Научная статья на тему 'Изменения акцизного налогообложения топлива'

Изменения акцизного налогообложения топлива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВКИ АКЦИЗОВ НА ТОПЛИВО / ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ / БЕНЗИН / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / ЦЕНА ТОПЛИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко А.С., Погожева С.О.

Данная статья посвящена изменениям акцизного налогообложения топлива, рассмотрено влияние «налогового маневра» на ставки акциза, изменение в составе подакцизных товаров. Также рассмотрен вопрос о будущей цене на топливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения акцизного налогообложения топлива»

УДК 336.025

А.С.Петренко, к.э.н, доцент кафедры ЭиФМ С.О.Погожева, студент факультета ЭУБ Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация

ИЗМЕНЕНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТОПЛИВА

Аннотация

Данная статья посвящена изменениям акцизного налогообложения топлива, рассмотрено влияние «налогового маневра» на ставки акциза, изменение в составе подакцизных товаров. Также рассмотрен вопрос о будущей цене на топливо.

Ключевые слова

Ставки акцизов на топливо; подакцизные товары; бензин; налоговый маневр; цена топлива.

В 2015 году акцизное налогообложение подверглось существенным изменениям, которые, в особенности, касаются акцизов на топливо. В целях дополнительного стимулирования нефтяной отрасли правительство Российской Федерации в 2014 году приняло ряд законодательных решений, получивших название «налогового маневра», суть которых заключается в поэтапном сокращении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и росте налога на добычу полезных ископаемых. Министерством финансов России был подготовлен проект федерального закона, содержащего поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации, устанавливающие ставки акциза существенно более низкие, чем ранее утвержденные ставки в целях компенсации удорожания сырья [1].

Таблица 1

Ставки акцизов на топливо на 2014-2017 гг.

Виды подакцизных товаров 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Автомобильный бензин не соответствующий классу 3, классу 4 и классу 5 11 110 руб. за 1 т 7 300 руб. за 1 т 7 530 руб. за 1 т 5 830 руб. за 1 т

Автомобильный бензин класса 3 10 725 руб. за 1 т

Автомобильный бензин класса 4 9 916 руб. за 1 т

Автомобильный бензин класса 5 6 450 руб. за 1 т 5 530 руб. за 1 т

Дизельное топливо не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5: 6 446 руб. за 1 т класса 3: 6 446 руб. за 1 т класса 4: 5 427 руб. за 1 т класса 5: 4 767 руб. за 1 т 3 450 руб. за 1 т 4 150 руб. за 1 т 3 950 руб. за 1 т

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 8 260 руб. за 1 т 6 500 руб. за 1 т 6 000 руб. за 1 т 5 400 руб. за 1 т

Прямогонный бензин 11 252 руб. за 1 т 11 300 руб. за 1 т 10 500 руб. за 1 т 9 700 руб. за 1 т

Авиационный керосин -

Природный газ - 30 процентов

Топливо печное бытовое 6 446 руб. за 1 т 3 000 руб. за 1 т 2 800 руб. за 1 т

Размер ставок акцизов на бензин на 2015 год заметно снизился по сравнению с 2014 годом. Например, в 2015 году ставка акциза на бензин класса 5 равна 5 530 руб., тогда как в 2014-м она составляла 6 450 руб.

На бензин классов 3 и 4, а также на бензин, не соответствующий классам 3, 4 и 5, в 2015 г. ставка акциза одинаковая - 7 300 руб. за 1 т. Дизельное топливо любого класса в 2015 г. также облагается акцизом по одной ставке - 3 450 руб. за 1 т, что меньше ранее запланированной. Отметим, что до 1 января 2015 г. размер ставки акциза на дизельное топливо различался в зависимости от соответствия определенному классу.

Экологический стандарт "Евро-4" регламентирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. В соответствии с техрегламентом, оборот бензина и дизельного топлива класса 3 ("Евро-3") был разрешен до 31 декабря 2014 года [2]. Ранее предполагалось, что оборот топлива класса 4 ("Евро-4") будет разрешен до 31 декабря 2015 года, а после 2015 года будет разрешен только оборот топлива класса 5 ("Евро-5").

На заправках со следующего года должно было продаваться только топливо класса 5. Между тем Минэнерго сообщало, что ряд компаний направили в ведомство заявки с просьбой отсрочить переход на оборот только топлива "Евро-5" на внутреннем рынке России.

Отсрочка перехода на "Евро-5" связана с тем, что ряд производителей не успевают провести модернизацию НПЗ в положенные сроки. Всего компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых. До 2014 года все шло по плану, было запущено 47 установок. Но в 2015 году нефтекомпании не успевают ввести 14 установок. В итоге во избежание возможного дефицита бензина в России было решено продлить оборот бензина "Евро-4" на полгода — до 1 июля 2016 года.

Более чем в два раза в 2015 г. уменьшена ставка акциза на топливо печное бытовое по сравнению с действовавшей в 2014 г. - 3 000 руб. вместо 6 446 руб. за 1 т [3]. Снизилась по сравнению с ранее запланированной на 2015 г. ставка акциза и на прямогонный бензин: она составляет 11 300 руб. за 1 т. Изменения акцизного налогообложения также касаются расширения состава подакцизных товаров. Так, в 2015 году в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза.

Установлен порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями, если такое налогообложение предусмотрено международными соглашениями. Это решение позволяет выполнить положения международного соглашения Российской Федерации в отношении налогообложения акцизами природного газа, поставляемого по газопроводу "Голубой поток".

Ставки акцизов на бензин постоянно пересматриваются Правительством РФ исходя из задач, стоящих на тот или иной момент. Несмотря на снижение ставок акцизов на бензин в 2015 году по сравнению с 2014 годом, говорить о том, что вместе с этим снизится и цена на бензин, не приходится.

"Налоговый маневр" в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 г., предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых. Цель маневра - сократить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с мировой ценой на нефть.

Дополнительные поступления в бюджет от налогового маневра, по оценкам профильных ведомств, должны составить 247 млрд. руб. в 2016 г. и 250 млрд. руб. в 2017 г. В 2015 г. дополнительных бюджетных поступлений не ожидается. Но параллельно увеличивается стоимость нефти на внутреннем рынке, соответственно, дорожает бензин. Чтобы не допустить резкого роста цен на нефтепродукты в стране, маневр предусматривает снижение акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако в начале октября Минэнерго сообщило, что Минфин предлагает поменять некоторые параметры налогового маневра для привлечения дополнительных средств в бюджет в 2016 г. Так, запланированные ставки акцизов на бензин на 2016 год заметно выше ставок 2015 года. Так, ставка на бензин класса 5 на 2016 год установлена в размере 7 530 руб., что значительно выше ставки, действующей в 2015 году.

В целях компенсации выпадающих доходов бюджета субъектов РФ с 1 января 2015 г. 100 процентов

сумм акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, зачисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Эксперты предполагают, что в 2016 году цены вырастут на 5-10% и повышение не будет зависеть от мировой динамики цен на нефть.

Отмена экспортных пошлин может привести к существенному росту стоимости топлива. Но прогнозировать ситуацию, которая будет характерна для 2016 года на данный момент очень сложно в связи с фактической монополизацией рынка.

Существенный рост цен вынудит потребителей экономить. Люди начнут предпочитать общественный транспорт вместо автомобильного при условии, что расходы на оплату бензина будут расти быстрее, чем доходы граждан.

Если потребление бензина упадет, эффект от повышения акцизов для наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации может быть уменьшен. Повышение цен на бензин ударит, прежде всего, по малоимущим слоям населения и среднему классу и из-за сокращения ими потребления бензина спрос на него может не вырасти в 2015 году, но вряд ли упадет. Производство бензина в стране не должно упасть, так как спрос будет стимулировать промышленность, которая не сократит свои нужды, и рост цен для которой будет компенсирован адресными налоговыми вычетами.

Также в 2016 году возможна реализация государственного проекта, который запланирован совместно с нефтяными компаниями. Проект будет нацелен на предоставление поддержки малообеспеченным автомобилистам, и включает формирование сети социальных заправок по стране, которые будут обслуживать определенные категории водителей по льготным картам или талонам.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 24.11.2014 N Збб-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] -https://www.consultant.ru

2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 (ред. от 11.10.2012, с изм. от 29.12.2012) "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" [Электронный ресурс] - http://base.consultant.ru

3. Налоговый Кодекс РФ (часть первая и вторая). Текст с изменениями и дополнениями от 15 января 2015 года. М.: Эксмо, 2015

© Петренко А.С., Погожева С.О., 2015

УДК 338.001.36

Н.В.Седых

Доцент кафедры экономики и финансового менеджмента, кандидат экономических наук, г. Краснодар

t379186@yandex.ru Е.В.Попова Студентка КубГТУ, г. Краснодар lenochka_95@bk.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Аннотация

В статье предлагается общий обзор рейтинга стран мира по уровню конкурентоспособности их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.