Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ'

ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ»

эксплуатации шахтерской спецодежды позволили обосновать эти показатели, обеспечивающие фактический срок ее носки не менее 4 месяцев.

На основании исследований разработаны технические и санитарно-гигиенические требования к прорезиненным тканям и материалам с пленочным покрытием для водозащитной спецодежды горнорабочих обводненных выработок. Требования согласованы с ЦК профсоюза угольщиков и утверждены Министерством угольной промышленности СССР. Внедрение тканей, разработанных по предлагаемым требованиям, позволит улучшить условия труда, снизить заболеваемость горнорабочих обводненных выработок и увеличить срок службы водозащитной спецодежды.

ЛИТЕРАТУРА. Hill Е. С., Int. J. Industr. Med. Surg., 1970, v. 32, p. 68.

Поступила 16/1X 1971 г.

УДК 612.821

^ Канд. мед. наук С. М. Раишан

ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ

Киевский педагогический институт им. А. М. Горького

Обеспечение необходимой степени умственного напряжения во многом зависит от количества кислорода, доставляемого к мозгу, а следовательно, в известной мере от изменения таких показателей, как насыщение артериальной крови кислородом, скорость кровотока и артериальное давление. При этом динамика насыщения артериальной крови кислородом как интегральный показатель функций дыхания и сердечно-сосудистой системы позволяет судить об изменениях оксигенации крови непрерывно, на протяжении всего времени умственной деятельности, что особенно ценно, ибо, как справедливо подчеркивает С. А. Косилов, если бы сдвиги функций дыхания и кровообращения закономерно изменялись на протяжении отрезка времени, в течение которого выполняется умственная работа, в этих сдвигах можно было бы получить важный критерий для оценки степени умственного утомления.

Перед нами была поставлена задача изучить динамику насыщения артериальной крови кислородом, а также изменения скорости кровотока и артериального давления под влиянием самостоятельной работы студентов продолжительностью Р/2 и 3 часа. ' Динамику насыщения артериальной крови кислородом определяли методом оксигемогра-

^ фии, используя оксигемограф О-Зб. Динамику этого показателя регистрировали у обсле-

дованных студентов в течение всего времени умственной работы. Скорость кровотока изучали бескровным методом оксигемографии (А. Г. Дембо; МаНЬев) на участке легкие — ухо. При одетом на ухо датчике исследуемому предлагали сделать выдох и максимально задержать дыхание, что приводило к снижению оксигенации крови. Время между первым вдохом и прекращением отклонения пера, определяемое с помощью секундомера, являлось показателем линейной скорости кровотока на участке легкие — сердце — ухо. Артериальное давление измеряли методом Короткова с помощью ртутного манометра Рива-Роччи. Как скорость кровотока, так и артериальное давление регистрировали перед началом работы и сразу после ее окончания, поскольку измерение этих показателей после каждых 45 мин. умственной деятельности исказило бы форму и характер оксигемограммы, которую записывали непрерывно. Полученные данные обрабатывали методом вариационной статистики по Н. Бей ли.

Согласно хронометражным данным, при Р/г-часовой самостоятельной работе 5-минутный перерыв устраивался после 45 мин. работы, а при 3-часовой (с 18. 00 до 21. 00 часов) самостоятельной работы — после Р/2 часов непрерывной деятельности. Во время . перерыва студенты оставались сидеть на своих местах, но умственной деятельностью не

занимались.

Обследовано 60 студентов во время Р/г-часовой работы и 30 студентов во время 3-часовой. К обследованию были привлечены студенты 3 факультетов (филологического, педагогического и физико-математического) Киевского педагогического института им. А. М. Горького. Все они были практически здоровы, в возрасте 18—20 лет. Самостоятельная работа имела свою специфику на каждом факультете. Так, студенты физико-математического факультета в течение Р/2 часов, а в другой серии исследований — 3 часов решали задачи и примеры по математическому анализу; студенты педагогического факультета изучали новый материал по анатомии, заучивая ряд латинских терминов; студенты филологического факультета выполняли орфографические и синтаксические упражнения по русскому языку. Условия работы обследованных соответствовали гигиеническим требованиям и существенно не отличались в различных сериях исследований. . Полученные нами данные показали, что насыщение артериальной крови кислородом

у студентов достоверно повышалось как после Р/г часов, так и после 3 часов умственной деятельности. При этом после 3-часовой умственной деятельности степень превышения

исходных данных была значимо выше, чем после \Чг часов. Так, после I1/» часов работы содержание оксигемоглобина в крови студентов филологического факультета повысилось в среднем на 1% при Р= 0,02 (исходная величина во всех случаях равнялась 96%), у студентов педагогического факультета — на 1,6% (Р<4),001) и у студентов физико-математического факультета — на 1,55% (Р<0,001).

Увеличение оксигенации крови за период 3-часовой самостоятельной работы у студентов тех же факультетов соответственно составляло 3,1% (Р<0,001), 2,9% (Р<0,01) и 3,9% (Р<0,001), причем повышение уровня оксигемоглобина в крови (на 3,9%) у студентов физико-математического факультета было статистически значимо выше, чем у студентов педагогического и филологического факультетов. Характерна динамика насыщения артериальной крови кислородом в процессе умственной работы, выполняемой студентами. Первые 45 мин. как при ^/»-часовой, так и 3-часовой работе оксигенация крови достоверно уменьшилась, составив в среднем в первом случае 1,83% (Р<С 0,001), 1,1% (Р<0,001)и 1,57% (Р<0,001), а во втором — 1,85% (Р<0,001), 2,2% (Р<0,001) и 1,7% (Р<0,001) соответственно у студентов филологического, педагогического и физико-математического факультетов. В последующие периоды процент оксигемоглобина крови у обследованных начинал возрастать, повышение степени артериализации крови продолжалось до конца работы. За время 3-часовой работы увеличение оксигенации крови отмечалось у всех 30 обследованных, а за время ^-часовой работы процент оксигемоглобина крови повысился у 13 из 20 студентов филологического, 18 из 20 студентов педагогического и 19 из 20 студентов физико-математического факультета.

Скорость кровотока под влиянием ^/¡¡-часовой деятельности увеличилась в среднем на 0,23 сек. (Р=0,002) у студентов филологического факультета, на 0,17 сек. (Р=0,02) у студентов педагогического и на 0,31 сек. (Р = 0,002) у студентов физико-математического. Под влиянием 3-часовой самостоятельной работы увеличение скорости кровотока у студентов тех же факультетов в среднем составило соответственно 0,27 сек. (Р=0,02), 0,27 сек. (Р<0,001) и 0,4 сек. (Р<0,001). При этом после 11/^часовой работы ускорение кровотока от 0,1 до 0,7 сек. отмечалось у 14 из 20 студентов филологического факультета, от 0,1 до 0,8 сек.— у 13 из 20 студентов педагогического факультета и от 0,3 до 1,2 сек.— у 13 из 20 студентов физико-математического факультета. После 3-часовой самостоятельной работы скорость кровотока увеличилась от 0,2 до 0,8 сек. у 7 из 10 студентов филологического факультета, от 0,2 до 0,4 сек. у 9 из 10 студентов педагогического факультета и от 0,2 до 0,7 сек. у 9 из 10 студентов физико-математического факультета.

Систолическое давление после 11/1 часов работы повысилось у студентов филологического факультета в среднем на 5 мм (Р=0,01), а диастолическое — на 3 мм (Р=0,3), у студентов педагогического факультета соответственно на 6 мм (Р= 0,02) и 3,5 мм (Р=0,2), и у студентов физико-математического факультета на 9 мм (Р<4),001) и 4,5 мм (Р=0,2). После 3-часовой работы отмечалось достоверное увеличение как систолического, так и диа-столического артериального давления у обследованных. Увеличение первого из них составило у студентов филологического факультета в среднем 9 мм (Р<0,002) и второго — 10 мм (Р<0,001), у студентов педагогического факультета соответственно 8 мм (Р<0,001) и 8 мм (Р=0,01), а у студентов физико-математического факультета 7 мм (Р= 0,02) и 10 мм (Р< <0,001). Анализ полученных результатов показывает, что к концу 3-часовой работы как более напряженной степень увеличения насыщения артериальной крови кислородом у студентов всех факультетов значимо выше (Р<0,001), чем после 11/2-часовой. По-видимому, в силу этих же обстоятельств (более высокая степень умственного напряжения) у студентов физико-математического факультета степень повышения оксигенации крови за 3 часа работы была достоверно выше (Р<0,01), чем у студентов филологического и педагогического факультетов.

Сдвиги в скорости кровотока и артериальном давлении под влиянием умственной деятельности свидетельствуют, по-видимому, об определенной мобилизации сердечно-со-судистой системы для обеспечения возрастающей напряженности работы. Вместе с тем корреляция между изменениями скорости кровотока, с одной стороны, и динамикой насыщения артериальной крови кислородом — с другой, не имеет достоверной значимости (/?<Г0,3), что объясняется различной реакцией сердечно-сосудистой системы и системы дыхания на определенную нагрузку. Частичная же корреляция между этими показателями осуществляется, по-видимому, за счет нервных механизмов (М. Е. Маршак), хотя не исключены и другие факторы.

Таким образом, можно сделать вывод, что динамика насыщения артериальной крови кислородом в процессе умственной деятельности может, по-видимому, служить одним из критериев ее напряженности и сложности. Что касается изменений скорости кровотока и артериального давления, то они, по-видимому, в комплексе с изменениями ряда других показателей могут в известной мере косвенно отражать «мобилизационную готовность» сердечно-сосудистой системы при том или ином виде умственной работы.

ЛИТЕРАТУРА. Дембо А. Г. Клин, мед., 1959, № 8, с. 20. — К о с и -лов С. А. Вестн. АМН СССР, 1959, № 3, с. 46. — М а р ш а к М. Е. Бюлл. экспер. биол., 1953, № 8, с. 4. — Б е й л и Н. Статистические методы в биологии. М., 1952. — М a t t h е s К. Verh. dtsch. Ges. Kreisl.-Forsch., 1935, Bd 8, S. 117.

Поступила 1/IV 1971 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.