Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРПОТОКА В БОЛГАРИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРПОТОКА В БОЛГАРИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРИЯ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / ВЪЕЗДНОЙ ТУРПОТОК / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПРИМОРСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Иван Андреевич, Крыстев Вилиян Крыстев, Манаков Андрей Геннадьевич

Болгария является крупным центром туризма на Чёрном море. Целью исследования является выявление изменений в структуре въездного туристского потока и географических особенностей его распределения в Болгарии вследствие пандемии COVID-19. В результате проведённого исследования были выделены группы стран, занимающие различное место в структуре въездного туристского потока в Болгарию: соседние страны, государства Большой семёрки, другие страны Западной Европы, постсоциалистические государства Европы и прочие страны. Пандемия привела к перераспределению въездного туристского потока в Болгарию, в первую очередь, в пользу соседних стран. В 2019 г. наиболее посещались иностранными туристами причерноморские области Болгарии, а также столица страны София. В некоторых приграничных областях была сравнительно более высокой доля иностранных туристов по сравнению с внутренними регионами страны, но по объёму туристского потока они значительно уступали причерноморским. В 2021 г. объём въездного туристского потока заметно сократился вследствие пандемии COVID-19. В причерноморских областях доля иностранных туристов, как и в 2019 г., сохранилась на высоком уровне, за исключением Бургасской области, в которой ярко проявился эффект замещения внутренними туристами. В столице страны Софии также сохранился высокий удельный вес въездного туристского потока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов Иван Андреевич, Крыстев Вилиян Крыстев, Манаков Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE STRUCTURE AND DISTRIBUTION OF INBOUND TOURIST FLOW IN BULGARIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Bulgaria is a major center of tourism on the Black Sea. The aim of the study is to identify changes in the structure of the inbound tourist ow and the geographical features of its distribution in Bulgaria due to the COVID-19 pandemic. As a result of the study, groups of countries were identi ed that occupy a di erent place in the structure of the inbound tourist ow to Bulgaria: neighboring countries, the G7 states, other countries of Western Europe, the post-socialist states of Europe and other countries. The pandemic has led to a redistribution of the inbound tourist ow to Bulgaria, primarily in favor of neighboring countries. In 2019, the Black Sea regions of Bulgaria, as well as the capital of the country, So a, were most visited by foreign tourists. In some border areas there was a relatively higher proportion of foreign tourists compared to the interior regions of the country, but in terms of the volume of tourist ow they were signi cantly inferior to the Black Sea ones. In 2021, the volume of inbound tourist ow decreased markedly due to the COVID-19 pandemic. In the Black Sea regions, the share of foreign tourists, as in 2019, remained at a high level, with the exception of the Burgas region, where the e ect of substitution by domestic tourists was clearly manifested. The country's capital So a also retained a high proportion of inbound tourist flow.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРПОТОКА В БОЛГАРИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ TOURISM AND RECREATION

УДК 911.3:338.48 DOI: 10.37490/S221979310025389-0

И. А. Иванов1, В. К. Крыстев2, А. Г. Манаков3

1г3Псковский государственный университет, г. Псков, Россия 2Экономический университет Варны, г. Варна, Болгария 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected] 3E-mail: [email protected]

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРПОТОКА В БОЛГАРИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Болгария является крупным центром туризма на Чёрном море. Целью исследования является выявление изменений в структуре въездного туристского потока и географических особенностей его распределения в Болгарии вследствие пандемии COVID-19. В результате проведённого исследования были выделены группы стран, занимающие различное место в структуре въездного туристского потока в Болгарию: соседние страны, государства Большой семёрки, другие страны Западной Европы, постсоциалистические государства Европы и прочие страны. Пандемия привела к перераспределению въездного туристского потока в Болгарию, в первую очередь, в пользу соседних стран. В 2019 г. наиболее посещались иностранными туристами причерноморские области Болгарии, а также столица страны София. В некоторых приграничных областях была сравнительно более высокой доля иностранных туристов по сравнению с внутренними регионами страны, но по объёму туристского потока они значительно уступали причерноморским. В 2021 г. объём въездного туристского потока заметно сократился вследствие пандемии COVID-19. В причерноморских областях доля иностранных туристов, как и в 2019 г., сохранилась на высоком уровне, за исключением Бургасской области, в которой ярко проявился эффект замещения внутренними туристами. В столице страны Софии также сохранился высокий удельный вес въездного туристского потока.

Ключевые слова: Болгария, география туризма, въездной турпоток, пандемия COVID-19, приморский туризм.

Для цитирования: Иванов И. А., Крыстев В. К., Манаков А. Г. Изменение структуры и распределения въездного турпотока в Болгарии в период пандемии COVID-19 // Псковский регионологический журнал. 2023. Т. 19. № 2. С. 78-89. DOI: https://doi. org/10.37490/S221979310025389-0

I. A. Ivanov1, V. K. Krastev2, A. G. Manakov3

1,3Pskov State University, Pskov, Russia 2University of Economics, Varna, Bulgaria 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected] 3E-mail: [email protected]

CHANGES IN THE STRUCTURE AND DISTRIBUTION OF INBOUND

TOURIST FLOW IN BULGARIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Bulgaria is a major center of tourism on the Black Sea. The aim of the study is to identify changes in the structure of the inbound tourist flow and the geographical features of its distribution in Bulgaria due to the COVID-19 pandemic. As a result of the study, groups of countries were identified that occupy a different place in the structure of the inbound tourist flow to Bulgaria: neighboring countries, the G7 states, other countries of Western Europe, the post-socialist states of Europe and other countries. The pandemic has led to a redistribution of the inbound tourist flow to Bulgaria, primarily in favor of neighboring countries. In 2019, the Black Sea regions of Bulgaria, as well as the capital of the country, Sofia, were most visited by foreign tourists. In some border areas there was a relatively higher proportion offoreign tourists compared to the interior regions of the country, but in terms of the volume of tourist flow they were significantly inferior to the Black Sea ones. In 2021, the volume of inbound tourist flow decreased markedly due to the COVID-19 pandemic. In the Black Sea regions, the share of foreign tourists, as in 2019, remained at a high level, with the exception of the Burgas region, where the effect of substitution by domestic tourists was clearly manifested. The country's capital Sofia also retained a high proportion of inbound tourist flow.

Keywords: Bulgaria, tourism geography, inbound tourist flow, COVID-19 pandemic, seaside tourism.

For citation: Ivanov I. A., Krastev V. K., Manakov A. G. (2023), Changes in the structure and distribution of inbound tourist flow in Bulgaria during the COVID-19 pandemic, Pskov Journal of Regional Studies, vol. 19, no. 2, pp. 78-89. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.37490/S221979310025389-0

Введение. Пандемия COVID-19 привела к значительному уменьшению международного туризма в странах Европу. Во многих европейских странах величина въездного турпотока сократилась многократно. Болгария традиционно выступает в качестве центра притяжения туристов, ориентированных на рекреацию на побережье Чёрного моря. В силу своего географического положения, а также социалистического прошлого, значительная часть иностранных туристов по-прежнему приходится на страны Восточной Европы, в т. ч. на Россию и Украину. Однако пандемия COVID-19 привела к заметному изменению структуры въездного туристского потока.

Целью исследования является выявление изменений в структуре въездного туристского потока и географических особенностей его распределения в Болгарии вследствие пандемии COVID-19.

Степень изученности проблемы. Въездному туризму Болгарии посвящено достаточно много исследований, однако большинство из них рассматривает его с позиции развития туристской индустрии (например, [3; 14; 25] и др.). Вторую большую

группу работ составляют исследования по оценке современного состояния и перспектив развития различных видов туризма в стране, например, культурно-познавательного [7], сельского [11], медицинского [19], СПА и велнес-туризма [22], и др., а также работы по изучению культурно-исторического наследия Болгарии как туристского ресурса [5]. Третью категорию исследований представляют работы, посвящён-ные созданию позитивного имиджа страны как туристского направления (например, [23; 24] и др.). В нескольких публикациях Болгария рассматривается как одно из перспективных направлений выездного туризма из России [4; 16; 21], причём учитывается и советский опыт тесного сотрудничества с Болгарией в туристской сфере [15].

На этом фоне достаточно редко встречаются работы, где изучается динамика и структура международного туристского потока в Болгарию. Так, нужно отметить статью, где представлены результаты анализа структуры въездного турпотока в страну в период с 2007 по 2016 гг. [28]. В этой работе сделан вывод, что около половины туристов приезжает из соседних стран, и эти потоки имеют характер «диффузии», их объём зависит от протяжённости сухопутной границы, но имеет слабый сезонный характер. Второй крупной категорией зарубежных гостей являются прибывающие в летний период для отдыха на море.

Кроме того, с точки зрения изучения особенностей распределения турпотока в стране особое внимание нужно обратить на публикации, касающиеся теоретических и практических вопросов туристского районирования Болгарии [2; 12; 13]. В этих работах отмечено, что туристское районирование создаёт важную основу улучшения территориальной организации туризма, и оно должно стать эффективным инструментом для реализации туристского потенциала всех регионов Болгарии с учётом потребностей туристов из разных стран.

Исследования двух последних лет в большей степени ориентированы на анализ влияния пандемии COVID-19 на туристский сектор экономики страны [20; 30], включая и государственную политику в данной сфере [18]. Кроме того, рассматриваются перспективы развития туристского бизнеса в Болгарии с учётом опыта, полученного в период пандемии [26; 29]. Среди последних работ нужно отметить исследование, где рассматривается влияние геополитического фактора на развитие туризма в Болгарии [17]. Там же обращается внимание на активизацию внутреннего туризма в стране, тем более что Болгария накопила значительный опыт в развитии внутреннего туризма в допандемийный период [6].

Отдельно стоит отметить исследования динамики въездного и внутреннего тур-потоков в европейских странах в 2020-2021 гг. [1; 8; 10; 27] и соседского турпотока в них в период пандемии [9]. Болгария на фоне большей части стран Восточной Европы имеет лучшую динамику восстановления въездного турпотока, однако проигрывает всем странам Восточной Адриатики (Словении, Хорватии, Черногории и Албании). Внутренний турпоток практически восстановился до уровня 2019 г., а в некоторые летние месяцы даже превышал его, однако в этом Болгария не уникальна и соответствует общеевропейскому тренду.

Материалы и методика исследования. В исследовании использована статистика по туризму за 2008-2021 гг., представленная на сайте Национального статистического института Болгарии1.

1 Information System INFOSTAT of the National Statistical Institute. [Электронный ресурс]: URL: https:// infostat.nsi.bg/infostat/pages/module.jsf?x_2=12&lang=en (дата обращения: 01.02.2023).

В основе методики — обзор географии въездного турпотока на страновом и региональном уровнях. Однако обзор на региональном уровне выполнен в ограниченном объёме ввиду того, что в региональной статистике отсутствует разделение иностранных туристов по странам прибытия.

Результаты исследования. На рисунке 1 показана структура въездного тур-потока в Болгарию в 2008-2021 гг. Страны разделены на 5 групп: соседние страны (исключены из других групп, это Румыния, Сербия, Северная Македония, Греция и Турция), страны Большой семёрки, другие страны Западной Европы (кроме стран Большой семёрки), постсоциалистические страны Европы и прочие страны. Отдельно от групп показаны страны с примечательной динамикой: Румыния, Россия, Украина и Израиль.

J500

ÎOOO

экю

Л X' 3000

W

f 2500

t.

с 2000

*->

3 I- 1500

1000

500

0

2013

-\ _ -j —

1

2008

□ КуМыН^Я

■ {¡олыиля семёрка

■ ПМИ»цнЁЛи(1кчМкне CTfJdhtbl ЕйроПы ■ РОССИЯ

□ УкрЗииа ЯИ1ПЛНЛ1.

g Прочие страны

2019 2W0

□ Ци v'f «е соседние страны ■ Ди-у'и? страны Звгидкой Европы

2021

Рис. 1. Структура въездного турпотока в Болгарию в 2008-2021 гг. Fig. 1. Structure of inbound tourist flow in Bulgaria in 2019-2021

В 2008 г. половина въездного турпотока приходилась на западноевропейские страны, около 20 % — на соседние страны и примерно столько же — на остальные постсоциалистические страны Европы и Израиль (значительную часть населения которого составляют выходцы из стран данной группы). Это был пик освоения страны туристами из стран Запада — вскоре после вступления Болгарии в Евросоюз и незадолго до мирового экономического кризиса.

К 2013 г. рост числа прибытий из стран-соседей и других постсоциалистических стран привёл к уменьшению доли стран Западной Европы. Большая часть прироста пришлась на Россию и Украину по причине введения упрощённого визового режима.

В 2019 г., последнем перед пандемией СОУГО-19, Болгария имела достаточно разнообразную структуру прибытий, что характерно для многих европейских стран, ориентированных на пляжный отдых. Четверть прибытий приходилась на соседние страны, из них более половины — на Румынию, которая лидирует по объёму въездного турпотока в Болгарию. Хотя Румыния имеет свои черноморские курорты, отдых на них в среднем дороже, чем в Болгарии. На страны Западной Европы и страны Большой семёрки приходится 35 % прибытий (из них 11 % — на Германию и 8 % — на Великобританию), на постсоциалистические страны Европы (включая Россию) — 23 % (из них 7,5 % приходится на Польшу, 4 % — на Россию и 3,5 % — на Украину). Из прочих стран по количеству прибытий лидирует Израиль (5 % от всех прибытий, пятое место в стране).

В целом, структура въездного турпотока не претерпела существенных изменений по сравнению с 2013 г., за исключением сокращения доли постсоциалистических стран, так как российские туристы стали ездить в Болгарию значительно реже из-за резкого падения курса рубля. Частично их смогли заместить украинские туристы благодаря введению безвизового режима странами Евросоюза для граждан Украины.

Если же сделать пересчёт прибытий на душу населения стран отправления, то окажется, что в соседних странах в 2019 г. совершалось в среднем 8,6 поездок в Болгарию на 1000 жителей (из них в Румынии — 34 поездки), а в постсоциалистических странах Европы — 8,1 поездок на 1000 жителей, что значительно больше, чем в Западной Европе (3,6 поездок в странах Большой семёрки и 2,9 в других западноевропейских странах). Возможно, это отражает особенности географического положения Болгарии, её культурно-языковое сходство и её недавнее общее историческое прошлое со многими странами данной группы.

В 2020 г. произошло резкое сокращение въездного турпотока (более чем на 70 %), связанное с антикоронавирусными ограничениями. В его структуре стали доминировать соседние страны (почти 50 %), а число туристов из неевропейских стран и России сократилось до незначительных объёмов.

В 2021 г. въездной туризм в Болгарию начал восстанавливаться. При этом примечателен рост удельного веса Украины (с 3 до 5 %), которая по сравнению с 2019 г. восстановила въездной турпоток на 80 %. Это лучший показатель после Румынии, турпоток из которой даже превысил на 1 % уровень 2019 г. По остальным странам восстановление турпотока не превышало 55 %. Скорее всего, успех Украины обусловлен не только безвизовым режимом с Евросоюзом, введённым в 2017 г., но и проведением вакцинации против СОУГО-19 признанными в Европе вакцинами — это позволяло въезжать в страну гораздо большему числу туристов, чем из России.

На рисунке 2 показаны объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2019 г. Названия областей соответствуют названиям их административных центров.

Наиболее высока доля иностранных туристов (более 50 %) в самых посещаемых областях Болгарии: всех трёх причерноморских (Добричской, Варненской и Бургас-ской), а также в Софии. Также выделяются 4 приграничных области Болгарии с повышенной долей иностранных туристов, в которых развит трансграничный туризм:

- Хасковская: граничит с Грецией и Турцией, на стыке границы Болгарии с Грецией и Турцией находится город Свиленград — один из крупнейших таможенно-ло-гистических центров Европы, также имеющий большое количество игорных заведений (его называют «болгарским Лас-Вегасом»);

Рис. 2. Объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2019 г

Fig. 2. The volume of inbound tourist flow and the share of foreign tourists by regions

of Bulgaria in 2019

- Благоевградская: граничит с Северной Македонией и Грецией. Пиринские горы — значимый центр горного туризма: здесь расположен крупный горнолыжный курорт Банско и несколько центров альпинизма. Также известностью пользуется дом-музей Ванги, расположенный практически на стыке трёх государств;

- Велико-Тырновская и Русенская: обе граничат с Румынией по Дунаю, через который возле города Русе проходит один из двух мостов, соединяющих Румынию и Болгарию. Основным источником туристов является столица Румынии, которая находится в 70 км от Русе. Велико-Тырново — крупный центр культурно-познавательного туризма. Это древняя столица Болгарии, в городе сохранилась крепость и историческая застройка.

В центральной части страны наиболее посещаемой иностранными туристами является Пловдивская область. Пловдив как второй по величине город Болгарии обладает наиболее развитой туристской инфраструктурой по сравнению с соседними областями, поэтому большинство туристов, посещающих центральную часть страны, останавливаются в нём. Возможности увеличения объёма прибытий иностранцев в район Пловдива ограничены, т. к. аэропорт способен обслуживать небольшое количество рейсов: регулярные полёты осуществляются в Великобританию, Германию и Турцию (ранее также осуществлялись сезонные полёты в Россию).

Наименее посещаемыми иностранными туристами являются центральные области страны, расположенные в горах Стара-Планины и Родопах. Их обычно посещают в ходе однодневных экскурсий, поэтому в гостиничной статистике они отраже-

ны плохо. Наиболее посещаемые объекты: Долина роз в Казанлыке (Старозагорская область), Сокольский женский монастырь (Габровская область).

Пандемия СОУГО-19 существенно повлияла на распределение иностранного турпотока по стране. На рисунке 3 показаны объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2021 г. Для удобства сопоставления с 2019 г. значения шкал сохранены.

Рис. 3. Объём въездного турпотока и доля иностранных туристов по областям Болгарии в 2021 г

Fig. 3. The volume of inbound tourist flow and the share of foreign tourists by regions

of Bulgaria in 2021

В причерноморских областях доля иностранных туристов, как и в 2019 г., сохранилась на очень высоком уровне, за исключением Бургасской области (ранее лидировавшей по объёму иностранного турпотока), в которой ярко проявился эффект замещения внутренними туристами. В столице страны Софии также сохранился высокий удельный вес въездного турпотока.

В приграничных областях доля иностранного турпотока сохранилась на уровне 2019 г. только в Хасковской области, т. к. роль таможенно-логистического центра у неё сохранилась и во время пандемии. Сократилась, но осталась на значимом уровне доля иностранного турпотока в Русенской области. В остальных приграничных областях влияние иностранного турпотока сократилось до малозначимого уровня (менее 20 %).

Выводы. В результате проведённого исследования были выделены группы стран, занимающие различное место в структуре въездного турпотока Болгарии: соседние страны, страны Большой семёрки, другие страны Западной Европы (кроме стран Большой семёрки), постсоциалистические страны Европы и прочие страны.

Пандемия привела к перераспределению въездного турпотока в первую очередь в пользу соседних стран, а также других европейских стран.

Наиболее посещались иностранными туристами в 2019 г. причерноморские области Болгарии, а также столица страны София. В некоторых приграничных областях наблюдалась сравнительно более высокая доля иностранных туристов по сравнению с другими областями страны, хотя по объёму турпотока они значительно уступали причерноморским.

В 2021 г. объём въездного турпотока заметно сократился вследствие пандемии. На региональном распределении это отразилось следующим образом: Бургасская область в основном принимала внутренних туристов, Варненская, Добричская области и София остались значимыми туристскими центрами для иностранцев, а из приграничных областей (не считая Добричской) доля иностранных туристов сохранилась на уровне 2019 г. только в Хасковской области.

Литература

1. Виды туризма и география турпотоков в зеркале пандемии СОУГО-19 / Под ред. А. Г. Манакова. Псков: Псковский государственный университет, 2022. 214 с.

2. Горбунова О. В., Михайлин А. Н. Роль и принципы туристического районирования в Болгарии // Управление. 2018. Т. 6. № 2. С. 19-25. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2018-2-19-25.

3. Горбунова О. В. Современное состояние туристического сектора в Болгарии // Вестник университета. 2018. № 4. С. 84-90. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-84-90.

4. Демидов Н. С. О Болгарии как о перспективном направлении на туристическом рынке России // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска. Томск, 2019. С. 262-265.

5. Димитров С. П. Культурно-историческое наследие Болгарии как туристический ресурс // Научные горизонты. 2019. № 1 (17). С. 67-71.

6. Ермишкина О. К. Опыт развития внутреннего туризма в Болгарии // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства. Сборник статей участников Второй научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2013. С. 178-186.

7. Зарипова Э. Г., Галимов Ш. Ш. Развитие культурно-познавательного туризма в Болгарии // Теоретические и практические аспекты научных исследований в туризме. Материалы I научно-практической конференции. Казань: ООО «НОЦ «Знание», 2019. С. 110-116.

8. Иванов И. А., Манаков А. Г. Изменение въездного турпотока в странах Европы вследствие пандемии СОУГО-19 в 2020 году // Туризм и региональное развитие. 2021. № 2 (3). С. 3-16.

9. Иванов И. А. Оценка соседского турпотока в европейских странах: статистико-картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 1. С. 64-71.

10. Иванов И. А. Сравнительный анализ динамики въездного и внутреннего турпотоков в странах Европы в 2020-2021 гг. // Географический вестник. 2022. № 3 (62). С. 153-168. https://doi. о^/10.17072/2079-7877-2022-3-153-168.

11. Кацаров М. Н., Пенерлиев М. Р. Возможность пространственной организации сельского туризма в Болгарии на основе болгарских фольклорных регионов // Актуальные проблемы развития сельского (аграрного) туризма в условиях современных геополитических и социально-экономических вызовов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. С. 18-22.

12. Кръстев В. К. Относно новото туристическо райониране на България: критични съображения // Проблеми на географията. 2015. № 3-4. С. 21-33.

13. Крыстев В. К. Туристское районирование: дискурс о методе // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2019. № 5. С. 50-59.

14. Курилова Е. В., Танчев Ж. Д. Тенденции, проблемы и перспективы развития въездного туризма в Болгарии // Управленец. 2016. № 3 (61). С. 72-76.

15. Попов А. Д. Народная республика Болгария как объект зарубежного туризма советских граждан // Дриновський збiрник. 2011. Т. 4. С. 302-309.

16. Попова Н., Мукова Л. К вопросу о российском туризме в Болгарии: геополитические, экономические и правовые аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 8 (78). С. 17-31. https://doi. org/10.22412/1995-042X-11-8-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Попова Н. Р., Мукова Л. А. Геополитика и туризм в условиях пандемии COVID-19 (на примере Болгарии) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16. № 1. С. 64-80. https://doi. org/10.24412/1995-0411-2022-1-64-80.

18. Попова Н. Туристическая политика в Болгарии в условиях COVID-19 // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2020. № 7. С. 261-266.

19. Сиджимова Д. А., Сиджимов М. А. Возможности развития медицинского туризма в Болгарии // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2014. С. 205-206.

20. Танчев Ж. Д. Состояние туристического сектора в Болгарии во время пандемии коронавируса // Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. С. 53-56.

21. Чеглазова М. Е., Таланова А. Болгария, как популярное направление детского отдыха среди российских туристов // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь: ООО Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 444-449.

22. Янчева К. Д. Предложения о повышении конкурентоспособности СПА и велнес-туризма на территории муниципалитета Варна, Болгария // Природное и историко-культурное наследие Восточной Европы как объект социально-географических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 35-42.

23. DimitrovP. M., StankovaM. Z., Vasenska I., UzunovaD. Increasing attractiveness and image recognition of Bulgaria as a tourism destination // Tourism & Management Studies. 2017. No. 13 (3). P. 39-47. DOI: 10.18089/tms.2017.13305.

24. Dyankov T., Krastev V., Yancheva K. Evaluation of brand identity of Bulgaria as a tourist destination // Tourism. 2018. Vol. 66. No. 1. P. 19-34.

25. Genchev E. The influence of foreign tourism flows on the Bulgarian industry // Trakia Journal of Sciences. 2019. Vol. 17. Suppl. 1. P. 276-283. https://doi.org/10.15547/tjs.2019.s.01.044.

26. Hristova V., Wolejsza P. Glamping entrepreneurs' perspective after COVID-19 — some evidences from Poland and Bulgaria // Научные горизонты. 2021. № 1 (41). С. 64-74.

27. Korinth B., WendtJ. A. The impact of COVID-19 pandemic on foreign tourism in European countries // Prace Komisji Geografii Przemyslu Polskiego Towarzystwa Geograficznego. 2021. Vol. 35. No. 3. P. 186-204.

28. Korol O., Skutar T. Theoretical approaches in the research of inbound tourism: the case of Bulgaria // Geo Journal of Tourism and Geosites. 2019. Vol. 26. No. 3. P. 887-904. https://doi.org/10.30892/gtg.26317-405.

29. Varadzhakova D., Naumov N. COVID-19 free programs as a trend in the post pandemic hospitality quality: the case of bulgarian hotel chains // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. Материалы III Международной научно-практической конференции. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. С. 63-69.

30. Zheleva V., Mutafov E. Impact of COVID-19 on the tourism sector in Bulgaria: state, measures to deal with the effects of pandemic // Sixth International Scientific Conference "Business and regional development". SHS Web Conf. 2021. Vol. 120, 01014. https://doi.org/10.1051/shsconf/202112001014.

References

1. Types of tourism and geography of tourist flows in the mirror of the COVID-19 pandemic (2022), A. G. Mana-kov (ed.), Pskov, Pskov State University, 214 p. (In Russ.).

2. Gorbunova O. V., Mikhailin A. N. (2018), The role and principles of tourist zoning in Bulgaria, Management, vol. 6, no. 2, pp. 19-25. (In Russ.). https://doi.org/10.26425/2309-3633-2018-2-19-25.

3. Gorbunova O. V. (2018), The current state of the tourism sector in Bulgaria, Bulletin of the University, no. 4, pp. 84-90. (In Russ.). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-84-90.

4. Demidov N. S. (2019), About Bulgaria as a promising direction in the tourist market of Russia, Opportunities for the development of local history and tourism in the Siberian region and adjacent territories.

Collection of materials of the XVIII International scientific-practical conference dedicated to the 415th anniversary of the city of Tomsk, Tomsk, pp. 262-265. (In Russ.).

5. Dimitrov S. P. (2019), Cultural and historical heritage of Bulgaria as a tourist resource, Scientific horizons, no. 1 (17), pp. 67-71. (In Russ.).

6. Ermishkina O. K. (2013), Experience in the development of domestic tourism in Bulgaria, Modern trends in the development of the global, national and regional hospitality industry. Collection of articles ofparticipants of the Second scientific-practical conference, Tver, Tver State University, 2013, pp. 178-186. (In Russ.).

7. Zaripova E. G., Galimov Sh. Sh. (2019), Development of cultural and educational tourism in Bulgaria, Theoretical and practical aspects of scientific research in tourism. Materials of the I scientific-practical conference, Kazan, Znanie, pp. 110-116. (In Russ.).

8. Ivanov I. A., Manakov A. G. (2021), Change in inbound tourist flow in European countries due to the COVID-19 pandemic in 2020, Tourism and regional development, no. 2 (3), pp. 3-16. (In Russ.).

9. Ivanov I. A. (2023), Evaluation of the neighboring tourist flow in European countries: statistical and cartographic analysis, Bulletin of the Pskov State University. Series: Natural and physical and mathematical sciences, vol. 16, no. 1, pp. 64-71. (In Russ.).

10. Ivanov I. A. (2022), Comparative analysis of the dynamics of inbound and domestic tourist flows in European countries in 2020-2021, Geographic Bulletin, no. 3 (62), pp. 153-168. (In Russ.). https://doi. org/10.17072/2079-7877-2022-3-153-168.

11. Katsarov M. N., Penerliev M. R. (2017), The Possibility of Spatial Organization of Rural Tourism in Bulgaria on the Basis of Bulgarian Folklore Regions, Actual Problems of Development of Rural (Agricultural) Tourism in the Conditions of Modern Geopolitical and Socio-Economic Challenges. Materials of the All-Russian scientific-practical conference, Krasnodar, Kuban State University, pp. 18-22. (In Russ.).

12. Krastev V. K. (2015), Regarding the new touristic area in Bulgaria: critical reflections, Problems on geography, no. 3-4, pp. 21-33. (In Bulg.).

13. Krastev V. K. (2019), Tourist zoning: a discourse on the method, VestnikMoskovskogo universiteta. Seri-ya 5: Geografiya, no. 5, pp. 50-59. (In Russ.).

14. Kurilova E. V., Tanchev Zh. D. (2016), Trends, problems and prospects for the development of inbound tourism in Bulgaria, Upravlenecz [Manager], no. 3 (61), pp. 72-76. (In Russ.).

15. 15. Popov A. D. (2011), People's Republic of Bulgaria as an object of foreign tourism of Soviet citizens, Drinovsky zbirnik, vol. 4, pp. 302-309. (In Russ.).

16. Popova N., Mukova L. (2017), On the issue of Russian tourism in Bulgaria: geopolitical, economic and legal aspects, Service in Russia and abroad, vol. 11, no. 8 (78), pp. 17-31. (In Russ.). https://doi. org/10.22412/1995-042X-11-8-2.

17. Popova N. R., Mukova L. A. (2022), Geopolitics and tourism in the context of the COVID-19 pandemic (on the example of Bulgaria), Modern problems of service and tourism, vol. 16, no. 1, pp. 64-80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1995-0411-2022-1-64-80.

18. Popova N. (2020), Tourism policy in Bulgaria in the context of COVID-19, Economic development of the region: management, innovation, training, no. 7, pp. 261-266. (In Russ.).

19. Sidzhimova D. A., Sidzhimov M. A. (2014), Opportunities for the development of medical tourism in Bulgaria, Forms and methods of social work in various spheres of life. Materials of the III International Scientific and Practical Conference, Ulan-Ude, East Siberian State University of Technology and Management, pp. 205-206. (In Russ.).

20. Tanchev Zh. D. (2020), The state of the tourism sector in Bulgaria during the coronavirus pandemic, Modern approaches to improving the quality of service in the tourism and hospitality industry in the context of intercultural communication. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, Ural State University of Economics, pp. 53-56. (In Russ.).

21. Cheglazova M. E., Talanova A. (2019), Bulgaria as a popular destination for children's recreation among Russian tourists, Priority directions and problems of development of domestic and international tourism in Russia. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation, Simferopol, Publ. Arial, pp. 444-449. (In Russ.).

22. Yancheva K. D. (2019), Proposals to increase the competitiveness of SPA and wellness tourism in the territory of the municipality of Varna, Bulgaria, Natural and historical and cultural heritage of Eastern Europe as an object ofsocio-geographical research. Materials of the International scientific-practical conference, Pskov, Pskov State University, pp. 35-42. (In Russ.).

23. Dimitrov P. M., Stankova M. Z., Vasenska I., Uzunova D. (2019), Increasing attractiveness and image recognition of Bulgaria as a tourism destination, Tourism & Management Studies, no. 13 (3), pp. 39-47. https://doi.org/10.18089/tms.2017.13305.

24. Dyankov T., Krastev V., Yancheva K. (2018), Evaluation of brand identity of Bulgaria as a tourist destination, Tourism, vol. 66, no. 1, pp. 19-34.

25. Genchev E. (2019), The influence of foreign tourism flows on the Bulgarian industry, Trakia Journal of Sciences, vol. 17, suppl. 1, pp 276-283. https://doi.org/10.15547/tjs.2019.s.01.044.

26. Hristova V., Wolejsza P. (2021), Glamping entrepreneurs' perspective after COVID-19 — some evidences from Poland and Bulgaria, Scientific horizons, no. 1 (41), pp. 64-74.

27. Korinth B., Wendt J. A. (2021), The impact of COVID-19 pandemic on foreign tourism in European countries, Prace Komisji Geografii Przemyslu Polskiego Towarzystwa Geograficznego, vol. 35, no. 3, pp. 186-204.

28. Korol O., Skutar T. (2019), Theoretical approaches in the research of inbound tourism: the case of Bulgaria, Geo Journal of Tourism and Geosites, vol. 26, no. 3, pp. 887-904. https://doi.org/10.30892/ gtg.26317-405.

29. Varadzhakova D., Naumov N. (2021), COVID-19 free programs as a trend in the post pandemic hospitality quality: the case of bulgarian hotel chains, Integration of tourism into the economic system of the region: prospects and barriers. Materials of the III International Scientific and Practical Conference, Oryol, Turgenev Oryol State University, pp. 63-69.

30. Zheleva V., Mutafov E. (2021), Impact of COVID-19 on the tourism sector in Bulgaria: state, measures to deal with the effects of pandemic, Sixth International Scientific Conference "Business and regional development", SHS Web Conf., vol. 120, 01014. https://doi.org/10.1051/shsconf/202112001014.

Сведения об авторах

Иванов Иван Андреевич — аспирант кафедры географии Псковского государственного университета, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4453-2052 Scopus Author ID: 57223964932 Web of Science ResearcherID: AAE-5808-2021

Крыстев Вилиян Крыстев — кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и организации туризма, Экономический университет — Варна, г. Варна, Болгария.

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5456 Scopus Author ID: 57202032211

Манаков Андрей Геннадьевич — доктор географических наук, профессор кафедры географии, Псковский государственный университет, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-3223-2688 Scopus Author ID: 7003929696 Web of Science ResearcherID: C-9332-2018

About the authors

Ivan Ivanov, PhD student, Department of Geography, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-4453-2052

Scopus Author ID: 57223964932

Web of Science ResearcherlD: AAE-5808-2021

Dr Viliyan Krastev, Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Tourism, Economic University of Varna, Varna, Bulgaria. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5456 Scopus Author ID: 57202032211

Prof. Andrei Manakov, Department of Geography, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0002-3223-2688

Scopus Author ID: 7003929696

Web of Science ResearcherID: C-9332-2018

Поступила в редакцию 24.04.2023 г. Поступила после доработки 26.05.2023 г. Статья принята к публикации 08.06.2023 г.

Received 24.04.2023

Received in revised form 26.05.2023

Accepted 08.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.