Научная статья на тему 'Изменение взглядов на политическое функционирование СМИ в Китае'

Изменение взглядов на политическое функционирование СМИ в Китае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1237
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / СМИ / ПОЛИТИКА / POLICY / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / MEDIA SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ван Сюй

Революционные преобразования в системе средств массовой информации Китая в первой половине XX в. произошли под влиянием мощного демократического движения за новую культуру. Политика всесторонней модернизации и открытости китайского общества привела к радикальным изменениям в политической коммуникации. Системная трансформация китайского общества затронула все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и информационнокоммуникационную. С изменением политических процессов, институтов начинают развиваться новые отношения в политико-коммуникационной сфере, отражающие характер протекающих в общественно-политической жизни преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF EVOLUTIONARY DYNAMICS ON THE POLITICAL FUNCTIONING OF THE MASS MEDIA IN CHINA

Revolutionary changes in the media system in China during the first half of the twentieth century took place under the influence of a powerful democratic movement as a new culture in China. Policy of comprehensive modernization and openness of Chinese society has led to radical changes in political communications. Systemic transformation of Chinese society has affected all spheres of society, including its information and communication. With the change in political processes, institutions begin to develop a new relationship in the sphere of political communications, reflecting the nature of the proceeding in the socio-political transformation’s life.

Текст научной работы на тему «Изменение взглядов на политическое функционирование СМИ в Китае»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.422

Ван Сюй

ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СМИ В КИТАЕ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Революционные преобразования в системе средств массовой информации Китая в первой половине XX в. произошли под влиянием мощного демократического движения за новую культуру. Политика всесторонней модернизации и открытости китайского общества привела к радикальным изменениям в политической коммуникации. Системная трансформация китайского общества затронула все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и информационно-коммуникационную. С изменением политических процессов, институтов начинают развиваться новые отношения в политико-коммуникационной сфере, отражающие характер протекающих в общественно-политической жизни преобразований. Библиогр. 15 назв. Ключевые слова: Китай, СМИ, политика, пропаганда, журналистика.

VIEWS OF EVOLUTIONARY DYNAMICS ON THE POLITICAL FUNCTIONING OF THE MASS MEDIA IN CHINA

Wang Xu

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Revolutionary changes in the media system in China during the first half of the twentieth century took place under the influence of a powerful democratic movement as a new culture in China. Policy of comprehensive modernization and openness of Chinese society has led to radical changes in political communications. Systemic transformation of Chinese society has affected all spheres of society, including its information and communication. With the change in political processes, institutions begin to develop a new relationship in the sphere of political communications, reflecting the nature of the proceeding in the socio-political transformation's life. Refs 15.

Keywords: China, the media system, policy, propaganda, journalism.

В конце 70-90 годов XX в. произошли серьезные изменения в практике китайских СМИ, отразившиеся и в научных изысканиях. С началом проведения политики реформ и открытости серьезной корректировке подверглись казавшиеся незыблемыми теоретико-методологические основания изучения вопросов журналистики. Революционные преобразования в системе средств массовой информации Китая в первой половине XX в. произошли под влиянием мощного демократического движения за новую культуру в Китае, на которое глубокое влияние оказали идеи Октябрьской революции в России. В революционном и антиимпериалистическом движении в Китае широко использовался опыт организаторской и пропагандистской

работы большевистской партии Советской России. Коммунистическая Партия Китая (КПК) на основе опыта большевистской журналистики, устной агитации и пропаганды приступила к созданию качественно новой системы средств массовой коммуникации, сочетающей в себе традиционные и современные формы и обеспечивающей высокую эффективность революционной информационно-пропагандистской работы.

По словам бывшего Председателя КПК Мао Цзэдуна, «пресса, — это средство просвещения масс, стоящее к ним лицом, текст должен быть доступным, коротким и проникновенным; более того, следует опираться на изложение фактов, нельзя толковать о пустопорожнем, выхолащивая тем самым основные принципы» [1]. Иначе говоря, деятельность журналистов должна следовать своим собственным законам, пользоваться только фактами; как отметил Мао Цзэдун, в прессе «энтузиазм конечно должен иметь место, но ложь преподносить нельзя» [2, с. 28]. К народу следует идти только с честным правдивым словом, «писать правду, всю правду, самую горькую и ничем не приукрашенную правду» [3, с. 295]. Слова, сказанные В. И. Лениным и Мао Цзэдуном о специфике информационной работы, акцентируют внимание на том, что именно достоверные объективные факты лежат в основе эффективной пропаганды.

Но, к сожалению, практика СМИ свидетельствует о разнице между стремлением добиться пропагандистского эффекта и отражением правды жизни. Поэтому данная ситуация, связанная с использованием прессы в качестве распространителя пропагандистских материалов, обусловлена тем, что, несмотря на законы журналистики, произвольное обращение с фактами способно исказить социальные задачи прессы. Политические лидеры Китая долгие годы стремились к тотальному охвату потенциальной аудитории. Одобренные образцы сообщений и содержания должны были целиком заполнять емкости СМИ, что позволило бы соблюдать линию партии и исключало возможность появления сообщений сомнительного содержания, не вписывающихся в заданный стандарт.

Китай, так же как и многие другие страны, переживает кризис традиционных политических коммуникаций, что проявляется в низкой эффективности пропаганды. Стоит отметить, что между Россией и Китаем в этом аспекте есть незначительная разница. «Социологические исследования свидетельствуют, что российские граждане принимают ключевые демократические постулаты: равенство всех перед законом, политический плюрализм, независимое судопроизводство, свободные выборы, свобода СМИ. Динамика важности различных аспектов демократии респондентами подтверждает тенденцию их возрастания в сравнительном анализе» [4, с. 266].

Раньше китайские исследователи журналистики изучали роль и место прессы в процессах политических коммуникаций исключительно с марксистско-ленинских позиций, согласно которым основное назначение прессы — быть коллективным агитатором, организатором и пропагандистом. А общество рассматривалось в качестве объекта воздействия. Вопрос об организации с помощью СМИ полноправного диалога между властью и обществом не ставился. Исторически китайская пресса уже привыкла к роли, обозначенной иероглифами «горло и язык» в рамках «вертикального» распространения информации, передающейся по направлению «от власти — к массам», иначе говоря, сверху вниз.

Основы современной концепции политической пропаганды, по мнению ведущих китайских специалистов, сформировались в период революционной войны 40-х годов. «Однако ситуация, в которой мы находимся сейчас, — пишет авторитетный китайский исследователь Цзянь Синбо, — в огромной степени отличается от времени сорокалетней или тридцатилетней давности. Даже по сравнению с периодом десятилетней давности произошли явные изменения» [5, с. 3].

С 1990-х годов китайские исследователи начали обращать особое внимание на изменение средств массовой информации после проведения реформы и политики открытости Китая. В связи с развитием рыночной экономики потребности аудитории стали доминирующими факторами на китайском массмедийном рынке.

Китайские ученые полагают, что однобокая реализация концепции «рупора» принесла бы китайским СМИ большие трудности в международной коммуникации [6, с. 86]. По их мнению, «быть истинными, достоверными, объективными, многосторонними и справедливыми — это первоначальная задача средств массовой информации Китая в условиях трансформации общества» [7]. Профессор института массовой коммуникации при Университете Цинхуа Ли Сигуан считает, что после вступления в ВТО китайские СМИ должны совершенствовать свою журналистскую деятельность во внешней коммуникации, чтобы «взять в свои руки планету и заставить весь мир услышать голос Китая» [8, с. 182].

Лучшая часть представителей китайской журналистики борется за демократизацию прессы и других средств массовой коммуникации, подвергает критике многих руководящих функционеров, которые хотели бы видеть в СМИ средство командования и администрирования. Идет борьба за новую концепцию средств политической коммуникации, которые должны принадлежать народу, служить его интересам. В противном случае, по мнению журналистских кругов, может произойти отрыв от масс, а результатом пропагандистской работы будет отрицательный эффект, то есть чем сильнее будет пропаганда, тем большее отвращение она будет вызывать у народа.

Важной задачей в деле демократизации средств массовой коммуникации журналистская общественность КНР считает более широкую реализацию принципа открытости, близкого по своей сущности принципу гласности. Старую установку «информировать лишь о том, что в наших интересах, и не информировать о том, что идет вразрез с нашим интересами» многие журналисты в КНР считают сейчас вредной. В Китае, ввиду частых и долгих войн и в силу традиций политической культуры, сложилась практика отношения к публикации информации исключительно с точки зрения интересов пропаганды.

Китайская журналистская общественность считает, что в современных условиях необходимо отказаться от политики наложения запретов на публикацию информации, что это не только бессмысленно, но и наносит серьезный политический ущерб авторитету партии и правительства. Ибо, несмотря ни на какие запреты, происходит «обратное движение» информации, а также распространение «новостей из неофициальных источников», то есть слухов.

Яркими примерами этого могут служить следующие события, взволновавшие широкую общественность Китая в последние годы: «атипичная пневмония» (SARS) в 2003 г. и эпидемия гриппа A/H1N1. Об «атипичной пневмонии» китайские СМИ сначала ничего не сообщали, общество сразу же наводнили слухи, увеличилось ко-

личество людей, слушающих и смотрящих зарубежные СМИ. В адрес китайских СМИ поступало много жалоб, люди выражали свое недовольство работой прессы. Что касается гриппа А/НШ1, то с начала и до нынешнего дня информация прессы была оперативной и достоверной, соответственно слухов рождалось немного. Сравнение этих двух случаев подтверждает необходимость открытой информации в процессе политической коммуникации.

Люди часто говорят, что «факт победит красноречие». Надежность информации основана на реальности. Современное китайское общество стало открытым, заметно повысился уровень образования населения, поэтому прямая пропаганда и пустые проповеди могут вызвать у людей раздражение, сомнение и антипатию. Результаты опроса, проведенного среди иностранных учащихся в Китае, показывают, что 53,5% опрошенных считают, что китайские СМИ не достаточно объективны. По результатам другого опроса, проведенного среди китайцев, обучающихся за рубежом, 76,3% опрошенных считают, что пресса Китая должна учиться у иностранных СМИ и усилить свою объективность [9, с. 17-18]. По мнению китайских исследователей, западные СМИ тоже страдают приверженностью к каким-либо партиям или компаниям, но сами они называют себя объективными и нейтральными. Дело в том, что они не прямо выражают собственную точку зрения, а предпочитают проводить свою идеологию и выражать политические пристрастия, используя язык фактов [10, с. 119-120]. Представители журналистских кругов КНР считают, что необходимо начать создание многообразной системы массовой информации. Эта система будет включать и государственные, и общественные, и частные каналы.

Стоит отметить, что в Китае между властью и обществом постоянно существуют слабые и нестабильные связи. Как и в России, в Китае общественные структуры еще находятся в процессе формирования, и процесс этот не быстр. С нашей точки зрения, главная причина этого — недостаточные правовые нормы по этому поводу в государственном правовом процессе в Китае.

На XIII съезде КПК была выдвинута идея создания «системы общественно-консультативного диалога». Ху Цзивэй, президент ассоциации журналистов КНР, развивая эту идею применительно к работе СМИ, отмечал, что средства массовой информации обладают особыми преимуществами в развитии системы консультативного диалога. Для нормального развития этого диалога, по мнению Ху Цзивэя, с одной стороны, необходимо разработать соответствующие институты и законодательство, чтобы диалог постепенно обрел правовой статус. С другой стороны, необходимо укреплять, в особенности у руководства всех уровней, демократическое сознание, углублять представление и понимание всеми гражданами системы «консультативного диалога». Он подчеркнул, что подобный «информационный диалог» должен исходить из принципов правдивости, системности и всесторонности охвата проблем и всеобщего участия в нем населения. Противоречащими и нарушающими дух «консультативного диалога» назвал Ху Цзивэй такие традиционные формы массовой коммуникации, как политические кампании и другие старые формы пропаганды, не рассчитанные на обратную связь [11, 3].

Председатель КНР Ху Цзиньтао также подчеркнул, что СМИ должны придерживаться принципа «трех связей»: с действительностью, с жизнью, с массами. В выступлении на шестом пленарном заседании XVI съезда КПК Ху Цзиньтао отметил, что надо «усилить и улучшить руководство партии над СМИ, эффективно направ-

лять общественность — это важный аспект в усилении управленческой силы партии» [12, с. 217]. В журналистских кругах считают, что принцип «трех связей» может способствовать взаимодействию СМИ и власти и может объединить идеи партии и желания народа.

Китай находится в периоде перехода от всесильного правительства к правительству «ради народа». Чтобы создать более чистое, высокоэффективное и более доступное правительство, необходимо внедрять в жизнь меры обеспечения общественных интересов. Для того чтобы создать хороший образ правительства, эффективно обмениваться с народом информацией, осведомленность журналистов по самым различным вопросам должна быть постоянной заботой партийных комитетов. Регулярные встречи с журналистами, пресс-конференции с участием секретарей и заведующих отделами партийных комитетов, выпуск пресс-бюллетеней помогают журналистам точнее ориентироваться в обстановке, находить оптимальные пути для решения профессиональных задач.

Китайская конституция гарантирует право каждого гражданина на получение полной и достоверной информации по любому вопросу общественной жизни, если она не составляет государственной и военной тайны. Гарантируется также право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса. Однако, по мнению китайских журналистов, эти права должны быть не только провозглашены, но и реализованы на практике. В механизме их реализации ведущее место принадлежит средствам массовой информации [13, с. 23].

Пресс-службы в этом случае выступают одним из важнейших механизмов осуществления долговременного и конструктивного взаимодействия со СМИ и журналистами. По мнению китайского ученого Цао Юе, «пресс-службы действуют как смазки, которые координируют отношения между правительством, СМИ и публикой» [14, с. 49].

С расширением системы пресс-службы в правительствах разных уровней новым девизом в сфере политической коммуникации Китая стало осуществление «информационного правления». В настоящее время в более чем семидесяти отделениях и организациях при Госсовете КНР и в правительствах тридцати одного административного района провинциального уровня создана система пресс-службы; назначено более девяноста и пятидесяти пресс-секретарей соответственно. По предварительным данным, в 2006 г. пресс-канцелярия при Госсовете КНР организовала около 60 пресс-конференций, отделения при Госсовете КНР — более 500, провинции — более 700 пресс-конференций [15, с. 35].

Политика всесторонней модернизации и открытости китайского общества привела к радикальным изменениям в политической коммуникации. Возникли новые идеи, новые подходы к уже апробированным методикам. В частности, появились новые методы и принципы ведения политической пропаганды. По сути дела, под руководством Коммунистической партии Китая сейчас идет переоценка ценностей и реформирование всей системы политической коммуникации Китайской Народной Республики. Она становится более оперативной, более доходчивой и понятной читателям, слушателям и зрителям, а следовательно, и более эффективной.

Таким образом, системная трансформация китайского общества затронула все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и информационно-коммуникационную. С изменением политических процессов, институтов начинают развиваться

новые отношения в политико-коммуникационной сфере, отражающие характер протекающих в общественно-политической жизни преобразований. Односторонняя связь в системе «власть — общество» должна постепенно уступать место двухсторонним отношениям, что порождает проблемы открытого функционирования органов государственной власти и управления и их диалога с населением. От того, какими будут эти отношения, во многом зависит стабильность политической и социальной систем. Опыт реформы Китая показывает, что отсутствие объективных, эффективных, двухсторонних политических коммуникационных связей приведет в будущем к высокой социальной напряженности, нарастанию конфликтов, непредсказуемости событий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций.

Литература

1. Лу Дин И. Основной наш подход к журналистике // Цзефан жибао (газета «Освобождение»). 01.09.1943. № 10.

2. Мао Цзэдун. Избранные произведения по журналистской работе. Пекин: Издательство Народно-освободительной армии, 1984. 239 с.

3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. М.: Издательство политической литературы, 1975. Т. 13. 374 с.

4. Виноградов В. Д., Савин С. Д. Демократизация в аспекте современных цивилизационных процессов // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 262-267.

5. Цзянь Синьбо. Исследование и размышления по некоторым проблемам реформы журналистики // Синьвэньсюкань. 1987. № 4. С. 3-9.

6. Шэнь Гофан. Тенденция китайских СМИ. Сычуаня: Народное издательство, 2003. 221 с.

7. Ли Сигуан. Китайские СМИ, находящиеся на перекрестке. URL: http://www.academic.mediachi-na.net/academic-xsjb-view.jsp?=433 (дата обращения: 21.03.2014).

8. Мао Цзэдун. Избранные работы по журналистике. Пекин: Народное издательство, 1998. 256 с.

9. Дин Боцюань, Цзинь Бо, Ваньцзян, Цюаньциухуа. Вступление в ВТО и информационная индустрия Китая. Пекин: Издательство общественно-научных документов, 2005. С. 17-18.

10. Лю Шаоци. Избранные информационные документы. Пекин: Издательство Синьхуа, 1990. С. 119-120.

11. Ху Цзивэй. Создание системы общественно-консультативного диалога в китайской журналистике // Синьвэньсюекань. 1988. № 1. С. 3.

12. Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах. Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. 351 с.

13. Ху Хуатао. Законодательные вопросы в создании системы пресс-конференции — сравнительное исследование откровенных законодательных принципов между Китаем и Западом // Университет журналистики. 2005. № 1. С. 23.

14. Цао Юе. Вчерашняя и сегодняшняя система по установке пресс-представителей // Журналисты. 2003. № 7. С. 49.

15. Цао Юе. Пресс-служба и актуальность информационного управления // Журналисты. 2005. № 1. С. 35.

Статья поступила в редакцию 21 октября 2014 г.

Контактная информация

Ван Сюй — аспирант; [email protected]

Wang Xu — post graduate student; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.