Научная статья на тему 'Изменение направлений деятельности муниципальной методической службы (на примере г. Губкина Белгородской области)'

Изменение направлений деятельности муниципальной методической службы (на примере г. Губкина Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева М. В.

Lazareva M.V. Changing courses of activity of the municipal methodical service (by the example of Gubkin - a town in Belgorod region). The author considers the scientific-methodical support of education at municipal level as a system. It is determined that such a system can be presented by the town scientific-methodical centre with the professional-pedagogical education being its basis of activity. The principal ways of interaction of the centre with the educational institutions of the town and of the region are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение направлений деятельности муниципальной методической службы (на примере г. Губкина Белгородской области)»

ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (на примере г. Губкина Белгородской области)

М.В. Лазарева

Lazareva M.V. Changing courses of activity of the municipal methodical service (by the example of Gubkin - a town in Belgorod region). The author considers the scientific-methodical support of education at municipal level as a system. It is determined that such a system can be presented by the town scientific-methodical centre with the professional-pedagogical education being its basis of activity. The principal ways of interaction of the centre with the educational institutions of the town and of the region are revealed.

Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

А. Дистервег

...Вопрос, можно ли определенную совокупность знаний назвать наукой, есть вопрос степени. Это значит: чем больше это знание объясняет такого, что не могло быть объяснено прежде, чем больше оно предсказывает из того, что не могло быть предсказано прежде, тем более оно научно.

Дж. Соммервилл

Современный мир меняется очень быстро. В этих условиях перед любым обществом встают, как минимум, два кардинальных вопроса: сохранение системы социальных институтов, обеспечивающих воспроизводимость идентификационных процессов, и развитие инновационных структур и программ, направленных на формирование новой социокультурной тождественности [1].

В то же время в период модернизации должны быть определены свойства и качества педагогических систем как основного звена преобразований. Реформирование территориальных систем должно исходить из потребностей обеспечения педагогической деятельности, то есть все надсистемы должны быть лояльны к многообразию подсистем и предоставлять педагогическим системам необходимую для нормального саморазвития степень свободы.

Изменение социальных условий в процессе системных модернизаций, безусловно, предполагает реформирование образования как с содержательной, так и с формальной сторон.

В процессе модернизации претерпевают изменения образовательные системы всех уровней: федерального, регионального и муниципального.

Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в педагогической сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Перемены в образовании, их осмысление и прогнозирование отстают от темпов изменения общества и от потребностей самого образования. Проникновение в сущность явлений, оценка прошлого и настоящего и прогнозирование будущих состояний общества составляют основную задачу познания и служат теоретической платформой для развития всех сфер человеческой деятельности [2, 3].

Целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная инновационная педагогическая деятельность основывается на теоретических положениях проектирования. В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессами преобразований образовательных систем и обучать педагогов как субъектов их непрерывного преобразования.

В условиях реформирования образования магистральной линией является перевод обра-

зования в режим творчества и превращение творчества в базис образования нового типа. Это

обладает высоким уровнем творческости. Это вполне понятно, потому что творца может воспитать только творец.

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить переход к взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Повышение профессионализма педагогов, переподготовка педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.

Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышения социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников необходима реорганизация муниципальной методической службы; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик, существующих в рамках муниципальной системы образования; также нужно создать разветвленную инфраструктуру методической службы в форме экспериментальных площадок, лабораторий перспективного и актуального педагогического опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений города и района; требует необходимости организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров, среди которых в настоящее время не более четверти имеют только ознакомительный уровень подготовки в данной области.

В условиях реформирования образования магистральной линией является перевод образования в режим творчества и превращение творчества в базис образования нового типа. Это возможно в условиях, когда учитель обладает высоким уровнем творческости. Это вполне понятно, потому что творца может воспитать только творец.

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить переход к взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Повышение профессионализма педагогов, переподготовка

возможно в условиях, когда учитель

педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, необходимое условие модернизации системы образования России.

Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышения социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников необходима реорганизация муниципальной методической службы; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик, существующих в рамках муниципальной системы образования; также нужно создать разветвленную инфраструктуру методической службы в форме экспериментальных площадок, лабораторий перспективного и актуального педагогического опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений города и района; требует необходимости организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров, среди которых в настоящее время не более четверти имеют только ознакомительный уровень подготовки в данной области.

Очевидно, чтобы преодолеть сложившийся кризис и ситуацию стагнации в рамках муниципальной методической службы, необходимо разработать научно обоснованную стратегию деятельности нового структурного элемента в муниципальной системе образования, которым может являться Научнометодический центр.

Речь идет не просто о разработке и внедрении в образовательный процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы в системе повышения квалификации педагогов на муниципальном уровне, а о создании алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность.

Смена профессиональных потребностей характерна также для администраторов второго звена (директоров школ и их заместителей). Актуальными становятся проблемы вы-

бора модели и программы развития школы, проблемы управления научно-методической работой в школах, освоения нового базисного учебного плана в связи с переходом на профильную школу, введения школьного и регионального компонентов учебных предметов, обеспечения преемственности образовательного процесса.

Показательным в этой связи является понимание того, что научно-методическое обеспечение образования на муниципальном уровне должно являться системой со следующими признаками: целенаправленность и

управляемость, иерархическая структура организации, эмерджентность, многосвязность элементов, наличие информационных связей, круг специалистов, многокритериальность оценки результативности функционирования, многократность изменения и наличие возмущающих факторов, состязательных и конкурирующих сторон. Такой системой может являться научно-методический центр городского Управления образования и науки, основой деятельности которого должно стать профессионально-педагогическое образование, что может быть представлено совокупностью следующих положений:

• выработка стратегии развития системы профессионально-педагогического образования, определение его приоритетов, реализация этой стратегии через различные муниципальные Программы развития и инновационные проекты;

• организация научных исследований, направленных на развитие профессиональнопедагогического образования в городе, перевода его в новое качество;

• изучение потребности педагогического рынка труда;

• активное распространение инновационной образовательной деятельности, изучение и поддержка инновационной деятельности каждого педагога;

• обеспечение в условиях деятельности научно-методического центра возможностей для личностного и профессионального самосовершенствования каждого педагога за счет разработки и реализации специализированных программ развития и саморазвития личности;

• организация мониторинговой деятельности для оценки качества функциониро-

вания малых педагогических систем на муниципальном уровне.

Управление является обязательным элементом любой формы организации коллективной деятельности людей, в том числе методической и педагогической. Неотъемлемой частью науки по изучению педагогической деятельности является искусство управления, то есть умение, мастерство педагогов в управлении учебно-воспитательным процессом, в более эффективном решении педагогических задач на основании согласованности их действий. Таким образом, муниципальная методическая служба нуждается в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов.

Вне возможности «субъект-субъектной природы» управления акцентируется, что управляемый является объектом, способным к изменению в результате воздействия на уровне субъект-объектных отношений. Переход личности из одного состояния в другое в ходе управления - детерминирован, включая в себя ряд жестких условий:

• полная определенность цели деятельности, что позволяет ее исчерпывающе описать, разложить на подцели, определить их динамику во времени, указав требуемые промежуточные значения, и на этой основе поставить конкретные задачи перед исполнителями;

• высокая степень управляемости объекта управления, из которого вытекает, что субъект всегда способен изыскать требуемые рычаги воздействия, для того чтобы вызвать желаемый тип поведения объекта;

• возможность выделения и локализации объекта управления в течение всего периода управления;

• точная оценка и мобилизация в требуемых объемах всех необходимых для управления ресурсов до его осуществления.

В контексте отмеченного выше актуальным становится утверждение о том, что нельзя построить педагогически целесообразную систему управления муниципальной методической службой, не демократизируя весь процесс отношений в системе, так как современная роль образования заключается в следующем:

Управление: стратегия и тактика

• в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

• в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;

• в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей конкурентно способностью и инвестиционной привлекательностью;

• в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Таким образом, предложенная ниже структура организации управления муниципальной методической службой соответствует всем вышеизложенным целям, задачам, принципам и направлениям деятельности (рис. 1).

В данной модели выделяется структура Научно-методического центра, который призван удовлетворить возрастающие потребности практики в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении и который построен с учетом нового содержания деятельности, организационных форм, методов и механизмов взаимодействия центра с практиками образовательных учреждений города и района.

Такими организационными формами совместной деятельности педагогов могут являться: районные предметные объединения, городской методологический семинар, научно-практические конференции, консалтинговый центр, мастер-классы, электронные конференции.

Исходя из вышеизложенного, научнометодический центр планирует сосредоточить свое внимание на следующих очень нужных функциях:

• экспертиза модернизированных, новых авторских программ, разработок и т. п. -всего того, что было изобретено в школе в связи с ее переходом в режим развития;

• создание информационного банка инноваций для выбора стратегии перехода образовательных учреждений в режим развития;

• подготовка педагогических и руководящих кадров для работы в инновационном режиме;

• информация о том, в чем школам могут помочь региональная, городская методическая служба;

• информация о ходе инновационного процесса в образовательных учреждениях в рамках муниципальной системы;

Рис. 1. Структурная модель организации управления Научно-методического центра Управления образования и науки Губкинской территориальной администрации Белгородской

области

• совместная подготовка и проведение внешкольных творческих интеллектуальных соревнований учащихся (предметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоНЫ и др.);

• организация занятий именно по заявкам школьных профессиональных объединений с целью повышения квалификации учителей по наиболее актуальным проблемам развития образования (долгожданное удовлетворение потребностей учителей);

• участие в мероприятиях по аттестации учащихся (диагностика, тестирование, срезы знаний) и учителей - членов тех или иных школьных профессиональных объединений.

Все эти функции и определяют взаимодействие муниципальной методической службы с педагогическими и руководящими работниками образовательных учреждений.

Особенностью взаимодействия педагогов школ с научно-методическим центром является провозглашение методической службы прежде всего и, в первую очередь, как сервисной службы, направленной на наиболее полное удовлетворение профессиональных потребностей всех учителей.

1. Концепция развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2001-2005 годы. М., 2001.

2. Лобейко Ю.А., Новикова Т.Г., Трухачев В.И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М., 2002.

3. Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании. Томск, 1999.

Поступила в редакцию 27.02.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.