Научная статья на тему 'Изменение показателей кардиореспираторной системы у исполнителей тувинского горлового пения'

Изменение показателей кардиореспираторной системы у исполнителей тувинского горлового пения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
112
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ / THE TYVA THROAT SINGING / A CONDITION OF CARDIORESPIRATORY SYSTEMS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сарыглар Светлана Ырышевна, Несина Ирина Алексеевна, Потеряева Елена Леонидовна

В статье изучается влияния вокальной техники исполнения тувинского горлового пения на клинико-функциональное состояние кардиореспираторной системы у исполнителей горлового пения с целью выявления возможных профессиональных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сарыглар Светлана Ырышевна, Несина Ирина Алексеевна, Потеряева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE OF INDICATORS OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM IN THE TUVA THROAT SINGERS

Influences of vocal techniques during the Tyva throat singing on a clinic-functional condition of cardiorespiratory systems in the throat singers are studied in the article in order to reveal the possible professional risks.

Текст научной работы на тему «Изменение показателей кардиореспираторной системы у исполнителей тувинского горлового пения»

№ 6 - 2009 г. 14.00.00 медицинские науки

УДК 616.12/.2-057:784]-07

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТУВИНСКОГО ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ

2 1 1 C.M. Сарыглар , И. А. Несина , Е. Л. Потеряева

]ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»

(г. Новосибирск)

Республиканская больница № 1 Министерства здравоохранения Республики Тыва

(г. Кызыл)

В статье изучается влияния вокальной техники исполнения тувинского горлового пения на клинико-функциональное состояние кардиореспираторной системы у исполнителей горлового пения с целью выявления возможных профессиональных рисков.

Ключевые слова: тувинское горловое пение, состояние кардиореспираторной системы

Cарыглар Светлана Ырышевна - врач-пульмонолог Республиканской больницы № 1 (г. Кызыл), e-mail: [email protected]

Несина Ирина Алексеевна - профессор кафедры профпатологии и восстановительной медицины ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: [email protected]

Потеряева Елена Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, проректор по лечебной работе, заведующая кафедрой профпатологии и восстановительной медицины ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: [email protected]

У народов Саяно-Алтайского региона распространен вид искусства - горловое пение (хоомей), который относится к музыкально-поэтическому фольклору тюркомонгольских народов Центральной Азии. У тувинских исполнителей горловое пение уникально тем, что исполнитель сразу извлекает два звука (бурдонно-обертоновое пение) одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосое соло. С начала 90-х годов, благодаря усилиям тувинских фольклористов и исполнителей горлового пения, «хоомей» признан как явление, имеющее международное значение

Вокальная техника исполнения тувинского горлового пения имеет физиологические особенности и отличается тем, что осуществление фонации происходит

через две преграды аэродинамического свиста одновременно c участием ложных голосовых связок [3]. Присоединение к резонаторной системе грудного резонатора приводит к напряжению бронхиол и, тем самым, к повышению акустического качества грудного резонатора, в результате чего существенно повышается громкость основного тона [8]. Колебательная функция голосовых связок обусловлена особыми влияниями центральной нервной системы. Частотный диапазон звуков различных стилей горлового пения шире, чем при обычных фонации и пении [7]. Звукоизвлечения многоголосия при исполнении тувинского «хоомея» происходит в момент продолжительного выдоха, что сопровождается напряжением экспирации. При этом нарушается важное для организма условие - соблюдение ритмичности дыхания.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что в условиях социальной нестабильности неблагоприятное воздействие фонаторно-голосовых нагрузок у профессионально занимающихся хоомеем потенцируется социально-психологическим стрессом, обусловленным ускорением темпа и напряженности жизни, увеличением количества стрессовых ситуаций.Интегральное следствие этого - снижение уровня индивидуального здоровья, рост временной нетрудоспособности и ранняя потеря профессиональной пригодности у данного контингента.

Имеющиеся в литературе данные, касающиеся обычных вокальных нагрузок, невозможно перенести на исполнителей тувинского горлового пения в связи с имеющими место принципиальными физиологическими особенностями вокальной техники исполнения тувинского горлового пения[1, 2, 3].

В этой связи, изучение влияния вокальной техники исполнения тувинского горлового пения на клинико-функциональное состояние кардиореспираторной системы у исполнителей горлового пения с целью выявления возможных профессиональных рисков представляется актуальным.

Материалы и методы. Контролируемое исследование проводилось в двух группах певцов горлового пения (1 группа - профессиональные певцы горлового пения - 46 певцов, 2 группа - любители - 28 певцов). Возраст певцов колебался от 17 до 50 лет и в среднем составил 32,4 ± 4,1 года. Средний возраст в 1 группе составил 32,9 ± 4,1 года, во 2 группе - 31,8 ± 4,3 года. Стаж работы певцов горлового пения составил в 1 группе от 1 до 30 лет (в среднем 2,3 ± 2,7 года). Стаж пения во 2 группе составил 11,4 ± 3,4 года.

Проводились клинические, функциональные и лабораторные методы исследования. Инструментальные методы включали проведение спирографии, пикфлоуметрии, электрокардиографии, пульсоксиметрии. В обеих групп трижды: до пения,

непосредственно после исполнения горлового пения и через 3 минуты после горлового пения оценивалось артериальное давление (АД), пуль, показатели пульсоксиметрии.

Результаты. При исследовании состояния сердечно-сосудистой системы в 1 группе выявлены цифры артериального давления, относящиеся к высокому нормальному АД (136,5 ± 11,3 и 88,6 ± 5,8 мм рт. ст.). Во второй группе пациентов значения АД составляли в среднем 126,7 ± 10,1 и 81,9 ± 6,4 мм рт. ст.

При анализе уровня АД у профессиональных певцов в зависимости от стажевых характеристик (стаж исполнения более 20 лет) отмечено, что в группе профессиональных певцов в 75 % случаев выявлены значения АД выше нормативных, в группе любителей - в 33,3% случаев.

Выявлена высокая частота электрокардиографических отклонений различной степени выраженности в обеих группах: гипертрофия левого желудочка выявлена в 21,7 % случаев среди профессиональных певцов и в 7,1 % случаев - среди любителей. Нарушения проводимости и ритма в 1,5 раза чаще фиксировались у профессиональных исполнителей. Нарушения по типу диффузно-метаболических или дистрофических изменений миокарда, проявляющиеся снижением вольтажа зубцов комплекса QRS, сглаженностью, реже двухфазностью зубца Т, нередко в сочетании с неполной блокадой правой ножки пучка Гиса, в 1 группе диагностировались в 76,5 % случаев и во 2 группе -

54.5 % случаев.

При исследовании вентиляционной функции легких, по данным спирографии, отмечено снижение функции внешнего дыхания по рестриктивному типу: в первой группе в 10,9 % случаев, что в 1,5 раза чаще, чем во 2 группе. Анализ показателей функции внешнего дыхания в зависимости от стажевых характеристик в группе профессиональных певцов горлового пения показал, что снижение функции внешнего дыхания по рестриктивному типу наблюдалось при стаже до 10 лет в - 21,6 % случаев, а при стаже более 10 лет в 51,8 % случаев (рис. 1).

Сравнительное исследование пиковой скорости выдоха у любителей и профессиональных певцов показало, что при стаже пения менее 10 лет снижение показателей наблюдалось с одинаковой частотой в обеих группах и составило 47,6 и 46,7 % случаев. При сравнении данного показателя у любителей и профессиональных певцов горлового пения со стажем более 10 лет снижение пиковой скорости выдоха составило

47.6 и 73,9 % случаев соответственно.

Уровень гемоглобина у профессиональных певцов находился на верхней границе нормы, а в 23,8 % случаев отмечалось повышение значений гемоглобина, причем среди обследованных со стажем более 10 лет значения гемоглобина выше нормативных фиксировались в 3,7 раз чаще, чем в группе любителей с аналогичными стажевыми характеристиками.

С целью изучения кислородной емкости крови исполнителей мы определяли уровень насыщения артериальной крови кислородом методом пульсоксиметрии с помощью пульсоксиметра. При проведении пульсоксиметрии было обнаружено статистически значимое снижение SpO2 после исполнения горлового пения по сравнению с исходными значениями (с 97,42 ± 0,15 до 96,76 ± 0,21 (р < 0,01) (рис. 1). Причем достоверное снижение насыщения гемоглобина кислородом после пения наблюдалось как в группе профессионалов, так и в группе любителей.

97.5

97

о

9 9&5-

зе

/ и

Рис. I. Показатели сатурации крови кислородом до и после нсполневкя хомея

При анализе показателей сатурации у профессиональных певцов горлового пения выявлены следующие закономерности: при стаже работы (до 10 лет) снижение SpO2 было выраженным и статистически значимым, падение сатурации наблюдалось до нижней границы нормы. Значительное снижение уровня оксигенации крови у данной категории певцов в момент прекращения пения может свидетельствовать о недостаточности компенсаторных механизмов или недостаточной активности поглощения кислорода.

При стаже работы от 11 до 20 обнаружена тенденция к менее выраженному снижению уровня сатурации крови кислородом, как в группе профессиональных певцов, так и любителей. По-видимому, у тренированных артистов со стажем работы 10-20 лет происходит стабилизация адаптаных механизмов к гипоксемии и гиперкапнии и включение компенсаторных реакций.

При стаже более 20 лет в группе профессиональных певцов наблюдалось достоверное снижение уровня сатурации и значения данного показателя после исполнения пения соответствовали значениям нижней границы нормы, а в 25,0 % случаев были ниже нормативных значений.

У 49 певцов горлового пения в динамике (до, после пения и через 3 минуты) оценивались значения пульса и уровня АД. Частота пульса была достоверно выше после завершения исполнения пения в обеих исследуемых группах.

Сравнительный анализ времени восстановления пульса через 3 минуты после завершения пения показал, что частота пульса в группе профессиональных певцов не достигла исходных значений и достоверно отличалась от значений, которые определялись до исполнения пения, а в группе любителей частота пульса практически достигла исходных значений и достоверно не отличалась от показателей, которые фиксировались до исполнения горлового пения. Время восстановления пульса через 3 минуты было существенно ниже в группе профессиональных певцов горлового пения: частота пульса составила 93,12 ± 4,4 ударов в минуту (р < 0,05). Во второй группе частота пульса после 3 минут пения достоверно не отличалась от исходных значений и составила 88,51 ± 3,4 удара в минуту (табл. 1).

Таблица 1

Показатели АД до исполнения, сразу после завершения и через 3 минуты после исполнения пения в I и во II группах

I группа II группа

систол. диастол. систол. диастол.

До пения 136,5 ± 11,3 88,6 ± 5,8 126,7 ± 10,1 81,9 ± 6,4

После пения 141,2 ± 11,6 105,6 ± 9,8 р < 0,01 139,7 ± 11,64 89,4 ± 6,1

Через 3 мин 138,8 ± 10,9 95,05 ± 8,1 128,7 ± 9,8 82,4 ± 7,4

Примечание: *(р* < 0,05; р** < 0,01; р*** < 0,001) - обозначены величины, достоверно отличающиеся от показателей до исполнения пения

Уровень АД также определялся в обеих группах певцов до пения, непосредственно после исполнения горлового пения и через 3 минуты после завершения. Непосредственно после пения в группе профессиональных певцов уровень АД повысился и составил 141 ,2 ±

11,6 и 105,6 ± 9,8 мм рт. ст. Нужно отметить, что более существенно в данной группе повысилось значения диастолического давления (р < 0,01). Через 3 минуты значения

систолического АД существенно не отличались от значений до пения и составили 138,8 ± 10,9 мм рт. ст., а уровень диастолического давления не восстановился до исходных значений и составил 95,05 ± 8,1 мм рт. ст. В группе любителей до пения уровень АД составил 126,7 ± 10,1 и 81,9 ± 6,4 мм рт. ст. непосредственно после горлового пения уровень АД составил 139,7 ± 11,64 мм рт. ст. и 89,4 ± 6,1 мм рт. ст., а через 3 минуты значения АД практически восстановились до исходных величин и составили 128,7 ± 9,8 и 82,4 ± 7,4 мм рт. ст. и достоверно не отличались (табл. 2).

Таблица 2

Показатели пульса до исполнения, сразу после завершения и через 3 минуты после окончания исполнения горлового пения в I и во II группах

I группа (п = 29) II группа (п = 20)

До пения 85,15 ± 3,14 82,15 ± 4,74

После пения 106,02 ± 6,71** 96,012 ± 5,71*

Через 3 мин. 93,12 ± 4,4 88,51 ± 3,4

р < 0,05

Примечание: *(р* < 0,05; р** < 0,01; р*** < 0,001) - обозначены величины, достоверно отличающиеся от показателей до исполнения пения

С целью изучения кислородной емкости крови исполнителей мы определяли уровень насыщения артериальной крови кислородом методом пульсоксиметрии с помощью пульсоксиметра. При проведении пульсоксиметрии было обнаружено статистически значимое снижение SpO2 после исполнения горлового пения по сравнению с исходными значениями (с 97,42 ± 0,15 до 96,76 ± 0,21 (р < 0,01) (рис. 1). Причем достоверное снижение насыщения гемоглобина кислородом после пения наблюдалось как в группе профессионалов, так и в группе любителей.

При анализе показателей сатурации у профессиональных певцов горлового пения выявлены следующие закономерности: при стаже работы до 10 лет снижение SpO2 было выраженным и статистически значимым, падение сатурации наблюдалось до нижней границы нормы. Значительное снижение уровня оксигенации крови у данной категории певцов в момент прекращения пения может свидетельствовать о недостаточности компенсаторных механизмов или недостаточной активности поглощения кислорода.

Заключение. Установлено, что у профессиональных исполнителей вокальной техники горлового пения, сопровождающейся длительной задержкой дыхания, создается высокая нагрузка на функциональное состояние бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.

Выявлено снижение адаптационных резервов кардиореспираторной системы в 1 группе певцов уже после 5 летнего стажа работы (отсутсвие восстановления частоты пульса и уровня АД после завершения исполнения горлового пения).

Показано, что у высокостажированных профессиональных певцов достоверно снижены показатели функции внешнего дыхания (снижение пиковой скорости выдоха и жизненной емкости легких). Выявлена тенденция к прогрессирующему снижению насыщения гемоглобина кислородом и формированию полицитемического синдрома по мере увеличения стажа работы и возраста исполнителей горлового пения.

Полученные данные по изменению функции внешнего дыхания по рестриктивному типу, которые существенно чаще наблюдались в группе профессиональных певцов с длительным стажем работы, свидетельствуют о том, что перенапряжение внешнего дыхания у профессиональных исполнителей приводит к нарушению внутриальвеолярной вентиляции,что в свою очередь способствует потере эластичности межальвеолярных перегородок и усиленному растяжению альвеол. Это приводит к затруднению кровотока в прилегающих капиллярах.

Установлен повышенный риск развития сердечно-сосудистой патологии в группе стажированных певцов. В группе профессиональных певцов с 20-летним стажем в 2,3 раза чаще выявлялась артериальная гипертензия и в 3 раза чаще определялись электрографические признаки гипертрофии левого желудочка.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Влияние фонационной нагрузки на показатели кардиореспираторной системы при гипотонусной дисфункции / Н. А. Агаджанян, Ю. С. Василенко, А. И. Смирнова // Вестн. отоларингологии. - 2005. - № 5. - С. 15-17.

2. Аникеева З. И. Клиника и лечение нарушений голоса у вокалистов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / З. И. Аникеева. - М., 1999.

3. Василенко Ю. С. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов / Ю. С. Василенко, О. М. Кажлаев // Вестн. отоларингологии. - 1982. - № 5. - С. 60-64.

4. Дмитриев Л. Б. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Л. Б. Дмитриев, Б. П. Чернов, В. Т. Маслов. - Новосибирск, 1992.

5. Кыргыс З. К. Певческий инструмент и проблемы вокальной техники исполнителей тувинского горлового пения / З. К. Кыргыс // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 13-16.

6. Ондар М. А. Частотный диапазон звуков горлового пения / М. А. Ондар, А. С. Сарыглар // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 143150.

7. Харуто А. В. Тувинское горловое пение : формирование многоголосия при «одноголосном» спектре (модель звукообразования и восприятия) / А. В. Харуто // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 124-134.

CHANGE OF INDICATORS OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM IN THE TUVA THROAT SINGERS

2 1 1 C.Y. Saryglar , I.A. Nesina , E.L. Poterjaeva

[The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health» (Novosibirsk)

Republican hospital № 1 Ministry of Health of Republic Tyva (Kyzyl)

Influences of vocal techniques during the Tyva throat singing on a clinic-functional condition of cardiorespiratory systems in the throat singers are studied in the article in order to reveal the possible professional risks.

Keywords: the Tyva throat singing, a condition of cardiorespiratory systems

About authors:

Saryglar Svetlana Yryshevna - the pulmomologist of Republican hospital № 1 (Kyzyl), e-mail: [email protected]

Nesina Irina Alekseevna - the professor of chair of a professional pathology and regenerative medicine of The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health», e-mail: [email protected]

Poterjaeva Elena Leonidovna - the doctor of medical sciences, the professor, the pro-rector of the medical work, managing chair of a professional pathology and regenerative medicine The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Agadzhanyan N.A. Influence of phonatory exertion on the indicators of cardiorespiratory systems in case of hypotonic dysfunctions / N.A. Agadzhanyan, J.S. Vasilenko, A.I. Smirnova//Vestn. Otolaryngology. - 2005. - № 5. - p. 15-17.

2. Anikeeva Z.I. Clinical picture and treatment of voice disturbances in vocalists: synopsis of a thesis. ... Dr. of medical sciences / Z.I. Anikeeva. - M, 1999.

3. Vasilenko J. S. About professional diseases of throat in vocalists / J.S. Vasilenko, O.M. Kazhlaev//Vestn. Otolaryngology. - 1982. - № 5. - p. 60-64.

4. Dmitriev L.B. The secret of Tyva "duet" or property of a person’s throat to form the mechanism of aerodynamic whistle / L.B. Dmitriev. B.P. Chernov, V.T. Maslov. -Novosibirsk, 1992.

5. Kyrgys Z.K. Singing tool and problems of vocal techniques of the Tyva throat singers / Z.K. Kyrgys//materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) -a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 13-16.

6. Ondar M. A. A frequency range of sounds of throat singing / M.A. Ondar, A.S. Saryglar//Materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) - a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 143-150.

7. Haruto A.V. the Tyva throat singing: polyphony formation during «one-voice» spectrum (model of sound formation and perception) / A. V. Haruto//Materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) - a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 124-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.