Сербия не признает Косово и считает ее своей территорией, конфликт является нерешенным и может повториться в будущем.
Анализируя и подводя итоги Косовского кризиса, мы видим, к чему может привести локальный конфликт между центром и субъектом, в которую вмешиваются другие государства, исходя из своих интересов, вместо того, чтобы помочь сторонам конфликта прийти к согласию и решить проблему мирным путем. Мир из-за подобных конфликтов и ситуаций может стоять на пороге глобальной войны.
Список литературы:
1. Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М., 1994.
2. Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии // Обозреватель. - 1998. - № 10.
3. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). - М., 2001.
4. Ганюшкина Т.В. Югославский кризис [Электронный ресурс]. - Саранск, 1999. - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/FDFF0513B4F54DD 695DC4AE6CB44E180.
5. Тренин Д., Степанова Е. Косово: международные аспекты кризиса / Московский Центр Карнеги. - Гендальф, 1999.
6. Сокут С., Кедров И. Война НАТО против Югославии // Особая папка. -1999. - № 2.
7. Тренин Д., Степанова Е. Косово: международные аспекты кризиса / Московский Центр Карнеги. - Гендальф, 1999.
8. Сокут С., Кедров И. Война НАТО против Югославии // Особая папка. -1999. - № 2.
9. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. Доленко. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.
10. Тренин Д., Степанова Е. Косово: международные аспекты кризиса / Московский Центр Карнеги. - Гендальф, 1999.
11. Арбатов А. НАТО - главная проблема для европейской безопасности // Независимая Газета. - 16.04.99.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОКТРИН И СТРАТЕГИЙ НАТО ВО ВРЕМЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
© Дживанян Д.А.*
Российский университет дружбы народов, г. Москва
В данной статье рассматривается изменение политических доктрин и стратегий НАТО во время холодной войны. Также рассматриваются проблемы взаимоотношений с Советским Союзом и основные концепции Североатлантического Альянса.
* Магистрант кафедры Сравнительной политологии.
Следует выяснить, что из себя представляет стратегическая концепция. Стратегическая концепция - официальный документ, в котором обозначены долгосрочные цели, характер и основополагающие задачи НАТО в сфере безопасности, охарактеризованы новые условия безопасности, уточнены основы подхода Североатлантического союза к безопасности и представлены указания по дальнейшей адаптации вооруженных сил НАТО [7]. Иными словами, стратегическая концепция является основополагающим документом НАТО, определяющим взгляды военно-политического руководства НАТО на строительство и применение объединенных вооруженных сил.
Одним из неотъемлемых чертов Организации Североатлантического союза является трансформация. НАТО всегда пересматривает свои цели и задачи с учетом изменения стратегической обстановки.
В целом Стратегическая концепция НАТО менялась в течении трех периодов. Первый - период холодной войны. Второй - период после окончания холодной войны. И третий - период после 11 сентября 2001 года.Только во время холодной войны Североатлантический альянс выпущил четыре стратегических концепций,которые отображали международноую обстановку данного периода.
Первым шагом в разработке всеобъемлющей Стратегии Альянса стало подписание Североатлантического договора. Договор был подписан в Вашингтоне, 4-го апреля 1949 года. В первой статье Договора подчеркивается, что стороны обязуются, как это предусмотрено в Уставе Организации Об единенных Наций, разрешать любые международные споры в которых они вовлечены, мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир и безопасность а также воздерживаться от угрозы силы и ее применения каким-либо образом, не совместимым с целями ООН [8]. Если в первой статье договора подчеркнуто готовность альянса разрешать все споры и конфликты в которых члены договора вовлечены, мирными средствами, уже в 3 -ей статье говорится о борьбе с вооруженными нападениями. В статье отмечено, что для более эффективного осуществления целей настоящего Договора, стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал для борьбы с вооруженным нападением [8].
После завершения ратификации Договора, которая была завершена в августе 1949 года, Североатлантический совет приступил к созданию структуры необходимой для осуществления процесса планирования коллективной самообороны, ключевым аспектом которого должно было быть развитие общей стратегической концепции Североатлантического союза.
Альянс начал подготовку своей первой Стратегической концепции в октябре 1949 года. В течении этого периода произошли огромные изменения и в Альянсе и в мире целом.
Эти изменения нашли свое отражение во всех стратегических документах Североатлантического союза. Изменения в период с 1945 по 1991 главным образом были последствиями существующей напряженности и конфронтации между Востоком и Западом.
В скором, эта конфронтация привела к гонке вооружений, которая со временем становилась более опасной. И эта гонка вооружений является одной из отличительных черт периода холодной войны. Особенно тяжело было для СССР. В этот период одной из главных задач СССР было не только восстановление хозяйства, которое было разрушено во время второй мировой войны, но и еще то, что СССР должен был противостоять не только США, но и всему Западу. И хотим заметить, что СССР принял этот вызов, несмотря на то, что в конце Западу удалось одержать верх.
Знаменитый американский политолог Ф. Фукуяма рассматривает эту победу как конец истории. Сначала в своей статье «Конец истории?» опубликованной в журнале «Национальный интерес», а потом уже и в своей книге «Конец истории и последний человек», Фукуяма объявил о грядущем «конце истории». Фукуяма рассматривает историю как борьбу идеологий. Он считал, что после победы капитализма над коммунизмом истории пришел конец. В работе «Конец истории и последний человек» Фукуяма сначала объясняет суть своей статьи и пишет о наступлении нового века, века либеральной демократии. Он пишет; «За последние годы во всем мире возник небывалый консенсус на тему о легитимности либеральной демократии как системы правления, и этот консенсус усиливался по мере того, как терпели поражение соперничающие идеологии: наследственная монархия, фашизм и последним -коммунизм. Более того, я настаивал, что либеральная демократия может представлять собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества» и «окончательную форму правления в человеческом обществе», являясь тем самым «концом истории» [5].
Неоспоримый факт, что Холодная война оставила свой след в мировой истории. Почти все теоретики в своих работах подтверждают, что этот феномен значительно повлиял на всемирную историю. Например, начальник информационно-аналитического управления Федерации Независимых оценщиков и экспертов торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Вадимович Кортунов в своей книге «Холодная война: парадоксы одной стратегии» пишет; «Вряд ли кто-либо из серьезных - будь то западных или отечественных - политологов скажет, что холодная война - это всего лишь один из эпизодов XX века. В огромной степени повлияв на состояние международных отношений по крайней мере в течение 40 лет, этот феномен оставил неизгладимый отпечаток не только на их внешней стороне, но и глубоко отразился на самой сущности мирового и национального развития этих лет, затронув политические, социально-экономические и даже психологические аспекты жизни многих (может быть, всех) народов и континентов мира» [3, с. 23-35].
По мнению Сергея Вадимовича Кортунова одним из важнейших атрибутов холодной войны была угроза взаимного ядерного уничтожения. Иными словами самоуничтожение человечества в ядерной войне. Она поставила под угрозу многие ценности, считавшиеся ранее незыблемыми, даже аксиоматичными. С тех пор как человечество вступило в ядерный век, оно жило в обстановке, когда механизм уничтожения был полностью отлажен, и спусковой крючок удерживался на грани того, когда он мог бы быть внезапно и стремительно приведен в действие.
В такой ситуации одним из главных механизмов обороны для всех сторон была разработка стратегических концепций. Этим можно объяснить необходимость стратегической концепции для Североатлантического союза.
Георгий Корниенко в своей книге «Холодная Война. Свидетельство ее Участника», поднимает вопрос об инициаторах и причинах начала холодной войны. Рассуждая о причинах начинал холодной войны, автор приводит в пример высказывания американского историка Фредерика Шумана и американского дипломата и историка Джорджа Кеннана. В своей книге Георгий Корниенко соглашается с высказыванием Фредерика Шумана, в том что «Холодная война» проистекает из разности ответов Советского Союза и западных демократий на общий вызов, брошенный фашизмом в 30-е годы. По поводу данного высказывания Корниенко пишет. «Поначалу это высказывание кажется не очень понятным, но если вдуматься в него, то трудно не согласиться с ходом мыслей американского историка» [2].
Как было упомянуто выше, НАТО начал разработку стратегических документов в октябре 1949 года. В целом, в этот период были разработаны четыре Стратегические концепции. Первый Стратегический документ был назван «Стратегическая концепция обороны Североатлантического региона».
Этот документ стал первой Стратегической концепцией Североатлантического союза. В документе говорится, что основная функция НАТО - сдерживание агрессии. В документе также отмечено, что силы НАТО будут задействованы только в случае, если первоначальная функция не будет выполнена и будет совершена атака. Взаимодополняемость и стандартизация между странами-членами также стали ключевыми элементами этого проекта. Подчеркивалось, что вклад каждой страны в обороне должно быть пропорционально его экономическим, промышленным, географическим и военным возможностям и что совместные меры должны быть введены для обеспечения оптимального использования ресурсов. Также подчеркивалось численное превосходство СССР в плане военных ресурсов, а также опора на ядерный потенциал США [7].
Что касается второй Стратегической концепции НАТО в период холодной войны, то она была разработана и утверждена Североатлантическим советом в 1950 году, с началом Корейской войны. Как известно, Корейская война это вооруженный конфликт между Корейской народно-демократической респуб-
ликой (Северной Кореей) и Китаем, с одной стороны, и Корейской республикой и коалицией нескольких стран во главе с США, с другой, за контроль над Корейским полуостровом. Война началась 25 июня 1950 года с нападения Северной Кореи на Южную. В последствии, Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором и призвал государств ООН оказать нужную помощь Южной Корее. На этот призыв в числе первых окликнули США.
«Соединенные Штаты изменили сам принцип участия международного сообщества в делах Кореи, превратив его из двухстороннего в многосторонний - что в дальнейшем имело серьезные последствия» [4].
Вместе с США свои войска в Корею послали Англия, Турция, Греция, Бельгия, Индия, Колумбия, Филиппины и Таиланд. Успех был на стороне американских и южнокорейских войск, что и обеспокоило Китай.
После переговоров Китай и СССР приняли решение отправить в Корею часть китайской армии. Правда, официально считалось, что Китай не участвует в конфликте, но в октябре 180 тысяч «китайских народных добровольцев» были вовлечены в военные действия. Хотя официально и Китай и СССР и США не считаются сторонами этого конфликта, но факты говорят о другом. Более того, в последнее время доминирует мнение, что Корейская война является опосредованной войной между СССР и США в период холодной войны.
Вторжение Северной Кореи на территорию Южной Кореи непосредственно сказалось и на НАТО. Для Североатлантического союза было необходимо решить вопрос об эффективности военных структур и численности военных сил НАТО. В последствии, это привело к структурным изменениям. Первым признаком изменения 26 сентября 1950 года стало одобрение Североатлантическим советом создание объединенных военных сил под централизованным командованием. Уже 19 декабря, Североатлантическим союзом было предложено назначить генерала Д. Эйзенхауэра на должность первого верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. 2 апреля 1951 года новый штаб приступил к работе. К этому прибавилось и вступление Греции и Турции в НАТО. В результате, все вышеперечисленные изменения были внесены в проект второй Стратегической концепции НАТО. Концепция получила название «Стратегическая концепция обороны Североатлантического региона» [7]. Основные принципы первой Стратегической концепции оставались неизменимым. Что касается изменений во второй Стратегической концепции, то они главным образом были результатом международных отношений в данном периоде, начиная с обстановки в период Корейской войны, до вступления новых членов НАТО. Корейская война большим степеням повлияло на стратегическое мышление НАТО. Вторжение Северной Кореи (Корейской народно-демократической республикой) в Южную Корею (Корейскую республику) прояснило, что отныне НАТО нуждается к большему приближению к СССР, и лучшим путем данной стратегии являлось размещение оборонных структур как можно
дальше на востоке Европы. И как раз в это время на помощь пришла Федеративная Республика Германии. 6 мая 1955 года Федеративная Республика Германии стала членом НАТО.
В период разрабатывая и подтверждения второй Стратегической концепции НАТО были и другие вопросы, которые требовали срочное решение. Самым проблематичным из этих вопросов считалось вопрос о вооруженных силах НАТО. Решением этого вопроса было изменение направленности оборонной политики НАТО. В последствии был сделан большой упор на ядерное оружие. Эта политика в целом получила название «Новая политика».
Следует отметить, что одним, если не единственным, общим интересом Востока и Запада является предотвращение ядерной войны. Избежание такой катастрофы зависит от баланса военной мощи и увеличения компромисса и понимания между Западом и Востоком. С другой стороны, считается, что возможность начинания ядерной войны служит как гарантия для безопасности, так как страны осознают степень опасности и то, что это может привести к концу существование всей земли.
Хотим заметить, что на Стратегическую концепцию и соответственно на политику НАТО значительно повлияло международные положение. В 1956 г. Обострение Суэцкого кризиса (международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением администрации Суэцкого канала) привело к военным действиям Франции, Великобритании и Израиля против Египта.
Суэцкий кризис, находившийся на периферии основного фронта холодной войны, оказал на западный блок то же дестабилизирующее влияние, которое имели последствия развивавшегося параллельно Венгерского кризиса для восточного блока [6].
Третья Стратегическая концепция НАТО не была воспринята однозначно ни международным сообществом, ни внутри НАТО. Эта концепция в свою очередь привела к конфликтам между союзниками. Что касается четвертой Стратегической концепции НАТО, то она была опубликована 16 января 1968 года. Она получила название «Общая Стратегическая концепция обороны территории государств-членов Организации Североатлантического договора».
Надо отметить, что Советский Союз давно уже не существует, но НАТО продолжает развивать военные стратегии и концепции, которые отличаются от предыдущих. Здесь возникает вопрос для чего тогда НАТО существует по сей день. Президент РФ В.В. Путин охарактеризовал существование НАТО в настоящее время как пережиток времен холодной войны. «НАТО было сформировано во времена холодной войны и противостояния двух систем в мире, однако сегодня ситуация кардинально изменилась и непонятно, ради чего она существует. Наши партнеры из НАТО говорят, что они якобы трансформируются в политическую организацию. Быстрее бы они трансформирова-
лись в чисто политическую организацию. В России с «обоснованным беспокойством» воспринимали и будут воспринимать расширение НАТО» -заявил президент [1].
Список литературы:
1. Путин считает НАТО атавизмом времен холодной войны [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. - 05.10.2012. - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c1/538424.html.
2. Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство и ее участника [Электронный ресурс]. - М.: Олма-пресс, 2001. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/ b/198886/read.
3. Кортунов С.В. Международная жизнь // Холодная война: парадоксы одной стратегии. - 1998. - № 8. - С. 23-35.
4. Стьюк У «Корейская война» [Электронный ресурс]. - М: ACT, 2002. -Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/stueck_w/01.html.
5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек [Электронный ресурс] / Перевод с английского М.Б. Левина. - ООО «Издательство АСТ», 2004. - Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_isto-rii.txt.
6. Чубарьян A.O. Егорова Н.И. Холодная Война 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива [Электронный ресурс]. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003. -Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/194482/read.
7. Strategic Concepts of NATO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_56626.htm.
8. The North Atlantic Treaty [Электронный ресурс]. - Washington, D.C. -4 April 1949. - Режим доступа: http://www.nato.int/nato-welcome/pdf/nato_ treaty_en_light.pdf.