Научная статья на тему 'Изменение ценностных ориентаций россиян в трансформационный период'

Изменение ценностных ориентаций россиян в трансформационный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
340
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРУДОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яруллина Римма Тагировна

Рассматривается одна из значительных проблем теории менеджмента мотивация трудовой деятельности, анализируются ценностные ориентации россиян в различные периоды. Производится аналитическое сравнение трудовых ценностей россиян и жителей стран с развитой рыночной экономикой в период с 1991 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivation of labour activity

In this work the young author examines one of the important problems of management's theory the motivation of labour activity. The article gives a deep analysis of definitions of motivation of different authors. It grounds the application of technological approach to the term "motivation". The work is interesting for scientific workers, teaching staff and managers.

Текст научной работы на тему «Изменение ценностных ориентаций россиян в трансформационный период»

ЭКОНОМИКА 2007. №2

УДК 331.21 Р. Т. Яруллина

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЯН В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Рассматривается одна из значительных проблем теории менеджмента - мотивация трудовой деятельности, анализируются ценностные ориентации россиян в различные периоды. Производится аналитическое сравнение трудовых ценностей россиян и жителей стран с развитой рыночной экономикой в период с 1991 года.

Ключевые слова: мотивация трудовой деятельности, мотивы поведения, стимулирование, трудовые ценности, трудовая религиозная этика.

В поисках трудовой этики

Во все времена люди пытались постичь своё назначение в этом мире и осознать место трудовой деятельности в своей жизни. В большей степени этот духовный поиск был связан с попытками описания своих действий в настоящем для достижения будущего блаженства. В результате возникли религиозные практики, в которых по-разному объяснялась необходимость труда. Принятие (или непринятие) этих религиозных догм приводило к формированию устойчивой трудовой этики и породило различия в трудовом поведении народов, что в свою очередь отражалось на экономическом развитии государств. В знаменитой работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», впервые опубликованной в виде статей в 1904-1905 гг., было высказано и убедительно обосновано предположение, что одним из источников экономического подъема, связанного с рождением в Европе капитализма, была религиозная Реформация и возникшая благодаря ей протестантская трудовая этика1.

Предположение о предопределённости человеческой жизни, об отсутствии возможности что-либо изменить в божественном решении и неизменности человеческой судьбы стало фундаментом для построения модели протестантского трудового поведения. Один из верных способов узнать, что ты предыз-бран к спасению, — это добиться успеха, обрести видимые достижения в мирской деятельности, в своей профессии. Таким образом, из постулата о предре-шённости судьбы человека выводятся стимулы к повышенной активности.

В отличие от кальвинизма православие иначе относится к божественному предопределению, проповедуя терпимость к жизненным трудностям (Бог терпел и нам велел), духовность, отказ от стяжательства и накопительства. Отсюда, как правило, делается вывод о тщетности попыток построить в России цивилизованный капитализм и побудить людей к энергичному труду. Чаще всего объяснения трудностей экономического и политического реформирования сводятся к сетованиям на культуру и традиции русских, лень, пьянство и «неправильный» менталитет народа.

Ввиду разрушения духовных и моральных ценностей, пропагандировавшихся в СССР, в настоящее время ведётся поиск новой идеологии, национальной идеи, способной объединить общество и привести страну к экономическому подъёму. Как всегда борьба ведётся среди «западников» и «славянофилов». Представители «прогрессивных» западных идей рассуждают по аналогии: раз капитализм (и главное - повышенная трудовая энергия людей) в Европе возник на базе протестантской трудовой этики, то и нам для побуждения людей к трудовым достижениям и успеха нового экономического строя нужна такая же по типу идеология. «Славянофилы» апеллируют к трудолюбию, общинности русского народа, говоря о невозможности «привития» западных идей на российской «экономической почве». К тому же теперь стало ясно, что сильную мотивацию трудовых достижений может генерировать не только протестантизм, но и другие религии. Известный американский социолог П. Бергер пишет, например, что «по всей вероятности, Вебер ошибался, полагая, что конфуцианство и восточноазиатские традиции препятствуют модернизации общества»2. Да и опыт российских старообрядцев свидетельствует в пользу данного мнения.

Как видно из вышеприведённых высказываний, как «западники», так и «славянофилы» рассматривают культуру, религию, менталитет народа как некую застывшую субстанцию, неизменную на протяжении долгого периода (так называемый эссенциалистский подход к ним). Однако существует ряд убедительных фактов, свидетельствующих о быстрой изменчивости культурных ценностей и обычаев, которые приводятся в работе Л. Росса и Р. Нисбет-та3. Поэтому культуру тоже следует рассматривать как меняющееся образование. Соответственно не остаются неизменными и трудовые ценности.

Изменение трудовых ценностей

Изменение трудовых ценностей россиян в ходе экономических и политических реформ 1990-х гг. рассмотрим по данным эмпирических исследований, проведённым в этот период. Такие исследования проводились в 90-х гг. в нескольких десятках стран мира4, в частности в Европе в 1999 г.5. В России первый опрос в рамках этих международных исследований был проведен в начале 1991 г., второй — в конце 1995 г., третий — в мае-июне 1999 г.6.

В табл. 1 представлены трудовые ценности работающих россиян и жителей стран «Большой семёрки»7. В России лидирующей была ценность высокого заработка, все остальные аспекты работы, в том числе и весьма распространенная у нас ценность интересной работы, отошли на второй план. Вообще в большинстве стран мира лидирующей является одна и та же триада трудовых ценностей: хороший заработок, интересная работа и хорошие товарищи. Люди хотят зарабатывать, занимаясь чем-то, что не противно, и желательно в хорошей компании.

Что же касается ценностей активной самоотдачи, трудовых и статусных достижений, ответственности, то они занимают места в нижней части российского списка. Представленная картина трудовых ценностей в России начала 1990-х гг. сильно отличалась от норм протестантской этики.

Таблица 1

ЭКОНОМИКА 2007. №2

Распространенность трудовых ценностей среди работающего _______населения России и стран «Большой семерки»_________

Ценности Россия, частота выбора, % Россия, +/- показателей частоты выбора в 1999 г. по сравнению с 1991 г., % Страны «Большой семерки», средняя частота выбора в 19901997 гг.,%** Разница между частотой выбора в России (1991 -1999 гг.) и средней частотой выбора в странах «Большой семерки», %

1991 N=1021 чел. 1995 N=878 чел. 1999 N=1332 чел.

Хороший заработок 86 92 92 +6* 78 +8/+14

Интересная работа 68 73 71 +3 72 -4/-1

Соответствие работы способностям 57 56 56 -1 63 -6/-7

Удобное время работы 46 47 42 -4 50 -4/-8

Большой отпуск 45 34 30 -15* 32 +13/-2

Надежное место работы 42 67 73 +31* 66 -24/+7

Работа, уважаемая широким кругом людей 40 48 47 +7* 35 +5/+12

Возможность инициативы 29 29 33 +4 59 -30/-26

Возможность чего-то достичь 26 40 40 +14* 68 -42/-28

Ответственная работа 20 25 28 +8* 53 -33/-25

Отсутствие чрезмерного давления 20 18 17 -3 34 -14/-17

* Различия статистически надежны при вероятности ошибки 0,05 или ниже.

** В массив данных о работающем населении стран «Большой семерки» вошли результаты следующих опросов: Франция - 1990 г. (727 человек), Великобритания -1990 г. (910 человек), Западная Германия - 1997 г. (861 человек; она намеренно выделена организаторами исследования из состава нынешней объединенной Г ермании, чтобы данные можно было сравнивать с материалами предшествующих опросов), Италия - 1990 г. (793 человека), США - 1995 г. (923 человека), Канада - 1990 г. (913 человек), Япония - 1995 г. (1 081 человек). Каждая страна была представлена долей респондентов, выбравших соответствующую ценность, а далее на основе этих семи чисел была рассчитана средняя частота выбора.

300

ЭКОНОМИКА

Отношение к труду в России и в развитых странах заметно отличается. Самые большие расхождения заметны в структуре следующих ценностей: слабо были выражены (в сравнении со странами «Большой семерки») возможность инициативы, возможность чего-то достичь, ответственная работа, а также потребность в гарантиях занятости (надежное место работы). Несколько чаще россияне говорили о значимости высокого заработка и минимизации рабочего времени (большой отпуск), но интенсивность трудовой деятельности беспокоила их меньше, чем работников стран «Большой семерки». Одной из самых низких была и общая оценка значимости труда8.

Интересно было бы сравнить данные табл. 1 с исследованиями, проведёнными на базе предприятий и организаций потребительской кооперации Удмуртии. Так, в одном из районных ПО в 2006 г. на вопрос анкеты, какие из перечисленных аспектов труда (они приводятся в табл. 1, 2) важны лично для вас (число выборов при этом не ограничивалось), получены следующие результаты.

Таблица 2

Предпочтения работников Граховского ПО

Факторы Количество выборов Ранг

Интересная творческая работа 8 3

Работа, дающая возможность повысить квалификацию. 6 5

Работа, приносящая пользу людям. 7 4

Работа с хорошими условиями труда. 13 2

Работа с возможностями сделать карьеру. 5 7

Высокооплачиваемая работа. 21 1

Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии. 4 7

Работа, обеспечивающая социальные льготы. 2 8

Работа, дающая возможность улучшения жилищных условий. 5 6

Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе. 1 9

Работа, где руководство хорошо относится к персоналу 6 6

Работа на предприятии, которое расположено близко от дома. 6 5

Как мы видим из табл. 1, за восемь лет, с 1991 по 1999 г., возросла частота упоминания надежности места работы, возможности чего-то достичь, уважения к работе со стороны окружающих, ответственности, хорошего заработка, и наоборот, реже стал упоминаться большой отпуск. В целом эти изменения свидетельствуют об активизации стремления к вознаграждениям (денежным и моральным).

ЭКОНОМИКА 2007. №2

Предпочтения россиян в период с 1991 по 1999 г. слабо коррелируются с данными табл. 2. Это происходит по причине значительных отличий в условиях жизни и ожиданиях людей в эти периоды. Не следует забывать и о том, что в табл. 2 представлены предпочтения сельских жителей. Но общая тенденция движения к материальным и моральным стимулам, к тому, чтобы эти вознаграждения были стабильными, а также к большей готовности людей платить за все это результативным трудом, сохраняется.

Промежуточные данные, собранные в 1995 г., дают возможность более детально проследить характер отклонений (табл. 1). В первые годы рыночных реформ произошли скачкообразные изменения, а потом они стали затухать, так как явились отражением хорошо известных процессов, происходивших в российской экономике в 1990-е годы. С одной стороны, это возникновение безработицы, а также деградация многих рабочих мест и приближение занятых на них к состоянию, близкому к безработице (за счет низкой зарплаты, ее задержек, отсутствия полной загруженности и вызванного всем этим снижения престижа соответствующих видов занятости); с другой — это противоположные по направленности процессы разрушения прежних ограничений на активность и инициативу, снятия всяческих «потолков» заработка и достижений, освобождения труда и возникновения новых возможностей 9.

Частота упоминаний и о гарантиях занятости, и о возможности достижений возросла в 1,5—1,7 раза; при этом заметно повысились и ранговые места данных аспектов труда в иерархии ценностей. Примечательно, что эти испытавшие наибольший рост популярности ценности представляют как раз два противоположных полюса формулы «гарантии против возможностей», которая, как пишет Б. В. Дубин, емко выражает «содержание общественной жизни и полюса массового сознания в России после гайдаровских реформ»10 .

Сравним направление российских изменений с рейтингом рассматриваемых трудовых ценностей в семи экономически и политически развитых странах мира (табл. 2). Видно, что три наиболее заметных отклонения, происшедших в трудовых ценностях россиян с 1991 по 1999 г., шли как раз в направлении сближения со странами «Большой семерки». В результате значимость гарантий занятости («надежного места работы») и большого отпуска в 1999 г. стала мало отличаться от значимости этих характеристик в странах «семерки». Что же касается достижительных аспектов труда, то в этом отношении между Россией и странами мировыми лидерами пока остаются очень заметные различия: рейтинг «возможности чего-то достичь» и «возможности проявлять инициативу» в России в 1,7—1,8 раза ниже. Все это указывает на то, что догнать страны «семерки» по значимости страха безработицы, выражающего мотивацию избегания, России оказалось гораздо легче, чем приблизиться к ним по выраженности мотивации достижения.

Различия по выраженности ценностей заработка легко объясняются явно более низкой оплатой, приходящейся на единицу трудовых усилий (например, на один час рабочего времени), и резко возросшими в конце 1980-х и в 1990-х гг. материальными притязаниями россиян11, которые остаются высокими и в настоящее время (табл. 2). Не столь очевидны характер и причины различий в соотношении ценностей «уважаемая работа» и «ответственная работа». Первая

из них, судя по данным на 1999 г., выражена в России заметно сильнее, а вторая, наоборот, почти в два раза слабее, чем в странах «семерки». Представляется очень важным обратить внимание на смысл «ножниц» между этими двумя ценностями: получать за свою работу вознаграждение в виде уважения хочет почти половина российских работников, а находиться под угрозой наказания (т. е. нести ответственность) готово только чуть больше четверти, в то время как в странах «семерки» соотношение обратное. Скорее всего, это объясняется тем, что в этих странах социальные институты (включая институты морали и права), ограничивающие естественное человеческое стремление жить по «принципу удовольствия», выполняют свои дисциплинарные функции более эффективно, чем аналогичные институты в России.

Все описанные различия говорят о том, что российским работникам необходимо развивать обе ипостаси трудовой деятельности — как инициативную, так и исполнительскую. Обе они тесно связаны с переживанием ответственности за свой труд. И преодоление наблюдающегося явного отставания России в этом отношении вряд ли возможно без дальнейших институциональных изменений, в том числе создания новых норм и правил, а также механизмов, обеспечивающих их исполнение (механизмов правоприменения)12.

И все же общий итог — сближение трудовых ценностей работающих людей в России и других странах.

Примечательно, что по данным табл. 1,2 сталкиваются два типа отношения работников к производственной организации — приверженность организации и автономия от нее: одни ищут надежных, устойчивых связей с предприятием, от которого ждут хорошего заработка; другие же хотят комфортной «непыльной» работы, при этом за данное место не держатся и высокого заработка от предприятия не ждут.

За сравнительно короткое время один из аспектов интегрального отношения к труду изменился радикально: работающее население России больше не рассматривает пребывание на работе как одну из форм рекреации и четко закрепляет за трудом функцию нелегкого добывания высокого и надежного заработка.

Описанное отклонение, по-видимому, стало результатом двух встречных процессов в экономике, столкнувшейся с более жесткими, чем в социалистические времена, финансовыми ограничениями: со стороны работодателей сократилось предложение мест, обеспечивающих комфортное времяпрепровождение, но не приносящих им экономически ощутимого эффекта; со стороны же работников снизился спрос на данные места, не позволяющие человеку выгодно продать свое рабочее время. Иными словами, никто не может теперь позволить себе роскошь ни содержать подобные рабочие места, ни трудиться на них.

Таким образом, факты показывают, что трудовые ценности не являются неизменными, что они меняются даже на сравнительно коротком промежутке времени, правда, в том случае, когда этот промежуток насыщен важными социальными событиями.

Постепенно формирующаяся новая трудовая идеология трудно опознаваема в своем идеологическом качестве. В ней очень мало возвышенного, она

ЭКОНОМИКА 2007. №2

подчеркнуто приземлена, прагматична, индивидуалистична. Модель человека в господствующем сегодня идеологическом и даже моральном ракурсе — это «человек экономический» — производитель и потребитель, преследующий свои собственные интересы (не случайно экономическое образование и компетентность относятся сегодня к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых). Экономический образ мышления, базирующийся на этой модели человека, преобладает и в рассуждениях об обществе, явно оттесняя другие, например социологический или политологический.

Если все же речь заходит о высоких материях, например о величии страны, то величие это, по мысли россиян, должно обязательно включать «высокий уровень благосостояния граждан»13. В этой идеологии находится место и благополучию страны как целого — уже упомянутые предприниматели довольно высоко оценивали важность «возрождения России» как одну из целей своих трудовых усилий. Но и это, пожалуй, не альтруистический жест, а результат прагматического расчета: вне благополучия той среды, где живет и работает даже очень богатый человек, вряд ли возможно устойчивое благополучие его самого и членов его семьи.

Труд, похоже, перестает быть высшей формой человеческой активности, «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства» и теряет свой сакральный смысл. Но зато расширяется диапазон легитимных форм трудовой занятости и диапазон тех жизненных целей, которые благодаря труду могут быть достигнуты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. ; под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990 2' Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе / Пер. с англ. Г. П. Бляблиной. М.: Прогресс, 1994. С. 36.

3' Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского. Под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 278-326.

4' Координатор Всемирного исследования — Р. Инглхарт. В 1990-1991 гг. руководителями исследований в Московском регионе были Е. И. Башкирова (РОМИР) и В. С. Магун (Институт социологии РАН); общероссийского исследования — В. Г. Андреенков (Институт сравнительных социальных исследований, Институт социально-политических исследований РАН). Перевод вопросника, использованного в Московском регионе и в Белоруссии, осуществлен А. П. Вардомацким, Е. И. Башкировой и В. С. Магуном при участии В. А. Ядова. Вторым общероссийским исследованием (в конце 1995 г.) руководили Е. И. Башкирова и Х.-Д. Клингеман (Hans-Dieter Klingemann, Берлинский центр социальных исследований), исследованием 1995 г. в Тамбове — Е. И. Башкирова.

5. Руководитель исследования в России — Е. И. Башкирова.

6. Общий анализ структуры и динамики российских трудовых ценностей в 1990-е гг. см. в статьях В. С. Магуна: Трудовые ценности российского населения: социалистическая модель и постсоциалистическая реальность // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерцентр, 1995. Вып. 2; Российские трудовые ценности: идеология и массовое созна-

ние // Мир России. 1998. №4; Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.

7 По материалам Всемирных исследований ценностей 1990-1993 гг. и 1995-1997 гг. и Европейского исследования ценностей 1999 г. Данные 1999 г. приводятся по докладу Кр. Херпфера (Christian Haerpfer) и Д. Ротмана (Москва, 19 ноября 2001 г., Институт социологии РАН).

8' См.: Магун В. С. Трудовые ценности российского населения...

9' Magun V. S. Labor Culture // Russian Culture in Transition: Paradoxes of Postcommunist Consciousness / Ed. by D. Shalin. Boulder, Co: Westview Press, 1996.

10' Дубин Б. В. Молодежь и идеология сегодня // Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерцентр, 1997. Вып. 4. C. 297.

11 Магун В. С., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М.: Ин-т социологии РАН, 1993; Магун В. С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 гг. // Социологический журн. 1996. № 3/4; Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 / Под ред. В. С. Магуна. М.: Ин-т социологии РАН, 1998; Гудков Л. Д. Русский неоконсерватизм // Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерцентр, 1997. Вып. 4.

12' Капелюшников Р. И. Где начало того конца?.. (К вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопр. экономики. 2001. №1.

13' Общественное мнение — 2002. По материалам исследований 1989-2002. М.: ВЦИОМ, 2002. С. 154.

Поступила в редакцию 09.01.07

R. T. Yarullina

The motivation of labour activity

In this work the young author examines one of the important problems of management s theory - the motivation of labour activity. The article gives a deep analysis of definitions of motivation of different authors. It grounds the application of technological approach to the term "motivation". The work is interesting for scientific workers, teaching staff and managers.

Яруллина Римма Тагировна Ижевский кооперативный техникум.

423037, Россия, Ижевск, Молодёжная ,109.

E-mail: met@iktmail. udmnet. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.