Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА'

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект-субъектный подход / профессиональная социализация личности / профессиональная среда / ценностные установки молодежи / конкурентоспособность на рынке труда / конъюнктурообразующие факторы рынка труда / алгоритмизированное вариативно-дифференцированное образование. / subject-subject approach / professional socialization of the individual / professional environment / value attitudes of young people / competitiveness in the labor market / conjuncture-forming factors of the labor market / algorithmic variabledifferentiated education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Г. Чупрякова

В статье рассматривается процесс профессиональной социализации личности и адаптации молодежи к воздействию конъюнктурообразующих факторов рынка труда с позиции субъект-субъектного подхода. Объект исследования – молодые люди, занятые поиском работы по окончании ВУЗа либо недавно вовлеченные в профессиональную деятельность. Предмет исследования – профессиональная социализация и адаптация молодежи к условиям современного рынка труда. Цель – выявление факторов, определяющих выбор профессии, а также ценностных ориентиров будущей профессиональной деятельности молодежи, с помощью которых автором была сделана попытка обосновать изменение парадигмы профессиональной социализации. В качестве основных методов исследования использованы анализ и синтез, систематизация и моделирование, опросы, анкетирование, личное индивидуальное интервью. Опираясь на результаты и выводы проведенного исследования автор попытался тезисно обосновать необходимость смещения вектора узко профессионального образования в сторону алгоритмизированного вариативно-дифференцированного вузовского образования. Подтверждена гипотеза о том, что развитие личностных черт предполагает возможность расстановки приоритетов в соотношении Hard skills (твердых навыков) и Soft skills (мягких, гибких навыков) каждым человеком самостоятельно в зависимости от ценностных ориентиров, целей профессиональной социализации, конкретных условий рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE PARADIGM OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF ADAPTATION TO LABOR MARKET CONDITIONS

The article examines the professional socialization process of the individual and the adaptation of young people to the impact of conjuncture-forming factors of the labor market from the perspective of the subject-subject approach. The object of the study is young people looking for a job after graduating from a university or recently involved in professional activity. The subject of the study is professional socialization and adaptation of young people to the conditions of the modern labor market. The purpose of the paper is to identify the factors that determine the choice of profession, as well as value orientations for the future professional activity of young people, with the help of which the author attempted to justify a change in the paradigm of professional socialization. The main research methods are analysis and synthesis, systematization and modeling, surveys, questionnaires, and personal individual interviews. Based on the results and conclusions of the study, the author attempted to substantiate the need to shift the vector of narrow professional education towards algorithmic variable-differentiated university education. The hypothesis was confirmed that the development of personal qualities implies the possibility of setting priorities in the ratio of Hard skills and Soft skills by each person independently, depending on value orientations, goals of professional socialization, and specific conditions of the labor market.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА»

■_

РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ / LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-52-62 УДК 316.344; 331.522 JEL J24

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ РЫНКА ТРУДА

А.Г. Чупрякова

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева,

Кемерово, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс профессиональной социализации личности и адаптации молодежи к воздействию конъ-юнктурообразующих факторов рынка труда с позиции субъект-субъектного подхода. Объект исследования - молодые люди, занятые поиском работы по окончании ВУЗа либо недавно вовлеченные в профессиональную деятельность. Предмет исследования - профессиональная социализация и адаптация молодежи к условиям современного рынка труда. Цель - выявление факторов, определяющих выбор профессии, а также ценностных ориентиров будущей профессиональной деятельности молодежи, с помощью которых автором была сделана попытка обосновать изменение парадигмы профессиональной социализации. В качестве основных методов исследования использованы анализ и синтез, систематизация и моделирование, опросы, анкетирование, личное индивидуальное интервью. Опираясь на результаты и выводы проведенного исследования автор попытался тезисно обосновать необходимость смещения вектора узко профессионального образования в сторону алгоритмизированного вариативно-дифференцированного вузовского образования. Подтверждена гипотеза о том, что развитие личностных черт предполагает возможность расстановки приоритетов в соотношении Hard skills (твердых навыков) и Soft skills (мягких, гибких навыков) каждым человеком самостоятельно в зависимости от ценностных ориентиров, целей профессиональной социализации, конкретных условий рынка труда.

Ключевые слова: субъект-субъектный подход; профессиональная социализация личности; профессиональная среда; ценностные установки молодежи; конкурентоспособность на рынке труда; конъюнктурообразующие факторы рынка труда; алгоритмизированное вариативно-дифференцированное образование.

Для цитирования: Чупрякова А.Г. Изменение парадигмы профессиональной социализации молодежи в контексте адаптации к условиям рынка труда. Социально-трудовые исследования. 2024;56(3):52-62. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-52-62.

ORIGINAL PAPER

CHANGING THE PARADIGM OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF ADAPTATION TO LABOR MARKET CONDITIONS

A.G. Chupryakova

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, Russia

ABSTRACT

The article examines the professional socialization process of the individual and the adaptation of young people to the impact of conjuncture-forming factors of the labor market from the perspective of the subject-subject approach. The object of the study is young people looking for a job after graduating from a university or recently involved in professional activity. The subject of the study is professional socialization and adaptation of young people to the conditions of the modern labor market. The purpose of the paper is to identify the factors that determine the choice of profession, as well as value orientations for the future professional activity of young people, with the help of which the author attempted to justify a change in the paradigm of professional socialization. The main research methods are analysis and synthesis, systematization and modeling, surveys, questionnaires, and personal individual interviews. Based on the results and conclusions of the study, the author attempted to substantiate the need to shift the vector of narrow professional education towards algorithmic variable-differentiated university education. The hypothesis was confirmed that the development of personal qualities implies the possibility of setting priorities in the ratio of Hard skills and Soft skills by each person independently, depending on value orientations, goals of professional socialization, and specific conditions of the labor market.

Keywords: subject-subject approach; professional socialization of the individual; professional environment; value attitudes of young people; competitiveness in the labor market; conjuncture-forming factors of the labor market; algorithmic variable-differentiated education.

For citation: Chupryakova A.G. Changing the paradigm of professional socialization of youth in the context of adaptation to labor market conditions. Social and labor research. 2024;56(3):52-62. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-52-62.

© Чупрякова А.Г., 2024

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку при субъект-субъектном подходе основным жизненным принципом является максима: человек - сам кузнец своего счастья, что подразумевает личностное осознанное формирование себя, своего мироощущения через принятие себя, своего места, своей роли в профессиональной среде, в социально-трудовых отношениях, в решении профессиональных задач и ответственности за результат, цель нашего исследования состояла в обосновании изменения парадигмы профессиональной социализации.

Почему данная проблематика сегодня актуальна и имеет практическую значимость? Объясняется это тем, что у современной молодежи происходит серьезная трансформация представлений относительно своей будущей профессиональной деятельности в результате стремительного прогресса в сфере науки, техники и технологий, конкретных и четких запросов со стороны работодателей о качестве их профподготовки, сокращения количества рабочих мест и возможности трудоустройства, нарастающей трудовой мобильности и роста стрессовых ситуаций по этому поводу, жесткой конкуренции на рынке труда, стереотипов профессионального самовыражения и т.д. и т.п.

Основная гипотеза, сформулированная для целей данного исследования, предполагает ответ на вопрос о том, каково влияние развития адаптационно-интегрированных, профессионально-деятельностных и ценно-нравственных личностных черт на расстановку приоритетов в соотношении Hard skills (твердых навыков) и Soft skills (мягких, гибких навыков) каждым человеком самостоятельно в зависимости от ценностных ориентиров и целей профессиональной социализации личности, ее адаптации под конкретные условия рынка труда. Есть смысл предположить, что в современных условиях вхождению в профессиональное сообщество в условиях конкуренции на рынке труда для отдельной личности способствует понимание того, что средства управления своим мышлением и практическими действиями в рамках выработки «твердых навыков» в процессе вузовской подготовки, а так же использование возможностей самообразования и самосовершенствования студенческой молодежи способствует формированию и развитию «мягких, гибких навыков».

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В свете современных социальных, экономических и технологических преобразований в нашей стране актуальной представляется проблематика

исследований в области профессиональной социализации личности с акцентом на человекотвор-ческую функцию труда. Ведь в ходе подготовки к профессиональной трудовой деятельности, а так же в процессе труда человек приобретает знания, умения и профессиональные навыки, взаимодействует с другими членами профессионального сообщества, тем самым, развивается и совершенствуется, то есть формирует себя как личность. Так Т.И. Самсонова рассматривает трудовую социализацию в профессиональной деятельности как «процесс, в ходе которого формируются профессионально-деловые качества личности и совершенствуются социально-психологические и ценностно-нравственные черты» [1].

Среди основных функций труда также выделяют: 1) потребительскую, которая проявляется в восприятии труда как способа удовлетворения индивидуальных потребностей; 2) социальную, проявляющуюся в определении социального статуса человека и формирующую профессиональную среду через выделение профессиональных сообществ.

Объединяя обозначенные функции труда в единый ракурс рассмотрения проблематики профессиональной социализации, как процесса не только профессионального самоопределения современной молодежи, но и ее профессиональной самореализации, можно выделить две позиции восприятия происходящего на рынке труда и своего места в нем с точки зрения современной молодежи:

1) с позиции личности, которая старается пройти каждый этап профессиональной социализации в ускоренном ритме, получить результат и по максимуму доступ к возможностям с целью максимизации эффекта от профессиональной деятельности. Такие люди обычно много работают ради карьеры и дальнейшего активного потребления. Их отличает низкая эмпатийность на фоне эмоциональной открытости и здорового оптимизма. Такие личности одержимы мотивами предприимчивости и стремительного карьерного роста. Они стремятся самосовершенствоваться и повышать свой профессионализм ускоренными темпами, осознавая полезность этих действий для себя и общества.

2) с позиции личности, пассивно приспосабливающейся к условиям и требованиям современного рынка труда, хотя тоже нацеленной на результат, но с меньшими морально-психологическими издержками, через поступательное развитие с предпочтительным нахождением в зоне комфор-

та, при этом профессиональная деятельность воспринимается лишь как одно из необходимых условий обеспечения целостной жизнедеятельности такого человека. Обычно для них характерен инфантилизм, они ценят свободное время, гибкий график работы и положительно оценивают возможность дистанционной работы, а в случае необходимости пребывания в условиях реального бизнес-процесса для них важен социально-психологический климат в коллективе. Однако назвать их гедонистами нельзя, так как у них не снижен уровень социальных и материальных запросов. Им присуще стремление к стабильной и относительно спокойной жизни, социальным гарантиям.

Но в обоих случаях имеется ввиду субъект-субъектный подход, который предполагает профессиональное самоопределение, самообразование в сочетании с получением профобразования (желательно алгоритмизированного вариативно-дифференцированного), самореализацию и самовыражение в рабочей среде, самоидентификацию личности с профессиональным сообществом. При этом следует отметить, что в рамках данного исследования процесс производства материальных благ и услуг не рассматривался нами с позиции ресурсного и прочих подходов, что не означает, что мы принижаем при этом значимость такой особенности восприятия человеческих ресурсов как экономических, а людей - как потребителей материальных благ и услуг.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В целях выявления факторов, определяющих выбор профессии, а также ценностных ориентиров в профессиональной деятельности с учетом ожиданий молодых людей, связанных с восприятием своей конкурентоспособности на рынке труда, в рамках курса «Основы управления профессиональной деятельностью» и «Менеджмент профессиональной деятельности» было проведено анкетирование студентов 1-3 курсов дневного и заочного обучения и магистрантов 1 года обучения Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, а также личное индивидуальное интервью. Опросник включал 11 закрытых вопросов, в том числе, с вариантами ответов, альтернативных, со шкалой Лайкерта, шкалированных вопросов на семантический дифференциал.

В опросе приняли участие 100 человек, из которых 68 респондентов - юноши, 32 - девушки. Столь небольшой объем выборки обусловлен до-

статочностью данных для того, чтобы спроецировать результаты на студенческое сообщество технического вуза в целом. Участие обучающихся магистратуры было не случайно, так как именно работающие по полученной в вузе специальности и одновременно продолжающие обучение в магистратуре имеют реальное представление о своей конкурентоспособности на рынке труда. Это та категория респондентов, которая уже четко осознала разницу между ожиданиями и реальностью в рамках своей профессиональной социализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования доказали правильность авторской гипотезы, достоверность предположений и теорий многих представителей научного сообщества, занимающихся вопросами профессиональной социализации всех слоев населения, включая студенческую и работающую молодежь.

Говоря о формировании адаптационно-интегрированных характеристик личности в рамках профессиональной социализации, следует исходить из того, что в течение этапа профессионального самоопределения полученные образцы профповедения со стороны представителей профсообщества перерастают в движущий мотив поведения личности для получения «твердых навыков» в ходе специального образования (алгоритмизированного вариативно-дифференцированного) и самообразования для последующего воспроизводства способности к труду на таком же высоком уровне, как у прочих профессионалов своего дела. То есть, такая фаза воспроизводства рабочей силы как фаза потребления (использования) рабочей силы предполагает превращение способностей к труду из потенциальных в реальные.

Soft skills традиционно рассматриваются как «мягкие», «гибкие» навыки, приобретаемые человеком в течение жизни вообще и трудовой деятельности в частности. Это своего рода «над-профессиональные» навыки, применимые для разных видов трудовой деятельности, в то время как «твердые» навыки или Hard skills по своей сути являются более узкоспециализированными и привязанными к конкретному виду профессиональной деятельности [2].

Так на вопрос о значении «твердых навыков», как ожидаемого результата получения профессионального образования в техническом вузе, получены следующие ответы респондентов (рис. 1): 28% опрошенных считают, что по мере получения

диплома о вузовском образовании выпускники в течение первого полугодия не смогут продемонстрировать на практике высокий уровень полученных знаний и умений и на равных конкурировать с имеющими опыт работы в реальном секторе экономики. Однако 34% респондентов, напротив, считают, что сразу по окончании вуза они смогут проявить себя, оперируя полученными знаниями и твердыми навыками, подтвердить свою конкурентоспособность.

30% опрошенных однозначно согласились с тем, что успешное начало карьеры может быть только тогда, когда кроме получения «твердых навыков» параллельно, в ходе самообразования следует осваивать «мягкие, гибкие навыки». Следует отметить, что 8% респондентов не задумывается об этом вопросе.

При этом у большинства опрошенных на момент выбора вуза и специальности были конкретные образцы профессионального поведения со стороны родственников (34% опрошенных) и знакомых (32% опрошенных), которые состоялись в профессии и на кого респонденты хотели бы равняться.

Кроме того, функциональный аспект профессиональной социализации через механизм формирования профессионально-деятельностных характеристик личности может быть представлен системой трансформации сознания, экстерио-ризации не только на этапе профессионального самоопределения, но как показывает практика, в течение всей трудовой жизни человека.

В ходе данного исследования был систематизирован перечень факторов профессиональной социализации (рис. 2).

В группу личностно-физиологических факторов вошли:

1) физиологические и антропогенные факторы;

2) физическая подготовленность человека к труду.

В группу организационно-психологических факторов были включены: стрессоустойчивость, вербализация сознания, реактивная тревожность, характеристики внимания, обучаемость, образное мышление и прочие.

Сработанность коллектива, мотивация трудовой деятельности, эффективность и скорость согласования и принятия управленческих решений и др. сформировали группу социо-культурных факторов профессиональной социализации.

В XXI в. стремительные темпы глобализации требуют от каждого члена общества умения быстро приспосабливаться к условиям изменяющей-

Рис. 1 / Fig. 1. Вопрос о значении Hard skills (твердых навыков), как ожидаемого результата получения профессионального образования в техническом вузе / The question of the importance of Hard Skills as an expected result of receiving a professional education in a technical university

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

ся среды. При этом молодежь не только не остается в стороне от этих изменений, но становится одним из важнейших драйверов общественного развития, что является особенностью молодежи как социальной группы и определяет сегодня социально-психологический портрет современного молодого человека [3].

В этой связи по результатам интервьюирования находит свое подтверждение выдвинутая нами гипотеза о необходимости изменения парадигмы профессионального образования в сторону алгоритмизированного вариативно-дифференцированного вузовского образования, на основе и в рамках которого адаптационно-интегрированные характеристики личности и «мягкие навыки» получат гораздо лучшее развитие.

Вопросам, связанным с адаптационным потенциалом личности, в последнее время посвящено немало научных работ. Например, Посохова С.Т. утверждает, что в данном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [4].

ЛИЧНОСТНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: Физиологические и антропогенные факторы (рост, вес, жизненная емкость легких, кровяное давление,возраст человека и т. д.

Физическая подготовленность человека к работе (выносливость, координированность, скорость реакции на раздражители и т.д.)

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

Стрессоустойчивость

Вербализация сознания

Реактивная тревожность

Характеристики внимания

Обучаемость

Образное мышление

прочее

СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ:

Сработанность коллектива

Мотивация к трудовой деятельности

Эффективность принятия управленческих решений

Прочие

Рис. 2/ Fig. 2. Группировка факторов профессиональной социализации личности / Grouping of factors of professional socialization of an individual

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Так, при ответе на вопрос о выборе наиболее значимых для успешности в профессиональной деятельности и повышении конкурентоспособности на рынке труда адаптационно-интегрированных характеристик личности, респонденты разделились во мнении: 48% интервьюеров выбрали физиологические и антропогенные (рост, вес, возраст, и пр.) характеристики, как наиболее значимые, 52% - физическую подготовленность к профессиональной деятельности (выносливость, технический слух, скорость реакции и пр.).

Ответ на вопрос о выборе нескольких вариантов из приведенного списка адаптационно-интегрированных характеристик психологической направленности неожиданно выделил среди выбравших «стрессоустойчивость» преимущественно юношей, а среди выбравших «образное мышление» как значимую характеристику - девушек.

Рефлексируя по мере своего общего и профессионального развития человек делает выводы и ставит перед собой новые цели. Процесс целе-полагания базируется на потенциале личности, ее амбициях и возможностях внешней среды. И от того, насколько раздвигает человек свои горизонты планирования, зависит в определенной степени и уровень его конкурентоспособности на

рынке труда. Об этом свидетельствовали ответы обучающихся по магистерским программам, среди которых есть те, кто после окончания вуза трудоустроились по специальности, проработали 1-3 года и приняли решение о продолжении обучения в магистратуре, поскольку они осознали, что уровень их профессиональных компетенций не вполне соответствует требованиям современного рынка труда и требуется соответствующая корректировка собственной карьерограммы.

При погружении в вопросы конкурентоспособности на рынке труда считаем целесообразным остановиться на преимуществах формирования конкурентоспособности рабочей силы, сформулированных в работе Степуся А.Ф. «Теоретико-методологические основы формирования системной конкурентоспособности рабочей силы» [5]:

1. Способность овладеть искомым рабочим местом (с нормальными условиями и достойной оплатой труда).

2. Возможность самореализоваться и самоутвердиться в труде, производстве, управлении, в том числе в государственном муниципальном управлении.

3. Шанс произвести конкурентный на рынке товар и услугу.

4. Условие, позволяющее стать учителем, тренером, наставником у желающих обрести конкурентоспособность рабочей силы.

5. Быть причисленным к лидерам конкурентоспособной рабочей силы, отмеченным на уровне организации, региона, отрасли, государства.

6. Стать полноправным участником межстра-новой, континентальной или международной борьбы среди наиболее конкурентоспособной рабочей силы в соответствующих сферах и видах труда.

Содержание этих положений было максимально полно учтены нами при формулировании вопроса анкеты об ожиданиях респондентов относительно успешности трудоустройства. Используя прием семантического дифференциала (что предполагает выбор балла на шкале между двумя полярными понятиями «важно/неважно») мы предложили респондентам рассмотреть и определить значимость таких смысложизненных критериев при трудоустройстве как уровень заработной платы, возможность карьерного роста, имидж предприятия-работодателя, хорошие условия труда, удаленность места работы от места проживания, возможность самореализации, социально-психологический климат в коллективе и социальные льготы и гарантии (в данном случае эти критерии

перечислены по убыванию в соответствии с их значимостью для большинства респондентов).

Характеризуя личность в стремительно меняющемся мире, следует сказать, что большинство респондентов (67%) считает, что каждый современный человек старается потреблять знания, основанные на digital технологиях и коммуникациях и применять их на практике в профессиональной среде. На этой почве складывается персональная система ценностей, посягательства на которую в целях ее изменения, не допускаются даже со стороны авторитетных и влиятельных представителей профессионального сообщества. Используя прием формулировки закрытых вопросов со шкалой Лайкерта, когда требуется указать степень согласия (несогласия) с определенным утверждением, было выяснено, что 51% респондентов абсолютно согласен с утверждением: для успешной карьеры следует уважительно относится к чужим ценностям, но пресекать попытки извне изменить собственные представления о системе ценностей.

Данные аспекты действительно важны еще и потому, что в соответствии с положениями Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809), реализуемая политика предполагает усиление защищенности нашего общества от угроз извне для наших традиционных ценностей, включает ориентир на формирование высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, то есть «мягкими навыками», и способной реализовать свой потенциал, в том числе с помощью «твердых навыков».

Именно в этом контексте следует рассматривать содержательный аспект профессиональной социализации при формировании ценно-нравственных характеристик личности в рамках адаптации к трудовой деятельности в реальном секторе экономики. В этой связи целесообразно рассматривать и саму профессиональную деятельность в качестве некой инструментальной ценности, поддерживающей смысложизненные установки личности и раскрывающей особенности ассоциативного мышления современного человека, желающего быть конкурентоспособным на рынке труда.

При этом отличительной чертой современного человека трудоспособного возраста является сочетание разнонаправленных ценностей (несмотря на то, что у большинства материальные ценности и жизненные ориентиры на роскошь и богатство

превалируют над ценностями духовными, одновременно многим из них присущи такие общечеловеческие ценности, как вера, любовь, свобода, самостоятельность и пр.).

Что касается наших респондентов, то следует отметить, что 14% из них на первое место в ранге ценностей поставили «свободу выбора», а 9% -«справедливость».

Полученные ответы на вопрос о ценностных доминантах и установках современного российского общества в целом, и молодежи, в частности, позволили сделать вывод о том, что ключевые ценности Модели российского пентабазиса имеют важное значение для большинства участников опроса. Этот вопрос был задан нами не случайно, поскольку ответ на него позволяет определить значимость традиций как ценностной жизненной установки, которая базируется на семейных и национальных устоях и обычаях. Что касается согласия, то оно достигается в обществе, раскрывается через такие ценностные категории как «взаимопомощь», «толерантность к чужому мнению», «осуждение дискриминации по национальному, религиозному и эйджизм признаку». Ценностная же установка «созидание» раскрывается и реализуется через успех, самоактуализацию в профессиональной среде, понимание зависимости успеха и благополучия от личных усилий, ориентацию на личностный рост и развитие.

Социальную природу ценностных установок можно соотнести не только с профдеятельностью и пребыванием в определенном профессиональном сообществе, но и вне его. Это во многом предопределяет ценностные ориентации личности, влияющие одновременно не только на профессиональное самовыражение, но и на личностное духовно-нравственное и творческое развитие, повышающее самооценку человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования потвердили, что у респондентов - представителей первого типа молодежи время занятости профессиональными обязанностями превалирует над свободным временем и они готовы много работать ради карьеры и последующего активного потребления. Среди конъюнктурообразующих факторов рынка труда они учитывают не только общее состояние экономики региона их проживания (с точки зрения соотношения спроса и предложения на рабочую силу), но и уровень производственной инфраструктуры, степень инновационного развития экономики, качество жизни населения.

По мнению Н. В. Шахматовой, С. В. Ситниковой высшее образование и наличие высокой квалифи-

кации представители этого типа молодежи оценивают как механизм получения желаемых благ. При выборе места работы они прежде всего ориентированы на высокий уровень оплаты труда. Про-фильность работы не столь значима в их системе аргументации. Чаще всего они имеют опыт работы и ориентированы на конкретное рабочее место после окончания вуза [6].

Представители второго типа молодых людей ценят свободное время, досуг, хорошую атмосферу в коллективе, больше чем карьеру и заработную плату. Следовательно, конъюнктурообразующи-ми факторами рынка труда, которые учитываются представителями этой молодежи, являются уровень развития социальной инфраструктуры в регионе проживания, развитость рынка услуг и жилья.

Характеристики молодежных страт встречаются в работах и других ученых. Например, в статье «Концепция баланса работы и личной жизни как основание для типологии стратегий трудового поведения рабочей молодежи» Бочаров В.Ю. описывает не два, а три типа рабочей молодежи с детализированным описанием модели их трудового поведения [7]:

1. «Зарабатывающие». Модель трудового поведения: «Активное действие». По гендерному признаку: примерно равные доли мужчин и женщин. Для рабочей молодежи этого типа характерна успешная реализация своих профессиональных навыков в условиях благоприятного для них графика, но при низком уровне комфорта и общения на рабочем месте и при наличии определенного дефицита времени на саморазвитие и увлечения. Основная стратегия - зарабатывание денег ради своего материального благополучия;

2. «Выживающие». Модель трудового поведения: «Терпеливое молчание». По гендерному признаку превалирует доля женщин. Основная стратегия - выживание в неблагоприятных условиях рабочей среды и дефицита свободного времени. Работа не является жизненным приоритетом, а рассматривается в качестве вынужденного инструмента для выживания;

3. «Адаптированные». Модель трудового поведения: «Адаптивное приспособление». По ген-дерному признаку превалирует доля мужчин. В рамках этого социального типа представлена рабочая молодежь, которая ориентирована преимущественно на факторы свободного времени и в меньшей степени на факторы рабочей среды (кроме фактора «комфорт и общение»). Они не ощущают сильного давления конфликта между

работой и личной жизнью. В ущерб материальному вознаграждению они готовы проводить рабочее время в комфортной обстановке общения с коллегами, стараясь сохранять приемлемый для их потребностей баланс между работой и свободным временем, адаптируясь к различным видам трудовой деятельности, не играющей первостепенного значения. Основная стратегия - прагматическая, состоящая в минимизации трудовых затрат, мимикрии и встраивании в социальные институты и адаптации к их требованиям с минимально возможными потерями для собственного свободного времени.

Таким образом, совершенно очевидно сходство предложенных нами двух типологий личности и описанных Бочаровым В.Ю. двух типов рабочей молодежи - так называемых, «зарабатывающих» и «адаптированных».

ТЕЗИСЫ, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Совершенствование нормативно-правовой базы, глобальные изменения техники, технологий, информационно-цифрового пространства и мировоззрения экономически активного населения, а также требования и условия, характеризующие ситуацию на рынке труда, все больше и сильнее трансформируют профессиональную среду в нашей стране. В свою очередь, эти процессы неуклонно ведут к осознанию необходимости изменения парадигмы профессиональной социализации как длительного поступательного формирования и развития адаптационно-интегрированных, профессионально-деятельностных и ценно-нравственных характеристик студенческой и работающей молодежи. Становится очевидной назревшая необходимость и целесообразность смещения вектора профобразования в сторону алгоритмизированного вариативно-дифференцированного вузовского образования, когда на первый план для отдельной личности выходят средства управления своим мышлением и практическими действиями в рамках выработки «твердых навыков» в процессе вузовской подготовки, а так же создание благоприятных условий для самообразования и самосовершенствования студенческой молодежи, в результате чего формируются и развиваются «мягкие, гибкие навыки», что облегчает вхождение в профессиональное сообщество в условиях конкуренции на рынке труда. То есть процесс профессиональной социализации личности рассматривается и

оценивается с точки зрения субъект-субъектного подхода.

Алгоритмизация деятельности по выработке «твердых навыков» предполагает усвоение технологии основных, вспомогательных, обслуживающих бизнес-процессов, что повышает значимость самостоятельной работы и способствует подготовке обучающихся к решению управленческих задач в профессиональной среде и последующему воспроизводству своей способности к высокорезультативному труду. Если же рассматривать алгоритмизацию с точки зрения комплексного подхода к восприятию обучающимися будущей профессиональной деятельности в сочетании с вариативно-дифференцированной составляющей, то становится очевидным тот факт, что на фоне усиления конкуренции на рынке труда знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в вузе, не являются достаточным и единственным критерием при отборе работодателем кандидатов на достойную вакансию. То есть, помимо демонстрации работодателю своих «твердых навыков», как результата вузовского образования, необходимо предъявить и свои «мягкие навыки», приобретенные в ходе дополнительного образования, тренингов и курсов, либо самообразования, что может существенно повлиять на расширение возможностей выбора наиболее приоритетного для себя профессионального поля для самореализации и удовлетворения растущих потребностей. Решение о формировании и развитии этих навыков принимает сам человек, который «кует свое счастье» в профессиональной среде, что подчеркивает значимость рассмотрения процесса профессиональной социализации и его изменений с точки зрения субъект-субъектного подхода.

Это и объясняет необходимость включения в учебные планы наряду с алгоритмизированной компонентой вариативно-дифференцированной компоненты высшего профессионального образования. Очевидное для всех противоречие между возрастающими требованиями общества к вузовскому образованию и существующей практикой его получения разрешается в рамках совершенствования правового механизма образовательного процесса, с помощью внесения поправок в закон «Об образовании», а также - корректировки образовательных стандартов. Это позволит создать более благоприятные условия для полноценной профессиональной социализации отдельной личности, а именно для ее своевременного профессионального самоопределения на этапе об-

учения в вузе с учетом конъюнктурообразующих факторов рынка современного труда и возможного их изменения в будущем.

ВЫВОДЫ

В свете современных социальных, экономико-демографических и технологических преобразований в нашей стране особо актуальной представляется тематика исследований в области профессиональной социализации личности [8]. На основании систематизированого перечня факторов профессиональной социализации, обработанных результатов проведенного опроса респондентов и обобщения научных положений представителей научного сообщества можно сделать вывод о том, что сформулированная гипотеза относительно влияния развития адаптационно-интегрированных, профессионально-де-ятельностных и ценно-нравственных личностных черт на расстановку приоритетов в соотношении Hard skills (твердых навыков) и Soft skills (мягких, гибких навыков) подтверждена: каждый человек самостоятельно расставляет приоритеты в зависимости от ценностных ориентиров и целей профессиональной социализации личности, ее адаптации под конкретные условия рынка труда.

Таким образом, изменение парадигмы профессиональной социализации как длительного поступательного процесса формирования и развития адаптационно-интегрированных, профес-сионально-деятельностных и ценно-нравственных характеристик личности ведет к изменению профессиональной среды, а именно: позволяет постичь особенности трудовой деятельности в будущем в условиях сокращения количества рабочих мест и возможности трудоустройства, нарастающей трудовой мобильности и количества стрессовых ситуаций, жесткой конкуренции и изменения стереотипов профессионального самовыражения, а так же одновременно освоить совершенно другие Hard skills и Soft skills с помощью новых норм и ценностей профессионального сообщества в будущем.

Развитие личности, подверженное влиянию как субъективных, так и объективных факторов, предполагает усвоение и реализацию профессиональных ролей и функций, аккумулирование и передачу знаний, умений и опыта через систему социально-экономических взаимосвязей в рамках трудовых отношений в четко очерченной профессиональной среде. Субъект-субъектный подход к профессиональной социализации личности позволяет рассмотреть вариативность ее поведе-

ния в режиме адаптации в рамках профсообще-ства к изменяющимся экономическим условиям с помощью усвоения общественных правил, установок, ценностей и норм, актуальных для каждого из этапов профессиональной социализации.

Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны организации процесса профессиональной социализации современной личности, подчеркнуть значимость субъект-субъектного подхода к профессиональной самореализации через профессиональное самоопределение и самообразование. Основные положения данной работы и представленные выводы расширяют те-

оретические и практические знания о профессиональной социализации.

Перспективность дальнейшего исследования проблематики профессиональной социализации личности с позиции субъект-субъектного подхода связана с необходимостью выработки действенных механизмов смещения вектора профессионального образования в сторону алгоритмизированного вариативно-дифференцированного вузовского образования и необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере высшего образования в контексте осуществляемой государством молодежной политики.

Анкета

В рамках проведения исследования с целью выявления факторов, определяющих выбор профессии, и ценностных ориентиров в профессиональной деятельности молодых людей с учетом ожиданий, связанных с восприятием своей конкурентоспособности на рынке труда, просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ознакомьтесь внимательно с формулировкой вопроса и инструкцией по каждому ответу. От полноты и искренности Ваших ответов зависит качество данного исследования.

Заранее благодарим за уделенное время!

1. Считаете ли Вы, что полученных за период обучения в вузе Hard skills достаточно для того, чтобы при трудоустройстве с самого начала работы подтвердить свою конкурентоспособность, как полноправного члена профессионального сообщества? (выберите один вариант ответа)

О Полученных за период обучения в вузе Hard skills достаточно, чтобы при трудоустройстве с самого начала работы подтвердить свою конкурентоспособность О В течение первого полугодия после начала работы я не смогу конкурировать с профессионалами, так как полученных за период обучения в вузе Hard skills не достаточно

О Для того, чтобы быть профессионально конкурентоспособным надо дополнительно заниматься самообразованием по приобретению Soft skills

О Затрудняюсь ответить

2. При выборе вуза и специальности кто был для Вас образцом профессионального поведения, кому бы Вы хотели подражать в профессии? (выберите один вариант ответа)

О Родители и старшие родственники

О Друзья и знакомые

О Известные личности-профессионалы

О Самостоятельное решение

3. Считаете ли Вы достаточным уровень полученных в ходе обучения в вузе Soft skills для дальнейшего профессионального становления? (альтернативный вопрос)

О ДА

О НЕТ

4. Достаточен ли уровень получаемых (полученных) в вузе профессиональных компетенций требованиям современного рынка труда?(выберите один вариант ответа)

О Да, достаточен

О Скорее ДА, чем НЕТ

О Сорее НЕТ, чем ДА

О Нет, не достаточен

5. Какие из приведенных адаптационно-интегрированных характеристик личности Вы считаете наиболее значимыми для успешности в профессиональной деятельности и повышении конкурентоспособности на рынке труда? (выберите один вариант ответа)

О Физиологические и антропогенные (рост, вес, возраст, и пр.)

О Физическая подготовленность к профессиональной деятельности (выносливость, скорость реакции и пр.)

6. Какие из приведенных адаптационно-интегрированных характеристик психологической направленности Вы считаете наиболее значимыми для успешности в профессиональной деятельности и повышении конкурентоспособности на рынке труда? (выберите несколько вариантов ответа)

О Стрессоустойчивость О Образное мышление О Обучаемость О Характеристики внимания О Позитивный настрой

7. Выберите наиболее соответствующий Вашему мнению балл на шкале между двумя полярными понятиями «важно/неважно» при рассмотрении значимости смысложизненных критериев при трудоустройстве.

Критерии НЕВАЖНО ВАЖНО

1 2 3 4 5

уровеньзаработнойплаты

возможностькарьерногороста

имиджпредприятия-работодателя

хорошиеусловиятруда

удаленностьместаработыотместапроживания

возможностьсамореализации

социально-психологическийклиматвколлективе

социальныельготыигарантии

8. Согласны ли Вы, что для успешности в профессии и повышения конкурентоспособности на рынке труда современный человек должен постоянно потреблять знания, основанные на digital технологиях и коммуникациях и применять их на практике в профессиональной среде? (выберите один вариант ответа)

О Абсолютно согласен

О Скорее согласен

О Скорее не согласен

О Абсолютно не согласен

9. Согласны ли Вы, что для успешности в профессии и повышения конкурентоспособности на рынке труда следует толерантно относиться к чужим ценностям и одновременно пресекать попытки извне изменить Ваши представления о системе ценностей? (выберите один вариант ответа)

О Абсолютно согласен

О Скорее согласен

О Скорее не согласен

О Абсолютно не согласен

10. Проранжируйте по значимости от 1 до 10 (1 - не имеет значения; 10 - очень значимо) приведенные ценностно-нравственные характеристики современной молодежи?

♦ Вера ♦ Власть

♦ Богатство ♦ Совесть

♦ Любовь ♦ Достоинство человека

♦ Свобода выбора ♦ Роскошь

♦ Самостоятельность ♦ Хозяйственность

♦ Справедливость ♦ Правда

♦ Финансовая независимость ♦ Служение

♦ Карьерный рост ♦ Сочувствие

11. Проранжируйте ценностные доминанты и соответствующие ценностные установки современного российского общества

Ранг Ценностная доминанта Ценностные установки

согласие Установка на взаимопомощь и поддержку. Терпимость к инакомыслию. Неприятие любой дискриминации (по полу, возрасту, национальности, религии и т.д.).

патриотизм Идентифицировать себя со страной. Связывать свою жизнь со страной, видеть в ней будущее своих детей. Гордиться страной. Понимать важность защиты целостности, суверенитета, независимости пути России

довериек институтам власти Власть компетентна и эффективна. Власть открыта, с уважением к человеку. Власть неравнодушна к проблемам людей, власть помогает. Власть и общество на одной стороне, у них общие цели. Доверие к выборам.

традиции и семейные ценности Семья и дети - важнейшая ценность для человека. Семья - это безопасность, любовь и поддержка. Семья - это несколько поколений, скрепленных традициями, уважением к старшими, заботой о младших.

созидание Ценность успеха. Самоактуализация в разных сферах. Понимание зависимости успеха и благополучия от личных усилий. Ориентация на личностный рост и развитие. Гражданское самосо-знание.Осознание себя как части общества, страны, государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Самсонова Т.И. Трудовая социализация молодежи: современные тенденции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013;10:41-49.

2. Чупрякова А.Г., Меркурьев В.В., Косинский П.Д. Трансформация soft-skills в инструмент психологического воздействия на коллектив. В сборнике: Рекультивация выработанного пространства: проблемы и перспективы. Сборник статей VIII Международной научно-практической Интернет-конференции. Кемерово, 2022;(1):176-180. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=54493607&selid=54506528

3. Дворникова Е.В., Кошелева А.В. Трудовая социализация современной российской молодежи // Человек. Общество. Инклюзия. 2019;3(39):19-29.

4. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена. 2001. 240 с.

5. Степусь А.Ф. Теоретико-методологические основы формирования системной конкурентоспособности рабочей силы // Социально-трудовые исследования. 2023;1(50):8-23.

6. Шахматова Н.В., Ситникова С.В. Основные индикаторы социально-трудовой и экономической социализации молодежи // Известия Саратовского университета. 2011;11(3):22-29.

7. Бочаров В.Ю. Концепция баланса работы и личной жизни как основание для типологии стратегий трудового поведения рабочей молодежи // Социально-трудовые исследования. 2020;2(39):113-129.

8. Дорофеева Т.П. Взаимосвязь экономико-демографических факторов и спроса на услуги высшего образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020;4(18):534-542.

REFERENCES

1. Samsonova T.I. Labor socialization of youth: modern trends. Theory and Practice of the Service: Economics, Social Sphere, Technology. 2013;10:41-49. (In Russ.).

2. Chupryakova A.G., Merkuryev V.V., Kosinsky P.D. Transformation of soft-skills into a tool of psychological impact on the team. In the collection: Reclamation of the developed space: problems and prospects. Collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Internet Conference. Kemerovo, 2022;(1):176-180. URL: https://Www.elibrary.ru/item.asp?id=54493607&selid=54506528

3. Dvornikova E.V., Kosheleva A.V. Labor socialization of modern Russian youth. Human. Society. Inclusion. 2019;3(39):19-29. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Posokhova S.T. Psychology of an adapting personality: monograph. St. Petersburg: Publishing house of the Herzen Russian State Pedagogical University. 2001. 240 p. (In Russ.).

5. Stepus A.F. Theoretical and methodological foundations of the formation of systemic competitiveness of the workforce. Social and Labor Research. 2023;1(50):8-23. (In Russ.).

6. Shakhmatova N.V., Sitnikova S.V. The main indicators of socio-labor and economic socialization of youth. Proceedings of the Saratov University. 2011;11(3):22-29. (In Russ.).

7. Bocharov V.Yu. The concept of work-life balance as a basis for the typology of strategies of labor behavior of working youth. Social and Labor Research. 2020;2(39):113-129. (In Russ.).

8. Dorofeeva T.P. Interrelation of economic and demographic factors and demand for higher education services. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 2020;4(18):534-542. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Алёна Григорьевна Чупрякова - кандидат экономических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, Россия

Alena G. Chupryakova - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of History, Philosophy and Social Sciences, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia https://orcid.org/0009-0007-9177-2303 chupryakovaag@kuzstu.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 26.04.2024; после рецензирования 17.07.2024, принята к публикации 18.07.2024. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 26.04.2024; revised on 17.07.2024 and accepted for publication on 18.07.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.