Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / PERSONS WHO FILL PUBLIC POSITIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE PENSION PROVISION / PUBLIC SERVANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулиева Н.А.

В статье раскрыты понятие пенсионного обеспечения и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также изменения пенсионного возраста для таких лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE IN THE RETIREMENT AGE FOR PEOPLE HOLDING PUBLIC OFFICE OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discloses the concept of pension provision and persons replacing government posts of the constituent entities of the Russian Federation, as well as changes in the retirement age for such persons.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Гулиева Н.А. студент магистратуры 2 курс, направления подготовки «Юриспруденция»

Брянского филиала РАНХиГС научный руководитель: Кузнецова З.Н., к.ю.н.

доцент

кафедра «Трудового права и социального обеспечения»

ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье раскрыты понятие пенсионного обеспечения и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также изменения пенсионного возраста для таких лиц.

Ключевые слова: лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственное пенсионное обеспечение, государственные служащие.

Gulieva N.A. master's degree student 2-year course, areas of study "Jurisprudence" Bryansk branch of RANEPA scientific supervisor: Kuznetsova Z.N., candidate of law

associate professor department of labor law and social security

CHANGE IN THE RETIREMENT AGE FOR PEOPLE HOLDING PUBLIC OFFICE OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: The article discloses the concept of pension provision and persons replacing government posts of the constituent entities of the Russian Federation, as well as changes in the retirement age for such persons.

Key words: persons who fill public positions of the Russian Federation, state pension provision, public servants.

В Российской Федерации кроме государственных гражданских и муниципальных служащих также существуют лица, замещающие эти должности. К таким лицам не присваиваются классные чины, но могут присваиваться специальные звания, воинские, классные чины правоохранительной службы или даже дипломатические ранги.

Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами регулируется правовой статус лиц, их замещающих.

Согласно ст.1 Федерального закона от 27.05.2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется».

Полномочия таких лиц регулируются конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Дополнительные материальные гарантии лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, зависят от уровня бюджета, а точнее сказать, от его наполнения собственными доходами.

Уровень расчетной стоимости бюджетной обеспеченности определен бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная обеспеченность в свою очередь является объективным показателем социально-экономического положения субъекта, но и критерием для определения нуждаемости в дотациях из федерального бюджета.

Каким же изменениям подверглась пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Во-первых, определимся ,что же такое пенсионное обеспечение.

«Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии»1.

Пенсионная система России в настоящее время «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

«С 2019 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

- поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости;

- сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

- изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

- разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

1 Развитие пенсионного обеспечения в России[сайт].// URL: https://schetuchet.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii (дата обращения 23.02.2020).

- расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров».

«Данные правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение обязано учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 %»2 .

Государственное пенсионное обеспечение, основывается на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе, военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 143-Ф3 предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию по старости для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также несущих государственную и муниципальную службу.

Повышение пенсионного возраста для чиновников будет поэтапным: в первые годы на полгода каждый год для всех, потом увеличение пенсионного возраста для мужчин-чиновников будет более интенсивным. В результате госслужащие-мужчины начиная с 2026 года будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины с 2032 года - в 63 года.

2 Ошманова Э.А. Новые пенсионные правила: Сбалансированность или эффективность бюджета пенсионного фонда// Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2018. №10.С. 240.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе будет составлять 65 лет. Продление службы останется возможным, но только для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)», учрежденные для содействия лицу, замещающему государственную должность. Не изменится для них и срок продления - до окончания срока полномочий. Но остальные госслужащие, которым срок несения службы может быть продлен сегодня до 65 лет, возможность дальнейшего продления утратят3.

Для руководителей, как и сегодня, срок несения госслужбы сможет быть продлен до 70 лет. Но для них изменится порядок согласования такого продления. Если в настоящее время это происходит по решению Президента, то в соответствии с новым законом дальнейшее прохождение службы такими лицами будет продлеваться назначившими их на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Увеличен и минимальный стаж госслужбы, по достижении которого чиновник вправе претендовать на пенсию по выслуге лет. Он также будет повышаться постепенно - на полгода каждый год, начиная с 2017 года. А с 2020 года и в последующие годы такой стаж будет составлять 20 лет. Новые правила начали действовать с 1 января 2017 года. При этом поправки не затронут тех, кто уже получил к настоящему моменту право на пенсию за выслугу лет или получит его до указанной даты.

С января 2017 вступили в силу изменения в отношении требуемого возраста для назначения страховой пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, должности муниципальной службы.

В связи с вступлением с 01.01.2019 г. в силу Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", возраст выхода на пенсию для государственных гражданских и муниципальных служащих в 2019 году составил для женщин 56 лет 6 месяцев и для мужчин 61 год 6 месяцев, то есть, увеличился на 1 год 6 месяцев от общеустановленного в 2019 г. Соответственно для лиц, выработавших специальный, например, «северный» стаж для назначения досрочной страховой пенсии, возраст выхода на пенсию также увеличился на 1 год 6 месяцев.

Следует обратить внимание, что повышение возраста для назначения страховой пенсии по старости действует только на период замещения указанных должностей. После увольнения с госслужбы при условии

3 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ст.25.1//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215

достижения общеустановленного пенсионного возраста можно обращаться за назначением страховой пенсии по старости, в том числе, и досрочной, при выполнения соответствующих требований для досрочного назначения пенсии.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 51 ст.4831.

2. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2018 г. № 41 ст. 6190.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063.

4. Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 22 ст. 3091.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ст.25.1. // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст.3215.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I) ст. 6965.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 51 ст.4832.

8. Указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. № 49 (часть II) ст. 5921.

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 20 ст. 2817.

10. Ошманова Э.А. Новые пенсионные правила: Сбалансированность или эффективность бюджета пенсионного фонда// Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2018. №10.С. 240-242.

11. Развитие пенсионного обеспечения в России[сайт].// URL:

https://schetuchet.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii_(дата

обращения 23.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.