№ 6 - 2009 г. 14.00.00 медицинские науки
УДК 616.12/.2-057:784]-07
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ТУВИНСКОГО ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ
2 1 1 C.M. Сарыглар , И. А. Несина , Е. Л. Потеряева
]ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
Республиканская больница № 1 Министерства здравоохранения Республики Тыва
(г. Кызыл)
В статье изучается влияния вокальной техники исполнения тувинского горлового пения на клинико-функциональное состояние кардиореспираторной системы у исполнителей горлового пения с целью выявления возможных профессиональных рисков.
Ключевые слова: тувинское горловое пение, состояние кардиореспираторной системы
Cарыглар Светлана Ырышевна - врач-пульмонолог Республиканской больницы № 1 (г. Кызыл), e-mail: [email protected]
Несина Ирина Алексеевна - профессор кафедры профпатологии и восстановительной медицины ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: [email protected]
Потеряева Елена Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, проректор по лечебной работе, заведующая кафедрой профпатологии и восстановительной медицины ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: [email protected]
У народов Саяно-Алтайского региона распространен вид искусства - горловое пение (хоомей), который относится к музыкально-поэтическому фольклору тюркомонгольских народов Центральной Азии. У тувинских исполнителей горловое пение уникально тем, что исполнитель сразу извлекает два звука (бурдонно-обертоновое пение) одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосое соло. С начала 90-х годов, благодаря усилиям тувинских фольклористов и исполнителей горлового пения, «хоомей» признан как явление, имеющее международное значение
Вокальная техника исполнения тувинского горлового пения имеет физиологические особенности и отличается тем, что осуществление фонации происходит
через две преграды аэродинамического свиста одновременно c участием ложных голосовых связок [3]. Присоединение к резонаторной системе грудного резонатора приводит к напряжению бронхиол и, тем самым, к повышению акустического качества грудного резонатора, в результате чего существенно повышается громкость основного тона [8]. Колебательная функция голосовых связок обусловлена особыми влияниями центральной нервной системы. Частотный диапазон звуков различных стилей горлового пения шире, чем при обычных фонации и пении [7]. Звукоизвлечения многоголосия при исполнении тувинского «хоомея» происходит в момент продолжительного выдоха, что сопровождается напряжением экспирации. При этом нарушается важное для организма условие - соблюдение ритмичности дыхания.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что в условиях социальной нестабильности неблагоприятное воздействие фонаторно-голосовых нагрузок у профессионально занимающихся хоомеем потенцируется социально-психологическим стрессом, обусловленным ускорением темпа и напряженности жизни, увеличением количества стрессовых ситуаций.Интегральное следствие этого - снижение уровня индивидуального здоровья, рост временной нетрудоспособности и ранняя потеря профессиональной пригодности у данного контингента.
Имеющиеся в литературе данные, касающиеся обычных вокальных нагрузок, невозможно перенести на исполнителей тувинского горлового пения в связи с имеющими место принципиальными физиологическими особенностями вокальной техники исполнения тувинского горлового пения[1, 2, 3].
В этой связи, изучение влияния вокальной техники исполнения тувинского горлового пения на клинико-функциональное состояние кардиореспираторной системы у исполнителей горлового пения с целью выявления возможных профессиональных рисков представляется актуальным.
Материалы и методы. Контролируемое исследование проводилось в двух группах певцов горлового пения (1 группа - профессиональные певцы горлового пения - 46 певцов, 2 группа - любители - 28 певцов). Возраст певцов колебался от 17 до 50 лет и в среднем составил 32,4 ± 4,1 года. Средний возраст в 1 группе составил 32,9 ± 4,1 года, во 2 группе - 31,8 ± 4,3 года. Стаж работы певцов горлового пения составил в 1 группе от 1 до 30 лет (в среднем 2,3 ± 2,7 года). Стаж пения во 2 группе составил 11,4 ± 3,4 года.
Проводились клинические, функциональные и лабораторные методы исследования. Инструментальные методы включали проведение спирографии, пикфлоуметрии, электрокардиографии, пульсоксиметрии. В обеих групп трижды: до пения,
непосредственно после исполнения горлового пения и через 3 минуты после горлового пения оценивалось артериальное давление (АД), пуль, показатели пульсоксиметрии.
Результаты. При исследовании состояния сердечно-сосудистой системы в 1 группе выявлены цифры артериального давления, относящиеся к высокому нормальному АД (136,5 ± 11,3 и 88,6 ± 5,8 мм рт. ст.). Во второй группе пациентов значения АД составляли в среднем 126,7 ± 10,1 и 81,9 ± 6,4 мм рт. ст.
При анализе уровня АД у профессиональных певцов в зависимости от стажевых характеристик (стаж исполнения более 20 лет) отмечено, что в группе профессиональных певцов в 75 % случаев выявлены значения АД выше нормативных, в группе любителей - в 33,3% случаев.
Выявлена высокая частота электрокардиографических отклонений различной степени выраженности в обеих группах: гипертрофия левого желудочка выявлена в 21,7 % случаев среди профессиональных певцов и в 7,1 % случаев - среди любителей. Нарушения проводимости и ритма в 1,5 раза чаще фиксировались у профессиональных исполнителей. Нарушения по типу диффузно-метаболических или дистрофических изменений миокарда, проявляющиеся снижением вольтажа зубцов комплекса QRS, сглаженностью, реже двухфазностью зубца Т, нередко в сочетании с неполной блокадой правой ножки пучка Гиса, в 1 группе диагностировались в 76,5 % случаев и во 2 группе -
54.5 % случаев.
При исследовании вентиляционной функции легких, по данным спирографии, отмечено снижение функции внешнего дыхания по рестриктивному типу: в первой группе в 10,9 % случаев, что в 1,5 раза чаще, чем во 2 группе. Анализ показателей функции внешнего дыхания в зависимости от стажевых характеристик в группе профессиональных певцов горлового пения показал, что снижение функции внешнего дыхания по рестриктивному типу наблюдалось при стаже до 10 лет в - 21,6 % случаев, а при стаже более 10 лет в 51,8 % случаев (рис. 1).
Сравнительное исследование пиковой скорости выдоха у любителей и профессиональных певцов показало, что при стаже пения менее 10 лет снижение показателей наблюдалось с одинаковой частотой в обеих группах и составило 47,6 и 46,7 % случаев. При сравнении данного показателя у любителей и профессиональных певцов горлового пения со стажем более 10 лет снижение пиковой скорости выдоха составило
47.6 и 73,9 % случаев соответственно.
Уровень гемоглобина у профессиональных певцов находился на верхней границе нормы, а в 23,8 % случаев отмечалось повышение значений гемоглобина, причем среди обследованных со стажем более 10 лет значения гемоглобина выше нормативных фиксировались в 3,7 раз чаще, чем в группе любителей с аналогичными стажевыми характеристиками.
С целью изучения кислородной емкости крови исполнителей мы определяли уровень насыщения артериальной крови кислородом методом пульсоксиметрии с помощью пульсоксиметра. При проведении пульсоксиметрии было обнаружено статистически значимое снижение SpO2 после исполнения горлового пения по сравнению с исходными значениями (с 97,42 ± 0,15 до 96,76 ± 0,21 (р < 0,01) (рис. 1). Причем достоверное снижение насыщения гемоглобина кислородом после пения наблюдалось как в группе профессионалов, так и в группе любителей.
97.5
97
о
9 9&5-
зе
/ и
Рис. I. Показатели сатурации крови кислородом до и после нсполневкя хомея
При анализе показателей сатурации у профессиональных певцов горлового пения выявлены следующие закономерности: при стаже работы (до 10 лет) снижение SpO2 было выраженным и статистически значимым, падение сатурации наблюдалось до нижней границы нормы. Значительное снижение уровня оксигенации крови у данной категории певцов в момент прекращения пения может свидетельствовать о недостаточности компенсаторных механизмов или недостаточной активности поглощения кислорода.
При стаже работы от 11 до 20 обнаружена тенденция к менее выраженному снижению уровня сатурации крови кислородом, как в группе профессиональных певцов, так и любителей. По-видимому, у тренированных артистов со стажем работы 10-20 лет происходит стабилизация адаптаных механизмов к гипоксемии и гиперкапнии и включение компенсаторных реакций.
При стаже более 20 лет в группе профессиональных певцов наблюдалось достоверное снижение уровня сатурации и значения данного показателя после исполнения пения соответствовали значениям нижней границы нормы, а в 25,0 % случаев были ниже нормативных значений.
У 49 певцов горлового пения в динамике (до, после пения и через 3 минуты) оценивались значения пульса и уровня АД. Частота пульса была достоверно выше после завершения исполнения пения в обеих исследуемых группах.
Сравнительный анализ времени восстановления пульса через 3 минуты после завершения пения показал, что частота пульса в группе профессиональных певцов не достигла исходных значений и достоверно отличалась от значений, которые определялись до исполнения пения, а в группе любителей частота пульса практически достигла исходных значений и достоверно не отличалась от показателей, которые фиксировались до исполнения горлового пения. Время восстановления пульса через 3 минуты было существенно ниже в группе профессиональных певцов горлового пения: частота пульса составила 93,12 ± 4,4 ударов в минуту (р < 0,05). Во второй группе частота пульса после 3 минут пения достоверно не отличалась от исходных значений и составила 88,51 ± 3,4 удара в минуту (табл. 1).
Таблица 1
Показатели АД до исполнения, сразу после завершения и через 3 минуты после исполнения пения в I и во II группах
I группа II группа
систол. диастол. систол. диастол.
До пения 136,5 ± 11,3 88,6 ± 5,8 126,7 ± 10,1 81,9 ± 6,4
После пения 141,2 ± 11,6 105,6 ± 9,8 р < 0,01 139,7 ± 11,64 89,4 ± 6,1
Через 3 мин 138,8 ± 10,9 95,05 ± 8,1 128,7 ± 9,8 82,4 ± 7,4
Примечание: *(р* < 0,05; р** < 0,01; р*** < 0,001) - обозначены величины, достоверно отличающиеся от показателей до исполнения пения
Уровень АД также определялся в обеих группах певцов до пения, непосредственно после исполнения горлового пения и через 3 минуты после завершения. Непосредственно после пения в группе профессиональных певцов уровень АД повысился и составил 141 ,2 ±
11,6 и 105,6 ± 9,8 мм рт. ст. Нужно отметить, что более существенно в данной группе повысилось значения диастолического давления (р < 0,01). Через 3 минуты значения
систолического АД существенно не отличались от значений до пения и составили 138,8 ± 10,9 мм рт. ст., а уровень диастолического давления не восстановился до исходных значений и составил 95,05 ± 8,1 мм рт. ст. В группе любителей до пения уровень АД составил 126,7 ± 10,1 и 81,9 ± 6,4 мм рт. ст. непосредственно после горлового пения уровень АД составил 139,7 ± 11,64 мм рт. ст. и 89,4 ± 6,1 мм рт. ст., а через 3 минуты значения АД практически восстановились до исходных величин и составили 128,7 ± 9,8 и 82,4 ± 7,4 мм рт. ст. и достоверно не отличались (табл. 2).
Таблица 2
Показатели пульса до исполнения, сразу после завершения и через 3 минуты после окончания исполнения горлового пения в I и во II группах
I группа (п = 29) II группа (п = 20)
До пения 85,15 ± 3,14 82,15 ± 4,74
После пения 106,02 ± 6,71** 96,012 ± 5,71*
Через 3 мин. 93,12 ± 4,4 88,51 ± 3,4
р < 0,05
Примечание: *(р* < 0,05; р** < 0,01; р*** < 0,001) - обозначены величины, достоверно отличающиеся от показателей до исполнения пения
С целью изучения кислородной емкости крови исполнителей мы определяли уровень насыщения артериальной крови кислородом методом пульсоксиметрии с помощью пульсоксиметра. При проведении пульсоксиметрии было обнаружено статистически значимое снижение SpO2 после исполнения горлового пения по сравнению с исходными значениями (с 97,42 ± 0,15 до 96,76 ± 0,21 (р < 0,01) (рис. 1). Причем достоверное снижение насыщения гемоглобина кислородом после пения наблюдалось как в группе профессионалов, так и в группе любителей.
При анализе показателей сатурации у профессиональных певцов горлового пения выявлены следующие закономерности: при стаже работы до 10 лет снижение SpO2 было выраженным и статистически значимым, падение сатурации наблюдалось до нижней границы нормы. Значительное снижение уровня оксигенации крови у данной категории певцов в момент прекращения пения может свидетельствовать о недостаточности компенсаторных механизмов или недостаточной активности поглощения кислорода.
Заключение. Установлено, что у профессиональных исполнителей вокальной техники горлового пения, сопровождающейся длительной задержкой дыхания, создается высокая нагрузка на функциональное состояние бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем.
Выявлено снижение адаптационных резервов кардиореспираторной системы в 1 группе певцов уже после 5 летнего стажа работы (отсутсвие восстановления частоты пульса и уровня АД после завершения исполнения горлового пения).
Показано, что у высокостажированных профессиональных певцов достоверно снижены показатели функции внешнего дыхания (снижение пиковой скорости выдоха и жизненной емкости легких). Выявлена тенденция к прогрессирующему снижению насыщения гемоглобина кислородом и формированию полицитемического синдрома по мере увеличения стажа работы и возраста исполнителей горлового пения.
Полученные данные по изменению функции внешнего дыхания по рестриктивному типу, которые существенно чаще наблюдались в группе профессиональных певцов с длительным стажем работы, свидетельствуют о том, что перенапряжение внешнего дыхания у профессиональных исполнителей приводит к нарушению внутриальвеолярной вентиляции,что в свою очередь способствует потере эластичности межальвеолярных перегородок и усиленному растяжению альвеол. Это приводит к затруднению кровотока в прилегающих капиллярах.
Установлен повышенный риск развития сердечно-сосудистой патологии в группе стажированных певцов. В группе профессиональных певцов с 20-летним стажем в 2,3 раза чаще выявлялась артериальная гипертензия и в 3 раза чаще определялись электрографические признаки гипертрофии левого желудочка.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Влияние фонационной нагрузки на показатели кардиореспираторной системы при гипотонусной дисфункции / Н. А. Агаджанян, Ю. С. Василенко, А. И. Смирнова // Вестн. отоларингологии. - 2005. - № 5. - С. 15-17.
2. Аникеева З. И. Клиника и лечение нарушений голоса у вокалистов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / З. И. Аникеева. - М., 1999.
3. Василенко Ю. С. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов / Ю. С. Василенко, О. М. Кажлаев // Вестн. отоларингологии. - 1982. - № 5. - С. 60-64.
4. Дмитриев Л. Б. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Л. Б. Дмитриев, Б. П. Чернов, В. Т. Маслов. - Новосибирск, 1992.
5. Кыргыс З. К. Певческий инструмент и проблемы вокальной техники исполнителей тувинского горлового пения / З. К. Кыргыс // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 13-16.
6. Ондар М. А. Частотный диапазон звуков горлового пения / М. А. Ондар, А. С. Сарыглар // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 143150.
7. Харуто А. В. Тувинское горловое пение : формирование многоголосия при «одноголосном» спектре (модель звукообразования и восприятия) / А. В. Харуто // Материалы V этномузыкологического Симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии» : сб. тезисов. - Кызыл, 2008. - С. 124-134.
CHANGE OF INDICATORS OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM IN THE TUVA THROAT SINGERS
2 1 1 C.Y. Saryglar , I.A. Nesina , E.L. Poterjaeva
[The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health» (Novosibirsk)
Republican hospital № 1 Ministry of Health of Republic Tyva (Kyzyl)
Influences of vocal techniques during the Tyva throat singing on a clinic-functional condition of cardiorespiratory systems in the throat singers are studied in the article in order to reveal the possible professional risks.
Keywords: the Tyva throat singing, a condition of cardiorespiratory systems
About authors:
Saryglar Svetlana Yryshevna - the pulmomologist of Republican hospital № 1 (Kyzyl), e-mail: [email protected]
Nesina Irina Alekseevna - the professor of chair of a professional pathology and regenerative medicine of The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health», e-mail: [email protected]
Poterjaeva Elena Leonidovna - the doctor of medical sciences, the professor, the pro-rector of the medical work, managing chair of a professional pathology and regenerative medicine The state educational institution of the higher professional education «Novosibirsk state medical university of Russian public health», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Agadzhanyan N.A. Influence of phonatory exertion on the indicators of cardiorespiratory systems in case of hypotonic dysfunctions / N.A. Agadzhanyan, J.S. Vasilenko, A.I. Smirnova//Vestn. Otolaryngology. - 2005. - № 5. - p. 15-17.
2. Anikeeva Z.I. Clinical picture and treatment of voice disturbances in vocalists: synopsis of a thesis. ... Dr. of medical sciences / Z.I. Anikeeva. - M, 1999.
3. Vasilenko J. S. About professional diseases of throat in vocalists / J.S. Vasilenko, O.M. Kazhlaev//Vestn. Otolaryngology. - 1982. - № 5. - p. 60-64.
4. Dmitriev L.B. The secret of Tyva "duet" or property of a person’s throat to form the mechanism of aerodynamic whistle / L.B. Dmitriev. B.P. Chernov, V.T. Maslov. -Novosibirsk, 1992.
5. Kyrgys Z.K. Singing tool and problems of vocal techniques of the Tyva throat singers / Z.K. Kyrgys//materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) -a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 13-16.
6. Ondar M. A. A frequency range of sounds of throat singing / M.A. Ondar, A.S. Saryglar//Materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) - a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 143-150.
7. Haruto A.V. the Tyva throat singing: polyphony formation during «one-voice» spectrum (model of sound formation and perception) / A. V. Haruto//Materials of V ethnomusicological Symposium «Hoomej (throat singing) - a phenomenon of culture of the people of the Central Asia»: Theses. - Kyzyl, 2008. - p. 124-134.