Научная статья на тему 'Изменения нормативно-правового регулирования международной деятельности образовательных организаций после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ'

Изменения нормативно-правового регулирования международной деятельности образовательных организаций после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование / государственное управление / образовательная организация / образовательный процесс / международное сотрудничество / legal regulation / public administration / educational organization / educational process / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герман Дмитриевич Зубович

Изменения геополитической ситуации в мире получают свое отражение в национальных законодательствах многих стран мира. Законодатель призван защитить государство от внешнего вмешательства во внутреннюю жизнь страны, особенно в такую сферу, как образование. Автор статьи рассматривает изменения в законодательстве Российской Федерации, согласно которым был создан механизм выдачи заключений образовательным организациям Российской Федерации по договорам, планируемым к заключению с иностранными организациями и физическими лицами. В статье раскрывается алгоритм выдачи заключений, дан перечень необходимых документов для подачи заявления, а также указывается основание для отказа в выдаче заключения. Кроме того, приводится статистика реализации указанных нововведений в периметре одного уполномоченного органа на выдачу заключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герман Дмитриевич Зубович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the legal regulation of the international activities of educational institutions after the adoption of the Federal law «On amendments to the Federal law «On education in the Russian Federation» dated April 5, 2021 № 85-FZ

Changes in the geopolitical situation in the world are reflected in the national laws of many countries of the world. The legislator is designed to protect the state from external interference in the internal life of the country, especially in the field of education. The author of the article considers changes in the legislation of the Russian Federation, according to which a mechanism was created for issuing opinions to educational organizations of the Russian Federation under contracts planned for conclusion with foreign organizations and individuals. The article describes the algorithm for issuing conclusions, a list of necessary documents for submitting an application, as well as the basis for refusing the conclusion. In addition, statistics on the implementation of these innovations in the perimeter of one authorized body for issuing conclusions are provided.

Текст научной работы на тему «Изменения нормативно-правового регулирования международной деятельности образовательных организаций после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 80 — 83. State service and personnel. 2023;(4):80 —83.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-80-83 NIION: 2012-0061-04/23-205

EDN: https://elibrary.ru/RKUWNB MOSURED: 77/27-008-2023-04-405

Изменения нормативно-правового регулирования международной деятельности образовательных организаций после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ

Герман Дмитриевич Зубович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ger.zubovich@yandex.ru

Аннотация. Изменения геополитической ситуации в мире получают свое отражение в национальных законодательствах многих стран мира. Законодатель призван защитить государство от внешнего вмешательства во внутреннюю жизнь страны, особенно в такую сферу, как образование. Автор статьи рассматривает изменения в законодательстве Российской Федерации, согласно которым был создан механизм выдачи заключений образовательным организациям Российской Федерации по договорам, планируемым к заключению с иностранными организациями и физическими лицами. В статье раскрывается алгоритм выдачи заключений, дан перечень необходимых документов для подачи заявления, а также указывается основание для отказа в выдаче заключения. Кроме того, приводится статистика реализации указанных нововведений в периметре одного уполномоченного органа на выдачу заключений.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, государственное управление, образовательная организация, образовательный процесс, международное сотрудничество.

Для цитирования: Зубович Г.Д. Изменения нормативно-правового регулирования международной деятельности образовательных организаций после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 года № 85-ФЗ // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 80—83. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-80-83 EDN: https://elibrary.ru/RKUWNB

Original article

Changes in the legal regulation of the international activities of educational institutions after the adoption of the Federal law «On amendments to the Federal law «On education in the Russian Federation» dated April 5, 2021 № 85-FZ

German D. Zubovich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Moscow, Russia, ger.zubovich@yandex.ru

Abstract. Changes in the geopolitical situation in the world are reflected in the national laws of many countries of the world. The legislator is designed to protect the state from external interference in the internal life of the country, especially in the field of education. The author of the article considers changes in the legislation of the Russian Federation, according to which a mechanism was created for issuing opinions to educational organizations of the Russian Federation under contracts planned for conclusion with foreign organizations and individuals. The article describes the algorithm for issuing conclusions, a list of necessary documents for submitting an application, as well as the basis for refusing the conclusion. In addition, statistics on the implementation of these innovations in the perimeter of one authorized body for issuing conclusions are provided.

Keywords: legal regulation, public administration, educational organization, educational process, international cooperation.

For citation: Zubovich G.D. Changes in the legal regulation of the international activities of educational institutions after the adoption of the Federal law «On amendments to the Federal law «On education in the Russian Federation» dated April 5, 2021 № 85-FZ // State service and personnel. 2023;(4):80—83. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-80-83 EDN: https://elibrary.ru/RKUWNB

© Зубович Г.Д. М., 2023.

№ 4/2023

Одним из самых главных условий успешного развития государства является образование и воспитание подрастающих поколений. Именно образование определяет процесс развития экономики страны, ее промышленности, инноваций и технологий. Во многом эффективно организованная система образования подпитывает суверенность государства.

Именно поэтому ряд западных стран пытаются вмешаться в системы образования других государств с целью повлиять на их социально-экономическое развитие и на определение политического курса.

Изменение геополитической ситуации в мире заставляет законодателя переосмыслить вектор развития страны и механизмы обеспечения защиты национального суверенитета, что впоследствии получает отражение в законодательстве.

До недавнего времени образовательные организации Российской Федерации, руководствуясь нормой ч. 3 ст. 105 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.03.2021) [2], осуществляли сотрудничество с образовательными организациями зарубежных стран без механизмов согласования с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Как отмечали в то время государственные деятели, отсутствие должного регулирования указанной деятельности несет в себе риски вмешательства в сферу образования антироссийских сил и осуществление деятельности, которая разнится с государственной политикой, проводимой Российской Федерацией.

Учитывая указанное обстоятельство, а также нормативную правовую неурегулированность данного процесса, законодатель Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 г. № 85-Ф3 [3] внес норму, согласно которой образовательные организации имеют право заключать договора по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами только после выдачи заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если предмет договора высшее образование, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если предмет договора общее образование.

Кроме того, указанной нормой установлено, что образовательные организации, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, получают заключения по договорам у ведомства, в ведении которого они находятся.

Во исполнение указанной нормы разработано и принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2022 г. № 645 «Об утверждении Правил подготовки и получения заключений, предусмотренных частью 4 статьи 105 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целях заключения образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами» [4] (далее — Постановление № 645, Закон об образовании).

Необходимо подчеркнуть, что Постановление № 645 дополняет норму, изложенную в Законе об образовании и закрепляет, что выдача заключений образовательным организациям, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения, основные и дополнительные образовательные программы, производится Министерством просвещения Российской Федерации, а образовательным организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, — Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Постановлением № 645 установлено, что при подаче документов заявитель предоставляет заявление, непосредственно сам проект договора, составленный на государственном языке Российской Федерации или на двух языках — иностранном языке и государственном языке Российской Федерации. Кроме того, предоставляется документ, удостоверяющий личность зарубежного субъекта, и справка об отсутствии судимости или согласие на обработку персональных данных. Также предоставляется копия письма учредителя образовательной организации о согласии на заключение такого договора, если учредитель не является уполномоченным органом, который выдает заключение.

Вместе с тем стоит отметить, что если образовательная организация, планирующая заключить договор и расположенная на территории иностранного государства, внесена в перечень недружественных стран в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р [5] (далее — Распоряжение № 430-р), то учредитель образовательной организации с российской стороны должен пред-

№ 4/2023

варительно получить согласование у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, который координирует деятельность органа — учредителя организации.

Следует обратить внимание, что согласно Распоряжению № 430-р недружественными признано 49 стран.

После поступление пакета документов для выдачи заключения уполномоченный орган рассматривает представленный перечень документов и либо возвращает заявителю документы с указанием несоответствия требованиям в течение 10 рабочих дней после поступления, либо в случае правильно оформленного пакета документов в течение 30 рабочих дней выдает заключение или уведомление об отказе в выдаче заключения.

Вместе с тем в рамках реализации этой деятельности уполномоченный орган вправе привлекать свои подведомственные организации и создавать коллегиальные органы в целях организационного и аналитического сопровождения.

Основанием для отказа в выдаче заключения является нахождение иностранной организации в недружественной стране, наличие у иностранного гражданина гражданства недружественной страны, нахождение организации в перечне организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, осуществление организацией или иностранным физическим лицом деятельности, создающей угрозу национальной безопасности Российской Федерации, наличие у иностранного физического лица статуса о нежелательности пребывания или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, непогашенная или неснятая судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации.

Отметим, что выданное заключение действует на протяжении всего срока реализации договора. Вместе с тем после получения заключения образовательная организация в течение 10 дней осуществляет его публикацию на официальном сайте организации.

Кроме того, копия договора направляется в уполномоченный орган, к сфере ведения которого относится предмет договора или согласно подведомственности организации определенному органу власти.

Спустя более полутора лет существования нормы, заложенной в Постановлении № 645, в Минпросвещения России поступило 1551 заявление на выдачу заключения, из которых 12% получили отказ в выдаче заключения.

Так, можно наблюдать, что далеко не все образовательные организации получают одобрение госоргана на заключение договора с иностранной

организацией или физическим лицом. Вместе с тем можно говорить о значительном масштабе международного сотрудничества российских образовательных организаций; и при этом законодателю удалось исключить негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

В связи с изложенным описываемые выше законодательные нововведения выступают в роли правового фильтра, позволяющего не допустить ущерб интересам Российской Федерации и укрепить ее суверенитет в образовательной сфере.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.03.2021) // http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 05.04.2021 № 85-Ф3 // С3 РФ. 2021. № 15. Ст. 2452.

4. Постановление Правительства РФ от 13.04.2022 № 645 «Об утверждении Правил подготовки и получения заключений, предусмотренных частью 4 статьи 105 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // С3 РФ. 2022. № 17. Ст. 2881.

5. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р // С3 РФ. 2022. № 11. Ст. 1748.

6. Офиц. сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://duma.gov.ru/ (Дата обращения: 21.09.2023)

7. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СО3Д ГАС «Законотворчество») // URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (Дата обращения: 21.09.2023)

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru /

2. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 30.03.2021) // http://www.consul-tant.ru /

№ 4/2023

3. Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 05.04.2021 № 85-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. № 15. Art. 2452.

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 645 of 13.04.2022 «On Approval of the Rules for the Preparation and receipt of Conclusions provided for in Part 4 of Article 105 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2022. № 17. Art. 2881.

5. Order of the Government of the Russian Federation of 05.03.2022 № 430-r // Collection of legislation of the Russian Federation. 2022. № 11. Art. 1748.

6. Official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation // URL: http://duma.gov.ru / (Accessed: 21.09.2023)

7. The system of ensuring legislative activity of the State automated system «Lawmaking» (SOD GAS «Lawmaking») // URL: https://sozd.duma. gov.ru / (Accessed: 21.09.2023)

Информация об авторе

Зубович Г.Д. — аспирант

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.1 1.2023.

Information about the author

Zubovich G.D. — graduate student

The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Типологии права и правосознания. Концептуальное единство и многообразие. Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. В.П. Малахова, Н.Д. Эриашвили. 479 с.

ISBN: 978-5-238-03650-2

Исследование типов права и правосознания объединено задачей реализовать четыре методологические идеи, что позволяет и существенно конкретизировать саму проблему правопонимания, и придать теории вопроса необходимую, хотя и не предельную, содержательность.

Первая методологическая идея — право и правосознание находятся в диалектической связи: с одной стороны, они противоположны друг другу, с другой стороны, право и правосознание тождественны друг другу.

Вторая методологическая идея — не может быть единственной типологии, исчерпывающей все содержательное многообразие права и/или правосознания. Необходима система их типологий.

Третья методологическая идея — типология права, с одной стороны, должна определяться в контексте корреляции типов права с его отраслями, а с другой стороны, она определяется в контексте корреляции типов права с типами правосознания.

Четвертая методологическая идея — качество действия права в рамках определенной его отрасли находится в прямой, необходимой и непосредственной зависимости от того, насколько адекватен им тот тип права и правосознания, на основе которого они сформированы и действуют.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов и для всех интересующихся проблемами понимания природы права и правосознания.

ТИПОЛОГИИ ПРАВА и ПРАВОСОЗНАНИЯ

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.