Научная статья на тему 'Изменения государственной политики в области кинематографии в середине 1950-х гг. и нереализованный проект строительства крупнейшей киностудии в Переславле-Залесском'

Изменения государственной политики в области кинематографии в середине 1950-х гг. и нереализованный проект строительства крупнейшей киностудии в Переславле-Залесском Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
киностудия / фильмы / Министерство культуры / Переславль-Залеский / оттепель / Г.Ф. Александров / film studio / the movies / Ministry of Culture / Pereslavl-Zalessky / the Thaw / G. Alexandrov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Михайлович Гершзон

В статье на основании уникальных документов фондов Министерства культуры СССР и Министерства кинематографии СССР, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), рассматривается состояние в отечественной кинематографии и обстановка на крупнейших киностудиях в начале 1950-х гг., а также установка на резкое увеличение производства кинофильмов в самом начале оттепели. Особый импульс планам строительства новых киностудий придало назначение на должность министра культуры СССР Г.Ф. Александрова. Именно после того, как он вступил в должность, стал разрабатываться план строительства крупнейшей в Советском Союзе киностудии в городе Переславле-Залесском Ярославской области. В работе проанализировано, почему именно в этом городе предполагалось построить новую киностудию. Приводятся статистические выкладки – по количеству фильмов, которые предполагалось выпускать на новой киностудии и по объему капиталовложений в строительство. В том числе в сравнении с планами создания и реконструкции киностудий в других городах в тот же период. Проект строительства киностудии в Переславле-Залесском, возникший в 1954 году, так и остался нереализованным, – анализируются причины, почему отказались от этой идеи. Подавляющее большинство архивных материалов впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes of State Policy in Cinema in the mid-1950s and the Project of the Largest Film Studio in Pereslavl-Zalessky

The article is grounded on the unique documents of the funds of the USSR Ministry of Culture and the USSR Ministry of Cinematography, stored in the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI). This work considers the state of Soviet cinematography and the circumstance at the film studios in the early 1950s, and the setting for highly increase in film production at the very beginning of the Thaw. When G. F. Alexandrov became Minister of Culture of the USSR he gave a special boost to the project for the construction of new film studios. Since he took office a plan for the construction of the largest film studio in the Soviet Union in the city of Pereslavl-Zalessky, Yaroslavl region, began to be developed. This paper analyzes why it was supposed to build a new film studio in this city. There are statistics – on the number of films that were planned to be released at the new film studio and on the volume of capital investments in construction of this film studio in comparison with plans for the creation and reconstruction of film studios in other cities in the same period. The project of building a film studio in Pereslavl-Zalessky appeared in 1954, remained unrealized. The reasons why this idea was refused are analyzed. The most of archival materials are being introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Изменения государственной политики в области кинематографии в середине 1950-х гг. и нереализованный проект строительства крупнейшей киностудии в Переславле-Залесском»

УДК 94(47).084.9

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-8-153-157

Дата поступления (Submitted) 29.07.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 11.08.2024

Изменения государственной политики в области кинематографии в середине 1950-х гг. и нереализованный проект строительства крупнейшей киностудии в Переславле-

Залесском

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ГЕРШЗОН

кандидат исторических наук, директор Института социально-исторических исследований, 125040, улица Скаковая, д. 3, стр.12, г. Москва e-mail: mgershzon@yandex.ru

Аннотация. В статье на основании уникальных документов фондов Министерства культуры СССР и Министерства кинематографии СССР, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), рассматривается состояние в отечественной кинематографии и обстановка на крупнейших киностудиях в начале 1950-х гг., а также установка на резкое увеличение производства кинофильмов в самом начале оттепели. Особый импульс планам строительства новых киностудий придало назначение на должность министра культуры СССР Г. Ф. Александрова. Именно после того, как он вступил в должность, стал разрабатываться план строительства крупнейшей в Советском Союзе киностудии в городе Переславле-Залесском Ярославской области. В работе проанализировано, почему именно в этом городе предполагалось построить новую киностудию. Приводятся статистические выкладки - по количеству фильмов, которые предполагалось выпускать на новой киностудии и по объему капиталовложений в строительство. В том числе в сравнении с планами создания и реконструкции киностудий в других городах в тот же период. Проект строительства киностудии в Переславле-Залесском, возникший в 1954 году, так и остался нереализованным, - анализируются причины, почему отказались от этой идеи.

Подавляющее большинство архивных материалов впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: киностудия, фильмы, Министерство культуры, Переславль-Залеский, оттепель, Г. Ф. Александров

Changes of State Policy in Cinema in the mid-1950s and the Project of the Largest Film Studio in Pereslavl-Zalessky

MIKHAIL MIKHAILOVICH GERSHZON

DOCTOR OF PHILOSOPHY (Ph. D) in History Director of the Institute of Social-Historical Research, Moscow 125040, Skakovaya street, 3 -12, Moscow e-mail: mgershzon@yandex.ru

Abstract. The article is grounded on the unique documents of the funds of the USSR Ministry of Culture and the USSR Ministry of Cinematography, stored in the Russian State Archive of Literature and Art (RGALI). This work considers the state of Soviet cinematography and the circumstance at the film studios in the early 1950s, and the setting for highly increase in film production at the very beginning of the Thaw. When G. F. Alex-androv became Minister of Culture of the USSR he gave a special boost to the project for the construction of new film studios. Since he took office a plan for the construction of the largest film studio in the Soviet Union in the city of Pereslavl-Zalessky, Yaroslavl region, began to be developed. This paper analyzes why it was supposed to build a new film studio in this city. There are statistics - on the number of films that were planned to be released at the new film studio and on the volume of capital investments in construction of this film studio in comparison with plans for the creation and reconstruction of film studios in other cities in the same period. The project of building a film studio in Pereslavl-Zalessky appeared in 1954, remained unrealized. The reasons why this idea was refused are analyzed. The most of archival materials are being introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: film studio, the movies, Ministry of Culture, Pereslavl-Zalessky, the Thaw, G. Alexandrov

В истории отечественной кинематографии середина 1950-х гг. знаковое время, время перемен. До 1953 года государственную политику в области кино определяло постановление Совета министров СССР, принятое в 1948 году, смысл которого можно вкратце обозначить, как «лучше меньше, да лучше». Намечалось за счет значительного сокращения количества производимых полнометражных художественных фильмов улучшить их качество. Однако на практике этого улучшения не произошло. Были закрыты даже несколько проектов, уже запущенных в производство. Часть кинематографистов остались вне профессии, либо была вынуждена перейти из художественного кино в документальное. Прямым следствием постановления 1948 года стало то, что в последующие четыре года были поставлены антирекорды по количеству снятых фильмов. Пиковым стал 1951 год, когда было произведено всего 9 полнометражных фильмов (при том, что не все из девяти были художественными). Даже накануне Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы количество фильмов было несоизмеримо большим (в 1939 году - 58, в 1940 году - 43, в 1946 и 1947 гг. по 26 фильмов). Для сравнения, в таких странах, как Франция, Италия или, например, Япония, в начале 1950-х гг. снималось по 100 и более художественных фильмов в год. Советским правительством в 1952 году было принято решение о некотором увеличении количества снимаемых фильмов год. Однако, значительным образом на изменение ситуации в лучшую сторону это не повлияло. Начинающие кинорежиссеры и операторы в такой обстановке могли реализоваться только в документальном кино. Киностудии в начале 1950-х гг. были загружены не полностью, частично занимались непрофильной деятельностью. Так, одна из крупнейших студий производила скамейки. Средние сроки производства фильмов по сравнению с предыдущим периодом значительно увеличились, также, как и средняя стоимость постановки картины. В жанровом смысле главной тематикой были историко-биографические фильмы. Акцент при создании фильмов делался не на драматургию, а на изобразительные средства, на антураж.

В послевоенный период в Советском Союзе было 5 основных киностудий, на которых снимали художественные фильмы: «Мосфильм», киностудия им. М. Горького, «Ленфильм», Киевская киностудия (впоследствии известна, как киностудия имени А. Довженко) и Тбилисская киностудия (затем «Грузия-фильм»). На киностудиях других республик, в том числе и из-за низкого объема количества фильмов, работы по переоборудованию технической базы не проводились и эти киностудии не имели возможности для производства цветных картин.

В октябре 1949 года кинорежиссер М. Дон-

ской на коллегии Министерства кинематографии СССР заявил, что одна из ведущих киностудий - имени М. Горького (где он работал) после принятия решения о резком сокращении художественных фильмов оказалась на грани закрытия. Это свидетельство является важным еще и потому, не было воспоминанием, воспроизведенным спустя годы после событий, а было сказано именно в период искусственного кризиса). По словам Донского, среди тех, кто поддержал киностудию им. М. Горького в трудный период, были К. Е. Ворошилов (он в то время курировал в Правительстве вопросы культуры) и министр кинематографии СССР И. Г. Большаков [1]. Другой ведущий кинорежиссер, известный комедиограф Г. В. Александров говорил в июле 1952 года о ситуации на «Мосфильме»: «у нас антисанитарное состояние уборных и коридоров, где мы умываемся. По колено стоим в воде, в грязи. Все это содержится в антисанитарных условиях. Не знаю, анекдот это или нет, но главный санитарный врач на «Мосфильме» сказал, что если все это не будет исправлено, то он в октябре закроет студию и не позволит нам работать. Уборные, где гримируются актеры в антисанитарном состоянии. Актерам негде сесть, негде выпить воды... Сейчас жара и каждый обязан приносить с собой бутылку с кипяченой водой, чтобы можно было утолить жажду. Или нужно брать с собой термос. Как в пустыне! Неужели нельзя по типу других учреждений организовать буфет в коридоре или павильоне?» [2]. А на упомянутой киностудии им. М. Горького в начале 1950-х гг. снималось мизерное количество цветных кинокартин. Но при этом собственной лаборатории для проявки цветной кинопленки не было, она отправлялась на «Мосфильм» [3]. Режиссер С. А. Герасимов, работавший на киностудии им. М. Горького в январе 1951 года, отмечал, что технические условия иногда сводят на нет весь съемочный день: «. всякого рода шум. Шум, который совершенно переходит за все возможные допуски всех условий звукозаписи... Затем некондиционированное горение света, горит моргая. Температура не дает возможности работать. Она доходит до 70 градусов. Осветители падают в обморок. Это нельзя назвать нормальной обстановкой для проведения работы. Через 50 минут горения дугового прибора дышать нечем, снимать нельзя, всюду стоит пелена» [4]. Вообще же в Москве было всего 5 съемочных павильонов - четыре на киностудии «Мосфильм» и один на киностудии им. М. Горького [5].

Кино стало первым из всех искусств, где произошли радикальные изменения после реформ, предпринятых в марте 1953 года. Уже в апреле того же года, по указанию Правительства - Совета министров СССР был кардинально план производства полнометражных художественных фильмов. Были сняты с производства все

историко-биографические фильмы, причем даже те, которые находились в производстве. Министерству культуры СССР, в ведении которого с марта 1953 года была кинематография, было дано указание сделать основной упор в плане создания фильмов на съемки кинокартин на современные темы о рядовых людях, на создание кинокомедий. Несколько позднее Правительством была дана установка на значительное увеличение количества производимых фильмов. В августе 1954 года отмечалось, что «в настоящее время перед Министерством культуры СССР поставлена задача по резкому увеличению производства художественных кинофильмов с доведением их выпуска в ближайшие пять лет до 150 полнометражных цветных художественных кинофильмов в год» [6]. Существующие в начале 1950-х гг. мощности киностудий были недозагружены, как отмечалось выше. Но они не были рассчитаны на такое резкое увеличение - более чем в 16 раз (если брать за точку отсчета 1951 год) плана производства фильмов. Не было достаточных мощностей и для производства кинопленки. При этом надо принять во внимание, что планировалось не просто увеличить количество снимаемых фильмов, а именно цветных кинокартин.

На первых порах после изменения государственной политики в области кино были проведены работы по строительству новых павильонов и расширению производственных цехов на киностудиях «Мосфильм» и «Ленфильм», началось строительство новых киностудий в Ташкенте и Баку, проектирование киностудий в Риге, Минске, Вильнюсе и Сталинобаде (сейчас Душанбе). Осуществление этих мероприятий и даже последующее строительство киностудий в 4 указанных городах расширили бы производственную базу кинематографии. Но даже все указанные мероприятия не позволили бы добиться поставленной задачи по производству 150 кинофильмов в год. Тогда, летом 1954 года Министерство культуры СССР разработало новые предложения. Предполагалось, во-первых, строительство новой киностудии под Москвой - филиала «Мосфильма», а также новых киностудий в гг. Алма-Ате, Ашхабаде, Ереване, Кишиневе, Петрозаводске (тогда этот город был столицей одной из 16-ти союзных республик), Таллине и Фрунзе, а также реконструкции киностудии в Киеве и Черноморской кинофабрики (в то время так называлась Одесская киностудия). К решению вопроса подошли комплексно - предполагалось не только строительство новых производственных мощностей, но и жилищное строительство для сотрудников киностудий. Под эти цели Министерство культуры СССР просило у Правительства 1150 миллионов рублей (в ценах до 1961 года). Также предполагалась реконструкция кинокопировалных фабрик и заводов для производства киномеханическо-

го оборудования. Среди всех намеченных мероприятий строительство новой киностудии под Москвой стояло на первом месте. Было определено и место - в городе Переславле-Залесском Ярославской области. Почему же планировалось построить новую киностудию именно в Пе-реславле-Залесском? Дело в том, что именно в этом старинном городе с богатой историей, где в XIII веке родился Александр Невский, а в конце XVII столетия Петр I строил свою первую флотилию, по состоянию на середину XX века - районном центре, находилась кинопленочная фабрика №5 Министерства культуры СССР. Согласно архивным документам, на этой фабрике в первой половине 1950-х гг. была собственная ТЭЦ [7], которая работала на торфе «собственной заготовки» [8]. Интересная деталь - выполнение плана Переславской фабрики по производству кинопленки зависело от объема заготовленного торфа, которого в силу периодически не хватало. Министерство кинематографии, а затем и Министерство культуры обращалось с просьбами о помощи к другим ведомствам.

Отметим, что план перестройки кинофабрики в полноценную киностудию не единичен. Известная Одесская киностудия в начале 1950-х гг. именовалась Черноморской кинофабрикой. Правда, её техническая база была значительней, чем на фабрике в Переславле. В Одессе в начале 1950-х гг. производились документальные фильмы.

По плану, предложенному летом 1954 года, предусматривалось производство ежегодно, после осуществления реконструкции:

• Киностудия «Ленфильм» до 15 цветных фильмов

• Киевская (им. А. Довженко) до 17 цветных фильмов

• Черноморской до 8 цветных фильмов

• Тбилисская до 7 цветных фильмов.

• После постройки новых киностудий:

• В Алма-Ате - до 5 цветных фильмов

• В Таллине - до 5 фильмов

• В Кишиневе - до 5 фильмов

• В Ереване - до 5 фильмов

• Во Фрунзе (сейчас Бишкек) - до 5 фильмов

• В Петрозаводске - до 3 фильмов

• В Ашхабаде - до 3 фильмов.

В Переславле-Залесском при этом предусматривалось строительство киностудии мощностью до 25 (!) цветных фильмов в год [9]. Таким образом, новая киностудия в Переславле должна была превзойти более, чем в полтора раза по мощности такую старейшую и крупнейшую киностудию как «Ленфильм». Новая киностудия в Переславле-Залесском, если бы план был осуществлен, стала бы если не советским Голливудом, то совершенно точно, одной из главных и структурообразующих в отечественной кинематографии.

По плану предусматривалось определенные капиталовложения на реконструкцию. Так на «Мосфильм» планировалось израсходовать 240 миллионов рублей, «Ленфильм» - 80 миллионов, Киевскую киностудию - 40 миллионов, на Черноморскую - 10 миллионов, Тбилисскую -30 миллионов рублей. На строительство новых киностудий предполагалось выделить: в Минске - 50 миллионов, в Риге, Вильнюсе, Таллине, Кишиневе, Баку, Ереване, Алма-Ате и Фрунзе -по 40 миллионов на каждую, в Ташкенте, в Петрозаводске, Ашхабаде и Сталинобаде - по 32 миллионов на каждую. При этом на строительство новой киностудии в Переславле-Залес-ском предусматривалось по плану 400 (!) миллионов рублей. То есть, израсходовать в 1,5 раза больше, чем на реконструкцию и расширение площадей крупнейшей киностудии «Мосфильм» [10].

Одно из преимуществ расположения киностудии в Переславле - как в нем самом, так и в окрестных старинных городах и местностях была замечательная натура для съемок исторических фильмов. Сейчас Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо. Здесь, еще до Великой Отечественной войны, проходили съемки фильма «Александра Невский» С. Эйзенштейна, а в послевоенный период - «Война и мир», «Россия молодая» и других.

Однако идея Министерства культуры СССР о строительстве новой киностудии в Переслав-ле-Залесском не была поддержана Правительством и от нее отказались в том же 1954 году. Более того, объемы финансирования по уже существующей фабрике кинопленки № 5 в Пе-реславле-Залесском были уменьшены в следующем году [11], что было оформлено приказом министра культуры СССР от 10 января 1955 года. Достаточно смелая и новаторская идея строительства крупной киностудии в центре России, но вдали от крупных городов была предложена в бытность министром культуры СССР Г. Ф. Александрова. Его короткое пребывание на посту министра (около года) было ознаменовано значительными переменами в управлении всеми сферами культуры.

Грандиозный по размаху проект, который планировали и просчитывали на уровне Министерства культуры СССР так и не был воплощен прежде всего, из-за больших финансовых расходов. Государство предпочло вкладывать в уже существующие киностудии и развивать национальное кино. Но были, очевидно, и другие причины, которые не благоприятствовали проекту - даже, если бы его задумали реализовать не в таком крупном масштабе. Один из серьезных изъянов в проекте строительства киностудии в Переславле-Залесском - отсутствие логистики. В сравнении с другими городами, где-либо уже существовали киностудии, либо планировалось построить новые, Переславль-Залесский был

очень маленьким городком. В первой половине 1950-х гг. в нем проживало чуть более 20 тысяч человек, в настоящее время - около 38 тысяч человек. Расстояние от Москвы до Переславля примерно 150 км. Беспересадочного железнодорожного сообщения столицы с этим городом нет и сейчас. От Ярославля (областного центра) до Переславля-Залесского более 100 км.

Строительство крупнейшей киностудии в стране могло придать определенный импульс для развития Переславля-Залесского - не только как туристического центра. Киностудия могла бы стать своего рода драйвером для развития города. Отметим, строительство киностудии никоим образом не должно было затронуть многочисленные исторические объекты в Пе-реславле. Кинопленочная фабрика находилась в новой части города и была достаточно удалена от центра.

Что же до плана по доведению количества производимых кинофильмов до 150 в год к концу 1950-х гг., то он так и не был исполнен. За весь период оттепели рекордным стал 1959 год, когда было создано 145 полнометражных кинокартин. При этом, далеко не все фильмы были цветными. А в начале 1960-х гг. количество поставленных картин даже значительно уменьшилось: в 1962 году - 117 фильмов, в 1963 году - 96 фильмов. План по числу фильмов, выдвинутый в 1954 году, был исполнен (и побит) только в 1965 году, когда было снято 167 полнометражных художественных фильмов [12, с. 235].

План по сооружению новых киностудий и реконструкции уже существовавших к тому моменту был в той или иной степени воплощен. Были решены и вопросы организации нормальных условий труда сотрудников киностудий (то, о чем в свое время говорили Александров, Герасимов и не только они). На киностудиях появились столовые, буфеты, медицинские кабинеты и т.п. Осуществлялось строительство жилья для работников студий, пионерских лагерей для их детей.

С технической точки зрения - именно с середины 1950-х гг. на государственном уровне проводились мероприятия, которые способствовали внедрению передовых технологий съемки кинокартин - появилось широкоэкранное и широкоформатное кино, в кино внедрялся стереозвук (до шести стереодорожек).

Изменение государственной политики в области кино, которое произошло с середины 1950-х гг., в значительной степени способствовало расцвету отечественного кино. Полноценные киностудии со временем появились в столицах всех союзных республик, а также в ряде крупных городов (например, в Одессе и Свердловске). Но грандиозный проект создания киностудии в Переславле-Залесском так и остался нереализованным.

Литература и источники

1. РГАЛИ. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 2296. Л. 379.

2. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 3464. Л. 146-147.

3. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 2762. Л. 188.

4. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 3149. Л. 258-259.

5. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 3499. Л. 34.

6. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 219. Л. 136.

7. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 261. Л. 72.

8. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 97. Л. 67.

9. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 219. Л. 141.

10. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 219. Л. 146.

11. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 302. Л. 134.

12. Гершзон М. М. Министерство культуры СССР в 1953-1963 гг. // Закат Сталина и оттепель. М.: Издательство Модест Колеров, 2018.

References

1. RGALI. Russian State Archive of Literature and Art. F. 2456. Op. 1. D. 2296. L. 379.

2. RGALI. F. 2456. Op. 1. D. 3464. L. 146-147.

3. RGALI. F. 2456. Op. 1. D. 2762. L. 188.

4. RGALI. F. 2456. Op. 1. D. 3149. L. 258-259.

5. RGALI. F. 2456. Op. 1. D. 3499. L. 34.

6. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 219. L. 136.

7. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 261. L. 72.

8. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 97. L. 67.

9. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 219. L. 141.

10. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 219. L. 146.

11. RGALI. F. 2329. Op. 2. D. 302. L. 134.

12. Gershzon M. M. Ministerstvo kul'tury SSSR v 1953-1963 gg. [Ministry of Culture of the USSR in 1953-1963]. Zakat Stalina i ottepel' [Stalin's Decline and the Thaw]. Moscow, Modest Kolerov Publ., 2018.

© «Клио», 2024 © Гершзон М.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.