УДК 338.12.015 (510+519.5+520) Ко Чжуён1
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА И РОЛЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА НА ПРИМЕРЕ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Аннотация. Республика Корея, Япония и Китай, будучи ведущими странами в регионе Северо-Восточной Азии, потребляют большие объемы энергоресурсов. Изменения топливно-энергетического баланса (ТЭБ) в этих странах вызваны проблемами глобального потепления, загрязнения воздуха и безопасности атомной энергии. Решением этих вопросов может стать использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), но данные технологии пока еще находятся в стадии разработки. На этом фоне природный газ, будучи чистым и безопасным источником энергии, будет играть стратегически более важную роль в энергетике стран этого региона.
Ключевые слова: энергетический рынок Северо-Восточной Азии (СВА), топливно-энергетический баланс (ТЭБ), природный газ, энергетическая политика Республики Корея, энергетическая политика Японии, энергетическая политика Китая.
Juyoung Ko2
A CHANGE OF ENERGY BALANCE STRUCTURE AND THE ROLE OF NATURAL GAS IN THE NORTHEAST ASIAN COUNTRIES
Abstract. Republic of Korea, Japan and China, as leading countries in the Northeast Asia, consume the great amount of energy resources. Some ecological issues, like global warming, air pollution and safety of nuclear energy cause the change of energy balance structure in these countries. Using the renewable energy may solve the ecological problems, but renewable energy technologies are now just developing. In this situation, natural gas, the clear and safe source of the energy, is anticipated to play a more crucial role in the Northeast Asian energy market.
Keywords: Northeast Asian energy market, energy balance, natural gas, energy policy of Republic of Korea, energy policy of Japan, energy policy of China.
Северо-Восточная Азия (СВА) - наиболее динамично развивающийся регион в мире. Крупнейшими странами в этом регионе являются Республика Корея, Япония и Китай, и они играют немаловажную роль в мировой экономике. Значимость экономики этих трех стран хорошо отражена в цифрах: например, по данным МВФ, суммарный ВВП этих стран в 2017 г. составил порядка 18 трлн долл., что формирует 23% мирового ВВП.
Развитию экономики рассматриваемых стран способствовало активное использование таких энергетических источников, как нефть, уголь, природный газ, атомная энергия и возобнов-
ляемые источники энергии (ВИЭ). Эти ресурсы являются источниками первичной энергии. Мировая экономика, в том числе экономика стран СВА, развивалась в целом на основе использования нефти, угля и природного газа, а благодаря развитию технологий стало возможным использование атомной энергией и ВИЭ.
Республика Корея, Япония и Китай лидируют в области мирового потребления первичной энергии, и этот факт отражен в цифрах: например, по данным ВР, в 2017 г. объемы потребления первичной энергии в Республике Корея, Японии и Китае составили в каждой из этих стран 295,9 млн т н.э. (2,2% от мирового объема
1 Ко Чжуён - аспирантка кафедры международного нефтегазового бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, e-mail: [email protected]
2 Juyoung Ko - Ph.D. candidate, The Department of International Oil and Gas Business Gubkin Russian State University of Oil and Gas, e-mail: [email protected]
потребления первичной энергии), 456,4 млн т н.э. (3,4%) и 3132,2 млн т н.э. (23,2%) соответственно [1].
Структуры ТЭБ ведущих стран СВА
Структуры ТЭБ Республики Корея, Китая и Японии отражены на рис. 1, 2 и 3 соответственно. Как показано на рисунках, традиционные источники энергии, такие как нефть и уголь, занимают наибольшую долю в энергетическом балансе стран, но отличие состоит в том, что базовое топливо в экономике Республики Корея и Японии - нефть, а Китая - уголь. Республика Корея и Япония сильно зависят от импорта энергоресурсов, в том числе нефти. А Китай является крупным производителем и потребителем угля.3
Между тем природный газ играет менее важную роль во всех этих трех странах по сравнению с другими полезными ископаемыми, хотя
350
а нефть ^ уголь
■ природный газ й атомная энергия -»ВИЗ
в Японии его доля достигает 22% в структуре ТЭБ. А когда речь идет о ВИЭ, наименьшим потребителем ВИЭ среди трех стран является Корея, а самым крупным - Китай. Данный факт вызван тем, что в Китае еще с 2000-х годов начали активно строить гидроэлектростанции (ГЭС) для снабжения электроэнергией населения страны и защиты экологии.
Что касается атомной энергии, то на рис. 3 показано, что в Японии в 2017 г. доля атомной энергии составила лишь 2% (6,6 млн т н.э.) в структуре ТЭБ. Однако в Южной Корее атомная энергия занимает заметную долю (11%), но объем ее потребления (33,6 млн т н.э.) меньше, чем в Китае, где доля атомной энергии составляет лишь 2% (56,2 млн т н.э.) в энергетическом балансе [1].
Как отмечалось выше, в Японии на данный момент атомная энергия занимает незначительную долю в ТЭБ. Но здесь необходимо подчеркнуть, что этот показатель резко снизился по-
и нефть ?уголь
* природный газ
я атомная энергия
* ВИЭ
Источник: рассчитано по данным [1].
Рис. 1. Динамика потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ
в Республике Корея в 2017 году
3 Наибольший объем угля потребляется в Китае (1 892, 6 млн т н.э.) - доля потребления угля в Китае в 2017 г. составила 50,7% от мирового потребления этого энергоресурса. Китай также является крупнейшим производителем угля (1 747,2 млн т н.э. в 2017 г.) - 46,4% от мирового производства [1].
Источник: рассчитано по данным [1].
Рис. 2. Динамика потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ
в Китае в 2017 году
Источник: рассчитано автором по данным [1].
Рис. 3. Динамика потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ
в Японии в 2017 году
сле аварии на атомной электростанции (АЭС) «Фукусима-1» в 2011 году.4 После этой аварии в японском обществе был поднят вопрос о безопасности использования атомной энергии, и Правительство Японии решило остановить эксплуатацию АЭС в стране [2]. До этого события атомная энергия считалась базовым источником энергии страны. Например, в феврале 2011 г. доля атомной энергии в производстве электроэнергии составляла 31,2% [3]. Но после аварии этот показатель снизился до нуля в мае 2012 г., объемы потребления атомной энергии резко упали на 44,3%, и доля атомной энергии в ТЭБ Японии снизилась с 13,16% в 2010 г. до 7,77% в 2011 году [3, 4]. В сентябре 2012 г. в Японии утверждена новая энергетическая политика страны, одной из целей которой является снижение зависимости от атомной энергии до нуля не позднее 2030 г. [5]. Таким образом, энергетическая катастрофа вызвала изменение энергетической политики страны, и в результате этого доля атомной энергии заметно снизилась в ТЭБ Японии.
Данный пример является убедительным доказательством того, что структура ТЭБ подвержена изменениям в силу тех или иных обстоятельств. И это вызывает изменение ТЭБ страны в целом. Отсюда возникают следующие вопросы: какие факторы могут влиять на изменение структуры ТЭБ этих трех странах в регионе СВА, какое топливо в нынешней конъюнктуре укрепляет свою позицию на энергетическом рынке в этом регионе?
Факторы изменения структуры ТЭБ
На изменение структуры ТЭБ влияют не только количественные (например, цена на ресурсы), но и качественные факторы субъективного характера. В настоящее время одними из самых актуальных качественных факторов являются глобальное потепление, загрязнение воздуха и безопасность атомной энергии. Эти факторы вызывают необходимость создания соот-
ветствующей энергетической политики страны, и политические решения в энергетике влияют на структуру ТЭБ в целом.
Борьба с глобальным потеплением. В последнее время мир уделяет все большее внимание проблеме глобального потепления. Уже не один год мировое общество обсуждает эту экологическую угрозу, и страны пытаются найти способ решения данной проблемы. В настоящее время вопросы связанные с глобальным потеплением регулируются двумя международными соглашениями: Киотским протоколом и Парижским соглашением.5 Их целью является совместная борьба с изменением климата, то есть с глобальным потеплением. Так как главной причиной этого явления считается использование нефти и угля, весь мир стремится к уменьшению их потребления.
Три страны СВА - Республика Корея, Япония и Китай - не являются исключением в мировом движении за решение проблемы глобального потепления. Например, в апреле 2016 г. эти страны подписали Парижское соглашении, и потому должны соблюдать ограничения, введенные в целях борьбы с глобальным потеплением. Иными словами, Республика Корея, Япония и Китай участвуют в мировом движении за снижение объема выбросов парниковых газов. Принимая во внимание тот факт, что эти три страны лидируют на мировом энергетическом рынке, их участие в этом экологическом движении имеет немаловажное значение.
Борьба с загрязнением воздуха. Попытки решения экологических проблем осуществляются не только в глобальном масштабе, но также и на национальном уровне. Этот вопрос касается в основном двух стран - Республики Корея и Китая. Во-первых, в Республике Корея вопрос загрязнения воздуха стал актуальной экологической проблемой, выраженной главным образом в таком феномене, как мелкодисперсная пыль в атмосфере страны. В этой связи в сентябре 2017 г. корейское правительство объявило о «Комплексе мер по борьбе с мелкодисперсной пылью в атмосфере».6 Поскольку данная пыль
4 В марте 2011 г. в Тихом океане у восточного побережья Японии произошло землетрясение, после него произошла авария на АЭС «Фукусима-1». В результате этой аварии в атмосферу попали радиоактивные вещества, что привело к экологической катастрофе.
5 Киотский протокол был принят в 1997 г., а Парижское соглашение подписано в 2016 году.
6 В последнее время в Республике Корея проблема мелкодисперсной пыли в атмосфере находится в центре внимания, потому как мелкодисперсные частицы наносят существенный вред дыхательной системе человека.
выбрасывается угольными электростанциями, одним из осуществимых и радикальных способов решения данного вопроса считается остановка эксплуатации угольных электростанций.
В тексте вышеупомянутого документа четко указано, что с 2018 г. ежегодно будет осуществляться временное прекращение работы старых угольных электростанций на весенний период (с марта по июнь). Подобная мера была реализована уже в июне 2017 г., и объемы потребления угля снизились на 1,6% [6]. В мае 2018 г. эксплуатация восьми угольных электростанций была временно приостановлена, в результате чего объемы потребления угля в производстве электроэнергии снизилась на 59,85% до 55 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [7]. Между тем число угольных электростанций, эксплуатация которых будет приостанавливаться в соответствии с «Комплексом мер по борьбе с мелкодисперсной пылью в атмосфере», вырастет с 8 в текущем году до 22 в 2030-м. Ожидается, что согласно данным планам правительства доля старых угольных электростанций в энергетическом балансе Республики Корея будет неуклонно снижаться. Кроме того, в декабре 2017 г. был также разработан «Восьмой базовый план по спросу и предложению электроэнергии», и в нем было сказано, что доля угля в производстве электроэнергии в стране уменьшится с 45,4% в 2017 г. до 40,5% к 2030 году. Таким образом, в Стране утреней свежести ожидается уменьшение объемов потребления угля.
Во-вторых, в Китае в последнее время загрязнение воздуха стало серьезной угрозой для здоровья людей. Правительство Китая глубоко озабочено решением экологических проблем. Например, в сентябре 2013 г. оно объявило «План действий по предотвращению и контролю загрязнения воздуха на 2013-2017 годы», сутью которого является значительное улучшение качества воздуха и переход с угля на газ [5]. А в 2016 г. правительство Китая приняло «13-й пятилетний план на период 2016-2020 гг.», в котором в целях решения проблемы загрязнения воздуха поставлена задача снижения зависимости китайской энергетики от угля до 58% к 2020 г. по сравнению с 64% в 2015 году.
В настоящее время китайское правительство продолжает следовать данному курсу. В июле
2018 г. принята новая версия «Плана действий на 2018-2020 годы». В этом плане поставлена цель: снизить к 2020 г. объем потребления угля в крупных городах на 10%. Таким образом, в 2013 г. объемы потребления угля в Китае достигли пикового показателя - 3 969 млн т, а затем начали подать: в 2014 г. - до 3 837 млн т, 2015 г. - до 3 770 млн т и 2016 г. - до 3 593 млн т, за исключением небольшого роста до 3 607 млн т в 2017 г. [8]. Ожидается, что Китай продолжит реализацию своей стратегии по снижению доли угля в энергетическом балансе страны.
Проблема безопасности атомной энергетики. С данной проблемой сталкиваются Республика Корея и Япония. Во-первых, в Республике Корея под лозунгом отказа от угля и атомной энергии стремятся не только к уменьшению потребления угля, но также и к снижению зависимости от атомной энергии. Она обеспечивает население одной третью от общего объема электроэнергии в Республике Корея. Атомное топливо считается экологически чистым и экономически эффективным источником энергии. Но этот источник энергии имеет серьезный минус - проблему безопасности, и в Республике Корея в настоящее время ведутся дискуссии по данному вопросу.
В октябре 2017 г. корейское правительство объявило дорожную карту энергетической трансформации, и поставило цель полностью отказаться от атомной энергии к 2060 году. В этой дорожной карте запланировано сокращение числа атомных электростанций с 24 до 14 в период с 2017 по 2038 годы. В рамках данной инициативы была закрыта одна АЭС, в результате чего объемы потребления атомной энергии в июне 2017 г. снизились на 3,7% [6]. При этом в «Восьмом базовом плане по спросу и предложению электроэнергии» намечено уменьшение доли атомной составляющей в производстве электроэнергии с 30,3% в 2017 г. до 23,9% к 2030 году.
Во-вторых, в Японии авария на АЭС «Фуку-сима-1» вызвала большие изменения в энергетике страны. После аварии доля атомной энергии значительно снизилась, и изменилась структура ТЭБ в Японии. Следует заметить, что японское правительство приняло определенные меры, и, как показано на рис. 2, позиции атомной энергии ослабли.
Тем не менее, в силу нехватки ресурсов в стране и преимущества атомной энергии над другими видами топлива, она по-прежнему находится в центре внимания. В апреле 2014 г. Правительство Японии объявило так называемый «Базовый энергетический план», в котором атомные электростанции рассматривались в качестве важного источника энергии. Впрочем, в этом же документе было также сказано и о сокращении, по мере возможности, зависимости от атомной энергии [2]. Спустя 4 года, в июле 2018 г., был объявлен «Стратегический план по энергетике», в котором отмечено, что атомная энергия будет сохранять свою значимость в энергетике Японии, и для этого правительство будет прилагать усилия к созданию условий для ее безопасного использования.
С одной стороны, после аварии 2011 г. объемы потребления атомной энергии резко уменьшились, а спрос на природный газ увеличился. В результате этого изменилась структура ТЭБ страны. Однако с другой стороны, в настоящее время нельзя исключить вероятность того, что ввиду вышеуказанных политических решений доля атомной энергии в ТЭБ Японии снова возрастет, и в будущем это вновь повлечет за собой изменение структуры потребления энергоресурсов.
Роль и позиция природного газа в СВА на переходном этапе к эре ВИЭ
Так как нефть, уголь и атомная энергия имеют свои минусы, в последние годы активно разрабатываются способы получения энергии из возобновляемых источников, таких так солнечный свет, водные потоки, ветер и т.д.7 Соответственно, в каждой стране существуют планы по укреплению позиций ВИЭ. Например, корейское правительство в дорожной карте объявило о том, что доля ВИЭ в производстве электроэнергии будет увеличена с 7% в 2017 г. до 30% к 2030 году. В Японии в июле 2018 г. правительство анонсировало «Пятый стратегический план по энергетике», согласно которому к
2030 г. ожидается увеличение доли ВИЭ в производстве электроэнергии до 22-24%. А в Китае поставлена цель повышения к 2050 г. доли ВИЭ в энергетическом балансе как минимум до 25% [9]. Несмотря на эти амбициозные планы, из-за финансовых и технологических ограничений полноценного и масштабного использования возобновляемых источников энергии ожидать в ближайшем будущем едва ли возможно. Иными словами, разработка технологий использования ВИЭ и значительное укрепление роли ВИЭ требуют немало времени.
На этом фоне в переходный период между эрой угля и нефти и эрой возобновляемых источников энергии ключевым видом топлива выступает природный газ. Он имеет преимущества перед другими источниками энергии. Во-первых, по сравнению с углем и нефтью природный газ производит меньше выбросов парниковых газов, вызывающих изменение климата. Во-вторых, природный газ, являясь чистым и безопасным источником энергии, вызывает меньше дискуссий, нежели атомная энергия. И на фоне усилий мирового сообщества по борьбе с глобальным потеплением в настоящее время прогнозируется укрепление позиций природного газа.
Разумеется, подобная тенденция к укреплению роли природного газа заметна и в рассматриваемых государствах СВА. В 2017 г. доля объемов потребления природного газа этих стран составила порядка 11% от мирового потреблении данного энергоресурса [1]. В 2017 г. объем спроса на природный газ в Республике Корея составил 49,4 млрд м3, и по сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 3,9%. В Китае и Японии в том же году объемы спроса на этот энергоресурс составили соответственно 240,4 млрд м3 и 117,1 млрд м3, и по сравнению с предыдущим годом эти показатели также увеличились на 15,1% и 0,8% соответственно [1].
Из данных табл. 1 следует, что в Р. Корея и Китае ожидается рост потребления природного газа. Однако в Японии спрос на него будет сни-
7 Эксперты считают, что будущий рост в энергетике находится в первую очередь в новом возобновляемом режиме. Поэтому переход к ВИЭ может помочь человечеству достичь уменьшения выбросов парниковых газов и решить проблему глобального потепления, предложив надежную и своевременную модель энергоснабжения.
Прогнозы потребления природного газа в странах СВА, млн т н.э.
Страны 1990 г. (факт) 2000 г. (факт) 2016 г. (факт) 2030 г. 2040 г. 2050 г.
Республика 3 17 41 55 63 67
Корея (0,2%) (0,8%) (1,4%) (1,4%) (1,4%) (1,3%)
Япония 44 66 102 96 91 83
(2,7%) (3,2%) (3,4%) (2,4%) (2,0%) (1,6%)
Китай 13 21 171 370 476 554
(0,8%) (1,0%) (5,6%) (9,3%) (10,3%) (10,7%)
Весь мир 1 664 2 072 3 035 3 978 4 628 5 183
(100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)
Источник: [10].
жаться. Подобный прогноз связан с вышеописанными планами правительства Страны восходящего Солнца, согласно которым атомная энергия будет продолжать играть важную роль, а позиции природного газа будут, соответственно, не столь значительны, как в Республике Корея и Китае. Далле представлен краткий обзор тенденций и планов увеличения потребления природного газа трех стран.
Республика Корея. В июне 2017 г., когда была временно приостановлена эксплуатация восьми угольных электростанций и закрыта одна АЭС, объемы потребления природного газа увеличились на 8,6% [6]. Ввиду этого в 2017 г. был за-
фиксирован большой рост объемов импорта СПГ - на 3,6 млн т [11]. В июне 2018 г. подобная тенденция продолжилась - соответственно объемы потребления природного газа в стране увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [12].
Также в стране ожидается рост объема спроса на природный газ для выработки электроэнергии. Например, в «Восьмом базовом плане по спросу и предложению электроэнергии» указано, что роль природного газа в электрогенерации будет увеличена, и его доля в производстве электроэнергии вырастет с 16,9% в 2017 г. до 18,8% в 2030 г., а объемы производства элек-
Источник: [10].
Рис. 4. Прогноз потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ в Республике Корея в 2050 году
Источник: [10].
Рис. 5. Прогноз потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ
в Китае в 2050 году
троэнергии из природного газа будут поэтапно увеличиваться с 37,4 ГВт в 2017 г. до 44,3 ГВт в 2030 году. На рис. 4 показан прогноз потребления первичной энергии в Республике Корея. Доля природного газа в структуре ТЭБ в стране к 2050 г. увеличится до 24% по сравнению с 14% в 2017 году.
Китай. Под лозунгом «Сделать китайское небо снова голубым» в Китае природный газ стал ключевым энергетическим ресурсом в борьбе с загрязнением воздуха [13]. Природному газу отводится главная роль в стратегии Китая по решению экологических проблем, поэтому в пятилетнем плане на период с 2016 по 2020 гг. предусмотрено повышение доли природного газа в энергетическом балансе страны в 2 раза [13]. Соответственно, в 2017 г. спрос на природный газ вырос на 15%, и тем самым страна внесла свой вклад в рост глобального рынка голубого топлива [1]. В том же году объемы импорта СПГ увеличились на 42,3% (11, 6 млн т), при этом годом ранее был уже зафиксирован большой рост объемов импорта СПГ на 36,9% [11].
Как показано на рис. 5, ожидается, что энергетические планы Поднебесной будут способствовать росту спроса на природный газ в по-
следующие десятилетия [14]. По прогнозам Института экономики энергетики Японии (IEEJ), объемы потребления природного газа в Китае будут увеличиваться с 171 млн т н.э. в 2016 г. до 554 млн т н.э. к 2050 г. [10]. А доля природного газа к 2050 г. вырастет до 14%, то есть в 2 раза по сравнению с 7% в 2017 г. (см. рис. 5).
Япония. Авария на АЭС «Фукусима-1» привела к изменению энергетической политики страны. До аварии существовали планы по снижению импорта СПГ к 2030 г., но из-за аварии Правительству Японии пришлось поменять свою стратегию [5]. Остановка АЭС в Японии привела к увеличению импорта СПГ [15]. Соответственно, в 2011 г. был зафиксирован большой рост объемов спроса на природный газ - на 11,6% [4].
Но в отличие от Республики Корея и Китая, в Японии увеличение доли природного газа в ТЭБ не ожидается. Более того, как показано на рис. 6, прогнозируется повышение доли атомной энергии. Как отмечалось выше, в настоящее время в Японии атомная энергия играет определенную роль, будучи важным источником энергии. В последнее время в энергетической политике Японии снова подчеркивается необ-
Источник: [10].
Рис. 6. Прогноз потребления первичной энергии (млн т н.э.) и структура ТЭБ
в Японии в 2050 году
ходимость использования атомной энергии [2]. Тем не менее следует иметь в виду, что до тех пор пока проблема безопасности атомной энергии остается нерешенной, природный газ будет занимать свое особое место в структуре ТЭБ в Японии.
Заключение
Мировое сообщество, стремясь решить проблему глобального потепления, поступательно стремится к декарбонизации экономики. Ведущие страны СВА - Республика Корея, Япония и Китай - не являются исключением в данном мировом движении. При этом эти страны сталкиваются с необходимостью решения таких проблем, как загрязнение воздуха и безопасность использования атомной энергии и демонстрируют разные подходы к их решению. Наиболее эффективным решением мог бы стать переход к использованию ВИЭ, но из-за технологических и финансовых ограничений в ближайшей пер-
спективе трудно ожидать их полноценного использования.
В этой связи природный газ, как наиболее чистый и безопасный источник энергии, будет играть стратегически важную роль в экономике этих стран и займет боле значимое место в структуре ТЭБ. Поэтому в последние годы в Республике Корея и Китае были приняты энергетические планы, в которых подчеркнута значимость природного газа и увеличения спроса на него. Исходя из данных планов, можно прогнозировать увеличение доли природного газа в структуре потребления первичной энергии этих двух странах.
Что касается Японии, то повышение доли природного газа в структуре потребления первичной энергии не ожидается. Но пока проблема безопасности использования атомной энергии полностью не решена, а технологии ВИЭ находятся еще только в стадии разработки, природный газ будет сохранять свою значимую долю в энергетике страны.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. BP Statistical Review of World Energy 2018 / BP, London, 2018.
40, 2014,p. 5-37 (in Korean).
3. Masatsugu Hayashi, Larry Hughes. The Fukushima nuclear accident and its effect on goloabal energy security//Energy Policy, 59, 2013, pp. 102-111.
4. BP Statistical Review of World Energy 2012 / BP, London, 2012.
5. Mastepanov A.M. Asian Energy Fluctuations // Oil of Russia, №3-4, 2016, p. 4-9 (in Russian).
6. KEEI Monthly Korea Energy Trends 2017.09// Korea Energy Economics Institute (KEEI), Republic of Korea, 2017.
7. KEEI Monthly Energy Statistics 2018. 09// Korea Energy Economics Institute (KEEI), Republic of Korea, 2018.
8. Global Energy Statistical yearbook 2018. Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.net/ coal-lignite/coal-world-consumption-data.html
9. X.J. Yang et al. China's renewable energy goals by 2050//Environmental Development, 20, 2016, pp. 83-90.
10. IEEJ Outlook 2019// The Institute of Energy Economics (IEEJ), Japan. 2018.
11. GIIGNL TheLNG industry2018//International Group of Liquefied Natural Gas Importers (GIIGNL), Paris, 2018.
12. KEEI Monthly Korea Energy Trends 2018.09// Korea Energy Economics Institute (KEEI), Republic of Korea, 2018.
13. David Sandalow, Akos Losz and Sheng Yan. A Natural Gas Giant Awakens: China's Quest for Blue Skies Shapes Global Markets// Columbia University Center on Global Energy Policy, USA, 2018. URL: https://energypolicy.columbia.edu/ research/commentary/natural-gas-giant-awakens-china-s-quest-blue-skies-shapes-global-markets
14. The Future of Asian LNG 2018 (The Road to Nagoya) // The Institute of Energy Economics (IEEJ), Japan, 2018.
15. GIIGNL The LNG industry 2011// International Group of Liquefied Natural Gas Importers (GIIGNL), Paris, 2012.
Поступила в редакцию 07.11.2018 г.