Научная статья на тему 'Изменение правового статуса Государственного банка СССР в период перестройки. Создание центральных банков союзных республик'

Изменение правового статуса Государственного банка СССР в период перестройки. Создание центральных банков союзных республик Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4731
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ПЕРЕСТРОЙКА / БАНКОВСКАЯ РЕФОРМА / STATE BANK / CENTRAL BANK / COMMERCIAL BANKS / PERESTROIKA / BANKING REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукашевич Дмитрий Александрович

Переход СССР в период перестройки к рыночной экономике не мог не отразиться на правовом статусе Государственного банка СССР. В результате банковской реформы 1990 года главный банк страны стал входить в так называемую «двухконтурную» банковскую систему, на «нижнем» контуре которой находились коммерческие банки. У Госбанка СССР кардинально изменились его функции. Одновременно на уровне союзных республик шел процесс формирования собственных автономных центральных банков. Все это обусловило не только дальнейшее развитие рыночных отношений в СССР, но и децентрализацию единой экономической системы.The transition of the USSR to a market economy during perestroika could not but affect the legal status of the state Bank of the USSR. As a result of the banking reform in 1990, the main Bank of the country became part of the so-called «two-circuit» banking system, on the «lower» contour of which were commercial banks. The state Bank of the USSR has radically changed its functions. At the same time, the Union republics were in the process of forming their own Autonomous Central banks. All this caused not only the further development of market relations in the USSR, but also the decentralization of the unified economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение правового статуса Государственного банка СССР в период перестройки. Создание центральных банков союзных республик»

УДК 34.01 ББК 67.3

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10259

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР

В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ. СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Дмитрий Александрович ЛУКАШЕВИЧ, Генеральный директор ООО «Корпорация права», кандидат юридических наук E-mail: kremlin2024@mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Переход СССР в период перестройки к рыночной экономике не мог не отразиться на правовом статусе Государственного банка СССР. В результате банковской реформы 1990 года главный банк страны стал входить в так называемую «двухконтурную» банковскую систему, на «нижнем» контуре которой находились коммерческие банки. У Госбанка СССР кардинально изменились его функции. Одновременно на уровне союзных республик шел процесс формирования собственных автономных центральных банков. Все это обусловило не только дальнейшее развитие рыночных отношений в СССР, но и децентрализацию единой экономической системы.

Ключевые слова: государственный банк, центральный банк, коммерческие банки, перестройка, банковская реформа.

Annotation. The transition of the USSR to a market economy during perestroika could not but affect the legal status of the state Bank of the USSR. As a result of the banking reform in 1990, the main Bank of the country became part of the so-called «two-circuit» banking system, on the «lower» contour of which were commercial banks. The state Bank of the USSR has radically changed its functions. At the same time, the Union republics were in the process of forming their own Autonomous Central banks. All this caused not only the further development of market relations in the USSR, but also the decentralization of the unified economic system.

Keywords: state Bank, Central Bank, commercial banks, perestroika, banking reform.

Г! осударственный банк СССР после завершения НЭПа являлся элементом плановой экономической системы СССР, служил ее интересам, а значит, интересам государства в целом, а не интересам отдельных лиц.

Устав Государственного банка Союза ССР 1929 г.1 предусматривал, что целью Госбанка СССР является в соответствии с государственным планом развития народного хозяйства СССР регулирование «денежного обращения и осуществление краткосрочного кредитования промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства».

Более подробно правовой статус Госбанка СССР определял Устав, принятый 30 декабря 1949 г.2. Он устанавливал следующие функции Государственного банка СССР:

1. Осуществление эмиссионных операций. Госбанку принадлежало монопольное право выпуска в обращение билетов Госбанка СССР, государственных казначейских билетов СССР и металлической разменной монеты. При этом выпущенные в обращение билеты Госбанка СССР обеспечивались золотом, драгоценными металлами и другими активами Госбанка СССР.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

2. Осуществление операций по краткосрочному кредитованию народного хозяйства.

3. Осуществление операций по расчетам в народном хозяйстве. При этом Госбанк СССР должен был осуществлять и развивать безналичные расчеты между предприятиями, в том числе путем открытия расчетных и текущих счетов.

4. Операции по кассовому обслуживанию народного хозяйства и кредитных учреждений (сосредоточение в своих кассах всех наличных средств предприятий, а также выдача наличных средств), операции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР (сосредоточение средств доходов СССР и направление средств на расходы бюджета СССР).

5. Операции с драгоценными металлами, иностранной валютой, операции по расчетам внешней торговли и другим расчетам с заграницей. В частности, Госбанк в рамках монополии государства в сфере внешней торговли исключительно осуществлял операции по расчетам с зарубежными контрагентами. Также Госбанк СССР имел монополию на куплю-продажу золота, иных других ценных металлов, иностранной валюты и иностранных фондовых ценностей (акций, облигаций, купонов и т.д.).

Таким образом, правовой статус Государственного банка СССР определялся потребностями социалистического строительства в СССР.

В дальнейшем аналогичный правовой статус подтверждался за Государственным банком СССР в 1960 и 1980 гг.3. При этом Уставы Госбанка 1960 и 1980 гг. во многом даже текстуально повторяли Устав 1949 г.

Государственный банк СССР с 1946 г. находился в составе Министерства финансов СССР4, а с 1954 г. получил статус самостоятельного субъекта5. Аналогичной была судьба Стройбанка6.

В 1990 г. положение Госбанка СССР принципиально изменилось7. Теперь Госбанк СССР существовал в системе с коммерческими банками. При этом Госбанк СССР не имел право вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков, а лишь должен был «способствовать созданию общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции» (ст. 27 Закона «О Государственном банке СССР»). То есть, Государственный банк СССР из основного звена банковской системы превращался в ее организатора.

Принципиальным различием правового регулирования банковской сферы в СССР до 1990 г. и после 1990 г. является то, что Государственный

банк СССР, во-первых, перестал выполнять функцию кредитования народного хозяйства, во-вторых, осуществлял, как и другие, теперь уже коммерческие банки, кредитование не только социалистических предприятий, но и любых заинтересованных в кредитах субъектов права.

Таким образом, банковская система СССР трансформировалась из «плановой» в «рыночную», из «помощника» в «торговца».

В литературе распространено мнение, согласно которому государственный (центральный) банк должен быть независимым8, поскольку подчинение государственного (центрального) банка государству, установление обязанности банка кредитовать экономику государства лишает государственный (центральный) банк возможности способствовать оживлению торгового оборота, развитию денежной кредитной системы, поскольку главный банк страны тратит «большую часть своих ресурсов не на предоставление краткосрочного коммерческого кредита, а на прямое и косвенное финансирование казны»9.

Однако представляется, что данный подход является упрощенческим, поскольку необоснованно сводит торговый оборот к участию в нем исключительно коммерческих субъектов, а «кредитование экономики» — к автоматической выдачей кредитов любым обратившимся государственным предприятиям.

В реальности же в торговом обороте равноправно могут участвовать и участвуют государственные предприятия, которые не автоматически получают кредит от государственного (центрального) банка, а только в случае доказанности нуждаемости в нем.

В СССР в период существования плановой экономики кредиты выдавались не безвозмездно и не безвозвратно — они не были прямым финансированием экономики: кредиты выдавались на условиях срочности, возмездности и возвратности (пункты 29, 37 Устава Госбанка СССР 1980 г.).

По этой причине получившие кредит предприятия уплачивали Госбанку СССР проценты (п. 6 Устава Госбанка СССР 1980 г.). Также с целью дополнительной обеспеченности возврата кредитов использовался залог товарно-материальных ценностей предприятия, гарантии вышестоящих организаций, страхование заложенного имущества (пункты 34—35 Устава Госбанка СССР 1980 г.).

Обеспеченность возвратности кредитов не только сохраняло (а с учетом уплаченных процентов увеличивало) общий объем кредитных

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

средств, остающихся в распоряжении Государственного банка СССР, но и способствовало укреплению торгового оборота.

Оценивая правовой статус и экономическую роль Государственного банка СССР, Е.Б. Лаутс считает, что «Госбанк СССР был придатком бюджетной системы СССР, так как ссудный фонд страны расходовался на покрытие негласного бюджетного дефицита по распоряжению Совета Министров СССР, который отвечал за исполнение бюджета страны и в подчинении которого находился Госбанк СССР»10.

Процитированный автор не приводит ссылок в обоснование столь смелого утверждения, однако даже если принимать данное утверждение за истинное, нельзя считать Госбанк СССР «придатком» бюджетной системы.

Во-первых, как уже анализировалось, Госбанк СССР имел различные функции, в том числе: эмиссионную, расчетную, кассовую, кредитную и т.д. То есть сводить его роль только лишь к роли «закрывателя бюджетных дыр» было бы неправомерным.

Во-вторых, как уже указывалось, финансирование Госбанком СССР социалистических предприятий осуществлялось в форме кредитования, т.е. предоставленные денежные средства использовались на условиях срочности, платности и возвратности. Иными словами, Госбанк СССР не только, возможно, восполнял бюджетный дефицит СССР, но и стимулировал развитие реального сектора экономики, причем небезвозмездно, а зарабатывая на этом денежные средства. Госбанк СССР был не пассивным «хранилищем денег», а был именно банком.

И данное утверждение подтверждается статистическими данными: по состоянию на конец 1990 г. все советские банки, в том числе коммерческие, предоставили различным отраслям народного хозяйства кредитов (краткосрочных и долгосрочных) на сумму 372.8 млрд руб., из которых просроченная задолженность по возврату составила в тот же период 9,2 млрд руб., т.е. около 2,47%п. Остальные должники не только вернули полученные суммы кредита, но и уплатили за них проценты. Для сравнения: в настоящее время (2018 — 2019) общий объем просроченной задолженности корпоративных клиентов в России составляет от 5,5 до 7%12, что в два — три раза больше советской. Однако вряд ли кто-то скажет, что современные коммерческие банки являются придатком российской бюджетной системы, являются ее «закрывателями дыр».

Таким образом, подчиненный государству государственный (центральный) банк не превращался в казну государства, из которой государственное предприятие в любой момент по своему желанию могло безвозмездно получить желаемую сумму денег.

Кроме того, следует учитывать, что «огосударствление» государственного (центрального) банка в плановой экономической системе и в капиталистической экономической системе — не одно и то же.

В условиях плановой экономической системы коммерческий оборот сведен до минимума либо вообще ликвидирован, в связи с чем говорить о наступлении огосударствлением банка на права участников торгового оборота не приходится: государственному банку некого финансировать — коммерческий сектор отсутствует.

Другое дело — подчинение государству государственного (центрального) банка в условиях рыночной экономики при наличии различных форм собственности.

Также очевидно, что роль главного банка страны при социализме и при капитализме не может быть одинаковой априори: «капиталистический» банк служит частным, групповым интересам — получению прибыли, критерием его эффективности является рентабельность; «социалистический» банк служит народнохозяйственным интересам в целом, критерием его эффективности является достигнутый народнохозяйственный эффект13.

В связи с этим применять «рыночную» мерку к социалистическому банку и с этой позиции оценивать его эффективность или «правильность» некорректно.

При подготовке в период перестройки нового Закона СССР «О Государственном банке СССР» «архитекторам перестройки» необходимо было кардинально изменить роль главного банка страны. В качестве «консультантов» привлекались американские специалисты по банковскому делу — Донаван и Хелман из Колумбийского университета14.

При обсуждении законопроекта на сессии Верховного Совета СССР 11 декабря 1990 г. председательствующий А.И. Лукьянов представил депутатам «гостей — группу бизнесменов из штата Техас (Соединенные Штаты Америки)»15, которые были встречены присутствующими аплодисментами16.

Очевидно, что такие «теплые» отношения с американскими партнерами не могли не сказаться на концепции и содержании законодательства

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

о банках и банковской деятельности. При обсуждении законопроекта о Государственном банке СССР на сессиях Верховного Совета СССР не скрывалось, что члены рабочей группы «еще раз тщательно изучили банковскую резервную систему Соединенных Штатов Америки...»17 и что вновь создаваемая банковская система СССР имеет существенное родство с банковской системой США18. Не случайно по аналогии с Федеральной резервной системой (ФРС) США система Государственного банка СССР и центральных банков союзных и автономных республик именовалась «резервной системой» (ч. 1 ст. 2 Закона «О Государственном банке СССР»).

В Верховном Совете СССР разрабатывался проект закона о резервной банковской системе в СССР, однако он так и не был вынесен на обсуждение народных депутатов СССР19.

Принятый 11 декабря 1990 г. Закон СССР № 1828-1 «О Государственном банке СССР»20 коренным образом изменил правовой статус главного банка страны.

Если ранее Госбанк СССР был монополистом в эмиссии денежных знаков, кредитовании народного хозяйства СССР, расчетах, валютном обращении, кассовом исполнении бюджета СССР, то теперь функции Госбанка СССР ограничивались лишь «проведением единой государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов, валютных отношений». За Госбанком СССР сохранилась лишь монополия эмиссии наличных денежных средств — все остальное было децентрализовано: не только Госбанк СССР, но и центральные банки союзных и автономных республик наделялись правом проводить операции с иностранной валютой; проводить кассовое исполнение бюджетов соответствующих республик; осуществлять куплю / продажу по рыночным ценам ценных бумаг. Открывать банковские счета и осуществлять кредитование теперь могли любые банки, в том числе коммерческие.

Монопольное право эмиссии денег также было неоднозначным с точки зрения юридического закрепления — ч. 1 ст. 12 Закона СССР «О Государственном банке СССР» устанавливала, что «исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятия их из обращения принадлежит Госбанку СССР в соответствии с функциями резервной системы». Однако в диссонанс с этой нормой п. «а» ч. 1 ст. 5 того же Закона устанавливал, что «Госбанк СССР и центральные банки республик в рамках резервной

системы... осуществляют эмиссию денег и организуют их обращение».

При этом на республиканском уровне государственные (центральные) банки союзных республик нормативно наделялись монопольным правом выпуска денежных знаков, имеющих хождение по территории данных республик21.

Коллизия разрешалась при анализе обсуждения законопроекта о Государственном банке СССР на сессии Верховного Совета СССР. При обсуждении официально заявлялось, что законопроект исходит их концепции единого эмиссионного центра — Госбанка СССР, который осуществляет эмиссию в экономическом смысле слова, т.е. определяет объем денежной массы в обращении, а центральные банки республик уже осуществляют эмиссию в техническом смысле, т.е. осуществляют выпуск денежных средств исходя из нормативов, установленных Госбанком СССР.

Однако, к сожалению, из республиканских нормативных актов этого не следовало. Не случайно уже в конце 1990 г. при обсуждении законопроекта о Госбанке СССР некоторые республики требовали легализации собственных валют и, как следствие, передачи республикам права денежной эмиссии22. Закон «О Государственном банке СССР» вносил и другие принципиальные изменения в правовой статус главного банка страны.

Теперь Госбанк СССР переставал непосредственно работать с клиентурой — он лишь взаимодействовал с коммерческими банками, а также министерствами финансов СССР и союзных республик.

Другое новшество — передача полномочий по денежному и кредитному регулированию из юрисдикции правительств СССР и союзных республик в юрисдикцию Государственного банка СССР.

И наконец, организационно Госбанк СССР становился независимым, поскольку выходил из подчинения Совета Министров СССР. Госбанк СССР теперь был подотчетен только Верховному Совету СССР.

Новая модель банковской системы СССР создавалась не только за счет изменения композиции банков союзного уровня, но и за счет организации банков союзных республик.

Союзные и автономные республики хотели максимальной децентрализации в банковской сфере — настаивали на собственной валюте, на предоставлении права эмиссии денежных средств, создании собственных банков, дубли-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

рующих общесоюзные, в том числе Сбербанка и Внешэкономбанка23. Однако полный республиканский «раздел» банковской системы, даже по мнению представителей ООН, привел бы к откату в развитии банковской системы СССР на 100 — 150 лет назад24.

Тем не менее 1 января 1990 г. был создан Банк Эстонии25,

1 марта 1990 г. — Банк Литвы26,

2 марта 1990 г. — Центральный банк Латвийской ССР — Банк Латвии27;

21 февраля 1991 г. — Национальный Банк Таджикской ССР28 и т.д.

Иными словами, если ранее в республиках создавались республиканские отделения Госбанка СССР, то теперь появлялись собственные центробанки.

Примечательно, что центральные банки многих союзных республик (прибалтийских республик, Казахской ССР, РСФСР) были созданы до 11 декабря 1990 г., т.е. до принятия общесоюзного закона о банках и банковской деятельности, учреждавшего в союзных республиках собственные высшие банки.

В связи с этим примечателен пример РСФСР.

22 мая 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР Председатель Комитета Верховного Совета СССР по вопросам строительства и архитектуры Б.Н. Ельцин настаивал, чтобы российский республиканский банк Госбанка СССР был отделен от Госбанка СССР и республиканского правительства, был наделен правом эмиссии и переподчинен Верховному Совету РСФСР29. Причем, как указывалось, это предпринималось исключительно с целью укрепления СССР30.

В РСФСР после принятия Декларации о государственном суверенитете российским руководством начала проводиться политика по формированию собственной банковской системы республики.

13 июля 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление31, которое знаково, как минимум, по двум причинам:

во-первых, Российский республиканский банк Госбанка СССР, а также российские республиканские банки специализированных банков СССР (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Сбербанка СССР, Внешэкономбанка СССР) объявлялись собственностью РСФСР. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразовывался в Госбанк РСФСР, который подчинялся Верховному Совету РСФСР. Иными словами, теперь

в РСФСР появился собственный, независимый от «союзного центра», государственный банк;

во-вторых, постановление предписывало до 1 января 1991 г. одновременно преобразовать все учреждения специализированных банков на территории РСФСР «в коммерческие банки на акционерной и паевой основе». То есть, в РСФСР формировалась не только собственная банковская система, но формировалась именно коммерческая банковская система, предназначенная для функционирования в условиях рыночной экономики.

Наличие собственной автономной банковской системы у РСФСР — самой большой республики СССР — означало для последнего разрушение единой кредитно-денежной системы, обескровливание бюджета.

Соответственно, стоял вопрос о том, как прореагирует на это «союзный центр» и лично Президент СССР М.С. Горбачев.

Как вспоминал В.С. Павлов, бывший в то время министром финансов СССР, под председательством М.С. Горбачева в Кремле было созвано совещание, на котором решался вопрос об отмене либо об оставлении в силе постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г.

Иными словами, решался вопрос о сохранении СССР либо о его децентрализации. Однако на это совещание не явились ни Н.И. Рыжков, ни Б.Н. Ельцин.

М.С. Горбачев, которому и В.С. Павлов, и В.В. Геращенко объяснили, что, по существу, решался вопрос о сохранении либо ликвидации СССР, на удивление вел себя спокойно и отстра-ненно. В итоге, уйдя с совещания и не приняв какого-либо решения, Президент СССР, по сути, дал карт-бланш российскому руководству на осуществление всех задуманных действий по экономическому, а затем и политическому выводу РСФСР из состава СССР.

Позднее помощник М.С. Горбачева Н.Я. Петраков позвонил В.С. Павлову и подтвердил, что Горбачев не намерен подписывать каких-либо указов, отменяющих решение российского парламента о создании собственной банковской системы32. «Это фактически означало, — заключал В.С. Павлов, — что Горбачев вполне осознанно, понимая все последствия своего шага, взял четкий политический курс на развал СССР как единого федеративного государства»33.

2 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»34.

Государственный банк РСФСР получил новое наименование — Центральный банк РСФСР

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

(Банк России), а также четко определенный правовой статус.

Центробанк РСФСР провозглашался главным банком РСФСР, находящимся в ее собственности, и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. Центробанк РСФСР являлся независимым от распорядительных и исполнительных органов государственной власти банком. Российский Центробанк осуществлял эмиссию официальной денежной единицы РСФСР — рубля.

Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы.

Правовой статус Государственного банка СССР коренным образом изменился в 1990 г. С этого времени главный банк страны превратился из важнейшего элемента плановой экономики в «торговца», в координатора коммерческой банковской деятельности. Госбанк СССР лишился монопольных прав в области кредитования, расчетов, валютного обращения, кассового исполнения бюджета. Даже монополия на эмиссию денежных средств имела неоднозначное нормативное закрепление.

Также Госбанк СССР переставал непосредственно работать с клиентурой, он лишь взаимодействовал с коммерческими банками, а также министерствами финансов СССР и союзных республик.

Новшеством являлось наделение Госбанка СССР полномочиями по денежному и кредитному регулированию, которые изымались из юрисдикции правительств СССР и союзных республик.

И наконец, Госбанк СССР выводился из подчинения Совета Министров СССР и становился в организационном плане независимым.

Данные изменения правового статуса Госбанка СССР были обусловлены кардинальным изменением его роли, теперь он должен был стать главным звеном в системе коммерческих банков, призванных служить интересам формирующейся рыночной экономики.

Еще одна важная особенность — в 1990 г. произошла децентрализация высшего звена банковской системы: наряду с Госбанком СССР учреждались центральные банки союзных республик, призванные выполнять функции Госбанка СССР в союзных республиках.

1 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.06.1929 г. «Об утверждении Устава Государственного банка Союза ССР» // СЗ СССР. 1929. № 38. Ст. 332, 333.

2 Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1949 г. № 5971 «Об утверждении Устава Государственного банка» // СПС «Консультант Плюс»

3 См.: Постановление Совета Министров СССР от

29.10.1960 г. № 1146 «Об утверждении Устава Госбанка СССР» // СП СССР. 1960. № 18. Ст. 160; Постановление Совета Министров СССР от 18.12.1980 г. № 1167 «Об утверждении Устава Госбанка СССР» // СП СССР. 1981. № 3. Ст. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Постановление Совета Министров СССР от 22.05.1946 г. № 1078 «О Госбанке СССР» // СПС «Консультант Плюс»;

Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1949 г. № 5971 «Об утверждении Устава Государственного банка» // СПС «Консультант Плюс»

5 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.04.1954 г. «О Государственном банке СССР» // Ведомости ВС СССР. 1954. № 9. Ст. 187.

6 Указ Президиума Верховного Совета СССР от

02.12.1961 г. «О выделении Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений (Стройбанка СССР) из состава Министерства финансов СССР» // Ведомости ВС СССР. 1961. № 49. Ст. 495.

7 Закон СССР «О Государственном банке СССР» от 11.12.1990 г. № 1828-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1154.

8 См, напр.: Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001. С. 14, 138—145; Жилъникова Е.Б. Центральный банк Российской Федерации как особый субъект права: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2012. С. 69;

Тосунян Г.А. Проблема независимости Банка России и его взаимодействие с исполнительной властью / Центральный банк в условиях рыночной экономики. М., 2003. С. 22—23.

9 Лаутс Е.Б. Рынок банковских услуг. Правовое обеспечение стабильности. М., 2008. С. 38.

10 Там же. С. 39.

11 Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Статистический ежегодник. М., 1991. С. 29, 31.

12 Обзор: банковский сектор в 2018 году / Сайт: «Банки. ру» // URL: https://www.banki.ru/№ews/research/ ?id=10890092 (Дата обращения: 29.03.2020)

13 Трахтенберг И.А. Капиталистический и советский банк (опыт теоретического анализа) // Плановое хозяйство. 1928. № 5. С. 124—126, 135.

14 Четвертая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. Часть XI. 10 декабря 1990 — 8 января 1991. М., 1991. С 44.

15 Там же. С 60.

16 Там же.

17 Там же. С. 44.

18 Четвертая сессия Верховного Совета СССР. Бюллетень № 1 заседания Совета Национальностей. 8 октября 1990. М., 1991. С. 228.

19 Там же. С. 44.

20 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1154.

21 См.: Закон Эстонской ССР от 28.12.1989 г. «О банках» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1989. № 41. Ст. 647;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

Постановление Верховного Совета Эстонской ССР от 15.03.1990 г. «О вопросах деятельности Банка Эстонии» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1990. № 9. Ст. 146;

Закон Литовской ССР от 13.02.1990 г. № Х1-3679 «О Банке Литвы» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1990. № 7. Ст. 172; Постановление Верховного Совета Литовской Республики от 04.09.1990 г. № 1-522 «О Статуте и основном капитале Банка Литвы» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1990. № 27. Ст. 636;

Закон Латвийской ССР «О банках» от 02.03.1990 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1990. № 12. Ст. 195;

Постановление Верховного Совета Латвийской Республики от 31.07.1990 г. «О создании Банка Латвии» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 34. Ст. 586; Закон Казахской ССР «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» от 07.12.1990 г. № 386-Х11 // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 49. Ст. 475;

Закон Украинской ССР «О банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 г. № 872-Х11 // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 25. Ст. 281.

22 Четвертая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. Часть XI ... С. 44.

23 Там же.

24 Там же. С. 45.

25 Постановление Верховного Совета Эстонской ССР от

15.12.1989 «О создании Банка Эстонии» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1989. № 40. Ст. 616.

26 См.: Закон Литовской ССР «О Банке Литвы» от

13.02.1990 г. № Х1-3679 // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1990. № 7. Ст. 172; Постановление Верховного Совета Литовской ССР от 13.02.1990 г. № Х1-3680 «О создании Банка Литвы» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1990. № 7. Ст. 173.

27 Постановление Верховного Совета Латвийской ССР от 02.03.1990 г. «О Банке Латвии» // Ведомости Верхов-

ного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1990. № 12. Ст. 194.

Позднее данное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Верховного Совета Латвийской ССР от 31.07.1990 г. «О создании Банка Латвии» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1990. № 34. Ст. 586.

28 Закон Таджикской ССР «О Национальном банке Таджикской ССР» от 21.02.1991 г. № 284 // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1991. № 7. Ст. 110.

29 Первый Съезд народных депутатов РСФСР, 16 мая — 22 июня 1990 г.: Стенографический отчет: В 6 т. Т. 1. М., 1992. С. 570—571.

30 Там же. С. 571.

31 Постановление Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 6. Ст. 98.

32 Павлов B.C. Упущен ли шанс? Финансовый ключ к рынку. М., 1995. С. 130—135.

33 Там же. С. 135.

34 Рос. газ. 1995. 4 мая.

Библиографический список

1. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М., 2001.

2. Жилъникова Е.В. Центральный банк Российской Федерации как особый субъект права: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2012.

3. Лауте Е.Б. Рынок банковских услуг. Правовое обеспечение стабильности. М., 2008.

4. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Статистический ежегодник. М., 1991.

5. Тоеунян Г.А. Проблема независимости Банка России и его взаимодействие с исполнительной властью / Центральный банк в условиях рыночной экономики. М., 2003.

6. Трахтенберг И.А. Капиталистический и советский банк (опыт теоретического анализа) // Плановое хозяйство. 1928. № 5.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.