Научная статья на тему 'Изменение соотношения «Доза-эффект» воздействия в результате применения комплекса средств, направленных на стимуляцию работоспособности квалифицированных гребцов'

Изменение соотношения «Доза-эффект» воздействия в результате применения комплекса средств, направленных на стимуляцию работоспособности квалифицированных гребцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА СТИМУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА / УДАРНЫЙ МИКРОЦИКЛ / ЗАСОБИ СТИМУЛЯЦії ПРАЦЕЗДАТНОСТі / ВЕЛИКЕ НАВАНТАЖЕННЯ / УДАРНИЙ МіКРОЦИКЛ / WORKING CAPACITY STIMULATION MEANS / HARD LOAD MICROCICLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградов Валерий Евгеньевич

Показаны новые возможности увеличения специальной выносливости спортсменов в академической гребле. Они основаны на стимуляции организма спортсменов в ударном микроцикле за 22-24 часа до тренировочных занятий с большими нагрузками. Установлено, что применение дополнительных стимулирующих средств увеличивает глубину воздействия нагрузки на организм, повышает работоспособность спортсменов в течение первого-третьего занятия с большой нагрузкой. Это показано по увеличению тренировочного импульса, показателя «доза-эффект» воздействия, а также по повышению эргометрической мощности работы в ответ на стандартные физические нагрузки. Комплексное применение стимулирующих воздействий увеличило тренировочный эффект одного занятия и кумулятивный эффект серии занятий в ударном микроцикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградов Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio changes between "dose-effect" of working capacity by stimulation influences means for qualified athletes in rowing

New possibilities of special athlete´s endurance increase in rowing are represented in the article. It founded on athlete´s organism stimulation in 22-24 hours before load in hard load training microcicle. Use of subsidiary means are increase the load influence and raise working capacity in 1-3 large load training after. It is shown by growth of training impulse, index of "dose-effect" influences and by ergomethric force rise in replay of standard physical load. Complex of stimulation influences means application increase the training effect and cumulative effects in it series during hard load training microcicle.

Текст научной работы на тему «Изменение соотношения «Доза-эффект» воздействия в результате применения комплекса средств, направленных на стимуляцию работоспособности квалифицированных гребцов»

э

2012

li

Изменение соотношения «доза-эффект» воздействия в результате применения комплекса средств, направленных на стимуляцию работоспособности квалифицированных гребцов

Виноградов В.Е.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотации:

Показаны новые возможности увеличения специальной выносливости спортсменов в академической гребле. Они основаны на стимуляции организма спортсменов в ударном микроцикле за 22-24 часа до тренировочных занятий с большими нагрузками. Установлено, что применение дополнительных стимулирующих средств увеличивает глубину воздействия нагрузки на организм, повышает работоспособность спортсменов в течение первого-третьего занятия с большой нагрузкой. Это показано по увеличению тренировочного импульса, показателя «доза-эффект» воздействия, а также по повышению эргометрической мощности работы в ответ на стандартные физические нагрузки. Комплексное применение стимулирующих воздействий увеличило тренировочный эффект одного занятия и кумулятивный эффект серии занятий в ударном микроцикле.

Ключевые слова:

средства стимуляции работоспособности, большая нагрузка, ударный микроцикл.

Виноградов В.Є. Зміна співвідношення «доза-ефект» впливу в результаті застосування комплексу засобів, спрямованих на стимуляцію працездатності кваліфікованих веслярів. Показані нові можливості збільшення спеціальної витривалості спортсменів в академічному веслуванні. Вони засновані на стимуляції організму спортсменів в ударному мікроциклі за 22-24 години до тренувальних занять з великими навантаженнями. Встановлено, що застосування додаткових стимулюючих засобів збільшує глибину впливу навантаження на організм, збільшує працездатність спортсменів протягом першого-третього заняття з великим навантаженням. Це показано по збільшенню тренувального імпульсу, показника «доза-ефект» впливу, а також по підвищенню ергометричної потужності роботи у відповідь на стандартні фізичні навантаження. Комплексне застосування стимулюючих впливів збільшило тренувальний ефект одного заняття і кумулятивний ефект серії занять в ударному мікроциклі.

засоби стимуляції працездатності, велике навантаження, ударний мікроцикл.

Vinogradov V.Ye. Ratio changes between ”dose-effect” of working capacity by stimulation influences means for qualified athletes in rowing. New possibilities of special athlete's endurance increase in rowing are represented in the article. It founded on athlete's organism stimulation in 22-24 hours before load in hard load training microcicle. Use of subsidiary means are increase the load influence and raise working capacity in 1-3 large load training after. It is shown by growth of training impulse, index of “dose-effect” influences and by ergomethric force rise in replay of standard physical load. Complex of stimulation influences means application increase the training effect and cumulative effects in it series during hard load training microcicle.

working capacity stimulation means, hard load microcicle.

Введение.

В настоящее время в системе подготовки спортсменов в олимпийском спорте показано, что актуальным направлением совершенствования системы спортивной подготовки является расширенное применение нетрадиционных средств подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсменов [4].

Проведение исследований в этом направлении позволяет подойти к решению проблемы, которая возникла в системе подготовки спортсменов высокого класса. Большой объем тренировочной работы, в основе которого лежит строго детерминированный набор средств и методов спортивной подготовки в течение времени вызывает эффект приспособления и перестает быть стимулирующим [6]. Это снижает адаптационные возможности организма в ответ на стандартные физические нагрузки, особенно в процессе развития специальной выносливости [3]. Наиболее отчетливо это появляется в циклических видах спорта, где в процессе специальной подготовки имеются существенные ограничения в выборе упражнений [2].

Существуют концептуальные положения, которые позволяют подойти к решению этого вопроса. Они связаны с применением дополнительных воздействий, обеспечивающих стимуляционный эффект, и как следствие, увеличивающих тренировочный эффект традиционной системы средств [1]. Показана возможность их целевого использования в различных условиях спортивной подготовки: в процессе предстартовой подготовки, непосредственно в процессе © Виноградов В.Е., 2012

соревновательной деятельности, в восстановительном периоде между тренировочными занятиями или стартами, в том числе, в видах спорта с проявлением выносливости [1,3,4]. Проведенные исследования дали основания для совершенствования представленного методического подхода. В основе процесса совершенствования лежит комплексное, увязанное с большими нагрузками, применение стимуляционных воздействий в системе ударного микроцикла спортсменов в циклических видах спорта. Это позволит стимулировать более высокий тренировочный эффект в занятии и кумулятивный эффект серии занятий с большими нагрузками, при условии использования стандартных, апробированных ранее и показавших свою эффективность программ занятий [5].

Исследования являются частью научноисследовательской работы, проводимой согласно сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта по теме «Периодизация годичной и многолетней подготовки спортсменов», тема 2.1., № госрегистрации 0ПШ001720.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: проверить эффективность комплексного применения стимулирующих воздействий и тренировочных занятий с большими нагрузками в ударном микроцикле подготовки квалифицированных спортсменов в академической гребле.

Методика и организация исследований. Исследования были проведены в лабораторных условиях на базе ГНИИФКиС в специально-подготовительном этапе подготовительного периода годичного цикла

I ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного виховання і спорту

подготовки, в процессе направленного развития базовых компонентов выносливости, в том числе мощности аэробного энергообеспечения. В исследовании приняли участие 9 гребцов - членов сборной команды Украины. Использовался гребной эргометр Concept

II и телеметрический анализатор частоты сердечных сокращений TP 300 Pulse Meter (Polar Electro). Cпортсмены дважды выполнили программу ударного микроцикла, направленного на развитие специальной выносливости гребцов. В первой части эксперимента (контрольный ударный микроцикл) спортсмены выполнили указанную программу тренировки без использования специальных внетренировочных средств. Во второй части эксперимента (экспериментальный ударный микроцикл) спортсмены использовали специальные внетренировочные средства.

Cпециальные комплексы внетренировочных воздействий были применены за 22-24 часа до тренировочного занятия с большой нагрузкой. Всего, в течение ударного микроцикла было выполнено три тренировочных занятия с большой нагрузкой, направленной на развитие специальной выносливости гребцов. Занятия проведены во второй, пятый и восьмой день микроцикла.

Измерения были проведены в стандартных специально организованных условиях в процессе тренировочного занятия. В первой части тренировочного занятия спортсмены выполняли специальную работу на гребном эргометре «Concept II». Была выполнена 6-ти минутная работа, которая моделировала (по раскладке сил) соревновательную деятельность в академической гребле.

В процессе исследований анализировалась реакция кардиореспираторной системы. Изменения реакции в процессе выполнения контрольных и экспериментальных заданий были оценены по показателям тренировочного импульса - интегрального показателя степени напряженности тренировочной работы [5]. Этот показатель является интегральной характеристикой мощности, кинетики, устойчивости кардио-респираторной системы и определяет соотношение «доза-эффект» нагрузки. Тренировочный импульс определяется на основе учета времени тренировки и данных об уровне 4CC во время физической активности, когда 4CC достигает устойчивого состояния. Тренировочный импульс равен продолжительности тренировочной нагрузки, умноженной на коэффициент физической нагрузки: тренировочный импульс (условные единицы) = продолжительность тренировочной нагрузки (мин) х (среднее 4CC работы - 4CC покоя) I (4CC макс - 4CC покоя).

Содержание комплекса внетренировочных воздействий. В основе комплекса внетренировочных воздействий представлены специальные упражнения, которые стимулируют чувствительность реакций KPC к гиперкапническому стимулу. При их использовании создаются предпосылки для увеличения мобилизационных возможностей организма [1].

Комплекс упражнений для мобилизации функциональных возможностей.

Упражнения с партнером в исходном положении спортсмена лежа на животе.

Позиция 1. И.п.- руки вверх. Партнер приподни-

ПСИХОЛОГІЯ

мает спортсмена за руки. Спортсмен усилием мышц передней поверхности туловища опускает руки, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 2. И.п. - руки вдоль туловища. Партнер приподнимает руки назад - вверх. Спортсмен усилием мышц рук и грудных опускает руки в и.п., преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 3. И.п. - руки за голову. Спортсмен прогибается назад усилием мышц спины. Партнер оказывает сопротивление в конечной фазе движения.

Позиция 4. И.п. - руки под лоб, в замок, локти в стороны, ноги выпрямлены. Движение правой голенью к ягодице, преодолевая сопротивление партнера, в том же и.п. выполняется движение другой ногой, аналогично.

Упражнения с партнером в исходном положении спортсмена лежа на спине.

Позиция 1. И.п. - правая нога согнута в коленом суставе, лежит на полу. Партнер фиксирует стопу правой ноги и придерживает колено правой ноги. Движение коленом правой ноги внутрь, преодолевая сопротивление партнера. Другой ногой выполнить движение в другую сторону.

Позиция 2. И.п. - правая нога выпрямлена (перпендикулярно полу). Партнер поддерживает правой рукой пятку, левой фиксирует колено. Спортсмен усилием мышц задней поверхности бедра опускает ногу до горизонтального положения, преодолевая сопротивление партнера. Аналогично другой ногой.

Позиция 3. И.п. - руки и подбородок прижаты к груди, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах под прямым углом. Партнер толчками пытается выпрямить ноги, спортсмен оказывает сопротивление.

Позиция 4. И.п. - руки и подбородок прижаты к груди, туловище приподнято, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Партнер толчками в плечи пытается разогнуть туловище, спортсмен оказывает сопротивление.

Позиция 5. И.п. - подбородок приподнят, наклон головы вправо, партнер поддерживает голову двумя руками. Движение головой к левому плечу, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 6. И.п. - подбородок приподнят, наклон головы влево, партнер поддерживает голову двумя руками. Движение головы к правому плечу, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 7. И.п. - голова повернута вправо, поддерживается партнером двумя руками. Движение головой в направлении левым ухом вверх, к груди, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 8. И.п. - голова повернута влево, поддерживается партнером двумя руками. Движение головой в направлении правым ухом вверх, к груди, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 9. И.п. - рука партнера лежит ладонью на лбу спортсмена. Прижать подбородок к груди, приподнимая голову, преодолевая сопротивление партнера.

Позиция 10. И.п. - подбородок прижат к груди. Партнер поддерживает голову двумя руками за затылочную область. Опустить голову, преодолевая сопротивление партнера.

32012

и

Позиция 11. И.п. - руки и подбородок прижаты к груди, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах под прямым углом. Партнер толчками пытается выпрямить ноги, спортсмен оказывает сопротивление.

Каждое упражнение с партнером выполнялось 4-6 раз. Длительность каждого движения сохранялась в течение 4-6 сек. Отличительной особенностью этих упражнений являлись кратковременные усилия спортсмена в преодолевающем режиме, сочетающиеся с интенсивным (в ритм упражнения) выдохом во время напряжения.

Результаты исследований.

Результаты сравнительного анализа показателей тренировочного импульса контрольного и экспериментального тренировочных микроциклов, направ-

ленных на развитие специальной выносливости гребцов представлены на рисунке 1.

На рисунке видно, что различия реакции кардио-респираторной системы имели достоверные различия при выполнении второго и третьего тренировочного занятия с большой нагрузкой. В процессе контрольных измерений реакция кардиореспираторной системы снижалась во втором и третьем занятии. Это связано с накоплением утомления и снижением реактивных свойств кардиореспираторной системы. В процессе экспериментальных измерений отмечено достоверное (р<0,05) увеличение показателя тренировочного импульса в течение второго-третьего занятия. Изменения показаны относительно предыдущего занятия и показателей контрольных измерений. Представленные показатели отношения «доза-эффект» свидетель-

о.

О

Номер тренировочного заня-

1 2 3 тия с большой нагрузкой

Рис.1 Изменение тренировочного импульса в течение 3 занятий с большими нагрузками в ударном микроцикле квалифицированных гребцов (п=9):

* - различия достоверны при р<0,05;

I - без применения стимулирующих воздействий;

I - с применением стимулирующих воздействий.

440

430

420

410

400

390

380

1 2 3

Номер тренировочного занятия с большой нагрузкой

Рис. 2 Изменение эргометрической мощности работы в течение 3 занятий с большими нагрузками в ударном микроцикле квалифицированных гребцов (п=9):

* - различия достоверны при р<0,05;

I I- без применения стимулирующих воздействий;

I I- с применением стимулирующих воздействий.

6

5

4

3

2

0

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

ствуют о более глубоком воздействии нагрузки в экспериментальной серии тренировочных занятий.

Более высокие эффекты реакции кардиореспи-раторной системы подтверждены более высоким уровнем работоспособности спортсменов в процессе выполнения шести минутного тестового задания моделирующего соревновательную деятельность гребцов. Результаты контрольных и экспериментальных измерений представлены на рисунке 2.

На рисунке 2 видно, что достоверные различия (р<0,05) работоспособности при контрольных и экспериментальных измерениях отмечены в процессе выполнения второго и третьего тренировочного задания. Сравнительный анализ первых занятий показал некоторую тенденцию к увеличению работоспособности в экспериментальных измерениях. После этого, в процессе контрольных измерений отмечена отчетливая тенденция к снижению работоспособности к концу ударного микроцикла. Наиболее вероятно это происходит под влиянием накопления утомления. В процессе экспериментальных измерений отмечено достоверное увеличение работоспособности в первом-третьем занятии.

Очевидно, что увеличение работоспособности в экспериментальном микроцикле произошли под воздействием комплексов внетренировочных воздействий. Приведенные данные свидетельствуют, что применение в системе подготовки квалифицированных гребцов дополнительных стимулирующих воздействий в условиях последействия больших тренировочных нагрузок увеличивает работоспособность гребцов, повышает глубину воздействия нагрузки, и как следствие, стимулирует более высокий кумулятивный тренировочный эффект занятий в ударном микроцикле. Важным является то, что положительные изменения реакции организма и работоспособности произошли в течение серии тренировочных занятий с

большими нагрузками в условиях кумуляции утомления. В связи с этим, можно говорить, что увеличение работоспособности и соотношения «доза-эффект» воздействия во втором-третьем занятии свидетельствуют о том, что предложенные стимуляционные воздействия можно рассматривать как фактор компенсации утомления, накопленного в течение одного или серии занятий с большими нагрузками.

Выводы.

1. Доказана необходимость применения дополнительных стимулирующих воздействий в системе традиционных средств спортивной подготовки, направленной на развитие специальной выносливости спортсменов в академической гребле.

2. Применение в ударных микроциклах дополнительных стимулирующих воздействий увеличивает глубину воздействия нагрузки на организм. Это видно по достоверному увеличению тренировочного импульса, показателя «доза-эффект» воздействия в ответ на стандартные физические нагрузки в процессе второго-третьего занятия ударного микроцикла.

3. Увеличение реакции кардиореспираторной системы, увеличение отношения «доза-эффект» повысило работоспособность спортсменов в процессе выполнения шестиминутного задания, моделирующего соревновательную деятельность в тренировочных занятиях, направленных на развитие специальной выносливости гребцов. Достоверные изменения отмечены в течение второго третьего занятия ударного микроцикла.

4. Показаны основания для продолжения работы в этом направлении. Они основаны на исследовании возможности комплексного применения средств стимуляции работоспособности и традиционной системы воздействий в серии занятий с большими нагрузками в ударных микроциклах видов спорта скоростно-силовой направленности.

Литература.

1. Виноградов В.Е. Стимуляция работоспособности и восстановительных процессов в тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов. - Киев: НПФ «Славутич-Дельфин», 2009. - 367 с.

2. Дьяченко А.Ю. Специальная выносливость квалифицированных спортсменов в академической гребле. - Киев: НПФ «Славутич-Дельфин», 2004. - 338 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мищенко В.С., Лысенко Е.Н., Виноградов В.В. Реактивные свойства кардиореспираторной системы как отражение адаптации к напряженной физической тренировке в спорте. - Киев: Науковий свгт, 2007. - 351 с.

4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

5. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса: [научно - практическое руководство / науч. ред. МакДугал Дж.Д., Уэнгер Г.Э., Грин Г.Дж.]. - Киев: Олимпийская литература, 1998. - 431 с.

6. Tudor O. Bompa, G., Gregory Haff. Periodization: Theory and Methodology of Training / Human Kinetics Publishers. - 2009. - P. 480.

Информация об авторе: Виноградов Валерий Евгеньевич

mavin139@hotmail.com Национальный университет физического воспитания и спорта

Украины

ул. Физкультуры 1, г.Киев, 03680, Украина.

Поступила в редакцию 01.02.2012г.

References:

1. Vinogradov V.E. Stimuliaciia rabotosposobnosti i vosstanovitel’nykh processov v trenirovochnoj i sorevnovatel’noj deiatel’nosti kvalificirovannykh sportsmenov [Stimulation of capacity and restoration processes in training and competition activity of skilled sportsmen], Kiev, 2009, 367 p.

2. D’iachenko A.Iu. Special’naia vynoslivost’ kvalificirovannykh sportsmenov v akademicheskoj greble [The special endurance of skilled sportsmen in a boat-racing], Kiev, 2004, 338 p.

3. Mishchenko VS., Lysenko E.N., Vinogradov V.V. Reaktivnye svojstva kardiorespiratornoj sistemy kak otrazhenie adaptacii k napriazhennoj fizicheskoj trenirovke v sporte [Reactive properties of the cardiorespiratory system as reflection of adaptation to the tense physical training in sport], Kiev, Scientific world, 2007, 351 p.

4. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [The system of preparation of sportsmen in Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p.

5. Makdugal Dzh.D., Uenger G.E., Grin G.Dzh. Fiziologicheskoe testirovanie sportsmenov vysokogo klassa [Physiological testing of sportsmen of high level], Kiev, Olympic literature, 1998, 431 p.

6. Tudor O. Bompa, G., Gregory Haff. Periodization: Theory and Methodology of Training, Human Kinetics Publishers, 2009, p. 480.

Information about the author: Vinogradov V.Ye.

mavin139@hotmail.com National University of Physical Education and Sport of Ukraine Fizkultury str. 1, Kiev, 03680, Ukraine.

Came to edition 01.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.