ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА МИРА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Т.Г. Ходжабагиянц (Москва)
Аннотация. В статье рассматриваются закономерности возникновения психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру. Предлагаются подходы к изучению типологических различий и завязанных на них психологических проблем, обусловленных готовностью человека к изменению образа жизни и образа мира и различным сочетанием этих готовностей у конкретного человека.
Ключевые слова: трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира; изменение образа жизни, системные деформации личности.
В современной научной психологии и психологической практике понятия «образ мира» и «образ жизни» находят достаточно широкое применение. Однако перед психологом, использующим данное понятие, возникают трудности, связанные с разнообразием взглядов на проблему закономерностей формирующегося образа мира и складывающегося образа жизни, а следовательно, с конкретной смысловой наполненностью этих понятий. Об этом, в частности, свидетельствует использование целого ряда близких (подчас тождественных) по значению терминов, таких как «картина мира», «модель универсума», «представление о мире» и т.п.
В свое время включение в понятие «образ мира», впервые употребленное А.Н. Леонтьевым, сверхчувственных компонентов («пятое квазиизмерение») позволило в дальнейшем использовать эту категорию как один из вариантов разрешения проблемы предмета психологии. В контексте данных построений образ мира представлен не только пространственными характеристиками, но и временными. Как отмечают многие исследователи, временная представленность выражается в отношении и прошлого (собственный опыт), и настоящего (актуальная деятельность), и будущего в виде системы ожиданий, прогнозов о том, что произойдет в ближайшем или далеком будущем. Ключевыми составляющими понятия «образ мира» являются категории «значение», «смысл», «ценность». Именно ценностно-смысловая сфера человека задает направленность построения образа мира, создает координаты, на основании которых человек выстраивает свою реальность. Исследование ценностных и смысловых составляющих является непременным этапом реконструкции образа мира человека.
Анализ работ, посвященных развитию понятия «образ мира» в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева, Е.А. Климов, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, Д.А. Леонтьев и др.), позволяет сделать вывод о том, что в формализованной структуре образа мира выделяют три составляющих, три слоя:
- перцептивный, включающий в себя пространственные категории и время и характеризующийся множеством упорядоченных объектов, движущихся относительно субъекта; специфика этого слоя - представленность в виде различных модальностей;
- семантический, представленный многомерными отношениями, наличием значений и качеств предметов, их характеристик; модальности присутствуют и разделяются с помощью семантики;
- амодальный, основными характеристиками которого являются целостность и нерасчлененность.
Существенными для задач нашего исследования являются представления о том, что будучи сущностной характеристикой человека образ мира созидается, конструируется самим человеком; возможность перманентного становления его рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности, обеспечивая и биологическое, и психологическое выживание человека в изменяющемся мире.
Понятие «образ жизни» наиболее часто упоминается в связи с проблемами развития личности, влияния социальных и биологических факторов на развитие человека. В отечественной психологии наиболее детально это понятие рассматривается в рамках направления, известного как «психология жизненного пути личности» (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, H.A. Логинова и др.). С понятием «образ жизни» сопряжены понятия «уклад жизни», «стиль жизни», «способ жизни», «способ организации жизни» и т.п.
Можно выделить два аспекта использования термина «образ жизни». Первый характеризует исторически сложившийся образ жизни общества в целом, второй -индивидуальный образ жизни, который реализует индивид в своей жизнедеятельности. Индивидуальный образ жизни формируется в результате поступков человека, совершаемых в определенных обстоятельствах, и его индивидуализация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития. В этом контексте представляется чрезвычайно важным положение о том, что не только среда создает обстоятельства жизни, но и сам человек на определенной стадии развития оказывается способным создавать или изменять обстоятельства своей жизнедеятельности, переходя от «режима потребления» в «режим созидания и творчества» (А.Г. Асмолов).
С обретением человеком элементов взрослости микросреда во многом становится эффектом деятельности самого человека, что выражается в выборе профессии, круга общения, спутника жизни и т.д. Другими словами, выбирая место жительства, место учебы, работы и
Психология образования
т.д. в качестве микросреды, в которой ему предстоит жить и которая будет в конечном счете формировать его индивидуальный образ жизни, человек выбирает степень своей связи с социумом, т.е. через индивидуальный образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой.
Индивидуальный образ мира устойчив, однако в биографии человека выделяют такие поворотные моменты, «биографические события», которые вызывают значительные изменения в образе жизни. «Событийно-биографический подход» (Б.Г. Ананьев, H.A. Логинова, Л.Ф. Бурлачук и др.) открывает возможность для исследования динамики тех психологических событий, которые обусловливают изменения индивидуального образа жизни: а) событий среды, под которыми подразумевается существенная перемена в обстоятельствах развития, произошедшая не по воле субъекта жизни; б) события поведения человека или его поступки, имеющие под собой основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревающие в сфере переживаний, во внутреннем мире человека; в) события внутренней жизни, результатом которых является скачкообразное изменение в сфере ценностей, что, в свою очередь, неизменно приводит к реальным событиям-поступкам.
В целом ряде исследований, посвященных изучению психологических закономерностей динамики трансформаций образа жизни и образа мира людей (О.М. Крас-норядцева, Д.Б. Даненова, Ю.В. Клочко, Ю.В. Трофимова, Д.В. Матис и др.), были выявлены значимые для задач нашего исследования взаимосвязи между образом мира и образом жизни:
- наличие противоречия между образом жизни и образом мира, обусловленное, с одной стороны, существованием перманентно актуальной тенденции к установлению соответствия между образом жизни и образом мира, а с другой - постоянно возобновляемым их несоответствием, инициируемым как внешними (средо-вые, ситуативные), так и внутренними (психологические новообразования, порождаемые в процессе деятельности) факторами;
- психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей может быть представлен
как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции совокупности деятельно-стей, составляющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека;
- готовность к изменению образа жизни как интег-ративный психологический конструкт характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни;
- готовность к изменению образа жизни проявляется в способности человека к той духовной работе, в результате которой человек удерживает целостность собственного Я, своей самости.
Анализ психологической литературы, собственный опыт консалтинговой работы в качестве практического психолога дают основания для вывода о том, что существуют определенные закономерности в возникновении психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру. Распределение этих проблем указывает на типологические особенности, свойственные большим группам людей, оказавшихся в условиях вынужденного изменения образа жизни, независимо от многих индивидуальных (гендерных, возрастных и т.д.) различий.
Материалы первичных пилотажных исследований показали, что в основе возникновения психологических проблем, обусловленных изменением образа жизни, с которыми человек не может справиться самостоятельно и вынужден обращаться за помощью к психологу, проблем, имеющих определенные содержание и качество, проявляющихся в уровнях переживания и осмысленности, лежат противоречия, которые возникают в системе образ жизни - образ мира человека. Существуя всегда и даже являясь определенным источником развития человека как открытой психологической системы, эти противоречия могут становиться причиной деструкции системы или, но крайней мере, такой ее деформации, которая может оказаться необратимой. Источником типологических различий и завязанных на них психологических проблем является готовность человека к изменению образа жизни и образа мира и различное сочетание этих готовностей у конкретного человека.
TRANSFORMATIONS IN PERSON'S WAY OF LIFE AND IMAGE OF THE WORLD AS A MATTER OF RESEARCH AND PROFESSIONAL REFLECTION OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST T.G. Khodjabaguiants (Moskow)
Summary. Mechanisms of psychological problems origin connected with the entering the foreign language and culture conditions are studied in the article. Research approach to showing up some typological differences in readiness to change the way of life and image of the world are discussec.
Key words: reorganization of value-notional components of image of the world, system destruction.