гц (Дельта) 4-8 Гц (Тета) 8-12 Гц (Альфа) 12-24 Гц (Бета)

2 4 6 8 18 12 14 16 18 20 22 ¥ (Гц)

2 4 6 8 10 12 14 16 18 28 22 Г (Гц)

Рис. 6. Спектральный анализ амплитуд ЭЭГ в различных отведениях у ребенка Н., 9 лет, в результате дыхания воздухом с 14% О2

р

Т

р

о

о

с

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИНЕСКОЙ ТРВНИРОВКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ

Максимальное значение индекса дельта-ритма в лобных отведениях, выявленное после гипоксии, равно 88 %, а в большинстве случаев колебалось в пределах 30-70 %. Максимальное значение амплитуды дельта-колебаний в лобных долях после гипоксического теста достигало 100 мкВ, хотя пределы колебаний находились на уровне 70-80 мкВ. В отведении Р4 гипоксическое воздействие приводит к еще большему увеличению доли медленных волн в общем объеме ритмов ЭЭГ по сравнению с нормой (на 34 %). В отведении Си эти изменения в связи с гипоксией еще весомее (57,5 %). В затылочном отведении (О2) также увеличивается индекс дельта-ритмов при гипоксии (на 53 %). Таким образом, у детей данной возрастной группы при гипоксии усиливается доминирование индексов суммарной медленноволновой активности по сравнению с быстрочастотными за счет увеличения дельта-колебаний и уменьшения индекса альфа-волн.

Амплитуда электрических колебаний дельта-волн также увеличивается во всех отведениях в результате гипоксического воздействия. Проис-

ходит повышение амплитуды дельта-диапазона в отведении Р3- на 46 %, Си - на 41 %, О2 - на 57 %.

Таким образом, у детей 7-9 лет изменения альфа- и дельта- ритмов, происходящие при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе, могут быть более чувствительными индикаторами к гипоксии, чем другие ритмы.

В результате проведенных исследований выявлены изменения отражающие адаптационные процессы головного мозга испытуемых в условиях интервальной гипоксической тренировки при сопряженном развитии физических и умственных способностей. При сопряженном выполнении физической и умственной работы происходит локальное усиление амплитуды дельта-ритма в центральной и правой переднелобной, а также левой теменной областях. При выполнении функциональной пробы выявлены очаги тета-ритма в лобных долях правого полушария.

Работа выполнена в рамках выполнения работ по государственному заданию КБГУ на 2018 года №1.9337.2017/7.8, № 4.8449.2017/7.8 и № 6.9762.2017/7.8

ЛИТЕРАТУРА

1. Артеменко А. В., Кудрякова Т. А. Психофизиологические показатели успешности учебной деятельности 10-летних детей, проживающих в условиях Крайнего Севера // Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития: Тез. докл. юбил. конф., посв. 80-летию со дня рожд. проф. Л. А. Новиковой. М., 1995. С. 10.

2. БияшеваЗ. Г., ШвецоваЕ. В. Информационный подход к анализу возрастной динамики ЭЭГ мальчиков и подростков 7-18 лет при решении в уме арифметических задач // Физиология человека. Т. 19. № 5. 1993. С. 5-11.

3. БрежеМ. Электрическая активность нервной системы. М.: Мир, 1978. - 264 с.

4. Галкина Н. С., Боровова А. И. Динамика формирования мю- и альфа-ритмов электроэнцефалограммы детей 2-3-го года жизни // Физиология человека. Т. 22. № 5. 1996. С. 30-36.

5. Красноперов О. В., Панченко А. Л. Соотношения функциональной асимметрии мозга, влияющие на субъективную характеристику сна, и психологические свойства личности // Психол. журнал. Т. 12. №2. 1991. С. 78-83.

6. Кудрякова Т. А. Динамика ЭЭГ-показателей детей школьного возраста под влиянием школьного обучения // Физиология человека. Т. 17. № 1. 1991. С. 172-175.

7. Лукашевич И. П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. Т. 20. № 5. 1994. С. 34-45.

8. Панков Д. Д. Синдромология и возможности дифференцированной терапии при ранних клинических формах недостаточности кровообращения мозга // Журн. невропатология и психиатрия. Т. 87. № 9. 1987. С. 1301-1306.

9. ПереслениЛ. И., РожковаЛ. А. Психофизиологические механизмы нарушения памяти у детей с задержкой психического развития в онтогенезе: Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и кор-рекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности / Под ред. Д. А. Фарбер, Л. П. Григорьевой. М., 1995. С. 65-84.

10. СоколовЕ. Н., Станку А. И. Типы психофизиологических реакций на информационную нагрузку//Анализ сердечного ритма. Вильнюс: МОКСЛАС, 1982. С. 82-89.

11. Фарбер Д. А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика а-ритма электроэнцефалограммы // Физиология человека. Т. 22. № 5. 1996. С. 5-12.

12. Шерхов З. Х., Иванов А. Б., Шерхова Л. К., Шерхов Х. К., Хандохов Т. Х., Шаваева Ф. В. Действие гипоксии и молибдена на сердечно-сосудистую систему // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 3 (53). С. 193-197.

13. ШерховЗ.Х. Изменение напряжения кислорода и биоэлектрической активности нервных клеток при импульсной гипоксии: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Нальчик: Кабардино-Балкарский ун-т, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.