013. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ГЕМОСТАЗА ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
Никитин Е.Н., Жданов А.Н., Никитина Н. А., Ворсин А. А.
ГОУ ВПО « Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск, Россия
Целью настоящего исследования явилась оценка показателей гемостаза у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (ЯБДПК).
Материалы и методы. Исследования системы гемостаза проведены в динамике противоязвенного лечения у 56 пациентов ЯБДПК (39 мужчин и 17 женщин) в возрасте 21-54 (в среднем 36,13±2,23) года. Длительность язвенного анамнеза у больных составила 1-15 (2±0,12) лет. Размеры язвенных дефектов колебались в пределах 0,2-1,5 см в диаметре, в среднем 0,54±0,04 см. У обследованных наблюдалось среднетяжелое и тяжелое течение болезни, из них у 8 человек (14,29%) - с эндоскопическими признаками угрозы кровотечения. Для оценки состояния сосудисто-тромбоцитарного звена гемостаза определяли общее количество тромбоцитов в периферической крови, а также адреналин-, коллаген-, ристомицин- и аденозиндифосфат (АДФ)-индуцированную агрегацию тромбоцитов (агрегометр Solar, Белоруссия). Исследование плазменного (коагуляционного) гемостаза проводили с использованием тест-систем фирмы «Технология - Стандарт» (г. Барнаул): активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), протромбиновое (тромбопластиновое) время, тромбиновое время, количество фибриногена и растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК), антитромбин-III (АТ-III). Оценку состояния фибринолитической системы проводили
исследованием активности плазминогена в крови.
Результаты и их обсуждение. До лечения количество тромбоцитов в периферической крови у больных ЯБДПК было достоверно снижено по сравнению с показателями у здоровых лиц (соответственно 205,8±8,07х109/л и 232,1±3,7х109/л, р<0,01). Параметры АДФ-, адреналин- и ристомицин-индуцированной агрегации тромбоцитов были в пределах нормы, а их коллаген-индуцированная агрегация имела тенденцию к повышению. Существенные изменения наблюдались со стороны показателей коагуляционного гемостаза. Время свертывания крови в АЧТВ-тесте было достоверно укорочено до 29,51±0,8 с при норме 31,8±0,73 с (р<0,05). Выявилось удлинение протромбинового времени свертывания плазмы крови до 14,73±0,16 с (норма 14,3±0,1 с, р <0,05). Показатель тромбинового времени свертывания крови и уровень фибриногена крови достоверно не отличались от параметров здоровых лиц. Концентрация РФМК увеличилась до 12,87±3,36 мг% и в 4,3 раза превысила контрольные значения (3,0±0,1 мг%, р<0,001). Данный факт
свидетельствовал о выраженной внутрисосудистой активации свертывания крови и появлении в плазме крови больных повышенного количества активного тромбина (фактор На). Достоверное снижение содержания плазминогена в крови до 92,2±2,05 % по сравнению с контролем (99,8±1,2%, р<0,01) указывало на активизацию процессов фибринолиза. Активность основного естественного антикоагулянта АТ-Ш в крови составила 90,38±1,66% и статистически достоверно отличалась в сторону уменьшения от таковой у здоровых лиц- 107,75±1,2% (р<0,001), что свидетельствовало о снижении антитромботического потенциала свертывающей системы крови у обследованных больных ЯБДПК.
После проведенного противоязвенного лечения (метронидазол, ампициллин, кларитромицин, омепразол или фамотидин, викалин и другие антациды, спазмолитики селективного и неселективного действия, свежезамороженная плазма и (или) е-аминокапроновая кислота при угрозе кровотечения) количество кровяных пластинок в периферической крови больных имело тенденцию к
9
увеличению до 218,32±6,88x10 /л и не отличалось достоверно от нормативных величин. Показатели АДФ-, адреналин-, коллаген-, ристомицин-индуцированной агрегации тромбоцитов
демонстрировали нормальный агрегационный
потенциал. Время свертывания крови в АЧТВ-тесте, протромбиновое время и уровень плазминогена в крови на фоне терапии нормализовались. Не наблюдалось восстановления концентрации РФМК (11,79±0,35мг%) и активности АТ-Ш (93,5±2,08% при норме 107,75±2,75мг%, р<0,05). Это, возможно, было связано с недостаточно полной излеченностью ЯБДПК (отсутствием достижения стадии белого рубца язвенного дефекта).
Заключение. Таким образом, у пациентов с ЯБДПК выявлялись значительные изменения в системе коагуляционного гемостаза: укорочение времени свертывания крови в АЧТВ-тесте, повышение уровня РФМК, снижение активности плазминогена и АТ-Ш в крови. Такое нарушение гемостаза у больных ЯБДПК может быть охарактеризовано как гиперкоагуляционный синдром. Увеличение концентрации РФМК свидетельствовало о повышении уровня активного тромбина (фактора На) в плазме и являлось чувствительным параметром
внутрисосудистой активации свертывания крови. Процесс внутрисосудистой активации гемостаза уравновешивалось противодействием естественных антикоагулянтов (АТ-Ш) и усилением фибринолиза. Проведенное комплексное противоязвенное лечение оказывало в целом благоприятное влияние на показатели системного гемостаза.
014. ОЦЕНКА ШКАЛЫ 30-И ДНЕВНОГО ПРОГНОЗА ОСЛОЖНЕНИЙ ОСТРОГО ИНФАРКТА МИОКАРДА ПО МАТЕРИАЛАМ КЛИНИКИ БГМУ В 2009 ГОДУ
Поздеева Э.Д,.Ганцева Х.Х, Габитова Д.М.,.Исмагилова А.Р.
Башкирский Государственный Медицинский Университет, Уфа, Россия
Заболевания сердечно-сосудистой системы стоят на первом месте среди всех причин смертности в мире, ежегодно унося жизни около 17,5 млн. человек. По прогнозам экспертов ВОЗ, общее число смертей от заболеваний сердечно-сосудистой системы к 2020 г. достигнет 20 млн., а к 2040г. - 24 млн.
В России смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место. Основными причинами, формирующими высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения, являются ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания.
Примерно 15—20 % больных острым инфарктом миокарда погибают на догоспитальном этапе. Именно поэтому, всегда остро стоит вопрос ранней диагностики острого инфаркта миокарда (ОИМ), прогнозирование развития возможных осложнений от ОИМ и для выработки оптимальных схем ведения пациентов данной категории
Цель исследования: Проанализировать, и распределить данные о больных с острым ИМ в клинике БГМУ за 2009 год, используя собственную модификацию шкал GUSTO 30-и дневного прогноза осложнений. Оценить практическую значимость шкалы, качество, своевременность оказанной медицинской помощи данному контингенту больных.
Материал и методы исследования: были обработаны данные регистра клиники БГМУ, проведен ретроспективный анализ 96 историий болезни больных с острым ИМ, госпитализированных в клинику БГМУ за 2009 год.
В 1998 году Международный коллектив исследователей GUSTO-I (Global Utilization of Strategies to Open Occluded Arteries-I ACS) разработал шкалу 30-дневного прогноза осложнений инфаркта миокарда GUSTO-I (по W.R. Hathway et al., JAMA, 1998-v. 279.-P. 387-391. В 2006 году Международный коллектив исследователей GUSTO-IV (Global Utilization of Strategies to Open Occluded Arteries-IV ACS) провел оценку прогностического значения количественного определения депрессии сегмента ST и новых биомаркеров (тропонина Т [ТнТ], С-реактивного белка [С-РБ).
Нами были проанализированы результаты двух исследований, и учитывая возможности лаборатории Клиники БГМУ , сделали свою шкалу, содержащую наиболее важные критерии для оценки риска развития осложнений, взятые из шкал GUSTO-1 и GUSTO-IV , вместо значения роста был введен индекс массы тела, как показатель избыточного веса, и вместо количественного значения тропонинов- качественное (тропонинового теста).