Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Digital
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВЫЕ УМЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / STRATEGY / EDUCATION / PANDEMIC / DIGITAL SKILLS / DIGITAL LITERACY / TEACHING CULTURE / EDUCATING SOCIETY / DIGITAL AGE / LIFE-LONG LEARNING / ENHANCING THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин А. А.

Статья подготовлена по материалам круглого стола кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству «Стратегия развитии кафедры в условиях пандемии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE EDUCATION STRATEGY IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

The article is based on the materials of the round table of the Department of Economic Theory and Management of the State University of Land Management "Strategy for the development of the Department in the context of a pandemic".

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

5. Мамонтова И.Ю. Методологические аспекты анализа рабочих программ. Московский экономический журнал. 2019. № 13 С.783-787

6. Мамонтова И.Ю., Удалова Е. К. Компетентностный подход к формированию инновационной модели обучения. INTEGRAL. 2020. №1

Literature

1. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/284/236

2. Fomin A. A., Fomina M. A. Digitalization and cloud technologies: money for the wind or a competitive advantage for small businesses. Moscow Economic Journal. 2020. No. 9. P. 29.

3. Mokhov M. Yu., Fomin A. A. Forecast for the future: whether artificial intelligence can replace an HR manager. Stolypin Herald. 2020. No. 1. p. 22.

4. Fomin A. A., Mamontova I. Yu. Modern HR-management: skills in demand in the 21st century. Moscow Economic Journal. 2020. №1

5. Mamontova I. Yu. Methodological aspects of the analysis of work programs. Moscow Economic Journal. 2019. No. 13, Pp. 783-787

6. Mamontova I. Yu., Udalova E. K. Competence-based approach to the formation of an innovative learning model. INTEGRAL. 2020. №1

ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

CHANGING THE EDUCATION STRATEGY IN THE CONTEXT OF THE

PANDEMIC

УДК 372.881.1

Фомин А. А., профессор кафедры экономической теории и менеджмента, к.э.н., Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Россия

Fomin A.A., agrodar@mail.ru

Аннотация

Статья подготовлена по материалам круглого стола кафедры экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству «Стратегия развитии кафедры в условиях пандемии».

Annotation

The article is based on the materials of the round table of the Department of Economic Theory and Management of the State University of Land Management "Strategy for the development of the Department in the context of a pandemic".

Ключевые слова: стратегия, образование, пандемия, цифровые умения, цифровая грамотность, культура преподавания, образовательное сообщество, непрерывное образование, совершенствование процесса обучения.

Keywords: strategy, education, pandemic, digital skills, digital literacy, teaching culture, educating society, digital age, life-long learning, enhancing the learning process.

Миссия кафедры экономическом теории и менеджмента заключается в воспитании и развитии социально и профессионально компетентной личности, подготовке творчески мыслящих специалистов в области экономики и менеджмента, способных пополнить и повысить интеллектуальным потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального образования с практикоориентированном профильном подготовкой с учетом требовании" современного рынка труда. В условиях системных кризисов, нестабильных экономических ситуациях, высокой волатильности финансовых рынков, необходимости повышения экономическом грамотности населения кафедра экономическом теории столкнулась с серьезными вызовами внешней и внутренней среды. К числу наиболее серьезных вызовов внешней среды можно выделить следующие:

• снижение темпов роста ВВП, проявляющегося в снижении покупательной способности населения - потенциальных потребителей предлагаемых образовательных услуг;

• усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, проявляющемся в снижении потенциального объема абитуриентов;

• увеличение бюджетных ограничении, негативно влияющих на объем бюджетных субсидии" учреждениям системы высшего образования;

• рост требовании" учредителя к выполнению показателей эффективности и показателей качества финансового менеджмента подведомственных учреждении" системы высшего образования. К основным вызовам внутренней среды следует отнести: конкуренцию между кафедрами за сохранение учебной" нагрузки, недостаточное межкафедральное взаимодействие; высокий объем учебной" нагрузки НПР, отрицательно сказывающийся на развитии научной" деятельности на кафедрах; недостаточная мотивация НПР к поиску внебюджетных источников финансирования.

Общей стратегической целью развития кафедры на период с 2019 по 2024 годы является переход на преподавание профильных дисциплин по образовательным программам и стандартам нового поколения в русле мировои" экономической" науки и активное распространение результатов своей" деятельности в преподавательском сообществе, включая регулярное проведение конференций, методических, профессиональных семинаров, издание учебников и учебных пособии, подготовку электронных издании" для дистанционного обучения.

Данная цель может быть достигнута при условии:

• развития интеллектуального потенциала кафедры и вуза, укрепления научно- исследовательской" базы кафедры;

• разработки и продвижения новых образовательных программ, а также внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологии";

• формирования кооперации со стратегическими партнерами.

Достижение поставленной цели требует решения комплекса задач в рамках следующих приоритетных стратегических направлении" деятельности кафедры: - образовательная деятельность и учебно -методическая работа;-научно-исследовательская деятельность;- профориентационная деятельность. Успешная реализация Стратегии развития кафедры экономическом теории и менеджмента на 2019-2024 гг. и обеспечение ее поступательной реализации требует проведения активном кадровой политики, направленной на формирование благоприятных условии" для НПР кафедры.

Стратегия развития кафедры экономическом теории и менеджмента основана на следующих базовых принципах.

«Образование через базовую науку» - обязательное участие студентов и преподавателей в исследовательском деятельности кафедры, решение интересных и сложных задач для формирования инновационного мышления.

«Единство теории и практики» - органическое сочетание фундаментальных научных дисциплин, направленных на развитие интеллекта, и практических навыков. Реализация данного принципа связана с внедрением на кафедре разработки и защиты студентами групповых курсовых проектов, которые позволят обеспечить профессиональные навыки решения наиболее затребованных рынком типовых экономических проблем и задач.

«Междисциплинарность» - интеграция различных гуманитарных дисциплин, что позволит выити за рамки узкого профиля подготовки студентов, развить разносторонние и креативные компетенции. «Индивидуальным подход» - формирование института тьюторства, который позволит каждому обучающемуся иметь персонального преподавателя.

Стратегия содержит комплексный подход к совершенствованию и развитию таких приоритетных стратегических направлении деятельности кафедры экономическом теории и менеджмента, как: - образовательная

деятельность и учебно-методическая работа;

- научно-исследовательская деятельность;

-профориентационная деятельность. Регулярная оценка достижения целей и задач разработанном" Стратегии развития кафедры экономическом" теории будет осуществляться на основе ежегодных отчетов по установленным целевым ориентирам и индикаторам.

На каждом витке своего развития человечество извечно задавалось вопросами чему и как учить, как взаимодействовать друг с другом для наиболее эффективного результата обучения. Технологии, инновации, изобретения на протяжении тысячелетии" стимулировали темпы социальных перемен, задавали им направление и образование всегда первыми отвечали на вызовы времени. Большинство исследователей настаивают на том, что ключевые инновации и изобретения, речь идет главным образом об Интернете, безвозвратно изменили структуру человеческого мозга - особенно ярко это проявляется в способах поиска нужной информации, межличностном общении, методах обучения и т.д. Надо рассматривать умения и навыки, играющие существенную роль в успешной" социализации личности в обществе, главной" характеристикой" которого считаем цифровые технологии.

Исследования, проведенные американском" компанией" Amazon, подтверждают неуклонное снижение потребительского спроса на печатную продукцию и повышение на электронную - и это один из многочисленных аргументов в пользу важности цифровых медиа, особенно в образовании. Образование не могло не отреагировать на применение цифровых технологии". Выводы относительно умении", которым следует отдавать приоритет в образовании:

• Навыки обучения и инновации"

- Креативность и инновации

- Критическое мышление и решение проблем - Коммуникация и сотрудничество

• Навыки работы с информацией, средствами массовой" информации и технологиями

- информационная грамотность

- медиа-грамотность

- ИКТ-грамотность

• Жизненные и карьерные навыки

По результатам ряда исследований, выявлены десять самых необходимых умении":

1. Творчество и инновации

2. Критическое мышление

3. Решение проблем, принятие решении"

4. Обучение учению, метапознание

5. Общение

6. Сотрудничество (или умения работы в команде)

7. Информационная грамотность

8. ИКТ-грамотность

9. Жизнь и карьера

10. Личная и социальная ответственность (включая осознание культурной" принадлежности и компетентность).

И, конечно же, все перечисленные умения базируются и «вырастают» из фундаментальных - литературной" (языковой) и цифровой" (умение считать) грамотности.

Теперь возникает вопрос; если цифровая грамотность столь важна в современном обществе, тогда почему научение этим умениям по-прежнему носит стихийный, неупорядоченный" и, порой, небезопасный" характер, поскольку дети - пользователи интернета постигают их самостоятельно, сталкиваясь со множеством вредоносной" информации, такой" как порнография, насилие, наркотики, неадекватное поведение? Оценивая

состояние данного вопроса, мы приходим к выводу, что существует довольно внушительный" список умении" и навыков, существенных для чтобы максимизировать позитивное использование интернета в социально -полезных целях - обучения, работы, общения.

Рассматривая преподавательскую работу в свете этой" проблемы, отметим, что уже с конца ХХ века исследователи указывали на необходимость дополнять профильное педагогическое образование технологическим аспектом, т.е. педагогическая составляющая, методика преподавания предмета и содержательный" курс предмета не являются достаточными знаниями и их следует сочетать с технологическим (или цифровым) знанием при подготовке будущих педагогов.

Повсеместное распространение цифровых технологии" требует их изучения на протяжении всей" жизни, а потому владение мультимедийными технологиями крайне важно для каждого индивида - свободно владеть средствами общения онлайн, работать с текстами, аудио, анимацией, видео, дизайном, а также обладать критическим мышлением, навыками работы в коллективе и методами решении" различных задач.

Знания, навыки и установки, необходимые для работы с цифровыми средствами массовой" информации с целью преподавания и обучения в цифровую эпоху являются продолжением многих других традиционных навыков, но с комплексным добавлением новых и изменением их контента. Новые знания, навыки и установки становятся все более актуальными не только для студентов, в них заинтересованы все участники образовательного сообщества.

На кафедре экономической теории и менеджмента был проведен опрос студентов 2 и 3 курсов по вопросам отношения к дистанционной форме образования и методикам, которые используют преподаватели.

Студенты отметили положительные стороны онлайн образования:

1. Не нужно тратить по 3 часа в день на дорогу;

2. Снижается риск заболеть и пропустить пары;

3. Появляется больше свободного времени для изучения других онлайн-курсов, участия в олимпиадах и различных мероприятиях;

4. Существуют записи занятий, которые можно посмотреть в любое время, если что-то пропустил или не понял;

5. Благодаря дистанционному обучению становишься более дисциплинированным, самостоятельным;

6. Становишься более мобильным, можно учиться из любой точки мира, где есть интернет;

7. Занятия более наглядные, так как до дистанционного обучения многие преподаватели не пользовались презентациями;

8. Обучение стало интенсивнее, увеличилось количество самостоятельных заданий, так как это единственный способ проверять результаты.

9. Есть возможность заниматься в комфортных условиях;

10. Исчезают траты на дорогу, еду, косметику итп, благодаря чему я могу без зазрений совести пополнять свою библиотеку, что очень радует;

11. Четкость в формулировке заданий и дублирование их в электронном виде, т.е не приходится записывать всё со слов преподавателя с риском что-то упустить, это сильно упрощает жизнь студентам;

12. Возможность творчески подходить к выполнению заданий подогревает интерес к самому предмету и помогает изучать новые инструменты или программы.

13. Никто и ничто не отвлекает тебя от учебы, есть возможность максимально сконцентрироваться.

Однако и минусов такого обучения немало:

1. Непредвиденные обстоятельства (отключение света, зависание гаджетов, проблемы с интернетом) очень часто мешают учёбе и очень сложно доказать реальность произошедшего, что сильно огорчает;

2. Необходимость полагаться на кого -то в командной работе, зная, что в дистанционном формате они очень безответственны; хотелось бы совершенствоваться хоть в чем-то, а не тянуть других в командных работах.

3 . Не все преподаватели хорошо пользуются гаджетами и возникают сложности в получении электронных подписей итп;

4. Отсутствие новых(личных) знакомств с интересными людьми в университете, на конференциях, мастер-классах, олимпиадах;

5. Снижение эффективности за счет «сидения на одном месте», забываешь поесть или отдохнуть;

6. Проблемы с формальными процедурами в деканате, бухгалтерии (сложности с переводом на бюджет или процедурой закрытия задолженностей в индивидуальной ведомости);

7. Социальное голодание». Если при поездке в университет была возможность пообщаться с одногруппниками, совершить какие -нибудь социально-активные действия (например, сходить в столовую), то при дистанционном обучении это всё не либо невозможно, либо не имеет того же эффекта. Так как человек является биосоциальным существом, то ему необходимо полноценное взаимодействие с обществом.

Интересный факт, что на вопрос «Хотели бы вы продолжить дистанционное образование и после пандемии», более 65% 2 -курсников хотели вернутся в аудитории, а 3-й курс наоборот 58% устраивает онлайн образование.

Отдельная тема опроса - это позитивный опыт преподавания отдельных дисциплин и предложения по улчшению от обучаемых. Орфография сохранена студентов.

-Что можно добавить: Очень удобно, когда лекции по некоторым дисциплинам есть в записи, у нас так было в прошлом году по информационным технологиям в менеджменте. Поскольку это довольно сложный предмет, можно было в качестве повторения пересмотреть лекцию по трудной теме.

-Для меня хорошие дистанционные занятия подразумевают обязательное взаимодействие преподавателя со своими студентами, а не просто чтение нового материала или объяснение задания. Это возможно при использовании видеоконференций. Когда преподаватель задает вопросы, просит высказать свое мнение, немного отвлекается от темы и рассказывает о своем опыте, занятие становится намного интереснее и оставляет хорошее впечатление. Также я считаю хорошими занятия, на которых выступают студенты со своим подготовленным материалом, а потом отвечают на возникающие вопросы. Такие занятия в некоторой степени восполняют недостаток реального общения в сложившихся условиях. К счастью, таких занятий у нас большинство.

-Новый формат обучения требует изменений в процессе учебы и внедрения новых систем и технологий. Вне университета уровень контроля зависит лишь от самого студента, поэтому чрезмерная нагрузка большим количеством лекций, по моему субъективному мнению, лишь утомляет и не всегда полезна. Возможно, лучший вариант - создание собственного приложения или платформы, чтобы преподаватели и студенты не тратили время на поиски и подготовку к онлайн-занятиям, а могло сразу зайти на организованную площадку. Важно помнить об организации общения и проведения свободного времени студентами, можно сделать совместный онлайн-просмотр фильмов,

спектаклей или просто интерактивные игры в разной форме для того, чтобы студенты могли поддерживать контакт с однокурсниками.

-Для того, чтобы работа на лекции была продуктивной необходимо правильно преподнести материал. Лучше всего для этого подойдёт яркая презентация, которую преподаватель должен интересно рассказывать, акцентируя внимание на том, что наиболее важно в тексте. На протяжении лекции со студентами должен быть диалог, позволяющий концентрироваться на теме и на отвлекаться на внешние факторы. После проведения занятия было бы очень удобно получать лекционный материал (презентацию), чтобы дописать конспект. Что касается семинарских занятий, то на них было бы приятно более подробно обсуждать тему лекции, презентовать доклады по дополнительным темам студентам. Также выполнять задания преподавателя. -Самое главное -контакт между преподавателем и студентом, чтобы обучающиеся не боялись задавать вопросы. Выполненное домашнее задание очень удобно отправлять на почту, при этом имея запас времени, чтобы была возможность пересмотреть лекцию и найти дополнительный материал. Очень нравится работа в группах, создание общего материала и презентация его на занятии.

-Чем нагляднее представляется материал, тем лучше дистанционные занятия: некоторые преподаватели стали использовать другие способы донесения информации, кроме обычного чтения материала, например: презентации, показ наглядных графиков, таблиц при помощи демонстрации экрана. Так лучше происходит взаимодействие между участниками коллектива (преподавателями и студентами) и нагляднее видна информация. -Интерактивность - также хороший метод, поскольку удобнее отвечать и проявлять активность, используя чат, в то время как на оффлайн-занятиях это бывает сложно. Удобна помощь преподавателя во время выполнения задания: можно обратиться напрямую к человеку (т.к. лучше контакт «один на один»). -Отличный метод онлайн-образования - запись занятий. Можно в удобное время записывать для группы видеопрезентацию и лекцию, а не только

встречаться онлайн для проведения занятий. Люди могут, во-первых, изучить материал в удобные для них часы и через время освежить знания, просмотрев ещё раз, а во-вторых, тренировать самодисциплину, используя планирование: составлять собственные графики учёбы и распорядок дня. Каждое занятие на дистанционном режиме хорошо адаптировано, например занятие, где нужно было работать в команде, все смогли сориентироваться и выполнить задание. Среди занятий, которые я считаю действительно хорошими, и методик, применяемых на них, я выделю:

1. Решение кейсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Объединение в небольшие группы и дискуссия в чате (хоть это и не заменит живого общения, такой ход - действительно отличная альтернатива очному обсуждению)

3. Рассказ доклада и показ своей собственной презентации на эту тему

4. Тестирование во время занятия (что позволяет немного отвлечься от нагрузки)

Я бы предложила также такой способ дистанционного обучения, как запись/съёмка студентами своего видео (возможно кейс, рассуждение о чём -либо...).

-Для меня идеальное занятие это активная беседа или интерактив на занятии, так как с ним создается ощущение занятия в аудитории. Также мне нравятся семинары, на которых полно работы, так как тебе приходится все решать самому, без подсказок, как по мне это очень развивает.

Примеры хороших дистанционных занятий:

-Лекции с участием А.П. Ситникова, А.В. Вульфа и Ю.А. Цыпкина. Я считаю, что дистанционный режим обучения лучше всего подходит для лекций приглашённых лекторов, так как это создаёт ощущение, что ты не на очередной лекции в университете, к которым уже привык, а на каком-нибудь профильном вебинаре, что освежает процесс обучения. Самые интересные дистанционные занятия , это когда кто -то из гостей приходит и рассказывает что другое, по другой специализации.

-Сильно удивила организованность Олимпиады МСО2020 в дистанционном формате. И даже огорчение от того, что не удалось лишний раз посетить Санкт-Петербург куда-то улетучилось. Скучно не было точно. Одно из немногих дистанционных мероприятий, которое прошло без нареканий в организационном плане.

1. Статистика. Преподаватель может несколько раз повторить и показать задание или объяснить лекцию, а не каждому одно и тоже(в этом случае затрачивается много времени). Мы все сидим с включенными камерами и все заинтересованы в том, что нам рассказывают, потому что потом надо делать задание на основе полученных знаний. Качество этих занятий по сравнению с очными практически на таком же уровне. Сначала у нас лекция, где мы узнаем новую информации и нам показывают, как решать определенные задачи, а потом на семинаре мы решаем похожие задачи или задачи по вариантам. Помимо этого, на одном из семинаров мы решаем задачи в Excel. В целом, эти занятия одни из самых любимых в этом семестре. На семинарах мы решаем задачи, фотографируем их и отправляем преподавателю. Преподаватель сразу проверяет наши работы и говорит обо всех недочетах, если они есть. Такой вид работы позволяет научиться быстро выполнять поставленные задачи и вовремя исправить свои ошибки. Мне очень нравятся наши занятия по статистике. У нас была довольно интенсивная очная работа, и я не представляла, как мы сможем перейти в онлайн режим, но на практике оказалось, что мы можем учиться дистанционно так же хорошо. Онлайн лекции и семинары ничем не отличаются от очных, мы также ограничены по времени одной парой, а в самом конце семинара каждый студент присылает. Лично мне очень помогает ограничение во времени и сохранение индивидуального подхода. Дополнительные обсуждения статистических статей" на статистике с заранее высланной" статью и способами анализа. Также, работа с Экселем довольно удобно ложится на дистанционное обучение и выполнение в нем задач параллельно с преподавателем вполне удобно. Статистика (на всех семинарах, смотря в лекцию и решая задания, мы

имеем возможность сразу все решения отправлять на проверку преподавателю онлайн через мессенджер).

2. Маркетинг. Мы работали над интересным проектом. Создавали командой бизнес-проект кофейни. Больше всего мне нравилась отдача преподавателя, мы всегда были с ней на связи и могли все спокойно расспросить не боясь. Проходили интересные семинары по подгруппам, и мы наше маленькой семьей из 12 человек отвечали и решали задачи по маркетингу с камерами. Ещё мы писали курсовую, работать с ней было одно удовольствие, так как преподаватель всегда помогала и направляла, подбирала интересные индивидуальные или групповые задания с реальными данными.

2. Теория менеджмента. Слушаем интересных людей (очень интересно было слушать Алексея Ситникова), визуализация (доска желаний). Примеры хороших дистанционных занятий : за время дистанционного обучения самыми интересными и запоминающимися занятиями были приглашения разных гостей ( позволяет немного выйти за рамки программы обучения и узнать что -то новое на личном опыте людей) и групповые работы ( презентации, доклады и многое другое, что позволяет поддерживать связь со своими одногруппниками, а также вырабатывать навык работы в команде для дальнейшей работы после окончания университета). Для дистанционного обучения характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. В процессе обучения объединяются три вида работы: обучение в коллективе, взаимооценка, обучение в малых группах. Такой способ обучения также является для меня очень интересным и продуктивным. Этот способ применяется в дисциплине «Теория менеджмента».

3. Из университетских дистанционных занятий безупречно проходят пары по Теории Менеджмента и Экономике предприятия. В основном из-за живых семинаров (без зачитывания сухих докладов, с активной и интересной работой на паре). Семинары по Теории менеджмента хорошо проходили, потому что я мог сконцентрироваться на работе в спокойной обстановке. Все занятия

проходили успешно и увлекательно. Нравятся наши «регистрации» посреди пары на теории менеджмента, это помогает сконцентрировать внимание. Еще добавляют разнообразия интерактивные части во время лекции: прохождение тестов на личность или решение кейсов. Наверное, мне бы хотелось, чтобы такое было на всех дисциплинах, потому что не всегда хочется включать микрофон для ответа на вопрос, а проявить активность в чате гораздо проще. Также я считаю хорошими занятия, целью которых является решение кейса, т.к. это позволяет применить полученные знания к решению практических задач. - Теория менеджмента (все лекции проводятся онлайн) -Теория менеджмента (полезное использование чата zoom: на лекции мы можем получить небольшие кейсы или вопросы и оперативно ответить на них в чате, за что, в свою очередь, есть возможность получить дополнительные баллы).

4. Факультативные занятие по искусству ведения переговоров, так же проходили очень интересно и я думаю для всех удобно, несмотря на дистанционный режим.

5. Управление качеством. Рассказываем про историю создания бренда с презентацией

6. Экономика предприятия. Удобно всё записывать, копируя текст презентации. Полное понимание того, как посчитать тот или иной вид кредита(например)

7. Пример такого интересного занятия: Английский язык. Мне очень понравился такой формат, потому что интересно было, как и читать каждый день о новостях в определенной сфере и вести дневник, так и слушать новости, которые собрали другие. Такое задание можно было выполнять группами, 2-3 человека, чтобы собрать больше интересной информации. Новости приводились в форме сводки в группах и чатах, а также с выступлением на занятии. По моему мнению, такое задание помогает лучше узнать сферу обучения и повысить уровень заинтересованности в ней.

8. ИТвМ (информационные технологии в менеджменте), выполнение задач в экселе, проджекте и иных компьютерных программах по онлайн инструкции преподавателя довольно удобно и практично. На компьютерах в вузе работать менее комфортно, ведь на своем я уже привык и быстро могу справиться с небольшими неполадками, в то время как в вузе это могло занять много времени. Руководство по тому, как сделать задания в Excel было записано в формате видео с подробным пояснением).

9. Стратегический менеджмент. Система «регистрацию) приносит свои плоды. Многие ребята сидят у гаджетов и внимательно слушают лекцию, потому что угроза лишения баллов мотивирует их быть более усидчивыми. По «Стратегическому менеджменту» радует интерактив во время занятий, а также больше живого общения с преподавателем, чем по остальным предметам, последняя пара с Цыпкиным Ю.А. также очень порадовала своим интерактивом. Я считаю, что в будущем будет целесообразно сделать полу -дистанционное обучение. Например, все лекции будут проводиться онлайн по определённым дням, а семинары очно.

10. Основы землеустройства. Все понятно и четко. На очных парах не всегда успевала записывать с презентации, сейчас гораздо удобнее. Преподаватель сначала выкладывает лекцию, мы ее просматриваем, а потом в ходе занятия добавляем, какие-то подробности, которых нет в презентации. На парах мы досконально разбираем материал, получаем ответную реакцию от преподавателя, сложные землеустроительные термины она расшифровывает нам, менеджерам, понятными словами. Она даёт пояснению к каждому пункту лекции, ничего не пропускает, с радостью выслушивает наши вопросы и сильно помогает своими ответами.

Краткие выводы от студентов по дистанционному образованию.

Многие пары сохраняют информативность на достойном уровне. Например, основы землеустройства, теория менеджмента и маркетинг в прошлом

семестре. Что же касается семинаров, смысл семинарских занятий состоит именно в практической проработке изученного, поэтому, на мой взгляд, во время семинарского занятия все же лучше получать комментарии, оценки и рекомендации преподавателя в режиме реального времени.

Несмотря на некие неудобства, например, на занятиях по «основам землеустройства» и «математическим моделированиям в экономике недвижимости» имеется возможность подробно разбирать примеры, таблицы, графики и все это наглядно, а на семинарах по «Стратегическому менеджменту» и «Методам принятия управленческих решений» есть возможность студенту непосредственно участвовать в учебном процессе (выступать с докладами, вести дискуссии).

Также лекции проходят интересно по предметам «Управление инновациями» - разбор «полетов» по домашним заданиям проходит на семинаре и это позволяет активно проверять свои задания и сверяться с другими студентами.

Маркетинг - много творческих заданий, слаженная обратная связь.

Теория менеджмента - работа в группах, лекции с гостями, отлаженная обратная связь.

Методы принятия управленческих решений - интересные лекции, хорошая обратная связь.

Ценообразование - интересные семинары, слаженная обратная связь.

Управление инновациями - творческие задания, слаженная обратная связь.

Математическое моделирование - благодаря компьютерным технологиям мы записываем урок, который можем пересмотреть - это очень важно на этом предмете, так как мы работаем с программами и с большим объемом информации

«Методы принятия управленческих решений». На семинарах мы развиваем свое ораторское искусство, рассказывая рефераты и отвечая на вопросы, а

также иногда играем в деловые игры, которые являются не только интересными, но и полезными для будущей профессии менеджера.

Подводя итоги опроса, необходимо отметить в целом позитивный настрой студентов, но надо понимать, что изначально перед ними была поставлена задача отмечать только положительный опыт онлайн образования.

Требуется серьезная аналитическая работа и выводы по корректировке всего образовательного процесса.

Литература

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знании" / пер. с нем. А. Антоновского и др. М.: Логос, 2011. - 248 с.).

2. Ефимов И.В. Необходимость реформирования системы непрерывного образования для подготовки специалистов знаниевого общества © 2010 http ://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media61853/082_Efimov.pdf (Дата обращения 02.08.2020)

3. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/284/236

4. Фомин А.А., Фомина М.А. Цифровизация и облачные технологии: деньги на ветер или конкурентное преимущество для малого бизнеса. Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 29.

5. Мохов М.Ю., Фомин А.А. Прогноз на будущее: способен ли искусственный интеллект заменить hr-менеджера. Столыпинский вестник. 2020. № 1. С. 22.

Literature

1. Behmann G. Modern society: risk society, information society, knowledge society / per. s nem. A. Antonovsky et al. M.: Logos, 2011. - 248 p.).

2. Efimov I. V. The need to reform the system of continuous education for training specialists of the knowledge society © 2010 http ://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media61853/082_Efimov.pdf (Accessed 02.08.2020)

3. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/284/236

4. Fomin A. A., Fomina M. A. Digitalization and cloud technologies: money for the wind or a competitive advantage for small businesses. Moscow Economic Journal. 2020. No. 9. P. 29.

5. Mokhov M. Yu., Fomin A. A. Forecast for the future: whether artificial intelligence can replace an HR manager. Stolypin Herald. 2020. No. 1. P. 22.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ

KEY PROBLEMS OF THE EFFECTIVENESS OF THE REGIONAL

MANAGEMENT SYSTEM

УДК 332.36

Горбунов В. С., кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.