Научная статья на тему 'Эффективность применения специальных внетренировочных средств в процессе развития специальной выносливости у спортсменов многоместного экипажа в академической гребле'

Эффективность применения специальных внетренировочных средств в процессе развития специальной выносливости у спортсменов многоместного экипажа в академической гребле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
424
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ / ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / МОБіЛіЗАЦіЯ / ПОЗАТРЕНУВАЛЬНі ЗАСОБИ / СПЕЦіАЛЬНА ВИТРИВАЛіСТЬ / MOBILIZATION / EXTRA-TRAINING MEANS / SPECIAL ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградов В. Е.

Показана эффективность комплексного применения предстартового мобилизационного комплекса и специального восстановительного комплекса внетренировочных средств в цикле подготовки, направленном на увеличении специальной выносливости гребцов. Увеличен кумулятивный эффект двух тренировочных занятий, показаны возможности нормализации предстартовой готовности всех членов экипажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградов В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of extra-training means applications during special endurance training for crew in rowing

Applications of pre-starting mobilization and special recovery complex during special endurance training of rowers are shown. Increase cumulative effect of two workouts and normalizations pre-start conditions of all team′s rowers are shown.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения специальных внетренировочных средств в процессе развития специальной выносливости у спортсменов многоместного экипажа в академической гребле»

ных качеств, сформированных под воздействием национальных - 361 ответ, что составляет 52% от общего числа ответов, а эмоциональная наполняемость в предложенных чертах содержится в 327 ответах, что составляет 48%, с разницей в 34 ответа или 4% в пользу рациональной основы.

Респонденты отмечают преобладание рационального начала в моральных качествах, сформированных под воздействием интернациональных идей, о чем свидетельствуют 624 ответа, что составляет 59% от общего количества полученных ответов - 1050, а преобладание эмоционального содержания заложено в 426 ответах, что составляет 41% с разницей в 198 ответах или 18% в сторону рациональной основы.

Выводы.

Наличие патриотических и дружественных нравственных качеств у спортсменов повышает уровень физического и уравновешенность механизмов психического потенциала, с особой действенной энергией вовлекает в состязательный процесс и достижение высоких победных результатов.

Формирование национальных и интернациональных нравственных черт у спортсменов возможно осуществить путем взаимодействующей координированной работы социальных институтов семьи, образования, культуры, физической культуры, средств массовой информации, политики и др. по распространению двух (национальной и интернациональной) идеологических концепций с применением эффективных социально-психологических методов и приемов (убеждение, пример, требование, разъяснение, приучение, упражнение, пожелание, просьба, совет, одобрение, запрет и др.)

Есть необходимость приобщать будущих спортсменов к этим идеологиям путем проведения систематических бесед родителей с детьми, на занятиях учебных заведениях, кружковой секционной работе сети культурно-просветительных учреждений, в выступлениях перед общественностью членов различных политических партий и т.д.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем воспитания нравственных качеств спортсменов.

Литература

1. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. - 480 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2003.

- 200 с.

3. Лубышева Л.И.Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособ. - М.: «Академия», 2001. - 240 с.

4. Величко В.Н. Развитие духовной личности. Монография.

- Донецк: ДЭГИ, 2006. - 259 с.

5. Сигал Н.С. Влияние типологических свойств нервной системы, темперамента и личностных особенностей на саморегуляцию психических состояний футболистов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. -№7. - С. 109-112.

6. Смоляр И.И. Личностный аспект лидерства в мужских и женских спортивных командах //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

//зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 200б. - №б. - С. 10б-108.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ МНОГОМЕСТНОГО ЭКИПАЖА В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ Виноградов В.Е.

Национальный университет физической культуры и спорта Украины

Аннотация. Показана эффективность комплексного применения предстартового мобилизационного комплекса и специального восстановительного комплекса внетре-нировочных средств в цикле подготовки, направленном на увеличении специальной выносливости гребцов. Увеличен кумулятивный эффект двух тренировочных занятий, показаны возможности нормализации предстартовой готовности всех членов экипажа.

Ключевые слова: мобилизация, внетренировочные средства, специальная выносливость.

Анотація. Виноградов В. Ефективність застосування спеціальних позатренувальних засобів в процесі розвитку спеціальної витривалості багатомісного екіпажа в академічному веслуванні. Показано ефективність комплексного застосування передстартового мобілізаційного комплексу і спеціального відновлювального комплексу позатренувальних впливів у циклі підготовки, який спрямовано на збільшенні спеціальної витривалості веслярів. Збільшено кумулятивний ефект двох тренувальних занять, показані можливості нормалізації перед-стартової готовності всіх членів екіпажа.

Ключові слова: мобілізація, позатренувальні засоби, спеціальна витривалість.

Annotation. Vinogradov V. Effectiveness of extra-training means applications during special endurance training for crew in rowing. Applications of pre-starting mobilization and special recovery complex during special endurance training of rowers are shown. Increase cumulative effect of two workouts and normalizations pre-start conditions of all teamys rowers are shown.

Keywords: mobilization, extra-training means, special endurance.

Введение.

Хорошо известно, что формирование эффективной адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам прямо связано с эффективным восстановлением организма. Важным составляющим в системе восстановления спортсменов являются специальные мобилизационные внетренировочные воздействия, которые позволяют стимулировать работоспособность перед тренировочным занятием или соревновательной деятельностью и ускорить процессы восстановления после большой физической нагрузки [1,2,10].

Показано, что применение внетренировоч-ных средств мобилизационного типа позволяет не только подготовить спортсменов к напряженной двигательной деятельности или стимулировать процессы восстановления после тренировочных занятий, но и вносить коррекцию в реализацию функциональных возможностей спортсменов при нараста-

ющем утомлении в процессе тренировочного занятия с большой нагрузкой или напряженной соревновательной деятельности [4,5,6].

Показаны возможности комплексного использования мобилизационных воздействий различной направленности в разных условиях тренировочного процесса. В частности, показаны возможности использования специализированных комплексов, направленных на стимулирование работоспособности и коррекцию утомления в тренировочном занятии и в серии тренировочных занятий преимущественно анаэробной или аэробной направленности [2,3].

При очевидной эффективности использования таких средств в модельных условиях тренировочного процесса остаются некоторые вопросы, связанные с оптимизацией их применения спортсменами непосредственно в тренировочном процессе в условиях, типичных для подготовки. Это относится к большой вариативности индивидуальных проявлений специальной выносливости при выполнении сходной программы подготовки команды или многоместного экипажа. Это актуально в связи с необходимостью обеспечения схожей степени специфичности и глубины воздействия тренировочной нагрузки для всех членов экипажа лодки. Это может иметь решающее значение для достижения высокого уровня специальной работоспособности экипажа [9].

Исходим из предположения, что использование предстартового мобилизационного комплекса позволит достаточно снизить диапазон индивидуальных различий реакций членов экипажа на специальную нагрузку и позволит достигать требуемого тренировочного эффекта для всей команды. Такое воздействие может обеспечиваться за счет увеличения скорости и специфичности протекания восстановительных процессов и повышения на этой основе общей эффективности тренировочного занятия. Решение этого вопроса также может позволить решить актуальную проблему подготовки квалифицированных спортсменов: предложить методику оперативной коррекции внетренировочными средствами сниженных функциональных возможностей одного или двух членов многоместного экипажа в период непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям без изменения программы тренировочных занятий.

В связи с этим была сформулирована цель исследования, которая предполагала определение эффективности применения мобилизационного и специального восстановительного комплексов вне-тренировочных воздействий в достижении высокого общего тренировочного эффекта для гребного экипажа в серии тренировочных занятий в ударном микроцикле, направленном на развитие специальной выносливости гребцов.

Проведенные исследования являются частью научно-исследовательской работы, проводимой согласно теме сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта «Индивидуализация совершенствования специальной выносливости квалифи-

цированных спортсменов на основании учёта ключевых компонентов специальной функциональной подготовленности (на примере разных видов спорта)» (Шифр темы: 1.3.8). Ключевым элементом специального анализа является комплекс внетренировочных воздействий, разработанный автором на основании ранее проведенных исследований (2-5) и личного опыта успешной апробации воздействий такого рода на Чемпионатах Европы, Мира, Олимпийских Играх в циклических видах спорта.

Формулирование целей работы.

Методика и организация исследований.

Исследования были проведены в заключительной стадии базового мезоцикла годичного цикла подготовки, в период выполнения большого объема нагрузок, направленных на увеличение специальных аэробных возможностей гребцов. В исследовании приняли участие 8 спортсменов однородной группы. Все гребцы являлись членами сборной команды Украины по академической гребле и проходили подготовку по программе сборной команды Украины (группы распашного весла). В этот период спортсмены готовились в экипажах четверок распашной без рулевого, поэтому 2 экипажа этого класса лодок были определены как контрольная и экспериментальная группы. Гребцы имели сходные показатели функциональной подготовленности, соответствующие модели функциональной подготовленности высококвалифицированных гребцов (9) (по VO2 max, анаэробному порогу и La max). Диапазон индивидуальных различий показателей составил: по максимальному потреблению О2 (VO2 max) - б7,9-72,1 мл.мин.кг-1, по максимальной анаэробной гликолитической мощности (La max) - 18,б-21,3 ммольл-1, по уровню эргометрической мощности анаэробного (гликолитичес-кого) порога (W AT) - 3б0-390 вт.

На первом этапе исследований были проанализированы индивидуальные показатели реакции организма спортсменов контрольного и экспериментального экипажа на нагрузку при условии использования и не использования внетренировочных для предварительной стимуляции работоспособности. При анализе полученных данных исходили из того, что комплекс воздействий имеет определенные соотношения по «дозам воздействия и их эффекту» при использовании специальных мобилизационных средств. Ставилась задача определить реакцию организма на минимальную дозу воздействия, которая нормализует (оптимизирует) общий эффект нагрузки для всех членов экипажа, в том числе для спортсменов с наиболее низким соотношением «доза-эффект» воздействий. Соотношения «доза-эффект» оценивались по динамике частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе выполнения первого отрезка тренировочного занятия. Были проанализированы показатели полупериода развития реакции ЧСС (Т50 HR), а также возможности достижения и поддержания величин ЧСС, соответствующих уровню максимального потребления О2 (VO2 max). Показатели Т50 HR были зарегистрированы и проанализи-

рованы по методу оценки кинетики начальной части этой реакций, представленному в специальной литературе (7). Индивидуальные показатели ЧСС, соответствующие уровню VO2 max были зарегистрированы в лабораторных условиях, в процессе применения специального теста для измерения VO2 max [14].В процессе специальных измерений в тренировочном процессе уровень ЧСС, соответствующий VO2 max, оценивался как результат линейного увеличения функции в начальной части отрезка. Колебания ЧСС в конце отрезка под воздействием нарастания анаэробных процессов во внимание не принимались.

Далее был проанализирован эффект всего тренировочного занятия. Эффективность проведенного занятия, и как следствие, возможность достижения специфического тренировочного эффекта оценивались по общему объему выполненной тренировочной нагрузки, выполненной при условии восстановления организма (до 120 уд мин-1) в течение 3-5 мин после серии нагрузки. При анализе учитывалась тесная связь реакции организма на нагрузку в процессе напряженной тренировочной деятельности и динамика восстановительных процессов в интервалах отдыха после каждой серии (отрезка) работы в условиях нагрузок субмаксимальной мощности (8). Нормативные показатели восстановления относительно величины нагрузки в процессе развития специальной выносливости гребцов были определены на основании данных, представленных в специальной литературе (9). Принималось, что если восстановление до 120 уд мин-1 длилось в течение 1-2 мин, то величина нагрузки в серии была недостаточной; если длительность восстановления увеличивалась постепенно после каждой серии нагрузки от 3 до 5 мин, то такая реакция принималась адекватной реакцией организма на нагрузку в условиях нарастающего утомления; восстановление длительностью более 5 мин считалось предельно допустимой стадией утомления, что формировало неблагоприятные условия адаптации организма к нагрузке и могло быть только в конце тренировочного занятия.

Для сравнительного анализа был выбран фрагмент ударного микроцикла подготовки гребцов, который включал два занятия одинаковой направленности. Оба занятия были направлены на развитие ключевого компонента специальной выносливости гребцов - мощности аэробного энергообеспечения работы (по VO2 max).

Параметры тренировочной деятельности в каждом занятии соответствовали параметрам нагрузки, определяющим ее величину и направленность [12]. Опыт подготовки гребцов высокого класса и данные специальной литературы [9] .свидетельствовали, что параметры нагрузки тренировочных занятий соответствовали указанной выше направленности ударного микроцикла подготовки. Для сравнения реакций организма нагрузку в процессе эксперимента во всех тренировочных занятиях использовались одинаковые параметры нагрузки. Два

тренировочных занятия, направленные на развитие аэробного компонента специальной выносливости были выполнены через 48 часов. Как правило, в таких условиях выполнение второго тренировочного занятия осуществляется на фоне неполного восстановления функций кардиореспираторной системы организма [11].

Параметры тренировочной нагрузки в занятии направленном на увеличение мощности аэробного энергообеспечения спортсменов в академической гребле

1. Вид упражнения - четверка распашная

2. Работа на отрезке - длительность отрезка 4 мин, темп 32-34 грмин-1

3. Количество отрезков в серии - 1 отрезок

4. Количество серий - 8-10, количество серий регламентировано способностью к восстановлению организма до 120удмин-1 в течение 3-5 мин после серии отрезков.

5. Длительность и характер интервалов отдыха - 5 мин, характер работы активный - темп 18-20 грмин-1, работа без подъезда или 1/3 подъезда, величина усилия не более 30-40% от максимального.

Минимальное количество отрезков в серии было связано с выбором такой длительность нагрузки, при которой отмечается наиболее тесная связь динамики реакции ЧСС во время нагрузки и динамики ее восстановления [7]. Это позволило оценить тип реакции организма на нагрузку по характеру восстановления организма после каждой серии работы.

В процессе исследований использовалось следующее оборудование - спортивная лодка для экипажа четверки без рулевого, секундомер, телеметрический анализатор частоты сердечных сокращений TP 300 Pulse Meter (Polar Electro) [13]. Для стандартизации условий измерения уровней ЧСС, анализ показателей проводился через каждые 30 с восстановительного периода.

Предстартовый мобилизационный комплекс внетренировочных воздействий применялся за 20-30 мин до начала тренировочного занятия. Длительность применения упражнений составила 10 мин. Учитывая дефицит времени в процессе предстартовой подготовки, при его использовании работали два специалиста по спортивному массажу и манипуляционным процедурам. Содержание предстартового мобилизационного комплекса представлено ранее [4].

Специальный восстановительный комплекс был применен через 24 часа после тренировочного занятия с большой нагрузкой. После него спортсмены экспериментальной группы, как и спортсмены контрольной группы до начала следующего тренировочного занятия с большой нагрузкой использовали активный отдых, ориентированный, в том числе и на психологическую разгрузку спортсменов. Содержание предстартового восстановительного комплекса также было представлено ранее [2].

Результаты исследований

В первой части исследований был проведен сравнительный анализ динамики реакции ЧСС в ответ на выполнение первого 4 мин тренировочного отрезка первого тренировочного занятия. Результаты измерений графически показаны на рис. 1 и 2. Известно, что нормативные показатели Т50 НЯ у квалифицированных гребцов находятся в пределах 24-36 с. Этот уровень начальной кинетики реакции обеспечивает необходимую скорость развертывания реакций и создает предпосылки для увеличения мощности и устойчивости реакций кардиореспира-торной системы в условиях нарастающего утомления (8, 9). Важным эффектом применения воздействий является достижение индивидуальных пиковых уровней аэробной мощности (по НЯ У02 тах) и поддержание устойчивого состояния аэробной функции в процессе выполнения первого 4 мин тренировочного отрезка.

Из рис. 1 видно, что только у одного из спортсменов (Ч.) контрольного экипажа динамика функций соответствовала нормативным величинам, определяющим планируемый эффект нагрузки. При этом уровень проявления функций соответствовал верхнему нормативному пределу показателей кинетики (Т50 НЯ - 36 с) и мощности реакции (достигнут уровень НЯ У02 тах). Отмечался относительно устойчивый период реакции ЧСС в конце нагрузки, что характеризует возможности эффективного развития пределов аэробной функции организма. У других членов экипажа диапазон показателей Т50 НЯ не соответствовал нормативным величинам раз-

вертывания функциональных реакций организма (Т50 HR - 40-48 с), их мощности (уровни HR VO2 max были не достигнуты). Отмечалась тенденция к нестабильному увеличению уровня ЧСС и развертывания уровня аэробных реакций. Это говорит о том, что предложенные тренировочные воздействия не позволили достичь высокой скорости развертывания функций и как следствие необходимого начального эффекта нагрузки выраженного в способности к быстрому достижению пиковых величин КРС, что является важным при развитии мощности аэробного энергообеспечения и достижении высокого общего эффекта всего тренировочного занятия.

На рис. 2 представлены данные экспериментальной группы спортсменов, которые использовали в процессе разминки специальные внетренировочные средства. При этом индивидуальные показатели и диапазон различий кинетики реакции ЧСС (по Т50 HR) находились в пределах нормы - 28-34 с. Все спортсмены экспериментального экипажа достигали уровней ЧСС, соответствующих VO2 max. На второй половине тренировочного отрезка отмечалась тенденция к стабилизации реакции ЧСС или к ее незначительному линейному увеличению, что при условии достижения уровней VO2 max является условием развития мощности аэробного энергообеспечения.

Важно отметить, что такая тенденция при реакции организма на нагрузку первого тренировочного отрезка была отмечена и при анализе второго тренировочного отрезка, выполненного через 48 часов. Различия заключались в том, что в контрольной группе показатели реакции ЧСС близкие к

1951 ЧСС, уд’ мин -1

180 -175 -170 -1б5 1б0 Н 155 150 145 Н 140 135 130

125 120 115 110 105 -100 95 90

Увеличенный маркер кривой ЧСС соответствует - HR VO2 max

0

10

Тб0 HR

20 30

40

50 60

Ow •*

К.

Ч.

- -x- -Т.

90 120 180 210 240

Время, с

С.

Рис. 1 Динамика ЧСС в процессе выполнения фрагмента тренировочного занятия направленного на развитие мощности аэробного энергообеспечения (контрольная группа)

190

185

180

175

170

165

160

155

150

145

140

135

130

125

120

115

110

105

100

95

90

ЧСС, уд мин-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличенные маркеры кривой ЧСС соответствуют уровню - НЯ У02 тах

<У'

Т50 НЯ

10 20 30 40

50 60

90 120 180 210 240

__________________ Время, с

-- --З.

К.

■ ■ ■ Ат.... ТТТ

- -х- -Г.

Рис. 2 Динамика ЧСС в процессе выполнения фрагмента тренировочного занятия направленного на развитие мощности аэробного энергообеспечения (экспериментальная группа)

0

индивидуальному уровню У02 тах зарегистрированы не были. При этом возросли индивидуальные показатели и групповые различия скорости развертывания реакции ЧСС (по Т50 НЯ) - 42-58 с. Это может свидетельствовать о сохранении явлений утомления спортсменов и, как следствие, снижение реактивности организма, что предполагает пониженную реакцию кардиореспираторной системы на предстоящую тренировочную нагрузку.

Результаты измерений в экспериментальном экипаже указывают на сходность реакции организма на нагрузку. Показатели кинетики ЧСС достоверно не изменились (Т50 НЯ в пределах 26-36 с). Все спортсмены достигали индивидуального уровня НЯ У02 тах при линейном нарастании функции в первой половине отрезка. Необходимо отметить, что при этом наиболее низкий уровень реакции организма на нагрузку у одного из членов экспериментального экипажа вместе с тем находился в пределах норме.

Приведенные данные дают основание говорить об эффекте представленных внетренировочных воздействий на нормализацию (оптимизацию) функциональных возможностей спортсменов в начальной части тренировочной программы. Эффективность приведенного комплекса внетренировочных воздействий связана с формированием более высокого уровня физиологической реактивности организма, его способности в большей степени адекватно реагировать на нагрузку. Важным результатом данного исследования являлось то, что уровень реакции организма у спортсмена, который имел наиболее низкие показатели среди членов экспериментального экипажа, находился в пределах нормы. Это

позволяло ожидать сходные эффекты проведенного тренировочного занятия для всех членов экспериментального экипажа.

Для определения эффектов тренировочного занятия в контрольном и экспериментальном экипажах гребцов были проведены измерения динамики восстановительных процессов организма.

Результаты измерений времени восстановления ЧСС до 120 уд мин-1 представлены в таблице

1. На рисунках 3 и 4 графически представлен сравнительный анализ динамики восстановления организма после каждой серии нагрузок первого и второго тренировочного занятия членов контрольной и экспериментальной групп.

Результаты сравнительного анализа динамики восстановления спортсменов контрольной и экспериментальной групп после первого тренировочного занятия представлены на рис. 3. На рисунке видно, что после выполнения первой серии нагрузки у 3 спортсменов контрольной группы были отмечены ускоренные процессы восстановления. Можно говорить, что у этих спортсменов нагрузка первой серии не достигала планируемой степени напряжения и не принесла должного эффекта воздействия на организм. У спортсменов экспериментальной группы динамика ЧСС к 3 мин восстановительного периода была сходной у всех членов экипажа. Относительно сниженная скорость восстановления ЧСС соответствовала более высокой степени напряжения. Это происходило в результате достигнутого под воздействием предстартового мобилизационного комплекса более высокого реализационного эффекта нагрузки. Одновременно пред-

Таблица 1

Время восстановления ЧСС до уровня 120 уд мин- после серий нагрузок первого и второго тренировочного занятия. направленного на развитие специальной выносливости гребцов контрольной и экспериментальной групп

Сп Номер серии нагрузки в занятии

1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8

Первое тренировочное занятие Второе тренировочное занятие

Контрольная группа

Время восстановления ЧСС до 120 удмин-1, с

К. 150 180 240 240 270 300 330 330 180 210 240 270 330 330 360 360

Ч. 180 210 240 270 300 330 330 360 240 270 270 330 330 330 330 360

Т. 150 180 180 210 270 300 330 360 180 210 270 300 300 330 330 360

С. 120 150 180 210 240 270 300 330 120 180 240 270 300 300 330 360

Экспериментальная группа

З. 180 210 210 240 270 270 300 300 180 180 210 240 270 270 300 330

К. 180 180 210 240 240 270 300 330 180 180 210 240 240 270 270 300

Ш. 180 180 210 240 270 300 330 330 180 180 240 240 270 270 300 330

Г. 180 210 240 270 270 270 300 330 180 180 210 240 270 270 270 300

4 п

и 3

о

я

а

о

с

V

я

ч

о

и

2

1

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия 7 серия 8 серия

□ Контрольная группа □Экспериментальная группа

Рис. 3 Количество спортсменов контрольной и экспериментальной группы, период восстановления которых, после серии находился в пределах 3-5 мин в первом тренировочном занятии, направленном на развитие специальной выносливости гребцов.

0

ставленные данные показывают, что спортсмены экспериментальной группы выполнили большее количество серий при условии адекватной реакции организма на нагрузку, выраженной в оптимальной динамике восстановления в течение 3-5 мин восстановительного периода до 120 уд мин-1. Можно говорить, что под воздействием предстартового мобилизационного комплекса в большей степени включились в работу механизмы компенсации утомления, вызванного нарастающими метаболическими сдвигами. Эти выводы можно сделать с учетом данных представленных ранее [2].Такие данные косвенно подтверждаются субъективными ощущениями спортсменов экспериментальной группы о том,

что под воздействием предстартового мобилизационного комплекса уже в первой серии увеличились мощность и устойчивость гребли, при сохранении темпа и ритма работы в лодке. По их мнению, динамические характеристики работы соответствовали периоду устойчивого состояния работоспособности характерного для 2-4 серии нагрузки в занятии.

Далее был проведен анализ динамики восстановления спортсменов контрольной и экспериментальной групп после второго тренировочного занятия. Эти данные графически представлены на рис. 4.

Очевидно, что второе тренировочное занятие проходило на фоне последействия первого занятия. В связи с этим у спортсменов контрольной группы

4 п

1 -

0 -Н---------'-г-1-------*-г-*---------------------*-г-*-------*-г-*--------

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия 7 серия 8 серия

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис. 4 Количество спортсменов контрольной и экспериментальной группы, период восстановления которых, после серии находился в пределах 3-5 мин во втором тренировочном занятии, направленном на развитие специальной выносливости гребцов.

были отмечены значительные различия динамики восстановления уже после первой серии нагрузки. При этом показана неадекватная реакция на нагрузку у двух спортсменов. У первого спортсмена время восстановления не превышало 2 мин. Этот медленный тип реакции был связан со сниженной способностью поддерживать высокие кинетические характеристики реакций и соответствующие им проявления работоспособности в условиях нарастающего утомления. У второго спортсмена отмечен иной тип реагирования на нагрузку в начале тренировочной программы. У этого спортсмена отмечался несколько замедленный период восстановления ЧСС для первой серии нагрузки (более 4 минут). Можно думать, что в данном случае способность к мобилизации функций и достижению планируемой степени напряжения нагрузки в серии связана заметным нарастанием степени утомления спортсмена. Эти предположения подтверждаются неэффективной динамикой восстановления в процессе всего тренировочного занятия. Неадекватная степень восстановления этого гребца была отмечена уже после 4 серии нагрузки.

Результаты измерений времени восстановления ЧСС у гребцов экспериментальной группы после второго тренировочного занятия под воздействием специального восстановительного комплекса после первого тренировочного занятия показали более эффективную динамику восстановления организма. Два спортсмена характеризовались недовос-становлением ЧСС только после выполнения последней серии нагрузки в занятии. Это можно рас-

сматривать как специфичную реакцию организма на нагрузку. Двое спортсменов характеризовались эффективным восстановлением организма после последней серии. Эти спортсмены имели определенный резерв функциональных возможностей для выполнения еще одной серии нагрузки. Полученные данные говорят об адекватности реакции организма на тренировочное занятие в целом, о рациональном использовании объемов тренировочной работы и, как следствие, большем тренировочном эффекте. В данном случае различия характера восстановления организма в группе спортсменов могут говорить об определенных перспективах рационального увеличения общего объема тренировочного занятия на одну серию (отрезок) нагрузки.

Обсуждение результатов исследований

В работе показано, увеличение эффективности тренировочного процесса под воздействием последовательного использования предстартового мобилизационного комплекса и специального восстановительного комплекса внетренировочных воздействий, соответственно в начале и в середине цикла тренировочных занятий, направленных на увеличение аэробного компонента специальной выносливости гребцов. В течение двух тренировочных занятий, направленных на развитие мощности аэробного энергообеспечения спортсмены экспериментальной группы выполнили более высокий объем эффективной тренировочной работы по критериям адекватности реакции организма на нагрузку. Наиболее выраженный эффект представленных воздействий был получен во втором тренировочном

занятии, когда сохранялись следовые эффекты первого тренировочного занятия, выполненного на фоне воздействия предстартового мобилизационного комплекса, а затем специального восстановительного комплекса. Кумулятивный эффект внетренировоч-ных и тренировочных средств первого занятия ускорил процессы восстановления и, как следствие, усилил тренировочный эффект первого занятия. Это создавало предпосылки для увеличения уровня функциональных возможностей спортсменов и для более эффективного проявления специальной выносливости в процессе второго тренировочного занятия.

Эффекты применения внетренировочных воздействий подтвердили наличие новых возможностей для достижения необходимого уровня интегральной подготовленности экипажа спортивной лодки. Важным механизмом этого процесса является комплексное управление функциональными возможностями спортсменов с учетом эффектов нагрузок и внетренировочных воздействий в процессе непосредственной подготовки к тренировочному занятию с большой нагрузкой и в период восстановления организма. Условием применения специальных вне-тренировочных средств в гребном экипаже является сходная целевая направленность внетренировоч-ных и тренировочных средств на развитие компонентов специальной выносливости спортсменов.

Таким образом, можно говорить, что с помощью предстартового мобилизационного комплекса и специального восстановительного комплекса возможно решать актуальные вопросы подготовки спортсменов высокого класса. Во-первых, за счет оптимизации соотношения «доза-эффект» нагрузки можно корректировать функциональные возможности спортсменов, формировать условия сходной реакции организма гребцов команды на нагрузку в предстоящем тренировочном занятии. Во-вторых, применение таких средств расширяет возможности индивидуальной коррекции в системе подготовки многоместного экипажа без изменения программы специальных тренировочных средств. Такой подход чрезвычайно актуален в период непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям. В-третьих, под воздействием представленной программы внетренировочных средств можно достичь более высокого эффекта тренировочного занятия, что повышает возможности интенсификации тренировочного процесса на следующем тренировочном занятии с большой нагрузкой.

Выводы:

1. Комплексное использование внетренировочных и тренировочных средств является важным фактором интенсификации тренировочного процесса, увеличения его целевой направленности и качества подготовки спортсменов высокого класса.

2. Показано, что применение внетренировочных средств мобилизационного и специально восстановительного содержания позволяет выполнить более значительный объем тренировочной

работы в тренировочном занятии с большой нагрузкой (10-15%) при сохранении адекватной реакции организма на нагрузку.

3. Применение мобилизационных и специально восстановительных внетренировочных воздействий в системе цикла тренировочных занятий целевой направленности усиливает глубину воздействия нагрузки в тренировочном занятии и тем самым способствует повышению эффектов суперкомпенсации функций в период восстановления и подготовки к следующему занятию. Показано, что такой эффект применения специальных воздействий позволяет оптимизировать достигнутые эффекты воздействий не только для каждого члена многоместного экипажа спортивной лодки, но и команды в целом.

4. Применение представленных комплексов мобилизационных и специальных восстановительных внетренировочных воздействий позволяет внести оперативную коррекцию в тренировочный процесс с целью дополнительного стимулирования сниженных функциональных возможностей одного или двух членов многоместного экипажа в период непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям без изменения программы подготовки.

5. Полученные данные указывают на новые возможности реализации функциональных резервов спортсменов в конкретных условиях тренировочной и соревновательной деятельности, дают основания для проведения новых исследований возможности использования внетрени-ровочных средств различной направленности в других условиях тренировочного или соревновательного процесса.

Литература

1. Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: НУФВС. - К.:1996 - 50 с.

2. Виноградов В.Е. Чувствительность реакций кардиореспи-раторной системы квалифицированных спортсменов при утомлении и возможности её коррекции внетренировоч -ными средствами. Автореф. дис. ...кан.пед. наук: НУФВ-СУ. К., 2001. -24 с.

3. Виноградов Валерій. Використання засобів дихального тренування для корекції викликаного стомленням зниження кінетики ї чутливості реакцій функцій енергозабезпечення роботи кваліфікованих спортсменів // Теорія і методика фізичного виховання ї спорту. - № 1, 2004. С 93 - 96.

4. Виноградов Валерий. Комплекс мобилизационных воздействий предварительного стимулирования работоспособности и повышения реализации функционального потенциала в условиях максимальных физических нагрузок соревновательного типа // Наука в олимпийском спорте. Вып. 2. 2006. - С 60-65.

5. Виноградов Валерий. Комплексное применение восстановительных и мобилизационных воздействий в процессе ответственных международных соревнований в легкой атлетике // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАМ (ХХПІ), 2006.-№4.-С 30-34.

6. Голец В.И. Комплексное использование физических средств восстановления с целью управления параметра-

ми тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных снортсменов (на примере плавания и велоспорта). Автореф. дис. ... канд. нед. наук: КГИФК -К., 1987. -22 с.

7. Дьяченко А.Ю. Специальная подготовка квалифицированных гребцов на байдарках и каноэ, направленная на увеличение скорости развертывания реакции аэробного энергообеспечения работы: Дис.. канд. пед. наук: КГИФК. -Киев, 1991. -15бс.

8. Дьяченко А. Влияние утомления на кинетические характеристики реакций кардиореспираторной системы при длительных нагрузках и нагрузках переменного характера у квалифицированных гребцов-академистов. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми виховання і спорту. - Харків . - 2001. -№° 29. -С - 71-7б.

9. Дьяченко А.Ю. Совершенствование специальной выносливости квалифицированных спортсменов в академической гребле. К: НПФ “Славутич-Дельфин”. -2004. 338 с.

10. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. - Физкультура и спорт. -2005. -220 с.

11. Мищенко В.С., Лысенко Е.Н., Сиверский Д.Е. Изменение чувствительности системы дыхания человека на гиперкап-нический и гипоксический раздражители при повторяющихся воздействиях физических нагрузок различной интенсивности // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. -1994. -№3. -С.б2-б9.

12. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олим-нийском спорте. К.: Олимпийская литература, 2004. -808 с.

13. Применение пульсометрии в подготовке спортсменов высокого класса: Методические рекомендации/под ред. Полищука Д.А. -К.: Абрис, 199б, - 80 с.

14. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса: Научно - практическое рук - во // Под ред. Дж. Дункана Мак-Дугала, Говарда Э. Уэнгера, Говарда Дж. Грина. -К.: Олимпийская литература,1998. - 431 c.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

МЕТОДОЛОГІЧНІ ПРИНЦИПИ ОПТИМІЗАЦІЇ НАВЧАЛЬНО -ТРЕНУВАЛЬНОГО ПРОЦЕСУ

Демінський О.Ц.

Донецький державний інститут здоров’я, фізичного виховання і спорту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анотація. Автор розглядає основні методологічні принципи оптимізації учбово-тренувального процесу. Дані принципи дозволяють вивчити різні шляхи побудови, організації учбово-тренувального процесу, процесу взаємозв’язку тренера і спортсмена для досягнення якнайкращого спортивного результату.

Ключові слова: методологічний принцип, оптимізація, учбово-тренувальний процес, тренер, спортсмен. Аннотация. Деминский А.Ц. Методологические принципы оптимизации учебно-тренировочного процесса. Автор рассматривает основные методологические принципы оптимизации учебно-тренировочного процесса. Данные принципы позволяют изучить различные пути построения, организации учебно-тренировочного процесса, процесса взаимосвязи тренера и спортсмена для достижения наилучшего спортивного результата. Ключевые слова: методологический принцип, оптимизация, учебно-тренировочный процесс, тренер, спортсмен.

Annotation. Deminskiy A. Methodological principles of optimization of educational training process. An author examines basic methodological principles of optimization of educational training process. These principles allow to study the different ways of construction, organization of educational training process, process of intercommunication of trainer and sportsman for achieving the best sporting result.

Keywords: methodological principle, optimization, educational training process, trainer, sportsman.

Вступ.

Науково-педагогічний пошук, спрямований на удосконалення системи підготовки спортсменів переконливо засвідчує, що існує ряд суттєвих резервів, які слід активно використовувати в умовах навчально-виховної практики. До таких резервів відноситься дидактичне забезпечення навчально -тренувального процесу в системі багаторічних занять спортом.

Питання дидактичного змісту і спрямованості навчально-тренувального процесу, на жаль, йде не отримали в сучасній педагогічній теорії і практиці достатнє обґрунтування і висвітлення. А це, як відомо, негативно позначається на якості та ефективності управління процесом підготовки спортсменів, не сприяє створенню належних умов для оптимізації навчально-тренувальних занять.

Робота виконана за планом НДР Донецького державного інституту здоров’я, фізичного виховання і спорту.

Формулювання цілей роботи.

Мета дослідження полягає у тому, що слід визначити основні методологічні принципи організації навчально-тренувального процесу, які дозволили у більш ступені оптимізувати процес багаторічної підготовці спортсменів.

Результати дослідження.

Дидактична концепція оптимізації навчально-тренувального процесу являє собою сукупність положень методологічного, теоретичного і методичного змісту, які створюють необхідну основу для розгортання цілеспрямованих і ефективних дій викладача-тренера у напрямку підготовки спортсменів. У попередні роки вченим-педагогам вдалося розробити окремі положення, які стосуються організації спортивного тренування. Проте, навчально-тренувальний процес в сучасній національній школі України вимагає більш ґрунтовного осмислення й врахування усіх складових компонентів педагогічного впливу на спортсмена з метою надання йому своєчасної і необхідної дидактичної допомоги на шляху становлення і формування його спортивної майстерності.

У сучасних умовах важливим є вирішення зазначеної проблеми на концептуальному рівні, що передбачає виділення, передусім, основних принципів, які доцільно враховувати в сучасній освітньо-виховній практиці (рис. 1).

Вирішення такої складної педагогічної проблеми як оптимізація навчально-тренувального процесу в системі підготовки спортсменів вимагає відповідного рівня осмислення, а також прийняття рішення, яке б дозволяло найбільш ефективні послідовно впливати на майстерність як юних спортсменів, так і тих, хто піднімається до найвищих спортивних досягнень. У зв’язку з цим доцільно визначити декілька груп принципів, які б дозволили осмислити зазначене питання на методологічному,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.