Ключевые слова: ВКП(б), командно-административный режим, государственный аппарат, мобилизация, исполнительная власть, Советы, сельскохозяйственное производство, политотделы, колхозы, совхозы
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ НА СЕЛЕ В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
С. В. МИТИН
Key words: All-Union Communist Party (Bolsheviks), administrative command mode, state apparatus, mobilization, executive power, agricultural production, political departments, collective farms, state farms
В представленной статье рассматривается деятельность органов власти Мордовии на селе в первые месяцы Великой Отечественной войны. Показан процесс сращивания партийной власти с государственной, когда в условиях существовавшего политического режима ряд функций советских органов был передан партийным органам.
This paper deals with the activities of the authorities of Mordovia in rural areas in the first months of the Great Patriotic War. The process of merging the Party power with the state is exposed, when in the circumstances of the then existing political regime, a number of functions of the Soviet authorities were transferred to the Party bodies.
Перед Великой Отечественной войной в СССР сложился политический режим, при котором использовались командно-административные методы управления обществом. В основе режима находилась ВКП(б), чьи партийные организации функционировали на всех уровнях общества. В 1930-е гг. выстраивалась политическая система и регионального уровня.
МИТИН Сергей Владимирович, доцент кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук.
MITIN Sergei Vladimirovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of the World History and the World Political Process, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).
В Мордовии в основном сформировались структура организации и принципы функционирования и управления ВКП(б), которые практически в неизменном виде существовали в течение Великой Отечественной войны и в последующие десятилетия.
Во второй половине 1930-х гг. все отчетливее стала проявляться тенденция усиления взаимоотношений ВКП(б) с государственным аппаратом и органами советской власти. Налицо был процесс сращивания партийной власти с государственной. В условиях существовавшего политического режима ряд функций советских органов был передан партийным. С началом Великой Отечественной войны эти процессы усилились.
В первые недели после начала Великой Отечественной войны партийное и советское руководство страны стало осознавать глубину трагедии, постигшей государство, и необходимость новой ориентировки руководства республик и областей в сложившейся обстановке. 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей была направлена секретная директива СНК СССР и ЦК ВКП(б). В ней говорилось о масштабах военных поражений и нависшей опасности, содержался призыв перестроить работу на военный лад, мобилизовать все силы народа на отпор врагу.
Война потребовала перестройки политической, идеологической и экономической систем, различных звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппаратов. Формы и методы работы партийных и советских органов стали ужесточаться, содержание внутренней и внешней политики изменяться. Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов при руководящей роли партии, имела определенный опыт функционирования в чрезвычайных условиях, что и помогло ей работать в экстремальных условиях.
Существовавшая в Советском Союзе политическая система концентрировала усилия народа на решении первоочередных народно-хозяйственных задач, на преодолении объективных или искусственно создаваемых трудностей.
В связи с военным положением встала необходимость коренного изменения методов руководства управленческих органов на селе. Главным направлением их деятельности
в сельскохозяйственном производстве стала максимальная мобилизация внутренних сил сельского хозяйства, так как поступление денежных средств и материальных ресурсов сюда почти полностью прекратилось. На коммунистов возлагалась большая ответственность. В Мордовии работники райкомов ВКП(б), члены первичных партийных организаций, депутаты местных Советов по требованию вышестоящих организаций стремились усилить свое влияние на крестьянство и при проведении сельскохозяйственных работ. Поэтому для осуществления контроля партийных и советских работников стали посылать в села и деревни. Их роль на подведомственной территории в новых условиях усилилась.
В годы войны обкомы и райкомы ВКП(б), которые не являлись органами исполнительной власти, стали фактически выполнять ее функции. Изменения претерпели не только содержание работы и структура аппарата управления, но и организационно-правовые формы деятельности местных Советов и первичных партийных организаций.
В работе партийных и советских органов в Мордовии все чаще стали преобладать методы принуждения и контроля. Сельским органам управления приходилось в тяжелых условиях решать различные проблемы. Одной из них была мобилизация на фронт. Так, за два года войны из 16 тыс. чел. руководящих работников МАССР в армию было направлено более 9 тыс. чел. Перед первичными партийными организациями ставилась задача мобилизации масс на предприятиях и в колхозах для выполнения производственных планов и укрепления трудовой дисциплины. Именно первичным парторганизациям вменялось в обязанность принимать активное участие в экономической и политической жизни страны, вести агитационную работу в массах и привлекать в партию новых членов. В первые же месяцы войны началось существенное сокращение первичных парторганизаций в колхозах Мордовии. Например, в конце 1941 г. в Ельниковском и Мельцанском районах их не осталось, в Чамзинском районе функционировала одна первичная партийная организация1.
Недостаток людей на руководящих должностях пытались исправить путем увеличения приема в Коммунистическую партию. Следует отметить, что в годы войны произошел некоторый отход от идей классового подхода при решении этого вопроса. Так, до 1936 г. прием в ряды ВКП(б) предста-
вителей крестьянства и интеллигенции был регламентирован. Впоследствии регламент ослабевал, а с началом Великой Отечественной войны в большом количестве в партию стали принимать представителей интеллигенции и крестьянства. На освободившиеся должности, связанные с уходом того или иного руководителя на фронт, часто назначались молодые и неопытные кадры из вновь принятых в партию.
Заработала система подготовки председателей колхозов, в местные сельсоветы избирались новые депутаты. В Мордовии за год и 3 месяца войны в ВКП(б) было принято 1 150 чел., из них 240 крестьян-колхозников. На фронт выбыло 1 593 чел. Иными словами, несмотря на проводившуюся работу, количество коммунистов в Мордовии постоянно сокращалось.
Об ужесточении политики Коммунистической партии в области сельского хозяйства в первые месяцы войны свидетельствует постановление ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1941 г., где говорилось о создании в МТС и совхозах политотделов из 3 чел.: начальника, являвшегося заместителем директора МТС или совхоза, его заместителя и помощника по комсомольской работе. Они проводили политмассовую работу, организовывали повсеместно коллективы агитаторов, различные виды соревнования, выдвигали и воспитывали новые кадры и осуществляли контроль за деятельностью колхозов, совхозов и МТС. Однако, не будучи специалистами, они часто мешали хозяйственным руководителям. В итоге нарушался принцип единоначалия, сельскохозяйственные кампании начинались и заканчивались в угоду волевым решениям партийных организаций различного ранга. Политотделы были чрезвычайными органами, поэтому, когда перестройка сельского хозяйства на военный лад была завершена, а первичные партийные организации деревни постепенно стали укрепляться, необходимость в них отпала. В мае 1943 г. решением ЦК ВКП(б) политотделы были ликвидированы2.
Кроме политотделов МТС и совхозов, в начале войны была распространена другая форма контроля над крестьянами и их принуждения — так называемая система уполномоченных. Во время каждой сельскохозяйственной кампании в колхозы и совхозы для повседневного наблюдения направлялись уполномоченные. Они подбирались из работников райкомов
ВКП(б), райисполкомов, районных отделений НКВД, милиции. В основном это были люди, не знающие сельского хозяйства, но считавшие себя вправе вмешиваться в ход работы. В результате, как и в политотделах, нарушался принцип единоначалия. Если уполномоченный не был согласен с хозяйственными руководителями, он направлял в райком ВКП(б) жалобы и докладные. Райком вызывал того или иного хозяйственника и применял к нему различные меры воздействия. Система уполномоченных, в отличие от политотделов, существовала до конца войны.
Следует отметить, что первые месяцы войны негативно сказались на состоянии сельского хозяйства Мордовии. Колхозы, совхозы и личные крестьянские хозяйства ослабевали, все меньше оставалось работоспособных мужчин. В ходе перестройки сельскохозяйственного производства на военный лад возросло внеэкономическое принуждение крестьян к работе, без материальной заинтересованности (хлеб на трудодни выдавался в минимальном количестве). Со стороны партийных и советских органов, органов НКВД, милиции усилились упредительно-карательные мероприятия.
О сложившейся ситуации свидетельствовал указ «О повышении обязательного минимума трудодней» от 15 февраля 1942 г., который зависел от территории проживания. В Мордовии он увеличивался от 100 до 120 трудодней в год. Трудоспособные колхозники, не выработавшие (без уважительных причин) обязательного минимума трудодней, привлекались к суду, присуждавшему им до 6 месяцев исправительно-трудовых работ в колхозах с удержанием в пользу предприятия 25 % выработанных трудодней3. Партийное указание было следующим: правлениям колхозов предоставить право считать выбывшими из артели трудоспособных колхозников, не выработавших в течение года обязательного минимума трудодней, и лишать их приусадебных участков.
Начало войны коренным образом изменило жизнь сотен тысяч людей нашей республики, что имело серьезные социально-экономические последствия. Под руководством партийных и советских органов в мобилизационном режиме сельское хозяйство стало перестраиваться на военный лад.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЦДНИ РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 334. Л. 104; Д. 138. Л. 156.
2 См.: Арутюнян Ю.В. Из истории МТС в период Великой Отечественной войны 1941—1945 // Вопр. истории. 1958. № 8. С. 88—89.
3 ЦДНИ РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 258. Л. 111; Д. 156. Л. 104.
Поступила 09.09.2014.
S. V. Mitin. Changes in the Policies of the Regional Party and Soviet Bodies in the Rural Areas at the Beginning of the Great Patriotic War
Before the Great Patriotic War, the political regime formed in the USSR was characterized by the administrative command methods of governance. In the second half of the 1930s, an evolution of relationships between the All-Union Communist Party (Bolsheviks) and the Soviet authorities began to occur. There was a process of interpenetration of the Party and the state power. In terms of the then existing political regime, a number of features of the Soviet authorities were transferred to the Party bodies. With the beginning of the Great Patriotic War, these processes began to intensify. The war demanded restructuring of the political, ideological and economic systems, of different parts of the party, state and economic machinery. The forms and methods of work of the Party and Soviet authorities became tougher, the content of internal and external policies was changing. The political system based on the strictly centralized structure of the Party and state authorities under the leadership of the Party, had some experience of functioning in extreme conditions and that helped the system to operate in such conditions. During the restructuring of the agricultural production according to the wartime needs, non-economic coercion of peasants to work increased, without any material incentives. The Party and Soviet authorities, those of the NKVD (People's Commissariat for Internal Affairs) and the militia intensified preventive and punitive measures.
The outbreak of the war changed lives of many people of the Republic which had serious socio-economic consequences. Under the leadership of the Party and Soviet bodies, agriculture and the economy began to readjust to the wartime needs in the mobilization mode.