THE THERMAL STATE OF MAN IN USE OF VARIOUS CLOTHING WITH ELECTRIC
HEATING
R. F. Afanasieva
The experimental data obtained served as a basis for determining the period of time during which a man can remain under various meteorological conditions in case of use of different articles of clothing with electric heating (jacket, trousers, slippers, waistcoat, inner sole).
УДК 613.954:[371.7+113.9(4 4
Е. А. Шапошников, Г. М. Марунина
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЫХАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ 7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ
Рязанский медицинский институт им. И. П. Павлова
Мы поставили своей задачей сопоставить физиологические сдвиги у воспитанников подготовительных групп детских садов и учащихся 1-го класса школы под влиянием учебных занятий с учетом того, что условия в том и другом учреждении весьма различны. Продолжительность учебных занятий в 1-м классе (4 урока по 45 мин в день) в 3 раза превышает длительность их в детском саду (2 занятия по 25—30 мин), причем учеба в школе требует от ребенка большего нервно-психического напряжения. Первоклассники, по нашим данным, находятся на воздухе в I1/2 раза меньше, чем воспитанники подготовительных групп. Кубатура учебного помещения на 1 ребенка в начальных классах составляет в среднем 3,7 м3, кубатура групповых комнат — 5,7—6,9 м3. Температура воздуха в осеннее время в классах колеблется от 19 до 23°, относительная влажность воздуха — от 72 до 84 %. В детских садах показатели микроклимата помещений ближе к принятым нормам (температура 18—20° и относительная влажность воздуха — 40—60%).
Сравнительные исследования функционального состояния детей, впервые пришедших в школу из детского сада, и детей, оставшихся в нем, до сих пор не проводились, возможно, по той причине, что первоклассники старше детей в подготовительных группах в среднем на 1 год. Принимая это во внимание, мы в начале учебного года специально отобрали практически здоровых детей со средним физическим развитием. В 1-х классах были взяты под наблюдение дети самого младшего возраста (11 мальчиков и 9 девочек), а в детских садах, напротив, самые старшие дети (9 мальчиков и 11 девочек). Исследование детей в детских садах было проведено на 2—3 мес позже, чем в школе. Поэтому возраст сравниваемых групп в момент обследования был почти одинаков — в школе от 7 лет 1 мес до 7 лет 6 мес, в детских садах — от 7 лет до 7 лет 4 мес.
Исходные функциональные показатели у всех детей определяли в одно и то же время, с 8 ч 30 мин утра, перед началом занятий. Сначала в течение 15 мин прогревали ухо исследуемого для проведения оксигемогра-фии. В это время определяли критическую частоту световых мельканий (КЧСМ) и время простой реакции на звуковой раздражитель (ВР). Затем ставили пробу с задержкой дыхания на выдохе с записью оксигемограммы на оксигемографе 0—36 М. Для определения степени насыщения крови кислородом и времени сатурации и десатурации дети 3 мин дышали кислородом с добавлением 10% воздуха при помощи ингалятора КИ-3. По окончании учебной деятельности (после 2-го занятия в детском саду и 4-го урока в школе) все исследования повторяли. Кроме того, в конце каждого занятия определяли КЧСМ и ВР. Записано 80 оксигемограмм и проведено 200 измерений КЧСМ и ВР.
Количество оксигемоглобина в крови у воспитанников детского сада и первоклассников, судя по средним показателям, почти одинаково и находится в пределах 96—97%. Однако исходные показатели времени насыщения крови кислородом до максимального уровня (сатурации) и периода восстановления до первоначального состояния (десатурации) несколько больше у дошкольников, чем у школьников (у первых — 75,9 — 123,6 с, у вторых — 100,7 — 137,9 с). Следовательно, еще до занятий насыщение крови кислородом и возврат к исходному уровню у дошкольников происходят быстрее, чем у школьников. К концу занятий в подготовительной группе время сатурации и десатурации у детей уменьшается (от 75,9 и 123,6 с до 69,1 и 104,7 с), а в школе, напротив, эти показатели увеличиваются (от 100,7 и 137,9 с до 122,3 и 179,2 с, Р >0,95).
Дополнительно нами были рассчитаны 2 показателя, предложенные 3. А. Горбунковой: коэффициент активности оксигенации крови — отношение разности между процентом максимального и исходного насыщения крови кислородом ко времени, в течение которого достигается максимальное насыщение; коэффициент активности оксигенации тканей — отношение разности между показателями максимального насыщения крови кислородом и исходным к времени, в течение которого снова достигается первоначальный уровень. Коэффициент активности оксигенации крови до и после занятий у воспитанников детского сада не меняется, у школьников же этот показатель снижается, что служит еще одним свидетельством уменьшения средней скорости оксигенации крови у первоклассников. При этом, судя по коэффициенту активности оксигенации тканей, у мальчиков и девочек в 1-м классе к концу занятий достоверно уменьшается и скорость перехода кислорода в ткани, тогда как V воспитанников детских садов она увеличивается (Р <0,05).
Рассмотрим индивидуальные реакции детей. У 10 из 20 учащихся кислородная насыщенность крови падала максимально на 3—4%, аналогичное уменьшение, причем только на 1—2%, наблюдалось лишь у 4 дошкольников. Время насыщения крови кислородом увеличилось у ^школьников и у 6 воспитанников детского сада. Время десатурации сократилось у 13 дошкольников и только у 3 школьников. Расчет критерия «лямбда» Колмогорова — Смирнова подтвердил достоверность приведенных различий. Таким образом, не только средние данные, но и индивидуальные показатели говорят о том, что занятия в школе чаще, чем в детском саду, сопровождаются ухудшением дыхательной функции у детей.
Средняя длительность пробы с задержкой дыхания на выдохе до и после занятий в сравниваемых группах была почти одинаковой (от 18,8 до 21,34: у школьников и от 19,4 до 20,5 с у дошкольников).
Фаза устойчивой оксигенации после занятий несколько снизилась, особенно у дошкольников, но изменения были статистически не достоверны. Время снижения насыщения крови кислородом во время задержки дыхания и глубина снижения этого показателя у дошкольников в процессе занятий почти не изменились. У школьников при той же длительности задержки дыхания первоначальная глубина снижения насыщения крови кислородом, равная 1,8%, снизилась до 2,6%. Восстановительный период после прекращения задержки дыхания у школьников увеличился с 20,5 до 27,1 с, а у дошкольников, напротив, сократился с 22,5 до 20,6 с (при определении достоверности разности сравниваемых средних величин при связанных между собой наблюдениях Р <0,05).
Недостаточность функции внешнего дыхания, как доказали А. Г. Дем-бо, Е. М. Крепе, при определенных обстоятельствах возможны и у здоровых детей вследствие неравномерности вентиляции легких, наличия в них обширных безвоздушных участков, нарушения координации между вентиляцией и кровообращением и т. д. Следует учитывать, что школьники, даже первоклассники, много времени проводят в сидячем положении, которое, особенно при наклоне туловища, приводит к сужению межреберных
А Б Д_ промежутков, препятствует подъему диафрагмы,
V/ влияет на экскурсию грудной клетки и т.п.
г Рассмотрим коэффициенты равномерности
альвеолярной вентиляции, полученные в наших в исследованиях, исходя из следующих предпосы-
Схеыа оксигемограммы. лок (см. рисунок). На оксигемограмме пробы (АБ — фаза устойчивой оксигенации) с задержкой дыхания длительность восстановительного периода (ВД) слагается из 2 отрезков: вертикального БГ, который отражает поступление воздуха в хорошо вентилируемые участки легкого, и почти горизонтального отрезка ГД, соответствующего медленному поступлению воздуха в остальные альвеолы. Если ВД принять за 100%, то относительная величина отрезка БГ, как пишет Г. А. Ушверидзе, будет характеризовать объем хорошо вентилируемых участков, а отрезок ГД— величину плохо вентилируемых. Рассчитанный таким образом коэффициент равномерности легочной вентиляции у дошкольников в течение занятий не менялся (47,7—47,8). У школьников отмечено снижение указанного коэффициента с 63 до 49,1% (Р<0,01). Это согласуется с изменениями в худшую сторону других показателей дыхания.
Известно, что при недостаточности дыхательной функции, например, при аденоидах, работоспособность у детей снижается из-за кислородного голодания мозга. Подчеркивая, что мозг является таким органом, который быстрее всего реагирует на недостаток крови и кислорода, Г. Леман указывает на то, что утомление возникает, как правило, в том случае, если деятельность органа требует больше кислорода, чем может его получить. Отсюда можно ожидать, что более заметным нарушениям дыхания у школьников в процессе занятий, чем у их сверстников в детских садах, должны соответствовать аналогичные изменения работоспособности.
КЧСМ и ВР, отражающие функциональное состояние коры головного мозга (так же, как и показатели дыхательной функции) у дошкольников менялись под влиянием занятий очень мало (в пределах 25,6—25 Гц и соответственно 441—456 мс). Напротив, у первоклассников одновременно с ухудшением вентиляции легких КЧСМ уменьшилась с 29,6 до 27,4 Гц, а ВР увеличилась с 467 до 485 мс. Эти изменения статистически достоверны (Р <0,05).
Для того чтобы выяснить, в какой мере ухудшение работоспособности может быть вызвано явлениями скрытой кислородной недостаточности, мы давали детям дышать кислородом в течение 5 мин вслед за окончанием занятий. После этого у них снова определяли КЧСМ и ВР. Под воздействием кислорода оба показателя у школьников быстро возвращались почти к тому же уровню, который регистрировался в начале занятий, хотя статистически достоверной разницы не установлено. Вдыхание кислорода у дошкольников не оказало влияния на КЧСМ и ВР.
КЧСМ, отражающая функциональное состояние головного мозга детей, в большей степени зависит от показателей дыхательной функции — коэффициента равномерности вентиляции легких и времени десатурации кислорода, чем показатели дыхания от КЧСМ. Это относится к материалам, полученным при исследовании школьников, у которых корреляционные отношения между коэффициентом равномерной вентиляции легких и КЧСМ, временем десатурации и КЧСМ (0,8—0,7) статистически достоверны и выше, чем обратные отношения между КЧСМ и коэффициентом равномерной вентиляции легких, КЧСМ и временем десатурации (0,4 и 0,4). Эти корреляционные отношения по таблицам стандартных значений критерия Фишера оказались вполне достоверными. Еще более высокую корреляционную зависимость функционального состояния коры головного мозга от дыхания, если судить по фазовому показателю, находила Т. А. Долженко. Коэффициенты криволинейной зависимости фазового показателя от таких величин, как минутный объем дыхания и жизненная емкость легких, неожиданно
для нее оказались гораздо больше коэффициентов зависимости дыхания от фазового показателя; это совпадает с нашими наблюдениями.
Полученные данные говорят о том, что работоспособность детей младшего школьного возраста во время занятий зависит от многих факторов, в том числе от состояния дыхательной функции. Более выраженные изменения дыхания и функционального состояния организма первоклассников по сравнению с их сверстниками — воспитанниками детского сада, очевидно, связаны не только с большей учебной нагрузкой, но и с менее благоприятной для детей внешней обстановкой в школе, чем в детском саду (относительно низкая кубатура учебного помещения на 1 ребенка, реже проводимые прогулки и т. п.) Подтверждением этого может служить значительное повышение работоспособности детей под влиянием дыхательной гимнастики на уроке (В. В. Гневушев и Г. И. Осмирко), улучшение аэрации классных помещений (3. П. Громова) и рациональная организация прогулок детей на открытом воздухе (В. В. Крыжановская и Г. И. Яко-венко). Такие мероприятия гораздо легче осуществить в условиях детского еада.
ЛИТЕРАТУРА. Гневушев В. В., Осмирко Г. И. В кн.: Физическая культура и здоровье детей и подростков. М., 1966, с. 97.— Горбункова 3. А. Цит. Я. В. Гайдай. В кн.: Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1971, в. 3, с. 46.— Громова 3. П. Воздушная среда классных комнат и ее влияние на работоспособность учащихся. Автореф. дисс. канд. М., 1963.— Дембо А. Г. Недостаточность функции внешнего дыхания. Л., 1957.— До л же н ко Т. А. В кн.: Некоторые вопросы высшей нервной деятельности в практической педиатрии. Горький, 1970, с. 1071. — К р е п с Е. М. Оксигемометрия. Л., 1959. — Крыжановская В. В., Яковенко Г. И. В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 58. — У ш в е р и д з е Г. А. Труды Научно-исслед. ин-та курортологии и физиотерапии им. Н. Г. Кониашвили. Тбилиси, 1967, т. 27, с. 131.— Леман Г. Практическая физиология труда. М., 1967.
Поступила 8/1V 1974 г.
CHANGES OF THE RESPIRATION AND THE WORKING CAPACITY IN 7 YEARS OLD CHILDREN AT THE TIME OF STUDIES IN THE KINDERGARTEN AND SCHOOL
E. A. Shaposhnikov, G. M. Marunina
The authors chose 40 children with a minimal difference of age (2 to 3 months), who were studying in the first grade or going to the kindergarten, and determined in them in the course of lessons the extent of blood saturation with oxygen, the saturation and desaturation time, the blood and tissues oxygenation activity coefficient, the breath detention time, the length of the stable oxygenation phase, the time of fall of the blood saturation with oxygen, the restoration time, the coefficient of the alveolar ventilation uniformity. The disturbances of the respiratory functions, that were more pronounced among the first grade children than among those of the kindergarten, may have a negative effect on their working capacity.
удк в 1 4.73([47-(-57]-25)« 197 1 —1972»
A. С. Зыкова, Е. Л. Телушкина, Г. П. Ефремова, Г. А. Кузнецова,
B. В. Киселев
РАДИОАКТИВНОСТЬ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В МОСКВЕ В 1971 — 1972 гг.
В настоящем сообщении представлены данные о концентрации искусственных радиоактивных аэрозолей в приземном слое атмосферного воздуха Москвы, а также о динамике выпадения их на поверхность земли в течение 1971—1972 гг. Кроме того, приводятся сведения о содержании Бг90 и Се187 в некоторых продуктах питания (молоко, картофель, капуста), отобранных в 3 районах Московской области.
Плотность радиоактивных выпадений за каждый месяц указанного периода в Москве и в пригородной зоне представлена на рисунке.