УДК 378.1
изменение профессионально-образовательной среды в условиях отраслевого образовательного кластера
В статье анализируются подходы к определению, описанию структуры и функций образовательного кластера, раскрываются существенные признаки отраслевого образовательного кластера, дана характеристика структуре и изменениям профессионально-образовательной среды колледжа в условиях отраслевого образовательного кластера.
Ключевые слова: кластеризация, образовательный кластер, отраслевой кластер, архитектура образовательного кластера, профессионально-образовательная среда, образовательное пространство.
Современное состояние экономики диктует необходимость сближения производственной сферы и образовательной деятельности по подготовке специалистов, которые характеризуются высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности, адаптивностью, сфор-мированностью общих и профессиональных компетенций в рамках актуальных требований предприятий отрасли региона. Данный вызов, обращённый к системе профессионального образования, сформулирован в современной модели российского образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики (Российское образование - 2020), отражён в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), образовательной политике регионов. Новые социально-экономические условия приводят к созданию региональных многоуровневых отраслевых образовательных кластеров, сформированных внутри производственных объединений предприятий отрасли [1, с. 373]. В Омской области в рамках концепции отказа от провинциально-ресурсной логики развития экономики и перехода к промышленному доминированию происходит формирование «новой экономической платформы», которая основана на создании промышленно-аграрных региональных кластеров (ПАРК), которые формулируют заказ профессиональному образованию и определяют направление развития профессиональных образовательных учреждений [2].
Формирование образовательных кластеров как составляющей части производственных кластеров или про-мышленно-аграрных региональных кластеров решает задачи обеспечения на региональном уровне эффективного взаимодействия промышленной, научно-технической и образовательной политики. Опыт формирования промышленных и научно-технических кластеров по принципу развертывания взаимовыгодной кооперации в рамках общей территориальной дислокации заинтересованных организаций, включая и сферу профессионального образования, имеет положительные результаты в России и за рубежом [3, с. 96].
r. n. CuHu^ma G. P. Sinitsyna
changes iN THE VocATioNAL AND educational environment
iN terms of the industrial education cluster
The article analyzes the approaches to the definition, description of the structure and functions of the education cluster, reveals the essential features of the industrial education cluster and describes the structure and changes in vocational and educational college environment in terms of the industrial education cluster.
Keywords: clustering, education cluster, industrial cluster, education cluster architecture, vocational and educational environment, educational space.
Процессы кластеризации в профессиональном образовании актуализируют следующие противоречия: между новыми, динамично меняющимися условиями развития экономики, региональной экономической политикой, направленной на формирование отраслевых кластеров, внутри которых создаются образовательные кластеры, и неоднозначностью трактовки определения сущностных характеристик образовательного кластера в педагогической науке; между актуальным состоянием профессионально-образовательной среды учреждения среднего профессионального образования и неопределённостью перспектив её развития в условиях регионального отраслевого образовательного кластера.
Таким образом, возникает необходимость определения сценария развития профессионально-образовательной среды учреждения среднего профессионального образования (колледжа) в условиях регионального отраслевого образовательного кластера.
В разработке содержания исследования учтен опыт регионов России в формировании образовательного пространства производственных кластеров, использованы материалы опытно-экспериментальной работы БОУ СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» (экспериментальная площадка Министерства образования Омской области «Проектирование новых форм подготовки конкурентоспособного специалиста в профессионально-образовательной среде колледжа» (2006-2010 гг.).
Исследование проводилось на базе БОУ СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» и его социальных партнёров - потенциальных компонентов отраслевого образовательного кластера: ПО «Мир»; ООО «Телекскор»; ОАО «Сибирь-телеком» ФОР, РУС муниципальных образований Омской области; ОАО Саргатский филиал «Электросвязь»; ООО «Городской телеканал (Антенна-7)»; ФГУП ОмПО «Иртыш»; ООО «Предприятие "Квадрат"»; ООО «Апрель СВ»; Антенная служба; ООО «Электрон»; ООО «Омские
спутниковые коммуникации»; ФГУП «Омский приборостроительный завод им. Козицкого»; ПО «Полет»; ПО «Аверс-Сервис»; ОАО «Сатурн»; «Радиозавод им. Попова»; ЗАО ПО «Электроточприбор»; ФГУП ОНИИП.
В результате исследования были решены следующие задачи:
- выявлены существенные признаки отраслевого образовательного кластера на основании анализа подходов к его определению, описанию структуры и функций в гуманитарных науках;
- определены структура и направления изменений профессионально-образовательной среды колледжа в условиях отраслевого образовательного кластера;
- исследовано актуальное состояние профессионально-образовательной среды колледжа на основе анализа психолого-педагогических условий подготовки специалиста в среде колледжа;
- охарактеризован средообразовательный процесс профессионально-образовательной среды колледжа в отраслевом образовательном кластере;
- определён прогноз развития профессионально-образовательной среды колледжа в условиях отраслевого образовательного кластера.
В профессиональное образование термин «кластер» и принципы его построения пришли из экономики вместе с идеями обогащения профессиональной составляющей подготовки конкурентоспособного специалиста, внедрением компетентностного подхода, разработкой механизмов его реализации в Федеральных государственных образовательных стандартах III поколения как необходимость установления взаимовыгодных партнёрских отношений между производством и профессиональным образовательным учреждением. Профессиональное образование стремится к открытости, что обеспечивает широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа, уровня с другими системами и сферами, преодоление социальной замкнутости. Результатом взаимодействия различных систем, структур, организаций, учреждений может стать кластер [4, с. 35].
На уровне федеральных законов определение «кластер» отсутствует. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации.
Из представленных определений кластера как модели взаимодействия различных структур (компонентов), объединённых общими целями достижения положительного эффекта в развитии производства, прослеживается два подхода к его построению. Одна группа авторов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, В. М. Юрьев, Ю. И. Головин, М. С. Чванова, О. Е. Яворский) представляет кластер как сеть, гроздь, скопление независимых элементов (компонентов), объединение которых происходит на основании взаимовыгодных договорённостей и не имеет характера подчинённости друг другу. Инициатор создания кластера не обязательно становится центром его формирования. Инициатива переходит от одного компонента к другому в зависимости от внешних условий.
Другие авторы (Д. Ю. Трушников, Д. И. Файзрахманов, А. Р. Валиев, Б. Г. Зиганшин) рассматривают кластер как иерархическую структуру, которая создана на принципах добровольного, взаимовыгодного подчинения всех компонентов кластера кластерообразующему предприятию для достижения положительного эффекта развития.
На основании анализа различных подходов нами принято следующее определение: образовательный кластер - это разновидность открытой, динамичной, самоорганизующейся неоднородной системы, компоненты которой - учреждения профессионального образования, предприятия отрасли, иные учреждения и организации - объединяются на основе координационных связей и взаимовыгодных договорённостей с целью диверсификации профессионального образования по заказу отрасли экономики. Для описания образовательного кластера как сложного объекта мы используем понятие «архитектура», которое наиболее полно отражает многомерность его построения.
Архитектура образовательного кластера как динамичной самоорганизующейся системы рассматривается с позиций синергетического подхода, имеет следующие принципы построения: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, открытость, неустойчивость, эмерждент-ность, наблюдаемость [5; 6].
Архитектура образовательного кластера формирует особое образовательное пространство обеспечивающее, подготовку специалиста по заказу определённой отрасли региона.
Под образовательным пространством кластера (единым интеграционным образовательным пространством) понимается совокупность материально-технических организационно-педагогических, технологических, социокультурных условий и возможностей, появившихся в результате интеграции образовательных учреждений и производства [7]. Субъектами образовательного пространства выступают студенты, педагогические руководящие работники образовательных учреждений, все работники производств, являющихся компонентами отраслевого образовательного кластера.
Для образовательного пространства кластера характерен ряд базовых функций по отношению к человеку и обществу, которые можно разделить на две группы [8, с. 93].
К первой группе функций относятся реляционная, регулятивная, аксиологическая и интегративная, которые обеспечиваются особыми условиями единого интеграционного образовательного пространства архитектуры образовательного кластера.
Вторая группа функций определяется особенностями воздействия на субъектов образовательного пространства кластера. К ней относятся образовательная, воспитательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая функции.
Образовательное пространство отраслевого образовательного кластера строится согласно идеям непрерывности и многоуровневости, основной характеристикой которых является диверсификация [9, с. 9].
Архитектура образовательного кластера представляет собой целостную систему, обеспечивающую свое раз-
витие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и внешних, которые определяются возможностями и условиями внешней среды [8, с. 84]
К внутренним ресурсам относятся ресурсы компонентов образовательного кластера: материально-технические, информационные, кадровые. Материально-технические ресурсы представлены учебными и научно-исследовательскими лабораториями образовательных учреждений; учебно-производственными центрами, индустриальными площадками предприятий. Информационные ресурсы согласно законодательству РФ - отдельные документы и в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем, отдельные массивы документов, документы и массивы документов. Информационные ресурсы представлены книгам, статьями, патентами, диссертациями, научно-исследовательской и опытно-конструкторской документацией, техническими переводами, данными о передовом педагогическом и производственном опыте и др. Результатом интеграции материально-технических и информационных ресурсов в образовательном кластере может стать создание отраслевого ресурсного центра.
Внешними ресурсами являются ресурсы учредителей компонентов кластера, гранты Правительства России, региона, международные проекты, экономическая политика региона, региональная и общероссийская законодательная и нормативно-правовая база.
Среда образовательного учреждения, являющегося компонентом образовательного кластера, приобретает черты его образовательного пространства, появляется общий для компонентов кластера архитектурный стиль, формируется единый архитектурный ансамбль.
Интеграция профессионально-образовательной среды колледжа в образовательное пространство отраслевого кластера создаёт особые условия профессионального развития личности. Осваивая актуальное и ближайшее образовательное пространство, студент постоянно находится в социально-профессиональном контексте отраслевого кластера, т. е. в перспективном образовательном пространстве. Этот феномен обеспечивает формирование профессиональных компетенций, их постоянную оценку, коррекцию и актуализацию, значительно сокращается адаптационный период молодого специалиста на предприятии.
Включение профессионально-образовательной среды колледжа в образовательное пространство кластера стимулирует её к постоянным изменениям вслед за динамикой процессов, происходящих в других компонентах кластера и транслирующихся на его образовательное пространство.
На основе принятого нами определения, анализа работ В. А. Ясвина, В. И. Слободчикова, Э. Ф. Зеера, И. В. Мешкова, Л. С. Выготского, представления о профессионально-образовательной среде колледжа как ближайшей динамичной расширяющейся в направлении от микросреды (внутренней среды) к макросреде (внешней среде), специально организованной, дидактически регулируемой совокупности условий, обеспечивающих современное качество образования, включающих воз-
можности для личностного развития студентов и удовлетворения их потребностей, определяемых социальным и пространственно-предметным окружением, а также используемыми в образовательном процессе педагогическими и профессиональными технологиями; учитывая её компонентную структуру и параметры анализа состояния среды, мы установили направления изменений субъектов и компонентов профессионально-образовательной среды колледжа интегрированной в образовательное пространство архитектуры кластера. Профессионально-образовательная среда колледжа для эффективной реализации функций образовательного пространства кластера должна развиваться в следующих направлениях:
1. Создание условий для выполнения субъектами различных социальных ролей через распространение в профессионально-образовательной среде технологии социально-педагогического проектирования, что позволит реализовать реляционную функцию.
2. Формирование эффективных моделей поведения, характерных для профессионального сообщества отраслевого кластера, которые создадут условия для реализации регулятивной функции.
3. Акцентуация образовательного процесса на общечеловеческие и профессиональные ценности, использование положительных примеров карьерного роста в воспитательной деятельности позволит реализовать аксиологическую функцию профессионально-образовательной среды колледжа.
4. Создание условий для овладения технологиями адекватного выбора из многообразия возможностей для личностного роста, профессионального самоопределения и совершенствования через вовлечение в проектную деятельность, преобразование системы управления в матричную предоставит возможность выполнения интегра-тивной функции.
5. Образовательная функция будет обогащена за счёт привлечения работодателей, материально-технической базы производства к подготовке специалиста и оценке результатов образовательной деятельности, а также построения диверсифицированного образовательного процесса.
6. Воспитательная функция реализуется в процессе освоения субъектом профессионально-образовательной среды, которая способствует активизации субъектов за счёт разнообразия социально-профессиональных ниш.
7. Развивающая функция усиливается за счёт использования программ адаптации, саморазвития, диагностики способностей и потребностей, тренингов саморазвития.
8. Эффективность мировоззренческой функции может значительно повысится за счёт информационной открытости, в том числе через свободный интернет-доступ, проведение открытых семинаров, конференций, научно-популярных публичных лекций учёных, дискуссий, организацию внутрифирменного повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнительного профессионального образования.
9. Инновационная функция обеспечивается через создание в среде колледжа студенческих фирм, профессиональных клубов, конструкторских бюро, исследова-
тельских лабораторий, в которых происходит овладение методами исследовательской деятельности, конструирования, изобретательства в рамках профессии, специальности; предоставление возможностей субъектам среды публичного представления результатов научно-исследовательской деятельности как внутри среды, так и за её пределами: в регионе, стране, за рубежом.
10. Экономическая функция будет реализована при условии инвестиционной привлекательности колледжа за счёт мобильности и ожидаемого инвесторами качества образовательных услуг, а также организации деятельности студенческого предпринимательского инкубатора, консалтинговых студенческих фирм.
Результаты экспертизы профессионально-образовательной среды колледжа позволяют определить её сильные и слабые стороны для реализации функций образовательного пространства кластера.
В ходе экспериментальной работы мы адаптировали методику экспертизы образовательной среды школы В. А. Ясвина для проведения анализа актуального состояния профессионально-образовательной среды колледжа [10]. Проведённый анализ актуального состояния профессионально-образовательной среды колледжа позволил на основе векторной модели и графического портрета выявить проблемные зоны развития среды колледжа и потенциал её развития.
Общее состояние профессионально-образовательной среды (портрет) характеризуется высокими показателями мобильности, обобщённости, широты, интенсивности, активности, эмоциональности, которые позволяют колледжу быть узнаваемым в социуме, значимым для учредителя (Правительство Омской области) образовательным учреждением и, как следствие, иметь конкурентные преимущества перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования региона. Однако средний уровень показателей осознаваемости, доминантности, низкий уровень когерентности и устойчивости демонстрирует слабые стороны состояния среды и неоднородность развития её компонентов. Однако в целом состояние компонентов профессионально-образовательной среды колледжа, выявленное через анализ показателей, позволяет положительно оценить потенциальную готовность среды к выполнению функций образовательного пространства кластера и интеграции колледжа в отраслевой образовательный кластер. Потенциальные возможности профессионально-образовательной среды колледжа для интеграции в образовательное пространство кластера будут успешно реализованы при нивелировании слабых сторон её развития.
Результатом средообразовательного процесса в условиях отраслевого образовательного кластера станет обогащение компонентов профессионально-образовательной среды колледжа.
Обогащение пространственно-архитектурного компонента профессионально-образовательной среды колледжа является следствием появления в среде колледжа современных предметов труда, связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов данной отрасли.
Развитие технологического компонента обеспечивают новые эффективные профессиональные и образовательные технологии, освоение которых повышает уровень адаптивности и профессиональной компетентности субъектов среды.
Обновление социального компонента связано с появлением новых возможностей для выполнения реальных социальных ролей, возникающих в процессе освоения производственных отношений, проявления социальной активности.
Взаимодействие субъектов в среде колледжа приобретает производственную профессиональную направленность, сохраняя уже приобретённый характер.
Критериями оценки эффективности средообразова-тельного процесса являются:
- представленность и состояние предметов труда (для пространственно-архитектурного компонента);
- используемые в профессионально-образовательной среде колледжа образовательные и профессиональные технологии по освоению профессионально-значимых видов деятельности, формированию профессиональных компетенций, социализации (для психо-дидактического (технологического) компонента);
- социальная активность субъектов среды в освоении специальности, выполнении различных социальных ролей. Направленность социальной активности (для социального компонента).
- производственная направленность взаимодействия субъектов среды (для субъектов среды).
Изменения профессионально-образовательной среды колледжа происходят с целью создания условий оптимального взаимодействия, взаимопроникновения (интеграции) в образовательное пространство кластера. Продуктом интеграции профессионально-образовательной среды колледжа и образовательного пространства отраслевого кластера может стать новый структурный компонент кластера - региональный отраслевой ресурсный центр профессионального образования, который станет фокусом воздействия на компоненты среды, существенным фактором их обогащения, развития, изменения.
1. Актуальные вопросы современного образования: монография / под ред. Д. Ю. Трушникова. Тюмень: Тюм-ГНГУ, 2010. 404 с.
2. Эксперт Online 2.0: Инновационный движок развития Омской области URL: http://www.rusnanonet.ru/ articles/45681/ (дата обращения 28.02.2014)
3. Цветков С. А., Таймазов А. В., Сатаненко О. А. Особые экономические зоны - инструмент регионального развития образования в России // Учёные записки. Научно-теоретический журнал. 2008. № 5 (39). С. 94-97.
4. Салахов И. Р. Социально-экономическое обоснование образовательного кластера // Казанский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 33-38.
5. Файзрахманов Д. И., Валиев А. Р., Зиганшин Б. Г. Инновационная модель эффективного взаимодействия государственных образовательных учреждений и частного
бизнеса внутри отраслевых кластеров // Вестник Казанского ГАУ. 2009. № 4. С. 93-96.
6. Буданов В. Г. Синергетика: история, принципы, современность // Синергетика: сайт С. П. Курдюмова. 2007. URL: http://www.spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm (дата обращения 28.02.2014)
7. Кузнецов А. С. Концептуальная идея создания кластеров для подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 21-22. URL: http:www.rae.ru/fs/?section=content&op show_artide&artideJd=7780933 (дата обращения 28.02.2014)
УДК 5.1-77
элективные курсы: неоправдавшиеся надежды
В статье рассматриваются основные направления инновационной педагогики: личностная направленность и вариативность образования, реализуемые через внедрение профильного обучения. Автор проводит сопоставление углубленного и профильного обучения, и особенно составной части профильного обучения - элективных курсов, и дает анализ содержания элективных курсов в период 2008-2014 гг.
Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы.
Взаимосвязь школы и общества во многом определяет цели, задачи, содержание и методы обучения. С одной стороны, государство дает школе социальный заказ на подготовку определенного типа личности, с другой стороны, сама школа должна оказывать значительное влияние на развитие общества.
Отсюда следует, что одной из задач современной школы должно стать создание условий для развития личности учащегося как субъекта жизнедеятельности. В частности, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года справедливо считала «среднюю школу важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности» (цит. по [1, с. 1]).
Для решения этой задачи старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подверглась существенным изменениям, суть которых заключается в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.
Среди основных направлений совершенствования российского образования, предложенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, особо выделялись следующие аспекты: гуманизация и демократизация образования, реализация предпро-фильного и профильного обучения, реализация идей развивающего обучения и уровневой дифференциации и др.
8. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. обществ. наук. Тюмень, 2009. 212 с.
9. Яворский О. Е. Образовательный кластер как форма социального партнёрства техникума и предприятий газовой отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 20 с.
10. Ясвин В. А. Экспертиза образовательной среды школы. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.
© Синицына Г. П., 2014
fl. B. GedaeBa, E. M. CanKupeeBa L. V. Fedyaeva, Y. M. Sapkireeva
elective courses: frustrated hopes
The article considers the main directions in innovative pedagogy, such as personal orientation and variability in education, that are implemented trough subject oriented training. The author draws a parallel between extensive training and subject oriented training, represented by elective courses as its component, and analyzes the content of the elective courses of the years 2008 - 2014.
Key words: subject oriented training, elective courses.
Остановимся на одном из этих аспектов образования - реализации профильного обучения. Мы выбрали профильное обучение потому, что это направление, с одной стороны, успешно вошло в школьную жизнь, а с другой - располагает неиспользованным потенциалом, который не хотелось бы растратить впустую.
Можно отметить ряд причин успешного внедрения профильного обучения в практику российских школ.
Во-первых, идея профильного обучения возникла не на пустом месте. Почти трехсотлетняя история российского образования уже использовала лучшие аспекты профильного обучения. Считается, что своего расцвета российское образование достигло к началу ХХ в., когда система образования предусматривала своеобразную профильность (гимназии и реальные училища). В этот период, например, математическое образование в реальных училищах России стало основой международной классической системы школьного математического образования.
Во-вторых, в начале XXI в. отечественное образование не соответствовало европейским стандартам, что выражалось в технологической отсталости процесса обучения, в девальвации духовных ценностей, в серьезном разрыве между требованиями высшей школы и конечным продуктом средней школы. В частности, высшая школа указывала на существенные недостатки в подготовке уча-