Научная статья на тему 'Изменения конституционных норм - фактор развития теории адвокатской деятельности'

Изменения конституционных норм - фактор развития теории адвокатской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДВОКАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зашляпин Л. А.

Статья посвящена разработке теоретических проблем, касающихся эффективной деятельности адвокатов. Исследования, проведенные в этом направлении, дополняют собственно правовые (материальные и процессуальные) аспекты профессиональной защиты и представительства, которые являются традиционными для наук конституционного, уголовнопроцессуального, гражданско-процессуального права и создают предпосылки для формирования прикладного знания об эффективной деятельности адвокатов, соответствующего разработанной в криминалистике теории эффективной (как тактики, методики или стратегии) деятельности стороны обвинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения конституционных норм - фактор развития теории адвокатской деятельности»

2003 г. Л. А. Зашляпин

ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ — ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Российская Федерация в 2003 году отмечает 10-летие принятия действующей Конституции. Значение основного закона России исключительно велико для всех прикладных юридических наук, в том числе и для криминалистики. Субъективные права и юридические обязанности активно используются в ходе расследования уголовных дел равно как стороной обвинения, так и стороной защиты. В этом состоит суть обвинительной и защитительной деятельности. Исключать влияние конституционного права, эволюции его норм на криминалистику и иные прикладные науки, необоснованно. Изменения в конституционном праве влияют на динамику развития криминалистики, что совершенно верно отмечал А. В. Васильев после вступления в силу Конституции СССР 1977 года[1].

В последнее время в юридических науках активно разрабатываются теоретические проблемы, касающиеся эффективной деятельности адвокатов. Исследования, проведенные в этом направлении, дополняют собственно правовые (материальные и процессуальные) аспекты профессиональной защиты и представительства, которые являются традиционными для наук конституционного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и создают предпосылки для формирования прикладного знания об эффективной деятельности адвокатов, соответствующего разработанной в криминалистике теории эффективной (как тактики, методики или стратегии) деятельности стороны обвинения.

Упомянутые исследования во многом являются развитием идей известных криминалистов России, Белоруссии и Украины, прежде всего О. Я. Баева, В. Н. Карагодина,С. И. Цветкова, В. Г. Тихини, Г. А. Зорина, В. С. Соркина,Т. В. Варфоломеевой, В. В. Титаренко и др.

Возникшее научное направление — теория профессиональной защиты и представительства — вызывает необходимость разрешения проблем, предваряющих разработку этой теории. Речь идет, прежде всего, о факторах, которые позволяют обосновать возможность существования в прикладных юридических науках исследований, направленных на эффективную деятельность адвокатов в качестве представителей или защитников. Связано это с тем, что в российской криминалистической науке существуют позиции, отрицающие правомерность существования данного научного направления.

Ранее в качестве фактора, обусловливающего возникновение и развитие в криминалистике теоретических исследований о профессиональной защите и представительстве, нами назывались эволюция уголовно-процессуального законодательства и влияние этого процесса на кри-миналистику[2]. В развитие этой идеи дополнительно обозначим эволюцию конституционного

права России (СССР) как фактора влияния на изменение криминалистики. Такое обоснование ранее нами только намечалась[3]. Анализ эволюции норм конституционного права демонстрирует научную закономерность активизации теоретических исследований адвокатской деятельности.

Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года, Основной закон (Конституция) СССР 1924 года, Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года не содержали прямых норм о самозащите гражданином своих прав или использовании им для защиты своих прав профессиональной помощи адвоката, а, наоборот, в качестве доминирующих выделяли цели защиты самого формирующегося советского государства. Примечательно, что в этот же период закладывались основы советской (российской) криминалистики. Известные государствоведы Ю.С. Кукушкин и О.И. Чистяков очень метко выявили сущность первой советской конституции: «в Конституции четко и ясно сказано не только о том, кому служит советская демократия, но и против кого она направлена (курсив мой. — Л.З.)»[4]. Данная конституция допускала в норме ст. 23 лишение прав (даже предусматриваемых конституцией) отдельных лиц и групп в угоду субъективным интересам других лиц и групп.

Впервые норма, которая может быть использована в качестве исходной при анализе эволюции конституционного права, появилась в ст. 111 Конституции (Основном законе) СССР 1936 года, определившей, что «разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту (курсив мой. — Л.З.)». Данная норма повторялась и в ст. 115 Конституции (Основного закона) РСФСР 1937 года. Примечательно, что фактически данная конституционная гарантия в указанный период не препятствовала проведению массовых репрессий людей и не обеспечивала право на их защиту, то есть, была формальной. Кроме того, конституционный законодатель распространял эту норму на судебное следствие. Предварительное следствие, собственно на которое ориентировалась криминалистическая наука того периода, не предусматривало использование данной нормы в досудебной стадии.

В течение достаточно длительного периода развития наук криминалистического цикла ст. 111 Конституции СССР 1936 года считалась статьей, содержащей норму о конституционном праве на защиту. Полагаем, что это не совсем обоснованно, поскольку обеспечение права на защиту — это, прежде всего обязанность государства, т.е. гарантия права гражданина, но не само субъективное конституционное право. Право же самого гражданина на защиту конституцией не предусматривалось, а вытекало из норм отраслевого законодательства. Конституционно-правовой ба-

зы для разработки проблем эффективной адвокатской деятельности в период действия Конституции СССР 1936 года не было. Многие комментаторы отмечали существенную преемственность этой конституции с Конституцией 1918 года[5]. Это исключало активные исследования адвокатской деятельности в тот период.

Генезис научного направления об эффективной адвокатской деятельности можно увязывать с Конституцией (Основным законом) СССР 1977 года, норма ст. 158 которой определяла: «обвиняемому обеспечивается право на защиту». Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 года содержала тождественную норму в ст. 170. Указанные акты примечательны появлением в качестве субъекта процессуальной деятельности адвоката. Норма ст. 161 (и аналогичная норма ст. 173 Конституции РСФСР 1978 года) фиксировала: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Обе нормы — и об обеспечении права на защиту (предполагается судом), и о содействии в этом адвокатов — также видятся нормами-гарантиями, а не нормами, предоставляющими субъективное конституционное право. При этом и эти конституционные акты в своем содержании выделяют в качестве доминирующего интерес общества или государства, а не интерес человека. Однако расширение субъективных конституционных прав, вероятно, в результате воздействия норм международного права, прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и его факультативных протоколов, подписанных СССР перед принятием Конституции СССР 1977 года, наметилось. В этот же период (в основной части) были опубликованы работы вышеуказанных авторов, заложившие в криминалистической науке основные направления теоретических исследований эффективной адвокатской деятельности. Кроме того, к тому моменту в общей теории права сформировалось достаточно распространенная позиция, что любое конституционное право может быть реализовано не только лично субъектом права, но и с помощью (при содействии) иных лиц[6].

Этатистское конституционное законодательство предопределяло этатистскую характеристику криминалистики советского периода. Являясь прикладной наукой уголовного процесса, входящего в систему советского права, криминалистика закономерно отвечала критериям этой системы. Содержание системы определялось конституционным правом. Существенные изменения в рассматриваемом вопросе связываются с Конституцией России 1993 года.

Во-первых, в данном акте в разделе о правах человека (гражданина) появилась норма ч. 2 ст. 45 о самозащите права: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Полагаем, что это действительно первая конституционная норма, позволяющая говорить о конституционном праве на защиту. Она имеет множество конституционных гарантий, в том числе содержащуюся в ч. 1 ст. 48: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В

случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Во-вторых, исключительно важно, что действующий основной закон иначе (в сравнении с предыдущими конституциями) обозначает акценты в правовом регулировании. «Дух и буква» конституции сводятся к защите человеческого достоинства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции), никакие иные положения конституции не могут противоречить данной норме о примате человеческого достоинства (ч. 2 ст. 16 Конституции).

Достаточно очевидной для обоснования возможности существования теорий адвокатской деятельности представляется ориентация конституционного права на активную личность, которая имеет субъективное право и соответствующие возможности защищать свой частный интерес во всех видах судопроизводства, осуществляемого на основе конституционного принципа состязательности и равноправия (ст. 123 Конституции).

Сторона обвинения уже имеет развитую в науке криминалистики теорию о тактике, методике, стратегии обвинительной деятельности. Как следствие для целей фактического равенства сторон аналогичный тактико-методический инструментарий должен иметься и у гражданина (представляющего его адвоката) в целях защиты им своего процессуального интереса. В ином случае конституционное равенство — явная фикция.

Завершая настоящую статью, можно констатировать то, что с начала XX века и до начала XXI века российское конституционное право претерпело существенные изменения. Первые конституции России вообще не предусматривали права человека на защиту своего интереса. Действующий сегодня основной закон позволяет человеку не только активно самостоятельно отстаивать свой интерес, но и использовать для этого профессиональную помощь адвоката-представителя или адвоката-защитника. Квалифицированная юридическая помощь, оказываемая данными субъектами, должна иметь научную основу.

Обозначенные в статье проблемы в год 10-летия принятия Конституции России видятся особо актуальными для юридической науки, позволяют обосновать возможность и необходимость существования в российской юридической

науке теоретических исследований адвокатской деятельности. Такие исследования могут проводиться как в рамках науки криминалистики, так и в рамках новой прикладной науки. Дополнительную аргументацию возможности существования исследований в области профессиональной защиты и представительства можно связать с влиянием норм международного права, изменением правовой культуры российского общества.

[1] Васильев А. Н. Актуальные проблемы развития советской криминалистики// Конституция СССР и дальнейшее укрепление законности и правопорядка. М., 1979. С. 208.

[2] См.: Зашляпин Л. А. Эволюция права и закона как фактор развития криминалистики и возникновения

теорий адвокатской деятельности// Эволюция права и закона как фактор изменения криминалистики: генезис профессиональной защиты и представительства. Екатеринбург, 2003. С. 66-80.

[3] См.: Зашляпин Л. А. Криминалистика как основа разработки теоретических аспектов профессиональной защитительной деятельности// Криминалистические аспекты профессиональной защиты по уголовным делам. Екатеринбург, 2001. С. 46.

[4] Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 17.

[5] См., напр.: Гайдуков Д. А. Развитие Конституции СССР// Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 99; Портнов В. П., Славин М. М. Этапы развития советской конституции (историко-правовое исследование). М., 1982. С. 167.

[6] См., напр.: Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.